Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития. В рукописях содержатся следующие ее названия:    ,  ,     (в традиции Юго-Зап. Руси),      или     (в Московской Руси). Г. р. стал воплощением взаимосвязи национальных церковнопевч. культур визант. ареала в поствизант. эпоху и оказал обновляющее влияние на восточнослав. пение. В истории Г. р. можно выделить ранний (XVI - 1-я пол. XVII в.) и поздний (со 2-й пол. XVII в.) этапы существования. На 1-м этапе комплекс представлявших Г. р. жанров и стилистических средств был освоен в Юго-Зап. Руси, на 2-м - в Московской. В Юго-Зап. Руси пение     было известно еще в 30-40-х гг. XVI в., согласно данным крюкового Ирмологиона (ИР НБУВ. Ф. 160. 614), содержащего текст           (без нот) и нек-рые песнопения литургии на греч. языке, записанные крюками. В кон. XVI в. Г. р. был в числе других записан с помощью ранней релятивной киевской нотации , для XVII-XVIII вв. он и представлен более чем в 100 укр. и белорус. Ирмологионах - сборниках смешанного состава ( Ясиновський. 1996. С. 570). Песнопение греческого распева в ирмологионе Гавриила Головни. 1752 г. (НБУВ ИР. Ф. ДА. 351n) Песнопение греческого распева в ирмологионе Гавриила Головни. 1752 г. (НБУВ ИР. Ф. ДА. 351n) Мелодически продолжительное, торжественное пение     , сходное в Юго-Зап. Руси по характеру с болгарским распевом , представляет собой рецепцию стиля калофонического пения (в греч. традиции называемого также пападическим), звучавшего в храмах Афона, К-поля, Софии, молдо-валашских мон-рей и передававшегося разными путями укр. и белорус. певч. традициям. Г. р. осваивали укр. и белорус. паломники в Св. землю, с ним знакомили певчих греки, приезжавшие на Русь в составе патриарших свит, а также болг. иммигранты, переселявшиеся с кон. XIV в. через Дунай в Молдо-Валахию. Известно, что дьячки из Перемышля и Львова приезжали в Молдавию и учились там греч. и серб. пению (Юбилейное издание. 1886. Док. VIII). Во Львове греч. пению обучал еп. Арсений Элассонский , приглашенный Успенским братством преподавать греч. язык в школе ( Разумовский. 1867. С. 111; Бажанський. 1890. С. 39). В городах Украины (Острог, Киев, Нежин и др.) были основаны поселения греков, следовавших собственным традициям пения.

http://pravenc.ru/text/166465.html

Анализ этих рукописей позволил Броссе сделать вывод о том, что хроника представляет собой сокращенный арм. перевод груз. «К. Ц.», выполненный во 2-й пол. XII в. По мнению ориенталиста, профессором С.-Петербургского ун-та К. П. Патканова признанному ошибочным, «Армянская хроника» была написана монахом-армянином в XII в. по просьбе грузин и списки «К. Ц.» времен Вахтанга VI были в той или иной мере основаны на ней. В 1849 г. в С.-Петербурге Броссе издал «К. Ц.» на основе своих 3 рукописей XVIII в. В 1-й части был помещен груз. текст, во 2-й - франц. перевод; издание было сопровождено комментариями и указателем, что имело большое значение для изучения памятника и получило резонанс в Европе. Многие груз. исследователи XIX в. понимали термин «Картлис Цховреба» в широком смысле, как общее понятие истории Грузии, а не в значении конкретного свода «К. Ц.». В частности, этим представлением руководствовались Броссе и Д. Чубинашвили (Чубинов), когда в 1854 г. в С.-Петербурге осуществили издание т. н. «2-го тома Картлис Цховреба», куда вошли исторические сочинения, созданные в кон. XVII-XVIII в. и включенные в редакцию царя Вахтанга VI: часть «Истории Грузии» (1696) Парсадана Горгиджанидзе, «История царей» (1739) Сехнии Чхеидзе, «История царства Грузинского» (1745) Вахушти Багратиони, «История Картли» (1758) Папуны Орбелиани, «Царствование Ираклия II» (1780) Омана Херхеулидзе. Вопрос о ранних списках «К. Ц.» окончательно был решен после того, как в 1884 г. груз. историк Д. Бакрадзе , также придерживавшийся мнения о существовании более ранних текстов до времени Вахтанга VI, содержащих сведения по общей древней истории Грузии, обнаружил рукопись «К. Ц.», созданную на рубеже XVII и XVIII вв. (НЦРГ. S 30). Это была копия списка, выполненного в 1633-1645 гг. по заказу супруги царя Картли Ростома царицы Мариам Дадиани (1599/1609-1682), названная по имени заказчицы списком царицы Мариам. То, что текст заканчивался периодом начала царствования Георгия V Блистательного (1318-1346), подтвердило сведения из «Введения» царя Вахтанга VI о том, что «Древняя Картлис Цховреба» была доведена до царствования Георгия V, а затем продлена при Вахтанге VI. Позже были обнаружены и др. списки довахтанговского периода, а также неск. поздних списков, прошедших через руки «Ученых мужей» и др. редакторов. Большую работу по изучению «К. Ц.» провел Ф. Жордания . Он исследовал обе версии летописи, первым изучил ее структурный состав. По его мнению, текст до повествования о правлении царицы св. Тамары состоял из 9 частей, принадлежавших разным авторам - современникам описанных ими событий. Большое значение имеют труды прав. Евфимия Такаишвили . Ученый выверил датировки рукописей, исследовал взаимосвязь разных списков, в 1906 г. издал список царицы Мариам с указанием разночтений со списком царя Вахтанга VI и с примечаниями.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Ч. неофиц. 1899. 22-30; 1900. 27-32; 1901. 5, 11-14; 1902. 11-18, 21, 27-33; Ситкевич А. И., свящ. Западно-рус. крылос и его судьба в униат. церкви до пол. XVIII в. Гродна, 1903; он же. Униатские кафедральные капитулы в XVI в.: Очерки положения и деятельности белого духовенства в зап.-рус. униат. церкви//ХЧ. 1904. Сент. С. 320-354; Окт. С. 510-534; Нояб. С. 680-702; Дек. С. 819-833; он же. Капитул в зап.-рус. униат. церкви//ПБЭ. 1907. Т. 8. Стб. 539-542; Левицкий В. И., свящ. Игумен Иосиф Саевич и переход Почаевской Лавры в унию//ТКДА. 1916. Т. 2. Кн. 7/8. С. 199-236; Рудович I. Погляд на icmopiю Луцькоï Льbib, 1927. Т. 5. Ч. 2/3. С. 142-150; I. Загублений Крем " янецький стародрук. Варшава, 1931; Коструба Т. Йосиф Виговський Епископ Луцький (1713-1730)//Нова Зоря: Газ. Льbib, 1935. 3 листопада. С. 6-7; Deruga A. Piotr Wielki a unuci i unja ko cielna, 1700-1711. Wilno, 1936; Marusyn M. Bischof Dionisij Zabokryckyj und die Wiedervereinigung der Eparchie von Luck mit dem Apostolischen Stuhle//Analecta OSBM. 1963. Vol. 4(10). P. 112-123; Bie kowski L. Organizacja Ko cioa wschodniego w Polsce//Ko ció w Polsce/Red. J. Koczowski. Kraków, 1969. T. 2. S. 781-1049; liwa T. Ko ció greckokatolicki w latach 1696-1764//Historia Ko cioa w Polsce/Red. B. Kumor, Z. Obertyski. Pozna, 1974. T. 1. Cz. 2. S. 458-481; idem. Ko ció greckokatolicki w Rzeczypospolitej (1764-1795)//Ibid. 1979. T. 2. Cz. 1. S. 105-121; idem. Ko ció greckokatolicki w zaborze rosyjskim (1772-1815)//Ibid. S. 219-235; Крикун М. Г. Aдмihicmpamubho-mepumopiaльhuй ycmpiй Правобережноï Украïни в XV-XVIII ст.: Кордони у cbimлi джерел. К., 1993. С. 48-82; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 119, 217, 247-250; Kolbuk W. Ko cioy wschodnie w Rzeczypospolitej okoo 1772 roku. Lublin, 1998; Флоря Б. Н. Две грамоты кн. Любарта (о Луцкой епископской кафедре в 1-й пол. XIV ст.)//ДГВЕ, 1998 г. М., 2000. С. 250-254; он же. Православная шляхта и правосл. иерархи на Правобережье во 2-й пол. XVII в.//ВЦИ. 2015. 1/2(37/38). С. 302-309; Я.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ монодийная церковнопевч. традиция, зафиксированная (с надписанием «болгарский напел») в кон. XVI-XVIII в. в украинско-белорус. рукописных певч. книгах киевской «квадратной» нотацией. В 1-й пол. XVII в. Б. р. распространился в певч. книгах Московской Руси, во 2-й пол. XVII в. подвергся многоголосным хоровым обработкам в партесном стиле, впосл. отразился в хоровом творчестве рус. композиторов XVIII-XX вв. Б. р. вызывал интерес у рус. историков-музыковедов (прот. И. Вознесенский , прот. Д. Разумовский , прот. В. Металлов , Н. Д. Успенский , С. С. Скребков ). Репертуар Б. р. охватывает различные жанры гласовых песнопений служб суточного круга и литургии: осмогласные циклы на «    » (псалмовые стихи, стихиры, догматики, богородичны) и на «    » (с воскресными тропарями), полиелей и полиелейные припевы (стихи, заменяющие в псалмах рефрен «  »), седальны, степенны, кондаки, отдельные ирмосы, каноны, евангельские стихиры, подобны, ряд стихир Минеи, песнопения Страстной седмицы и Пасхи и др. Среди наиболее известных песнопений Б. р.: стихиры 5-го гласа «    » (в Великий пяток) и «      » (в Великую субботу), прокимен 7-го гласа «    » (в Великую субботу), осмогласный цикл на «    » с воскресными тропарями, канон Недели ваий; в партесной обработке - тропари «    » (в Великую субботу), богородичный кондак 8-го гласа «    », гимны «    » и «    », херувимская песнь на 5-й глас. Мелодии Б. р. в многоголосных обработках часто выполняют роль, аналогичную cantus firmus в зап. традиции (напев, обычно заимствованный из песнопений григорианского хорала, являющийся композиционной основой в полифонических сочинениях). Вопрос о происхождении этого распева - болг., киевском или рус.- до сих пор является предметом научной дискуссии. В посл. годы высказан ряд аргументов в пользу балканского, а именно болг., происхождения Б. р. Во-первых, болг. и серб. этнонимы песнопений («вулгарикон», «сервикон») появляются в балканском репертуаре в XIV-XV вв., и они могут быть атрибутированы по признакам калофонического стиля, к-рый отличает местные певч. образцы от анонимных. Все песнопения, связанные с этими этнонимами, имеют общий композиционный признак - строфичность. Во-вторых, в Аргировой Триоди кон. XII - нач. XIII в. нотированная стихира «    » имеет фиты (знаки мелизматических формул) там, где в композиции той же стихиры Б. р. появляются пространные мелизмы.

http://pravenc.ru/text/149677.html

Stuttg., 2003; Машке Э. Немецкий орден. СПб., 2003. В. М. Володарский Во 2-й пол. XVII-XVIII в. Г. представляла собой союз многочисленных гос-в. Их слабость привела к появлению внутри Г. группировок, ориентированных на поддержку иностранных держав. В 1652 г. образовался Хильдесхаймский альянс, в к-рый вошли Ганновер, Гессен-Кассель и Швеция. По инициативе кард. Джулио Мазарини как противовес политике императоров был создан Рейнский союз (1658-1667), объединивший духовные курфюршества Майнц и Кёльн, светское курфюршество Пфальц и др. нем. княжества. Франция использовала его также с целью захвата владений западногерм. князей и присоединения их к своим прирейнским территориям. Открытая агрессия Франции на Рейне и в Нидерландах, а также захват Страсбурга привели к распаду Рейнского союза. Нем. архиепископы пытались укрепить позиции своих владений путем участия в локальных европ. войнах. Напр., архиепископ Кёльнский и епископ Мюнстерский предоставили Франции армии для войны с Голландией (1672-1678). Активное сопротивление политике иностранных правительств и местных князей оказывали вольные имперские города, выступавшие против попыток их подчинения. Однако потеря экономического могущества и политического влияния городов привела к переходу г. Бремена под власть Швеции (1654), подчинению г. Эрфурта архиепископу Майнцскому (1664), г. Мюнстера местному еп. Кристофу Бернхарду фон Галену (1661), а также к потере самостоятельности ряда имперских городов: Магдебурга (1666), Брауншвейга (1671), Хёкстера (1674). Курфюст Фридрих Вильгельм. Скульптор А. Шлютер. 1689 - 1703 гг. (дворец Шарлоттенбург, Берлин) Курфюст Фридрих Вильгельм. Скульптор А. Шлютер. 1689 - 1703 гг. (дворец Шарлоттенбург, Берлин) Еще в 1-й пол. XVII в. началось становление лютеран. «ортодоксии» и «схоластики», использовавших категории Аристотеля в богословских дискуссиях и трактатах. Самым известным из подобных трудов является соч. И. Герхарда , проф. в ун-те г. Йены, «Loci theologici». В этот период получили известность настоящие династии богословов и пасторов - Карпцов, Эдзардусов, Фабрициусов, Фейерлейнов, Лейзеров, Олеариев, Пареусов, Карлов, Озиандеров. Связанные между собой родственными узами, эти теологи создают некую особую богословскую среду. С нач. XVII в. появляются и др. теории, напр. учение Я. Бёме , довольно близкое к мистическому пантеизму, или учение розенкрейцеров , созданное И. Валентином Андреэ, написавшим протестант. утопию под названием «Christianopolis» (1619).

http://pravenc.ru/text/529064.html

Сказания о прижизненных чудесах В. Б., являющиеся отличительной чертой разновидности жития особого состава, известны по спискам 41 из собр. Кузнецова и по списку Покровского собора 1803 г. (обе рукописи утрачены, известны по публикациям Кузнецова). Описание прижизненных чудес В. Б. было создано не ранее 2-й пол. XVII в., тогда же оно было скомпилировано с отрывками из полного и сокращенного житий. В более ранних рукописях описаны только посмертные чудеса блаженного; в житии полной редакции упомянуто, что «житие его Бог прослави и чудесы, паче же по преставлении неизреченными чюдесы больным целитель, печалным оутешение» (Житие. С. 55). Поздние памятники, посвященные В. Б., стремятся к детализации в описании жизни святого, источником к-рой являются московские предания. Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. 32. Л. 107 об.) Св. Василий Блаженный прощается с родителями. Миниатюра из жития Василия Блаженного. Нач. XIX в. (ГИМ. Муз. 32. Л. 107 об.) Сведения о В. Б. содержатся также в «Новом летописце», Пискаревском летописце, ряде кратких рус. летописцев XVII-XVIII вв., в записках Дж. Флетчера «О государстве Русском». Житие О времени рождения святого точных сведений нет. В наиболее древнем житии полной редакции об этом не говорится, равно как и о возрасте, в каком скончался блаженный. Святцы (М., 1646), отразившиеся в сокращенном житии и не подтверждающиеся более ранними списками полного жития, сообщают о преставлении В. Б. в 7060 (1552) г. в 88-летнем возрасте. Основываясь на этом сообщении, нек-рые летописи XVII в. (РГБ. Ф. 256. 262 и ГИМ. Муз. собр. 733) помещают сведения о рождении святого под 6972 (1464) г. (в первой ошибочно указан 6672). Принимая во внимание указание Святцев 1646 г. и кратких летописцев XVII в. о том, что В. Б. скончался в возрасте 88 или 94 лет, и считая наиболее вероятным годом кончины святого 1557-й (сообщение полного жития), можно предположить, что блаженный родился в 1468 или в 1462 г. Кроме того, если допустить, вслед за Кузнецовым, что 1-е янв.- день тезоименитства блаженного - был днем его Крещения, то рождение святого пришлось на конец года.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Кирпичное здание бурсы, возведенное в стиле барокко в 1657-1667 гг., представляет собой редкий образец учебного здания 2-й пол. XVII в. Со стороны главного северо-зап. фасада в 2 яруса расположены открытые галереи-аркады. Простенки между арками 1-го этажа декорированы полуколонками, бочковидными балясинами и профилированными поясками с гирьками. В парапетах ограждения арок 2-го этажа - квадратные ниши-ширинки. Между этажами проходит тяга, над к-рой в пределах простенков расположен поребрик. Декор фасадов дополнен нишами различной формы с профилированным обрамлением. В 1954-1958 гг. под здание бурсы подведен бутовый фундамент, реставрирован декор фасадов, сделаны сводчатые перекрытия, выстланы полы, здание покрыто черепичной кровлей. Барочные каменные кельи, возведенные в период настоятельства Михаила (Лежайского), в посл. трети XVII в., первоначально были одноэтажными. В результате работ 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. у них появился мансардный этаж. Кирпичная монастырская стена с башнями возведена в посл. трети XVII в. (общая протяженность - ок. 800 м). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с утратой Н.-С. м. оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен сохранившийся декоративный аттик. В 1830-1832 гг. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. Во время Великой Отечественной войны была утрачена значительная часть сев.-зап. прясла с круглой полубашней. Четыре угловые башни - прямоугольные в плане, двухъярусные, в 1-м ярусе - бойницы, во 2-м - окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими 8-гранными барабанами с главкой и шпилем. Привратные башни круглые в плане, богатой пластикой отличаются их фасады, плоскость к-рых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс, между лопатками - прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной форм. В 1-м ярусе - 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера. К 2004 г. стены Н.-С. м. были полностью восстановлены, воссозданы утраченные в 1941-1943 гг. элементы. 1923-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Стиль. Культурный контекст. М., 2005; Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007; Noлiфohiя в ykpaïhcьkiй napmechiй мyзuцi XVII - 1-ï пол. XVIII ст./Авт.-укладач: О. А. Шyмiлiha. Донецьк, 2007; Кондрашкова Л. В. Раннее рус. строчное многоголосие. М., 2013. Ч. 1. (Тр. ЦМИАР; 8); Воробьев Е. Е., Гурьева Н. В. Коренев Иоанникий//ПЭ. 2015. Т. 37. С. 705-706; Холопов Ю. Н. Обиходные лады и многоголосие// Он же. О принципах композиции старинной музыки: Ст. и мат-лы/Ред.-сост.: Т. С. Кюрегян. М., 2015. С. 118-129. Н. Ю. Плотникова В византийской церковнопевческой культуре В византийской церковнопевческой культуре, на протяжении столетий сохранявшей традицию монодийного пения, с XV в. появляются песнопения, написанные под влиянием зап. многоголосной музыки. Так, в творчестве мелургов Иосифа, еп. Мефонского , Мануила Газиса и Мануила Хрисафа присутствуют 2-голосные композиции в стиле cantus planus binatim (см.: Conomos. 1982). В поствизант. период, с кон. XVII в., на Ионических о-вах сложилась традиция многоголосных обработок песнопений визант. пения (полное трех- или четырехголосие), зафиксированная в ряде певч. рукописей (см.: Touliatos-Miles. 2004). Во 2-й пол. XIX - 1-й пол. XX в. одним из направлений преобразований в греч. церковнопевч. практике стало введение четырехголосия в гармоническом стиле. В 1844 г. греч. общины в Вене исполняли 4-голосные гармонизации визант. пения; в 1870 г. в королевской часовне по инициативе кор. (рус. вел. кнж.) Ольги Константиновны в богослужении использовались песнопения в традиционном для этого периода рус. хоровом стиле. Впосл. греч. композиторы создавали песнопения и гармонизации такого типа (наиболее известный автор - Ф. Поликратис), однако господствующим стилем до наст. времени остается традиц. визант. монодия. Попытки гармонизации традиц. визант. одноголосных песнопений предпринимались и рус. авторами; в частности, в работе свящ. Димитрия Аллеманова и А. В. Зверева «Современное нотописание греческой церкви» (М., 1907), в приложении приводится «опыт гармонизации мелодии греческого пения» - песнопение «Взбранной Воеводе» 4-го плагального (8-го) гласа, где оригинальный распев помещен в верхнем голосе (С.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

Выдача грамоты 1589 г. стала завершением борьбы, которую вела православная иерархия по крайней мере с нач. XVI в. Еще в 1575 г. в ответ на просьбы Владимирского еп. Феодосия Баторий разрешил клиросу соборного храма после смерти епископа взять под свое управление лишь движимое имущество и архив кафедры, но не земельные владения (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. 13). Грамоты Михаилу Оранскому заслуживают особого внимания, так как Стефан Баторий не только разрешил членам его семьи не принимать духовного сана, но и предписал владимирскому старосте следить за тем, чтобы Владимирский епископ не предъявлял им подобного требования. Важные сведения о приходском духовенстве на территории современной Западной Украины предоставляют описания государственных земель этой территории 60-х гг. XVI в. В них содержатся данные о количестве православных храмов в отдельных городах и селах, обеспечении отдельных храмов землей и о поборах, которые государственная власть взимала с приходских священников (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 2; Жерела до icmopii Укра¿ни—Руси. Т. 1–3; Lustracja wojew?odztw Ruskiego, Podolskiego, Bielzkiego 1564–1565 гг. Warszawa; £?od?z, 1992. Cz. 1. Некоторые наблюдения и подсчеты на основании этих материалов см.: Грушевський. Icmopiя Укра¿ни—Руси. Т. 5. С. 268–271, 275–276, 280). Учительное Евангелие печаталось в Заблудове с 8 июля 1568 по 17 апреля 1569 г. Необычное для столь раннего времени издание сборника проповедей и поучений говорит о росте внимания в православной среде в эпоху религиозных конфликтов, которые принесла с собой Реформация, к проповеди как средству убеждения и воспитания. Учительное Евангелие должно было помочь борьбе с распространением протестантских учений. Издатели книги считали, что она необходима православным, «наипаче же в нынешний мятеж мира сего понеже мнози крестьянстии людие новыми и различными оучении в вере поколебашася» (Евангелие учительное. Заблудов, 1569. Предисл. Л. 1 об.). Издания Ивана Федорова затем неоднократно перепечатывались Мамоничами. 60-ми гг. XVI в. исследователи датируют появление нового учительного Евангелия, сохранившегося во многих десятках рукописных списков 2-й пол. XVI — 1-й пол. XVII в. (Тиховский Ю. И. Малорусские и западнорусские учительные Евангелия XVI и XVII вв. и их место среди южнорусских и западнорусских переводов Священного Писания//Труды Археологического съезда в Харькове 1902 г. М., 1905; Перетц В. Н. К вопросу об «учительных Евангелиях» XVI–XVII вв.//Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVIII вв. Л., 1926; Jan?ow J. Przyczynek do ¿r?ode³ ewangeliarza popa Andrzeja z Jaroslawia (przek³ad ruski z Postylli M. Reja)//Prace filologiczne. 1931. T. 15. Cz. 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В К., созданных А. Скарлатти после 1700 г., сформировалась классическая жанровая модель: 2 (реже 3) арии da capo (3-частная форма, в которой 3-я часть является повторением 1-й с вариациями и импровизационной каденцией) с речитативами между ними; среди сольных голосов в К. Скарлатти преобладает сопрано (что связано с расцветом искусства виртуозов- кастратов в Италии этого периода). По модели Скарлатти К. сочиняли мн. выдающиеся композиторы 1-й пол. XVIII в. (в частности, А. Вивальди, Б. Марчелло, Г. Ф. Гендель). Мастера неаполитанской школы (Н. Порпора, Л. Винчи, Л. Лео и др.) расширили группу сопровождающих инструментов струнным ансамблем, что еще более приблизило арии в К. к оперным. Благодаря этому сочинение или исполнение К. становится для мн. итал. музыкантов 1-й пол. XVIII в. важным подготовительным этапом к работе в оперном театре. По содержанию Броссар и Вальтер выделяют 3 типа итал. К.: любовные (amorose), нравоучительные (morali) и духовные (spirituali); в последнем случае имеются в виду сочинения на религ. темы, не предназначенные для исполнения во время службы. Основным стимулом к созданию духовных К. был обычай исполнять благочестивую музыку вместо светской на Рождество Христово и в Великий пост. Тема многих из страстных К. (наряду с анонимными произведениями в их число входят работы таких мастеров, как Росси, Мараццоли, Страделла) - созерцание Креста и призыв к покаянию. По-видимому, местом их звучания были не только частные дома, но и часовни (oratorio - см. Ораторий ), в которых во время Великого поста было принято исполнять духовную музыку . Традиция рождественских К. изучена лучше: они исполнялись повсеместно (во дворцах церковной аристократии, в мон-рях, в ораториях и даже в Аркадской академии - содружестве писателей и музыкантов, основанном в Риме в 1690), однако центром, где звучали К. этой разновидности жанра, был папский дворец. После 1-й рождественской вечерни для папы и остававшихся сослужить ему утреню и мессу кардиналов в одном из залов дворца устраивался роскошный банкет, в программу которого входило исполнение специально сочиненной К. Первые свидетельства существования данного обычая относятся к 1676 г.; традиция прерывается после 1740 г., в понтификат Бенедикта XIV. Чаще всего персонажам рождественских К. были Св. Семейство, пастухи и ангелы (что перекликается с пасторальными сюжетами); гораздо реже используется сюжет поклонения волхвов; значительное число К. написано на аллегорические сюжеты. Авторами музыки были композиторы, приближенные к папскому двору, наиболее известные - А. и Д. Скарлатти, А. Кальдара, Ф. Гаспарини. Подавляющее число сочинений XVII в., предназначенных для банкета в папском дворце, имеют жанровое обозначение componimento (сочинение); с нач. XVIII в. название cantata преобладает.

http://pravenc.ru/text/1470283.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010