Колика бо зла претерпе от иудеи нас ради грешных? И 599 не точию не прогневася на ня, но и моляшеся за них Отцю, глаголя: Отче, отпусти им грех сей. И вси же 600 святии, сим путем шествовавше, обретоша благодать, еже не точию не воздааху зла оскорбившим, но и благо им творяху, и моляхуся о них, и покрывааху недостатки их, радующеся о исправлении их 601 , егда в чувство зол своих 602 прихождаху, и любовию и милование тех наказовааху. Пятый помысл печалный Не мал есть нам подвиг на дух скорбный, понеже вметает душу в погибль и нечаяние. И аще скорбь человеческа 603 от человек 604 будет, благодушно претерпевати подобает и за оскорбивших молитися, якоже и преже реченно бысть, ведяще известно, яко не без Божия промысла 605 вся нам случаются, и вся на ползу посылает нам Бог и на спасение душам нашим, аще и в настоящее время не мнится нам полезно, но послежде известится, яко тако полезно есть, яко же Бог строит, а не яко же мы хощем. Сего ради не подобает человеческими соотводитися помыслы, но вседушно веровати, яко всевидящее Божие око вся 606 зрит, и без Его воли ничто же может быти нам, и ради милости своея сия посылает нам, да искусившеся в сих и претерпевше венчаны будем от Него, понеже без искушений 607 никтоже венчан бысть когда. Того ради о сих всех благодарение Господеви возсылати, яко 608 Благодавцу и Спасителю нашему. Уста бо присно благодаряще 609 благословение 610 приимут от Бога, и в сердце благодаряще впадает благодать, глаголет святый Исаак. Сохранятижеся от роптания на оскорбивших, понеже убо той же глаголет: вся немощи носит Бог человеку, присно же ропщуща не терпит, аще не покажет его. Подобает же имети нам скорбь полезну, еже о гресех с надежею благою к Богу покаянием, ведяще известно, яко несть грех побеждаяй человеколюбие Божие, но 611 вся пращает кающимся и молящимся. Сия убо скорбь с радостию размешена бывает и ко всякому благу усердна сотворяет человека и ко всякой болезни терпелива. Скорбь бо 612 по Бозе, рече апостол, покаяние во спасение неотложно содевает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Желать убо должно, а не отвращаться отеческого Божия наказания; благодарить за него, а не сетовать. 3) Когда Бог посылает рабам своим скорби; то не оставляет их, но с ними есть в скорбях: с ним есмь в скорби ( Пс. 90:15 ); и был Бог с Иосифом, был с Авраамом, Исааком, Иаковом, с потомками их в их озлоблении и напастях. Есть и ныне неотступно с рабами Своими и до скончания века будет. Се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф. 28:20 ). А когда слышишь, что Бог с верными своими есть в скорбях, не простое разумей присутствие Божие; но он есть с ними, сохраняя их, помогая им, утешая их, растворяя горесть крестную сладостию любви Своей. 4) Размысли, сколь полезно и потребно нам Божие отеческое наказание! В сердце нашем кроется множество духовных немощей, которые родились с нами в плотском рождении: это – гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота и пр. Сии все немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, яко горьким врачевством, хочет их исцелить, ежели отдадим себя Ему в волю... Беда подобна – узде, которою кони укрощаются и сдерживаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется; а бедою, как уздою, оно смиряется. Великое добро есть скорбь, говорит св. Златоуст, яко смиряет нас, яко пресекает путь к плотоугодию, яко исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу... Великую и милость являет нам Отец небесный, когда посылает нам скорби и напасти. О, скорбь, жезл Божия наказания, горькое, но действительнейшее наше врачевство; училище смирения, терпения и кротости; знамя Христовых воинов, путь к вечному животу! Накажи нас, Господи, обаче – в суде, а не в ярости ( Иер. 10:24 ). Вопр. Ты сказал, что всякая скорбь от Бога, но я сию, или другую, беду терплю от людей – прямо? Отв. Правда то, говорит бл. Тихон: люди, диаволом научаемые, наводят нам беды и скорби; но не иначе, как Божиим попущением. Ибо люди и диавол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попущает же им в наше наказание, для нашей пользы, и, сколько им попущает Бог, столько они нам досаждают и озлобляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Скорби посылаются человеку, чтобы он стремился к горнему Благочестивые души горести в мире вкушают, да не забудут отечества своего небеснаго, да не мир, как отечество, имеют, но туда мысли свои возводят и стремятся, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания. Рассуждай сие, и в напастех лобызай и прославляй и величай благость Божию (5:77). Бог попускает на них напасти, чтобы они памятовали, что их не зде отечество, но на небеси, идеже отец их, и тако не любили бы суеты, не имели бы зде пребывающаго града, но грядущаго искали. «Егоже бо любит Господь, наказует», глаголет Апостол ( Евр. 12, 6 ) (1:173). Господь скорбями ведет ко СПАСЕНИЮ Коль полезно и нужно нам сие отеческое Божие наказание есть, не можно сказать. Разсуди, колико кроется в сердце нашем духовных немощей, которыя в плотском рождении родилися с нами: какая гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота; и прочая! Сии вси немощи всевидящее Божие око видит, и наведением скорбей и напастей, яко жестоким врачевством, хощет их исцелить, аще Ему в волю себе отдадим. Всякая бо скорбь, напасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру. Кто в болезни захощет злобиться и отмщевать? Кто в нищете, в темнице, в изгнании будет гордиться? Беда учит смиряться и все терпети. Беда подобна узде, которою свирепые кони воспящаются и укрощаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, которое бедами и напастьми, как уздою, востягается и укрощается (3:296) (также 3:75, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ , 768) (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Скорби. Промысл Божий через скорби ведет ко спасению (5:76–77, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 768). Ради СПАСЕНИЯ терпеть все, что Промысл Божий пошлет Немощные все за благо приемлют и терпят, что от лекарей предписано ни будет, когда хотят исцелиться: тако должно и нам за благо принимать и терпеть все, что хощет и повелевает нам Врач наш Христос. Иначе спасительное Его нам врачевство ничего не поможет, как и немощному ничего не поможет врачевание лекарское, когда написанных правил не хранит; паче в горшее успевать будет немощь его (2:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

114. Об исповеди Сегодня вы, христиане, приступаете к исповеди; какой труд пересказать грехи перед своим духовником? Кто грешил, тот знает, когда и чем грешил: словом ли, делом или помышлением; но припомнить все грехи до единого едва ли кто может? Хорошо поступают монахи, которые ежедневно пересказывают духовнику грехи свои. Таких грешников и такие грехи и врачевать легче и удобнее, потому что духовник видит: с какой стороны враг нападает на человека, чем чаще его искушает, – и дает приличный совет, как беречься того или другого греха. Как уврачевать мирянина, который приходит к духовнику однажды в год и которого духовник совершенно не знает? Как уврачевать того, который и сотой доли грехов своих не может пересказать? Какой спасительный совет дать тому, который старается скрыть свои важные грехи? Как пользовать того, который приступает к исповеди не с тем намерением, чтобы исполнить в точности заповедь духовника своего, а чтобы соблюсти один пример исповеди, не давая обещания более не грешить? Как спасать того, который не думает еще навсегда покаяться, то надеясь на свое здоровье, то на свои лета, то на долготерпение Божие? А между тем, тот, кто скрывает грехи свои перед духовником, – сугубо, вдвойне согрешает и становится виновником против тела и крови Господней. К прискорбию, многие из нас одно и то же повторяют на исповеди: «мне некогда каяться, я занят делами». Можно ли сказать: «мне некогда спасаться»? На это извинение, или лучше собственное обвинение, сам Господь указывает, Который послал рабов Своих – Пророков и Апостолов звать на великую вечерю; но один из званых говорил: «я землю купил, мне некогда»; другой: «я купил пять пар волов, надобно посмотреть их»; тот говорил: «я женился», – каждый придумал причину в свое извинение, или лучше обвинение; зато ни один из них не удостоился быть на пиру Божием. Места за столом заняли хромые, слепые и убогие, которые не были связаны никакими житейскими делами. Поэтому и в деле исповеди и в покаянии никто не может никаким образом извиняться и оправдываться, тем более, что привычка к тому или другому греху с каждым годом усиливается, язвы душевные стареют, совесть все более и более омрачается, а всевидящее око Божие все же видит тайну грехов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Преосвященный говорил о порочном и добродетельном: «Порочный думает, что никто его не видит, когда он предпринимает или делает зло в уединенном месте. Он ошибается. Бог все видит; Ангел-хранитель есть всегдашний свидетель наших дел. Добрый делает добро не только в присутствии других, но и находясь наедине, ибо он имеет в сердце страх Божий, боится оскорбить преступлением всевидящее око Божие. Горе грешнику! Радость праведной душе! Некто приходит к преосвященному и объявляет ему о тягостном состоянии души своей, в котором он не имеет покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов и впадает иногда даже в отчаяние, так что готов лишить себя жизни. Архипастырь советовал ему худые мысли, в душу приходящие, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, тотчас обращаться к молитве, – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет. «Читайте, – говорил он, – молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторяйте Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Усердные воссылайте молитвы к Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет вам с небес помощь. Исповедайтесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая, – и тяжкое бремя отпадет от сердца вашего и водворится в нем спокойствие. Чувствуя за собой грехи, мы должны от них отставать, исправляться; памятовать всегда Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь исполнить добрые желания наши выше всякого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим добром. Мы лишились весьма важного для нас блага? То совершилось по премудрому Промыслу Божию для нашего же счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Мы должны помнить, что слышали сегодня в Апостольском чтении, должны помнить, что тела наши суть храмы Святого Духа, что не смеем осквернять эти храмы грубыми страстями, начиная от самой позорной, блудной страсти. Это напоминает нам и притча о блудном сыне, и Апостольское чтение, и псалом «На реках Вавилонских...». Помните это всегда, никогда не забывайте. Аминь. 4 марта 1945 г. О Страшном Суде Уже третий месяц идёт в Нюрнберге грозный суд над злодеями, которых не видел ещё доселе мир, суд страшный для них, ибо ждут они смертной казни. Этой смертной казни требует совесть всех народов, всего человечества, ибо мир потрясён, как никогда не был потрясён ещё, злодеяниями, которые описать словами нельзя. Были истреблены десятки миллионов мирных жителей, – я уж не говорю об убитых воинах. В одном только лагере Освенцим было истреблено 5121000 человек. Весь мир полон негодования, весь мир с трепетом ждёт того часа, когда будет произнесён страшный приговор над этими злодеями рода человеческого – над Герингом, Риббентропом, Розенбергом, Кейтелем и многими другими. Совесть человеческая требует их смертной казни, совесть человеческая требует того, чтобы зло, страшное зло, не осталось ненаказанным. А правосудие Божие? Неужели Господь потерпит такое страшное зло? Как ни страшно, как ни грандиозно это зло, оно только капля в море того зла, которое видит Всевидящее око Божие, которое ведомо Всеведущему разуму Божию, ибо безмерные потоки зла затопляли род человеческий с тех пор, как он существует. От самого создания мира перед очами Божиими творились бесчисленные преступления, произносились богохульные слова, нечестивейшие речи. Постоянно добродетель человеческая в мире сем прелюбодейном и грешном была попираема, гонима. Вы знаете, как часто торжествовали злодеи, как они благоденствовали, тогда как добрые и чистые люди погибали. И во все времена, во все века совесть человеческая этим смущалась, и всюду люди задавали себе вопрос: «Доколе же, Господи? Когда правда восторжествует?» Ибо сердце человеческое не может переносить такой чёрной неправды, оно не может переносить того, чтобы зло не было наказано, а добродетель увенчана.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В настоящее время, когда мы сказываем поучения, многие из христиан, быть может, скажут: «мы сами все это знаем, зачем нам слушать известное?» Не сомневаюсь, что многие из нас знают евангельскую историю, но знают так заповеди Божии, как тот законник, – знают букву, а не дух, слова, а не мысли. Вы знаете, что 6-й заповедью запрещается убийство: не убей, – и понимаете эту заповедь так: грех смертельный лишить жизни человека. Но понимать так шестую заповедь мало. Убивать человека можно словом, гневом, клеветой, завистью и многим другим. «Гневающийся на брата человекоубийца есть», – говорит Апостол. Убиваем ближнего – нищего, если не даем ему пищи или одежды, когда имеем что дать. Поэтому все богатые и скупые суть убийцы нищих и голодных. То не примется в извинение, что ты говоришь: «не я один богат, а есть другие побогаче меня, они помогут бедным»; но это только отговорка – отговорка нисколько не извинительная. Твои сокровища не твои всецело; часть твоего имения принадлежит бедным, нищим. Все, что употребляешь ты на пищу страстей своих, на лакомства, на удовольствия, на пьянство, на дорогие наряды, экипажи, – все это должно быть употребляемо для нищих. Знай, что ты даешь не нищим, а самому Иисусу Христу, помни, что Христос тебе скажет на страшном суде своем: «я был наг, и ты не одел меня, – голоден, и ты не накормил меня». В 7-й заповеди сказано: «не прелюбы сотвориши» – это не то только значит, чтобы мы не сделали греха прелюбодеяния на деле, нет, – мы даже должны изгонять из сердца своего прелюбодейную мысль; ибо Христос сказал: «кто воззрит на женщину с вожделением, таковой прелюбодействует в сердце своем». Так ли поступают теперь христиане? О, нынешние христиане далеки от заповеди Спасителя. Смотреть, любоваться женщиной, особенно красивой, увлекаться ее наружностью, ее изящным нарядом, возжигаться к ней страстью, нисколько не считается грешным; напротив, увлекаться красотой, станом женщины считается признаком высокого ума, вывеской просвещения. Божие, всевидящее око! Загляни в наши сердца, что там увидишь? А там усмотришь тысячи тысяч похотливых желаний, безрассудных страстей. Итак, оказывается, что мы духа закона евангельского не понимаем. Чтоб разуметь ясно духа, и мысли заповедей, и всякое Божие писание, нужно стяжать Духа Божия, который один знает и испытует все и глубины Божии. Для сего необходимо много молиться и поститься; а даром, без всякого прошения, не дается человеку ни один дар Божий. Мы и те таланты, которые имеем, закапываем в землю, утопая в бездне греховной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

7. Что думает порочный и добродетельный. Некогда говорил преосвященный о порочном и добродетельном: «Порочный думает, что никто его не видит, когда он предпринимает, или делает зло в уединенном месте. Ошибается он в своем мнении. Бог все видит; ангел-хранитель есть всегдашний свидетель наших дел. Добрый делает добро не только в присутствии других: но находясь и один собою: ибо он имеет в сердце страх Божий, боится оскорбить преступлением всевидящее око Божие. Горе грешнику! радость праведной душе! 8. Как избавиться от мыслей порочных о самоубийстве. Некто приходит к преосвященному и объявляет ему о тягостном состоянии души своей, в котором он не имеет покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов – и впадает иногда даже в отчаяние, так что готов лишить себя жизни. Архипастырь советовал ему худые мысли, в душу приходящие, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, тотчас обращаться к молитве, – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет. «Читайте», говорил он, «молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторяйте Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Усердные воссылайте молитвы в Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет вам с небес помощь. Исповедайтесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая – и тяжкое бремя отпадет от сердца вашего и водворится в нем спокойствие. Чувствуя за собою грехи, мы должны от них отставать, исправляться; памятовать всегда Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь исполнить добрые желания наши выше всякого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим добром.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

«Ибо, – сказал Он, – будете сыновьями Отца вашего, Который на небесах» (см. Мф.5:45 ). Сам же Господь Бог наш Иисус Христос, эту заповедь преподавший и такое великое воздаяние пообещавший, чему научил, то и совершил, нам давая пример, да и мы подражателями будем тому, сколько по силе. Ибо сколько зла претерпел Он от иудеев ради нас грешных? И не только не прогневался на них, но и молился за них Отцу, говоря: «Отче, отпусти им грех этот!» (см. Лк.23:34 ). И все святые, этим путем шествуя, обрели благодать, ибо не только не воздавали зла оскорбившим, но и добро им творили, и молились о них, и покрывали недостатки их, радуясь их исправлению, и, когда те к осознанию своих зол приходили, – с любовью и милостью их наставляли. Пятый помысл – печальный Немалый подвиг [предстоит] нам против духа скорби, поскольку он ввергает душу в погибель и отчаяние. И если случится скорбь от людей, – благодушно претерпевать [ее] подобает и за оскорбивших молиться, как и прежде сказано было, твердо зная, что не без Божия Промысла это с нами случается и все на пользу посылает нам Бог и для спасения душ наших; пусть в настоящее время и не кажется нам [это] полезным, но после откроется, что полезно так, как Бог устрояет, а не как мы хотим. Потому не подобает увлекаться человеческими помыслами, но всею душою надо веровать, что Всевидящее Божие око все видит, и без Его воли ничего не может случиться с нами, и посылает Он нам это по милости Своей, дабы мы, будучи испытаны в том и претерпев, были Им увенчаны. Ведь без искушений никогда никто увенчан не был. Потому подобает за все это воссылать Господу благодарение, как Подателю благ и Спасителю нашему. «Ибо уста, всегда благодарящие, получат благословение от Бога и в сердце благодарящее низойдет благодать», – говорит святой Исаак. И охранять себя нужно от ропота на оскорбивших, поскольку он же говорит: «Все немощи человека сносит Бог, постоянно же ропщущего не терпит, но наказывает его». Подобает же иметь нам скорбь полезную – о грехах, с надеждою благой на Бога в покаянии, зная достоверно, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, но все прощает Бог кающимся и молящимся. Эта скорбь бывает смешана с радостью и ко всякому благу делает человека усердным и во всякой болезни терпеливым. «Ибо скорбь ради Бога, – сказал апостол, – производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Скорбь же противоположную, от бесов нам приносимую, подобает тщательно от сердца отметать, как и прочие злые страсти; молитвою, чтением, с духовными людьми общением и беседами упразднять ее, потому что она бывает причиной всякого зла. Если замедлит она в нас, то скоро, обратившись в отчаяние, делает душу пустой и унылой, некрепкой, нетерпеливой и ленивой к молитве и чтению. Шестой помысл – уныния

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

БОДРСТВОВАНИЕ Желающий быть истинным христианином, должен помнить о вездеприсутствии и всеведении Божием Когда хощешь должности сии исполнять, так поступай: помышляй всегда «вездесущее» величество Божие, и с тобою присутствующее; помышляй «всевидящее» Его око, вся твои дела, слова и помышления проницающее; разсуждай со страхом и трепетом «праведный» и неизбежный суд Его; помни высочайшую Его любовь и неисчетная Его благодеяния. И тако во исполнении должности к Нему благоуспеешь (1:62). Для своего спасения нужно бодрствовать (4:243, см. БРАНЬ , 120). Христианин должен бдеть и готовым быть к сретению Царя небесного (4:32, см. СУД СТРАШНЫЙ , 1005). Христианин должен непрестанно бодрствовать (4:18, см. ХРИСТИАНИН , 1116). Смерть неизвестна, но от состояния души в минуту кончины зависит вечная участь Мудрые и разумные рабы бдят и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианине! подражай и ты в том сынам века сего; бди и ожидай звания Господа твоего. Буди в сем важном деле разумен и мудр, да и блаженным будеши. От сего часа зависит вечное или благополучие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной; смерть и мучение. Видишь, коль страшен час сей. Блажен бдяй и ожидаяй часа сего! Бди и ты, душе моя, и ожидай часа сего, да тогда с радостию возможеши воспеть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», и проч. ( Лк. 2, 29–32 ) (4:89). Неизвестность кончины мира подвигает к бдительности (3:278, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1020). Быть бдительным, т.к. время смерти неизвестно (3:264, см. СМЕРТЬ , 936). Не должно дремать, так как предстоит лютая и всегдашняя БРАНЬ с Диаволом Понеже так лютая и всегдашняя брань надлежит нам, то не должно нам дремать. Не должно, говорю, дремать, когда враги наши на погибель нашу всегда и везде бодрствуют; но, оттрясши сон лености, всегда бдеть и на стражи противу нападения их стоять, по увещанию Христову: «бдите, и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26, 41 ). И паки: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» ( Апок. 2, 10 ) (3:230).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010