Содержание Предисловие Введение. Происхождение и развитие иерархии общин Глава первая I. Вопрос о церковных округах в ученой литературе II. История и характеристика римского провинциального управления на востоке империи III. Императорский культ и его организация IV. Этнографическое деление восточной половины Римской империи I. Провинция Азия II. Провинция Вышния-Понт III. Провинция Галатия IV. Провинция Ликия и Памфилия V. Провинция Каппадокия VI. Провинция Киликия VII. Провинция Кипр VIII. Провинция Сирия IX. Провинция Палестина X. Провинция Месопотамия XI. Провинция Аравия XII. Египет XIII. Провинция Крит-Кирена V. Образование церковных округов на почве этнографического деления Римской империи VI. Обзор церковных округов в первые три века христианства I. Провинция Палестина II. Провинция Сирия III. Провинция Кипр IV. Провинция Месопотамия V. Провинция Аравия VI. Египет VII. Провинция Киликия VIII. Провинция Каппадакия IX. Провинция Вифиния-Понт X. Провинция Галатия XI. Провинция Ликия-Памфилия XII. Провинция Азия XIII. Провинция Крит-Киренаика VII. Борьба церкви с императорским культом Глава вторая. Соборы I. Исторический очерк развития епископской должности II. Соборы для избрания епископа III. Происхождение регулярных соборов IV. Христианские соборы II и III веков V. Устройство соборов VI. Делопроизводство собора Глава третья. Митрополиты в первые три века христианства I. Развитие власти митрополитов II. Римский епископ III. Александрийский епископ IV. Развитие митрополичей власти в Антиохии и на востоке Глава четвертая. Институт митрополитов по канонам никейского собора 325 г. I. Новое провинциальное деление Римской империи и административные реформы Диоклетиана II. Никейский собор и церковно-провинциальное устройство Восточно-Римской империи III. Канон шестой никейского собора 325 года IV. Канон седьмой первого вселенского никейского собора     Предисловие Цель этой работы чисто научная. С этой точки зрения появление ее не нуждается в оправдании. Несмотря на обилие источников в русской науке церковного права доселе не существовало сочинения, посвященного истории развития церковно-правительственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Обзор пособий по Церковному Праву Скачать epub pdf Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право. Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании . Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера. В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: « Св. Вселенского I Собора, Никейского », « Св. Вселенского II Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского III Собора, Эфесского », « Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского », « Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского VII Собора, Никейского ». В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: « Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии », « Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского », « Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление », « Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому », « Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров. В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: « Анкирского (314) », « Неокесарийского (315) », « Антиохийского (341) », « Сардикийского (344) », « Лаодикийского (364) », « Карфагенского (393–419) » « Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) » и др.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Правило 28 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поскольку то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянуных областей, с епископами области, должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаго, избрания, и по представлении ему оного . ( Ап. 34 ; I Всел. 4 , 6 , 7 ; II Всел. 2 , 3 ; III Всел. 8 ; IV Всел. 9 , 17 ; Трул. 36 , 39 ; Антиох. 9 ) . Настоящим правилом отцы халкидонского собора подтверждают дарованные 3 правилом II вселенского собора преимущества константинопольскому архиепископу и присоединяют к нему три провинции, которые должны составлять его область. Принцип, которым руководствовались отцы халкидонского собора при издании настоящего правила, тот же самый, которым руководствовались и никейские отцы, когда издавали свое 6 правило, равно и отцы II вселенского собора, когда издавали свое 3 правило, принцип, торжественно высказанный впоследствии Львом великим в словах: «преимущества святых церквей установлены правилами св. отец» 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Разделы портала «Азбука веры» Патриархат — поместная, автокефальная Церковь , предстоятель которой носит титул « Патриарх » (πατριρχης — от греческого «πατρ» — отец, и «ρχ» — власть).  Патриархатами являются девять из пятнадцати Поместных Православных Церквей. В православии патриархаты не имеют принципиальных отличий от других автокефальных Церквей, однако, титул патриарха почетен. Православные патриархаты Исторически патриархаты первого тысячелетия по Р. Х. (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) сложились на основе административного деления Римской Империи рубежа III–IV в., когда император Диоклетиан с одной стороны создал вместо 57 Римских провинций около 100 новых уменьшенных (Рим приобрел особый статус 101й административной единицы), с другой — объединил провинции в 12 диоцезов («διοκησις» – управление, область), в свою очередь образовавших 4 префектуры (Восток, Иллирик, Италия, Галлия). Возвышению Римской, а впоследствии и Константинопольской, кафедр до Патриарших способствовало также уникальное положение этих городов не просто как центров территорий, а отдельных административных образований. О диоцезах (в русском переводе — областях) как о церковно-административных единицах говорит 2 правило Второго Вселенского Собора (381 г.), запрещая епископам вмешиваться в дела чужой области: “…Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных; также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийской области; Фракийские токмо Фракии”. Заметим, что кафедры Рима, Александрии и Антиохии были упомянуты как особые уже в 6 правиле Первого Вселенского Собора (325 г.): «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества церквей». Основанный же после Первого Вселенского Собора Константинополь, естественно, не был там упомянут, но статусу кафедры этого города специально посвящено знаменитое третье правило Второго Вселенского Собора: “Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим”. Иерусалиму, который при Константине Великом только начал возрождаться как крупный административный и религиозный центр, Первый Вселенский Собор (7 правилом) усваивает статус митрополии (равен статусу главного города провинции, а не диоцеза), несмотря на то что главным городом провинции Палестина Первая, к которой принадлежал Иерусалим, была Кесария Палестинская.

http://azbyka.ru/patriarxat

Римские богословы утверждают, будто вся древность христианская, непрерывным и постоянным преданием, подтверждает главенство св. Петра, князя апостолов; будто ни одна истина вероучения христианского не имеет для себя столько самых ясных доказательств в истории Церкви всех веков, как учение о главенстве римского первосвященника 130 . В подтверждение своей мысли, они приводят много выражений св. отцов и учителей Церкви, много обстоятельств и в истории древней Церкви, – выражений и обстоятельств благоприятных учению о главенстве потому только, что римские богословы имеют обычай представлять их вне связи целой речи отца и учителя, вне связи с другими обстоятельствами соприкосновенными; и, таким образом, определяют как смысл выписываемых выражений, так и значение указываемых исторических событий, не по мысли отца или учителя, которому принадлежит то или другое выражение, не по духу времени, места и целого хода событий, когда, где и как в самом деле происходило то или другое событие, но по своему произволу. Стараясь противопоставить такому произволу 131 строгую герменевтическую и историческую критику, представляя здесь все, по возможности, выражения отца или учителя и события исторические, относящаяся к избранному нами периоду времени и рассматриваемому предмету, определяя их значение не по собственным видам, но по связи целой речи отца или учителя, по общему духу его творений и деяний, по соотношению всех соприкосновенных обстоятельств, по общему духу места, времени и целого хода событий, – в этой части сочинения мы имеем целью показать, что в Предании первых веков христианства, до Ι-го Вселенского собора включительно, вовсе нет даже мысли, а не то что – ясного учения о видимом единоличном главенстве в Церкви; что мысль эту, которая на западе стала появляться впервые только после Сардикийского собора, а в полное учение о видимом единоличном главенстве развилась только в средние века после папы Николая I, – мысль эту некоторым отцам и учителям Церкви, жившим в первые веки христианства, римские богословы навязывают самопроизвольно тогда, как их учение о главенстве многими памятниками древнейшей истории христианства решительно опровергается. С этой целью, вопреки уверениям римских богословов, что главенство в лице апостола Петра и его преемников, римских пап, признавала вся древняя Церковь до Ι-го Вселенского собора, здесь будет показано, что учения о видимом единоличном главенстве не признавали, до Ι-го Вселенского собора, I) ни восточная церковь , II) ни западная, III) ни сами папы, ни, наконец, IV) Церковь вселенская. Глава I. Разбор римского учения о главенстве, сделанный на основании голоса древней восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [болг. Доростолска] Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Силистра. Объединяет приходы и мон-ри на территории Силистренской обл. Правящий архиерей - митр. Иларион (Цонев ; с 19 окт. 2003). В наст. время епархия не предоставляет статистических данных. История Христ. проповедь пришла в рим. г. Дуростор (лат. Durostorum, греч. ορστολον, Доростол, болг. Дръстър, Дрыстыр; с кон. XIV в. Силистра) не позднее кон. III в. В IV в. в городе претерпели мученическую кончину 12 святых - первыми из них были Дасий (кон. III - нач. IV в.), Иулий, Исихий, Пасикрат и Валентин , Маркиан, Никандр и Каллиник (в 304, во время посещения города имп. Диоклетианом). В Житии св. Иулия говорится о том, что мн. люди провожали процессию мученика к месту казни и поддерживали его, возможно они принадлежали к городской христ. общине. В захоронении нач. IV в. был найден золотой перстень с выгравированным христ. символом. В городе также пострадали святые Дада, Квинтилиан и Максим (286). Св. Емилиан разбил языческих идолов, за что был сожжен на берегу Дуная (ок. 363). С кон. IV в. город длительные периоды времени контролировался готами, к-рые перестроили его оборонительные стены. В кон. VI в. был разрушен аварами. Первые известия о епископской кафедре в Дуросторе относятся ко 2-й пол. IV в.: ок. 383 г. кафедру занимал еп. Авксентий , арианин. Вскоре он был низложен, но в 384 г. возглавил кафедру в Медиолане (совр. Милан). Еп. Иаков участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. В 458 г., после IV Вселенского Собора в Халкидоне, еп. Монофил вел переписку с имп. Львом I. Среди участников V Вселенского Собора в К-поле в 553 г. упомянут еп. Дуростора Иоанн. Еп. Дулцисим был погребен вместе с еп. Даниилом близ г. Одесс (совр. Варна), куда он перебрался во время нашествия аваров в кон. VI в. О его захоронении сообщает надпись на плите: «Тут лежит благочестивый Дулцисим, епископ Доростола, почил 27, месяца января, индиктиона...». Епископская кафедра в Доростоле засвидетельствована в списках епархий К-польской Патриархии в VI-VII вв. Данные раскопок фундаментов базилики и епископской резиденции указывают на то, что здесь находился большой религиозный центр.

http://pravenc.ru/text/180241.html

Согласительное исповедание 433 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//III Вселенский собор 431 г.(оглавление) Согласительное исповедание 433 г. (Hefele-Leclercq. Histoire des Cone. t. II, l, p. 396) «Посему исповедуем, что Господь Наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумной душой и телом , Рожденный по Божеству от Отца прежде веков, в последние же дни Он же Самый (рожден) по человечеству от Марии Девы, нас ради и нашего ради спасения. Единосущный Отцу по Божеству и Он же Самый единосущный нам по человечеству. Ибо произошло единение двух природ. Посему мы исповедуем Единого Христа, Единого Сына, Единого Господа. Сообразно с этой мыслию ο неслиянном единении (природе) мы исповедуем св. Деву — Богородицей , и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог — Логос и от ее зачатия соединил с Собой воспринятый от Нее храм . Евангельские же и апостольские выражения ο Господе мы признаем: одни — объединяющими , как относящиеся к одному лицу , a другие — разделяющими, как относящиеся к двум природам . И — одни (выражения признаем) передающими богоприличествующие (свойства) по Божеству Христа, a другие — уничиженные (свойства) по человечеству Его.» Как велико было достижение этой встречи! Β западной литературе для определения этого события пущен в ход термин «уния 433 г.,» механически попавший к нам и распространившийся в нашей литературе. Для Запада через легатов, принявших сторону Кирилла, Вселенский собор считался состоявшимся уже в Ефесе, и антиохийцы были как бы раскольниками. Но для нас, как и для императора Феодосия II, собор 431 г. не закончился и не удался вплоть до этого примирения 433 г. Здесь императорская власть, виновная в дезорганизации собора 431 г. и не признавшая его, довела наконец с запозданием опрометчиво начатое ею дело вселенского собора до его благополучного конца. Тут только III Вселенский собор и состоялся. Тут богословы сговорились. Взаимные анафемы молчаливо (!!) взаимно были упразднены. И подписано то, что должно было быть подписано еще в 341 г. Это — не «уния,» a, по существу, орос III Вселенского собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/435155/

Александр Аннинский История Армянской Церкви (до XIX века) Определением Святейшего Синода, от 29/30 апреля 1898 г., сочинение это в рукописи удостоено почетного отзыва, после того автором исправлено и дополнено. Содержание Предисловие Период предварительный I. Армяне пред принятием христианства Первый период II. Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви III. Армянская церковь при первых преемниках св. Григория IV. Архиепископ Нерсес I. Усиление власти главного армянского епископа в ущерб царской и проявление стремлений к церковной независимости V. Прекращение обычая ходить в Кесарию за посвящением в арм. патриархи и положении арм. церкви в первое время после этого VII. Армянская церковь в смутную пору второй половины V века VIII. Общий взгляд на состояние внутренней жизни армянской церкви в первый период Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской X. Первое столетие после отделения армянской церкви. Разделение в Армении по поводу собора 527 г. и усилия армянских католикосов привлечь к этому собору несогласных XI. Католикос грузинский Кирон и отделение грузин от общения с армянами XII. Стеснение православной партии в Армении после смерти имп. Маврикия и усиление ее после побед Ираклия над персами. Первое соединение армянской церкви с греческой XIII. Армяне по вине императоров отступают от унии. Вторичное принятие ими халкидонского собора XIV. Армянская церковь после Нерсеса III до кат. Иоанна Отцнийского XV. Католикос Иоанн IV Отцнийский XVII. Общий очерк внутренней организации армянской церкви Третий период XVIII. Армянская церковь после восстановления Армянского царства. Патриаршествование кат. Захарии. Новая попытка к примирению церквей XIX. Преемники кат. Захарии: Георгий II, Маштоц, Иоанн Историк, Стефан II, Феодор I XX. Католикос Анания Моккский XXI. Католикосы Ваган, Стефан III и Хачик I XXII. Католикосы Саркис, Петр и Хачик II Четвертый период XXIII. Армяне приходят в ближайшее соприкосновение с западными христианами XXIV. Григорий III и Нерсес Благодатный XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Б. Церковное право как наука Часть первая. Источники Церковного права Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению Отдел второй. История источников Церковного права Глава I. История законодательства вселенской церкви с I по Х век Глава II. История источников права православной церкви с X века А. Развитие законодательства Константинопольской церкви с X по XV в. Б. История источников Церковного права в русской православной церкви Глава III. История источников права римско-католической и других христианских церквей церкви Б. Источники права евангелической церкви В. Источники права армяно-грегорианской церкви Часть вторая. О церковном устройстве Отдел первый. Устройство православной церкви Глава I. Личный состав православной церкви А. Способы вступления в члены православной церкви следующие Б. Различие членов церкви по правам и обязанностям I. Миряне II. Духовные лица Глава II. Об общественном устройстве и учреждениях церкви А. Первичные церковные общины II. Монастырь. III. Домовые церкви, IV. Характеристика строя приходской общины других поместных церквей. Б. Церковно-административные округа В. Епархия Отдел первый. История русской поместной церкви. Отдел второй. История Римско-католической церкви в пределах России А. Клирики Б. Римско-католическая иерархия В. Монашествующие Римско-Католической церкви Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России Отдел четвёртый. Устройство Армяно-Грегорианской церкви Часть третья. О церковно-правительственной власти I. Церковно-законодательная власть II. Законо-исполнительная власть церкви III. Церковно-судебная власть Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Отдел первый. Брачное право Отдел второй. Имущественное право церкви. Часть пятая. Учение об отношениях между церковью и государством Отдел первый. Очерк теорий и систем отношений между государством и церковью Глава I. О свободе религий в положительном смысле или о свободе вероисповеданий Глава II. О свободе религиозных убеждений или религиозной совести отдельных лиц Глава III. О свободе церкви, или об отношении государства к церкви и другим религиозным обществами Отдел второй. Исторический очерк отношений между государством и церковью Отдел третий. Отношения государства к церквям и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010