Послание к пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Нью-Йорк, 18 декабря 2003 г. Послание к пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в декабре месяце 2003 г. в городе Нью Йорке. Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Собравшийся ныне Архиерейский Собор, осеняемый как и предыдущие наши Соборы, присутствием святой чудотворной иконы Божией Матери Знамения Курской-Коренной, главной задачей своей работы имел вопрос о взаимоотношении Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Заседанию Собора предшествовало Всезарубежное Расширенное Пастырское Совещание. Присутствующие на Совещании архиереи могли услышать весь диапазон мнений практически всего Зарубежного клира. Определенно можно сказать, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость вести диалог с представителями Московской Патриархии о преодолении существующих разделений. Значительная часть участников вновь поднимала вопрос об осуждении сергианства и экуменизма. Несомненно это нашло отклик в работе Собора и будет учитываться впредь. Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда единой Русской Церкви, которые оказались разобщенными по историческим причинам. Как известно, в 20-х годах прошлого столетия, согласно Указа Патриарха Тихона, на временных началах, была образована Русская Зарубежная Церковь. Предполагалось, что коммунистическая власть падет через несколько лет, и русские эмигранты во главе со своими архипастырями смогут вернуться на свою родину. Увы, по нашим грехам, это не произошло! Безбожный режим более чем на 70 лет поработил русский народ и воздвиг лютое гонение на веру Христову. Параллельно с этим, за годы своего скитания на чужбине Зарубежная Церковь распространилась почти по всем странам мира. Создавались новые епархии, строились храмы с приходскими школами, создавались монастыри, возникали молодежные и патриотические организации, издавались газеты, журналы и книги. Перед пастырями Зарубежной Церкви встала задача не только сохранить православную веру и русскую культуру в своей пастве, но и привлекать инославных к Православной вере, прививая им наши церковные традиции. Так во многих странах стали возникать приходы, состоящие почти исключительно из местных жителей, обратившихся в Православие. С годами постепенно менялся исостав прихожан. В то время как уходило в иной мир старшее поколение, их дети и внуки стали забывать русский язык и теряли культурное наследие своих родителей. Смешанные браки стали повсеместным явлением. Эти факторы выдвинули новую задачу перед Зарубежной Церковью, которую не предвидели ее основатели, а именно, что Русской Церкви зарубежом придется миссионерствовать и нести миру свет Православия.

http://pravoslavie.ru/8488.html

Другим, не менее важным событием прошедшей недели, стала поездка президента России Владимира Путина в Америку, где он встретился с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей. По сообщению агентства «Интерфакс» , «во встрече приняли участие митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр - первоиерарх РПЦЗ, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Манхеттенский Гавриил, а также священники из США и Франции». «Открывая встречу с иерархами, В. Путин сказал, что хотел бы узнать, «как они себя ощущают, как себя ощущают те, кто приходит в их церкви». В. Путин отметил важность этой встречи, назвав ее «шагом навстречу друг другу». … Митрополит Лавр выразил надежду, что нынешняя встреча православных священников, представляющих зарубежную церковь, «пойдет на пользу и РПЦЗ, и всей Русской Православной Церкви, и русской культуре». «Для нас нет большего блага, чем служить Отечеству», - подчеркнул он». «Коммюнике по поводу встречи митрополита Лавра, Первоиерарха РПЦЗ, и членов Архиерейского Синода с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей.  В частности, в нем говорится: «На встрече обсуждались пути Русской Церкви в трагическом ХХ веке, отношения между Православной Церковью и государством в нынешней России, перспективы конструктивного диалога между Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) и Русской Зарубежной Церковью…. Данная встреча – итог длительного процесса общения между членами Русской Церкви в России и в Зарубежье… Итоги данной встречи будут представлены для обсуждения на предстоящих в декабре 2003 г. Всезарубежном пастырском совещании и Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей». Более подробно о встрече, а также об истории Русской Православной Церкви Заграницей можно прочитать в сообщении «Радонежа» . В сообщении отмечено, что «в ходе встречи с членами Синода Русской Православной Церкви за рубежом президент РФ Владимир Путин передал им приглашение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и от себя лично посетить Россию. Приглашение было с благодарностью принято».

http://pravoslavie.ru/4851.html

В ходе обсуждения несколько раз была упомянута новая книга С. Фомина о митрополите Сергии: «На страже дома Господня». Эта книга находится в решительном противоречии с позицией Архиерейского Собора Московского Патриархата 2000 года. В дискуссиях еще поднимались следующие темы: прославление митрополита Иосифа, работа в архивах с делами репрессированных лиц, прославление Царских слуг, политика Сталина, прославление адмирала Феодора Ушакова, Соловецкие узники и проблема выяснения достоверности устного предания в отношении агиографий Новомучеников. В четверг после обеда имел место круглый стол на тему экуменизма. С вступительным словом выступил диакон Николай Савченко (Санкт-Петербург). Он говорил о том, что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к экуменизму крайне отрицательно и на сегодняшний день молитва с инославными практически не практикуется. Сожаление, однако, продолжает вызывать членство Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей, особенно в его правлении. В правление ВСЦ входит епископ и несколько клириков Московского Патриархата. В этом же правлении – 8 протестантских женщин-«священниц» и правление, согласно своему уставу, обязуется служить делу распространения и насаждение экуменизма по всему миру. Протеиерей Александр Лебедев (Лос-Анжелос) высказался за то, чтобы Русская Зарубежная Церковь продолжала обличать экуменизм, обращаться к Поместным Церквам с нашей озабоченностью и поощрять тех, кто вышел из ВСЦ. Протоиерей Максим Козлов (Московская духовная академия) сказал, что в вопросе отношения к экуменическому движению требуется сдержанность. Диалог с инославными в определенных рамках бывает полезен, а существующие ныне соблазны должны быть постепенно удалены. Архиепископ Марк говорил о взаимоотношениях с инославными с точки зрения пастырства. За круглым столом также участвовал иеромонах Андрей (Нью-Йорк). В конце дня Высокопреосвященнейший митрополит Лавр поблагодарил гостей-докладчиков из России – архимандрита Тихона и протоиереев Георгия Митрофанова и Максима Козлова – за их участие, терпение и вклад в работу Совещания и благословил их дарственными книгами.

http://pravoslavie.ru/8457.html

По мнению автора, вызвавшее резко отрицательную оценку митр. Евлогия и его сторонников, и приостановленное в действии осенью 1925 года самим Архиерейским Синодом Определение, от 27 марта/9 апреля 1925 года, выявило у руководства РПЦЗ убеждение в том, что Архиерейский Синод и его председатель митр. Антоний при определенных условиях могут осуществлять из-за границы руководство РПЦ на правах высшей церковной власти. Однако действия руководства Московской Патриархии после кончины Патриарха Тихона благодаря строгому исполнению воли почившего Первосвятителя позволили сохранить в РПЦ каноническое преемство высшей церковной власти. 815 Поворотным пунктом для исследовательского пути прот. Георгия Митрофанова можно считать его статью «Нас объединят новомученики», опубликованную в «Православной газете». 816 Она была написана по результатам участия профессора-протоиерея во Всезарубежном Пастырском совещании в городе Наяк (США) 812 декабря 2003 года на тему «Путь Русской Зарубежной Церкви в прошлом и будущем». «Впервые после многих десятилетий очень острой полемики представители этих двух частей, как я убежден, единой Русской Православной Церкви имели возможность встретиться друг с другом и поговорить, глядя друг другу в глаза, об очень многих самых больных, самых острых вопросах, различное понимание которых разделяло эти две половины единой Церкви на протяжении многих десятилетий. Ценность Всезарубежного пастырского совещания состоит в том, что на нем присутствовали практически все священники и епископы Русской Православной Церкви за границей, за исключением нескольких человек». 817 В интервью по поводу совещания, отвечая на вопрос журналиста об изменении взглядов прот. Н. Артемова, прот. Г. Митрофанов заметил: «Я думаю, что не только его позиции, но и позиции многих представителей зарубежного духовенства меняются. Но сейчас можно сказать одно: отец Николай представляет то большинство духовенства Русской Зарубежной Церкви, которое не только открыто к диалогу с нами, хотят его развития, но и видят ближайшую цель – восстановление евхаристического общения между двумя частями Русской Православной Церкви». 818

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Владыка, кто от вашей епархии будет участвовать во Всезарубежном Соборе, кого избрали делегатами? — В конце декабря на совместном заседании старост и священнослужителей мы обсуждали кандидатуры, и не обошлось без споров. Тогда мы решили подойти с другого конца. Прежде чем выбрать делегатов, я спросил: какой наказ вы можете дать этим делегатам, с каким багажом они должны ехать на Собор, в каком духе они там должны выступать? Мы понимаем, что каждый делегат — двое священнослужителей и двое мирян, на практике старост, — каждый из них имеет свою личную точку зрения, но он должен впитать в себя те настроения, которые есть в епархии, а потом и тот дух, который будет на Соборе.  Большинство наших священнослужителей и старост понимают, что мы не можем остановиться в переговорном процессе. Этот процесс необходим, хотя могут быть варианты в отношении его скорости, подробности обсуждений, доработки тех или иных вопросов. — Много усилий предпринимается, чтобы и духовенство, и миряне познакомились с тем, что происходит сейчас в России, какова сегодня Русская Православная Церковь. Мне кажется, что мало внимания уделяется тому, чтобы Церковь в России лучше узнала Зарубежную Церковь такой, какой она является сегодня. Это тоже проблема. Есть ли какие-то планы показать в России, что есть Зарубежная Церковь сегодня, и как вы это делаете? — Систематически, к сожалению, мы эту работу не ведем. Надо сказать, что наши священники перегружены пастырским служением, так как паства рассеяна, и каждый священник проезжает по несколько тысяч километров в месяц, чтобы посетить своих пасомых. Это совсем другая жизнь, чем в России. Многие священники, которые приезжают к нам из России, совершенно не представляют, какова наша жизнь, и очень удивляются. Один священник как-то увидел, что архиерей сам садится за руль, и с недоумением спросил: «Где ваш шофер?» Говоря о сближении, мы серьезно думали о созыве смешанного пастырского совещания с участием священников из России и Германии. Но мы не раскачались, и я боюсь, что сейчас время уже ушло. В Германии две епархии — Московского Патриархата и Зарубежной Церкви — находятся на одной территории, есть даже два архиерея с одним и тем же титулом, есть священники, которые во многих местах действуют параллельно. У нас есть много больных мозолей в церковной жизни, которые стоит обсуждать. Если первый шаг будет сделан, я уверен, появится возможность провести подобный съезд в более широком масштабе. Наши священники из разных епархий с удовольствием поехали бы в Россию, и не обязательно в Москву, даже нарочно в какое-то другое место, чтобы там встречаться со священниками, обсуждать с ними те вопросы, которые нас занимают. Пусть они увидят, что у нас есть очень много общего, хотя и не без резких отличий.

http://pravoslavie.ru/4937.html

В настоящее время в России действует более сотни общин, у многих из которых есть свои храмы, в свое время отобранные представителями РПЦЗ у Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Почти все многочисленные " православные церкви " в России, так или иначе, обязаны своим возникновением РПЦЗ. Иерархия РПЦЗ предпочитает игнорировать этот вопрос. Зато некоторые архиереи активно обличают грехи РПЦ МП. Епископ Агафангел (Пашковский) в своем обращении к пастве в ноябре 2003 г. писал: " Наша Церковь на пути сближения с МП уже принесла большие жертвы со своей стороны - это отказ от крайних взглядов по отношению к МП и связанный с этим очень чувствительный для нас раскол. Мы собираем специально по этим вопросам Всезарубежное пастырское совещание и Архиерейский Собор. В связи с тем, что известная нам на сегодняшний день позиция, как патриарха Алексия, так и Архиерейского Собора МП по принципиальным вопросам - экуменизма и сергианства нас удовлетворить не может, мы должны призвать МП к созыву Поместного Собора, который бы высказался по этим вопросам. До такого Поместного Собора (и, естественно, четкого отмежевания на нем от сергианства и экуменизма), я не вижу причин для изменения нашего прежнего отношения к МП. Здесь я не касаюсь другого болезненного места в МП - вопиющих преступлениях против нравственности среди большого числа епископата и духовенства и полной безнаказанности в МП преступающих канонические нормы Православия, поскольку считаю эти вопросы последующими и зависимыми от уже поставленных " . Коснемся подробнее деятельности этого архиерея РПЦЗ. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) писал в 2002 г. митрополиту Лавру: " Епископа Агафангела (Пашковского) лично знают многие священнослужители Одесской епархии. В конце 80-х - начале 90-х гг. бывший активный комсомольский работник Михаил Пашковский посещал Успенский Патриарший монастырь и другие одесские храмы. Духовенство относилось к нему весьма настороженно из-за некоторых его провокационных предложений и политических призывов к священнослужителям, например, выступить в защиту " гонимых " в СССР евреев. После отъезда супруги Пашковского на постоянное место жительства в Израиль он стал искать возможность рукоположения и обращался с подобной просьбой к моему предшественнику по кафедре Архиепископу Лазарю (Швецу, ныне митрополиту Симферопольскому и Крымскому). Получив отказ, Пашковский в скором времени принял монашеский постриг и рукоположение от архиепископа РПЦЗ Лазаря (Журбенко) " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

" Архиерейский Синод находит нужным напомнить нашей пастве, что находясь на свободе, мы должны прежде всего особенно строго соблюдать свою веру и усердствовать в подлинно церковной жизни в тех пределах, в которых Господь поставил каждого из нас совершать свое спасение. Суждение о значении и качестве разных явлений в России при нашем недостаточном осведомлении не могут иметь пока окончательного значения и, в большинстве случаев, носят характер не директивы, а мнения отдельных лиц... Взаимная любовь и забота о единстве церковном, особенно важная в дни ересей и расколов, требует от каждого из нас сугубой осторожности в наших выступлениях... Положение в России не имеет прецедента и потому никакие нормы не могут предписываться никем из нас в отдельности " . 13. Да, это хорошо, но почему Патриарх Алексий до сих пор открыто и во всеуслышание не произнес слова покаяния? Патриарх Алексий публично, в прессе, принес покаяние еще в 1991 году, в заявлении, касающемся Декларации митрополита Сергия. К сожалению, его заявление не получило огласки в церковной прессе Зарубежной Церкви. Впервые оно было оглашено через 12 лет (!) на Пастырском совещании 2003 года в Наяке, а затем на IV Всезарубежном Соборе в Сан-Франциско. Поэтому мы приводим его слова здесь: " Декларация эта - часть истории нашей Церкви. Будучи церковным человеком, я должен принимать на себя ответственность за все, что было в жизни моей Церкви: не только за доброе, но и за тяжелое, скорбное, ошибочное. Слишком просто было бы сказать: я ее не подписывал и ничего не знаю... Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его [митрополита Сергия] Декларации... Отстаивая одно, приходилось уступать в чем-то другом. Были ли другие организации или другие люди из числа тех, кому приходилось нести ответственность не только за себя, но и за тысячи других судеб, которым в те годы в Советском Союзе не приходилось поступать так же? У людей же, которым эти уступки, молчание, вынужденная пассивность или выражения лояльности, допускавшиеся церковным возглавлением в те годы, причиняли боль, - у этих людей, не только перед Богом, но и перед ними [людьми], я прошу прощение, понимания и молитв " (Журнал Московской Патриархии, N 10, 1991).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Ведь как можно строить «Единую Поместную Церковь» на основании раскола? Как можно приносить в жертву каноническую Церковь, причем одну из самых многочисленных в мировом православии, ради скорейшего создания какой-то новой Церкви, которого добиваются внешние силы нецерковными путями? . Когда в русском рассеянии готовилось восстановление единства внутри Русской Православной Церкви, покойный митрополит Лавр позаботился о том, чтобы на епархиальных собраниях и съездах молодежи, на совещаниях духовенства и всякого рода церковно-общественных встречах проводились соответствующие дискуссии, во время которых разъяснялись все насущные вопросы, связанные с этим нелегким процессом. Покойный владыка Лавр, как и другие архипастыри Русской Зарубежной Церкви, посещая приходы, всегда старались отвечать на вопросы клира и мирян, разъясняя определения Священноначалия. В конечном итоге был созван IV Всезарубежный Собор с участием клира и мирян, на котором последние имели возможность не только задавать вопросы и делиться своим видением, но и участвовать в церковно-соборном делании. Кроме того, все «проблематичные клирики» как со стороны Отечественной, так и со стороны Русской Зарубежной Церкви, принесли покаяние и были восстановлены обоими Синодами, о чем было объявлено перед подписанием Акта о каноническом общении в 2007 г. Таким образом, вся наша Церковь готовилась к ответственному шагу восстановления полноты братского общения внутри Поместной Русской Церкви. А почему Константинопольский Патриарх самым вероломным и нецерковным образом лишает Украинскую Православную Церковь соборного подхода к столь важному делу, игнорируя ее опыт и тяжкие страдания? Почему Фанар игнорирует Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей? Чем больше Фанар будет давить на Священноначалие, духовенство и верных чад канонической Церкви и продолжать игнорировать не только их нужды, но и их понимание церковных проблем, тем больше будет сопротивления как с их стороны, так и со стороны других Поместных Православных Церквей, не приявших незаконные действия Константинополя. Выходит, что вмешательство Фанара в церковные дела Украины и единоличное предоставление автокефалии раскольникам не объединяет людей, а разделяет, причем не только православных в Украине, но и в других Поместных Церквах. Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? И если Константинополь так поступает ради оказания икономии по отношению к раскольникам, как его представители неоднократно заявляли, то почему другие не чувствуют теплой отеческой руки Патриарха Варфоломея? Во всем этом чувствуется полное отсутствие пастырской мудрости, столь необходимой для решения церковных проблем.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/28/rp...

Во второй половине дня протоиерей Петр Перекрестов (Западно-Американская епархия) изложил взгляды святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца на Русскую Церковь в ХХ веке. Три основные положения, которыми пронизаны мысли св. Иоанна по поводу Церкви в общем, и Русской Церкви в частности: 1) Церковь вселенна и одна из ее главных задач - распространение веры Христовой среди еще не познавших Истины, 2) врата ада не одолеют Церковь, несмотря на все ереси, расколы, несмотря на недостоинство и отступничество многих даже высокопоставленных служителей Церкви, 3) Совет нечестивый овладел Россией, но через покаяние и обновление она восстанет. Участники Совещания прибыли в Знаменский Синодальный собор в г. Нью-Йорке к всенощному бдению по случаю престольного праздника в честь Коренно-Курской Чудотворной иконы Божией Матери. Митрополита встречали 140 священников. Бдение служил протопресвитер Валерий Лукьянов. На полиелей вышел Митрополит Лавр с сонмом архипастырей и священников. Величание было пропето Божией Матери и преподобному Серафиму Саровскому. К празднику была написана особая икона – исцеление отрока Прохора (будущего преподобного Серафима) перед Курской иконой. Перед прикладыванием к иконам, Владыка Лавр произнес слово посвященное празднику и призвал молящихся усилить свои молитвы. На литургии в среду 10 декабря митрополиту Лавру сослужили архиепископ Марк, Берлинский и Германский, архиепископ Иларион, Сиднейско-Австралийско-Новозеландский и епископы Кирилл, Сан-Францисский и Западно-Американский, Амвросий Женевский и Западно-Европейский, Евтихий Ишимский и Сибирский, Александр Буенос-Айресский и Южно-Американский, Гавриил Манхеттенский, Михаил Бостонский, Агапит Штуттгартский и Петр Кливлендский. На малом входе был награжден саном протоиерея ключарь Синодального собора священник Андрей Соммер, а синодальный священник Серафим Ган - золотым наперсным крестом. Причащалось около 200 человек духовенства. Молящиеся в Синодальном соборе отмечали, что был большой духовный подъем на богослужении.

http://pravoslavie.ru/8419.html

Мы - русские православные архипастыри, врученные нашей заботе пастыри, клирики и народ - всегда ощущали эту силу, жили ею. Теперь же нам предстали новые задачи. В нынешнем мире государственные границы не играют той роли, которую играли еще недавно. Пал " железный занавес " , общение возможно, и некогда разделенные - казалось бы, навсегда - семьи общаются между собой. При этом заживляются раны, которые нанесены десятилетия назад. Испытания, посетившие русский православный народ, нам хорошо знакомы. Они явились нам воочию и на нашем Всезарубежном пастырском совещании, на котором искренно и с большой болью выражались самые разные точки зрения. При этом и те, кого из других народов привел Господь в общение с Церковью в промыслительном рассеянии русских людей, участвуют в этой боли от пережитого. Кто исцелит? Мы уповаем на Единого Милосердного Господа. Поистине, как Вы это выразили в Вашем Послании, что " раздиралась внешняя риза церковная " , при том, что " Тело Христово сохраняло сокровенное единство " . Это, сохранное в глубинах, подлинно церковное единство нам следует явить, ибо Тело Христово есть Церковь, и Таинство во всех таинствах есть одно - Тело Христово. На нас возложена ответственность: вопреки всем препятствиям, могущим встретиться нам на пути преодоления преград, раскрыть свои сердца для восприятия Божьего промышления о Церкви Своей. Наипаче мы при этом уповаем на подвиг святых Новомучеников Российских, которые при гонении на Церковь полагали жизнь свою за Христа, не зная, чем на этой земле для последующих поколений, для нас завершится избранный ими путь, но уповая, что будут услышаны Господом. И были услышаны! Поэтому их прославлением начато то, что некогда казалось невозможным ввиду бесчисленных внешних преград. Сейчас нам следует совместно это уже совершившееся чудо полноценно осмыслить. Мы обрели в Вашем Послании готовность идти путем этого чуда Российской Церкви далее и, в свою очередь, свидетельствуем о нашей готовности идти тем путем, который указал нам Господь, прославляющий святыя Своя.

http://pravoslavie.ru/8504.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010