Получив известие о кончине патриарха свт. Тихона, в день его погребения (12 апр. 1925), еп. сщмч. Дамиан в сослужении 12 священников совершил панихиду по почившему. В течение 40 дней имя патриарха возносилось за литургией во всех храмах П.-З. в. на «особой заупокойной эктении». Вскоре архиерея вызвали в местное отделение ОГПУ, где сообщили, что заупокойное поминовение патриарха «рассматривается как демонстративное». Еп. сщмч. Дамиан попросил предоставить ему письменное распоряжение о запрете поминовения патриарха, однако получил отказ. 30 нояб. 1925 г. в Москве был арестован Владимирский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов). 1 дек. того же года викарий Владимирской епархии Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) доложил об аресте Владимирского архиерея патриаршему местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому). Местоблюститель предложил еп. священноисп. Афанасию принять временное управление Владимирской епархией, однако по просьбе Ковровского епископа последнему было вверено духовное окормление приходов Владимирского и Ковровского уездов, а Переславскому еп. сщмч. Дамиану (Воскресенскому) поручено временное управление приходами на остальной территории Владимирской епархии. 22 дек. 1925 г. еп. сщмч. Дамиан участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре под председательством Свердловского архиеп. Григория (Яцковского). Переславль-Залесский епископ не знал, что Нижегородский митр. Сергий (Страгородский) принял на себя временное исполнение обязанностей патриаршего местоблюстителя, поэтому вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС; см. также ст. Григорианский раскол ). Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), узнав об уклонении Переславского епископа в раскол, принял на себя временное управление всеми приходами Владимирской епархии. 15 янв. 1926 г., в день своего ареста, еп. священноисп. Афанасий оставил для православных Владимирской епархии письменное разъяснение о григорианском расколе, призвал их «воздержаться от общения» с еп. сщмч. Дамианом, а за духовным руководством, если не будет в епархии правосл. епископа, обращаться к правосл. архиереям др. епархий.

http://pravenc.ru/text/2580006.html

31 мая председатель обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Антонин (Грановский) направил В. письмо с изложением задач обновленчества («ликвидация... контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию... ликвидация патриарха Тихона».- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 137) и с приглашением на обновленческий собор, к-рый должен был состояться в августе. В. обратился с посланием к вятской пастве, в к-ром разъяснял антиканоничность обновленческого раскола. 30 июня 1922 г. Вятский еп. Павел получил телеграмму от центрального комитета «Живой церкви» с требованием создавать местные группы данной организации, 23 авг. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ. Добиться содействия еп. Павла в созыве общегородского собрания духовенства, а также письменного ответа на вопросы ВЦУ к епархиальному архиерею уполномоченному не удалось. Тогда он отправился в Трифонов мон-рь в надежде получить поддержку В. Владыка уполномоченного не принял. На следующий день еп. Павел и В. составили послание к вятской пастве, в к-ром объявили ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от контактов с обновленцами. Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании послания Заместителя Патриарха сщмч. митр. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., в к-ром содержался призыв к епархиальным архиереям не подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно). 25 авг. 1922 г. еп. Павел назначил В. «временно управлять делами Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с местожительством в г. Вятке в Трифоновом монастыре с именованием «епископ Орловский»... Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее делами Глазовской епархии заведует епископ Виктор» (Там же. Л. 315, 280). Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. 26 авг. 1922 г. еп. Павел, В. и неск. священников были арестованы. 30 авг. еп. Павел передал протоиерею вятского собора В.

http://pravenc.ru/text/158530.html

Архиерем игумен Аввакум стал на исходе 1922 г. — одного из самых тяжелых в жизни гонимой Православной Церкви. 6 мая был заключен под домашний арест Святейший Патриарх Тихон. 8 мая Московский Ревтрибунал приговорил к расстрелу 11 человек (Политбюро 18 мая  утвердило приговор пятерым—четырем священнослужителям и одному православному мирянину). 12 мая лидеры зарождавшегося обновленчества (“Инициативная группа прогрессивного духовенства”), действуя в согласии с ГПУ, явились ночью в Троицкое патриаршее подворье с целью узурпировать церковную власть. Св. Тихон, сохраняя за собой патриарший престол, временно передал власть святителю Агафангелу (Преображенскому). Власти воспрепятствовали старейшему иерарху прибыть в Москву для принятия руководства Церковью. Этим воспользовалась “Инициативная группа”, чтобы образовать самочинное “Высшее церковное управление” (ВЦУ), в состав которого вошли: один протоиерей, два священника и один псаломщик. Несмотря на очевидную абсурдность желания этих людей принять верховную власть над Церковью, имеющей епископат, состоявший из авторитетнейших архиереев, “ВЦУ” стало добиваться своего признания в епархиях. Власти всячески содействовали этому, арестовывая архиереев и священников, противящихся узурпации. Митрополит Агафангел призвал не подчиняться лицам, незаконно претендующим на церковную власть: “Возлюбленные о Господе Преосвященные Архипастыри, лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писаниями, церковными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления Высшей Церковной Власти” . В Уфе из представителей обновленческих групп в октябре 1922 г. организуется так называемое “Епархиальное управление», которое пытается захватить власть. ГПУ всячески поддерживает обновленцев. В таких сложившихся условиях епископ (впоследствии – архиепископ) Андрей (Ухтомский) стремится создать разветвленный викариат, чтобы в случае ареста правящего Владыки, отдельными частями епархии управляли викарные епископы. Об этом сообщал в Докладе Святейшему Патриарху Тихону временно управляющий Уфимскою епархией епископ Иоанн (Поярков): “Епископы Марк и Трофим 28-го [ноября] рукоположили в пригород Старую Уфу игумена Аввакума, а 29-го в Давлеканово меня иеромонаха Иоанна во епископов с поручением нам жить в Уфе, а мне лично и председательствовать в составившемся Малом Соборе епископов, а каждому из нас управлять частью епархии Уфимской” (РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 209).

http://pravoslavie.ru/1597.html

В ходе семинара среди прочих были высказаны следующие соображения: 1. Термин “сергианство” используется в ходе полемики представителей Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом и выражает негативное отношение к деятельности митрополита Сергия (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), в частности, к изданию “Послания заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного Патриаршего Синода” 1927 года. Можно предположить, что слово “сергианство” является производным от термина “сергиане”, который обозначал сторонников митрополита Сергия, подобно тому, как термины “григориане”, “иосифляне” и т. п. — являлись обозначением сторонников других иерархов в период церковных расколов 1920–30-х годов. Использование термина “сергианство” в дискуссии нежелательно, так как он не является нейтральным, сам по себе выражает определенную позицию. 2. Тщательный анализ публичных выступлений митрополита Сергия, а также доступных ныне материалов, отражающих его переговоры с представителями власти, показывает, что Заместитель Патриаршего Местоблюстителя в своих усилиях по нормализации церковной жизни был озабочен благом Церкви и делал все возможное в конкретных исторических обстоятельствах, чтобы прийти к соглашению о легализации Высшего Церковного управления, не изменяя вероучительным и каноническим принципам. Он был предельно осторожен в выборе выражений и в период заключения вел себя как исповедник, защищая церковные интересы. 3. Установка на нормализацию отношений с властями не может быть истолкована как предательство церковных интересов. Она была принята еще святым Патриархом Тихоном, а также нашла свое выражение в так называемом “Послании соловецких епископов”, написанном в 1926 году, то есть за год до опубликования “Послания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного Патриаршего Синода”. Суть изменений в позиции Священноначалия заключалась в том, что, не признав поначалу законности новой власти, установившейся после переворота октября 1917 года, впоследствии, с упрочением этой власти, Церковь была вынуждена признать ее в качестве государственной и установить с ней двусторонние отношения. Эта позиция не является предосудительной; исторически Церковь неоднократно оказывалась в ситуации, когда она вынуждена была взаимодействовать с неправославными правителями (например, в Золотоордынский период или в мусульманской Османской империи).

http://pravmir.ru/itogovyiy-dokument-sem...

В марте 1920 г. М. поручил игум. Руфине (Кокоревой) устройство при Скорбященском храме Морского кладбища Владивостока жен. монашеской общины в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». В окт. того же года М. утвердил при Иверской ц. в Харбине благотворительное и просветительское Свято-Иверское Богородицкое братство (правосл. храмы Харбина в то время находились в юрисдикции Владивостокского архиерея). Титул епископа Владивостокского и Приморского М. принял, видимо, после назначения 18 февр. 1920 г. пребывавшего в Москве архиеп. Евсевия митрополитом Крутицким. По некоторым сведениям, офиц. назначение М. епископом Владивостокским было утверждено указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона в кон. 1920 г. (Свет: Газ. Харбин, 1921. 6 янв.). С кон. 1920 г. Владивостокская епархия оставалась последней епархией РПЦ на территории, все еще контролируемой белыми войсками. Это определяло особое положение М. среди рус. архиереев на Дальн. Востоке, находившихся на зарубежных кафедрах или вынужденных покинуть свои епархии во время гражданской войны. Первоначально М. выступал против созыва во Владивостоке церковного Собора и создания временного церковного управления на Дальн. Востоке. Как сообщал Камчатский еп. Нестор (Анисимов) Пекинскому архиеп. Иннокентию (Фигуровскому ; впосл. митрополит) в письме от 25 окт. 1921 г., «предполагаемый Дальневосточный Собор или съезд, по-видимому, не состоится, т. к. Преосвященный Михаил против всего этого, а без него на его епархиальной территории собраться нельзя» (ГАРФ. Ф. Р-6343. Д. 233. Л. 55.) В то время М. не признавал над собой верховных полномочий Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), настаивая на непосредственном подчинении своей епархии Московской Патриархии. Помимо собственно Владивостокской епархии в ведении М. также находились Русская духовная миссия в Корее и приходы Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с центром в Харбине. Однако 4 нояб. 1921 г. решением патриарха Тихона и Синода РПЦ Корейская миссия была выведена из юрисдикции Владивостокской епархии и передана 26 янв.

http://pravenc.ru/text/2563624.html

Москва, 14 сентября. 14 сентября 2019 года Священный Синод рассмотрел обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, в котором он сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию Русской Православной Церкви и попросил о вступлении в каноническое общение и единство с Московским Патриархатом вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами. Также архиепископ Иоанн сообщил, что в ближайшее время состоится собрание представителей этих приходов, которые направят Святейшему Патриарху и Священному Синоду свои предложения относительно канонической формы их организации. Члены Священного Синода, обсудив это обращение посредством способов удаленной связи, постановили (журнал 122): - Принять архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом " Дубнинский " , а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. - Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами. - По получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе. Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была основана в 1921 году, когда временное управление русскими церквями в Западной Европе было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому) определением святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В силу исторических обстоятельств в 1931 году приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата, при этом митрополит Евлогий подчеркивал, что " это лишь временный перерыв официальных административных сношений " до того времени, " когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви " .

http://religare.ru/2_118253.html

Никольский храм всегда оставался в Патриаршей Церкви, даже когда большинство храмов Саратова признали власть обновленцев. На общегородском собрании духовенства свящ. Павел Соколов выступил от имени сторонников канонической Церкви с речью, в к-рой убедительно доказал незаконность обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Никто из присутствовавших не решился возражать ему, и собрание, созванное по инициативе обновленцев, не приняло постановления в поддержку ВЦУ. После ареста в июне 1922 г. Саратовского еп. Досифея (Протопопова), осуществлявший управление Саратовской епархией свящ. Павел Петров по поручению общегородского церковного совета при кафедральном Александро-Невском храме выехал в Покровск к проживавшему там Уральскому еп. Тихону (Оболенскому) с просьбой взять под свое временное управление Саратовскую епархию, но тот отказался, опасаясь преследования со стороны властей. Тогда в сент. 1922 г. кандидатуры свящ. Павла и архим. Николая (Парфёнова) были выдвинуты представителями правосл. общин Саратова на епископские кафедры. Принял монашеский постриг с именем Петр. Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены пребывавшие на покое епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ). В ночь на 18 марта 1923 г. в скиту Преображенского монастыря близ с. Разбойщина (ныне пос. Соколовый Саратовского р-на и обл.) они тайно хиротонисали П. во епископа Сердобского, а иером. Николая - во епископа Аткарского (новоучрежденные викарные кафедры получили наименования по уездным городам Саратовской губ.). 26 мая 1923 г. П. впервые открыто объявил о принятии им епископского сана. После всенощной службы в Успенской ц. (бывш. крестовой церкви архиерейского дома) П. произнес проповедь в связи с началом его епископского служения. На следующий день в Троицком соборе совершил литургию и молебен, после чего при большом стечении народа проследовал в свою архиерейскую резиденцию в Крестовоздвиженском мон-ре. Появление в Саратове правосл. архиерея привело к массовому возвращению приходов в каноническую Церковь.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

Осенью 1925 г. в ГПУ был разработан план устранения сщмч. Петра от должности Местоблюстителя и организации нового церковного разделения. Решено было воспользоваться честолюбием неск. архиереев во главе с Б. и Екатеринбургским архиеп. Григорием (Яцковским) . Представители ГПУ предложили Б. образовать инициативную группу и подать от ее имени ходатайство во ВЦИК о легализации Высшего церковного управления (ВЦУ) и одновременно опубликовать обращение к пастве, в к-ром будет особо подчеркнуто сочувственное отношение Церкви к политике советского правительства. После этого, уверяли Б., ВЦУ, епархиальные управления и правосл. приходы будут легализованы. Б. согласился с предложением, но заявил, что один он ничего сделать не сможет, и обратился через сотрудника ГПУ к Патриаршему Местоблюстителю, рекомендуя митр. Петру принять предложение. Несмотря на то что сщмч. Петр отверг его предложение, Б. не прерывал переговоры с ГПУ. Одновременно он требовал от митр. Петра созвать архиерейский Собор, на к-ром планировал отстранить его от Местоблюстительства. Митр. Петр отвечал, что власти не допустят свободного собрания правосл. архиереев, не говоря уже о Поместном Соборе. 9 дек. 1925 г. Патриарший Местоблюститель был арестован. 22 дек. в Донском мон-ре, где тогда находилась резиденция Патриархии и где пребывал викарный еп. Московской епархии Б., под председательством Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 архиереев. Они постановили образовать Временный высший церковный совет (ВВЦС) в составе 6 архиереев под председательством архиеп. Григория, в ВВЦС вошел и Б. На следующий день сторонники Григория (Яцковского) обратились в НКВД с прошением о легализации своего учреждения и через 10 дней получили справку, выданную «гр. Григорию Яцковскому, Рукину Борису, Булычеву К., Бусыгину И., Воскресенскому Д., Пятницкому В., Русинову Т., Русинову М., Зорину В. в том, что к открытию деятельности Временного совета впредь до утверждения такового со стороны НКВД препятствий не встречается». Узнав об образовании ВВЦС, митр. Сергий (Страгородский) запретил архиеп. Григория и сторонников ВВЦС в священнослужении и объявил о предании их церковному суду.

http://pravenc.ru/text/153161.html

Осенью 1925 г. с целью устранения от должности Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) ОГПУ предложило Г., еп. Борису (Рукину) и еп. Иннокентию (Бусыгину) оказать содействие в легализации Высшего церковного управления. В обмен на обращение к пастве о сочувственном отношении Церкви к политике руководства СССР им было обещано легализовать церковное управление на уровне епархий и правосл. общин. На их обращение к митр. Петру принять это предложение, опровергнуть выдвигаемые обновленцами (см. Обновленчество ) обвинения в контрреволюционном заговоре и созвать архиерейский Собор последовал отказ. После ареста митр. Петра и вступления в управление Церковью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) 22 дек. 1925 г. в Донском московском мон-ре состоялось совещание 10 архиереев, постановившее образовать Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством Г. Узнав о появлении нового органа «управления» из газ. «Известия» (от 7 янв. 1926), митр. Сергий вступил с Г. в переписку с целью прояснить канонические основания для организации ВВЦС и характер взаимоотношений между Советом, правосл. иерархией и исполняющим обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Выяснив, что такие основания отсутствуют и что ВВЦС создан в нарушение ряда церковных правил, после обсуждения сложившейся ситуации с прибывшими в Н. Новгород архиереями митр. Сергий 29 янв. 1926 г. наложил на Г. и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС, запрещение в священнослужении и отстранил их от управления епархиями вплоть до раскаяния или церковного суда. Для укрепления положения ВВЦС Г. с бывш. Могилёвским архиеп. Константином (Булычёвым) и временно управляющим Переяславской епархией еп. Дамианом (Воскресенским) попытались использовать авторитет находившегося в заключении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского). Получив при поддержке ОГПУ 1 февр. 1926 г. возможность встретиться с ним, они описали положение церковных дел в нужном им виде, скрыв наложенное на них запрещение, и просили благословить деятельность ВВЦС. Митр. Петр передал через условную резолюцию обязанности Патриаршего Местоблюстителя коллегии из находившегося под арестом архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , не имевшего разрешения на въезд в Москву архиеп. Димитрия (Беликова) и Г., но не благословил деятельности ВВЦС. Однако Г. представил резолюцию как аннулирование полномочий митр. Сергия и передачу высшей церковной власти ВВЦС.

http://pravenc.ru/text/166691.html

21 февр. 1921 г. по просьбе Петроградского митр. Вениамина (Казанского) патриарх свт. Тихон назначил Тихвинского еп. Алексия (см. Алексий I (Симанский) , патриарх Московский и всея Руси) епископом Ямбургским. Переехав 11 апр. 1921 г. в Петроград, еп. Алексий жил в доме при Казанском соборе, с авг. 1921 г.- в Александро-Невской лавре; местом служения ему был определен Казанский собор, община которого взяла на себя обязанность содержания викарного епископа. 18 апр. 1921 г. архиерей был назначен на Пензенскую кафедру; по прошению освобожден от назначения, о чем патриарх Тихон сообщил ему в письме от 15 мая того же года. Еп. Алексий стал заведующим богословскими курсами, открывшимися в Петрограде в 1920 - нач. 1921 г. 7-15 июля 1921 г. совершил архипастырскую поездку по р. Луга «в самую глубь уездов Ямбургского и Гдовского». 29 мая 1922 г., после ареста митр. Вениамина (Казанского), вступил в управление Петроградской епархией. 24 июня 1922 г. еп. Алексий отверг ультиматум обновленческого Высшего церковного управления «действовать строго по указаниям ВЦУ», признал «для себя невозможным дальнейшее управление Петроградской епархией». Еп. Алексий возглавил широкое антиобновленческое движение верующих Петроградской епархии, желавших сочетать политическую лояльность с верностью церковным канонам; в сент. 1922 г. совместно с Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем) подал заявление о регистрации ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра автокефальной Петроградской церкви («Петроградская автокефалия»). С окт. 1922 г. еп. Алексий находился в ссылке, вернулся в Ленинград весной 1926 г., направлен на служение в Новгородскую епархию с титулом «архиепископ Тихвинский». Назначение архиеп. Гавриила (Воеводина) викарием Ленинградской епархии с титулом «Кингисеппский» произошло, по одним данным, указом патриарха Тихона, т. е. в 1924 г. или в нач. 1925 г., по другим - в сент. 1926 г. по представлению назначенного на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . С 14 сент. 1926 г. до ареста 19 апр. 1927 г. Кингисеппский архиеп. Гавриил временно управлял Ленинградской епархией, в дек. 1927 г., после освобождения, назначен на Полоцкую кафедру. Последним епископом Кингисеппским с 30 дек. 1927 по 3 авг. 1928 г. был Сергий (Зенкевич) , затем переведенный на Шлиссельбургское и Лодейнопольское викариатство . В дальнейшем К. в. не замещалось, приходы Кингисеппского р-на в 30-х гг. XX в. находились в ведении Петергофского еп. Николая (Ярушевича).

http://pravenc.ru/text/1684634.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010