Комментарий Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по вопросу о перенесении резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви в Киев 5 августа 2005 г. 11:32 24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. По этому поводу Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила 5 августа следующий комментарий. Служба коммуникации ОВЦС МП считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа: «Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем — являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и тоже происхождение... Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий». Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как «существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий», противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви. Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как «эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу Апостольского преемства — Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны» ( " Unitatis redintegratio " , гл. 3, I, 15).

http://patriarchia.ru/db/text/31375.html

В настоящее время как известно читателю, епископальная Англиканская церковь и церковь Северной Америки ищут единения с православно-католической церковью. Великая честь, великая сила будет 19-му веку, если это, истинно-великое, дело совершится... Но наше слово к читателю не об этом. Наше слово о богослужении Англиканской церкви. Богослужение это, при поиске Англиканской церковью единения, станет делом очень немаловажным. Почему? – Потому, что богослужение известной церкви есть выражение вероучения этой церкви в священных действиях, обрядах. Какова вера церкви, таково и её богослужение. Между вероучением например православным и лютеранским различие большое; такое же поэтому большое различие и между богослужением православной церкви и лютеранской. Вера, если можно для наглядности сравнить, так же отражается в богослужении, как предмет в зеркале. Таким образом при поиске Англиканской церковью единения невозможно отдельно рассматривать вероучение данной церкви от богослужения. Разграничивать одно от другого дозволял только один Рим своим миссионерам, которые оставляли между новокрещёнными языческие обряды. (При исключительном поиске Римом только земных интересов папы, а не веры, это объясняется легко). Между тем разграничение вероучения и богослужения, как было заявлено в текущем году 1 , желает и Англиканская церковь и некоторые из лютеран, ожидающие света истины с Востока. «В настоящее время вопрос, возбуждённый брошюрой Овербека («Свет с Востока») состоит только в том: может ли православная восточная церковь благословить существование православно-католических национальных церквей на западе, т.е. могут ли быть допущены, при единении в вере, различное чинопоследование и обряды, так чтобы, например, католик-француз, отказавшись от догматических заблуждений своего вероисповедания, в то же время мог остаться при чинопоследованиях и обрядах своей галликанской церкви, испанец – испанской, англичанин – англиканской, житель Медиолана – медиоланской. В настоящее время вопрос только в этом. Если на него последует положительный ответ, тогда ищущие единения с православной церковью вышлют свои богослужебные книги на рассмотрение Св. Синода; если же ответ будет отрицательный, дело (угроза...) прекратится в самом начале». Вот почему, в настоящее время вопрос о богослужении Англиканской церкви есть дело большой важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Установление Патриаршества в Русской Церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире, что к исходу XVI в. обозначилось особенно ярко. В то же время нельзя не видеть в учреждении Патриаршества на Руси несомненного проявления Промысла Божия. Русь не только получала свидетельство своего усилившегося духовного значения в православном мире, но и укреплялась перед лицом грядущих испытаний Смутного времени, в которых именно Церкви будет суждено выступить в качестве силы, организовавшей народ на борьбу с иноземной интервенцией и католической агрессией. Возникновение идеи Московского Патриаршества тесно связано с установлением автокефалии Русской Церкви. После утверждения независимого от греков статуса Московской митрополии стало осознаваться то исключительное значение Русской Церкви в православном мире, которое она получила как наиболее влиятельная, многочисленная, а главное – связанная с бытием единственного в мире православного государства Поместная Церковь. Было очевидно, что рано или поздно, Патриарший престол будет утвержден в Москве, государь которой стал преемником Императоров Ромеев и уже к середине XVI в. увенчался царским титулом. Однако возведению Московской Митрополии на степень Патриаршества в то время мешали напряженные отношения с Константинопольским Патриархатом, обиженным на Русь за переход к автокефалии и горделиво не желавшим ее признавать. В то же время без согласия Восточных Патриархов самостоятельное провозглашение Русского Митрополита Патриархом было бы незаконным. Если царя на Москве можно было поставить самим, силой и авторитетом православной державы, то учреждать Патриаршество без предварительного решения этого вопроса первенствующими кафедрами было невозможно. Исторические обстоятельства сложились благоприятно для завершения программы автокефалии Русской Церкви через установление Патриаршества лишь к исходу XVI столетия, в правление царя Феодора Иоанновича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436299/

Евграф Иванович Смирнов Период четвертый. От падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала реформации на Западе (1517 г.) до настоящего времени § 1. Характер этого периода С падением Византийской империи под оружием турок-мусульман и образованием на ее развалинах обширного турецкого государства, характер церковной жизни на Востоке изменился в значительной степени. Доселе, в течение одиннадцати с лишком веков, Церковь была религиозным учреждением, господствующим на Востоке, теперь же господствующее положение там заняло мусульманство. Ближайшим следствием измененного положения Церкви было крайнее стеснение и даже ограничение со стороны мусульманского правительства разных прав и преимуществ, которыми она пользовалась при христианском правительстве, а дальнейшим – упадок церковной жизни. Но несмотря на свое бедственное положение под мусульманским игом, Восточная Церковь и в этот период продолжала и продолжает хранить в целости и чистоте как православное учение, так и древнее церковное устройство. На Западе характер церковной жизни в этот период также представляет много особенностей. Римско-католическая Церковь , продолжающая более и более уклоняться от учения и порядков Церкви Вселенской, распадается на части, в ее среде развиваются новые религиозные общества с учением и устройством еще более далеким от древнеправославного. Представители Римской Церкви вступают в борьбу с этими обществами, но так как они ведут ее не во имя древней Вселенской Церкви, а во имя церкви папской, то оказываются бессильными в этой борьбе. А. История Церкви Православно-Кафолической от взятия Константинополя турками до настоящего времени Глава I. Внешнее состояние Церкви под игом турецким § 2. Взятие Константинополя турками и падение Византийской империи К половине XV века турки-османы до того стеснили Византийскую империю, что она заключалась почти в одном только Константинополе с предместьями. Византийским императором в то время был Константин XI Палео­лог (1449–1453 гг.), по своим дарованиям и мужеству заслуживавший лучшей участи, чем какая постигла его и его империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Иоанн Певницкий О необходимости добрых дел ко спасению Катехизис Святой Восточной Апостольской Церкви, составленный Киевским Митрополитом Петром Могилою и одобренный всеми Патриархами и многими Епископами Восточными, начинается вопросом: что должен иметь Православный и Кафолический Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную? и на сей вопрос отвечает: правую веру и добрые дела. Как сие учение есть самое древнее, то оно было всеобщее для всей Христианской Церкви, да и теперь приемлется и сохраняется во всех древнейших Церквах. Ибо не говоря о нашей Святой Восточной Церкви, Церковь Западная и теперь после отделения от нее содержит оное, равно как и прежде отделения содержала. Другие отдельные Церкви, на пример Коптская, Армянская и пр. отступая в некоторых пунктах от учения нашей Церкви, все согласуются как с нею так и между собою в том, что для спасения требуются вера и добрые дела. Новейшие, чрез отторжение от Римско-Католической, на Западе возникшие Церкви как во многих других предметах отклонились от древнего всеобщего учения, так и наипаче в догмате о средствах ко спасению. Они учат, что мы опасаемся, или, что для них одно и то же, оправдываемся не делами, а только верою, и что посему дела не содействуют и не нужны ко спасению 1 . Таковое различие и даже противоречие мнений о предмете столь важном и существенном и прежде обращало на себя внимание любителей истины и правоверия, да и теперь не может быть оставлено без внимания. – Правда, наша Восточная Церковь всегда была довольно удалена от прений и браней, которые по случаю так называемого преобразования Церкви (Reformatio) терзали Запад Европы, особливо Германию. Не водясь духом преобладания, стараясь не о том, чтобы распространить свою духовную власть на прочие Христианские общества, а преимущественно о том, чтобы ее собственные чада последовали ее руководству в Царствие небесное, она не могла быть непосредственною метою нападений со стороны Преобразователей, а также и сама не входила в оные распри как только тщательным исследованием нового учения, паче же сожалением о причиненных им раздорах и молитвою о соединении всех во едино стадо. Притом сие учение не могло иметь большого влияния на сынов Греко-Восточной Церкви по причине как местной отдаленности, так и их осторожности касательно нововведений в предметах Христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приведёт ли коронавирус к революции в Церкви? О современных событиях в контексте церковной истории 14.05.2020 1361 Время на чтение 7 минут Реформация – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви. С ортодоксально-православной точки зрения, ориентирующей на незыблемое стояние в Истине, – это уступка духу времени, приспособление к меняющемуся миру, а потом и преклонение перед ним. Зачастую сопровождается революцией в Церкви. Такая революция свершилась на излете Средневековья в Европе, результатом которой были религиозные войны, охватившие этот континент. Итогом их был Аугсбургский мир 1555 г., провозгласивший принцип «Чья власть – того и вера», ослабивший Римо-католическую церковь, которой перестали подчиняться ряд европейских монархов, выбравших протестантизм. Православие же Реформации не знало, если не считать реформ патриарха Никона, имеющих целью «исправить» богослужебные книги и внести изменения в церковные обряды для их унификации с греческими. Но с Реформацией они ничего не имели общего, так как фигура Никона «символизирует проект модернизации России на основе православной традиции и собственный геополитический проект лидерства Москвы в восточнохристианской цивилизации» (Фролов К. « Как преодолеть разделения со старообрядчеством? »). Отрешение Никона от патриаршества, которое произошло не без интриг со стороны иезуитов и восточных патриархов, подосланных турецким султаном, привело к нарушению принципа Симфонии между предстоятелями Церкви и монархами с последующим заключением Церкви в «удушающие объятия» государства и к усилению церковного раскола, который тот не успел уврачевать. Не говоря уже об отказе от того, что патриарх Никон не завершил свой проект признания Москвы как центра Мирового Православия наравне с Константинополем, Иерусалимом, Александрией и Антиохией… К концу Петербургского периода по мере смягчения режима самодержавия в Православной Российской Церкви шли различные богословские споры, активно дискутировался вопрос о ее социальной роли, усиления значимости приходской жизни. Шел также процесс включения духовного сословия (Чернышевский, Добролюбов и т.д.) и семинаристов (Джугашвили, Микоян, Преображенский и т.п.) в революционный процесс. После отречения Николая II от престола Православная Российская Церковь оказала горячую поддержку Временному правительству. Так 9 (22 марта) 1917 Святейший Синод ПРЦ обратился к русскому народу с призывом признать и поддержать Временное правительство, которое «вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту»: «Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой на ее новом пути» («Свершилась воля Божья»: РПЦ благословила февральскую революцию и отречение царя. Обзор прессы 100-летней давности// Новый день. 2017. 10 марта ).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/14/pr...

Параграф I II III IV     В истории протестантизма, начиная с первых моментов её, можно проследить ряд попыток со стороны протестантов к соединению с православной церковью. Более искренние между протестантами всегда сознавали уклонение их религиозной доктрины от догматов и обрядов первенствующей христианской церкви и их всегда страшила та пропасть, которая отделяет их от этой церкви и которую (т. е. пропасть) они никак не могут наполнить, несмотря на все свои научные изыскания в области церковной истории. Отсюда естественным является у протестантов стремление, если не достигнуть религиозного единения с восточной церковью, как сохранившей в чистоте и неповреждённости учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, то, в крайнем случае, получить от неё подтверждение истинности их религиозной доктрины. Это стремление было особенно сильно в первый момент отделения протестантов от католической церкви, что вполне понятно – пылкие религиозные новаторы, во главе которых стояли такие лица, как Ф. Меланхтон, который с глубокой учёностью соединял живость религиозных чувств, домогались оправдать свой уход из католичества одобрением со стороны православной греко-восточной церкви их действий и их религиозной доктрины. Этот именно момент в истории взаимоотношений между лютеранами и православной греко-восточной церковью мы и избрали предметом нашего исследования. Но мы полагаем, что этот вопрос имеет некоторый интерес и современности. Начиная со второй половины XIX столетия, протестанты с новой энергией возобновили свои попытки к соединению с православной церковью, с тем различием, что теперь главную роль в этих попытках играют не лютеране, не кальвинисты, а англикане. Мы не будем перечислять здесь этих попыток: всякому интересующемуся делами православной церкви они известны. Напомним только, что в самое последнее время в роли деятелей по соединению церквей выступили американцы. На последней генеральной конвенции американской епископальной церкви была принята грандиозная мысль о созыве всемирной конференции по вопросам о вере и устройстве церковном. Главная цель конференции – «обсудить пункты отличия, разделяющие христианские исповедания, в той надежде, что лучшее понимание расходящихся между собою взглядов на веру и устройство церковное повлечёт за собою более глубокое желание воссоединения и вызовет официальные действия со стороны самих разделяющихся теперь исповеданий». В этом смысле сделано предложение и представителю православной российской церкви в Америке. («Новое Время» 1911 г. 27 сент. 12764). Показать, как относилась православная греко-восточная церковь к попыткам подобного рода, как ревностно, смело и открыто в лице своего высшего представителя, Константинопольского патриарха Иеремии II, она защищала свои догматы и обряды, свято оберегая каждую церковную крупицу, составляет задачу нашего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Проблема права собственности в свете учения Православной Церкви мало трактуется в церковной, литературе. Ни традиционное богословие, ни церковно-общественная мысль нового времени почти не занимаются этим вопросом. Научные попытки представить взгляд Церкви как принципиальное отрицание собственности не получили церковного признания. Такое прохождение мимо, такое кажущееся равнодушие к актуальному вопросу современности может представляться странным. Ведь, православная мысль нового времени не так бедна и не настолько безразлична к проблемам дня. Нет ли органической причины этого факта? В немецком журнале «Бегегнунг», в за текущий (1948) год, помещена небольшая статья католического богослова, исследователя христианского Востока, Юлиуса Тыцяка под заглавием: «Взгляд на собственность в восточной Церкви». В статье не только намечается «восточно-церковная» — фактически православная — точка зрения на данный предмет, но в ходе мыслей автора само собой вскрывается, почему православной общественно-религиозной мысли чужда эта тема. Изложение предмета у автора принципиальное и основательное, к тому же исполненное расположенности к христианскому Востоку. К сожалению, переходя к религиозной психологии славянских народов, автор обнаруживает склонность объяснять утверждение коммунизма на востоке психологическими и религиозными особенностями Востока, с чем нельзя согласиться. Обе темы статьи: «собственность» и «коммунизм» — дают нам основание внимательно отнестись к ней. О взгляде Православной Церкви на собственность Католический писатель о взгляде Восточной Церкви на собственность В то время, как задачей Запада является сосредоточить внимание на проблемах времени и разрешить их в духе Христова учения ,— пишет автор,— призвание христианского Востока — представлять спокойный стасис Божественной вечности среди бурь и напастей времени. Восток доныне живет духом древней Церкви, он до наших дней сохранил эсхатологическую установку первохристианства. Он не проходил многочисленных ступеней западно-европейской истории духовного развития, он не знает ни собственного средневековья, ни ренессанса, ни нового времени .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3673...

Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделялась на две половины: восточную и западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством вероисповеданий и основных начал церковного устройства и одушевлен единою христианскою любовию. Но впоследствии дух злобы начал мало-помалу отторгать западную Церковь , а наконец и совсем отторг ее от святого союза с восточною Церковию. Видимое начало ослабления этого союза восходит к тому времени, когда стала ослабевать гражданская связь между восточною и западною римскою империею, а окончательное расторжение его последовало уже в XI веке по случаю спора из-за опресноков, когда легаты римские положили (16 мая 1054 г.) на престол храма Софии в Константинополе анафему на патриарха со всеми его последователями. Отделившись от восточной Церкви и начавши жить жизнью особою, в себя замкнутою, западная церковь все более и более отступала от чистоты древних преданий и христианского вероучения и все более и более вносила нововведения и новшества в церковную жизнь. Особенно много таких нововведений в учении веры, в обрядах церковных и иерархическом устройстве внесено было в темные средние века. Схоластическая наука привела все эти отступления и нововведения в систему, обставила их равными доказательствами и закрепила в сознании католического мира. Позднейшие западные соборы придали этим нововведениям равное значение с догматами и правилами древней Вселенской Церкви. Таким образом в западной церкви образовалась целая особенная система вероучения и церковного устройства. Дух властолюбия, все более и более развившийся в западной церкви, извратил в ней внутренние начала духовной жизни – начала свободной и братской любви, превратив ее из духовного царства Божия в царство мирское, принявшее в себя начала мирского государственного устройства и мирские государственные дела, интересы и стремления. Отступления римской церкви от православной содержатся в учении: I) об источниках церковного учения; II) о личном свойстве Святого Духа; III) о первородном грехе и непорочном зачатии Пресвятой Девы; IV) об оправдании и спасении человека; V) о Церкви и ее устройстве; VI) о таинствах и VII) о загробной судьбе человека. Кроме вероучения римская церковь еще отличается от православной свои VIII) нравоучением и IX) богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во второй половине IX века миссионерскими трудами св. братьев Кирилла и Мефодия почти между всеми славянскими племенами (кроме внутренних стран России и прибалтийских славян, до которых не дошла проповедь св. Кирилла и Мефодия) распространена была православная вера со славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Но после св. Кирилла и Мефодия история христианства у юговосточных и западных Славян пошла особыми путями. Южные и восточные Славяне (русские, болгары и сербы с хорватами и словенцами) не только приняли православную веру от церкви греческой, но и вступили с ней в тесный иерархический союз; следствием этого было то, что они с течением времени более и более укреплялись в православии. Между тем западные славяне (поляки, чехи с моравами и словаками) мало-помалу стали усвоять неправославные римские нововведения, принимать латинское богослужение вместо славянского, западные обряды вместо восточных. Главной причиной этого было то, что западные славяне были слишком разобщены (через вторжение мадьяр в среду славянского мира в начале X века) с главными центрами восточного православия. Окруженные сильными западно-европейскими католическими народами, они подчинялись политическому, а за тем и религиозному влиянию последних. Распространению латинства между западными славянами немало также способствовало и то, что хотя все эти племена первоначально приняли христианство от греческой Церкви, но по иерархическому управлению они с самого начала стали в зависимость от римской церкви, неправославие которой было тогда (в IX веке) еще мало заметно. С течением времени римская Церковь стала более и более заражаться неправославными нововведениями, а вместе с тем стала отторгать от православия и все, подчиненные ее влиянию, христианские страны. Впрочем искоренение православия латинством в западных славянских странах совершалось медленно и с большим трудом. Славяне долее всех других западно-европейских народов отстаивали свою духовную самостоятельность против притязаний латинства. Рядом всевозможных насилий и интриг римская церковь успела, однако, постепенно почти всех западных славян, составляющих доныне более двадцати миллионов населения, преимущественно в австрийских владениях, отторгнуть от православия. Но при всех насилиях и хитростях латинская пропаганда между славянами и по настоящее время далеко не вполне достигла своей цели. Из западных славян, отторгнутых римской церковью от православия, немногие (поляки) сделались настоящими католиками; в большей же части других племен и доселе сохраняются в некоторой степени остатки древнего православного предания и вместе с тем поддерживается более чем у каких-либо других западных народов сочувствие к восточной церкви. Все это дает некоторые надежды на возвращение этих племен к древней православной вере. Общий взгляд на состояние христианства у юговосточных славян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010