Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения». Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Распространенная редакция известна в большем числе списков, чем краткая редакция; рукописи пространной редакции в основном относятся к XVII-XVIII вв. Один из ранних списков происходит из Пскова: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 61 (128/49). Л. 495-513, 2-я пол. XVII в. (после 1656). Наиболее поздний список распространенной редакции, 2-й пол. XIX в., принадлежал Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (РГБ. Ф. 214. 234. Л. 63-80). Несмотря на то что распространенная редакция Жития И. была создана по поручению митр. Макария, текст не вошел в составленную по инициативе первосвятителя в нач. 60-х гг. XVI в. «Книгу степенную царского родословия» ; более ранняя краткая редакция Жития И. не была включена в Великие Четьи-Минеи митр. Макария (30-е - нач. 50-х гг. XVI в.). Ни пространная, ни краткая редакции Жития И. не вошли в издания Пролога. Сведения о Юрьевских мучениках Сщмч. Исидор Юрьевский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Сщмч. Исидор Юрьевский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Из краткой редакции Жития И. известно, что святой «живаше в латынех, во граде Юрьеве, в Роусском концы», служил священником «церкви святаго чюдотворца Николы и святаго великого мученика Георгия Галелейскаго» ( Лихачёв. 1908. С. IX). Служение И. в Юрьеве автор Жития относит ко времени пребывания на Новгородской и Псковской кафедре архиеп. св. Ионы : с 1 февр. 1459 по 8 нояб. 1470 г. Согласно краткой редакции Жития, против И. выступил один из старейшин (ратман) Юрьева - «немчин»-католик Юрий, «еже зовяшеся Трясоголав», к-рый подал жалобу на православных католич. Дерптскому епископу и «всем старишинам градским». Юрий заявил, что он «слышах от попа роускаго и от всех его крестьян, иже в нашем граде живоут, глаголя, яко нашоу веру хоулят и опресночнаа слоужения, еже мы служим, и оукаряють нас о сем, иже мы прияша от отець своих от многих лет, и свою христьянскоую веру добре похваляют... На многа хоуления окаянныи он немчин изрекь на святых и ярость подвиже бискупа и вельможь града того - безбожных немець» (Там же).

http://pravenc.ru/text/674906.html

Фонды МСПЦ составляют иконы, церковное шитье, богослужебная утварь, рукописные и печатные богослужебные книги, портреты, графика, награды, архивные документы и др. Большинство предметов были получены во время экспедиций Мирковича и Груича после второй мировой войны, из ризниц мон-рей Фрушка-Горы и подарены орг-циями и частными лицами. Среди дарителей выделяются об-во «Караджордже», Сербская церковная община в Стамбуле, Сербский патриарх Герман (Джорич) , еп. Браничевский Хризостом (Войинович) , еп. Шумадийский Савва (Вукович) , проф. Д. Кашич , худож. П. Йованович, скульптор Дж. Йованович, архит. А. Дероко, академик М. Костич и др. Особую ценность представляет коллекция Груича, к-рая по своему объему и значимости может составить самостоятельный музей. По количеству и ценности экспонатов МСПЦ занимает 2-е место после ризницы и б-ки афонского мон-ря Хиландар . Иконы представлены образами XV-XIX вв., в т. ч. серб. художников А. Раичевича, Н. Нешковича, Д. Бачевича, С. Тенецки, Г. Давидовича-Опшича, Т. Димитриевича-Крачуна, Т. Чешляра, О. Мркоевича, К. Дамьяновича, Г. Чалмански, Х. и Ж. Петровичей, А. Свиленгачина, И. Димитриевича, Г. Бакаловича, Ш. Боцарича, А. Теодоровича, П. Йовановича, У. Предича, Б. Вукановича, М. Милуновича и Й. Биелича. Также в музее хранятся 50 рус. икон преимущественно 2-й пол. XVIII в. и неск. греч. икон XVIII-XIX вв., находившихся ранее в серб. часовне свт. Саввы Сербского в К-поле. Из богослужебной утвари выделяются монументальное распятие с предстоящими Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом кон. XVII в., к-рое до начала второй мировой войны было частью иконостаса в храме мон-ря Велика-Ремета (см. Ремета ), и царские врата 1-й пол. XVII в. из мон-ря Язак . Самым ранним датированным металлическим предметом, кроме раннехрист. крестов и визант. печатей, является рельеф «Бегство Св. Семейства в Египет» нем. мастера XII-XIII вв. В МСПЦ хранится чаша для причастия, подаренная в 1558 г. рус. царем Иоанном IV Васильевичем Грозным мон-рю Милешева , а также многочисленные киоты, рипиды, пятихлебницы, кадильницы и оклады рукописных и печатных богослужебных книг. Выделяется коллекция металлических вотивных предметов XVIII и XIX вв. (фигурок человека или отдельных частей тела), вложенных в храмы в благодарность за исцеления; панагий и энколпионов XV-XVIII вв., резных деревянных крестов в серебряных окладах, украшенных драгоценными камнями и эмалью. К предметам церковного шитья исключительной ценности относятся плащаница кор. Милутина (кон. XIII - нач. XIV в.), одеяние кн. Лазаря , митра Катарины Кантакузины Бранкович и покров мон. Евфимии с текстом «Похвалы кн. Лазарю».

http://pravenc.ru/text/2564318.html

Прп. Кассиан Грек. Икона. Посл. треть XVIII — нач. XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем) Пространная редакция Жития, появившаяся, по мнению М. Д. Каган-Тарковской, в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., известна в 2 списках в составе старообрядческих сборников, содержащих жития Угличских святых: РНБ. АНЛ. А-47, 80-е гг. XVIII в.; РНБ. Вяз. Q-37, кон. XVIII - нач. XIX в. Более ранний вариант Пространной редакции, по-видимому непосредственно связанный с Краткой редакцией, по сравнению с последней расширен за счет добавления рассказов об аресте и о гибели угличского кн. Андрея Васильевича Большого и о перенесении Учемского мон-ря на новое место после наводнения. Последний эпизод перекликается с рассказом об основании угличского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря в Житии прп. Паисия Угличского. Данное совпадение может свидетельствовать о том, что пространные редакции обоих житий создавались одновременно, вероятно одним автором. Содержащееся в Пространной редакции повествование об аресте кн. Андрея Васильевича Большого в Угличе и о его смерти в угличской тюрьме (в действительности князь был арестован в 1491 в Москве и скончался здесь же в 1493) является ключевым для всех угличских агиографических памятников в поздних редакциях. В этих текстах нашло отражение представление угличан о том, что кн. Андрей был погребен прп. Паисием Угличским (в Житии К.- преподобными Паисием и К.) в Преображенском соборе Угличского кремля. Это сообщение, не совпадающее с летописными данными и с Угличским летописцем, читается в списках местных житий XVIII-XIX вв. и отражает сформировавшуюся во 2-й пол. XVIII в. традицию местного почитания кн. Андрея Васильевича Большого. Видимо, из Пространной редакции Жития К. рассказ об аресте и смерти кн. Андрея был перенесен в составленное в XVIII в. и известное в единственном списке «Житие святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (ГИМ. Увар. 818, 80-е гг. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1681243.html

В обители разновременно действовали 3 храма. Во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна возведен в 1830 из часовни, позже обновлен в честь иконы Божией Матери Споручницы грешных. Соборный во имя Иоанна Предтечи строился в 1837–41. Во имя Преподобного Варлаама, Киево-Печерского Чудотворца находился над кельей основателя монастыря игумена Варлаама (см. Варлаам Чикойский). Церковь во имя Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона (1890) располагалась в скиту при Ямаровских минеральных водах в 213 км от монастыря. Имелись часовни во имя Св. Преподобного Андрея Критского и во имя Святителя и Чудотворца Николая, постройки бытового назначения: настоятельский корпус, кельи для братии, гостиница для приезжих, трапезная, кухня, амбары, скотный двор. Воду добывали из колодцев, отапливаемых в зимнее время, или использовали сточную, после дождя, для чего были вырыты колодцы и устроена система дамб. Все постройки были обнесены деревянной оградой. Монашествующие и послушники занимались хлебопашеством, скотоводством, в небольшом объеме рыболовством. Число обитателей монастыря во все годы его существования оставалось незначительным. Обитель владела наибольшими, по сравнению с др. православными монастырями края, земельными угодьями, в кон. XIX в. – более 800 га. Монастырь обладал самым крупным неприкосновенным капиталом – до 50 000 р. Братия занималась миссионерской и просветительской деятельностью. Известны случаи крещения коренных жителей края – бурят. При монастыре работала школа грамоты. Обитель часто посещали епархиальные архиереи. В 1915 монастырь перенесли к Староселенгинскому собору. В чикойской тайге располагалась заштатная пустынь, просуществовавшая до 1-й пол. 1920-х. В 1927 умер последний монах, в 1930 монастырь уничтожен. Лит.: Филимонов А. В. Чикойский монастырь (ист.-археол. исследование)//Иннокентьевские чтения. – Чита, 1998; Дроботушенко Е. В., Филимонов А. В. Василий Надежин – подвижник веры и образования//Роль интеллигенции в духовном развитии о-ва. – Чита, 1999; Косых В. И. Заб. епархия накануне и в годы 1-й рос. революции. – Чита, 1999; Дроботушенко Е. В. Православные монастыри Заб. во 2-й пол. XIX–XX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. – Чита, 2001; Косых В. И. Церковно-монастырское рыболовство в епархии Вост. Сиб. в кон. XIX – нач. XX в.//Действующая структура. Проблемы формирования гуманитарной среды: Науч. альманах. – Чита, 2002.

http://sobory.ru/article/?object=41709

7 епископов и ок. 400 священников, следуя учению о «божественном праве короля», отказались принести присягу новому монарху Вильгельму III , были лишены должностей и стали именоваться неприсягнувшими (non-jurors). Именно для характеристики сторонников «божественного права короля», а затем и неприсягнувших в памфлетах кон. XVII - нач. XVIII в. было использовано понятие «В. Ц.». В 1-й пол. XVIII в. это понятие имело больше политическое, чем религ., содержание и использовалось для обозначения якобитов - сторонников восстановления на престоле потомков Якова II, группировавшихся в Англии вокруг партии тори. Во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. в связи с утратой неприсягнувшими и приверженцами «божественного права короля» религ., а якобитами - политического влияния понятие «В. Ц.» (иногда «Высокая и сухая Церковь») стало применяться для характеристики преимущественно епископов и священников Церкви Англии, ратовавших за сохранение епископального устройства и статуса гос. Церкви. Оформление идейной платформы В. Ц. в таком значении относится к 30-м гг. XIX в. В 1833 г. возникло Оксфордское движение , у истоков к-рого стояли священники - теологи Дж. Г. Ньюмен , Дж. Кибл , Р. Фруд, Э. Б. Пьюзи , утверждавшие, что институт епископства имеет божественное происхождение и авторитет священников базируется на апостольском преемстве, а не на светских установлениях и личной популярности. В отличие от высокоцерковников XVIII - нач. XIX в. оксфордские теологи отстаивали идею духовной независимости Церкви Англии, считая ее ветвью Вселенской Церкви (см. Теория ветвей ), и не ставили вопрос о сохранении статуса гос. Церкви. По их инициативе в 1841 г. было начато издание многотомной «Библиотеки англо-католической теологии», что способствовало введению в употребление термина «англо-католицизм», первоначально использовавшегося как синоним понятия «В. Ц.». В 40-х гг. мн. деятели В. Ц. (У. Палмер , Дж. М. Нил и др.) стали проявлять интерес к Православию, что привело к развитию англикано-правосл. диалога (см.

http://pravenc.ru/text/161081.html

До 2-й пол. XVII в. настоятелями Б. м. являлись игумены, затем до 1773 г.- архимандриты, с 1773 до 1798 г.- вновь игумены. До 1788 г. Б. м. входил в Крутицкую епархию, а после ее упразднения в 1788 г.- в Коломенскую. С образованием в 1799 г. самостоятельной Тульской епархии Б. м. находился в ведении Тульских и Белёвских архиереев. В 1764 г. Б. м. был причислен к 3-му классу, указом Святейшего Синода в авг. 1906 г. обращен из необщежительного в общежительный. В нач. XIX в. в Б. м. было устроено Белёвское ДУ, в 1914 г.- лазарет на 12 кроватей, из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря. Во 2-й пол. XVII в. к Б. м. был приписан упраздненный Троицкий мон-рь Кромского у., в 1724 г. приписана Оптина пустынь , к-рая в том же году получила самостоятельность, до 1764 г. Макариев Жабынский мон-рь . Со 2-й пол. XVII в. до секуляризации 1764 г. Б. м. владел в Белёвском у. с. Манаенки, деревнями Кузьмёнки, Величной, Ламоновой, Кураковой, Сенюхиной, Подмонастырской и Игумновой слободами, пустошами Вороновская (прежде починок Анисимов), Толчева, Коровинская, Кренина, Крысина, Осанова, Добрятина, Котоланова; Корытной и Сластухиной Полянами, а также дер. Колычевой Кромского у. В оброчном владении Б. м. были 3 казенные мельницы в с. Манаенки, в дер. Кузьмёнки и Игумновой слободе. До 1764 г. к Б. м. было приписано 2329 чел., в 1797 г.- 2331 чел. После причисления к 3-му классу вотчины были отобраны в гос. собственность, назначено штатное жалованье - 956 р. 30 к. и угодья. К 1917 г. во владении Б. м. находилось 150 дес. земли. В Б. м. особо почиталась память блж. Никифора Алексеевича Трифонова († 1857). Накануне дня его кончины, 10 окт., совершалось соборное заупокойное всенощное бдение, 11 окт.- литургия с панихидой, в память подвижника организовывалась трапеза для нищих. В ризнице Б. м. хранились чтимые личные вещи блаженного, а также 2 прижизненных портрета. Ежегодно 22 апр. совершался крестный ход из Б. м. в белёвский собор св. Афанасия и Кирилла, 9 мая и 6 дек.- в Никольскую ц., что на Бересте, в к-рой находилась чудотворная икона свт. Николая. Др. чтимая святыня, Тихвинская икона Божией Матери, находилась в монастырской Тихвинской часовне на ул. Козельской. Во Введенском храме почиталась как чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/77896.html

О почитании А. С. на Руси свидетельствует упоминание его в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память А. С. отмечена в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 279), служба святому содержится в Минее (РГАДА. Тип. 125. Л. 59-62). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. С., включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. С. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития в XVI в. помещены в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 419-420 (2-я паг.)). В анонимном хожении рус. паломника в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) описывается мон-рь А. С., где находились нетленные мощи святого, от к-рых происходили многочисленные исцеления (Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 89). А. С. пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном ц. во имя А. С. ( Раппопорт. С. 38, 42). Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 авг. 1102 г. и 18 авг. был наречен в честь А. С. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Вып. 2. С. 188). Гимнография Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 182) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- служба А. С. соединялась с попразднством Успения Пресв. Богородицы ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 491-492). В рукописных (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 54) и печатных памятниках Иерусалимского устава память А. С. фиксируется регулярно. В Типиконе, принятом ныне в РПЦ, а также в Типиконе Георгия Виолакиса XIX в., используемом греч. Церквами, указана служба святого без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) вместе со службой попразднства Успения Пресв. Богородицы. Последование А. С., содержащееся во многих рукописных Минеях как студийского (напр., РНБ. Греч. 227. Л. 66-66об., XII в.; Ath. Doch. 32, XII в.), так и иерусалимского типа, используется рус. и греч. Церквами и в наст. время. Канон А. С. (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа; акростих «λδβλθυοτεΥμνοις κροτ σε, Ανδρα στρατηλτα. Ιωσφ» - Песньми восплещу тебя, Андрей Стратилат. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем ( 886), имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Корпус стихир слав. студийских Миней (напр., ГИМ. Син. 168, XII в.- см. Горский, Невоструев. Описание. О. 3. С. 75) отличен от находящегося в печатных греч. и слав. Минеях. В печатной греч. Минее по 6-й песни канона на утрене помещен Стишной Пролог (Μηναον. Αγουστος. Σ. 195). По неизданным греч. рукописям известны 2 канона: 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Alexandr. Patr. 118. F. 144v - 148. 1353 - Ταμεον. Ν 846. Σ. 270), и канон 1-го гласа Иоанна монаха (напр., Sinait. gr. 631. F. 74-75v. XI - AHG. T. 12. P. 233-242).

http://pravenc.ru/text/115324.html

В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», которая сложилась к сер. XVIII в. и воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в., образ М. не представлен. В качестве казусных можно привести 2 примера, когда изображение святого в правой группе преподобных Дальних (Феодосиевых) пещер подписано именем Макарий. На иконе «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (под поздними прописями, частное собрание, Москва; экспонировалась в Доме иконы на Спиридоновке) с расширенным рядом Киево-Печерских преподобных в 3-м ряду сверху 3-м от края представлен святой с надписью в нимбе: «С. прп: Makapiй». На московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. также в правой группе святых во 2-м ряду сверху в центре изображен преподобный с надписью в нимбе: «Makapiй». Однако отсутствие в левой группе святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. Макария Постника, а также запутанность и произвольность программы обеих икон делают атрибуцию указанного изображения как М. невозможной. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561296.html

Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Погребен на Смоленском кладбище, могила утрачена. Имел сыновей Александра и Павла (1764-1839), чиновника 3-го класса, служившего при Адмиралтействе. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 1. 1786 г. Д. 1097. Ист.: Иванов И. А. Взаимоотношения Церкви и государства во 2-й пол. XVIII века. М., 2010. С. 99-105. Лит.: Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Св. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 1899. С. 263-272; Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский: (1730-1801). Пг., 1916; Вопреки веку Просвещения: Высокопреосв. Гавриил (Петров), митр. Новгородский и С.-Петербургский: Жизнь, творчество, кончина/Сост.: П. В. Калитин. М., 2000. С. 77-88; Иванов И. А. Деятельность обер-прокуроров Св. Синода в эпоху Екатерины II//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2004. 3. С. 160-176; он же. Государственно-церк. отношения в политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II//История гос-ва и права. М., 2008. 4. С. 20-23; он же. Взаимоотношения Церкви и гос-ва во 2-й пол. XVIII в. М., 2010; Вяткин В. В. Синодальные обер-прокуроры при Екатерине II//Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер.: История. 2011. Вып. 43. 1(216). С. 107-113. Прот. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова: ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества

http://pravenc.ru/text/2564758.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010