Преосвященный говорил о порочном и добродетельном: «Порочный думает, что никто его не видит, когда он предпринимает или делает зло в уединенном месте. Он ошибается. Бог все видит; Ангел-хранитель есть всегдашний свидетель наших дел. Добрый делает добро не только в присутствии других, но и находясь наедине, ибо он имеет в сердце страх Божий, боится оскорбить преступлением всевидящее око Божие. Горе грешнику! Радость праведной душе! Некто приходит к преосвященному и объявляет ему о тягостном состоянии души своей, в котором он не имеет покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов и впадает иногда даже в отчаяние, так что готов лишить себя жизни. Архипастырь советовал ему худые мысли, в душу приходящие, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, тотчас обращаться к молитве, – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет. «Читайте, – говорил он, – молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторяйте Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Усердные воссылайте молитвы к Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет вам с небес помощь. Исповедайтесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая, – и тяжкое бремя отпадет от сердца вашего и водворится в нем спокойствие. Чувствуя за собой грехи, мы должны от них отставать, исправляться; памятовать всегда Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь исполнить добрые желания наши выше всякого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим добром. Мы лишились весьма важного для нас блага? То совершилось по премудрому Промыслу Божию для нашего же счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Видишь, христианин, веру бедной женщины! Видишь силу, действие и плод веры ее! Эта женщина учит нас, где нам и как искать исцеления немощей наших душевных, – то есть у Христа верою. Она говорила себе: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. Вот свойство веры! И получила то, на что надеялась. Где истинная вера, там и надежда. Возьмем в пример эту женщину. И мы приступим ко Христу с верой и надеждой, и, хотя молча, падем перед всевидящим оком Его. И когда молимся, с верой и надеждой будем молиться. И когда ко святым и животворящим Тайнам Его приступаем, будем приступать с верой и надеждой исцеления и обновления, помня и подражая той страдавшей кровотечением женщине. Так душевная наша исцелится немощь, и иссякнет источник пагубных страстей наших, мучающих душу нашу. Признак того, что душевная немощь начала исцеляться, – когда страсти душевредные начнут усмиряться и утихать, когда менее гордости, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависит, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочего зла проявляется в человеке, как признак начавшего исцеляться тела – когда оно от вредных соков начнет освобождаться. Что вредные соки в теле, то греховные страсти в душе. Вредные соки мучают тело и умерщвляют. Греховные страсти мучают душу и к вечной смерти ведут. Здоровым тело становится, когда от злых и вредных соков исцеляется. Так и здоровой становится душа, когда от злых и греховных страстей освобождается. Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Евангелии – это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеляется. Сколь полезно и нужно нам отеческое Божие наказание, невозможно и сказать. Рассуди, сколько кроется в сердце нашем духовных немощей, которые в плотском рождении родились с нами. Какая гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота и прочее! Все эти немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, как жестоким врачевством, хочет исцелить, если Ему в волю себя отдадим. Всякая скорбь и напасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру. Кто в болезни захочет злобиться и мстить? Кто в нищете, в темнице, в изгнании будет гордиться? Беда учит смиряться и все терпеть. Беда подобна узде, которой свирепые кони сдерживаются и укрощаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, но бедами и напастями, как уздою, удерживается и укрощается. Хотя беда и скорбь, нашедшая плоти нашей, и горестна, но душе нашей полезна. Утешаемся и радуемся, когда лекарь немощное тело наше целит, хотя горьким и жестоким врачевством то целение бывает, и благодарим его, и мзду даем; тем более радоваться и от сердца Бога благодарить должно, когда Он душевные наши немощи скорбями и напастями исцеляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

7. Что думает порочный и добродетельный. Некогда говорил преосвященный о порочном и добродетельном: «Порочный думает, что никто его не видит, когда он предпринимает, или делает зло в уединенном месте. Ошибается он в своем мнении. Бог все видит; ангел-хранитель есть всегдашний свидетель наших дел. Добрый делает добро не только в присутствии других: но находясь и один собою: ибо он имеет в сердце страх Божий, боится оскорбить преступлением всевидящее око Божие. Горе грешнику! радость праведной душе! 8. Как избавиться от мыслей порочных о самоубийстве. Некто приходит к преосвященному и объявляет ему о тягостном состоянии души своей, в котором он не имеет покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов – и впадает иногда даже в отчаяние, так что готов лишить себя жизни. Архипастырь советовал ему худые мысли, в душу приходящие, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, тотчас обращаться к молитве, – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет. «Читайте», говорил он, «молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторяйте Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Усердные воссылайте молитвы в Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет вам с небес помощь. Исповедайтесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая – и тяжкое бремя отпадет от сердца вашего и водворится в нем спокойствие. Чувствуя за собою грехи, мы должны от них отставать, исправляться; памятовать всегда Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь исполнить добрые желания наши выше всякого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим добром.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Желать убо должно, а не отвращаться отеческого Божия наказания; благодарить за него, а не сетовать. 3) Когда Бог посылает рабам своим скорби; то не оставляет их, но с ними есть в скорбях: с ним есмь в скорби ( Пс. 90:15 ); и был Бог с Иосифом, был с Авраамом, Исааком, Иаковом, с потомками их в их озлоблении и напастях. Есть и ныне неотступно с рабами Своими и до скончания века будет. Се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф. 28:20 ). А когда слышишь, что Бог с верными своими есть в скорбях, не простое разумей присутствие Божие; но он есть с ними, сохраняя их, помогая им, утешая их, растворяя горесть крестную сладостию любви Своей. 4) Размысли, сколь полезно и потребно нам Божие отеческое наказание! В сердце нашем кроется множество духовных немощей, которые родились с нами в плотском рождении: это – гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота и пр. Сии все немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, яко горьким врачевством, хочет их исцелить, ежели отдадим себя Ему в волю... Беда подобна – узде, которою кони укрощаются и сдерживаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется; а бедою, как уздою, оно смиряется. Великое добро есть скорбь, говорит св. Златоуст, яко смиряет нас, яко пресекает путь к плотоугодию, яко исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу... Великую и милость являет нам Отец небесный, когда посылает нам скорби и напасти. О, скорбь, жезл Божия наказания, горькое, но действительнейшее наше врачевство; училище смирения, терпения и кротости; знамя Христовых воинов, путь к вечному животу! Накажи нас, Господи, обаче – в суде, а не в ярости ( Иер. 10:24 ). Вопр. Ты сказал, что всякая скорбь от Бога, но я сию, или другую, беду терплю от людей – прямо? Отв. Правда то, говорит бл. Тихон: люди, диаволом научаемые, наводят нам беды и скорби; но не иначе, как Божиим попущением. Ибо люди и диавол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попущает же им в наше наказание, для нашей пользы, и, сколько им попущает Бог, столько они нам досаждают и озлобляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  3.7 из  5) Оглавление Предисловие Представляли ли вы себе когда-нибудь такую картину? Христос, вознесшийся с земли на небо после совершения Своего спасительного подвига, вновь сходит на землю. Он сходит еще не в той славе Божества, в которой Он явится людям в час второго и последнего Своего пришествия на землю; Он сходит и не в том уничижении, в каком приняла Его земля, предложивши Ему пещеру, ясли и потом крест. Он сходит таким, каким больше всего видели Его апостолы. В красном хитоне и синем плаще, с непокрытой головой, со всевидящим взором, с устами, готовыми открыться, чтобы излить на людей слова благодати. И вот, сойдя к нам, к нашему быту и к нашей жизни, Христос ходит, видит и слушает… И, спросим тут себя: та жизнь, которая Его будет окружать, те речи, которые Он будет слышать, те стремления, которые узрит в сердцах людей это всевидящее око, прозревающее все тайны — будет ли все это согласно с Его заветами, будет ли все это согласно сливаться в то одно общее явление, которое бы могло называться Царствием Божиим?.. Разве не придется сказать, что это Царствие Божие от нас не то, что даже далеко, а еле мыслимо, хотя и открыто для нас еще здесь на земле Христовой рукой! Тут Христос бы увидал жизнь языческую, еле тронутую легким наслоением христианства. Он увидал бы людей, погрузившихся в одно земное и забывших даже о том, как «горняя мудрствовати». Если бы Христос стал искать в людских сердцах то, что Ему так дорого — отражения в них Своего образа, то какою бы печалью подернулись Божественные очи, ибо в ком из нас отразился образ Христов! И грустен был бы ход Христа между людьми при виде всех людских безумных страшных поисков временного счастья, за которым люди забывают то, что одно только важно, значительно и ценно: заботу о душе, искание Царствия Божия. Христос искал бы по миру волн любви и благоволения, идущих от души к душе человека, от народа к народу, от страны к стране. И увидел бы Он взоры ненависти, разжение лютой вражды. Вместо отголосков ангельских гимнов, Христос услыхал бы буйные крики нечистой песни, соблазнительные призывы. Вместо братства и равенства Он увидел бы страшную разницу в быте — безумную роскошь одних, невероятную нищету других, от которых отвертываются торжествующие богачи. И при всем том сколько бы Он увидел людей и достаточно зорких, задыхающихся от несчастья, людей, не находящих радости в самом напряженном бешенстве страстей.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы. Кондак 2 Видя всевидящее око Отца Светов таковое ваше Богу вельми благоугодное начинание и душеспасительное намерение, аще и не абие вас купно жительствовати устрои, обаче не в долгом времени сице вас соедини и совокупи, якоже соедини и совокупи Павла Петру, да един ярем понесше, многих в Небесная введете обители: чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуиа. Икос 2 Разум богоприятен, Антоние всехвальне, тебе же самому и прочим душеполезен стяжати усердствуя, сего днем и нощию от всемилостиваго Бога с теплыми слезами прилежно просил еси, пророчески вещая: скажи ми, Господи, путь, воньже пойду. Темже человеколюбивый Бог, вняв твоему слезному молению, вложи в твое сердце, да не медля в Афонскую гору идеши, ты же, аки вторый Авраам, ялся еси пути с велиим тщанием, Божие исполняя веление, чесо ради вопием тебе таковая: Радуйся, отче Антоние, древнему уподобивыйся Аврааму, по слову Божию, доброхотно и послушно, без скорби и сетования от сродник и южик своих удаляющемуся; радуйся, в далечайшую неведомую страну, обретения ради монашескаго жития, от своих си нескорбно удаливыйся. Радуйся, долгий, трудный и прискорбный путь скоротечно без смущения прешедый; радуйся, ангела Божия в том пути спутника, якоже иногда Товиа, имевый. Радуйся, Афонския горы, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно достигнувый; радуйся, многая тамо духовная благая и душеполезная сокровища стяжавый. Радуйся, многих тамо своим любомудрым житием в посте и молитве, неустаннем труде и бдении, и безответнем, Господа ради, послушании удививый; радуйся, в иноческих трудех и подвизех великим старцем Святыя горы тебе сравнивый. Радуйся, Антоние, аки Богомудрая пчела, от труждающихся тамо отец, аки от различных цветов, сладость иноческую собравый; радуйся, туюжде сладость во Отечество сохранно принесый, и зде благоуспешно насадивый и возрастивый сторицею. Радуйся, яко в монашество тоюжде сладостию многих, с нимиже и Феодосиа Великаго в слове и деле привлекл еси; радуйся, яко собранную братию твою духовною сладостию изобильно насытил и в добродетелех укрепил еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Тако имеется душа, которая не имеет благодати Божией, покрывающей ее. Сатана, враг наш, как разбойник, обнажил нас, совлекши с нас одежду благодати Божией и спасения. Откуда прародители наши, лукавством его обнажившися, познали наготу свою, которая прежде падения своего не видали, и начали сами себя стыдиться и срамляться, что было доказательством и свидетельством внутреннего их обнажения. Христос, Сын Божий, видя нашу наготу, от которой Бог и ангелы Его святые отвращались, умилосердился над нами, пришел на землю к нам нагим, бедным, убогим, и нищим, облекся в плоть нашу и уподобился нам во всем, кроме греха, дабы нас нагих замаранных и оскверненных омыть кровию своею, и содеяти чистотою правды Своею одеждою, и тако представить чистейшим Отца Своего небесного очесам. Сия святая одежда дается верою всякому в крещении. Аще убо кто хранит ее, подвизаяся противу врагов своих, которые невидимо ополчаются противу нас и хотят нас паки обнажить, срам и стыд наш пред Богом и ангелами Его учинить, блажен есть, якоже глаголет Господь. Блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его ( Откр.16:15 ). Ибо такового Отец небесный, видя его облеченна одеждою Единородного Сына Своего, познает и признает за Своего, и подаст ему наследие со святыми избранными Своими и введет в чертог славы Своей. Аще кто нерадением и леностию потерял ту священную багряницу, и тако явится пред Богом и Его избранными, не иное что ему последует, как стыд и срам нестерпимый, сам себя будет срамляться, яко наг; и Бог со избранными Своими постыдится наготы его, и отречется его, яко не своего. Не видит сея наготы грешник ослепленный, яко не имеет душевных очес отверстых, и того ради не срамляется: якоже спящий или слепой не видит телесной своей наготы, почему и срама не чувствуешь. Но Божие всевидящее око видит; видит и отвращается таковой души. Увидит и грешник бедный тогда, когда откроются книги совестные, и тайные сердец человеческих помышления в явление всему миру приведутся; увидит, но к крайнему своему стыду, сраму, бесчестию и бедствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иулиану преступнику 22 , по Константии Великаго Константина сыне скиптры царствия удержавшу, и от Христа во идолослужение преложшуся, гонение на христианы воздвизается превелие, яве же вкупе и не явленне. Отрекл убо злочестивый, еже мучити сурове, вкупе же и объявленно безчеловечне, тако искушати христианы: стыдяся же и обзирая, да не прилагаются множайшии, сокровенне некако осквернити сия льстивый и скверный умысли: отонудуже и соблюд, якоже наш язык Христов, первую святых постов седмицу наипаче очищается, и внимает Богу: епарха града призвав, повеле продаемыя обычне снеди от среды отнести, другия же снеди предложити торжищу, сиречь хлебы и пития, от жертв его кровьми сия прежде смесивша, и в смешении осквернивша: яко да убо от поста сия купующии паче в чистоте осквернилися быша. Абие убо епарх на дело веде повеленое, и предлагает яже от жертв и кровей оскверненная брашна и пития во всем торжищи. Когда после Констанция, сына Константина Великого , скипетром царства завладел преступный Юлиан 22 обратившийся от Христа к идолослужению, на христиан воздвигнуто было обширнейшее гонение — явное и тайное одновременно. Сей нечестивец, запретив мучить христиан открыто и бесчеловечно — из стыда, да и из боязни, что к ним присоединится большинство народа — задумал, будучи коварным и бесчестным, тайно как-нибудь осквернить их. И потому, заметив, что наш народ Христов в первую неделю святого поста особенно ревнует о чистоте и внимает Богу, призвал градоначальника и повелел ему удалить с торжища все обычно продаваемые там припасы, то есть хлебы и напитки, а выставить другие, заранее смешав с кровью от его жертв и через смешение осквернив, дабы покупающие их во время очищения осквернились с самого начала поста. Градоначальник тотчас приводит приказание в дело и выставляет на всем торжище снедь и питье, замаранные кровью жертв и иными сквернами. Но всевидящее Божие око, запинающее премудрыя в коварстве их, и о нас рабех Своих присно промышляющее, и гнусная преступника на нас коварства разруши.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Дивно то, что восходят на небо к Богу не только добрые дела, но и грехи человеческие. Не дивно, что восходят добрые дела, возносимые ангелами; дивно же то, что восходят и злые дела, которых никто не может вознести на небо: ангел не понесет на небо наше злое дело, а диавол не дерзнет. Восходят на небо добрые дела, согласно словам ангела Корнилию: (Деян. 10:4). И Товии ангел говорит: (Тов. 12:12). Восходят же и злые дела. Вот, например, говорит Бог, посылая Своего пророка Иону в Ниневию на проповедь: (Быт. 18:20). Давид же вещает: (Пс. 89:8). Если бы я, грешный, имел дерзновение пред Господом Богом моим, то я сказал бы Ему: Господи! Ты приставил херувима с огненным оружием охранять райские Едемские врата, чтобы не входил туда никто: почему же Ты не поставил хотя бы какого-либо меньшего ангела у дверей небесных, чтобы туда не входили к Тебе наши злые дела? Сказал бы я и святым: святый Петр, имеющий ключи царствия небесного! Неужели тебе повелено Богом пускать на небо все то зло, которое творится на земле? О, святый Богослов, говоривший о небесном Иерусалиме: (Апок, 21:26). Почему ты, когда грехи наши восходят туда, ставишь их у дверей небесных, а не взываешь велегласно: (Апок. 22:15)? Но не слушают святые меня, грешного, и попускают грехам моим появляться пред Богом. Вопль злобы моей восходит к Нему, ибо как невозможно адаманту и магниту потерять силу, влекущую к себе железо, так невозможно лишить и всевидящее око Божие способности видеть все дела человеческие, согласно слову Сираха: (Сир. 23:27, 28). Все, что совершается во вселенной, хотя бы даже в глубочайших пропастях земных, все для Него столь явно, как будто совершается пред Его лицом. Посему-то и говорится, что наши злые дела восходят на небо к Богу. Что же делают добрые и злые человеческие дела, взойдя на небо? А вот что: добрые ходатайствуют своему делателю все благое от Господа, злые же подвигают Его на гнев и мщение. Добрые дела заступаются за своего делателя, говоря: Господи, прости ему! Злые же жалуются на своего делателя, говоря: Господи, отмсти Ему! Итак, после каждого грехопадения необходимо очищать грехи истинным, нелицемерным покаянием, чтобы они, умножившись и дойдя до Бога, не подвигнули Бога на такой великий гнев, что мы не будем иметь возможности получить уже и времени для покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Они будут показываться все меньше и меньше, а наконец и совсем улягутся и перестанут беспокоить, а на место их укоренятся чувства добрые и святые. В сердце водворится тогда мир и невозмутимый покой. Это походит на то, как если стакан мутной воды поставить так, чтоб он не колебался, – нечистота все будет оседать вниз, и чем более она оседает, тем чище становится вода, а наконец и совсем очистится. Вот это очищение и чистота сердца чрез борьбу с помыслами и страстями и есть вторая ступень умного восхождения к Богу. Третья ступень есть обращение от себя к Богу. Первые две ступени суть только приготовление к этому, но такие, что без них и ему быть нельзя, равно как и те две без этого последнего не приводят к цели. Начало его состоит в том, чтоб утвердиться в помышлении о присутствии Божием. Где бы ты ни был, что бы ты ни делал, сознавай, что всевидящее око Божие утверждено над твоим сердцем и проникает его. Это настроение внутрь нас приходит само собою по умиротворении помыслов на второй ступени и очищении сердца от страстей. «Блажени чистии сердцем, – говорит Господь, – яко тии Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Но не в одном зрении, не в холодном как бы предстоянии Богу существо этой степени. Это только преддверие, а самое дело состоит в том, чтобы устремляться сердцем к Богу, забыв все и в себе, и вокруг себя, исчезать в Боге, или восхищаться к Нему. Святые отцы называют это «исступлением», то есть выступлением из обыкновенного периода жизни и погружением в Бога, по-гречески «экстазис». Об одном старце говорили, что он помнил себя только до первой «славы», на три псалма, а потом погружался в богосозерцание, и таким образом умно, без слов молился Господу, стоя неподвижно. А другой старец вечером становился на молитву, обратясь лицом к востоку, воздевал руки свои, был восхищаем к Богу, и так оставался до тех пор, пока взошедшее солнце ударами лучей своих не сводило его с блаженной высоты. Но это уже высшее состояние. Обычное же проявление этой степени, в своих начатках, есть горение сердца, или возбуждение чувств при чтении, молитве, доброделании, дома и в церкви, за делом и на пути. Плод этого есть молитва. Вспадет чувство на сердце, человек входит сознанием внутрь и уже ничего не хочет иметь в мысли, кроме Бога. Если он в этом состоянии молится, то сытости не знает в поклонах и молитвенных воздыханиях к Богу. Горение сердца делает его до того блаженным, что, по уверению святого Макария Египетского , ему всегда хотелось бы оставаться в этом состоянии, если б можно. Кто начал приходить в такое состояние, тот вступил на третью ступень, то есть стал восходить от себя к Богу. Это предел восхождений, но такой, которому конца нет, ибо Бог бесконечен. Согласие внутреннего с внешним

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010