80 То есть в то время, когда тело Иисуса Христа находилось во гробе, Он, как Бог, со Своей душой был в аду, в раю – с разбойником и на Божественном престоле вместе с Богом Отцом и Святым духом, как беспредельный Бог, наполняя все и находясь везде. 81 Здесь под темницей апостол разумеет царство мертвых – ад, под духами, находящимся в темнице , – души умерших, находившиеся в аду. 82 Словом изъязвлен пророк указывает на физические страдания Искупителя, а выражение: мучим за беззакония наши относится к тяжким душевным мукам Божественного Страдальца, которые Он предощущал еще накануне распятия в саду Гефсиманском и во всей тяжести пережил во время крестных страданий. – Наказание мира нашего , то есть наказание для нашего примирения с Богом. 84 Род лукавый и прелюбодейный , сказал Господь книжникам и фарисеям, ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). 85 Господь Иисус Христос, как Первосвященник, принесший Себя Самого в жертву за грехи людей, воссел одесную Бога Отца и всегда ходатайствует за нас перед Отцом Своими голгофскими ранами, которые представляют живое свидетельство претерпенного Им страдания. 86 Сидение одесную есть земное, человекообразное выражение. Это выражение означает действие, взятое из обычая, практиковавшегося на востоке у царей, которые, сажая кого-либо по правую сторону себя, показывали этим равенство сидящего лица с собою. 90 Царь Давид называется отцом Иисуса Христа потому, что по человечеству Спаситель был из рода Давидова. Домом Иакова назывался до Рождества Христова народ израильский, потомки Иакова, а после пришествия Господа Спасителя – все верующие в Него. 91 Католики и протестанты учат, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Сына, причем слова «и от Сына» внесены ими в восьмой член Никеоцареградского Символа веры , составленного св. отцами на первом и втором вселенских соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9 А то, что произносится на литургии священником, находится в Служебнике. 10 Догматы – это боготкровенные вероучительные истины, утвержденные Церковью на Вселенских Соборах. 11 А. Бобринский. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго века о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Клин, 2002, с. 35. 12 Светильничные молитвы дали другое название Вечерни – «Светильничное». 13 Напомним, что орать – это часть диаконского облачения, широкая лента, которая носится на левом плече. 14 догматик. 15 «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам…» ( Ин.14:27 ) 16 «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» ( Мф.10:12-13 ). 17 Лк.2:24-32 . Текст в Часослове. 18 Тексты величаний находятся в Ирмологии, Следованной Псалтири и Общей Минее. 19 Текст находится в приложении Часослова. 20 Утрене с великим славословием и с полиелеем. 21 Это ирмосы канона на Благовещение Пресвятой Богородицы, глас 4. 22 По преданию, он был сиротой и воспитывался вместе со св. Иоанном Дамаскином в его доме. Впоследствии они вместе подвизались в палестинском монастыре св. Саввы Освященного, а затем, около 735 года, св. Косьма был поставлен епископом портового города Маиюмы в Палестине. 23 Слова из «Свете Тихий». 24 При работе с богослужебными книгами следует иметь ввиду, что праздничный входной стих — это второй вариант входного (а не какой-то особенный текст), в последовании праздничной службы от так и озаглавлен «входное». Входным стихом мы называем его для того, чтобы отличить от «Приидите, поклонимся». 25 В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими чинами». «Копьеносимый» – это перевод слова «дориносимый». Имеется ввиду римский обычай, провозглашая императора, поднимать его торжественно на щите, который воины поддерживают снизу копьями. В Херувимской песни это слово используется как образ торжественного шествия.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

III. Подобно Иисусу Христу, желали сего и апостолы Его. Сказывали мне о вас, братия мои, пишет тот же апостол Павел к коринфянам, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят иные: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или в Павлово имя вы крестились? Ежели между вами зависть, споры и разногласия; то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю, неприличному христианам, поступаете? Ибо когда один говорит: я Павлов; а другой: я Аполлосов; то не плотские ли вы? Что Павел? Что Аполлос? Они только служители, посредством которых вы уверовали, и притом поколику каждому дал Господь ( 1Кор.1:11–13, 3:3–5 ); 6) внушали верующим всемерно удаляться тех, кои нечисто проповедуют учение Иисуса Христа и производят в Церкви Его разделение, а сим лжеучителям угрожали тяжким наказанием: умоляю вас, братия, писал апостол Павел к римлянам, остерегайтесь вводящих разделения и соблазн против учения, которому вы научились, и удаляйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а чреву своему; и ласковыми и красивыми словами обольщают сердца простодушных; а другие апостолы говорят: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами себе скорую погибель. – Из любостяжания они будут уловлять вас ухищренными словами; но давно предопределенный им суд не умедлит, и погибель их не воздремлет. – Это люди отделяющие себя от единства веры, душевные, без духа ( Рим.16:17–18 , 2Пет.2:1–3 , Иуд.17–19 ). Так св. апостолы желали, чтобы Церковь Христова всегда была единою, без всякого разделения. IV. О сем же усердно заботились и преемники апостолов, св. отцы Христовой Церкви. Поэтому они: 1) строго держались одного истинного учения, преподанного Иисусом Христом и апостолами Его, а для большего согласия в нем посылали друг другу свои исповедания веры, совещались между собою по церковным делам на поместных и вселенских соборах и действовали во всем согласно, почему св.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   Но производить разделение, руководясь греховными страстями своими, — это величайший грех, как есть Иудин грех предательства нашей святой веры и Церкви тех, кто «объединяется» с нечестивыми злобными врагами исконных святынь наших.    Так вот, пред наступлением Великого поста, как следует задумаемся, углубившись в наши души и вопрошая свою совесть: сознаём ли мы себя блудными сынами? От этого и только от этого зависит и возможность для нас принести Богу искреннее, чистосердечное, нелицемерное покаяние, чего да сподобит Он, Милосердный, всех нас, в чем одном только залог и нашего личного спасения и спасения нашей несчастной Родины-России. ЯД МОДЕРНИЗМА.    «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада: и из вас самих возстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте!...»    (Кн. Деян 20:29—31).    Эти предупреждающие слова великого Апостола языков, прошедшего с проповедью Евангелия всю вселенную, сразу же исполнились и не перестают исполняться до настоящего времени. Сколько за эти две почти тысячи лет появилось всевозможных лжеучений, которые, как хищные волки, похищали овец Христова стада; сколько и внутри самой Церкви Христовой возставало таких, которые «говорили превратно», искажая Христово учение и «увлекая за собою учеников»! Нет числа им!    Первые века христианства в особенности ознаменовались проявлением целого ряда зловредных ересей, пытавшихся в корне извратить Христово учение, но они были изобличены и решительно осуждены Вселенскими Соборами, установившими на вечные времена, в полном согласии со Словом Божиим и Преданием Церкви, формулировку всех основных истин, или догматов христианской веры. Правым исповеданием этих истин признавалось то, «во что веровали все, во что веровали повсюду, во что веровали всегда».    Это правое, или православное учение христианской веры и благочестия установлено вполне и окончательно и не подлежит с тех пор никаким переменам или видоизменениям, до скончания века, что было на Соборах торжественно провозглашено и закреплено апостольской анафемой, изреченной еще св. Апостолом Павлом, который писал пошатнувшимся в вере Галатам: «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»  (Галат. 1:8—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

§ 20. Вера наша, братие, (получила начало) не от человек и не через человека, но через откровение Иисуса Христа, которое проповедовали Божественные Апостолы, утвердили святые Вселенские Соборы, предали по преемству великие мудрые Учители Вселенной, и запечатлели своею кровью святые мученики! Будем же держаться исповедания, которое мы приняли чистым от столиких мужей, отвергая всякую новизну, как внушение диавола: принимающий новое (учение) признает, как бы несовершенной преподанную ему православную веру. Но она, будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого-либо изменения, и дерзающий или сделать, или советовать, или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого, как будто Он (Дух Святой) глоголал несовершенно в Писаниях и на Вселенских Соборах. Сию страшную анафему, братия и возлюбленные чада во Христе, не мы изрекаем ныне, но изрек прежде всех Спаситель наш: если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему, ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:32 ); изрек Божественный Павел: удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не есть иное: а только есть люди, смущающие вас, и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовестить вам не то, что мы благовествовали вам, анафема да будет ( Гал. 1:6–8 ). Тоже изрекли и семь Вселенских Соборов, и целый лик богоносных Отцов. Итак, все замышляющие новизну – ересь или раскол – добровольно облеклись, по словам псалмопевца, проклятием, как ризой ( Пс. 108:18 ), хотя бы то были папы, или патриархи, или клирики, или миряне: пусть даже будет это Ангел с неба, и он анафема да будет, если благовестит вам иначе, чем приняли. Так рассуждали Отцы наши, внимая душеспасительным словам Павла, и пребыли твердыми и непреклонными в вере, по преемству им преданной, сохранили ее неизменною и чистою среди стольких ересей, и предали ее нам всецелою и неповрежденною, как истекла она из уст первых служителей Слова. Так рассуждая, и мы предадим ее в грядущие поколения совершенно такой же, какой сами приняли, без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Блаженный Иероним († 420 г.) приводит еще и другие места, на которые ссылались эти сектанты, и которые отчасти объясняют ироническое наименование их «милосердными»: «…Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25, 26 ); «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» ( Гал. 3:22 ); «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» ( Ис. 12:1 ); «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего, и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» ( Мих. 7:9 ) и другие. В том же самом тексте у него содержится на первый взгляд весьма странная для такого строгого ревнителя истинной веры мысль: «Один только Бог знает кого, как и на какое время следует осудить!» Некоторые исследователи пытались увидеть в этих словах подтверждение того, что Иероним сочувствовал доктрине Оригена. Но на самом деле он выступает здесь только как комментатор и лишь приводит чужие мысли, никак не высказывая своего личного мнения. Это видно уже по самому характеру речи: «Утверждающие, что наказания закончатся со временем, и что муки по истечении долгого времени будут иметь предел, приводят следующие свидетельства…», и далее следуют уже указанные цитаты из Библии ( 52 ). В шестом веке в истории распространения учения об апокатастасисе наступает коренной перелом. В начале этого столетия учение Оригена об апокатастасисе, значительно измененное и включающее в себя другие его «полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении с увлечением поддерживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлеема» ( 53 ). Учение палестинских монахов кратко представлено в письме (грамоте) императора Юстиниана († 565 г.) к «святому Собору (543 года) об Оригене и его единомышленниках»: «Когда мы дознали, — пишет он, — что в Иерусалиме есть некоторые монахи, которые учат и следуют нечестивым заблуждениям Пифагора, Платона и Оригена… то заблагорассудили приложить попечение и исследование о них… Они утверждают… что будет совершенное уничтожение тел, и что снова все возвратятся в единство и станут умами, как это было в предсуществовании; отсюда ясно, что в то же самое единство будет восстановлен сам диавол и прочие демоны, а также нечестивые и безбожные люди вместе с божественными богоносными мужами и небесными силами, что они будут иметь такое же единение с Богом, какое имеет Христос, и какое они имели в предсуществовании» ( 54 ).

http://azbyka.ru/uchenie-ob-apokatastasi...

В них они сидели во время брачного пира. Затем совершалось два обрядовых действия: снятие венцов и благословение покоев молодых супругов. Снятие венцов сопровождалось специальной молитвой. Есть такая молитва и в современных Требниках. Священник просит Господа: «благослови их входы и исходы: умножи во благих живот их: восприми венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй, во веки веков». Венцы, снятые с супругов, вешались в брачных покоях и находились там в течение нескольких дней (срок в 8 дней не был повсеместным). Затем они снимались. Это действие сопровождалось «Молитвой на разрешение венец». Она заканчивается благодарением Богу: «да благодарят выну всесвятое имя Твое, Отца, и Сыны, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Утверждения, что супруги должны 8 дней проводить в воздержании, не имеет никаких оснований. Брачное ложе молодых супругов благословлялось в день совершения таинства. Грешно ли «играть» на бирже, зарабатывать с помощью спекулятивных сделок на валютном и др. рынках? Священное Писание любые формы гадания, колдовства, магии и проч. называет мерзостью и строжайше запрещает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» ( Лев 19:31 ). Во Второзаконии это запрещение повторяется: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» ( Втор. 18:9–13 ). Занимающийся колдовством по Закону подлежал смертной казни ( Лев. 20:6,27 ). Об Иосии ( 4Цар. 23:24 ) в Библии с похвалой говорится, что они очистили землю от всяких гадателей. Новозаветная Церковь восприняла из Священного Писания запрещение всех видов колдовства как сатанинского занятия и приняла на VI Вселенском и других Соборах специальные правила: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Посланиях (апостолов – ред.) Церковь представлена как единое тело. Те, кто находится вне ее, не могут считаться христианами. Прийти к вере во Христа означает соединиться с Церковью. Нет никаких указаний ни в Священном Писании, ни в творениях святых отцов о том, что этот постулат был когда-либо изменен. Также и из содержания Нового Завета следует что, за малыми исключениями, вновь обратившиеся к вере не начинают основывать свои собственные новые церкви и не поднимают восстания против Церкви после того, как они стали частью ее, но подчиняются ее власти над ними. Если так было в Церкви первых веков Христианства и Церковь продолжает придерживаться этой доктрины, то с какой стати мы должны сейчас верить, что если человек только скажет: «Господи, Господи,» то он сможет войти в Царствие Небесное ( Мф. 7:21 ). Христос говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух… Если же не послушает [их], скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь… Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:15-18 ). Что же мы можем сказать о тех людях, которые отказываются слушать слова Церкви, выраженные в решениях Соборов? Христос говорит, что Церковь должна относиться к ним как к язычникам и мытарям. Поэтому Церковь на своих Вселенских Соборах и предавала анафеме тех, кто следует ересям. Но Церковь все равно молится (как и мы в наших ежедневных молитвах) за всех еретиков (неправославных, называющих себя христианами), о том, чтобы они сподобились познания истины. Более мы ничего не можем сделать, лишь проповедовать тем, кто готов нас слушать и подчиняться правилам, которые Христос установил для Церкви. В «Апостольских правилах» также строго порицаются неправославные. «Епископа или пресвитера, принявших крещение, или жертву от еретиков, повелеваем извергать. Ибо какое согласие Христа с диаволом или какая часть верному с неверным» (Апостольское правило 46). Согласно Апостольскому правилу 47, отрешаются епископы и пресвитеры, которые не крестят тех, кто был заражен нечестием, потому что тем они унижают Крест и смерть Господню и смешивают истинных священнослужителей с ложными. Если так говорят Святые апостолы, которых вел к истине сам Дух Святой ( Ин. 16:13 ), то мне трудно согласиться с людьми, придерживающимися противоположного мнения.

http://azbyka.ru/way/pisma-protestantki-...

В следующих строках мы рассмотрим свидетельство Божиего Слова по отношению к ворожеям и говорящим с “мертвыми”. Кроме на Ветхом и на Новом Заветах мы остановимся и на некоторых описаниях святых отцов, как и на отдельных канонах Православной Церкви, принятых на Вселенских Соборах. Рассмотрим и вопрос об естестве “НЛО”. Наше смиренное желание – чтобы люди больше доверялись Троичному Богу и Его вечному учению, чем заливающим нас со всех сторон “новым” советам, великих (космических) “учителей” и их методам самореализации. 3.1. Свидетельства из Ветхого Завета относительно говорящих с “мертвыми” Когда еврейский народ подходит к границам Ханаанской земли (после их бегства из Египта, около 1200–1300 г. до Христа), Бог через пророка Моисея предупреждает народ следующими словами: “ Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой ” ( Втор.18:9–14 ). Этот текст довольно ясен, и не нуждается в дополнительных толкованиях. Еще раз мы повторим, что Бог так категоричен в Своей оценке этих “феноменов”, потому что общение с бесами (под видом мертвых) – губительно для души человека. Явления как эти пророк не называет другим именем, кроме “ мерзости пред Господом”, и в них он видит причину распада ханаанских государств. Но, зная, что вышеуказанное предупреждение не будет в силах удержать увлекающийся разными езическими “феноменами” еврейский народ, который был знаком с этими явлениями еще с Египта, Бог через Моисея издал строгие законы, предписывающие даже смертную казнь (убиение камнями) для тех, кто занимаются спиритизмом, ясновидением, вызыванием душ умерших и др.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Ведь если бы святые отцы, собиравшиеся на семи Вселенских и 11 Поместных Соборах в первые века христианства, не были так внимательны к защите догматов и учений правой, ортодоксальной веры, то мы сегодня, может, и не были бы уже православными христианами. Итак, мы должны быть внимательными, чтобы жертва святых отцов наших не стала напрасной. В противном случае и мы сами лишимся спасения, и верующих Православной Церкви – таких стойких, благочестивых и преданных – расколем. – Как вы думаете, когда сбудется слово Евангелия: и будет одно стадо и один пастырь ( Ин. 10, 16 )? – Когда все народы христианские и нехристианские придут к истинной православной вере в Бога, в Троице славимого и поклоняемого. Это будет только в конце веков и так, как один Бог ведает. – Батюшка, каким вы видите будущее нашего народа и ситуацию с нынешней молодежью, которая всё больше скатывается по наклонной плоскости безнравственности? – Брат мой, я скажу тебе вот что. Теперь мы думаем, что находимся чуть ли не в самом конце света. А знаешь почему? Потому что Спаситель говорит, что в последние времена во многих охладеет любовь ( Мф. 24, 12 ). Оскудеет благочестие и вера, как говорится в Евангелии. Теперь знаешь, что происходит? Необходимо тщательно внимать себе. Ибо в Апокалипсисе сказано так: и сейчас время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр. 22, 10–12, 20 ). Так заканчивается Библия. Итак, будем внимать самим себе. И секты, и безразличие, и атеисты, и язычники, и разврат, и всякое зло умножается. Но хорошие становятся лучше, внимают себе, а плохие становятся всё хуже. И Бог придёт с возмездием Своим каждому. Воздаяние Его с Ним, каждому. Аминь. 311 Гомофонная музыка – когда одному голосу отводится первенствующее место (мелодия), а остальные исполняют сопровождение ему (аккомпанемент).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010