А наш Синод, к сожалению, такою авторитетности не имеет, не имеет. До сих пор мало кто обращал внимание на существо нашей синодальной формы церковного управления. Мало кто понимает в церковном обществе и всю глубину переворота, произведенного когда-то Петром Великим. Но в минуту церковного смущения, когда ощущается необходимость твердой церковной опоры, мысль невольно обращается к основам нашего церковного здания. Иерархическая власть в Церкви, по правилам православной Церкви, должны организоваться таким образом: епископы должны избираться Собором всех епископов всей области. Если же это являлось почему-либо неудобным, то, во всяком случае, при избрании и постановлении должно быть не меньше трех епископов, а остальные должны были прислать свое согласие письменно (Первого Всел. Соб. Правило 4е, апостольское пр. I-e, VII Всел. 3-е). Тут совершенно категорически утверждается, что принимать участие в избрании должны все епископы, хотя бы и не присутствуют лично (VII Всел. 3-е). При этом каноны делают особые оговорки на счет вмешательства в епископское избрание светской власти. 30-е правило апостольское, подтвержденное впоследствии неоднократно (I Всел. 4-е, VII Всел. 3-е, Лаодик. 13), говорит: " аще который епископ, мирских начальников употребив чрез них получить епископскую в Церкви власть; да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним " . " Высшую же власть над епископскую составляет собор епископов, который должен созываться два раза, или по крайней мере раз в году (I всел. 5-е апостол. 34-е 37-е; II всел. 2-е, IV всел. 19; трул. 8, VII всел. 6, антиох. 20, лаодик. 40, карфаг. 18, 73) " . На соборе должны присутствовать все епископы области (I всел. 5). Выше собора стоит только большой собор. Старший епископ области должен почитаться за главу другими, н отнюдь не имеет права творить что-либо, касающееся других, без их согласия, как равно и они без него (апост. 34). Между прочим, апост. Правило 37-е конкретно указывает, что должно быть главным предметом соборных совещаний. Это - рассуждения о догмате благочестия и разрешение случающихся церковных прекословий. Правило же 5-е первого всел. Собора требует особенной осмотрительности при осуждении кого-либо, дабы все епископы достоверно испытывали всякое такое дело и соборно произносили решение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1557

(Ап. 37; I всел. 6; II всел. 2; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; лаод. 40; карф. 18, 73). Это правило повторяет постановление 37 Ап. правила, присовокупляя к нему лишь то, о чем уже упоминалось в нескольких правилах этого собора, а именно, что полным епархиальным собором считается только тот, который созван подлежащим митрополитом. Относительно прочаго см. толкования 37 Ап. правила и 5 правила I вселенского собора. Правило 21. Епископ от единого предела да не приходит в другой, ни по самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов: но да пребывает в церкви, которую приял от Бога в жребий себе в начале, и да не приходит из нее, по изреченному уже о сем прежде определению. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 16; сердик. 1, 2, 17; карф. 48). См. толкования 14 Ап. правила и 15 правила I вселенского собора. Правило 22. Епископ да не приходит во иной град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненные другому епископу, разве токмо по соизволению епископа тоя страны. Аще же кто дерзнет на сие: то рукоположение да будет недействительно, и он да подлежит епитимии от собора. (Ап. 35; I всел. 15; II всел. 2; III всел. 8; IV всел. 5; трул. 17; анк. 13; сердик. 3, 15; карф. 48, 54). См. толкование 35 Ап. правила. Правило 23. Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшегося. (Ап. 1, 30, 76; I всел. 4; VII всел. 3; карф. 22, 49). См. толкование 76 Ап. правила. Правило 24. Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церкви со всяким тщанием и благою совестью, и с верою во всевидца и судию Бога: и распоряжати оным с рассуждением и властью приличествует епископу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь. Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащего церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковного, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

403 Например, собор Тирский (по делу святого Афанасия и пресвитера Макария) отправил особую комиссию в Мареотиду; такая же комиссия отправлена была святым Флавианом в некоторые константинопольские монастыри. Деян. Всел. соб. Т. III, стр. 256. 409 «Аеций, архидьякон, сказал: недавно некоторые, называющие себя клириками, пришедши вместе с другими мирянами из Александрии, подали записки против благочестивейшего епископа Диоскора. Они находятся пред святым вашим собором, кричат и просят дозволения войти сюда». Деян. Всел. соб. Т. III, стр. 569. 410 Деян. Всел. соб. Т. III, стр. 204, «Деяния в Константинополе против Евтихия» и Т. IV, стр. 297: «Собор Антиохийский». 411 Призванным к суду лицам запрещалось вообще давать показания свои на бумаге, а непременно устно. «Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге!», – говорил святой Флавиан Евтихию, просившему о прочтении его письменного исповедания веры. Деян. Всел. соб. Т. III, стр. 336. 413 Деян. Всел. собор. Т. III, стр. 195. Друзья Евтихия, монахи его монастыря, со своей стороны жаловались, что вследствие осуждения их архимандрита они оставались без службы и причастия Святых Тайн долгое время и даже в праздник Богоявления. Там же. 435 IV Всел. собора прав. 9. Этим правилом порядок степеней церковного суда начинается от низшей – епархиального епископа – и оканчивается высшей – судом экзарха «великия области», или Константинопольского патриарха. Исключительное право Константинопольского патриарха рассматривать судные дела митрополитов другого округа, ему не подчиненного, например, Антиохийского, должно ограничить только тем условием, если недовольный своим митрополитом сам епископ захочет обратиться с просьбой к Константинопольскому патриарху; но последний не имеет права привлечь к своему суду митрополитов другого округа. Не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский патриарх поставляется (Правилами 9 и 17-м IV Вселенского собора) судьёй, а только над подчиненными ему. Ибо он не может привлечь к суду своему митрополитов Сирии или Палестины и Финикии, или Египта против их воли, но митрополиты Сирии подлежат суду Антиохийского патриарха, а Палестинские – суду патриарха Иерусалимского, a Египетские должны судиться у патриарха Александрийского, от которых они принимают и рукоположение и которым именно и подчинены. Назывались экзархами и другие, например, епископ Кесарии Каппадокийской, Эфесский, Фессалоникийский и Коринфский, которым, говорят, поэтому и дано было преимущество носить в их церквах полиставрии». Зонара к 17-му прав. IV-ro Всел. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

– II Всел. соб. пр. 6. …Да предается анафеме всякая ересь, и именно – ересь евномиан или аномеев, и ариан или евдоксиан, и полуариан или духоборцев, также и савеллиан, и маркеллиан, и фотиниан и аполлинариан. II Всел. соб. пр. 1. Если кто будет составлять особые собрания вне Церкви и, презирая Церковь , захочет исправлять церковные нужды без пресвитера, поставленного епископом; да будет анафема. Гангр. соб. пр. 6. Если какой-либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целию) жертвенник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения; то да будет совершенно низвержен (из своего чина) и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властию, как бунтовщика. Антиох. соб. прав. 5. Срав. Карф. соб. пр. 10 и прав. 11 104 . ...Не дозволяется также ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с Церковью, и лиц, чуждающихся одной Церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто-либо из епископов или пресвитеров или диаконов или кто-либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель канона церковного. Антиох. соб. пр. 2. Аще, кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен. Прав. Св. Апост. 10. Епископ или пресвитер или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен. Прав. Св. Апост. 45. Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром? или какая часть верному с неверным ( 2Кор.6:15 )? Прав. Св. Апост. 46. ...Не следует молиться вместе с еретиком или раскольником. Лаод. соб. пр. 33; срав. прав.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Св. Григорий Неокесарийекий в 8 прав. также не решается сказать решительного суждения и советует ожидать, «доколе чего-либо изволят, купно сошедшись, св. отцы и прежде их Дух Святый». Шестой вселенский собор во 2 прав. повелевает быть твердыми и ненарушимыми правилам св. отец, изложенным или принятым, или утвержденным на соборах их. 4 Кормч. кн. титлы правил, гл. 1, гр. 4. Цитат взят из названной книги проф. Заозерского, – стр. 260. 10 Сретенский. Критический анализ главных учений об отношении между церковью и государством, стр. 57. – Ср. прав. 3 IV вселен. соб. (в актах его). 12 Регламент, часть 1 пункт 6, – в полном собрании постановлений и распоряжений по Вед. Прав. Исп., т. 1, стр. 4. 16 Там же. Это разъяснение буквально взято из Регламента, и если оно все таки оказывалось недействительным, то это довольно ясно по­казывает, как архиереи смотрели на самый Регламент. 22 Этими учредительными актами мы считаем: Именной указ импе­ратора Петра I об учреждении Духовной Коллеги с приложенною к нему присягою членам коллеги: Духовный Регламент с прибавле­ниями к нему; – и указ 11 мая 1722 года о назначении в Синод обер-прокурора, с инструкцией этому последнему. 23 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству право славного исповедания Российской империи. 1869 г., т. I, стр. 1. 27 Ср. Апост. прав. 74; II всел. соб. прав. 6; I всел. соб. прав. 4; Ант. пр. 19; I всел. прав. 5; IV всел. пр. 17; Карф. прав. III и 112; VI всел. пр. 25; Карф. 35 и др. 33 От этого упрека он не будет свободен и в том случае, если приводимое им доказательство для высказанного во 2 пункте тезиса не рассматривать, как argumentatio a fortiori. σνοδος νδημοσα Феофана, неизбежно навлекающий на него названный упрек, состоит в оши­бочном утверждении, будто русский Государь «советников своих имеет не токмо ради лучшей истины взыскания, но дабы и не клеве­тали непокоривые человецы, что се или оно силою паче и по прихо­тям своим, нежели судом и истиною заповедует монарх». Это в странах с парламентарным правлением король или император дей­ствительно по таким побуждениям обязывается править лишь по за­конам, прошедшим чрез парламент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Запрещая необузданные увеселения и пиршества вообще и в праздничные дни в особенности, Церковь, однако, не запрещает христианам разных удовольствий, лишь бы последние были чужды нечистых пожеланий, не имели сластолюбивого и сладострастного характера. Так нет ничего предосудительного женам и мужам, собравшимся вместе, разделить трапезу вместе, только бы эти трапезы не сопровождались какими-либо позорищными вымыслами или сатанинскими песнями, певицами и блудническими голосованиями (VII Всел. Соб. пр. 22). Не запрещается верным сходиться и на братские трапезы, устрояемые в праздничные дна по примеру древней вечери любви, только не в храме, а в частном доме (Лаод. Соб. пр. 28); не возбраняется и пастырю участвовать в них (Лаод. Соб. пр. 27); не запрещается учреждать и брачные пиршества, лишь бы они не сопровождались неистовыми скаканиями и плясками (Лаод. Соб. пр. 53, 54 и пр.); но положительно запрещаются пиршества ради пиршества (Лаод. Соб. пр. 55). Предписывая христианам проводить дни праздников и постов сообразно с важностью и значением их, церковные правила определяют для христиан образ жизни и поведение христиан и во всякое время. Так, по взгляду христианской Церкви, члены ее должны пользоваться предметами первой необходимости вообще благоразумно, избегая неумеренного употребления пищи и излишнего употребления вина (ап. пр. 42:43). Требуя умеренности в употреблении пищи и питья, Церковь , однако, осуждает тех, которые гнушаются употребления мяса и вина «не из любви к воздержанию, а по предубеждению против них, по ложным убеждениям, навеянным разными еретическими учениями (енкратитов, монтанистов и др.; ап. пр. 51; Анк. Соб. пр. 14; Гангр. Соб. пр. 2; Васил. Велик. пр. 86 и 28). Запрещается только употреблять в пищу кровь животных, удавленину или звероядину (ап. пр. 63; Гангр. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 67). Не запрещается заботиться о чистоте тела своего, лишь бы это не соединялось с другими нечистыми целями и не производилось каким-либо предосудительным и соблазнительными образом, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

224 ( Дeяh. VII соб., стр. 95). Он же говорит в письме к евесянам: «каковы же те, которых прошлого года пригласили из Галатии, в надежде, что через них в состоянии будут возвратить себе епископство». И немного далее: «Если же говорят, что покаялись, то пусть представят письменное своё покаяние, и проклятие константинопольского исповедания 225 и отлучения еретиков». (там же, стр. 96). – Затем было прочитано определение III вс. соб. о принятии мессалиан. «Чтобы все, находящиеся по всей провинции, еретики мессалиане или энтузиасты, или подозреваемые в этой ереси, члены ли клира или миряне, согласились (с православными), и если которые письменно уже анафемамствовали (свою ересь).., если будут члены клира, да пребывают в клире, если миряне да будут допущены к общению». (Деян. всел. соб. т. II, стр. 23). Ещё было прочитано из послания св. Афанасия к Руфиниану и из церковной истории пресвитера Руфина. «Рассуждено за благо, писал св. Афанасий, падших и защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире, а о тех, которые не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою и насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь места в клире». ( Дeяh. VII вс. соб. стр. 101). «Они (т. е. собор исповедников) полагали справедливым отторгнуть только виновников вероломства, пишет Руфин, а с прочими священниками поступить по их желанию, если только они хотят проклясть грех вероломства и обратиться к вере и постановлениям отцов» (там же стр. 106). Ещё многое было читано на VII всел. соб., но довольно и приведённых свидетельств, чтобы видеть, какое направление в чиноприёме еретических клириков принял собор, который, руководясь 8 пр. I соб., 3-м пр. и определением III вс. соб., писанием св. Василия и Афанасия вел. и многих других, постановил принять иконоборческих клириков по примеру наватиан (8 пр. I соб.), мессалиан (определ. III соб.), энкратитов (Вас. вс.) и друг. еретиков 3-м чином, каковым и принял их, чем, так сказать, разъяснил и подтвердил означенные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

пр. 17 и 18; Васил. Велик. пр. 12; VI Всел. Соб. пр. 3 и др.). Тем более Церковь не одобряет в своих правилах третьего брака. Из 50 пр. Василия Великого видно, что третий брак как будто и не признается Церковью за брак законный, но и не подвергается всенародному осуждению как нечто лучшее, чем распутное любодеяние; он называется многоженством или «наказанным блудом»; вступившие в третий брак хотя и не разлучаются, но подлежат епитимии от 3-х до 5-ти лет (Васил. Велик. пр. 4 и 50). Четвертый брак изначала отвергнут в Церкви, как многоженство, плотоугодие, совершенно чуждое духу христианства (Васил. Велик. пр. 80, сн. 50 и 4; Неокесар. Соб. пр. 3 и др.). 5) Брак православных христиан с неправославным – еретиками и раскольниками, по каноническим постановлениям христианской Церкви хотя и запрещается, но не безусловно. Православные могут вступать в брак с неправославным, только под тем условием, если последние дадут обещание и согласие обратиться к Церкви или, по крайней мере, дадут обязательство воспитывать детей в православии (Лаод. Соб. пр. 10 и 31; Карф. Соб. пр. 30; IV Всел. Соб. пр. 14; VI Всел. Соб. пр. 72). Основание такого ограничения понять нетрудно. Брак по понятию христианской Церкви естьТаинство: какое же участие может иметь, вТаинстве лицо, не принадлежащее к Церкви? Затем, в смешенном супружестве не может быть совершенно искренней, чистой, целомудренной любви, долженствующей отличать христианский супружеский союз. Если всякое вообще безразличное общение православных с людьми, чуждыми вере, или отлученными от Церкви, не может быть одобрено Церковью, которая заботится о сохранении в своих сынах нравственной чистоты мыслей, чувств, всей жизни (ап. пр. 45 65, 71; Лаод. Соб. 32–37, 39 и др.); тем менее она может дозволить между ними брачные союзы, которые по свойству своему должны теснейшим образом соединять сочетающихся, и след., будут соединять разномыслящие в важных предметах (в вере и благочестии) души, или, – как выразились отцы VI Всел. Собора, – смешивать «чистое с нечистым», «свет со тьмою», преданность вере с враждой против нее, «волка с овцой». Наконец, Церковь не может не опасаться, что смешанные супружества могут открывать путь совращению христиан в иноверие, православных в еретичество; особенно же опасается за детей, чтобы под чуждым вере влиянием они не воспитались в духе лжи и злочестия, и чрез такое воспитание новых поколений вера Христова, вместо распространения, не оскудевала, а неверие или лжеверие, вместо уничтожения, не усиливалось в мире. Вот те основания или причины, по которым христианская Церковь не предоставила свободы в деле заключения браков православных с неправославным, а допустила такие смешанные браки под тем условием, если будут устранены несообразности и опасности от таких браков, по отношению к православной вере, т. е. если неправославные, вступающие в брак с православными, дадут обещание присоединиться к Церкви или, по крайней мере, детей будут воспитывать в православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Соб. пр. 7), потому что на второй брак смотрела, как на снисхождение к человеческой немощи, и двоеженец подвергался церковной епитимии ( Василия Великого пр. 4). Не дозволялось клирикам принимать участие не только в пиршествах на браке двоеженцев, но и одноженцев, как скоро на этих браках и пиршествах начинались позорищные представления: «Не подобает священникам или причетникам, – постановили отцы Лаодикийского Собора, – зрети позорищные представления на браках и пиршествах, но прежде вхождения позорщных лиц вставати им и отходити» (Лаод. Соб. пр. 54; сн. VI Всел. Соб. пр. 24). Позорищные лица, приглашавшаяся на браки, своими представлениями и плясками, сопровождавшимися иногда нескромного содержания песнями, развеселяли и потешали пирующих. Понятно, что такие представления, как грубые и соблазнительные, были предосудительны не только для клириков, но и для каждого верующего (VII Всел. Соб. пр. 22; сн. VI Всел. Соб. пр. 51.). Песни, преимущественно женщин с игрой на цимбалах, со свободными и размашистыми телодвижениями, игры и нескромные разговоры считались неприличными всем христианам (Лаод. Соб. пр. 53 и толк. Зонары и Вальсамона на это правило). Запрещалось пресвитерам (и прочим клирикам) пиршествовать наедине с женщинами (VII Всел. Соб. пр. 22), – запрещалось это, конечно, с целью устранить соблазн и подозрение, возможное при таких обстоятельствах. Как строго Церковь относилась к поведению клириков, чтобы оно никаким образом не служило соблазном для других, можно судить по тому, что она запрещала не только пьянство, объедение и другие грубые удовольствия, по самому свойству своему унизительные для каждого (ап. пр. 42 и 43), но и в отношении к вещам безразличным в религиозном и нравственном отношении требовала осмотрительности и осторожности. Так, кроме звероядины, мертвечины, мяса с кровью и мяса от идоложертвенных животных, умеренное употребление вина и мяса Церковь считала безразличным в нравственном или религиозном отношениях, когда оно вызвано требованием самой природы и не сопровождалось никакими вредными последствиями, однако же, 51 и 53 правила апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Глава XXXII. Право церкви изменять обряды I) В первые века христианства, по 5 пр. св. апостол, епископы могли быть и женатые, шестой же всел. соб., «прилагая попечение о преуспеянии людей на лучшее», 12 пр. постановил: «епископу не жить с женою». Вальсамон и Зонара поясняют, что св. апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископского сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 пр. св. ап. и толк.). Шестой же Всел. соб. 12 пр. изменяет, отменяет апостольское постановление и узаконополагает: «под угрозою извержения из сана воспрещает епископам жить с женою», и это установлено «не к превращению Апостольского предания, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее» (12 пр. VI Всел. соб.). 2) 26 пр. св. апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак, а Анкирский соб. 10 пр. разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду женитися, и не могут без того пребыти: таковые, после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой Всел. соб. 6 пр. снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Матфий же Властарь говорит: «на 10-е правило Анкирского собора не обращай совсем внимания (Синтагма, буква «Г», гл. 2-я). 3) Св. Причащение И. Христос на Тайной Вечери преподал Своим ученикам отдельно, под двумя видами ( Мф.26:26–27 ), при чем Тело они приняли в руки. Но потом христиане для принятия Тела Христова стали устраивать златая приемницы на том основании, что голыми руками неудобно принимать столь великую святыню. А шестой Всел. Соб. 101 пр. узаконяет: «длани крестообразно да имат хотяй причаститися, и усты да преемлет святая; творяй же преемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место, да отлучится». Собор в Ансидоре постановил: «мужие в руку тело Господне прияти; женам же возбраняет нагою рукою приимати, токмо в белый чистый плат» (Бароний, лето 590-е, ч. 9). Кириллова же книга: «не подобает в руку взимати; но от руки священнически яко от серафима угль горящий Божественное тело и кровь Господню, лжицею, яко клещами, от священного потира, яко от единого трисоставного Божества черпаемое, уста приимати» (л. л. 304 об.–305); – и «еретиками» навывает тех, кои «большую вину полагают на Церковь , иже св. тайны лжицею черпаем, а не голою рукою даем» (л. 79-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010