Богослужение и богословие В жизни Православной Церкви богослужение занимает столь важное место, что в представлении многих инославных христиан Православие ассоциируется прежде всего именно с богослужебным культом, пением и иконами: В наше время миллионы людей духовно питаются православным богослужением, – пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф . – Очень многие... на Западе... начинают понимать Православие именно через литургическую традицию не только христианского Востока, но и древнего христианского Запада. В православном богослужении они находят и связь с апостольской верой первых веков христианства, и опыт грядущего Царства Божия. Именно поэтому нам, православным, надо хранить богослужение не только как необходимую связь с прошлым, но и как живое свидетельство о вере. Это требует как хорошего знания его истории, так и богословского духовного опыта того, что составляет ядро именно церковной молитвы, в которой прошлое, настояшее и будущее объединяются в жизни Тела Христова. По своему составу, продолжительности и богословской насыщенности православное богослужение заметно отличается от богослужения в инославных христианских общинах, будь то протестантских или католических. Даже внешние различия бросаются в глаза. Современное протестантское богослужение, например, представляет собой, как правило, серию разрозненных, не связанных между собою молитвенных действий: сначала священнослужитель произносит слова благословения, далее все открывают книгу на определенной странице и исполняют то или иное песнопение, затем, после паузы, священник произносит проповедь , потом читается молитва, играет орган. Прихожане в основном сидят, лишь иногда встают, чтобы снова сесть. Богослужение может сопровождаться разъяснениями священнослужителя – в какой книге и на какой странице находится то или иное песнопение, следует ли его исполнять стоя или сидя. Все богослужение длится минут тридцать-сорок. В некоторых протестантских общинах за богослужением используется рок-музыка. После литургической реформы II Ватиканского Собора богослужение во многих католических храмах не слишком отличается от протестантского: то же отсутствие целостности, то же чередование отдельных, не связанных между собою молитв и песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 4. Из чего состоит Богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы с вами обсуждаем вопрос о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что из себя представляет богослужение . Вы скажете, как из чего? – ИЗ МОЛИТВЫ! И… будете не правы. Богослужение состоит как минимум из четырех дел: Вспомните, об этом я говорил в своем обращении к вам (1 апреля). И это была НЕ ШУТКА! Вообще традиция обманывать 1 апреля, скорее всего, восходит к времени Христова воскресения , которое и случилось в начале апреля! И вот когда жены шли с благовестием о воскресении Господа к Апостолам , а некоторые из стражи (охранявшие гроб Христов) объявили первосвященникам о всем бывшем, т.е. что произошло землетрясение, что камень отвалился сам собою, что в гробе Христа не оказалось. А они, не вразумившись ни чудесами, бывшими во время страдания, ни тем, что по свидетельству воинов случилось при гробе, дали воинам довольно денег и велели всем рассказывать, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; И ПРОНЕСЛОСЬ СЛОВО СИЕ , Т.Е. ОБМАН, МЕЖДУ ИУДЕЯМИ ДО СЕГО ДНЯ . И буквально до сего дня, именно 1 апреля во многих европейских (т.е. христианских) странах принято никому не верить! А почему, никто толком сказать не может! Так вот 1 апреля я говорил, что богослужение монахов состояло в изучении заповедей Божиих и размышлениях над ними, молениях к Богу и псалмопении. Все это и содержится в богослужебных текстах. Чтобы полноценно совершать богослужение обязательно нужно разобраться в особенностях каждого его текста: где излагается св. Писание или сочинение псалмопевца, молитва или пересказ пережитого опыта, воспроизведение духовного ощущения или научение христианской истине? Тогда, во-первых, каждая часть службы заиграет своими красками. А во-вторых, богослужение перестанет для вас быть утомительным, и вы сможете совершать долгие богослужения (как монахи ), так как лучший отдых – это перемена занятий.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

Чувство нужды в богослужении; Богослужение греческое «Ты уже не молись более, – говорил дух-обольститель затворнику Никите, – а читай книги и таким образом будешь беседовать с Богом; будешь подавать полезное слово приходящим к тебе». Никита послушался и жестко был наказан за то. Сей опыт, о котором рассказывает благочестивый Симон, столько же оправдан быть может размышлением о свойствах человека, сколько учением слова Божия. И тот же рассказ, сохраненный памятию народа, составляя отзыв народа о себе, говорит потомкам, как предки берегли ту истину, что для души христианской мало знать веру, а надобно молиться, надобно служить Богу, что знание без дела мечтательность, и богослужение внутреннее не может не выражаться во внешнем, вместе с тем, как и само имеет нужду в нем. Отсель-то понятен восторг, в каком Святитель Иларион говорит к благов. Владимиру: «Востань от гроба твоего, честная главо! Посмотри на город, освященный и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями». Россия, приняв веру из Греции, из Греции же приняла и внешнее Богослужение. Богослужение Греческой Церкви сохраняло во время Св. Владимира столько простоты и величия, что обряды его были прозрачною завесою, чрез которую просиявал дух Христианского Богослужения: это испытали на себе послы Владимира. Правда, Греческие Христиане с 8 века были уже не то, что Христиане времен Василия и Златоустого; внутреннее око у многих не так было светло; наружность для многих заменяла внутреннюю службу 1 . Но такое положение некоторых членов Церкви, точно такое, как и исступленная ненависть иконоборцев против священной внешности, потребовали только того, чтобы духовная опытность показала неопытным пределы наружному служению и ограничила последнее общедоступными, простыми формами духовного служения. И точно, к тому времени, как Россия принимала Христианство , существенные части Богослужения приняли в Греции определенный вид 2 . Греческое Богослужение и в этом виде своем не теряло характера духовного Христианского Богослужения, напротив было проникнуто им и в своем составе и в образе распространения. Тогда, как Рим всего более хлопотал о том, чтобы всему давать законы и уставы, налагал оковы и на свободное служение Богу, Богослужение Запада в средние времена до того было разнообразно, что всего чаще отзывалось своеволием. На востоке не писали соборных определений об образе служения Богу, не стесняли свободного созерцания решениями права, и, однако, на всем Востоке было одно Богослужение, и, без сомнения, от того, что свободное размышление само дознавало сообразность его с нуждами духа. Сей дух Востока более или менее принят был и Русскою Церковию первых времен. Храмы и их Святыня

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности: В храме темные одежды сменяются светлыми. До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова. Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом). В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости. Со времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует «в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова», ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении. Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы. Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения – с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

     Казалось бы, вопрос, поставленный в заголовке статьи, является тривиальным, наподобие утверждения «переходите улицу на зеленый свет» или булгаковского — «Арбуз не нужно печь на мыле». Однако, увы, это далеко не так. К сожалению, некоторые наши единоверцы считают, что богослужение понимать незачем. Ведь в богослужении является Сам Бог. А если ты это понимаешь, то ты этим владеешь. А как можно владеть Владыкой всего? «То, что ты понимаешь, — не есть Бог», — сказал один из богословов. Ведь Бог непостижим. Соответственно, непостижимым должно быть и богослужение. Поэтому некоторые и не стремятся к пониманию, а упиваются пафосом неизреченности и непостижимости. Вспоминается старушка из рассказа Чехова, которая умилялась слову «дондеже», не понимая его значения. Для некоторых прихожан (и не только) понимание равно профанации. Но так ли это? В такой постановке проблемы чувствуется путаница между путем и его целью. Да, Бог непостижим, но путь к Нему должен быть понятным и определенным, если мы не хотим свалиться в яму ереси или прелести. Богослужение же еще не есть Сам Бог, иначе мы рискуем из символа сотворить идола. И самое главное: Бог непостижим только в Своей недоступной природе, но Он всецело явлен в Своих нетварных энергиях. Парадокс постижимости — непостижимости лежит в основе бытия Божия и, соответственно, нашего богопознания. Человек создан по образу Божию и сотворен разумным. Разум, по учению отцов Церкви, — одна из характеристик образа Божия. Поэтому всякая деятельность его призвана быть осмысленной, тем паче — высочайшая разновидность человеческой активности, именуемая богослужением. Высочайшей мы по праву ее именуем, поскольку распространяется она на только на этот, но и на грядущий век. И не случайно наша служба именуется «словесной», то есть разумной (λογικ — по гречески). Ведь в основе ее лежит Логос, Слово Божие. Земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского Там, в вечном Царстве Божием, многие земные вещи, такие, как знание или время, упразднятся (ср. 1 Кор. 13, 8; Откр. 10, 6). Богослужение же останется. Нынешнее, земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского, описание которого содержится, например, в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому вникать в его смысл — значит вникать в жизнь будущего века. Соответственно, и пренебрежение его смыслом есть пренебрежение собственным будущим.

http://pravoslavie.ru/100288.html

III. Богослужение несториан Общественное богослужение немыслимо: 1) без места; 2) без определенного времени; 3) без лиц священнодействующих, и 4) свящ. действий. А потому в исследовании о богослужении несториан мы предложим: А) о месте; В) о времени общественного богослужения у несториан; С) о священнослужителях, и D) о священных действиях. А. Место общественного богослужения у несториан Местом общественного богослужения у несториан служат храмы. Устройство их отличается особенною верностью древним церквам; так, например, в настоящее время у несториан находятся крещальни почти при каждом храме. Церкви всегда устрояются алтарем на восток; внутри имеют следующее расположение 79 : церковь по большей части, состоит из трех частей – 1) из притвора, или паперти 80 ; 2) собственно храма (νας, navis), где стоят миряне, клиросов, отделенных от храма решеткой, и 3) из алтаря. Святилище, или алтарь, отделяется от храма перегородкой, вход чрез которую закрывается завесою. Каменный престол устрояется посредине алтаря, а перед ним находится ступень, на которую священник становится во время богослужения. На клиросах, которые, большею частью, отделяются решеткой от храма, где стоят миряне, ставятся два каменных налоя, один для чтения богослужебных книг, а другой для чтения Нового завета. Крещальня занимает южную сторону алтаря и служит, вместе с тем, ризницею. В других храмах 81 на северной стороне алтаря устрояются усыпальницы для настоятелей церкви. В. Времена общественного богослужения У несториан можно разделить на три разряда: 1) на суточное богослужение, 2) недельное и 3) годичное. а) Суточное богослужение Церковные сутки у несториан, равно как и у всех восточных христиан, начинаются и считаются с солнечного заката. На исходе дня у них отправляется богослужение, называемое вечернею. После нее собрание прежде расходилось по домам и в сумерки возвращалось в церковь на повечерие. Эта последняя служба ныне совсем оставлена и бывает только во время Великого поста, в течение трех дней поста ниневитян и накануне тех праздников, когда она соединяется с вечернею и составляет одну с нею службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«Миром Господу помолимся!» — через интернет. Ссылки на онлайн-трансляции богослужений Молитва дома — не только келейно, но и соборно! 28 марта, 2020 Молитва дома — не только келейно, но и соборно! Карантин из-за пандемии коронавируса – не повод отказаться от участия в богослужениях. Мы собрали для вас список ссылок на онлайн-трансляции и расписания служб. Теперь молитва дома может быть не только келейной, но и соборной! Присоединяйтесь! Новоспасский монастырь, г. Москва Сайт и Уоитиве-канал монастыря, где можно посмотреть трансляции богослужений онлайн. Московское подворье Валаамского монастыря 28 и 29 марта, в Неделю 4-ю Великого поста в официальной группе Московского подворья ВКонтакте будут проходить трансляции Всенощного бдения и воскресной Божественной литургии. Начало трансляции в субботу в 16:45, в воскресенье — в 9:30. Московский Сретенский Монастырь Богослужения будут транслироваться на  УоиТиве-канале монастыря . Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Актуальную трансляцию можно увидеть, перейдя по ссылке на канал Лавры на YouTube. Администрация сайта Лавры в связи с повышенной нагрузкой на сайт просит использовать плей-лист «Видеотрансляции» на том же канале. Александро-Невский кафедральный собор, Нижний Новгород Ближайшая онлайн-трансляция Божественной литургии состоится в воскресенье, 29 марта. Начало трансляции — в 09:00. Службу возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Трансляции будут проводиться регулярно на сайте «Серафимова земля» . Телеканал «Союз». Трансляции богослужений онлайн Список прямых трансляций богослужений онлайн и записей уже завершившихся можно посмотреть здесь . Храма св. Серафима Саровского, г. Иваново Трансляции проводятся здесь , в соответствии с опубликованным на сайте храма расписанием богослужений (время московское). Софийско-Успенский собор Тобольского кремля Трансляции будут вестись в группе Тобольской митрополии ВКонтакте. 28 марта, 16.30 — Всенощное бдение. 29 марта, 09.00 — Божественная Литургия. Свято-Елисаветинский монастырь, г. Минск

http://pravmir.ru/translyaciya-bogosluzh...

О частном и общем Богослужении Понятие о Богослужении в частном смысле Когда общие, всегдашние действия Богопочтения, каковы суть хвала Богу, призывание имени Божия и молитва во всех видах ея, совершаются в известном порядке и в известное время: то сие собственно называется Богослужением. По двоякому образу совершения оно есть двоякое частное и общественное. Частное Богослужение Частное Богослужение есть совершение Богослужебных действий в частом доме или месте одним лицем, или в совокупности членами целого семейства по известному принятому или свободному порядку, зависящему от благочестивого расположения совершающих оное. Частное Богослужение составляет всегдашнюю необходимую обязанность и пр./Смотри в книге «Черты деятельного учения веры» стр. 160; издание второе, 1825 г. – стр. 158./ Поскольку же каждый дом, каждое семейство есть особенная домашняя церковь ; то под именем частного Богослужения разумеется совершение Богослужебных действий как одним лицем, так и совокупленное целым семейством. Таковое совокупное совершение частного Богослужения в патриархальной церкви непосредственно Самим Богом заповедано: Вм, говорит, Господь ко Аврааму: яко заповсть сыном своим и дому своему по себ, и сохранят пути Господни творити правду и суд ( Быт. 18:19 ). В законе подтверждено – научите, заповедует Бог чрез Моисея каждому отцу семейства: сим чада своя глаголати сия, седящу теб в дому и идущу теб в пути, и возлежащу ти и востающу ти ( Втор. 11:19 ), а от христиан ясно требуется как всеобщею благоустроенностию христианской жизни, так особенной ревностию о взаимном созидании вообще ближних, особенно своих – присных: глаголюще себ во псалмх и пниях и пснех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф. 5:19 ). Польза и необходимость совершения домашнего Богослужения в совокупности очевидна во 1 х из того, что в домашнем Богослужении мы с большею свободою и удобностию можем входить в собственное наше состояние и состояние домашних наших и отселе смотря по надобности учить и назидать и их и самих себя. β .) Ничем не может столько утвердиться в семействах Богобоязненность в благочестии, утвердиться взаимный мир и согласие, облегчиться христианское воспитание, и вообще водвориться порядок и благоустройство, как взаимным общением в благочестии. γ .) поскольку и в домашнем Богослужении кроме молитвы не исключается – ни чтение слова Божия ни пения духовных песней ни взаимные наставления: отселе домашнее Богослужение есть лучшее приготовление к общественному. Общественное Богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

О православном Богослужении Православное Богослужение отправляется три раза в день – вечером, утром и в полдень. Первое называется вечерня, второе утреня, а третье литургия или обедня. Вообще православное Богослужение совершается не так как у нынешних евреев, где каждый может совершать Богослужение, как умеет; оно отправляется, как некогда у древних израильтян, непременно священниками, облаченными в священные одежды, и в освященном храме. При Богослужении помогают священниками иногда диаконы, и непременно бывают чтецы и певцы. Такой образ их священнослужения установлен по примеру ветхозаветной церкви, в которой диаконов заменяли левиты, помогавшие священникам при Богослужении. Не буду объяснять вам вечернего Богослужения отдельно, как оно совершается в будни, а укажу только на то, что совершается на всенощном праздничном бдении, в котором вечерня соединяется с утреней. Всенощное Богослужение 13 изображает прежде всего сотворение Мира, падение человека и вообще ветхозаветные времена, в которые люди подготовлялись к принятию Спасителя Мира; а потом воспоминаются и события новозаветные, как рождество Спасителя и воскресение Его. Во время воскресной всенощной воспоминается воскресение Господа нашего Иисуса Христа с его спасительными действиями для людей. Это воспоминается тогда, когда поют: «хвалите имя Господне и далее: «Благословен еси Господи», – когда читается воскресное утреннее Евангелие и когда выносят Евангелие для поклонения и лобзанья всему народу. О подробностях этого Богослужения и таинственном значении их поговорим особо, в другое время, или прочитаем готовое сочинение. Я, как мирянин и малоученый, не беру на себя смелости много говорить с вами от себя о таком важном предмете; скажу вообще, что все, читаемое и воспеваемое во время всенощной, заимствовано из священных книг Ветхого и Нового Завета; и все это свидетельствует, о важности православного Богослужения. Слушая его в церкви, я особенно начал благоговеть, к молению христиан и убедился, что Богослужение христиан, которое так, унижают иудеи, священно и Богоприятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010