В Церкви Христовой ничто не совершается случайно и не делается напрасно. Не могло быть случайным я напрасным и введение в богослужебную практику «тайного» чтения евхаристических молитв. Но понимая это и вполне соглашаясь с этим, некоторые любители церковного богослужения с давних времен стремились уяснить себе причины, побудившие Церковь благословить «тайное» чтение этих замечательных молитв, и одновременно старались узнать их содержание. Еще св. Герман, патриарх Константинопольский (ок. 684-ок. 733), писал, что «некоторые из стоящих вне алтаря часто приходят в недоумение... говоря: какая цель, мысль и сила тихо читаемых молитв, и желают получить об этом некоторое понятие» (Св. Германа, патр. Константинопольского, последовательное изложение церковных служб и обрядов. – См. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855, том I, стр. 425). В настоящей статье вопрос о «тайном» чтении евхаристических молитв рассматривается в связи с некоторыми сторонами православного учения о священстве, а также в связи с проблемой так называемой «disciplina arcani». Цель этого рассмотрения – двоякая. Во-первых, показать догматическую и пасторологическую обоснованность введенной в IV-V веках по P. X. практики «тайного» чтения молитв св. Евхаристии. Во-вторых, выяснить подлинный смысл понятия «тайное» чтение. В конце статьи дается приложение, в котором кратко обрисовывается взаимосвязь и различие между понятиями: «disciplina arcani» и «устное священное предание Церкви». § 1. Истинный смысл «преимуществ» иерархического священства перед так называемый всеобщим священством. Значение этих преимуществ для поддержания высокого уровня духовной жизни в Церкви. С самого начала существования Церкви Христовой в ней имеются и действуют особые установления, предназначенные к поддержанию в верующих благоговейного настроения в отношении к сакраментальной жизни и особенно в отношении составляющих ее средоточие таинств. Важность и необходимость этих установлений определяется тем, что утрата благоговения по отношению к освятительным средствам, дарованным Церкви на основе крестных заслуг Господа Иисуса Христа, есть вступление на пагубный путь смерти духовной. Пользование святынями Церкви несовместимо с беспечностью и с забвением нашей греховности. Прикосновение к святыне делается ее оскорблением при отсутствии «сердца сокрушенного и смиренного», повергающего себя в пучину милосердия Божия со страхом Божиим, верою и любовию. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа... да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести... ибо... если отвергшийся закона Моисеева... без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10, 19. 22. 26. 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам св. Церковь. Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков» и для нас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание Вечности. И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для " этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, — все, что совершается, поется, читается за богослужением. И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ. И по мере вхождения в него, нам будет все больше открываться великая тайна Вечности. Св. Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь. «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», — воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях. И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «И сотвори со входом нашим, входу св. ангелов быти, сослужащим нам и славословящим Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами, уже достигших Вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в Вечность. Поэтому, во время божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, т. е. приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Вспомним: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5). Решение об образовании и развитии этих общин должно приниматься сообща после объединения вокруг Ассамблеи епископов. Могли бы развиваться службы по замещению и обмену между священниками и общинами, формально принадлежащими разным «юрисдикциям». Они уже более или менее официально существуют, давайте сделаем их явными и открытыми. Также следует особо обсуждать вопрос о создающихся многонациональных общинах: какой будет их юрисдикционная принадлежность? Возможно ли, несмотря на связанные с этим трудности, существование общин, подчиняющихся Ассамблее епископов? Актуализация священнического служения Она осуществляется путем глубокой рефлексии о природе священнической деятельности, все еще несущей на себе отпечаток христианской эпохи, когда священники составляли отдельную категорию, даже особое сословие в имперской России. Конечно, надо уважать тех, кто несет ответственность за жизнь общины. (1 Фес 5:12-13). Но они не одни, и не они одни все делают. Не говорит ли сам апостол Павел: «Да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2 Кор 11:9)? У нас не американская модель, где священника нанимает приход. Жизнь устанавливает свои законы: последние рукоположения, проведенные в моей епархии – это были рукоположения зрелых, женатых людей, профессионально и семейно устроенных. Священство принимает не один только мужчина, но семейная пара. Надо благодарить Бога за эти трудные обязанности, требующие больших усилий, пытаться их преумножить, но и понимать, что такой тип священнического служения становится нормой в наших обществах. Тогда, может быть, вопрос призвания к священству встанет по-другому. Особое внимание следует уделить подготовке этих священников. Заочное богословское образование – важное средством общей подготовки. Богослужение, адаптированное к условиям урбанистических обществ Богослужение чистое, одухотворенное и верное, но адаптированное к условиям XXI века. Это требует серьезного обдумывания и церковной работы. Как ни странно, до сих пор, насколько мне известно, серьезно не рассматривалась литургическая жизнь общины в урбанистических условиях – общины, предназначенной для работающих горожан с семьями. Действующий литургический ритм рассчитан на монастырскую жизнь. Это, может быть, и возможно в сельской местности – в России Лескова. Но это трудно представить в наших условиях – в общинах, члены которых рассеяны по огромному мегаполису или по всему региону, которые переносят свое рабочее время на 1-2 часа, чтобы участвовать в литургии. Или собираются по выходным, как в Братстве Запада Франции. Те, которым повезло больше и которые живут рядом с церковью, сталкиваются с проблемой церковных праздников, выпадающих на будние дни.

http://religare.ru/2_2476.html

Втор. 17:8 , и дал. 19:17). Это посредничество преобразовало собой посредничество ходатая Нового Завета, учрежденного на лучших чем Ветхий обетованиях ( Евр. 8:6 ). Ибо этот Посредник, в Котором к нам возглаголал Сам Отец Его (1:2), Сам в едином Лице Своем в совершенстве выполнил то, чего те в своей совокупности во весь подзаконный период не могли сделать, как Он Сам – Бог и человек сказал: «у пророков написано: и будут все научены Богом (Мат. 54:13 сн. Иерем. 31:33 и дал. и др.). Всякий слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Иоан. 6:45 ), как Единому наставнику, воля Которого есть в тоже время воля Отца, ибо Он одно с Отцом (сн. Иоан. 5:19,30 с 10:30 сн. Евр. 8:6–10,11 ). Если есть много неверующих, так это не от Него, а от них зависит: учитель стоит перед всеми, и всем готов преподать и сообщить Свое учение» 510 . Черты превосходства и здесь очевидны в первообразе по сравнению с прообразом уже из самого сравнения сказанного 511 . 3) Священные времена ветхозаветного Богослужения по новозаветному их толкованию Св. Апостол Павел, в послании своем к Колосеянам значение совершенного Искупителем на земле дела для верующих, заключает словами: «и так никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христа (σκι τν μελλντων, τ δε σμα του Χριςου 2:15–17). Апостол признает таким образом священные времена вообще (праздник) и в частности новомесячие и субботу «тенью новозаветной благодати» (бл. Феодорит), которая есть тело той тени, следовательно, вообще признает их прообразами новозаветного чего-то. Еще раздельнее указывает он на эти священные времена ветхозаветного Богослужения в своем послании к Галатам, 4:10, где упоминаются дни, месяцы, времена и годы 512 т. е. еженедельная суббота, новомесячие, великие годовые праздники (Пасха, Пятдесятница, праздник труб, праздник кущей и день очищения) и субботние годы. Все это уже и потому тень грядущих, что и весь закон обрядовый был тенью будущего ( Евр. 10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Дадим Богу величие, воскликнем победную песнь Ему, ликуем, воспоем, рукоплещем Ему! Бог наш восходит от земли на небо, ангелы и архангелы приветствуют Его там как своего Зиждителя и Владыку» (Песнь 8). «Величаем Тебя, сошедшего даже до последних земли и спасшего человека и возвысившего его в божественном вознесении Твоем» (Песнь 9). Утреннее богослужение праздника заключается особенным отпустом, в котором Церковь благословляет всех предстоящих именем вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца. в) На Литургии вместо обыкновенных поются особенные антифоны праздника, заимствованные из 46, 47 и 48 Пс., в которых так живо и величественно изобразил святой пророк Давид божественную славу своего потомка по плоти, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Переливающиеся лики в сих антифонах напоминают хоры Серафимов в высоком видении пророка Исаии. Они то прославляют величие вознесшегося Господа и Его державное владычество над всеми языками – «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, покори люди нам и языки под ноги наша»; то призывают все народы к веселью и славословию – «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, яко Господь вышний страшен, Царь по всей земли»; то представляют Спасителя, как бы с высоты небес простирающего последнюю проповедь Свою к земнородным: «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущие по вселеннней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог! уста моя возглаголют премудрость и поучения сердца моего разум». Вслед за сим богодухновенный евангелист Лука повествует нам о последних минутах земного странствования Сына Божия, о том времени, когда апостолы окружили Его и спрашивали: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Далее наш канон рассечен в самой сердцевине, в самом существенном месте и в составе его сделана вставка. Между приведенной только что молитвой и формулами призывания вставлен троекратно читаемый священником тропарь третьего часа, перемежающийся с дьяконскими возгласами: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Тропарь третьего часа несомненно дисгармонирует с молитвенным содержанием канона: он обращен к Спасителю (апостолам Твоим), в то время, когда весь канон обращен к Богу Отцу. Он нарушает и логическую и эстетическую стройность канона, но он как бы заменяет собой, психологически соответствует тем бурным и непосредственным проявлениям религиозного подъема, который, как мы видели, стихийно врывались порой в составе древних канонов. Но, несомненно, он не равнозначителен им по силе… Дьяконские же возгласы нашего канона исполнены индивидуального религиозного пафоса. Они говорят о грехах священнослужителей, молят об их очищении, а не об очищении всех верных. Правда, и в древних канонах мы видели, священник молится о своем очищении, но вместе с тем тогда же непременно и об очищении всех верных. Итак ясно, что наш канон мистически и догматически совершенный, психологически не совсем верен духу древних образцов. Он отразил в себе тот внутренний сдвиг от коллективизма к индивидуализму, который произошел в веках в недрах христианства, он отразил в себе вековое стремление к клерикализму, свойственное и нашей иерархии, украденное ею у латинства. В древнейшую пору право активного участия в богослужении принадлежало каждому из верных. Мы имеем об этом авторитетнейшее свидетельство ап. Павла: «Итак что же, братия? – пишет он. – Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: все сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Различные дарования Духа, по учению Апостола, даются различным членам Церкви, и носителем всей полноты благодати, силы, действующей в богослужении, является отнюдь не иерарх, но все церковное тело: «Каждому дается проявление Духа на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

до Р. Х. был разрушен Гирканом (Иосиф Флавий. Иудейские древности, 12:255–256). Поверь Мне — редкий способ подчеркивания слов, ср. 14:11. Не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу — критическое отношение к храмовому богослужению выражено и в Одах Соломона (6; 12:4; 20:1–4), и в кумранских текстах, но здесь оно имеет другое основание. Будете поклоняться — здесь говорится об уверовавших самарянах, но также и о читателях Евангелия. Вы не знаете, чему кланяетесь — самарянская вера, уклонившаяся в сторону от основного потока Откровения, может отражать здравый религиозный “инстинкт”, но она не является ни сознательной, ни спасающей. Поскольку Самария считалась уделом гностических сект, здесь может быть и аллюзия на учения гностиков, которые гордились своим знанием, не зная истинного Бога. Ибо спасение от иудеев — ср. Пс 75:2 (Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его). Слово спасение в данном случае не может обозначать Мессию; не имеется здесь в виду и то, что все иудеи непременно спасутся только потому что они иудеи. Иудейский народ был избран и получил истинное знание о Боге для того, чтобы в назначенный срок спасение пришло ко всему миру, упраздняя, таким образом, особую привилегию Израиля. Несмотря на то, что свои не приняли Иисуса, Евангелие именно утверждает, что Он пришел к своим (1:11). Настанет время и настало уже — здесь, как и в 5:25, слова, содержащие внутреннее противоречие, особым образом выражают ту истину, что грядущее событие (здесь — истинное духовное поклонение Богу, в 5:25 — воскресение мертвых) уже незримо для мира присутствует в личности Иисуса. В Нем осуществляется истинное поклонение, ср. 2:19­–22, так же как и Он есть воскресение (11:25). Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине — в истинном поклонении Богу осуществляется все, что было представлено прообразами в иерусалимском богослужении иудеев и в богослужении самарян на горе Гаризим, — не в результате какого-то последовательного развития человеческой религии от несовершенных форм к более совершенным, но только в силу того, что Сам Иисус есть Истина.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Если потом из Луки (24, 53) мы знаем, что верующие в часы молитвы ходили в храм и принимали участие в общем иудейском богослужении, а с другой стороны – видим из слов апостола Петра ( Деян. 2, 15 ), что несколько спустя по сошествии Святого Духа на верующих имел наступить первый молитвенный час третий (девятый), – то отсюда мы должны заключить, что самый факт сошествия Святого Духа воспоследовал рано утром, несколько ранее третьего (девятого) часа. В это время все верующие продолжают пребывать в том же настроении духа, как и предшествующие десять дней: единодушие было отличительною чертой Христова общества. Таким образом, дееписатель дает здесь понять нам, что верующие и в день Пятидесятницы так же, как и прежде, готовы были встретить и принять пришествие к ним Христа в Духе ( Ин. 14, 18 ; ср.: 16, 22). 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 2–3. Однако же верующие не знали и не могли знать, что обетование Христово должно было исполниться над ними именно в день Пятидесятницы. Поэтому в известном смысле неожиданно для них, «внезапно» последовало сошествие на них Святого Духа. Очень может быть, что незадолго перед молитвенным часом верующие готовились, собирались идти в храм, чтобы принять участие там в богослужении вместе с прочими своими соотечественниками. Мысль же о Христе и Его обетовании и в этот момент была первою и господствующею их мыслию, дававшею тон их душевной настроенности. И вот внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Внутреннему, духовному действию Духа Святого предшествовали внешние, ощущаемые телесными чувствами явления. Это были знамения, или вестники имевшего непосредственно за сим последовать сошествия Духа Божия внутрь верующих. Они имели прежде всего то значение, что возбуждали и возвышали дух верующих и чрез то окончательно подготовляли их к принятию Святого Духа именно в этот момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Если при Енохе, сыне Каина, каиниты начали строить города, то при Еносе, сыне Сифа, сифиты начали призывать имя Ягве. А разве Адам, Авель, Сиф не призывали имя Ягве? Скорее всего – призывали, но при Еносе, как думают некоторые толкователи, началось общественное призывание имени Божия, т.е. общественное Богослужение. Каиниты положили начало городам, сифиты – церквам, собранию верующих. Св. Филарет Московский : «Тогда началось призывание имени Иеговы. И говорят, что во время Еноса, с умножением благочестивого племени, установлено общественное и открытое Богослужение, коего действия совершались прежде каждым семейством и лицом, частно и без соглашения с другими» 310 . А на основании перевода Акилы: ττε ρχθη ш καλεσθαι ν νματι Κυρυ, что значит: тогда начали называться по имени Господа. Св. Филарет дает и иное значение: «племя благочестивых начало быть отличаемо наименованием сынов Божиих». В дальнейшем, сифиты, действительно, будут именоваться сынами Божиими, в отличие от дочерей человеческих из каинитов ( Быт. 6:2 ). И далее, продолжается параллель восхождения потомков Сифа к Богу и самоутверждения потомков Каина на земле. Если при седьмом, от Адама, в потомстве Каина был «взрыв цивилизации» (семейство Ламеха), то в потомстве Сифа – седьмой от Адама был живым взят на небо. Енох жил шестьдесят пять (165) лет, и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста (200) лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт. 5:21–24 ). В седьмом, от Адама, потомке произошло некое преодоление Адама. Адам согрешил – Енох был праведен, Адам спрятался от Бога – Енох ходил пред Богом. Адам был изгнан из рая, Енох – взят на небо. Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов. Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, ибо он был восхищен от земли ( Сир. 44:15; 49:16 ). Прп. Ефрем Сирин : «Писание говорит: угоди Енох Богу, и не обреташеся. Иные толкуют, что Енох в виду Адама преселен в рай, как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит, подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлются в рай " 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010