Всемирный совет церквей и Конференция европейских церквей Будущий Патриарх Кирилл принимал активное участие в работе Всемирного совета церквей : с августа 1969 г. он являлся участником всех заседаний Центрального комитета Всемирного совета церквей, а с сентября 1971 г. — участник всех заседаний Исполкома ВСЦ (до 1975 года как эксперт, а с 1975 по 1998 гг. как действительный член этих руководящих органов). Кроме того, с 1972 г. по 1976 г. он входил в правления Фонда ВСЦ по реконструкции и примирению в Индокитае, с 1976 г. по 1978 г. был членом Комитета по пересмотру программ ВСЦ, с 1980 г. по 1983 г. — Комитета по подготовке VI Генеральной Ассамблеи ВСЦ, но дольше всего он входил в состав Комиссии «Вера и устройство» (с 1975 по 1991 г.) и трижды участвовал в ассамблеях этой Комиссии в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). В качестве делегата участвовал в IV (Уппсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных ассамблеях Всемирного совета церквей, а в качестве почетного гостя в IX Генеральной ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.). Вместе с тем, он дважды входил в состав Комитета по назначению Генерального секретаря ВСЦ (в 1984 г. и в 1991 г.). Встречаясь с представителями православных СМИ, Святейший Патриарх Кирилл поделился опытом участия в одном из таких мероприятий: «В далеком 1968 году в городе Уппсале, в Швеции, проходила IV Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей. Я был самым молодым участником этого большого международного межхристианского съезда — мне был 21 год. Рядом со мной сидел пожилой священник из Соединенных Штатов Америки по имени Иоанн Туркевич, — сын митрополита Леонтия (Туркевича), который в свое время был женатым священником, овдовел, а потом стал главой русской митрополии в Северной Америке. Отец Иоанн был не только священник, но и выдающийся американский ученый-химик. Он всю жизнь проработал в Принстоне, участвовал в Манхэттенском проекте; это был человек огромных знаний и опыта, вместе с тем глубоко верующий.

http://patriarch.patriarchia.ru/vsemirny...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с и.о. генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой 18 октября 2022 г. 16:00 17 октября 2022 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря , также приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ВСЦ Бенджамин Симон.  Обращаясь к гостю с приветствием, Святейший Владыка отметил: «Я очень ценю, что вы приехали в это непростое время в Россию, чтобы встретиться со мной и моими собратьями, поговорить о ситуации, которая складывается сегодня в международных отношениях. Естественно, что эта ситуация отражается и на межцерковных отношениях».  Подчеркнув значимость вклада Всемирного совета церквей в преодоление различного рода проблем в отношениях между народами, Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о времени, когда он в 1971-1974 годах являлся представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.  «На моей памяти было множество политических кризисов, которые ставили межхристианское движение в очень сложное положение, и тогда возникали вызовы самому факту существования ВСЦ, — продолжил Его Святейшество. — Но мы всегда находили выходы из этих положений и помогали церквам участвовать в миротворческих процессах».  Сложившаяся сейчас в мире сложная ситуация накладывает свой отпечаток и на отношения между церквами, констатировал Святейший Владыка, упомянув, что к этому также добавляется комплекс проблем, связанных с пандемией коронавируса, весьма болезненно отразившейся на жизни людей и затронувшей в том числе церкви. «Я бы хотел отметить с признательностью тот факт, что Всемирный совет церквей в это непростое время справляется с задачами и вызовами, которые встают перед ним», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

http://patriarchia.ru/db/text/5969174.ht...

Митрополит Кирилл заявил, что Русская Церковь «продолжит, а может, и усилит» участие в работе Всемирного Совета Церквей 30 августа 2006 г. 15:17 Всемирный Совет Церквей — хорошая трибуна и для проповеди, и для отстаивания ценностей и интересов Православия во всем мире, отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в интервью сайту Отдела внешних церковных связей . Владыка отметил, что решение о вхождении Русской Церкви в состав Всемирного Совета Церквей, принятое в 1961 году, «давалось нелегко». Но в годы, когда возможность для проповеди была минимальной, священноначалие Русской Церкви рассматривало членство в ВСЦ как шанс для укрепления своих позиций внутри страны. Кроме того, работа ВСЦ в 1960-70-е годы включала в себя антивоенные инициативы, критику различных форм расизма и фашизма, борьбу с бедностью и распространением ядерного оружия, и Русская Церковь поддерживала работу ВСЦ по этим направлениям. Владыка Кирилл положительно охарактеризовал политическую деятельность ВСЦ в последние годы, в частности многочисленные выступления против натовской агрессии в Югославии. «Позиция ВСЦ по вопросам глобализации, в оценке многих мировых экономических и социальных процессов, а также по отношению к конфликтным ситуациям в разных странах и регионах близка позиции нашей Церкви. Так, имеет место полное совпадение мнений Русской Православной Церкви и ВСЦ по вопросам войны в Ираке», — отметил митрополит Кирилл. По его словам, вступление в ВСЦ именно в 60-е годы было богословски оправдано, поскольку в это время Совет уже строил свою работу на основе Торонтской декларации, которая не только утверждала веру во Святую Троицу как основу для сотрудничества христиан, но и четко заявляла, что Совет не имеет никакой власти в отношении церквей-членов и не имеет права действовать от их имени. В декларации подчеркивалось, что ВСЦ является лишь форумом, призванным служить церквам в их взаимных отношениях, и не может иметь собственной экклезиологии. Таким образом, отмечает митрополит Кирилл, распространенное мнение, что ВСЦ претендует быть своего рода «сверхцерковью», не соответствует действительности.

http://patriarchia.ru/db/text/137086.htm...

Русская Православная Церковь и экуменическое движение Протоиерей Максим Козлов Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 года в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 года, на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 года, можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 года на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 году в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 года представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг как «Православие и экуменизм» с привлечением материала XVIII–XIX веков чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные  контакты Российской Церкви с инославным миром, как на личном уровне (известная переписка А.С.Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне, контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения.

http://pravoslavie.ru/475.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Закрыть Искать поддержки надо у православных и традиционалистов О визите на Украину представителей Конференции европейских церквей 11.04.2024 17 Время на чтение 3 минуты Фото: vzcz.church.ua В преддверии принятия Радой антихристианского законопроекта направленного на ликвидацию канонической Украинской Православной Церкви, на Украину пожаловали представители Конференции европейских церквей из Константинопольского патриархата, Англиканской церкви, Евангелической лютеранской церкви Финляндии и Дании и так далее. В среду, 10 апреля, представители Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) заверили делегацию Конференции европейских церквей, что на Украине есть свобода вероисповедания, сообщает «Союз православных журналистов». Вместе с тем, на сайте Отдела внешних церковных связей канонической Украинской Православной Церкви есть информация, что представитель от УПЦ на встрече с КЕЦ протоиерей Николай Данилевич высказал «обеспокоенность Украинской Православной Церкви возможностью принятия Верховной Радой Украины законопроекта В этот же день глава Отдела внешних церковных связей канонической Украинской Православной Церкви митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин отдельно встретился с представителями Конференции европейских церквей, сообщает «Союз православных журналистов». Как сказано на сайте ОВЦС УПЦ, «в ходе встречи речь шла о религиозной ситуации в Украине, в частности, митрополит Августин передал делегации КЕЦ позицию УПЦ по поводу законопроекта 8371». В это время в Женеве главарь ПЦУ Думенко заявил представителям Всемирного совета церквей, что все религиозные организации Украины поддерживают законопроект 8371. «Предложенные в парламенте изменения в законодательство не затрагивают свободу вероисповедания, но наоборот – защищают религиозные организации в Украине от превращения в инструмент кремлевской гибридной войны», – заявил лжец Думенко. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, на Украине сложился консенсус всех не православных церквей и раскольников, которые готовы открыто поддержать гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь. Это уникальная ситуация свидетельствует о каком-то умопомрачении представителей разных религиозных традиций и заставляет ещё раз вспомнить распространявшееся во время «майдана» сведения о том, что его участникам подсыпали наркотические вещества, влияющие на психику.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/is...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с и. о. генерального секретаря ВСЦ протоиереем Иоанном Саукой 17 октября 2022 года 17 октября 2022 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с исполняющим обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиереем Иоанном Саукой. Во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции московского  Данилова монастыря , также приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Антоний , заместитель председателя ОВЦС  архимандрит Филарет (Булеков) , представитель Московского Патриархата при Всемирном совете церквей и международных организациях в Женеве протоиерей Михаил Гундяев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ВСЦ Бенджамин Симон.  Обращаясь к гостю с приветствием, Святейший Владыка отметил: «Я очень ценю, что вы приехали в это непростое время в Россию, чтобы встретиться со мной и моими собратьями, поговорить о ситуации, которая складывается сегодня в международных отношениях. Естественно, что эта ситуация отражается и на межцерковных отношениях».  Подчеркнув значимость вклада Всемирного совета церквей в преодоление различного рода проблем в отношениях между народами, Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о времени, когда он в 1971-1974 годах являлся представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.  «На моей памяти было множество политических кризисов, которые ставили межхристианское движение в очень сложное положение, и тогда возникали вызовы самому факту существования ВСЦ, — продолжил Его Святейшество. — Но мы всегда находили выходы из этих положений и помогали церквам участвовать в миротворческих процессах».  Сложившаяся сейчас в мире сложная ситуация накладывает свой отпечаток и на отношения между церквами, констатировал Святейший Владыка, упомянув, что к этому также добавляется комплекс проблем, связанных с пандемией коронавируса, весьма болезненно отразившейся на жизни людей и затронувшей в том числе церкви. «Я бы хотел отметить с признательностью тот факт, что Всемирный совет церквей в это непростое время справляется с задачами и вызовами, которые встают перед ним», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Филипп (Рябых): Мы не боимся, что диалог с инославными исказит нашу веру, потому что Истина нашей веры не от людей, а от Бога Накануне визита в Русскую Церковь генсека Всемирного совета Церквей Олава Твейта зампред ОВЦС размышляет об участии РПЦ в экуменическом движении 25.06.2010 387 Время на чтение 14 минут В конце июня Русскую Православную Церковь впервые посетит избранный в августе прошлого года генеральный секретарь Всемирного совета Церквей Олав Фюксе Твейт. Накануне этого визита корреспондент «Благовест-инфо» побеседовал с заместителем председателя ОВЦС игуменом Филиппом (Рябых) о взаимоотношениях Русской Православной Церкви с этой межхристианской организацией. - Отец Филипп, на днях в Россию впервые прибудет с визитом новый генсек ВСЦ. Сам этот факт свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь продолжает участие в экуменической деятельности. Между тем, еще с 90-х годов это участие остается одной из самых пререкаемых тем для значительной части православных верующих. Итак, означает ли визит пастора Твейта, что Русская Церковь намерена в полном масштабе продолжить сотрудничество с Всемирным советом Церквей? - Действительно, вопрос об отношении Русской Церкви к ВСЦ уже давно является предметом дискуссии как богословов, так и простых верующих. Сегодня тщательно обсуждаются - прежде всего в специальной комиссии Межсоборного присутствия - все плюсы и минусы церковного участия в этой организации. Но мне кажется, прежде, чем принимать то или иное решение, надо рассмотреть данную ситуацию с различных сторон. В первую очередь надо обратиться к истории вступления нашей Церкви во Всемирный совет Церквей. ВСЦ возник в 1948 году как организация по преимуществу протестантская. И хотя среди его учредителей были и православные - в частности Константинопольский патриархат, протестантские взгляды в ней превалировали. Русская Православная Церковь, получив приглашение вступить в новую экуменическую организацию, долго размышляла, принять или отвергнуть это приглашение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Грузинская Православная Церковь в 1997 году и Болгарская Православная Церковь в 1998 году прекратили официальное членство во Всемирном Совете Церквей, самом представительном мировом экуменическом форуме, ставшем дискуссионной площадкой для более чем трехсот церквей мира, исповедующих веру в Святую Троицу и в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Выход Болгарской Церкви из ВСЦ произошел в канун не только пятидесятилетия основания Совета на учредительной конференции в Амстердаме в августе 1948 года, но и пятидесятилетия Совещания глав и представителей Православных Церквей мира, состоявшегося в коммунистической Москве несколькими месяцами ранее. В послевоенные годы многим казалось, что в Амстердаме может исполниться мечта многих христиан мира о единстве, мечта, об исполнении которой Православные Церкви постоянно молятся, прося Господа «...о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех». Отрицательное отношение к контактам с инославными христианами имело и имеет место в православной среде, но, наряду с этим, многие православные иерархи, святые и подвижники высказывали мысли о насущной необходимости общения разделенных Церквей, что стало называться позднее экуменизмом, вселенским церковным мышлением. Священник Павел Флоренский рассказывал о старце Исидоре Гефсиманского скита: «Всю жизнь лелеял о. Исидор эту мысль о необходимости соединить Церкви, и церковное разделение было для него личною болью и личною обидою. " Все мы дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной " , — скорбно приводил он на память какие-то стихи, и делал это очень, очень часто, — видно, мысль о разделении Церквей сильно беспокоила его» . Преподобный Макарий Глухарев мечтал о постройке в Москве общего храма с тремя отделами для православных, католиков и протестантов как одном из шагов на пути к единству. Местоблюститель Патриаршего престола Константинополя митрополит Дорофей в январе 1920 года в энциклике под названием «К Христовым Церквам всего мира» предложил взаимное сближение и общение различных «Христианских Церквей», несмотря на различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского Патриархата даже «сонаследниками, составляющими одно тело». Он предложил основать «Общество Церквей» и в качестве первого шага для сближения принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». Подобных примеров множество.

http://bogoslov.ru/article/571168

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕТОДИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [англ. United Methodist Church], крупнейшая методистская церковь в США, имеющая своих последователей во всем мире. Член Всемирного Совета Церквей , Всемирного методистского совета , Национального совета церквей (США). Вероучение и богослужебная практика О. м. ц. приняла Исповедание веры Методистской церкви 1962 г., продолжила использовать в качестве вероучительных документов 25 статей религии (24 подготовленные Дж. Уэсли на основе 39 статей Церкви Англии, 25-я была добавлена амер. методистами в 1784), «Типовые проповеди Джона Уэсли» (1746-1760) и его «Объяснительные заметки к Новому Завету» (1755). В О. м. ц. признаются 2 таинства: Крещение и Евхаристия. Крещение как детей, так и взрослых совершается окроплением, обливанием или погружением (по желанию). Евхаристия в конгрегациях совершается с различной периодичностью - от ежеквартальной до еженедельной. В большинстве из них вместо вина используется неферментированный виноградный сок. С т. зр. О. м. ц. это выражает пастырскую заботу о выздоравливающих алкоголиках, обеспечивает участие детей и молодежи и поддерживает воздержание. Принимать причастие в О. м. ц. могут и христиане из других конфессий, ибо «стол, за которым мы собираемся, принадлежит Господу, он должен быть открыт для всех, кто отвечает на любовь Христа, независимо от возраста или членства в церкви» (Book of Worship. Nashville, 1992. P. 29). Кроме того, принимать участие в Вечери Господней могут и некрещеные, т. к. считается, что это может стать 1-м шагом на пути к таинству Крещения. Великий пост в О. м. ц. начинается в Пепельную среду и заканчивается на закате в Великую субботу. Пост не предполагает пищевых ограничений, а является временем саморефлексии, покаяния и сосредоточения на Боге. О. м. ц., особенно в США и Европе, постоянно поддерживает диалог по темам, вызывающим дискуссии в Церкви и в обществе. Конфликты, связанные с равенством полов, разводами, абортами, нетрадиц.

http://pravenc.ru/text/2578115.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010