Плененного Василька Константиновича монголы вели на юг, по дороге уговаривая служить им и, не добившись своего, убили в Шеренском лесу, в 24 км от Кашина на р. Шеренке (не путать с Шеренским лесом на р. Шерне, между Александровом и Киржачом Ю.С.) Памятью народа о его погибших сыновьях стало название села на средней Сити: Некоуз – победителям некого было там вязать в узы. Исходя из полученной картины событий на р. Сить возникает вопрос, «А можно ли это назвать битвой?». В самом деле, под битвой понимается организованное противостояние двух сторон, подразумевающее фронтальное столкновение, противоборство, как под Воронежем или Коломной, но на Сити мы этого практически не видим и следует признать, что упоминаемая со времен Н.М. Карамзина в школьных и вузовских учебниках «битва» на Сити есть один из мифов нашей военной истории. Того же мнения, прямо ссылаясь на источники, придерживался и Р.Г. Скрынников, на ней настаивает и Д.Г. Хрусталев: «Здесь и речи не идет о бое, говорится только о безуспешных попытках сопротивления и бегстве» (Хрусталев Д.Г. Русь от нашествия до «ига». 30-40 rr.XIII века. СПб. «Евразия», 2004. С.135.). Можно сказать, что щадящая формулировка разгрома, именующая избиение не организованных и не подготовившихся людей, лишенных к тому же высшего руководства, как и умолчание о предыдущих ошибках русского командования, своего рода, «компресс», наложенный ростовскими, а затем московскими летописцами на болезненный ушиб народного самосознания. Историки долго не решались с этой традицией порвать, а авторы школьных учебников и атласов продолжают ее и до сих пор… Восточные источники, описывающие поход Бату хана на запад, этой битвы не упоминают. В глазах завоевателей, видевших столько настоящих сражений, этот эпизод никак не отождествлялся с «битвой» и не заслуживал такой памяти, как, например, штурм Владимира. О правителе Руси Рашид-ад-Дин пишет, что «…Юрку ушёл в лес, но был найден и убит». В принципе, так и было. Народ простил Юрию Всеволодовичу его искуплённые кровью ошибки, вспоминая время его княжения как золотой век. Добрые люди подобрали его тело, разыскали вскоре и честную главу, которую Бурундай представил Бату, а тот бросил, как бесполезную игрушку. Поскольку этот правитель, по общим воспоминаниям, был человеком положительных душевных качеств, не только благочестивым, богобоязненным, жертвовавшим на храмы, но и очевидным миролюбцем, активным миротворцем, очень быстро сложился культ местночтимого святого, и ныне святые мощи благоверного великого князя Юрия (память – 17 февраля), почивают в гробнице в том же соборе, где погибла его семья.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

Ход последующих событий известен достаточно хорошо. Злосчастное посольство рязанцев к Батыю, выиграло время для сбора сил ценой своих жизней. Быстрое скрытно произведенное выдвижение к границе и внезапная атака небольшого рязанско-муромского войска на становища ближайших к ней туменов в начале декабря, поставили-было монголов в сложное положение. Ничего подобного их полководцы и представить себе не могли. Однако силы были слишком не равны. С подходом других монгольских соединений рязанцы потерпели закономерное поражение. Большая часть рязанского благородного воинства - " господства " - полегла где-то на берегах р. Воронеж, " сражаясь один с тысячей, а два - с тьмою " , хотя какой то его части с князем Романом удалось выйти из боя и отступить к Коломне, а Юрий Ингваревич, возвратившись в Рязань, возглавил ее защитников. Городки на верхнем Дону горели один за другим. Затем наступил черед Пронска, Белгорода, Ижеславца, и героической шестидневной обороны Рязани. 21 декабря туменам семи ханов, осаждавших Рязань, удалось, сбив со стен последних защитников, ворваться в город. Ярость завоевателей не знала пределов... К этому дню, по-видимому, уже были взяты все остальные рязанские города, в том числе и к северу от столицы. Уцелели пока лишь оказавшиеся в стороне, укрытые лесами Муром и Городец Мещерский. Под Коломной, что, скорее всего, принадлежала тогда Рязани, врага встретили далеко не все силы Великого княжества. Как минимум треть из них должна была стоять в районе Нижнего Новгорода, сторожа волжское направление, считавшееся первоначально главным, однако именно здесь произошла крупнейшая битва первой зимней кампании монголов на Руси. Есть сведения, что воеводу Еремея Глебовича к Коломне первоначально послали в качестве " сторожи " - для контроля ситуации и наблюдения за событиями за Окой. Великий князь все еще надеялся на обещания мира, в обмен на отказ помогать рязанцам, привезенного монгольскими " бездельными " послами? Лишь после встречи владимирского воеводы с князем Романом и получения от него соответствующей информации, к Коломне, как к обозначившемуся месту появления главных монголов, был срочно направлен Всеволод Юрьевич со всеми наличными силами. Такой ход событий объясняет как отсутствие под Коломной полков остальных Всеволодовичей и Константиновичей, так и надежды собрать их позднее за Волгой. Для организации обороны Москвы, ополчение которой ушло к Коломне, были присланы княжич Владимир Юрьевич и воевода Филипп Нянька.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Леонид 21 января 2014, 00:35 http://days.pravoslavie.ru/Life/life916.htm Ольга 21 января 2014, 00:19 Спасибо, отец Тихон, и Ваше мнение очень важно и Вы единственный из священнослужителей, кто вспомнил, что не гнать его нужно из Церкви , а помолиться о нем. Игорь Новокрещёнов 21 января 2014, 00:18 " И еще раз: ни в коем случае нельзя говорить, мол, ах, эти институты не работают, ах, они что-то там еще!.. Это слова мирского человека. " - вообще-то это уже не первый год говорят те, для кого эти институты в первую очередь и существуют, а именно сами же клирики. Semen Kulagin 21 января 2014, 00:15 Благодарю Вас, Владыка Тихон. Просто бальзам на душу Ваши слова. Слава Господу, именно от Вас все и ждали этой спокойной, без оскорблений, оценки. Помоги Вам Бог в Ваших молитвах и Ваших делах. Татьяна Константинова 21 января 2014, 00:14 Мир замер когда все это прочитала...меня потрясла отвага О.Андрея пойти на вскрытия этого ужасного и зловонного нарыва. Но уж как взбеснуются " поврежденные " ...! Травля только начинается - это ясно всем:и автору, в том числе. Городничевская " немая сцена " начинает спадать - оборотни ищут слова прикрытия и они их найдут... Да он- просто герой! Спасибо О.Тихону за мягкое и деликатное тому подтверждение, хотя и облеченное в " официальные " формы:) Суть ясна!...И совсем не странно,что такие два гениально-талантливых (и очень " верных " Христу человека) живя в одной эпохе-есть друзья! Горжусь обоими, желаю им СИЛЫ и Божьей помощи и далее побеждать мерзость всяческую. И вести нас, грешных, продирающихся к свету, бессильно, по-мирски, протирая бесконечно мутнеющее стекло так часто уплывающей, и размытой лукавым врагом, истины... С поклонам обоим Отцам. Татьяна 21 января 2014, 00:10 О. Тихон - добросердечный и порядочный человек, да. Но мнение о.Всеволода Чаплина,на мой взгляд, ближе к реальности. Лично мне претит, что Кураев, слывя умным человеком, побежал за сочувствием к врагам Церкви, лютым ненавистникам Православия и русских людей. Я этого не понимаю и не приемлю. Что он хотел услышать от тех, кто гадит в церквях, рубит иконы топорами, считает русский народ недостойными недоумками? Запыхался уже бегать по встречам и интервью, - ну просто нарасхват, прям подарок бесноватым... Нет, православные, мне это деятель глубоко противен, и я согласна с о. Всеволодом, что ищет Кураев не справедливости, а теплого местечка! Что-то его не очень волновали гомосеки, пробравшиеся в РПЦ, пока он сидел на сытной должности... Тоже мне, " борец " -подпольщик.

http://pravoslavie.ru/67714.html

Как идет процесс возвращения церковных зданий? 15 октября 2014 г. 12:25 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»  11 октября 2014 года. Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Продолжается обсуждение хода процесса передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. 7 октября в Росимуществе состоялся семинар, посвященный тому, как идет процесс передачи этого имущества и какие есть проблемы и вопросы  у религиозных организаций, а также у организаций светских, в частности, у органов исполнительной власти, которые хотели бы такое имущество передать. Последнее намерение становится сегодня все более частым. Руководительница Росимущества Ольга Константиновна Дергунова сделала доклад о том, как происходит передача зданий и иного имущества религиозного назначения. Я в ответном слове поблагодарил и ее лично, и в целом руководство профильного государственного ведомства за содержательный и в целом результативный диалог даже по самым непростым моментам. Да, часто приходится спорить, часто возникают случаи, в которых не очевидно, является ли имущество действительно «религиозным» по своему назначению. Но при всех спорах — иногда достаточно эмоциональных и требующих серьезного вдумывания, вчитывания — удается либо находить нужное решение, либо придумывать дорожную карту, которая устраивает обе стороны. Иногда то или иное госучреждение, особенно владеющее зданием в центре крупного города, не хочет с ним расставаться. И поэтому возникают вопросы о том, куда это учреждение переселять, откуда будут изыскиваться деньги на это переселение или на строительство нового здания, иногда сложного, особенно в случае музеев. Но, как правило, мы вместе с Росимуществом и другими органами государственной власти оказываемся в состоянии подходить к взаимоприемлемым решениям. Заместитель руководителя Росимущества Игорь Бабушкин сделал доклад по статистике передачи имущества религиозного назначения. Подчеркну, что речь идет только о федеральном имуществе. Вот какие были озвучены цифры. С начала этого года в Росимущество поступило 237 обращений от различных религиозных организаций. Из них по 66 обращениям передача религиозного имущества завершена; по 27 обращениям принято решение об отказе в передаче, по 144 обращениям ведутся подготовительные мероприятия, необходимые для принятия решения о передаче имущества или его включения в план, утверждаемый Правительством. Были переданы многие знаковые объекты. Например, это здания Рязанского кремля, ансамбль Присутственных мест с парком и кафедральным собором в Калуге — это место известно горожанам старшего поколения как средоточие партийных учреждений Калужской области, а до этого там размещалась духовная семинария. Сегодня там снова находится семинария и епархиальное управление.

http://patriarchia.ru/db/text/3780548.ht...

Главный урок родителей — глубочайшая неприязнь к большевизму. — Расскажите немного о круге общения Ваших родителей. В него ведь входили и Борис Пастернак, и Корней Иванович Чуковский… Кто из людей, окружавших Вашего отца, приходивших в ваш дом, оказал на Вас наиболее заметное влияние? — Пастернак наш дом не посещал; но отец бывал у него почти каждую неделю. Я не видел его ни разу и только однажды говорил с ним по телефону. Чуковского я в раннем детстве никогда не видел, а книги его были нам запрещены, как и Маяковский: мама считала первого автором «жестоких» книжек (Бармалей и т. п.), а второго — площадным грубияном. Лишь в школьные годы родители водили меня к Чуковскому, а сам он заходил по соседству в наш переделкинский домик. Я очень любил моего крестного, Григория Константиновича Рыбина, школьного учителя и художника-дилетанта. Они с отцом играли дуэтом: он на скрипке, отец — на рояле. Григорий Константинович был верующий человек и жил недалеко от Елоховского собора. Он умер, когда мне было десять лет, и это была первая смерть, сознательно пережитая мною. У нас бывали Нейгаузы, Генрих Густавович и Сильвия Федоровна. Она была человеком глубокой духовной жизни, общалась с протоиереем Всеволодом Шпиллером и впоследствии меня с ним познакомила. В соседнем с нами доме жила Мария Сергеевна Петровых, большой поэт. Она в родстве со священномучеником Иосифом, митрополитом Петроградским. Еще в 1960х годах я познакомился с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, которого отец пригласил к нам в гости. — Почему Вы выбрали классическую филологию? Что в ней было наиболее интересно и близко Вам? — Поначалу я не увлекался античностью. Классическую филологию я выбрал сознательно как ключ к богатствам греческой и латинской патристики. Но обучение привело меня к тому, что я оценил и даже полюбил античную литературу и философию и как таковые, и как важный компонент христианской средневековой культуры. — Как пришло решение о принятии священного сана? — Слава Богу, я никогда не принимал решения о рукоположении. Как говорил один епископ, кто считает себя достойным, тот — безумец. Не считая себя достойным, я и не мог стремиться к этому, хотя мечтания о священстве меня посещали уже в семилетнем возрасте. Меня благословил на принятие сана мой духовник отец Всеволод Шпиллер. Поначалу он думал, что мне дозволят принять сан, минуя духовные школы. Когда это оказалось невозможным, он благословил меня поступить в Московские духовные школы — в качестве преподавателя. Это стало возможным именно благодаря моему диплому филолога-классика: поначалу я преподавал языки — латынь, французский, греческий, старо­ и церковнославянский.

http://pravoslavie.ru/78711.html

Александр Иванович привез из медуправления приказ «Считать мужем и женой». Мне присвоили звание старшего лейтенанта медслужбы. Два года мы работали в Германии в лагере 215 советских военнопленных и репатриированных граждан Центральной группы войск. Нас направили в г. Росток принимать военнопленных и репатриированных гражданских. Потом направили в г. Шверин, где А.И. Сперанский работал в эвакогоспитале 3551 Советской военной Администрации в Германии врачом-венерологом, хирургом. В конце декабря 1947 года нас отозвали в Москву, 31 декабря А.И. Сперанский получил приказ об увольнении. Предлагали ехать на границу с Японией, мы отказались. Тогда направили в Ленинград, в Воинскую часть аэростатных заграждений в поселок Янино Всеволожского района Ленинградской области. Я закончила фельдшерско-акушерский техникум и стала работать у мужа фельдшером. Потом работала в больнице Красина акушеркой четыре года. После этого работала в Военно-медицинской академии послеоперационной сестрой в течение 10 лет. А.И. Сперанский проработал в Воинской части аэростатных заграждений до самой смерти 4 июня 1958 года. Каждый день после суточного дежурства я ходила на кладбище и там засыпала сидя до поздней ночи. В 1963 году я переехала в Москву и поступила работать в Центральный военный госпиталь им. П.В. Мандрыка в хирургическое отделение послеоперационной сестрой. Проработав три года, я была направлена к маршалу Г.К. Жукову на индивидуальный пост. У него я проработала четыре года. Нас было три медсестры, мы дежурили сутки через двое. Меня встречал шофер на машине «Чайка» около книжного магазина на Арбате и сюда же привозил. Я работала на правительственной даче Георгия Константиновича, который в то время был уже очень болен, ему было трудно ходить и необходим был серьезный уход. Дом был большой, двухэтажный, с балконом. На первом этаже была большая столовая с огромным столом, сервантом, мягкими стульями с высокими спинками. Там проходили разные совещания с генералами и праздничные обеды. Был большой яблоневый сад с парниками, огородами, зарослями сирени.

http://pravmir.ru/avtobiografiya-m-i-spe...

Симптоматично, что у Краснова, как и у Рериха, царь приходит с Востока, из мистического Тибета. Но почему именно Тибета? Возможно, Краснов слышал о планах барона Унгерна уйти с остатками своей армии (после её разгрома в Монголии) в Тибет и поступить на службу к Далай-ламе – но рассказать ему о них мог только Н. Рерих, чей брат Владимир заведовал у Унгерна армейским обозом. Рерих мог также поведать Краснову и о мистической связи Петербурга с Лхасой, поскольку принимал участие в строительстве буддийского храма и даже удостоился получить от 13-го Далай-ламы приветственный шёлковый плат («хадак»). В романе Краснова и в рериховском Великом плане можно также усмотреть сближающую их идею возрождения России с помощью Владык Шамбалы – именно последние спасли царскую семью и послали её в «новую Россию» дабы восстановить там монархический строй. Итак, из Тибета в Россию с посольством Рериха должен был прибыть её новый правитель, «царь-мистик». Только кто он –старший Рерих (Николай III) или Рерих младший, Юрий, который, по отзывам современников, имел поразительное внешнее сходство с Николаем II? Не забудем, что Рерихи считали себя потомками Рюриковичей, великих князей и русских царей. В романе же Краснова на российский престол взошёл юный Всеволод Михайлович – воспитанник тибетских монахов, которого затем сменил Михаил II Всеволодович. Но и Рерихи, как мы помним, также собирались учиться в Тибете – у махатм! О юноше-царе (Михаиле II) Краснов говорит высоким стилем, в духе Рериха: «Он был олицетворением сказки, он был «грёзой мечты золотой», звавшей в царство радости и счастья. Он был Царь – Помазанник Божий». Есть в романе Краснова и другой сюжетный ход, имеющий явную параллель в Великом плане: герой романа русский художник-эмигрант Пётр Константинович (!) Коренев организует экспедицию из Германии в Россию, чтобы доказать эмигрантам, что Россия не погибла («И я верю, верю, что та, прекрасная, Русь не могла погибнуть без остатка»). В её состав входят несколько иностранцев (немцы и одна американка).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2 февраля . Вечером по приглашению епископа Германа вылетели в Тулу с о. Василием Байчиком и другими сопровождающими лицами. В самолете мне стало очень плохо (а перед тем три дня была тяжесть в голове). Все кружилось перед глазами, тошнило, была слабость. Никакого врача в самолете не случилось. Правда, мне давали кислород. Еле долетел. 8 февраля . Приехал в Саратов. Еле добрался до постели. Вечером приходил доктор Игорь Леонидович. Велел лежать три недели, а потом еще не работать некоторое время. Определили у меня микроинсульт. 18 февраля . Лежу уже 10 дней. Улучшение слабое. За это время прослушал все 32 фортепианные сонаты Бетховена, 28 сонат Моцарта, 14 сонат Шуберта, все 9 симфоний Бетховена и многое другое. На улице снег. Сильных морозов нет. По воскресеньям и праздникам слушаю церковные пластинки. 10 марта . Были Игорь Леонидович и невропатолог Борис Константинович. Разрешили мне ходить по комнате, опираясь на мебель. Прописали неделю делать массаж ног. Я даже разволновался от радости, что у меня улучшение. Получил хорошее письмо от митрополита Алексия (Ридигера). Сегодня же ответил ему подробно. Слушал " Пиковую даму " , " Князя Игоря " , " Наталку Полтавку " и разные фортепианные произведения. 18 марта . Впервые за полтора месяца сидел на балконе. Конечно в пальто и скуфье, хотя на улице +6 градусов. 31 марта . Получил очень теплое письмо от митрополита Алексия из Таллина. Советует беречь себя. На улице +18 градусов. 7 апреля . Благовещение. Служил обедню в Троицком соборе. Включился в службу на " Свете тихий " . Сидел на " Оглашенных " и " Верую " . Не причащал. Почти не устал. 26 апреля . Была исповедь духовенства. Перед этим я вышел в мантии и провел беседу о поведении священников, наградил о. Филиппа Колесникова крестом с украшением. 30 апреля . Лазарева Суббота. В доме 29 (соседним на ул. Первомайской) обставляли мебелью мой кабинет, комнаты для машинисток, секретаря, бухгалтера и кассира. 8 мая . Полунощницу начали в 11 ч. 25 м. Вокруг собора много машин, но был порядок и верующих пропускали. Обедня в красном облачении и золотой митре. Благословил весь народ. Вручил ордена св. кн. Владимира III степени о. Всеволоду Васильцеву и о. Николаю Архангельскому. Вечером служил Вечерню и Утреню в Духосошественском соборе. Немного устал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010