И т. д. И все они, несмотря на очевидную неспособность их управлять епархиями, прочно сидят на своих местах и будут сидеть, пока Господь не уберет их... Кончилась церемониальная часть. После предложенного архиеп. Агафодором завтрака, к которому был приглашен и ген. Деникин со своей свитой, и на котором резко чувствовалось отсутствие хозяина, Деникин со свитой уехал, а Собор, после небольшого перерыва, занялся деловой работой. Прежде всего, был избран президиум: председателем – архиепископ Митрофан товарищами председателя – архиеп. Димитрий, я и князь Г. Н. Трубецкой. Архиеп. Агафодора избрали почетным председателем Собора. Заседания Собора окончились в пятницу 24 мая. Если принять во внимание, сколько времени отняли у Собора выборы президиума, членов Временного Высшего Церковного Управления, наконец, церемониально-богослужебная часть (в четверг были торжественные богослужения в храмах, на площади, куда сошлись все архиереи и всё духовенство, и на братской могиле погибших в гражданской войне), то на соборную ушло не более трех дней. В эти три дня Собор сделал чрезвычайно много: рассмотрел и принял проект Временного Высшего Церковного Управления на юго-востоке России, одобрил ряд соборных воззваний, рассмотрел вопрос о приходе, о духовно-учебных заведениях, о церковной дисциплине и пр. (См. «Церковный Кубанский Вестник», 1919 г., ном. 6 и 7). (В Высшее Церковное Управление Собором были избраны: председателем архиепископ Митрофан, товарищем председателя – архиепископ Димитрий, членами: я, проф. прот. А. П. Рождественский, гр. В. В. Мусин-Пушкин и проф. Павел Вас. Верховской. Замечательно, что Ставропольский Собор 1919 г. проявил удивительную солидарность с Томским Собором 1918 г., хотя об этом последнем Соборе стало известно на юге России лишь в июне 1919 г., значит, после Ставропольского Собора. Томский Собор тоже учредил высшую церковную власть, наименовав ее, как и Ставропольский Собор, Временным Высшим Церковным Управлением, составив это Управление из трех архиереев, двух пресвитеров и двух мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

С этого времени и появились в Церкви Православной два течения: одни стали подчиняться митрополиту Сергию, лишённому заместительских прав, а другие – ВВЦС, возглавленному Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром; начались смуты, распри, споры и разделения, некоторые церковные общины и архипастыри, забыв об единстве Церкви, отделились от признающих ВВЦС и произвели таким образом раскол, считая ВВЦС не каноничным, а членов и организаторов его запрещёнными в священнослужении. Прежде всего, необходимо рассмотреть правда ли, [что. – Сост.] ВВЦС неканоничен. Рассмотрим этот вопрос беспристрастно и по правилам. ВВЦС есть учреждение временное, организованное по исключительным обстоятельствам, по причине неожиданно создавшегося в нашей Православной Церкви Российской безвластия, имеющее своей главной и исключительной целью спасти Церковь и довести Её до Всероссийского церковного Поместного Собора, для установления в Ней законной, твёрдой и постоянной церковной власти. Для организации этого временного органа церковного управления, создавшегося по большой нужде, по которой, по апостолу «и закону применение бывает», не требуется созыва Собора или определенного количества архипастырей, но вправе сделать это даже три епископа. Не будем в этом голословными и в подтверждение сказанного укажем бесспорные основания. Святейший Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет, членом которого состоял тогда и митрополит Сергий, 20 ноября 1920 г. [н. ст.], за 362 вынесли и разослали всем епархиальным архиереям следующее постановление: «В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственных границ и под., окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою церковно-административную деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий, на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях, в виде ли Временного Высшего Церковного Управления или митрополичьего округа, или ещё иначе (п. 2)». Приведённым постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета как раз предусматривается тот случай, когда Патриарший Местоблюститель был лишён свободы, Священного Синода и ВЦС не было, митрополит Сергий молчал о своих правах на управление Церковью, получилось полное безначалие церковное. Если в подобных случаях два или три соседних архиерея имеют каноническое право сорганизовать временный высший орган церковной власти, то тем более каноническое право на это 10-ти архипастырей, сорганизовавших Временный Высший Церковный Совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1923. С. 9). Выполняя это решение, 25 авг. еп. Борис послал в Москву лжемитр. Антонину (Грановскому) телеграмму о признании ВЦУ. Однако последнюю точку в решении вопроса должно было поставить 5-е епархиальное собрание, созванное в сент., на к-ром большинство сельского духовенства и мирян высказались против ВЦУ. В это время из Москвы поступила информация о якобы происшедшем распаде ВЦУ, а потому вопрос о его признании собрание оставило открытым и учредило в Уфе правосл. ЕУ под председательством еп. Бориса. Колебания еп. Бориса, компромиссные формулировки постановлений о временном и об условном характере признания ВЦУ, наконец, решения епархиального собрания не устроили ГПУ. 18-19 окт. еп. Борис был арестован и через 2 дня отправлен в Пермь в связи с рассмотрением там дела о «контрреволюционных деяниях» духовенства на Урале при Колчаке. Немедленно после ареста еп. Бориса по телеграмме из Златоуста уполномоченного ВЦУ Лобанова уфимское «прогрессивное» духовенство образовало обновленческое ЕУ, к-рое захватило дела епархии. В этот момент во временное управление епархией вступил Златоустовский еп. Николай (Ипатов), к-рый признал ВЦУ как адм. орган «в надежде на его непоколебимое православие» (цит. по: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 138). Победа обновленцев оказалась непрочной. По приглашению православного союза приходских советов Уфы 4 нояб. 1922 г. в епархию прибыл Томский еп. Андрей (Ухтомский), в авг. освобожденный из-под ареста. Еп. Андрей категорически отверг возможность компромисса с ВЦУ и энергично выступил против раскольников. Понимая неизбежность нового ареста, еп. Андрей ради защиты Православия и сохранения архипастырей предпринял ряд важных шагов. Архиерей действовал в соответствии со следующими распоряжениями высшей церковной власти: постановлением Патриарха Тихона, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. о мерах на случай разобщения епархии с высшим церковным управлением или в связи с вынужденным прекращением деятельности последнего; посланием Патриаршего Заместителя Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., разрешающим архиереям временное самостоятельное управление епархиями в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти; «Определением о викарных епископах» Поместного Собора от 15 апр. 1918 г.; постановлением Свящ. Синода и ВЦС от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Эти документы сыграли важную роль в жизни Церкви в период наступления обновленчества, поскольку наметили эффективную тактику по сохранению правосл. иерархии и церковной структуры, к-рая заключалась в переходе правящего архиерея ко временному самостоятельному управлению епархией (в документах нач. 20-х гг. XX в. такие епархии назывались автокефальными или автономными), в умножении числа викарных архиерейских кафедр и в преобразовании крупных викариатств в самостоятельные епархии.

http://pravenc.ru/text/199911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВЛЕКАНОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской епархии, названо по пос. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город в Республике Башкортостан). Учреждено в дек. 1922 г. по благословению находившегося в Уфе Томского еп. Андрея (Ухтомского) в качестве одной из мер по противодействию обновленчеству . В кон. нояб. 1922 г. еп. Андрей, избранный общим собранием духовенства и мирян Уфы временно управляющим Уфимской епархией, провозгласил временную автономию (автокефалию) Уфимской правосл. епархии, руководствуясь постановлением Патриарха св. Тихона , Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. (о мерах на случай невозможности связи епархии с Высшим церковным управлением или в случае вынужденного прекращения деятельности последнего) и посланием Патриаршего Заместителя митр. Ярославского сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. (о временной самостоятельности епархиальных архиереев в случае отсутствия канонического центра или невозможности связи с ним впредь до восстановления законной высшей церковной власти). 12 дек. 1922 г. во епископа Давлекановского был хиротонисан иером. Иоанн (Поярков) , бывш. прот., вместе с супругой принявший монашество, кандидатура к-рого была выдвинута советом Союза приходских советов и одобрена еп. Андреем. Хиротонию совершили викарные епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук). 27 дек. 1922 г. Уфимское епархиальное собрание духовенства и мирян поддержало новопоставленных уфимских викарных епископов и просило Давлекановского архиерея ввиду ареста еп. Андрея принять на себя временное управление Уфимской кафедрой. Из-за срыва собрания обновленцами совет Союза приходских советов в тот же день постановил: «Ввиду того что наша Уфимская православная Церковь в настоящее время имеет в Уфе четырех новорукоположенных епископов… временно… управление Уфимской епархией вручить Преосвященным епископам Трофиму (Якобчуку, еп. Бирскому), Марку (Боголюбову, еп. Стерлитамакскому), Аввакуму (Боровкову, еп. Староуфимскому) и Иоанну (Пояркову, еп. Давлекановскому), прося их самих избрать председательствующего» (Арх. УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55). Уфимские викарии поручили Давлекановскому епископу жить в Уфе и председательствовать «в составившемся малом Соборе епископов», выполняя соответствующие адм. функции, предоставив в то же время каждому из епископов управлять частью Уфимской епархии; при Соборе епископов начала действовать канцелярия, закрытая в кон. янв. 1923 г. под давлением властей. Кафедральным храмом Давлекановского архиерея являлась Никольская ц., в к-рой Иоанн (Поярков) служил до епископской хиротонии.

http://pravenc.ru/text/168594.html

Неудивительно, что результаты Вашего выступления оказались поистине плачевными. На Ваш зов собралось всего девять архиереев, из них два бесправных (архиепископ Константин Булычев и епископ Вассиан Пятницкий, находящиеся в отставке, по постановлению 3 Вселенского Собора), три неполноправных (викарные епископы Борис Рукин, Митрофан Русинов и Иннокентий Бусыгин), два временно неполноправных (епископы Дамиан Воскресенский и Тихон Русинов, управляющие временно епархиями) и только два вполне полноправных (епархиальные архиепископы Григорий Яцковский и Виссарион Зорин). И с такими сомнительными средствами Вы решились составить Всероссийский Церковный Синод! Девять человек избрали из своей среды семь и признали себя Высшим Управлением Русской Церковью. Это уже не смелость ревнителей, а дерзость похитителей, подлежащая наказанию по правилам Церкви. В своём первом к Вам обращении, ставя вопрос о том, не хотите ли Вы образовать отдельную от Православной Церкви группу, не намерены ли Вы прервать общение с нашей православной иерархией, я хотел напомнить Вам о той опасности, в какую завлекает Вас Ваше начинание. К сожалению, моё напоминание осталось бесплодным; Вы и Ваши соучастники не только не пришли к мысли оставить своё начинание, распустить Всероссийский Церковный Синод, но и меня самого приглашаете и в письме, и в телеграмме принять участие во Всероссийском Церковном Синоде. Усматривая в этом вполне и окончательное созревшее решение, учитывая крайнюю опасность Ваших действий для церковного мира и единства, сознавая, наконец, и свою великую ответственность за бездействие, когда нельзя оставаться бездеятельным, я признаю необходимым именем Господа нашего Иисуса Христа и от имени единомышленной со мной православной русской иерархии, принять нижеследующие меры: 1 . Преосвященных: архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского], архиепископа Константина [Булычева], епископов Ульяновского Виссариона [Зорина], Переяславского Дамиана [Воскресенского], Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], Каменского Иннокентия [Бусыгина] и епископа Вассиана [Пятницкого], участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви, – предать соборному суду архиереев за нарушение правил Апостолов 34 и 35 и Антиохийского Собора 10 и 11 и др., аналогичных приведённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

3) Организация популярных научных и богословских лекций. 4) Издание и распространение религиозно-нравственной и апологетической литературы. 5) А так как эти и другие вызываемые переживаемым моментом мероприятия не могут быть единообразно, планомерно и неукоснительно проводимы в церковную жизнь на территории, объемлющей несколько епархий, управляемых отдельными духовными властями, то представляется канонически неизбежным учреждение для территории, в коей происходят действия Добровольческой армии, органа Высшего церковного управления, объединяющего и направляющего церковную жизнь нескольких епархий. Потребность в таком органе давно сознается высшим командованием Доброармии и по поручению Главнокомандующего генерала Деникина о. протопресвитер входил в сношение по данному вопросу с местными епископами, которые единодушно отозвались в пользу учреждения высшего органа церковного управления Юго-Восточного округа. Присутствовавшие на собрании архипастыри – м[итрополит] Платон и архиепископы Димитрий, Агапит, епископ Иоанн – в свою очередь, высказались за целесообразность и каноническую необходимость немедленно же приступить к организации такого органа церковной власти в районе действия Доброармии, причем архиеп[ископ] Димитрий обратил внимание собрания, что орган этот должен действовать временно, впредь до восстановления нормальных сношений с великим господином и вождем Церкви Святейшим отцом нашим Патриархом Тихоном. Протоиерей о. А. Рождественский высказал мнение, что проектируемый орган Высшего церковного управления для территории, где происходят боевые, воссоздающие Единую Великую Россию, действия, чтобы быть правомочным, должен быть организован на строго каноническом соборном начале, а для сего необходим созыв церковного областного Собора. Собор этот должен состоять из местных епископов области и выборочных представителей от епархий, от духовенства и мирян в равном числе. Кн[язь] Трубецкой обратил внимание собрания на том 131 что с развитием боевых действий Доброармии расширяться будет и ее территория, куда будут входить другие епархии. Необходимо, чтобы и состав членов органа высшего управления автоматически кооптировался представителями этих последних епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предвидя возможность лишения свободы высшей власти Русской Церкви и невозможность для отдельных частей Русской Церкви сноситься с ней, возглавлявший ее тогда патриарх Тихон отдал распоряжение, чтобы в частях, отдельных от центрального управления, создавались временные церковные управления под главенством старейших иерархов, находящихся там. В то время уже были созданы церковные управления в местах, не имевших отношений с Москвой во время Гражданской войны внутри самой России (на юге России и в Сербии). Когда же последовал Великий Исход русских из своего Отечества после поражения войск, боровшихся с коммунистической властью, тогда оказалось за границей и Высшее Церковное Управление Юга России, возглавлявшееся известным всему православному миру митрополитом Антонием (Храповицким) . Прибывшие в Константинополь иерархи немедленно обратились к местоблюстителю Вселенского престола блаженной памяти митрополиту Брусскому Дорофею с просьбой разрешить им продолжать окормлять свою русскую паству. Разрешение было им дано актом от 29 декабря 1920 года. В начале следующего, 1921 года по приглашению Сербского патриарха Димитрия митрополит Антоний переехал в Сербию, и туда же перешло Высшее Управление Русской Церкви Заграницей. Вокруг него объединились тогда все русские архиереи Русской Церкви, все части Русской Церкви вне границы Российского государства. Церкви, находившиеся во владении викария Петроградского митрополита, были поручены архиепископу Евлогию сначала Временным Высшим Церковным Управлением, а затем патриархом Тихоном. Духовные миссии на Дальнем Востоке (Китай и Япония), а также епископы, переселившиеся из России в Маньчжурию, признали себя подчиненными образовавшемуся Церковному Управлению Заграницей. Согласно желанию патриарха Тихона, тем же Управлением в Америку был назначен один из епископов, прибывших с юга России в Константинополь (митрополит Платон). Также подчинились Высшему Церковному Управлению наша Духовная миссия в Иерусалиме и протопресвитер в Аргентине. Высшее Церковное Управление, зародившееся на юге России в областях, тогда свободных от советской власти, соответствовавшее позднейшему указу патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, подтвержденное местоблюстителем Вселенского престола митрополитом Дорофеем и братски принятое патриархом Сербским Димитрием, стало действительно высшей церковной властью для всех русских церквей, находившихся вне границ России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Архиепископ Кирилл подчеркнул, что действовавшее «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое 31 января 1945 г ., в условиях военного времени, устарело. Внесенные в 1961 г . в «Положение…» поправки привели к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным не только от руководства приходами, а юридически – и от самих приходов. Предлагаемый проект, по мнению выступавшего, находится в преемственной связи с Определениями Собора 1917–1918 гг. Эта связь видится в попытке выразить в современных категориях идею православной экклезиологии – идею соборности. Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов — не реже одного раза в два года. Был расширен состав Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти. Возвращаясь к основным принципам «Определений…» Собора 1917–1918 гг. о епархиальном управлении, Поместный Собор в Уставе восстановил епархиальные собрания. Отныне правящий епископ при содействии собрания (из равного числа клириков и мирян), руководит церковной жизнью в епархии. При самом же епископе учреждается епархиальный совет в составе не менее четырех человек, одна половина из которых должна назначаться епископом, а другая – избираться епархиальным собранием на один год. Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского Собора 1961 г . об отстранении священника от финансово-хозяйственной деятельности. Высшим органом в приходском управлении становилось приходское собрание из клириков и мирян –  членов прихода;  председателем собрания избирался настоятель храма. Собрание, которое должно собираться не реже одного раза в полгода, призвано рассматривать и принимать решения по организационным, финансово-хозяйственным и иным вопросам жизнедеятельности прихода. Исполнительным органом приходского собрания, призванным реализовывать его решения и подотчетным ему, стал приходской совет из трех членов: председатель, его помощник, казначей. Совет избирается на три года, его председателем, согласно Уставу, может быть как мирянин, так и клирик, в том числе и настоятель прихода.

http://pravoslavie.ru/5476.html

Синод не имеет никакой силы в избрании митрополита, не может даже предуказать конгрессу достойного кандидата. Напрасно Синод несколько раз отстаивал пред правительством свои канонические права; его представления оставлялись без внимания. Принцип народного управления церковными делами, воплощенный в народно-церковном конгрессе, проведен последовательно и в епархиальных учреждениях до самого прихода включительно. Все вообще церковно-правительственные учреждения наполнены светскими лицами и им принадлежит преобладающее влияние 387 . Остается сказать несколько слов об управлении русскою церковию, которая по своему историческому происхождению, по своему внутреннему характеру и устройству есть живая ветвь церкви восточной. Высшее управление в русской церкви сосредоточивалось во власти собора русского духовенства и в лице сначала митрополитов, а потом патриархов. В древний до-Петровский период существования отечественной церкви соборная форма правления была, как известно, временною, вызывавшеюся большею частию теми или другими обстоятельствами церковной жизни, которыя, по обыкновенному порядку церковного делопроизводства, надлежало разрешать посредством собора. Обыкновенный же всегдашний порядок высшего церковного управления сосредоточен был сначала (до 1589 г.) в руках митрополита московского, находившегося в канонической зависимости от константинопольского патриарха, а с конца XVI столетия в руках всероссийского патриарха. Порядок отправления различных церковных дел при них был устроен по образцу гражданского государственного порядка и развивался параллельно с развитием последнего. Управление это, под высшим и непосредственным наблюдением самого архипастыря церкви, распределено было между различными учреждениями, которые, под именем патриарших приказов, ведали определенный круг дел. После реформы в государственной сфере, Петр Великий приступил к реформе и в сфере церковной. Учреждением Св. Синода он намеревался ввести больший порядок в церковное управление, точнее разграничить область права церковного и государственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В рапорте уполномоченного читаем: «...Прибыл в женский монастырь, где имел разговор с председательницей общины Антонией Станиславовной Заборской, каковой был предъявлен мандат. Заборская нашла содержание мандата не соответствующим действительности, т. к. монастыря не существует, а если есть храм при монастыре, то таковой состоит в ведении коллектива, заключившего своевременно соглашение с соввластью...» 524 . Обновленческое ВЦУ, проведя работу над ошибками, выдаёт второй мандат священнику Александру Мездрикову и диакону Емелиану Горизонтову от 29 сентября 1922 года. На этот раз они уполномочиваются заведовать Никольской церковью бывшего женского монастыря города Саратова. Последним в монастыре также было отказано, причём «было добавлено, что они никакого Епархиального управления не признают, кроме Епископа Досифея» 525 . И всё же к концу 1922 года некоторые саратовские храмы перешли в руки «живоцерковников», в том числе и кафедральный собор. Примирилась с ними и часть церковных советов. По воспоминаниям А.А. Соловьёва, у православных осталось восемь церквей: «Троицкий „старый“ собор, Сергиевская, храм при женском монастыре, храм при киновии, Старо-Покровская, Маминская и крестовая, перешедшая в небольшую старинную единоверческую церковь Михаила Архангела» 526 . Главной причиной такого успеха «живоцерковников» было отсутствие в Саратове православного архиерея. А.А. Соловьёв вспоминает о своих переговорах с епископом Уральским Тихоном (Оболенским), жившим в Покровске: «Избрали делегатов к нему: о. Павла Соколова от духовенства и меня от мирян, уполномочив нас просить еп. Тихона принять на себя управление Саратовской епархией. Мы переехали Волгу и явились к нему на домашнюю квартиру. Были приняты им очень любезно. Мы ему рассказали обо всех наших саратовских делах и убедительно просили его принять временное управление епархией в соответствии с церковными канонами, согласно которым, при невозможности сноситься с высшим церковным управлением, епископы должны принимать управление над соседними, фактически „вдовствующими“ епархиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010