Берлинская и Германская епархия РПЦЗ определяет круг основных задач и выражает надежду на сотрудничество с приходами Московского Патриархата в Германии 9 октября 2006 г. 19:09 6 октября 2006  года на официальном сайте Русской Зарубежной Церкви опубликована резолюция епархиального собрания Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. 2-3 октября в Мюнхене состоялось очередное епархиальное собрание, пастырское совещание и совещание старост, в которых приняли участие священнослужители, старосты и иные представители приходов РПЦЗ в Германии. Собрание прошло под председательством архиепископа Берлинского и Германского Марка и епископа Штутгартского Агапита. В мюнхенском кафедральном соборе свв. Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая совершался дневной круг богослужений. Собрание молитвенно почтило память новопреставленного митрополита Виталия, бывшего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. «Незабвенен его пастырский подвиг в наших краях», — отмечается в резолюции. На епархиальном собрании был обсужден широкий круг вопросов современной церковной жизни  — не только приходской жизни в Германии, но и Русской Церкви в целом. В резолюции указаны основные проблемы и задачи, стоящие перед епархией:   Рост нужды в пастырском окормлении. Предлагается «не распылять свои силы открытием многочисленных малых приходов, но в имеющихся центрах консолидировать приходскую жизнь, взращивая приход в духовную семью».   Современная паства слабо воцерковлена. Особое внимание должно быть посвящено подготовке людей к принятию святых таинств (крещения, брака, причащения). Следует раскрывать их внутреннюю связь. Необходима последовательная катехизация не только крещаемых во взрослом возрасте, но и при крещении младенцев — родителей и крестных.   Воцерковление семьи  — желательно, чтобы этот процесс происходил равномерно для всех членов семьи; иначе семейная жизнь оказывается в опасности, особенно в случае смешанных браков.   Мир погрязает в потребительстве и безнравственности, которыми отравляются души. Надо стараться, чтобы в сердцах молодежи напечатлевался ясный образ Святой Церкви — источника целомудрия и духовной жизни. Согласно резолюции IV Всезарубежного Собора при епархии учреждается Молодежный Отдел, представитель которого входит в состав епархиального совета.

http://patriarchia.ru/db/text/150258.htm...

Можно ли говорить о полном единомыслии на нашем Совещании? Были разные мнения, разные опасения. В начале Совещания мы не знали чего ожидать, многие приехали с определенными сложившимися мнениями, ощущалась напряженность. Постепенно мы начали друг друга более внимательно слушать, а если выражали несогласие, то это делалось большей частью с болью и любовью к Церкви Христовой, к правде. Мы с большим интересом выслушали и оценили все доклады и узнали много нового о трагической истории Русской Церкви в ХХ веке. Особое внимание было уделено взглядам Блаженнейших митрополитов Антония и Анастасия, а также святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца на церковное разделение. Мы постарались проникнуться не только их словами, но и их духом. Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом – наше желание. Собеседования и общение на уровне архиереев, духовенства и мирян, которые уже в какой-то степени происходят, могут и должны продолжаться. Есть ли в настоящее время препятствия к этому единству? На совещании были высказаны разные мнения по этому вопросу. Главные два препятствия: т.н. «сергианство» и экуменизм. В отношении первого, Церковью в России сделаны большие сдвиги. Истинность церковного пути Русской Зарубежной Церкви и Катакомбной Церкви признано, ибо противники пути митрополита Сергия в России были причислены к лику святых. Прославление этих святых в 2000 году является поворотным пунктом в экклезиологии Церкви в России, хотя до сих пор есть лица, внутренне сопротивляющиеся этому. На Соборе 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о “власти от Бога” (Рим. 13, 1-7). По вопросу экуменизма нами было признано, что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно. Продолжает вызывать сожаление членство Русской Православной Церкви-Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей, особенно в центральном правлении этого «тела», где наряду с епископом и духовенством Московской Патриархии состоит 8 женщин-«священниц». Может быть выход Русской Православной Церкви-Московского Патриархата из состава ВСЦ не так прост, но трудно себе представить, что единство с протестантским мipoм для Церкви в России важнее единства со своими русскими православными братьями и сестрами в зарубежье.

http://pravoslavie.ru/8435.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Духовенство Русской Зарубежной Церкви в Америке поддерживает курс к единству с Церковью в России 24.03.2006 21-22 марта в Сан-Франциско состоялось пастырское совещание Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей . Участники совещания единогласно поддержали стремление Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра " путем мирных переговоров, отложив всякие предрассудки и нарекания, изгладить существующее разделение, возникшее вследствие коммунистического пленения православного русского народа, и восстановить каноническое и евхаристическое общение между отечественной и зарубежной частями Русской церкви " . Это решение зафиксировано в резолюции, опубликованной на сайте Архиерейского Синода РПЦЗ. Совещание проходило при кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радости " , где, как подчеркивается в итоговом документе, " через несколько недель состоится четвертый Всезарубежный собор и последующий за ним Архиерейский Собор, на котором будут приняты ответственные решения относительно уврачевания ран разделения между двумя частями Русской Православной Церкви, в Отечестве и за рубежом " . Духовенство обратилось с призывом к своих пасомым " усилить молитвы о мире и единомыслии в Церкви " , а также об ограждении своих духовных чад " от всяких попыток сеять в их среде раздоры и разделения " . 22 марта пастырские совещания состоялись еще в двух американских епархиях Русской Православной Церкви за границей. В резолюциях, принятых по итогам заседаний духовенства Чикагско-Детройтской, а также Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархий говорится о согласии с позицией Первоиерарха РПЦЗ в процессе примирения с Московским Патриархатом . Духовенство Чикагской и Детройтской епархии выразило " полную и безусловную поддержку " митрополиту Лавру в трудах по уврачеванию ран на теле Русской Церкви.

http://drevo-info.ru/news/302.html

Всезарубежное пастырское совещание – день второй Наяк (США), 11 декабря 2003 г. Во вторник 9 декабря проходил второй день Всезарубежного пастырского совещания духовенства Русской Православной Церкви заграницей. После Божественной литургии в Покровском храме, в зале приходской школы продолжались доклады, круглый стол и обсуждения. Следует отметить организационную сторону совещания. Каждый докладчик ограничен 35 минутами времени. Срок времени выделен участникам круглых столов - 8 минут. После докладов и круглых столов каждый участник совещания имеет возможность выступить со своим мнением и задать вопрос у одного из трех микрофонов в зале. Мнение или вопрос должны быть изложены в течение трех минут. За круглыми столами можно задать вопрос конкретно одному из выступавших духовных лиц. Второй день совещания открылся докладом протоиерея Николая Артемова (Германия) на тему: «Сергианство и положение Русской Православной Церкви согласно Указу Протоиерей Николай посвятил свой доклад тому, что неприятие «сергианства» должно быть снисходительным и более понятным верующим в России. Необходимо учитывать сложившиеся различия в понимании некоторых основных понятий, чтобы облегчить исправление наших противоречий. Ряд более старших священнослужителей Русской Зарубежной Церкви поделился воспоминаниями трудных условий своей жизни в Советском Союзе в годы Отечественной войны. Было обращено внимание на прежние Послания Соборов Русской Православной Церкви заграницей по вопросу «сергианства», на необходимость четких определений на эту тему, а также затронут вопрос незаконности прещений митрополита Сергия на несогласных с его позицией. За круглым столом на тему «Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) в годы Советской власти» выступало четверо священников. Священник Андрей Папков (Восточно-Американская епархия) говорил о нечеловеческих условиях жизни в воинственно-безбожной стране. Протоиерей Михаил Протопопов (Австралийская епархия) подтвердил это, а также напомнил участникам совещания Притчу о блудном сыне. Протоиерей Иоанн Шо (Чикагская епархия) поделился своим мнением о проявлении «сергианства» вне России, когда многие несогласны с какими-то явлениями церковной и приходской жизни, но молчат.

http://pravoslavie.ru/8419.html

И это наша внутренняя уверенность, которая была не ангажирована внешними обстоятельствами, а проистекала из того, что мы осознаем себя клириками Русской Православной Церкви, думается, была важна для участников. И если сначала в первый день совещания вопрос ставился даже о том, что, может быть, принять резолюцию, призывающую Митрополита Лавра отказаться от поездки в Москву и вообще прервать контакты с Московской Патриархией, то мы видим что в итоговой резолюции декабрьского совещания принципиальным образом была выражена поддержка Зарубежной Церкви в определении курса ее дальнейшего следования, который находится в компетенции архиереев. Думается, для клириков это самая трезвая, самая канонически правильная позиция. Клирик, доверяющий собственному архиерею, должен ему вверить руль корабля церковного, а сам поддерживать его на уровне своего пастырского служения. - Отец Максим, на пастырском совещании были доклады, посвященные святителю Иоанну (Максимовичу) Шанхайскому и Сан-Францисскому и его мнению о случившемся разделении. Какую позицию по этой проблеме занимал святитель Иоанн? - Действительно, был доклад протоиерея Петра Перекрестова, специально посвященный позиции блаженной памяти архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича). И неоднократно в дискуссиях излагалась его позиция. В том числе и теми клириками, архиереями, которые знали его лично. И здесь следует сказать, что архиепископ Иоанн занимал очень трезвую позицию. Никогда, что было специально отмечено, ни в одной из его книг нет термина «сергианство». Никогда он не говорил о Московской Патриархии как о безблагодатной. Хотя он сам в свое время, во время эмиграции из Китая, избрал путь нахождения в Синоде Зарубежной Церкви, тогда как прочие архиереи, бывшие в Китае, после коммунистической революции перешли в состав Русской Православной Церкви. Тем не менее, никакой враждебности в его позиции никогда не было. И это очень последовательно прослежено в докладе протоиерея Петра Перекрестова. И поскольку авторитет архиепископа Иоанна очень велик для всех членов Зарубежной Церкви, это тоже сыграло, как мне кажется, важную роль в формировании итоговой позиции Всезарубежного пастырского совещания.

http://pravoslavie.ru/4552.html

В этом же документе глава Берлинской епархии представил свое видение преодоления раскола, при котором сохранялись бы полное самоуправление и широкая автономия зарубежной юрисдикции: «В поисках единства нам не следует говорить о «подчинении», «присоединении», «воссоединении», «поглощении» и т. п., а всего лишь о смиренном признании друг за другом статуса части единой Русской Православной Церкви». С 17 по 22 ноября 2003 г. состоялся официальный визит делегации РПЦЗ под руководством архиепископа Марка в Россию. Впервые архиереи «карловацкой» юрисдикции открыто молились за патриаршей службой (хотя соединения в таинстве не происходило) и были приняты Святейшим Патриархом. На переговорах стороны избрали стратегию осторожного примирения: добиваться прежде всего актуализации того духовного единства, которое в принципе всегда существовало между разделенными частями Русской Церкви, то есть восстановления молитвенно-евхаристического общения. В ходе этого визита было подготовлено посещение России первоиерархом РПЦЗ Лавром. С 8 по 13 декабря 2003-го в г. Наяк (США) под председательством первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра прошло Всезарубежное пастырское совещание «Путь Зарубежной Русской Церкви в прошлом и будущем». Впервые на мероприятие такого рода были приглашены в качестве докладчиков клирики Московского Патриархата: архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Георгий Митрофанов и протоиерей Максим Козлов. О своем визите в Россию рассказал митрополит Берлинский Марк. Совещание подготовило открытие проведение в декабре 2003-го Архиерейского Собора, который определил сроки предстоящего визита в Россию митрополита Лавра и одобрил дальнейшие шаги в направлении сближения с Матерью-Церковью. Святейший Патриарх обратился с посланием к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру и Преосвященным членам Собора, в котором вновь призвал к преодолению средостения, все еще разделяющего Русскую Церковь. В ответном письме, подписанном всеми архиереями Русской Зарубежной Церкви, выражена благодарность за заботу Святейшего Патриарха об устранении преград и недоразумений, за радушный прием, оказанный делегации Русской Зарубежной Церкви в Москве. Засвидетельствована готовность продолжать начатый диалог, для чего Собором назначена особая комиссия».

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

Полностью текст «Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к митрополиту Лавру и членам Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. Также о призыве Патриарха Алексия «к восстановлению церковного единства» сообщают агентство РИА «Новости»   и сайт «Вести. Ru » . В последний день совещания в Наяке было принято «Обращение Всезарубежного Пастырского совещания духовенства» . В этом документе отмечено, что на совещании были с большим интересом выслушаны доклады и разные мнения: «Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом – наше желание. Собеседования и общение на уровне архиереев, духовенства и мирян, которые уже в какой-то степени происходят, могут и должны продолжаться». Также в обращении отмечено, что, так называемое, «сергианство» сегодня уже не является актуальным: «На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о “власти от Бога” (Рим. 13, 1-7)». По вопросу экуменизма было признано, «что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно». «Мы обращаемся к предстоящему Архиерейскому Собору с просьбой принять во внимание наши высказывания, переживания наших прихожан и резолюции епархиальных пастырских совещаний по вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы надеемся на милость Божию и желаем только исполнения Его воли». Сайт «Независимая Газета - Религии» посвящает прошедшему Всезарубежному пастырскому совещанию материал Олега Недумова, в котором отмечено, что «практически все выступавшие на совещании священнослужители так или иначе поддержали идею объединения Русской Православной Церкви  и Русской Православной Церкви Заграницей. Наиболее последовательно возможный механизм объединения двух Церквей изложил постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). По его словам, в первую очередь необходимо восстановить евхаристическое общение, предполагающее совместное причащение во время литургии». При этом, говоря о предстоящем Архиерейском Соборе, автор заявляет: «Вряд ли стоит ожидать от Архиерейского Собора Зарубежной Церкви каких-то радикальных решений. Скорее всего, на Соборе будет провозглашен только общий курс на сближение с Московским Патриархатом. Тем более что решающий раунд переговоров между РПЦ и РПЦЗ пройдет уже после завершения Собора, во время визита в Москву Предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра, который намечен на январь 2004 года».

http://pravoslavie.ru/4867.html

Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви откликнулся на слова Святейшего Патриарха. В послании Собора говорится: «Сохраненное в глубинах подлинное церковное единство нам следует явить. Тело Христово есть Церковь и Таинство во всех таинствах есть одно – Тело Христово. На нас возложена ответственность: вопреки всем препятствиям, могущим встретиться нам на пути преодоления преград, раскрыть свои сердца для восприятия Божьего промышления о Церкви Своей». Собор принял решение о создании комиссии для обсуждения вопросов, препятствующих объединению. Решение о создании комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью в декабре 2003 года было принято и Священным Синодом Русской Православной Церкви. В декабре того же года состоялось  Всезарубежное пастырское совещание Русской Зарубежной Церкви, которое обсудило вопросы церковного единства. В совещании приняли участие и клирики Московского Патриархата. В своем обращении участники Пастырского совещания заявили, что приветствуют шаги, направленные к единству Русской Церкви. С большим удовлетворением за рубежом было воспринято и Послание Святейшего Патриарха Алексия к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви. «В этом письме, – говорилось в обращении Пастырского совещания, – нас обнадеживают слова , свидетельствующие о понимании Русской Зарубежной Церкви как части Русской Церкви». Важность единства Церкви в Отечестве и Церкви за границей отметил в одном из своих публичных выступлений Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. Архипастырь отметил, что объединение «избавит нашу Церковь от самоизоляции и неизбежно связанных с ней раздроблений и разделений, с одной стороны, и, с другой стороны, от растворения ее в окружающей ее инославной среде». Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви осудил и и тех членов Русской Зарубежной Церкви, которые сомневаются в благодатности Церкви в Отечестве. «Вместо любви к Богу, – сказал митрополит Лавр, – и любви к ближнему, вместо любви к нашей Родине – России, они насаждают в своих сердцах ненависть и презрение. Упорствующие в таком мнении впадают в гордыню и ересь неофарисейства».

http://pravoslavie.ru/5701.html

Указом Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 октября 1948 при монастыре было открыто единственное богословское учебное заведение РПЦЗ – Свято-Троицкая Духовная семинария. При семинарии существуют библиотека, летняя церковно-певческая школа, регулярно проводятся историко-богословские конференции, «круглые столы», выставки и др. мероприятия. В 2003 учреждено отдельное издательство семинарии. С 1983 г. существует архив семинарии (так называемый Архив русской эмиграции). 17 июня 1984 г. при семина-рии и монастыре был открыт Музей русской истории. В стенах монастыря проводятся пастырские совещания, Свято-Германовские съезды православной молодежи, а в 1974 прошел III Всезарубежный Собор. Архиерейский Синод РПЦЗ решением от 2 июня 1967 присвоил монастырю статус ставропигиального. К 2007 монастырские угодья включают 715 акров (около 280 га) земли, из которых 380 акров зани-мают луга, 335 акров – леса и озера. 23 июня 2011 г. Свято-Троицкий монастырь был включен в Национальный реестр исторических мест США. Храм-часовня во имя преподобного Иоанна Рыльского и святого праведного Иоанн Кронштадтского. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США На берегу одного из монастырских озер к западу от главного комплекса зданий Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в 1979 освятили и заложили фундамент каменного храма-часовни. Руководил строительством по своему проекту опытный инженер И. Г. Гришин, работавший и над возведением монастырской кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Его главным помощником был выходец из Болгарии, выпускник Свято-Троицкой семинарии, трудник монастыря брат Димитрий Блачев. Храм-часовню сложили из увесистых грубо отесанных булыжников в традиционном восточно-византийском стиле, кровлю сделали похожей на образцы северорусского зодчества. Постройку увенчали чешуйчатой деревянной маковкой с восьмиконечным крестом, выточенной Ю. Егоровым. Основные строительные работы были закончены в 1988 г. – к Тысячелетию Крещения Руси.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Итак, перечислим те три основные положения, которыми пронизаны мысли св. Иоанна по поводу Церкви в общем и Русской Церкви в частности: 1) Церковь – вселенская, и одна из ее главных задач – распространение веры Христовой среди еще не познавших Истины; 2) врата ада не одолеют Церковь , несмотря на все ереси, расколы, несмотря на недостоинство и отступничество многих даже высокопоставленных служителей Церкви; 3) Совет нечестивых овладел Россией, но через покаяние и обновление она восстанет. Теперь перейдем к более конкретным высказываниям святителя Иоанна о Русской Церкви в XX веке. Мы постараемся словами владыки ответить на ряд вопросов, особенно важных, как мне кажется, для участников нынешнего Всезарубежного пастырского совещания. Считал ли святитель Иоанн официальную Церковь в России (т.е. Московский Патриархат) полностью отпавшей? Каково было отношение святителя Иоанна к митрополиту Сергию (Страгородскому) и его Декларации? Являются ли Зарубежная Церковь и Московский Патриархат «частями», имеющими свои начала от одной «Матери-Церкви»? Возможно ли было, хотя бы в принципе, признание святителем Иоанном официальной Церкви в России и было ли таковое признание на деле? Святитель Иоанн считал, что после водворения безбожной власти в России Церковь разделилась на Церковь гонимую и Церковь в изгнании, образовались как бы две ветви одного древа. В 1946 году он писал: «Жестокая волна борьбы с Церковью прошла в наши дни в нашем Отечестве... Многие иерархи и бесчисленное множество священнослужителей было умерщвлено различными способами. Другие, памятуя слова Господни: Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий ( Мф. 10:23 ) и следуя примеру многих святых отцов древности, покинули тогда Родину и соединили под своим духовным водительством русских людей, нашедших себе прибежище в иных странах» 604 . Что из себя представляла Зарубежная часть Русской Церкви? «За рубежом России создалась Зарубежная Русь, духовно окормляемая Русской Зарубежной Церковной властью, по лицу всего земного шара стали устраиваться православные храмы, объединяющие вокруг себя православных людей, по преимуществу русских, но с ними и других народностей. Вместо святынь, разрушаемых на Родине, появились новые за ее рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010