Великое значение Русской Зарубежной Церкви заключается в том, что она одна только является в настоящее время свободно действующей, ни от каких богоборческих и антихристианских сил не зависящей, а потому неоспоримо законной Православной Церковью . Существование ее имеет для себя твердое каноническое обоснование в мудром указе Святейшего Патриарха Тихона, изданном 7/20 ноября 1920 года за 362. Этот указ имел ввиду организацию особого Высшего Церковного Управления для всех тех частей Российской Православной Церкви, которые окажутся «вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением» или «если само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность». Законно избранное на последнем свободно созванном Всероссийском Церковном Соборе 1917 года Высшее Церковное Управление в России, вследствие жестокого гонения со стороны большевиков, прекратило свое существование, а потому вполне естественно и законно то, что наша церковная жизнь за границей руководится с тех пор особой, временно самостоятельной Высшей Церковной Властью, находящейся на свободе, вне всякого подчинения богоборцам, овладевшим нашей Родиной и ставящим себе открытой задачей уничтожение не только Церкви и самого христианства, но и всякой религии вообще. Единая соборно управляющаяся Русская Зарубежная Церковь и должна поэтому существовать до той поры, пока не будет в России избрано законным путем Высшее Церковное Управление, свободное от всякого порабощения и давления врагов нашей св. веры. Кажется, всем разумным людям должно быть понятно, что не можем мы, желая сохранить свою верность Христу Спасителю, подчиняться той церковной власти, которая поставлена богоборцами и которая является послушным орудием осуществления их адских планов в мире. Не можем мы находиться в какой бы то ни было зависимости и от всякой другой церковной власти за пределами нашей порабощенной Родины, которая признает законным это порабощение и имеет молитвенное общение с клевретами богоборцев в лице иерархов советской церкви. Мы не смеем забывать, что анафема, провозглашенная Святейшим Патриархом Тихоном 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть и подтвержденная затем 28 января того же года всем Священным Собором Российской Православной Церкви, с тех пор никем не была отменена, и до сего времени тяготеет над ней и над всеми, кто ее признает законной и кто так или иначе с нею сотрудничает или поддерживает общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Первоначально Московский Патриарх Тихон в послании Сербскому Патриарху Димитрию благословил работу Собора. Но затем, еще до своего ареста (5 мая) Первосвятитель совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом издал указ о том, что послания собора не имеют церковно-канонического значения и об упразднении ВРЦУЗ. Управление европейскими русскими приходами передавалось митрополиту Евлогию (Георгиевскому). 41 «2 сентября 1922 г. собравшийся в Сремских Карловцах собор архиереев формально исполнил волю Патриарха Тихона, распустив Высшее Русское Церковное управление, но предполагая, что указ Первосвятителя был дан под давлением советской власти, учредил вместо ВРЦУЗ Временный Заграничный Архиерейский Синод из пяти человек и постановил «для организации новой Высшей церковной власти» созвать Русский Всезаграничный Церковный собор. Вновь созданные органы церковного управления (Архиерейский Синод и периодически созываемый Всезаграничный собор архиереев) объединили значительную часть оказавшихся в эмиграции русских иерархов. 42 Начиная с 1921 г. в Сремских Карловцах проходили Архиерейские соборы (всего за рубежом тогда находилось 32 русских иерарха), каждый из них являлся вехой в развитии конфликта между митрополитом Евлогием, с одной стороны, и представителями РПЦЗ – с другой, а позднее – и с Московским Патриархатом. Истории этого противостояния, а также объемной историографии этого вопроса посвящены главы третья, четвертая и пятая настоящей работы. Необходимо отметить, что Сербская Православная Церковь делала попытки смягчить раскол в Русской Церкви, стараясь занимать в разгоравшихся конфликтах нейтральную позицию. При этом Сербский Патриарх неоднократно пытался примирить РПЦЗ с отколовшимися от нее архиереями, а также быть посредником между ней и митрополитом Сергием (Страгородским) , которого уважал как своего ректора академии. Большое влияние на внутреннюю жизнь Русской Православной Церкви за границей оказывал митрополит Антоний. По его предложению вводились новые церковные праздники. Так, 31 декабря 1929 г. Синод постановил установить день св. кн. Владимира (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником. Митр. Антоний оказывал определяющее влияние и на персональные назначения в руководящих органах РПЦЗ. Скончался владыка 10 августа 1936 г. в Сремских Карловцах. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Архиерейский Собор Сербской Церкви 6 декабря 1927 года постановил: «по канонам св. Православной Церкви, когда православная иерархия со своею паствою вследствие гонений перейдеть в беженство на территорию другой церкви, она имеет право самостоятельной организации и управления, вследствие этого такое право необходимо признать и за русской церковной иерархией на территории Сербской Церкви...» «Сербский Патриарх Варнава вместе с русскими иерархами участвовал в выработке «Временного Положения о Русской Православной Церкви Заграницей» и с ними его подписал 2/15 XI 1935 года. В нем сказано следующее: Русская Православная Церковь Заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная част Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Высшим органом законодательства, суда и управления для Русской Православной Церкви заграницей является Собор Архиереев, собираемый ежегодно, а его исполнительным органом – Священный Архиерейский Синод. Заграничная часть Русской Церкви состоит из четырех областей: Западно-Европейской, Ближне-Восточной, Северо-Американской и Дальне-Восточной, в каждой из которых образуется митрополичий округ». Таким образом, согласно св. канонам, Сербская Церковь признала всю полноту единой центральной церковной власти за Архиерейским Собором и Синодом, распространяемую на все страны, где есть русские приходы. На фоне всех этих Соборных деяний, заслуживаеть внимания отношение к ним руководства «митрополии Сев. Американской Области». Отколовшись, в нарушение упомянутого «Положения», совместно со всеми выработанного и вместе со всеми подписанного, от Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви заграницей, названные «руководители» оставили у себя награды, сохранили за собой полученные от Русской Церкви... рукоположения, хиротонии и «митрополичье» наименование. Тогда, как по логике общепризнанной, следовало бы от всего отказаться и возвратиться в свое... первобытное состояние. В самом деле, если Архиерейский Собор и Священный Синод Русской Православной Церкви Заграницей «признаются» органами «не законными», не «каноническими», то как же можно... присваивать себе «незаконныя» даяния?

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Канонический статус ВЦУ был двусмысленным: образовано оно было как учреждение, подведомственное Константинопольской Патриархии, а само себя считало идентичным с Высшим церковным управлением на юге России и оставшимся в подчинении Патриарха Московского. После переезда из Константинополя в Югославию ВЦУ обратилось к Сербскому Патриарху Димитрию с посланием, в котором говорилось о признании Патриархом Тихоном зарубежного ВЦУ. В действительности признание это было выражено лишь в косвенной форме: 8 апреля 1921 года Священный Синод во главе с Патриархом Тихоном издал указ на имя архиепископа Финляндского Серафима, в котором говорилось: «Ввиду состоявшегося постановления Высшего церковного управления за границей считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением преосвященного Волынского Евлогия, имя которого и должно возноситься в означенных храмах вместо имени преосвященного митрополита Петроградского». Сербский Патриарх Димитрий оказал гостеприимство российскому ВЦУ за границей, предоставил ему резиденцию Патриархии в Сремских Карловцах и не стеснял его ни в чем. Он считал ВЦУ учреждением Русской Церкви, подведомственным Патриарху Тихону. Естественно, Патриарх должен был отреагировать на спекуляцию его именем не только «страха ради большевистского», но и потому, что были нарушены принципы, которым он следовал всю жизнь: Церковь должна оставаться вне политики. Политические убеждения иерархов – их частное дело, которое не должно влиять на церковную жизнь. Поэтому 5 мая 1922 года в Москве на соединенном Присутствии Священного Синода и Высшего церковного совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде указа Патриарха было выслано митрополиту Антонию и возведенному 30 января 1922 года в сан митрополита Евлогию, временному управляющему западноевропейскими русскими приходами: «1) Я признаю Карловацкий Собор заграничного духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающими официального голоса Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Так и ныне, — когда некоторые из бывших под церковной властью Патриаршего Апостольского Вселенского престола Константинопольского святейшие митрополии, архиепископии и епископии, составляющие ныне богоспасаемое и богохранимое Королевство Греческое, по обстоятельствам временно отделились (хотя и сохраняя благодатью Божией единство веры) от церковного и канонического единения с Православной своей Матерью, Константинопольской Великой Церковью, от коей зависели, и со всеми прочими Православными Церквами, — мы, — благодатью Всесвятого Духа сошедшись в полном собрании для восстановления канонического единения Эллинской Церкви с прочими Православными Церквами, усмотрев из грамоты благочестивых министров богоспасаемой державы Греческой прошение всего тамошнего благочестивого клира и желание всего православного греческого народа, возлюбленных во Святом Духе чад наших, признав также, что сия новоучрежденная держава имеет нужду в единстве церковного управления делами веры, и ревнуя о ненарушимости святой нашей веры и неприкосновенности правил божественных отец, да всегда пребываем все как в единстве веры, так и в единстве управления нераздельными ветвями Божественной лозы, — мы постановили силой Всесвятого и Всесовершающего Духа сим соборным деянием, чтобы Православной Церкви в Королевстве Греческом, имеющей Началовождем и Главою, как и вся Кафолическая Православная Церковь, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, быть впредь законно самостоятельной; и высшим церковным правительством ее признавать постоянный Синод, состоящий из архиереев, преемственно призываемых по старшинству рукоположения, под председательством преосвященнейшего митрополита Афинского и управляющий делами церковными по божественным и священным правилам свободно и беспрепятственно от всякого мирского вмешательства. Так установляемый сим соборным деянием Священный Синод в Греции признаем и провозглашаем нашим по духу собратом, возвещая всем повсюду благочестивым и православным чадам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, да признают его таковым и поминают под именем Священного Синода Церкви Эллинской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

При этом, однако, само это ВЦУ считало себя идентичным с Высшим церковным управлением на юге России и оставалось в подчинении патриарха Московского. После переезда из Константинополя в Югославию 30 июля 1921 г. ВЦУ обратилось к сербскому патриарху Димитрию с посланием, в котором говорилось о признании патриархом Тихоном зарубежного ВЦУ. Это признание было выражено в косвенной форме: 8 апреля 1921 г. Священный Синод во главе с патриархом Тихоном издал указ на имя архиепископа Финляндского Серафима, в котором говорилось: «Ввиду состоявшегося постановления Высшего церковного управления за границей считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением преосвященного Волынского Евлогия, имя которого и должно возноситься в означенных храмах вместо имени преосвященного митрополита Петроградского». В 1921 г. центром русской церковной жизни за рубежом становится Югославия. 21 ноября 1921 г. в этой стране, в Сремских Карловцах, по инициативе епископа Севастопольского Вениамина и с согласия патриарха Сербского Димитрия открылось Общецерковное заграничное собрание, переименованное потом в Русский всезаграничный церковный Собор. Собор заседал до 2 декабря. В состав Собора вошли все оказавшиеся за рубежом и сумевшие добраться до Карловцев русские архиереи и члены Поместного Собора 1917–1918 гг., а также делегаты от зарубежных приходов Русской Церкви, от эвакуированной армии, от монашествующих и лица, приглашенные по усмотрению митрополита Антония, архиепископов Евлогия и Анастасия (Грибановского) – управляющего русскими православными общинами в Константинополе, и епископа Вениамина – управляющего военно-морским духовенством. Среди 163 членов Собора было 11 епископов, из них 2 сербских, 22 представителя монашествующих и белого духовенства, 67 делегатов были мирянами, в основном политическими и военными деятелями, в том числе руководители эмигрантского Военного монархического совета Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(Утвержденное Общим Архиерейским Собором 9/22 и 11/24 сентября 1936 г.) I.  Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола Митрополита Петра всегда возносится за богослужением во всех заграничных церквах. II.  Высшим органом законодательства, суда и управления для Русской Православной Церкви заграницей является Собор Архиереев, собираемый ежегодно, а его исполнительным органом – Священный Архиерейский Синод. III.  Председателем Архиерейского Собора состоит Председатель Священного Архиерейского Синода, а членами его являются все архиереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей. Преосвященные, не могущие лично прибыть на Собор, могут поручать свое представительство другим Архиереям. Дела в Архиерейском Соборе решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или мнением множайших; при равенстве голосов, голос Председателя дает перевес. В круге ведения Архиерейского Собора входят: избрание Председателя Архиерейского Синода; 1) избрание Председателя Архиерейского Синода; 2) вопросы общецерковного характера по части вероучения, нравоучения, богослужения, церковного управления, церковной дисциплины, а также суда в последней инстанции; 3) дела принципиального свойства, касающиеся: а) защиты прав Русской Церкви перед правительствами и международными организациями, и б) современных лжеучений и расколов; издание посланий от имени всей Русской Православной Церкви заграницей; 4) издание посланий от имени всей Русской Православной Церкви заграницей; 5) открытие епископских кафедр, закрытие их и изменение границ их, вне пределов округов; 6) утверждение постановлений Окружных Соборов относительно открытия и закрытия епархий и изменения границ их, а также рассмотрение и решение жалоб по сим делам в апелляционном порядке; 7) утверждение и перемещение Епископов, входящих в Округа, по представлению Митрополитов последних, а вне Округов по представлениям Архиерейского Синода;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избрание патриарха принадлежит Поместному Собору русской Церкви с соизволения Государя. Патриарх управляет Церковью не единолично, а посредством постоянного Синода, в состав которого входят избираемые на митрополичьих Соборах епископы. Самым высшим церковно-законодательным учреждением в русской Церкви должен быть Поместный Собор, созываемый периодически по мере надобности. Теперь остается молить Бога, чтобы, во исполнение обещания Государя, скорее наступило “благоприятное время” для созыва Поместного Собора Всероссийской Церкви. Но предварительно непременно должен быть съезд всех епископов, так как я уверен, что и среди нас существуют разногласия по иным вопросам веры и церковного управления» 15 . Для подготовки Собора было организовано Предсоборное Присутствие, которое заседало с 3 марта по 15 декабря 1906 г. Епископ Арсений принимал в нем участие, возглавив отдел о реформе духовно-учебных заведений 16 . С деятельностью Присутствия можно познакомиться по изданным материалам 17 , а также и по трудам И. Смолича 18 . 31 января 1907 г. епископ Арсений был избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства и 2 февраля возведен в сан архиепископа, а с 1910 г. назначен управлять Новгородской епархией. Работу Предсоборного Присутствие продолжило в 1912–1914 гг. Предсоборное Совещание 19 . В связи с начавшейся Первой мировой войной решение о созыве Собора было отложено, однако труды Присутствия и Совещания не остались без внимания, многие участники предсоборных органов стали членами Поместного Собора 20 . В марте 1917 г. пала монархия. После отречения Императора Николая II великий князь Михаил Романов 21 отложил решение вопроса о государственном устройстве России до созыва Учредительного собрания. «С момента отречения Императора и упразднения императорской власти в России принципиально упразднились и все основные законы и все учреждения, созданные волеизъявлением исчезнувшей верховной власти. Вся верховная конституционная власть на время до Учредительного Собрания перешла к Временному правительству, которое своими декретами вынуждено неограниченно творить законы, учреждения и акты управления», новая власть «декларировала и в общей форме и по конкретным поводам все демократические свободы: веры, слова, печати, собраний, союзов» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

2 мая 1921 г. хиротонисан в Москве во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. По поручению Курского архиеп. Назария (Кириллова ; с авг. 1921 митрополит) подготовил проект разделения территории Курской епархии на 2 полусамостоятельных вик-ства - Рыльское и Белгородское. Имел резиденцию в рыльском во имя святителя Николая мужском монастыре , совершил поездки почти во все города и мон-ри Курской епархии, побывал и во мн. сельских приходах, часто проповедовал. Хотя П. не был искусным оратором, его проповеди находили отклик у слушателей. Составил неск. акафистов, в т. ч. службу с акафистом своему небесному покровителю свт. Павлину Ноланскому. В Курске образовалась община духовных детей П. К ним присоединились монахи из закрытой властями Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Двое из них - иеромонахи Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш) стали в дальнейшем помощниками П. Верным советником П. была его мать, мон. Евдокия (Крошечкина), принявшая иноческий постриг. Вместе с митр. Назарием П. выступил против образованного при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В кон. авг. того же года, после отъезда из Курска митр. Назария, возглавил борьбу сохранившего верность Патриаршей Церкви духовенства (ок. 1/3 клира епархии) против обновленческого Курского епархиального управления во главе с признавшим ВЦУ Белгородским еп. Никоном (Пурлевским). Противодействие обновленцам стало причиной ареста П. 5 дек. 1922 г. на состоявшемся в Курске открытом судебном процессе он был приговорен за «присвоение административных полномочий» и проведение нелегальных собраний к 5 годам заключения (по др. сведениям - 20 февр. 1923 приговорен Курским областным судом к 2 годам заключения «без строгой изоляции»). Отбывал срок в одной из тюрем Москвы. Через год был освобожден. Проживал в Москве под адм. надзором властей, сохранял связи с общиной закрытого Новоспасского мон-ря. Активно поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в борьбе с григорианским расколом . Находясь в Москве, 2 февр. 1926 г. П. засвидетельствовал разрыв с григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) и возвращение в каноническую Церковь Переславского еп. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 438). 2 апр. того же года П., видимо вернувшись на нек-рое время в Курск, вместе с митр. Назарием (Кирилловым) подписался под суждением 25 архипастырей о «раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС)» и о поддержке каноничных мер прещения против членов ВВЦС со стороны митр. Сергия (Там же. С. 450). 14 окт. 1926 г. митр. Сергий назначил П. епископом Полоцким и Витебским, но, видимо, он не отбыл к новому месту архиерейского служения (по др. сведениям - совершил короткую поездку в Витебск), т. к. выступал в это время главным инициатором и организатором проведения выборов нового патриарха путем тайного опроса архиереев.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

В период существования формально независимой Дальневосточной республики (ДВР, 1920-1922) Е. продолжал деятельное устроение церковной жизни в епархии. В марте 1921 г. в Благовещенске было учреждено Иннокентиевское об-во трезвости при Благовещенском соборе. Летом 1922 г. были приняты меры по возрождению церковной жизни в низовьях Амура, находившихся под контролем япон. войск, по организации там миссионерской и противосектантской работы, по достройке храма в Николаевске. Е. состоял в переписке с управляющим Забайкальской епархией Селенгинским еп. Софронием (Старковым) и обсуждал с ним организацию на территории ДВР особого церковного органа, возглавляемого Е., а также создание при каждой из дальневост. епархий по 1 «полусамостоятельному» вик-ству. Е. поддерживал среди клира и прихожан верность Патриарху Тихону, находившемуся тогда под следствием. 25 авг. 1922 г. по распоряжению Е. в храмах Благовещенска были совершены праздничные всенощные бдения, а 26 авг.- в день тезоименитства свт. Тихона - литургии и молебны о здравии и спасении Святейшего Патриарха. С упразднением в кон. 1922 г. ДВР и окончательным установлением на Дальн. Востоке советской власти положение Церкви резко ухудшилось. При поддержке властей активизировалось обновленчество. В марте 1923 г. обновленческим Высшим церковным управлением был уволен на покой не признавший ВЦУ управляющий Владивостокской епархией Никольский еп. Павел (Введенский , выслан из Владивостока 7 мая), епархиальный совет перешел под контроль обновленцев. По просьбе владивостокского клира Е. взял на себя временное управление Владивостокской епархией (канонический епархиальный совет по благословению Е. был воссоздан 18 июля в г. Никольске (ныне Уссурийск)). Особое недовольство властей вызывали продолжавшиеся в храмах моления за Патриарха св. Тихона и поминовение его имени за богослужениями. В ответ на требования начальника Амурского губотдела ГПУ о прекращении поминовения Патриарха как привлеченного к гражданскому суду и находящегося под стражей 11 мая 1923 г. пастырское совещание градо-благовещенских церквей выразило Е. пожелание моления о Патриархе Тихоне «во избежание каких-либо провокационных обвинений... временно прекратить». На совещании также было принято решение считать обновленческий «второй поместный собор» неканоничным и его постановления необязательными. 9 июля 1923 г. в связи с освобождением Патриарха из-под ареста и его вступлением вновь в управление Церковью Е. издал распоряжение об обязательном поминовении во время богослужения имени Патриарха Тихона.

http://pravenc.ru/text/186937.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010