И каждый понедельник во время церковного богослужения мы вспоминаем святых Ангелов и величаем их в молитве: " Святые Ангелы и Архангелы, молите Бога о нас! " .Бог создал сонм Ангельский раньше людей, и это первая причина, по которой мы называем Ангелов старшими братьями. Всех ликов, или чинов, Ангельских, по счету святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, девять: " Сии же девять чины разделены суть на три иерархии, по три чины в себе содержащие: высшую, среднюю, низшую " . В высшей иерархии шестокрылые Серафимы, многоочии Херувимы и Богоносные Престолы; в средней — Господствия, Силы и Власти; в нижней — Начала, Архангелы и Ангелы. Сонм Ангелов многочислен, но известны личные имена только восьми из них: 1) Михаил — " тот, кто как Бог " ; 2) Гавриил — " муж Божий " , или " крепость Божия " ; 3) Рафаил — " врачевание Божие " ; 4) Уриил — " огнь Божий " , или " свет Божий " ; 5) Салафиил — " молитвенник Божий " ; 6) Иегудиил — " славитель Бога " ; 7) Варахиил — " благословение Божие " ; 8) Иеремиил — " возвышение Божие " . Подробнее см.: Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Природа Ангелов Природа Ангелов в чем-то совершенно отлична от человеческой природы, а в чем-то подобна ей. Ангелы бесплотны и поэтому невидимы нашему физическому зрению. Не имея тел, они вследствие этого не имеют телесных нужд — в пище, питии, одежде, крове, не имеют страстей, забот, печали; не женятся и не выходят замуж (ср.: Мф. 22, 30). Они не заботятся о будущем, не испытывают страха смерти. И хотя они были созданы раньше человека, они не состарились и не состарятся, они неизменны в своей юности, красоте и силе. Не заботятся они и о спасении и бессмертии, ибо уже бессмертны. В отличие от людей они не колеблются в выборе добра и зла, ибо они уже добры и святы, какими были и тогда, когда Господь сотворил их.С другой стороны, Ангелы сходны с людьми в том, что они являются личностями и каждый из них осознает себя как отдельную личность. Подобно людям, они обладают рассуждением, чувствами, свободой воли и способностью действовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Вне плоти и мира добродетельми быв,/и теми на земли в житии/прославил еси Господа славы, отче мудре,/и по достоянию от Него прославился еси,/и врачеваний показался еси Божественный источник,/Савво Богоприятне. Смирен, незлобив, кроток, прост,/молчалив яко был еси, отче,/паче человека воистинну,/и невеществен в вещи дом Божий явился еси, вседостойный,/яже от Него прибывшая тебе дарования/милостивно подавая нам. Слава, глас 6: Преподобне отче,/во всю землю изыде вещание исправлений твоих,/тем на Небесех обрел еси мзду трудов твоих,/демонския погубил еси полки/и Ангельския достигл еси чины,/ихже житию непорочно поревновал еси./Дерзновение имея ко Христу Богу,/мир испроси душам нашим. И ныне: Богородице, Ты еси лоза истинная: Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны от канона святаго, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих:Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 8: Блажен муж, бояйся Господа: Стих:Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Матфея, зачало 43. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Савва Освященный родился в 438 году в каппадокийском селении Муталаске (восточная область Малой Азии), в христианской семье Иоанна и Софии. В пятилетнем возрасте Савва был оставлен на воспитание брату матери – Ермию, так как родители надолго уехали в Александрию, куда отец был переведен по службе. Жена Ермия плохо обращалась с отроком, и вскоре он перешел жить к брату отца – Григорию. Но и здесь Савва оставался недолго, так как родственники постоянно ссорились из-за оставленного ему родителями состояния. Святой Савва, не желая вражды, оставил свое наследство и тайно ушел в Флавианову обитель. Там восьмилетний отрок принял монашеский постриг. Святой Савва прилежно изучал Священное Писание и иноческий устав. Он во всем старался подражать жизни подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос: Если крещеный человек не ходил в церковь, даже некоторое время занимался колдовством и призыванием нечистой силы (бесов), потом покаялся, пришел в церковь, исповедовался несколько раз, причащался, соборовался. На данный момент ходит в церковь около половины года. И тут узнал, что в случае после занятия колдовством нужно совершать чин присоединения. Нужно ли его совершать, если полгода ходишь в церковь и приступал уже не раз к таинствам? Этому человеку будет 18 лет(крещен в малом возрасте). Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Специальные чины присоединения к православию существуют для иноверцев. Если человек был в Церкви, а затем впал в вероотступничество, занимаясь колдовством, он принимается, согласно 61-му правилу VI Вселенского собора, через таинство покаяния. В виду тяжести греха ему назначается епитимия (духовное наказание), которая запрещает определенное время приступать к св. причастию, пока кающийся грешник не принесет плоды покаяния. Поскольку человек, о котором говорится в вопросе, уже полгода участвует в таинствах, то сейчас епитимия будет несвоевременна. Однако было бы полезно для врачевания больной души приложить духовный пластырь: в течение некоторого времени ежедневно читать покаянный канон. Вопрос этот надо решить с духовником, а если его нет, то со священником того храма, который он посещает. 29 ноября 2003 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургия (Евхаристия). Отдельные священнодействия АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь

http://pravenc.ru/rubrics/122714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Службы суточного круга БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии ПАННИХИС в традиции византийского бorocлyжehuяVII-XII вв. обозначение одной из служб суточного богослужебного круга, совершавшейся в начале ночи

http://pravenc.ru/rubrics/122716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Таинства и обряды БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения МИРОПОМАЗАНИЕ таинство, совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов

http://pravenc.ru/rubrics/122700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Таинство Елеосвящения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем

http://pravenc.ru/rubrics/122704.html

На Западе начиная с IX в. Елеосвящение совершали только в случаях тяжелых заболеваний, грозивших смертью, а с XIII в. чин был упрощен и соединен с чином viaticum . Поэтому вплоть до реформ Ватиканского II Собора таинство Елеосвящения называли Последним помазанием (лат. Extrema unctio) или таинством умирающих, в наст. время католич. Церковь вернулась к пониманию Елеосвящения как таинства исцеления, а не смерти. На Востоке Елеосвящение (неизвестное только в арм. и восточно-сир. практике) никогда не теряло своего осмысления как главного из В. ч. В рукописях визант. Евхология встречаются как отдельные молитвы на освящение елея для больных, так и целые чинопоследования, к-рые, собственно, и называются соборованием, т. е. чином, совершаемым собором пресвитеров (обычно в числе 3 или 7). В древних рукописях они входят в состав суточных служб (вечерни, паннихис, утрени) и Божественной литургии (напр., ркп. Paris. BNF. Coislin. 213, Fol. 107 ff. 1027 г.; Sinait. gr. 973, Fol. 73v ff. 1153 г.); при этом елей освящается на проскомидии, а помазание им происходит после причащения. Совр. чинопоследование Елеосвящения, совершаемое вне связи с литургией и службами суточного круга и содержащее в основном те же молитвы, что и в древнейших рукописях Евхология, установилось к XIII-XIV вв. (одна из древнейших рукописей, включающих его в близкой к совр. форме: Athen. gr. 662, XIII в.). В его состав входят молитва на освящение елея с вином или водой: Κριε ν τ λει κα τος οκτιρμος (        ); 7 молитв о больном после каждого из 7 апостольских и евангельских чтений: ρδβλθυοτεΑναρχε, διδοχε, γιε γων (        ); Ο Θες μγας κα ψιστος (        ); Δσποτα παντοκρτορ, γιε βασιλε, παιδεων κα μ θανατν (                  ); Αγαθ κα φιλνθρωπε, εσπλαγχνε πολυλεε Κριε (              ); Κριε Θες μν, παιδεων κα πλιν μενος (                ); Εχαριστομν σοι, Κριε Θες μν, γαθς κα φιλνθρωπος (              ); Δσποτα, Κριε Θες μν, ατρ ψυχν κα σομτων (                  ); молитва на каждое из 7 помазаний: Πτερ γιε, ατρ ψυχν κα σομτων (            ); молитва на возложение Евангелия на голову больного в конце чина: Βασιλε γιε, εσπλαγχνε κα πολυλεε (          ). Таинство Елеосвящения совершается над больными (в т. ч. над умирающими) по их просьбе или по просьбе их близких; существует также практика всеобщего участия в Елеосвящении Великим постом. Подробнее см. в ст. Елеосвящение . Возложение рук

http://pravenc.ru/text/155418.html

О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матерняго Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго. Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемыя, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя. Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердная Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполнити сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное. Не взирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претихаго в Небесный Чертог Его, дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва пред иконою Божией Матери «Умиление» (Серафимо-Дивеевской) (10 августа) Аудио: О, Владычице Богородице, души моея услаждение, изсохшаго сердца моего струе Боготочная, потемненнаго ума моего пресветлый светильниче, ленивыя воли моея Путеводительнице, немощи моея сило, наготы облечение, нищеты богатство, неисцелимых ран мощное и скорое врачевание, слез осушение, рыданий утоление, бед претворение, болезней облегчение, уз разрешение, спасения надеждо! Услыши молитву мою: даждь ми время покаяния, ревность спасения, силу в подвизех Богоугождения; сохрани мя от напастей и всяких зол, во искушениих же и бедах простри Твою руку помощи, да возстану в падении и не погибну люте.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-per...

Священний Синод прийняв низку з церковного XVII 31 травня 2014 р. 13:39 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года в Санкт-Петербурге, заслушав доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века, постановил ( журнал 39 ): 1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания. 2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду. 3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею. 4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве. 5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений. Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3664972...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010