18 мая 1914 г. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Успенском соборе Московского Кремля возглавил Московский митр. Макарий (Невский) . Назначен викарием Московской епархии. Настоятель звенигородского Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , зав. Высшими жен. богословско-педагогическими курсами в московском Скорбященском жен. мон-ре. Руководил изданием научного иллюстрированного описания Патриаршей ризницы. С 15 янв. 1918 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 1 июня 1918 г. представил доклад делегации Высшего Церковного Управления для защиты перед правительством имущественных и иных прав РПЦ, включив в него сведения об арестах монахов Саввина Сторожевского мон-ря, а также сотрудников Звенигородского ДУ. 6 июня обратился к губ. комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иером. Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина монастыря. После вскрытия в Саввином мон-ре в марте 1919 г. мощей св. Саввы Сторожевского направил Патриарху св. Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии ( Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез». М., 1998. С. 194-195). В 1921 г. назначен епископом Ставропольским (по др. данным, временно управлял также Бакинской епархией). Под натиском обновленцев, к-рых поддерживали представители властей, был вынужден покинуть Ставропольскую епархию и переехал в Москву. Епархиальный совет г. Козлова (ныне Мичуринск) направил делегацию к Патриарху Тихону с просьбой о назначении к ним в город правосл. архиерея. 26 сент. 1923 г. Д. был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. Поскольку Тамбовский архиеп. сщмч. Зиновий (Дроздов) в это время находился в заключении, на Д. было возложено временное управление епархией до освобождения архиеп. Зиновия весной 1924 г. Если к моменту прибытия Д. у православных оставалось в Козлове только 2 храма, то вскоре удалось вернуть 13 из 14 церквей, ранее захваченных обновленцами. Д. служил во всех городских храмах, был прекрасным проповедником.

http://pravenc.ru/text/178031.html

6 мая 1918 г. казачьи отряды вновь заняли Новочеркасск. Во время гражданской войны М. активно поддерживал правительства атамана П. Н. Краснова и ген. А. И. Деникина. 2 марта 1919 г. ген. Деникин обратился к М. с предложением созвать совещание епископов и представителей советов епархий, к-рые находились на контролируемой белыми территории. 19-24 мая того же года М. председательствовал на Юго-Восточном рус. церковном Соборе в Ставрополе и был избран главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). 7 апр. 1919 г. М. был возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, но, видимо, из-за военных действий не получил известий об этом и продолжал титуловаться архиепископом. 7 янв. 1920 г. Новочеркасск был взят Красной Армией. М. не покинул епархию с отступавшими белыми войсками, поселился в старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери женском монастыре. Через некоторое время он был вызван в обл. ЧК, где ему предписали жить под надзором в Новочеркасске. После обращений прихожан М. разрешили служить в кафедральном соборе. В церковной жизни епархии престарелый архиерей активно уже не участвовал, тем не менее продолжал пользоваться у верующих большим авторитетом. М. не признал созданный при поддержке советских властей обновленческий Высший церковный совет и 19 июля 1922 г. был уволен обновленцами на покой (распространенные в лит-ре утверждения о пребывании М. в обновленчестве в 1922-1924 не соответствуют действительности). Он вновь удалился в Старочеркасский мон-рь, устранившись от борьбы с обновленцами. Противостояние обновленческому расколу в епархии от имени правящего архиерея возглавил викарный Аксайский еп. Митрофан (Гринёв) , арестованный 22 янв. 1923 г. После освобождения в июне того же года в Москве из-под ареста патриарха Тихона и отказа советских властей от открытой поддержки обновленчества М. вернулся в Новочеркасск. 5 окт. 1923 г. он возглавил епископскую хиротонию своего нового викария еп. сщмч. Захария (Лобова ; впосл. архиепископ), который стал фактическим управляющим епархией и достиг больших успехов в борьбе с обновленчеством. Постепенно почти все приходы Новочеркасска и большинство приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. 28 февр. 1924 г. еп. Захария был арестован. По некоторым сведениям, М. также был арестован и выслан в Сибирь. Возможно, его освобождение было связано с согласием на участие в инициированной ОГПУ попытке группы архиереев присвоить себе высшую власть в Церкви.

http://pravenc.ru/text/2637314.html

  Из других событий подробно стоит остановиться на трёх, произведя некоторый обзор того, какие последствия у них были в течение года.   Воссоединение Зарубежной Церкви с Церковью во Отечестве Главным церковным событием уходящего 2007 года стало то, что произошло 17 мая в храме Христа Спасителя – духовное воссоединение русского народа. Позади остались 80 лет вынужденного разделения. Признаться, автор этих строк был среди тех, кто долгое время не верил, что это событие произойдет. Казалось, слишком много непониманий, обид, привычек и трудностей стояло на пути к такому событию. Но… невозможное человекам возможно Богу. Остается только возблагодарить Его и выразить искреннее уважение архипастырям и пастырям Русской Зарубежной Церкви, которые смогли, не устрашившись всех выпавших соблазнов и давления со стороны противников единства, сделать этот исторический шаг. На Русскую Зарубежную Церковь было огромное давление со стороны самых разных сил, которые пытались сорвать акт воссоединения, а если это не удастся – то развалить её. Слава Богу, не удалось ни то, ни другое. Лишь один из архиереев ушёл в раскол – епископ Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский). За ним последовали клирики его епархии на Украине, некоторые священники в России и Молдавии, и клирики вдовствующей Южноамериканской епархии. Число отпавших в раскол священников в других епархиях было в целом незначительным, некоторые из них, после раздумия, вернулись в каноническую Русскую Зарубежную Церковь. Сорвалась попытка противников Церкви увлечь в раскол епископа Ирийского Даниила – у которого обманом выманили подпись под документом о создании раскольничего «Временного Высшего Церковного Управления», - от чего владыка Даниил немедленно с возмущением отрёкся. Оставшийся в одиночестве епископ Агафангел несколько месяцев подряд безуспешно пытался договориться с другими отколовшимися в прошлые годы от РПЦЗ группировками, а недавно вместе с греческими раскольниками-старостильниками из «синода противостоящих» рукоположил для своего раскола двух епископов из тех клириков, кто последовал за ним.

http://radonezh.ru/analytics/chto-god-mi...

Были заслушаны сообщения о посещении Святейшим Патриархом Кириллом Святой Горы Афон в мае с.г. в связи с празднованием 1000-летия присутствия там русских монахов и Первосвятительских визитах Его Святейшества в Санкт-Петербургскую , Тихвинскую , Пятигорскую , Нефтекамскую , Уфимскую , Йошкар-Олинскую , Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию в апреле-июле 2016 года. Синод поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную верующим радость молитвенного общения, а также выразил признательность представителям Церкви и светских властей за теплый прием, оказанный Святейшему Патриарху и сопровождавшим его лицам. Участники заседания одобрили решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2016 года. Члены Синода выразили глубокую признательность Президенту России В.В. Путину за инициативу по созданию Общества русской словесности и поблагодарили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за согласие возглавить эту организацию. Был отмечен высокий уровень обсуждений, состоявшихся в рамках Первого съезда Общества русской словесности.  Принят ряд кадровых решений. Синод удовлетворил прошение митрополита Астраханского и Камызякского Ионы о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста. Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии назначен епископ Шуйский и Тейковский Никон ( Ивановская митрополия ). Временное управление Шуйской епархией поручено Преосвященному митрополиту Иваново-Вознесенскому и Вичугскому Иосифу. Были назначены викарные архиереи в Екатеринбургскую и Петропавловско-Камчатскую  епархии. Викарием Екатеринбургской епархии с титулом «Среднеуральский» избран клирик данной епархии протоиерей Алексий Кульберг. Викарием Петропавловск-Камчатской епархии с титулом «Вилючинский» избран клирик указанной епархии игумен Феодор (Малаханов). Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил решения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви об избрании архимандрита Иринея (Стинберга) епископом Сакраментским, викарием Западно-Американской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4562421.ht...

В 1911 году руководство доверило ему пост инспектора Костромской семинарии. В 1912 году иеромонах Серафим удостоился звания архимандрита и ректорской должности в Воронежской духовной семинарии. В то время состояние Воронежской семинарии было более чем удручающим. Среди священства и профессуры она слыла едва ли не худшей в стране. 1912 год был отмечен в ее истории как год мятежа семинаристов (во многом это было связано с общей ситуацией в государстве, с брожением в массах революционных идей). Архимандрит Серафим приложил немало усилий, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, а затем и улучшить состояние дел, усилить дисциплину, ввести в надлежащее русло учебный процесс. Революционные и послереволюционные годы С революциями 1917 года, Февральской, а особенно с последней, Октябрьской, народ погрузился в кровавую смуту, наступила разруха. Богоборческая власть, не желая делить сферы влияния с Православною Церковью, устроила против священства жестокий красный террор. Во всей этой неразберихе народ стал утрачивать нравственные и мировоззренческие ориентиры. Не имея возможности одолеть Церковь Христову извне, ее начали подрывать изнутри, возбуждая раскольничьи настроения, склоняя к сотрудничеству духовенство. Все это не могло не отразиться на пастырской деятельности тех сынов Церкви, священнослужителей, кои готовы были хранить верность Христу. Кто-то оставался на Родине, кто-то эмигрировал за рубеж. После революции архимандрит Серафим (Соболев) встал под начало ВВЦУ (Временного высшего церковного управления). В 1920 году он был возведен в архиерейское достоинство. В том же году вынужденно оставил Россию и отбыл в Константинополь, затем перебрался в Болгарию. В 1921 году он стал епископом Богучарским (при этом какое-то время именовался епископом Лубенским). В том же году епископ Серафим принял под управление русские общины православных, располагавшиеся и действовавшие на территории Болгарии, возглавил русские приходы в составе Болгарского благочиния. Несмотря на отъезд заграницу, епископ Серафим, в отличие от ряда своих современников, не осуждал априори тех пастырей и архипастырей, которые остались служить на территории советского государства, возглавляемого богоборческой властью. В 30-е годы XX века он поддерживал отношения с некоторыми архиереями, подчинявшимися юрисдикции Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В дек. 1918 г. решением командующего войсками Украинской народной республики С. В. Петлюры были арестованы Киевский митр. Антоний (Храповицкий) и викарный Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) , а также прекращена деятельность органов управления Украинской Церкви - Высшего Церковного Совета и Собора епископов. В этих обстоятельствах 12 янв. 1919 г. Контора Собора епископов всея Украины во главе с Кременецким еп. Дионисием (Валединским ; впосл. митрополит) поручила Н. временное управление Киевской епархией. В февр. того же года в Киеве была установлена советская власть. В ночь на 7 марта Н. был арестован, но 8 марта освобожден. Тогда же прекратила свою деятельность Киевская духовная консистория, а все ее денежные вклады были конфискованы, началась реквизиция земель и имущества мон-рей. Киево-Выдубицкий мон-рь удалось сохранить путем организации братии в сельскохозяйственную и ремесленную коммуну, в к-рой Н. числился писарем. Монашествующие были зарегистрированы как приходская Георгиевская община, в ведение к-рой перешли монастырские храмы. Как управляющему Киевской епархией Н. приходилось противостоять автокефалистам, учредившим 17 апр. 1919 г. Всеукраинскую православную церковную раду (ВПЦР). Сторонники рады при поддержке местных советских властей заняли в Киеве нек-рые храмы, в т. ч. древний Софийский собор, где без благословения и вопреки предупреждениям Н. совершались богослужения на укр. языке. В связи со сложной ситуацией 23 мая 1919 г. Н. подал рапорт на имя патриарха Московского и всея России свт. Тихона с просьбой благословить возобновление деятельности Конторы Собора епископов всея Украины в составе викариев Киевской епархии и 4 июля того же года получил такое благословение. В нач. июля Н. вместе с викарными епископами Уманским Димитрием (Вербицким) и Каневским Василием (Богдашевским; впосл. архиепископ) провел переговоры с лидером автокефалистов прот. Василием Липковским , который не внял увещеваниям повиноваться законной церковной власти и заявил о готовности пойти на открытый раскол.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

В мае 1919 г. на Юго-Восточном Рус. Церковном Соборе в Ставрополе, в к-ром принимали участие архиереи, священнослужители и миряне епархий Юга России - епархий, отрезанных от высшего руководства Церкви фронтами гражданской войны и по преимуществу находившихся под контролем Белых Армий, было принято решение о необходимости выделения Кубанского вик-ства из Ставропольской епархии. 18 июня того же года сформированное Собором ВВЦУ ЮВР издало указ о преобразовании Кубанского и Екатеринодарского вик-ства Ставропольской епархии в самостоятельную епархию. Решение Собора было обусловлено прежде всего тем, что викарный Кубанский епископ в соответствии с решением Синода с 1916 г. управлял подведомственным ему вик-ством почти самостоятельно (являлся викарным епископом с особыми полномочиями). На время образования Кубанской епархии в ней действовало 500 храмов, включая домовые церкви. Первым самостоятельным Кубанским и Екатеринодарским епископом стал Иоанн (Левицкий) , бывш. Кубанский викарий. В кон. 1919 - нач. 1920 г. решением ВВЦУ ЮВР еп. Иоанн был удален на покой в связи с допущенными церковно-правовыми нарушениями, временное управление епархией было возложено на председателя ВВЦУ ЮВР митр. Антония (Храповицкого) . В нач. 1920 г. Красная Армия предприняла на Кубани широкомасштабное наступление, 17 марта части Белой Армии оставили Екатеринодар, к нач. мая советская власть была установлена на всей территории края. К сент. 1921 г. во главе Кубанской епархии вновь стоял еп. Иоанн (Левицкий). Об этом известно из письма секретаря канцелярии Свящ. Синода Н. В. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому): «Е[пископом] Кубанским и Краснодарским восстановлен е[пископ] Иоанн, удаленный с этой кафедры Вр[еменным] в[ысшим] церк[овным] правлением. За него шла большая агитация на Кубани, было несколько депутаций к П[атриар]ху. Последний сначала упирался, но вынужден был уступить. Теперь бомбардируют просьбами о возведении его в сан архиепископа» (История иерархии РПЦ. 2006. С. 875). В кон. 1921 - нач. 1922 г. Иоанн (Левицкий) был возведен в сан архиепископа. В письме Нумерова сообщается о наличии 2 вик-ств Кубанской епархии - Ейского (вакантного) и Армавирского, состоявшего под упр. миссионера и духовного писателя прот. Симеона Никольского.

http://pravenc.ru/text/189631.html

В окт. 1925 г. К. принял участие в работе 2-го обновленческого «Поместного Собора», на к-ром среди прочего было принято постановление, что настоятелями кафедральных соборов должны быть правящие архиереи. К. попытался занять место настоятеля кафедрального Богоявленского собора в Свердловске, однако встретил сопротивление со стороны духовенства и общины собора, сославшихся на то, что «митрополит» находится в постоянных разъездах по епархии и поэтому содержать его должна вся епархия. По этой причине К. был вынужден стать настоятелем свердловского Екатерининского собора. 14 нояб. 1925 г. свердловское обновленческое епархиальное управление назначило К. настоятелем Богоявленского кафедрального собора. 9 февр. 1926 г. УралОМЦУ постановило считать К. почетным настоятелем кафедрального собора, а 26 февр. К. решил принять настоятельство в обоих соборах. В связи с образованием Уральской обновленческой митрополии местные обновленцы предполагали просить синод о возведении Екатерининского собора в степень областного кафедрального, поскольку он являлся основным центром обновленчества на Урале. В марте 1926 г. в Свердловск прибыл руководитель григорианского раскола Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) . Авторитет архиеп. Григория на Урале в то время был высок, и нек-рые обновленческие приходы перешли в юрисдикцию григорианского Временного Высшего Церковного Совета . Обновленческий архиерей и глава григориан обменялись письмами. К. выразил надежду, что архиеп. Григорий признает обновленческий синод «правящим органом, как признанный Православными Восточными Патриархами», и пригласил прибыть к себе для переговоров по этому поводу. В ответном письме архиеп. Григорий приветствовал «искание мира» со стороны К., однако явиться для переговоров отказался, заявив: «Ваш Синод и все обновленчество заблуждаются… и не нам к Вам, а Вам к нам придется идти» ( Лавринов. 2007. С. 75-76). 29 сент. 1926 г. под председательством К. в Свердловске открылся 2-й обновленческий Уральский церковный собор. Во время его проведения было получено известие о назначении 22 сент. К., согласно избранию обновленческого Воронежского областного съезда, «митрополитом Воронежским и всей Центральной Черноземной области». 5 окт. К. отбыл в Воронеж. Состоял членом президиума обновленческого синода. В февр. 1927 г. принял участие в обновленческом 1-м Всесоюзном миссионерском съезде по борьбе с сектантством (Москва), на к-ром был избран членом центрального миссионерского совета при обновленческом синоде, 1 апр. 1931 г. был награжден обновленцами правом предношения креста за богослужением.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

В первой половине октября 1919 года войска генерала А.И. Деникина взяли Воронеж, но вскоре были вынуждены отступить. Архимандрит Серафим не знал, как ему поступить — уйти на юг или остаться в Воронеже. За советом отец Серафим обратился к разбитому параличом старцу Аарону, который проживал недалеко от Воронежа. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», — сказал старец о дальнейшей судьбе архимандрита Серафима. «Как же мне понимать Ваши слова?», — спросил архимандрит. «Попадешь — узнаешь», — был ответ старца. Архимандрит Серафим и его брат иеромонах Сергий покинули Воронеж в последний момент в открытом вагоне с углем для паровоза. На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение временно независимого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), образованного для самостоятельного решения срочных и важных вопросов. 7 мая 1920 года архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Симферополе. Вскоре был поднят вопрос и об архиерейской хиротонии архимандрита Серафима. 24 сентября 1920 года ВЦУ вынесло решение рукоположить архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Данное определение было подписано правящим архиереем Таврической епархии архиепископом Димитрием (Абашидзе), правящим архиереем Полтавской епархии архиепископом Феофаном (Быстровым), епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) и секретарем Е.И. Махароблидзе. 14 октября в симферопольском Александро-Невском соборе архимандрит Серафим был рукоположен во епископа. Хиротонию совершил сонм архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Однако вскоре ввиду вступления в Крым большевиков генерал Врангель отдал приказ об эвакуации и епископ Серафим вместе с остатками Белой армии и беженцами покинул родную землю. Весной 1921 года архиепископ Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими приходами в Западной Европе, назначил епископа Серафима настоятелем Свято-Никольской церкви в Софии. 31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, что подтверждается списками законных иерархов, которые тайно пересылались за границу из Москвы. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский.

http://pravicon.com/info-3857

В планы ОГПУ входил раскол Патриаршей Церкви не только с «заграничниками», но и внутри страны. Особая роль здесь предназначалась епископу Можайскому Борису (Рукину). Согласно показаниям епископа Бориса, которые были даны им осенью 1925 г., события развивались так: «Вскоре после смерти патриарха мною был поднят вопрос о необходимости, во-первых, установления в Церкви соборного начала, которое ясно было подтверждено Собором 17–18 года; во-вторых, о необходимости установить ясное отношение с существующей гражданской властью в смысле заявления нашей аполитичности и желания жить с властью в мире и о необходимости ходатайствовать перед властью о даровании церкви свободы и законного существования. Митрополит (Петр — примеч. А.М.) ответил мне, что мы не имеем права собирать собрания и рассуждать и что нам собрание разрешено не будет». Епископ Борис как будто бы не понимал, что церковная аполитичность и жизнь с властью в мире не совместимы, поскольку власть желает превратить Церковь именно в орудие своей политики (как ранее обновленцев), и только в этом случае может предоставить ей какое-то подобие «законного существования» (и то ненадолго). О своих домогательствах, прикрываемых демагогией про соборность, епископ Борис в 1927 г. поведал и более широкой аудитории: «Уже через месяц (после кончины Патриарха — А.М.) епископы подняли вопрос о необходимости образования какого-либо органа управления, так как единоличное управление, во-первых, абсолютно неканонично, идет в разрез с самою сущностью христианства и успело внести целую смуту в жизнь Церкви, а главное, ничем не вызывалось, т.к. препятствий со стороны Гражданской Власти к легализации Синода или Совета не было. Митрополит Петр, тем не менее, решительно отказывался принять меры к организации временного Церковного Высшего органа, заявив, что он будет управлять единолично». Очевидно, отказ митрополита Петра был обусловлен пониманием того, что стояло за выступлением епископа Бориса. В своих показаниях последний сам указал, кому принадлежала инициатива начать переговоры о легализации и на каких условиях: «В мае (1925 г. — А.М.) мне было предложено неким Полянским образовать инициативную группу “Защиты Православия” и подать соответствующее ходатайство во ВЦИК». «Некий Полянский» (однофамилец митрополита Петра) — это второй после Е.А. Тучкова человек в 6-м отделении Секретного отдела ОГПУ. Епископ Борис несколько исказил предложение И.В. Полянского и был тут же поправлен следователем: не просто «Защита Православия», а «Защита Православия от политиканства». «С ходатайством, — продолжал епископ Борис, — легализировать эту группу с разрешением церкви существовать на началах соборности, свободы и полного устранения политического предпочтения».

http://e-vestnik.ru/church/legalizatsii_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010