ВОХРЕНИЕ (то же что ОХРЕНИЕ) - отдельный процесс личного письма (живопись ликов и открытых частей тела), при котором краска охристого цвета послойно наносится на освещённые части лика на иконе. ВРЕЗОК - икона, у которой на новую доску смонтирована часть более древней иконы. ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - 1. Сложная аллегорическая композиция, символ всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII в. под западным влиянием.; 2. изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник - символ Троицы. См. также Великий Глаз. ВЫВОРОТОК - в иконописи отворот, загнутый край одежды, пишется обычно в тоне, контрастном цвету наружной стороны ткани. Г ГВЕНТЫ - в иконописи тёмные линии рисунка. ГВЕРСТА - в иконописи песок, как нежелательная примесь в пигменте. ГИМАТИЙ - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. В иконографии - обязательный атрибут одежды ветхозаветных и раннехристианских персонажей. ГОЛУБЕЦ - обобщённое название красок голубого и синего оттенка. ГОРКА - один из символов пейзажа в иконописи. Иконописные горки изображаются в виде уступов с плоскими площадками - лещадками, символизирующими ступени духовного развития. ГРАФЬЯ - 1. инструмент для процарапывания линий по поверхности грунта - игла с рукоятью-штыльком. 2. Углублённые линии, описывающие контуры рисунка, процарапанные по поверхности грунта (левкасу или штукатурке) при помощи этого инструмента. Основная функция - сохранение контуров рисунка после наложения красочных слоёв. ГРИЗАЙЛЬ - монохромная живопись, живопись, выполненная в оттенках какого-либо одного цвета, чаще всего серого. ГРУНТ - слой специального состава, наносимый поверх обработанной основы с целью создания нужной художнику поверхности, обеспечивающей прочное прилегание красочного слоя. В иконописи грунт называется левкасом. ГУЛЬФАРБА - 1. жёлтая краска, имитирующая золото. 2. клеящий состав под листовое золочение. Д ДАММАРА, даммарная смола - смола используемая для приготовления светостойких лаков, которые при необходимости сравнительно легко смываются. В реставрации икон даммара также применяется для составления воско-даммарной мастики. Неразбавленный даммарный лак может применяться в качестве клеевой основы под листовое золочение.

http://pravicon.com/text-24

Было бы ошибкой считать все сооружения иконостасов и икон в русских церквах только частью убранства. Все эти иконы, пояса и части имели особый духовный смысл. Благочестивые люди, обходя с поклонами иконостас, поминали в молитвах особо различных святых, совершали служение Церкви. Особое место в русской иконописи получили Царские врата и двери северные и южные в иконостасе; из них «Царские» – средние, досчатые и резные, состоящие из сени и столбцов. В иконостасе новгородской св. Софии от 1528г. двери были «сугубее первых в высоту и ширину», а потому на сени (киоте), дверях и столбцах «иконного поклонения святых яко шестьдесят шесть», и «крест честный на версе дверей поставлен был от Калики Хрусталя» (ср. так называемые «Корсунские кресты» в Московском Успенском соборе). Обычным иконным украшением «для поклонения» на Царских дверях было: Благовещение, 4 Евангелиста; темы перешли сюда из стенной росписи, с передних столбов церкви и с парусов. На столбцах, служивших для укрепления дверей, изображались: Спас, Божия Матерь, столпники, святители Вселенские и св. дьяконы с ковчежцами и кадильницами, перенесенные со стен алтаря, закрытых иконостасом. На северных и южных дверях изображались: архангел Михаил, архангел Гавриил, Ангел Хранитель, архидиаконы Стефан и Филипп, прор. Даниил, благоразумный разбойник, Адамово создание, изгнание из рая, «лествица», лоно Авраамово и пр. Наконец, на сени или киоте: Тайная Вечеря, Троица, Нерукотворный Образ, Великий Архиерей, Знамение Божией Матери, София Премудрость Божия, позднее – Агнец на дискосе, Бог Отец, Всевидящее Око. В главном храме Успения Божией Матери в Свияжском Богородицком монастыре (опись 1614г.) значится: «Двери северские, да по другую сторону двери у полатки, обои на золоте, а на них писаны повести из Патерика». В малой церкви Николая Чудотворца на дверях северных «на празелени писан образ Алексия человека Божия». В том же храме, по описи, за левым клиросом в иконостасе указывается «образ местной Спас Недреманное Око в киоте», у клироса, «образ местной София Премудрость Божия в киоте», «да у крылосов по сторонам двенадцать икон, а на них писаны минеи месячные святые дванадесять месяц на золоте в киотах» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Если о тех говорится: и он умер, и он умер, и он умер, то об этом говорится: и не стало его, потому что Бог взял его – живым на Небо. Вот высшие выражения праведности и святости жизни: и ходил Енох пред Богом. О Ное что говорится? Ной ходил пред Богом (см. Быт. 6:9 ). Заключая завет с Авраамом, что говорит Господь Аврааму: ходи предо Мною и будь непорочен (см. Быт. 17:1 ). Вот это выражение – оно не ветхозаветное, это выражение Евангельское. Надо ходить пред Богом. Вот как бы видя Его: в очах Божиих. Когда вам предлагают совершить какое-то нехорошее дело на глазах у других, то мы смущаемся это делать, нам стыдно. А вот здесь также должно быть стыдно, когда мы совершаем какие-то грехи, если мы видим пред собой Бога. Вот Око, недремлющее всевидящее Око. Оно наблюдает за нами. И вот, если видение этого ока человек представляет себе, он не может грешить. Апостол Иоанн так и скажет, что верующий во Христа грешить не может, потому что он Его видит перед собой: и ходил Енох . А вот почему он меньше всех жил? Да уже общество было недостойно, чтобы среди них жил такой праведник. Господь забирает таких людей из общества, потому что это общество неисправимо. В книге “Премудрости Соломона” об этом сказано очень сильно. Давайте, это заложите, а Книгу «Премудрости Соломона» откройте, быстро находите «Премудрость Соломона». Это неканоническая книга, их нет в этих изданиях, и поэтому мы слушаем, у кого нет. А вот почему вы не хотите приобрести полные Библии? это на вашей совести. Или они не продаются? или вы не хотите приобрести? А нужно приобрести полный текст. И вот я читаю вам – 12-я глава с первого стиха: «Нетленный Твой дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». 10-й стих: «Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: “что Ты сделал?” или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

1 августа 1994 года Всевидящее Око промыслительно призвало его стать одним из достойнейших преемников отца Понтия… У меня нет возможности описывать эту – Михновскую – светлую общину, да и нет нужды, так как только что вышли два увесистых тома (третий готовится) с обстоятельным, теплым, сердечным изложением истории ее 2 . Со страниц томов веет крепкой первохристианской верой, несомненной надеждой, что Господь никогда не оставит, глубокой любовью к Богу и людям, чистой, святой жизнью. На нас внимательно и спокойно смотрят добрые, сострадающие, проникающие в душу пастырские глаза отца Понтия. И, кажется, вопрошают: а «мы… живем в полном послушании и согласии со Святой Церковью, исполняя все ее уставы и повеления, храня все ее предания и обычаи, принимая ее Таинства и чиноначалие, соблюдая в жизни заповеди Божии и учение святого Евангелия»? (Из писем. II:244; 1:364–365). И с духовной силой велят: «Служить людям, их нуждам мы должны ( Рим. 15, 2 ; 1Кор. 10, 33 ), но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны ( Гал. 1, 10 )» (Из писем. II:249; 1:368)… Отеческий взгляд повторяет одухотворенное лицо архимандрита Леонида (Гайдукевича), с которым я имел счастье встретиться и познакомиться еще в 1948 году во время учебы в Минской духовной семинарии, хотя железнодорожные станции наших посадок совсем близко (кажется, через одну: моя – Парафьяново, отца Леонида – Княгинино – на пути Крулевщизна – Молодечно). Какие приятные были у нас встречи! Я радуюсь всей душой, что в чистой общине – чистый отец! А какие светлые лица у сослужителей и друзей отца Леонида! У прот. Георгия Гайдукевича, иером. Иоанна (Ковалева), диакона Георгия Дементьева, старейшей насельницы общины Марии Мелюк!.. Алтарник же Николай Иванович Аносов – образ православного русского человека! С такими людьми в обществе их можно – должно – не только свято сохранить наследие отца Понтия, но и приумножить… III. «Сохрани… это письмо» Отец Понтий. I:577; 1:355 На небольшую часть наследия выдающегося подвижника – на его письма – хочется обратить внимание и мне. Часть эта действительно маленькая, всего она занимает в первом томе «Истории Михновской общины» 20 страниц (с. 354–373), но затрагиваемая в ней тематика емкая, важная, нужная…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

31 июля граф Петр Ив. Шувалов представил Сенату записку о способе умножения дохода казенного: «Всевидящее око, особливым смотрением руководствуя вечной славы достойного государя, отца отечества, великого Петра, которого трудами слава Российской империи процвела, к вящей же ее славе многие беспримерные дела благословил Бог старанием и трудами матери Отечества государыни всемилостивейшей пред глаза свету произвести, а чтоб благословенная слава империи не была где-либо занозою в завидливых сердцах, сумнительства нет, следственно, дальние виды, заключенные в зависти, чрез оное не закрытны быть стали. Ее император. величества августейшей государыни нашей все виды те суть, из которых слава и польза, безопасность и целость государства состоит; к оному освященному ее импер. величества виду и вящей пользе и безопасности государства и подданных предприятием потребно, дабы доходы государственные были умножены. Конечно, полезнее быть ничто может, как в государстве иметь такой пункт, который бы во время надобности бессумнительно доход государственный умножил, а оный не токмо к тому служить может, как самое его действо есть пользы поиск, о целости надлежащей отпор в защищение учинить, но довольную опасность поставить в тех, которые буде в рассуждении не довольных доходов наших, завиствуя благословенной славе, что-либо противное покою проискивают, и сим уповательно все дальновидные происки, противные покою, конец свой примут в том рассуждении, что в благословенной державе ее императ. величества дал Вышний довольно того есть, которое многие государства тем преимуществует, а особливо люди – пропитание, к тому же весьма против всех государств дешевое войск содержание, и оное окрестным державам небезызвестно; притом самонужнейшее для содержания умноженных и впредь в потребных случаях умножаемых на довольное содержание войск учрежденный способ доходов казенных весьма верные повседневно в сбор к течению готовы известны будут же, которое вящше нежели бы капитал лежащий, понеже по продолжению нужных обстоятельств из него вынимая без возвращения, достатков добраться можно, а, напротив того, наш порядок новоучрежденный быть имеет такой, который умаления в себе вовсе иметь не может, но будет единое обращение циркулярное бесконечное».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

 «…пойдите на кладбище и выберите могилу с большим крепким крестом. Крест должен стоять прямо (не покосившись). Встаньте к нему лицом и, заметив куда падает от него тень, переступите на эту тень…» . Комментарии излишни. Хочется только на такую книгу повесить табличку: «Не повторять! Опасно для жизни!»… 3. Икона Те православные христиане, которые не только стараются регулярно посещать богослужения и участвовать в Таинствах, но и изучают свою веру, знают, что присваивать иконам разные «специализации» наивно. По вере можно получить исцеление от любого Образа, а не только от Великомученика и Целителя Пантелиймона. И Образ Богородицы «Всех скорбящих Радосте» не менее благодатен, чем, например, «Умиление». Однако, Наталья Степанова пишет:  «…практикующему целителю не обязательно приобретать очень большие иконы. Во-первых, они дорого стоят, во-вторых, им потребуется найти подобающее место, а это может позволить себе человек, который лечит лишь себя, а не занимается целительством. Мастеру же нужно очень много разнообразных икон, ведь к нему, как правило, обращаются по разным вопросам, а значит, и иконы тоже должны быть на все случаи жизни …» . Вместо того, чтобы с верой и смирением молиться перед иконой,  степановцы читают заговоры иногда в определённое время, дату. Их дома превращаются в «музеи» икон, где Богу уже нет места, а «молитвы» забавляют бесов. В книге Степановой есть методичное перечисление икон «на потребу» целительству. Циничное распределение обязанностей.  Например, по иконе «Всевидящее Око» можно узнать будущее, предварительно утопив Образ. Всякое верующее сердце содрогнется даже от такой мысли. Ведь само по себе чтение заговоров перед иконами – страшное кощунство. Это признак потери Страха Божия, поскольку происходит обращение к бесам через хулу Святых Образов, манипуляции освященными церковью предметами, поругание Пресвятой Троицы. В конце концов, думающему человеку будет смешно, по совету Степановой, прикусывать язык во время определенных ударов колокола. Или относиться серьезно к заверениям:  «Нельзя в Благовещение зажигать лампаду до полудня, иначе в вашем доме будут бесконечные ссоры»  .

http://sueverie.net/koldunya-natalya-ste...

В 1547 г. архиеп. Феодосии писал послание к царю Ивану Васильевичу об умножении в В. Новгороде корчемства, грабежей и убийств, и умолял его позаботиться о прекращении этих преступлений. «Об этом пишу к тебе, богоутвержденный владыко, объясняет святитель, – не как учащий и наставляющий твое остроумие и благородную премудрость, ибо неприлично нам забывать своей меры и позволять себе такую дерзость, – но как ученик учителю, как раб государю, воспоминаю тебе и молю тебя. Тебе, государю, по подобию небесной власти, небесный Царь дал скипетр земного царства, чтобы ты учил людей хранить правду... Как кормчий бдит всегда, так и царский твой многоочитый ум твердо держит правило доброго закона, иссушая потоки беззакония, да не погрязнет корабль всемирной жизни в волнах смущения. Отверзи, государь, царские свои уши к нуждам страждущих... Как страшное всевидящее око небесного царя зрит сердца и ведает помышления всех людей, так и твое царское остроумие больше всех имеет силу изрядно управить благое твое царство, и страшен будешь ради сана и власти царской для обращающихся на злобу, а не на благочестие. Солнцу свое дело – освещать лучами всю тварь, а добродетель царя – миловать нищих и обидимых... Насколько ты превыше всех силою, настолько подобает тебе и делами светить. За то и от Бога похвален и прославлен будешь... Твой долг, благочестивый царь, иметь всякое тщание о благочестии и о том, чтобы сущих под тобою спасать от треволнения душевного и телесного» 296 . Приведенное послание архиеп. Феодосия не осталось без успеха. Летописец замечает, что в 1548 г. 27 декабря, «пожаловал царь и государь в. к. Иван Васильевича в своей отчине, в В. Новегороде, отставил корчмы и питие кабатцское: давали по концам и по улицам старостам, на 30 человек две бочки нива, да шесть ведер меду, да вина горького полтора ведра, на разруб» 297 . Вероятно, этому способствовало и посещение самим государем Новгорода в 1547 г. Прибыв сюда 14 ноября с братьями Юрием и Владимиром Андреевичем, Иоанн, после обычной торжественной встречи его архиеп. Феодосием «с живописными кресты, честными иконы, и священными соборы, и со всеми православными христианы», остановился не во дворце, «а на Прусской улицы, в Казаринове двори Дубровскаго». Прожив здесь 10 дней, и на возвратном пути из Пскова два дня, он имел возможность и сам лично разведать о бесчиниях, какие происходили в Новгороде, и о которых писал ему владыка 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В 1826 г., с 4 на 5 января, в Воскресенском храме покоилось тело вечнопамятного государя императора Александра Благословенного при следовании из Таганрога в Санкт-Петербург. Стол, на котором стоял гроб Его, хранится доселе в сей церкви, и на нем опочивает святая Плащаница. К сему столу, с правой стороны, 13 августа 1849 года, во время совершения по усопшему императору Преосвященным Филаретом, епископом Харьковским и Ахтырским, панихиды, с соизволения Его Преосвященства, Председателем Славянского отделения Харьковского Благотворительного Общества, генерал-майором Василием Панютиным 2-м, привешена большая серебряная медаль, на которой с одной стороны изображен портрет усопшего императора с словами вокруг: «Александр I-й Благословенный скончался в Таганроге 19 ноября 1825», а на другой стороне - Всевидящее око с словами: «Наш Ангел в небесах». Медаль сию получил Г. Панютин в память того,что он стоял в Царском Селе на часах, при гробе покойного императора. В нынешнем Воскресенском храме, в который перенесено всё имущество деревянного Николаевского, имеются: евангелие, Л.п. 1670; служебные минеи (10 книг), М.п. 1692-1693 годы; служебник, К.п. 1737., М. 1739 год; постная триодь, К.п. 1727 года. Это памятники древнего Николаевского храма. Филарет " Историко-статистическое описание Харьковской епархии " , 1857 год. В середине XVIII столетия получают распространение храмы, у которых бабинец и центральная часть – прямоугольники, близкие к квадрату, а алтарь – конховый. Это Воскресенская церковь в Славянске, Преображенская церковь в Белолуцке и другие. Воскресенская церковь в Славянске, построенная в 1775 г., имеет трехглавое завершение. Две главы расположены по принципу «восьмерик на четверике», а третья глава расположена на цилиндрической части конхового алтаря. Центральный восьмерик ярусный, с заломами, по ширине почти соответствует нижележащим стенам, в результате чего формируется очень обширное и развитое по высоте предалтарное пространство. В целом тяжеловесный и монументальный, несмотря на большие размеры, храм несёт в себе явные черты украинского деревянного зодчества. Фасады его выполнены в переходных формах от барокко к классицизму. Хотя общее архитектурно-планировочное решение богато по пластике и силуэту, внешние стены и главы почти лишены декора. Монотонность продольных фасадов расчленяется гладкими пилястрами, окна обрамляются строгими наличниками. Основной объем церкви и восьмерики опоясаны карнизом сложного профиля.

http://sobory.ru/article/?object=20051

В 1840 г. был переделан иконостас и сделана роспись храма в Феодоровской церкви. Работы были завершены в 1842 г. 17 сентября церковь была вновь освящена во имя св. Николая Мирликийского. На горнем месте было изображено сказание 4-й главы Апокалипсиса,, на потолке храма – всевидящее око, окруженное четырьмя рядами херувимос. По стенам храма была сделана роспись из евангельских событий и изображения святых. В этом храме были размещены иконы, написанные академиком Антонелли в 1820-1821 гг. для Духовской церкви. С 1840 г. стали переделывать и иконостас в Златоустовской церкви. Церковь вновь была освящена в 1842 г. уже во имя св. Феодора Новгородского. В алтарь была помещена икона Уверение Фомы, написанная Антонелли в 1821 г. для Духовской церкви. В 1867 г. было произведено обновление Феодоровской церкви: были переделаны Царские врата и иконостас. Еще с 1806 г. в нижнем храме начали проводить захоронения. Здесь были погребены грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге, а так же граф С. Г. Строганов. Эти захоронения не сохранились. 5 октября 1889 г. по представлению Духовного Собора, митрополитом была разрешена постройка усыпальницы-палатки для погребений при Феодоровской церкви по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Ее размер 14 на 10 сажень (1 сажень - 2,1336 м), на 167 двухъярусных могильных мест. Ввиду обширности сооружения было решено палатку устроить церковью. Храм освятили во имя прп. Исидора Палусиота, чин освящения совершил 6 октября 1891 г. митрополит Исидор. В этой церкви было произведено более 150 захоронений, в большинстве архиереев и и церковных деятелей. Здесь же были похоронены математик И. А. Вышеградский, писатель князь В. П. Мещерский. С октября 1930 г. Феодоровская церковь не действовала, но окончательно была закрыта постановлением Президиума Ленсовета от 2 сентября 1931 г., спустя три месяца закрыли и Исидоровскую церковь. В здании устроили гараж. Прах митрополитов Исидора и Палладия перенесли на Никольское кладбище, остальные захоронения уничтожили.

http://sobory.ru/article/?object=05279

В сем случае благодать Божия, по замечанию преподобного Макария, поступает с человеком подобно матери, которая оставляет на время малолетнее дитя свое и скрывается от него, чтобы видеть, как оно ищет ее с усердием, зовет ее неумолчно, чтобы более обрадовать его своим внезапным появлением, чтобы крепче, так сказать, привязать его к себе, побудить его не отлучаться от себя. Посему-то истинно преданные Богу люди не унывают при сем временном оставлении от Бога; напротив,–забывая все временное, они с большею ревностию и усердием обращаются к Богу с молитвою,–с большею горячностью сердца взывают к Нему: Заступник мой, почто мя забыл еси и вскую сетуя хожду? – с большею неотступностию вопиют вслед Его, подобно жене хананейской: Господи, помози ми! С воплем крепким и слезами взывают они, по примеру Самого Сына Божия, страдавшего на кресте: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил! И, подобно изгнанному, Давиду вопиют неумолчно: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Не потому нужно, бр., это вопияние сердца нашего, чтобы Господь наш был действительно далек от нас и не слышал гласа нашего: Вездесущий всегда и везде с нами, и нет сокровенного места, которого не проницало бы Его всевидящее око. Не только ни одно слово, но ни одна тайная мысль души нашей, ни одно сокровенное движение сердца нашего не сокрыты от Его всеведения: вся нага и объявлена пред очима Его. Этот вопль сердца необходим для нашего совершенства духовного, полезен для очищения души нашей и приближения её к Богу. Его силой или немощию свидетельствуется жизненность или мертвенность нашей веры в Господа, подобно как сильное или слабое биение сердца показывает бодрость или упадок сил телесных. Его горячность или холодность показывает степень любви нашей к Господу, подобно как возвышением и понижением ртути показывается степень теплоты в воздухе. – Его крепость или слабость служит признаком крепости упования нашего на Господа и преданности святой воле Его, или же нашего малодушия и надеяния на самих себя. Кто, при всех смущениях внутренних и внешних, не престал крепко взывать к Господу о помощи, тот не будет оставлен благодатию Божиею, того ничто земное не разлучит с Господом, и чем большие скорби и обстояния будут стеснять его сердце и извлекать из него сильнейшие вопли к Богу, тем чище и крепче будет его вера и упование, тем живее любовь его к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010