В самом деле, если должно наказывать порочные помыслы, чтобы они не перешли в дело, то тем более должно сокрушаться душою о таких делах и словах. Это пусть будет каждый день, и не прежде засыпай ты, человек, пока не размыслишь о грехах, совершенных тобою в продолжение дня; тогда, без сомнения, в следующий день ты будешь не так скор на подобные предприятия. Как ты поступаешь с деньгами, не пропуская и двух дней без требования отчета от слуги, чтобы не произошло замешательства от забвения, так поступай и с делами своими каждый день; вечером требуй от души отчета, осуждай грешный помысл, повесь его как бы на дереве, наказывай и повелевай, чтобы вперед не делать подобного. Видишь ли превосходное врачевание, — как он употребляет врачевство и предупредительное и исправительное? Наставление не впадать в грехи служит вместо врачевства предупредительного, именно слова: « гневаясь, не согрешайте »; а слова: « размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь » — вместо врачевства исправительного. После совершения греха он еще прилагает врачевство, зависящее от самого согрешившего. Будем же употреблять такое врачевание, не представляющее никакой трудности. Если же душа твоя не терпит воспоминания о грехах, стыдясь и смущаясь, то скажи ей: нет тебе никакой пользы от того, что ты не будешь вспоминать об них, а напротив — еще великий вред, потому что, если ты не будешь вспоминать об них сама по себе теперь, то грехи твои будут открыты пред глазами всех тогда; если же ты будешь помышлять о них теперь, то и от них скоро избавишься и в другие не легко впадешь. В самом деле, душа, боясь вечернего суда, чтобы опять не подвергнуться такому же испытанию, осуждению и наказанию, бывает медлительнее на грехи; и такова польза от этого испытания, что, если мы будем так поступать постоянно только в течение одного месяца, то приобретем себе потом навык к добродетели. Не будем же пренебрегать таким благом. Кто ставит себя пред этим судилищем здесь, тот не подвергнется тяжкой ответственности там.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14 ). Согласно Священному Писанию , елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4 ; 2Кор. 1: 21 и след.; 1Ин. 2: 27 ). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7 ; 1Цар. 10: 1 ). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13 ). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13 ), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34 ). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 . Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14–15 ). Из этих слов легко заключить, что это таинство подается больному . При этом речь идет о тяжело болящем, которого апостол называет страждущим. Однако ни в Священном Писании, ни у святых отцов не говорится о том, что речь идет только об умирающих. У людей, не имеющих правильного церковного сознания, часто встречается серьезное заблуждение, что соборование совершается только над умирающими. Порой такие люди доходят даже до суеверия, думая, что больной умрет, если его соборовать. Архимандрит Иоанн (Верюжский ; 1821–1907) писал: «Многие, которым еще не хочется расстаться с жизнью, считают таинство елеосвящения подобным обречением на смерть, неохотно обращаются к его помощи, и откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопрос : Что такое таинство покаяния? Ответ : «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов самим Иисусом Христом» 49 . Вопрос : Кем, когда и как установлено таинство покаяния? Ответ : Таинство покаяния установлено Господом Иисусом Христом в первый день по Его воскресении. Вечером этого дня, «когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Затем, показав обрадованным ученикам руки и ноги и ребра Свои, для полного убеждения их в действительности Своего Воскресения, Господь сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20, 21 ). Тотчас вслед за этим в Евангелии от Иоанна следуют два стиха, в которых говорится об установлении Спасителем таинства покаяния: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 22–23 ). Вопрос : Почему при таинстве покаяния необходимо устное исповедание грехов кающимся? Ответ : В таинстве покаяния кающемуся подается врачевание его духовных недугов. «Здесь врачебница, а не судилище», – говорил св. Иоанн Златоуст . Больной телом, желая исцеления от болезни, сам рассказывает врачу о своем состоянии. Подобно этому и грешник, если искренне желает исцеления от духовных болезней, должен искренно открывать грехи свои пред духовным врачем, т.е. епископом или священником. «Если исповедуем грехи наши, – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, – то Он (Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (см. 1Ин. 1, 9 ). «Принявшие от Бога власть решить и вязать, – говорится в 102-м правиле Трулльского собора, – должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению и затем уже употреблять соответствующее недугу врачевание». Кающийся должен исповедоваться чистосердечно, не утаивая своих грехов и не пытаясь себя оправдывать. «Насколько, – говорит Тертуллиан , – исповедание грехов облегчает, настолько утаение отягчает». Образ истинного покаянного настроения дан нам в лице мытаря, который отнюдь не оправдывал себя, но «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк. 18, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Второе Пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня, ни часа его и должны быть всегда готовы встретить его. Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны народных властей, на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознаграждённого потом за свои страдания Богом. Без связи речи затем св. апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, то есть божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Мф. 5:33–37 . Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях апостол повелевает пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных через помазание от них болящего елеем с молитвою: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (5:14–15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас ещё «соборованием». Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим, призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о таинстве, в котором елей служит только видимым веществом; не елей, а «молитва веры исцелит болящего», и наконец, болящему отпускаются грехи. Всё это не оставляет сомнений в том, что апостол говорит здесь именно о таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Единственный склонный к состраданию, Боже, огорчающийся [ ] о злобе нашей, видя, что помысел человека тяготеет к лукавству с самой юности его и желая не смерти, но обращения и жизни грешника. И ради спасения грешников Вочеловечился Ты, Боже наш, создавшись из плоти и крови ради искупления создания [ ] Твоих рук! Ты пришел и сказал, что явился Ты призвать грешников к покаянию. И разыскал Ты овцу от стада отбившуюся, и драхму потерянную, прилежно искав, обрёл, и сказал: «Идущего ко Мне не прогоню прочь». Ты не погнушался блудницей, слезами своими стопы Твои омывшей, и сказал ей: «Сколько бы ни падала ты — вставай и спасайся» [ ] , ибо «радуются на небесах и об одном грешнике, кающемся». Благосклонно с высот святости Твоей посети и нас в этот святой час благодатью Святого Твоего Духа и всели Его в сердца рабов Твоих (имена), осознавших свою вину пред Тобою и с верою приступивших к Тебе. Удостой же их Твоего человеколюбия и если провинились пред Тобой в словах, в делах или в мыслях — прости им, сотри следы содеянного ими и очисть их от всякого греха, впредь с ними неразлучно пребывая и сберегая их в оставшееся время жития их поступающими праведно, дабы впредь им уже не быть посмешищем у диавола, но да и через них славится Твоё всесвятое Имя вместе с безначальным Твоим Отцом [ ] , и Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом во веки веков. Хор: Аминь. Lectio III Прокимен, глас 3: Господь просвещение моё и Спаситель мой —/кого мне бояться? Стих: Господь защитник жизни моей, кого мне пугаться? Чтение 1-го Послания святого апостола Павла к Коринфянам (12:27 — 13:10) Братия! Все вы — Тело Христа, а каждый взятый сам по себе — член этого Тела. И кого-то Бог учредил в Церкви быть первыми — это апостолов, вторыми — пророков, третьими — учителей. Затем следуют силы, за ними — дары врачевания, вспомогательные служения, дары управления, разные языки. Не все апостолы, не все пророки, не все учителя, не все силы, не все имеют дары врачевания, не все говорят на языках, не все переводчики и истолкователи. Стремитесь к бóльшим дарованьям, и я вам укажу на еще более несравненный путь. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, но не имею любви, то я медь звенящая или кимвал гремящий. И если обладаю пророчеством и знаю все таинства и все языки; И если обладаю такой верой, что и горы переставляю, а любви не имею, то я ничто. И если раздам всё имущество своё и даже тело своё отдам на сожжение, а любви не имею, то это всё не принесёт мне никакой пользы. Любовь долготерпелива, радушна. Любовь не ревнует, не кичится, не гордится, не безобразничает, не ищет своей выгоды, не раздражается, не замышляет зло, не радуется несправедливости, радуется же Истине. Любовь всё покрывает, всегда верна, постоянно надеется, всё переносит. Любовь никогда не иссякает. И даже если прекратятся пророчества, умолкнут языки, отнимутся знания. Мы ведь лишь только частично знаем и частично пророчески угадываем. Когда же наступит совершенство, то всякая частичность прекратится.

http://predanie.ru/book/221410-posledova...

Из Священной истории Нового Завета мы знаем, что Господь творил много чудес. В большинстве случаев это были чудесные исцеления, причем главной целью этой Божественной медицины было всегда врачевание человеческой души, изгнание овладевших человеком сил зла. И чудо исцеления было превосходящим все ожидания человека благотворным воздействием на его душу – воздействием, которое давало человеку возможность радостно ощутить близость Бога, почувствовать полное любви и отеческой заботы прикосновение Его благодеющей десницы. Какие же уроки для себя можем мы извлечь из слышанного сегодня евангельского повествования? Прежде всего оно показывает нам, каким должно быть наше отношение к миру. Господь «пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин. 12:47 ). И мы, если хотим быть последователями Христа и «светом миру», не должны становиться непризваными судьями, но должны служить делу спасения людей. В Своей Первосвященнической молитве накануне страданий Господь молился Своему Небесному Отцу о тех, кто последовал за Ним: «Не молю, – говорил Он, – чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» ( Ин. 17:15 ). Значит, и мы не должны бежать от мира, чуждаться людей, создавать для себя искусственное одиночество, при котором человеку нет никакого дела до погибающего вокруг него мира. Но вместе с тем мы должны всячески оберегать себя от тлетворных влияний греховной жизни, ибо «призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Сол. 4:7 ), и христианину должно «хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак. 1:27 ). Господь хотел, чтобы и ученики Его могли, пользуясь Его силой, совершать духовное врачевание. »Призвав двенадцать, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь« ( Мф. 10:1 ). И они действительно »пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» ( Лк. 9:6 ). Но вот после этих несомненных успехов их проповеди, сопровождавшейся проявлениями чудодейственной силы, настало время для испытания и их веры. В то время, когда Господь с тремя ближайшими к нему апостолами находился на горе Преображения, к остальным ученикам подошел отец бесноватого отрока и просил их изгнать из его сына злого духа. Но «они, – говорит евангелист, – не могли» ( Лк. 9:40 ). И когда потом ученики спросили Иисуса наедине: «почему мы не могли изгнать его?», Господь ответил им: «по неверию вашему» ( Мф. 17:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Как люди, потерявшие телесное зрение, нуждаются в проводниках, чтобы не пострадать, упав по неведению в яму, так и люди, у которых омрачены очи души, нуждаются в тех, кто бы наставил их в Богочестии, так как иначе они погибнут, по неведению упав в бездну зол. И прежде весь род человеческий страдал этим недугом слепоты; и как случается с людьми, страдающими недостатком зрения, что они вместо действительно существующего часто видят совсем несуществующее, так и люди, имеющие поврежденное зрение духовное, вместо одного и единственного Бога видели многих богов несуществующих. Тогда Врач тел и душ даровал людям закон и пророков, врачуя их слепоту и руководствуя их к познанию Его. Но люди отвергли это врачевание, предложенное им в законе и пророках. Они смежили очи свои, чтобы не видеть, и закрыли уши свои, чтобы не слышать, по словам пророка Исайи, чтобы не обратиться к Богу и не быть исцеленными (Ис. 6: 10). Подобное этому громогласно заявлял и другой пророк, Иеремия: " Врачевали мы Вавилон, но не исцелился " (Иер. 51: 9); врачевание на него не подействовало. Вавилон значит " смешение " , а смешанным, действительно, и является человечество в его слепоте. Но способ лечения есть дело наилучших врачей; лечение застарелых ран превышает силы учеников. Так и Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, видя, что нечестие людей не излечивается законом м пророками, сходит с высоты небес, рождается от святой Девы Маши, прежде всего крестом низлагает диавола, затем, пленив смерть, а своим тридневным воскресением даровав мир дальним и ближним, всех привел к познанию того, что Он Бог. " Смерть, где твое жало? " (1 Кор. 5: 55). От Бога это блаженство. Это провидев, пророк Давид говорил: " Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! " (Пс. 31: 1). " Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? " (Мрк. 2: 7; Лк. 5: 21)? Люди, ублажая людей, не приносят им пользы, а часто даже вредят, как говорит пророк Исайя: " вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили " (людие мои, блажащии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают) (Иса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1599...

книгу Иова). Без связи речи затем святой Апостол увещевает не злоупотреблять клятвой, т.е. божбой, почти в тех же словах, как Сам Господь в Матф. 5:33-37 [ 4 ]. Таинство елеосвящения 5:14-15 Во всех обстоятельствах жизни, как скорбных, так и радостных, надо обращаться к Господу с молитвой — или прошения, или хвалы и благодарения. В болезнях Апостол советует пользоваться врачеванием от пресвитеров церковных, т.е. священников, через помазание от них болящего елеем с молитвой: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " (5:14-15). Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором пресвитеров, почему оно и называется у нас еще " соборованием " .Несправедливо протестанты видят в этом обыкновенное врачевание елеем. Целый ряд черт в этих словах Апостола указывает, что это не простое врачевание, а именно таинство: повелевается призвать пресвитеров, или старейшин (как можно перевести буквально) церковных, а не светских, они должны сотворить молитву над болящим. Призывается не один, а несколько пресвитеров, что для простого помазания не было бы нужно, ибо просто помазать елеем может и один человек; странно было бы указывать елей, как врачебное средство от всех болезней, если бы речь шла о простом врачевании, а не о Таинстве, в котором елей служит только видимым веществом.Не елей, а " молитва веры исцелит болящего " , и наконец, болящему отпускаются грехи. Все это не оставляет сомнений в том, что Апостол говорит здесь именно о таинстве. Исповедание грехов 5:16-18 Еще для исцеления от духовных недугов Апостол советует: " Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного " (Иак. 5:16). Здесь нет речи о исповедании согрешений друг другу для прощения грехов перед Богом, как учат сектанты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Насколько великий грех – святотатство, о том и сказать нельзя; но я жалею вас, не хочу, чтобы ваши добродетели упраздни­лись чрез осуждение других. Что, скажи мне, хуже мытаря? Верно было, что он был и мытарь и виновен во множестве преступлений, – и однако фарисею достаточно было сказать только: " не таков, как этот мытарь " (Лк.18:11), чтобы потерять все. А ты говоришь о священнике: я не таков, как этот святотатец, – и не теряешь ли всего? Я вынужден говорить это и опровер­гать подобные речи не потому, чтобы я так заботился о священниках, но потому, что боюсь за вас, как бы вы не упразд­нили своих добродетелей подобным самохвальством и осуждением других. Послушай увещание, которое преподает Павел: " Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал.6:4). 4. Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить раны, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану, или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам не здоров, то и я оставляю свою рану без врачевания? Так и здесь: если священник нехорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание; получишь и ты должное и заслуженное. Учитель исполняет только службу. " И будут " , – говорится, – " все научены Богом " (Ин.6:45). " И уже не будут говорить: " познайте Господа " , ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого " (И ep . 31:34). Зачем же, ска­жешь, он председательствует? Для чего занимает такое место? Не будем, увещеваю вас, говорить худо об учителях, не будем рассуждать о них, чтобы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела, и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Но однажды все это прекратится. Сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:53–55 ). Находясь в теснейшем соединении с нашей душою, тело имеет на душу сильное влияние. Если тело болит, то это сказывается и на нашем духовном самочувствии. И наоборот, здоровье души обеспечивает благополучное состояние нашего тела. Посему насущным хлебом для человека является не только физическая, но и духовная пища. В равной степени врачевание тела не должно оставлять без внимания врачевание души. Зачем современному человеку нужно здоровье тела? Для того, чтобы грешить! Вот Господь и не посылает многим людям здравие, несмотря на их молитвы, потому что Господь Бог знает, что здравие это может быть использовано для греховной цели; в таком случае болезнь есть большее благо для человека, чем его выздоровление. Но если человек осознает, что здоровье его тела нужно ему для более успешного исполнения воли Божьей в этой земной жизни, то тут же он и получит исцеление всецелое. Впрочем, чаще Господь уравновешивает наши болезни и наше здравие в теле нашем для того, чтобы мы достигали некоего духовного равновесия. Мне кажется (впрочем, это мое субъективное мнение), что абсолютное здоровье в этой земной жизни имеют только те люди, которые окончательно определились во зле, и борьба за спасение их душ уже прекратилась. Такие точно уже стоят на краю могилы. Все эти культуристы, спортсмены – бандиты – настолько уже устоялись во зле, что смотришь на их розовые физиономии, а никакой жизни в них уже и не видишь. В этом смысле недуги и болезни надо еще заслужить. Болен телом, чувствуешь боль, значит, духовно еще не умер. Значит, Господь ведет за твою душу борьбу. Благодари за это Бога. Для ап. Павла насущной проблемой являлась болезнь его тела. Через этот физический, а похоже, и духовный, недуг Господь оберегал его от падения большего.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010