Заметка, переросшая в сенсацию Кольская сверхглубокая скважина. Буровая первого этапа (глубина 7 600 м), 1974 г.      Лет двадцать назад в СМИ прокатилась сенсационная новость, которая с определенной регулярностью повторяется до сегодняшнего времени: русские докопались до преисподней! Сенсацию эту связывали с работами, которые ученые из Советского Союза проводили за Полярным Кругом на Кольской Сверхглубокой скважине. В 1989 году эта скважина оказалась в Книге рекордов Гиннеса как самая большая рукотворная пробоина в земной коре. В начале 1991 года, когда глубина этой скважины достигала 12 261 метра, небылицу о том, как советские испытатели настолько глубоко забурились в землю, что умудрились достать до ада, первой напечатала финская газета «Амменусастия», за ней «новость» раструбили и другие газеты. Чем более серьезно эту чушь опровергали, тем солидней она выглядела: сенсация сделанная эмоционально в логику не вписывается, что поделать, настоящая первоапрельская шутка. О том, что вся эта история – чистейшей воды вымысел, а запись – явная фальшивка, неоднократно говорил и руководитель сенсационных исследований, академик РАН Давид Губерман. Его, кстати, до сего времени терзают постоянными расспросами о фантастических звуках из недр земли. В моей геологоразведочной практике тоже случалось разное, например, выбросы газов. Помню, как однажды когда бурили на шельфе в Восточно-Сибирском море, во время подъема инструментов где-то проскочила искра, и в результате произошел хлопок такой силы, что в буровой выбило обе двери и выбросило на лед вместе с бурильщиком. Какой-нибудь камушек, попавший между снарядом и стенкой скважины может издавать визг, а не знающий человек может приписать его чему угодно! Печально, что глупая шутка про ад отвлекла общество от подлинно научных открытий Кольской Сверхглубокой скважины. А тут есть действительно над чем задуматься. Сверхглубокое бурение и изучение недр Земли Этот амбициозный проект стал итогом программы «Сверхглубокое бурение и изучение недр Земли», которую в начале 60-х годов подписал Никита Сергеевич Хрущев, которому хотелось во всем опередить американцев.

http://pravoslavie.ru/64001.html

Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не является на всём своём пространстве заселённой тем народом, который доселе делает её историю. Наша история открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину из одного её угла, с юго-запада, со склонов Карпат. В продолжение многих веков этого славянского населения было далеко недостаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину. Притом по условиям своей исторической жизни и географической обстановки оно распространялось по равнине не постепенно путём нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые. При каждом таком передвижении оно становилось под действие новых условий, вытекавших как из физических особенностей новозанятого края, так и из новых внешних отношений, какие завязывались на новых местах. Эти местные особенности и отношения при каждом новом размещении народа сообщали народной жизни особое направление, особый склад и характер. История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной её территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней. Оно усилилось с отменой крепостного права, когда начался отлив населения из центральных чернозёмных губерний, где оно долго искусственно сгущалось и насильственно задерживалось. Отсюда население пошло разносторонними струями в Новороссию, на Кавказ, за Волгу и далее за Каспийское море, особенно за Урал в Сибирь, до берегов Тихого океана. Во второй половине XIX в., когда только начиналась русская колонизация Туркестана, там водворилось уже свыше 200 тысяч русских и в том числе около 100 тысяч образовали до 150 сельских поселений, составившихся из крестьян-переселенцев и местами представляющих значительные острова почти сплошного земледельческого населения. Ещё напряженнее переселенческий поток в Сибирь. Официально известно, что ежегодное число переселенцев в Сибирь, до 1880-х годов не превышавшее 2 тысяч человек, а в начале последнего десятилетия прошлого века достигшее до 50 тысяч, с 1896 г. благодаря Сибирской железной дороге возросло до 200 тысяч человек, а за два с половиной года (с 1907 по июль 1909 г.) в Сибирь прошло около 2 миллионов переселенцев. Всё это движение, идущее преимущественно из центральных чернозёмных губерний Европейской России, при ежегодном полуторамиллионном приросте её населения пока ещё кажется малозначительным, не даёт себя чувствовать ощутительными толчками; но со временем оно неминуемо отзовётся на общем положении дел немаловажными последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Болгар. Часовня Авраамия Болгарского. Часовня на Авраамиевском источнике Часовня. Действует.   Освящена в честь: Авраамия Болгарского Год постройки:Между 2004 и 2007. Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, город Болгар, продолжение улицы Шеронова. Координаты: 54.997146, 49.008479 Проезд: После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику " Болгары " ). Через 1,4 км повернуть налево по направлению главной дороги на улицу Хирурга Шеронова. Ехать прямо через ве ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику " Болгары " ). Через 1,4 км повернуть налево по направлению главной дороги на улицу Хирурга Шеронова. Ехать прямо через весь город, после окончания городской застройки ехать прямо через лес, всего около 2,2 км. Проехать прямо по грунтовой дороге около 500 метров, когда асфальтовая дорога свернет налево. Источник с часовней будет слева, сразу за перекрестком двух грунтовых дорог. До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 14 апреля – день памяти святого Авраамия Болгарского, пострадавшего за христианскую веру. Это произошло в 1229 году в Волжской Булгарии, у того самого святого колодца, вода которого не утратила своей целебной силы по сей день. Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море.  На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы. Один из них впоследствии на многие века прославил это место, освятив его своей мученической кровью. 

http://sobory.ru/article/?object=21976

«Мы скорбью платим вам и восхищеньем» Георгиевское знамя 26-го Восточно-Сибирского стрелкового полка с надписью на ленте: «За доблестную оборону Порт-Артура в 1904 г.» В течение всего октября в Выставочном зале федеральных архивов (ул. Б.Пироговская 17) проходит выставка, посвященная 100-летию окончания Русско-японской войны. Ее организатор – Российский государственный военно-исторический архив. Пожалуй, эту экспозицию невозможно охарактеризовать более возвышенными словами, чем те, которые в свое время Великий князь Константин Константинович обратил к участникам обороны Порт-Артура: «Мы скорбью платим вам и восхищеньем». Главная идея выставки - воссоздать максимально правдивую картину той поры, необходимую для взвешенной оценки событий вековой давности, передать живое дыхание первого в ХХ столетии широкомасштабного вооруженного конфликта, исход которого был столь неожиданным для огромной империи и оставил глубокий след в русском обществе. Уникальные архивные документы и музейные экспонаты, большинство из которых демонстрируется впервые, освещают ход боевых действий на суше и на море. Хронологические рамки экспозиции – конец XIX века – 1906 год: от аренды Россией у Китая Ляодунского полуострова и строительства Китайско-Восточной железной дороги до эвакуации русских войск из Маньчжурии. 130 ТЫСЯЧ ГЕОРГИЕВСКИХ КРЕСТОВ Это захватывающий дух документальный рассказ о подвиге русских солдат и офицеров, о героической обороне Порт-Артура, о трагедии поражения в той далекой войне. Невозможно без внутреннего душевного волнения смотреть на величайшую святыню – Порт-Артурскую икону Божией Матери, Георгиевское знамя 26-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, на лубочные картины, в которых по-народному просто, но невероятно точно и трогательно отражен ход событий Русско-японской войны. Лубочная картина «Перекрести, дитятко, и ты тятю» Вот лубочная картина «Перекрести, дитятко, и ты тятю», повествующая о том времени, когда русские воины только призывались к защите восточных рубежей своего Отечества. Вот изображение мужественного боя крейсера «Новик» с эскадрой японской броненосцев. И, наконец, один из самых известных эпизодов той войны – героическая оборона Порт-Артура и его трагическая сдача.

http://pravoslavie.ru/370.html

     Если быть более точным, то остров Русский находится в заливе Петра Великого Японского моря. Здесь в конце XIX века началось строительство самой крупной в мире морской крепости, призванной защитить форпост России на Дальнем Востоке от японцев. Строились в этом далеком уголке Родины и полковые храмы, но к началу нашего столетия каким-то чудом уцелел только храм преподобного Серафима Саровского 34-го полка. Правда, в каком виде он уцелел? Остались лишь стены и колонны. Ни крыши, ни купола не было, а окна оказались заложенными кирпичом. Первое время будущие насельники монастыря жили прямо в полуразрушенном храме... Еще в начале прошлого века Император Николай II своим Указом установил годовым праздником 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка день прославления преподобного Серафима Саровского – 19 июля (1 августа, н. ст.). Незадолго до Высочайшего Указа преподобный Серафим был причислен Церковью к лику святых на Саровских торжествах, прошедших летом 1903 года с участием Царской семьи и сотен тысяч богомольцев. В нашем же веке, 11 октября 2001 года, Постановлением Священного Синода приход преподобного Серафима Саровского был преобразован в одноименный мужской монастырь. Как сегодня живет обитель, отделенная девятью тысячами километров от места подвига святого подвижника, в честь которого она названа? Об этом корреспонденту портала «Монастырский вестник» рассказал настоятель монастыря игумен Климент. Этап турбулентности позади. Монастырь стал единой духовной семьей Батюшка, Вы руководите монастырем двенадцатый год. Это серьезный временной отрезок, на протяжении которого можно было осмотреться, набраться опыта на должности настоятеля, осмыслить его. Поэтому хочется услышать от Вас ответ на непростой, как мне кажется, вопрос: насколько сложно искренне, от всей души полюбить вверенную игумену братию, видя не только достоинства каждого, ревность в делах, но и чьи-то недостатки, порою немалые? У нас так случилось, что я стал вторым игуменом в обители. А подвизался я в ней с самого начала, со дня ее основания, пройдя путь от трудника, послушника до иеромонаха, благочинного. Так минуло первое десятилетие, потом меня назначили настоятелем. Не всё было гладко с уходом моего предшественника, и какое-то время монастырь проходил этап турбулентности, если можно так выразиться. То есть по-разному наши братия отнеслись к уходу первого игумена, к моему назначению. Внутри братства не было на тот момент единомыслия. С самого начала своего настоятельства я поставил цель – сохранить монастырь количественно. Не знаю, насколько это правильно, но я старался делать всё, чтобы никто из насельников не ушел. Тем не менее кто-то ушел, хотя большинство братии остались, и монастырь у нас сохранился, сохранилось братство.

http://pravoslavie.ru/147461.html

Тем более, что в русле «интрижки с балериной» рисуется и поведение Наследника Цесаревича в путешествии на Восток. В частности, ему ставится в вину посещение танцев альмей (полуобнаженных восточных танцовщиц), просмотр музыкальных номеров японских гейш, визит в «русскую» деревню Инасу в Японии, где проживали местные жены наших моряков. А между тем, как явствует из документальных источников, все дело в интерпретации фактов и верном понимании происходящего. Приведем запись из Дневника Цесаревича о начале визита в Японию: «15 Апреля. Понедельник . Наконец в восьмом часу при отличной солнечной погоде увидели высокие берега давно желанной Японии! Все понятно высыпали наверх. Пройдя островок Паненберг, откуда по преданию свергли в море католических монахов японцы, повернули влево в красивую узкость; в глубине бухты увидели Нагасаки. Застали здесь: «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов» и новый пароход добровольного флота «Орел»; кроме того стояли на якоре три японца. С «Орла» раздалось громовое русское ура! 1400 новобранцев идущих во Владивосток. На нем любителем отправился адм. Перелешин; также идет железнодорож(ная) комиссия для начала постройки жел(езной) дороги из Владивостока в Хабаровку. Принял нашего посланника в Токио Шевича, консула де Волана (папский певчий) и членов посольства с командирами судов. Полчаса после нашего прихода вышли на рейд: «Кореец», «Манджур» и «Бобр» под командой Бауера (капитан судна - А.Х.). После завтрака представлялся путейский инженер Урсати, заведующий постройкой участка Сибирской жел(езной дороги) до Графской ст(анции). В 4 ч. съездил осмотреть «Орла»; пароход поражающий своими размерами, но довольно грязный. Солдатики имели здоровый вид и производили очень хорошее впечатление. Видел их помещение в трюме - грязно и душно! Вечером в кают-компании было всего человек 8; все же мичмана были в русской деревне Инасу, где каждый уже женился. Признаюсь и мне бы очень хотелось последовать общему примеру, но стыдно, так как настала Страстная». В данном случае «последовать общему примеру» - это значит посетить русскую деревню Инасу, а не завести себе «походную японскую жену», что однозначно становится понятно из последующих записей. Если исходить из позиций хулителей Цесаревича, приписывающих ему сначала интрижку с балериной, а потом многочисленные «амурные» приключения во время путешествия на Восток и после его завершения, то Великий Князь Николай предстает в глазах общества как законченный ветреник и блудник. Тогда о каком достойном представительстве Династии Цесаревичем перед собственным народом и иностранцами можно вести речь? В этом и состоял смысл великосветской интриги и сплетен. Еще задолго до февральско-октябрьского бунта 1917 года и свержения монархии были желающие управлять Россией вместо Династии Романовых. Они то и были главными бенефициарами (т.е. выгодоприобретателями) интриги с очернением Наследника Цесаревича Николая Александровича как легкомысленного блудника.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

До Иркутска можно было добраться чуть ли не чрез год 6 , а спустя без малого 100 лет, о. Даниил прибыл туда (не позже мая) сравнительно скоро, при епископе Иркутском Михаиле Бурдукове († 5 июня 1830 г.) и сибирском генерал-губернаторе М. М. Сперанском, оказавшем нашей миссии самое благосклонное внимание, как видно из одного письма его. Вот его драгоценные строки: «22 июня – писал он дочери – я давал (в Иркутске) прощальный обед, какой в Сибири только быть может. На одной стороне сидели архимандрит (Пётр Каменский) и свита его, отправлявшиеся в Пекин, на восточный конец света; на другой – трое молодых морских офицеров, отправлявшихся на Ледовитое море. Эти две, противоположные по всем видам, экспедиции оставляли отечество одна на пять, другая (миссия) на десять лет, почти без сожаления, даже с некоторым удовольствием» 7 . Итак в конце июня, по изготовлению, со стороны начальника миссии, всего нужного к заграничному путешествию, напутствованный благословением св. Иннокентия, первого епископа Иркутского, процветшего, яко крин, на востоке царства Сибирского (из службы ему), и благожелательством сибирского генерал-губернатора, иеромонах Даниил выехал, вместе с прочими, за Байкал и 1 июля прибыл в г. Троицкосавск (от Кяхты в 4 вёр. 8 ), откуда отправился не раньше 31 августа и через несколько дней прибыл в Ургу (от Кяхты в 288 вёр.), резиденцию великого кутухты (духовного властителя Монголов) и главного пограничного начальника – монгольского князя (вана). Здесь на другой день получено было известие о кончине богдыхана и о восшествии на китайский престол сына его Даогуана. Это обстоятельство задержало миссию в Урге 11 дней. В продолжении этого времени князю-вану поднесены были приличные подарки от имени сибирского генерал-губернатора, любезно отправлявшего из Иркутка в Китай нашу миссию, от самой миссии и пристава Е. О. Тимковского, сопровождавшего её из С.-Петербурга. Подарки приветливо были приняты и взаимно получены ответные дары; сверх того, по воле князя, миссия угощена была обедом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Илья Перфильев (?-?) в 1633 году из Якутского острога спустился вниз по Лене, первым прошёл на кочах вдоль побережья моря Лаптевых, в 1634 году открыл реку Яну, обследовал ее в нижнем течении, а вместе с ней – всю Яно-Индигирскую низменность и подробно описал открытые земли в донесении. Посник Иванов (?-?), основатель Вилюйска на Вилюе, Верхоянска на Яне и Зашиверска на Индигирке (от «шивер» – «порог»; процветавший когда-то город опустел в 1880-е гг. после эпидемии чёрной оспы, ныне на этом месте построена памятная часовня). В 1637 году с отрядом конных казаков перевалил через Верхоянский хребет, открыл верхнюю Яну, поставил Верхоянский острог, далее за месяц перевалил через хребет Черского – самую труднопроходимую горную систему Восточной Сибири, открыл верхнюю Индигирку, поставил на ней первое зимовье и почти бескровно «замирил» напавших на отряд юкагиров. Иван Иванович Ребров (?-1666) казачий пятидесятник. С отрядом служилых людей в 1637 году ходил по нижней Яне, открыл Янский залив, первым совершил плавание по Восточно-Сибирскому морю, первым прошёл проливом Дмитрия Лаптева, открыл устье реки Индигирки, поднялся по ней на 600 км, описал открытые земли между Леной и Индигиркой. С 1642 года занимал административные должности приказчика в районе рек Оленёк и Колыма, умело управлял подчинёнными и ладил с новоподданными эвенками и юкагирами. Михаил Васильевич Стадухин (?-1666), из поморов, родился в Сибири. Первопроходец самого северо-восточного угла Сибири – от Колымы до Анадыря (1645 – 1647 гг.), открыл и описал эти реки, основал Нижнеколымск. В 1651 году первым вышел сухим путём к северному побережью Охотского моря, открыл и описал реки Пенжину и Гижигу, первым из европейцев побывал на Камчатке. За 12 лет этот неутомимый исследователь прошёл более 13 тыс. км – больше любого землепроходца того века. Погиб вместе со всем своим отрядом в стычке с «немирными» аборигенами. Именем Стадухина названы улицы в Якутске и в пос. Зарянка на Колыме. Иван Юрьевич Москвитин (1603 – после 1647) во главе небольшого казачьего отряда в 1639 г. проделал труднейший 1200-километровый переход от Якутска вверх по рекам Алдан и Мая, преодолел хребет Джугджур, спустился по реке Улья и первым из европейцев вышел на западный берег Охотского моря, обследовав и описав около 1000 км его побережья и пройдя на юг до Сахалинского залива. Ему оставалось какие-то 100 км до устья большой реки Момур (Амур), о которой он слышал от местных племен и куда собрался отправиться на двух кочах, но встретив враждебное отношение гиляков (нивхов), рисковать малочисленным отрядом не стал. Его именем назван мыс в Охотском море, улицы в Томске и Московске, село в Амурской области; в Охотске ему установлен памятный знак, а на острове Большой Шантар в Хабаровском крае – стела.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

Митрополит Варлаам Ясинский снова озаботился приисканием достойного человека для занятия Сибирской митрополичьей кафедры. На этот раз выбор его пал на эконома Киево-Печерской Лавры, также ему давно известного, Филофея Лещинского. Филофей посвящен был в митрополита 4 января 1702 г. в Москве местоблюстителем Патриаршего престола, Рязанским митрополитом Стефаном Яворским , на 53-м году жизни, а грамоту и наставление от Петра I получил 1 февраля. В Тобольск прибыл он 4 апреля 1702 года. С ним же или вслед за ним, согласно указу Петра I, приехало и нисколько монашествующих ученых и способных к проповеди евангельской. От 31 дек. 1702 г. Филофей просил у Петра I позволения свободно приезжать к нему из Киева ученым монахам, притом на ямских лошадях; Государь отвечал: «к прежним монахам ныне еще иные монахи отпущены, удоволить бы ся теми...» Из монашествующих, приехавших в Сибирь с Филофеем, известны: Варлаам Коссовский, с 1707 г. еп. Иркутский, и архимандрит Мартиниан, первый веропроповедник в Камчатке, и архидиакон Антоний Платковский, впоследствии архим. Иркутского Вознесенского монастыря и начальник Китайской миссии. Тобольская епархия, которой Промысл судил управлять Филофею, обширна и в настоящее время; но в XVII ст. и в начале XVIII она была несравненно обширнее: пределами ее тогда были на севере – Ледовитое море, на востокеВосточный океан, на юге – земли, подвластные китайскому императору, т.е. Даурия и пр. и Киргизкайсацкие степи, а на западе – Урал и далее его внутрь Евр. Россия, именно до крепостей Бисерской и Ачитской. Словом, Тобольская епархия тогда была растянута на пространстве слишком 300000 квадр. миль, на котором в настоящее время существует почти 8 епархий: Тобольская, Иркутская, Томская, Енисейская, Якутская и Камчатская и весьма значительные части Оренбургской и Пермской епархий. Уезды Челябинский, Троицкий и Верхнеуральский, ныне входящие в состав Оренбургской епархии, равно и уезды Екатеринбургский, Шадринский, Камышловский, Верхотурский и Ирбитский, которые теперь принадлежат к епархии Пермской, до конца 1799 года все принадлежали к епархии Тобольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Американский сайт Geology.com даёт ещё более красочную картину арктического будущего по-американски. Более 87% запасов нефти и природного газа в Арктике (около 360 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента) расположено в семи провинциях Арктического бассейна: Амеразийском бассейне, Арктическом бассейне Аляски, Восточно-Баренцевом бассейне, Восточно-Гренландском рифтовом бассейне, Западном Гренландско-Восточно-Канадском, Западно-Сибирском и Енисейско-Хатангском. Как вы видите, четыре из них пограничны России. Поэтому фактически сделанное на прошлой неделе Госдепартаментом объявление о расширении континентального шельфа в Арктике и Беринговом море равно объявлению войны именно России, поскольку из восьми стран, входящих в Арктический совет (Канада, Дания - включая Гренландию и Фарерские острова, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США), семь – это члены НАТО, всегда готовые взять под козырёк. Но вернёмся к решению Госдепа. Вопрос о линии разграничения между акваториями наших стран далеко не новый. Ещё в 1976 году, когда прибрежные государства стали создавать исключительные экономические зоны, не превышающие 200 морских миль у своих берегов, в Беринговом и Чукотском морях зоны СССР и США перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль. Если кто не помнит – в 1990 году министр иностранных дел СССР Шеварднадзе подписал со своим коллегой из США Бейкером соглашение, по которому «по дружбе» были переданы Штатам права на континентальный шельф между островами Прибылова, Медным, Атту и Св. Матвея – территории, которые согласно Генеральной конвенции ООН, должны были быть поделены между СССР и США согласно международному морскому праву. Тогдашний председатель законодательного собрания Камчатки Борис Невзоров оценивал потери морского промысла России в результате такой «дружбы» в 500 тысяч тонн ежегодно. Но дело не только в крабах и рыбе. Россия теперь была вынуждена просить разрешения у американской стороны на проводку судов через Берингов пролив. Аляска, ссылаясь на соглашение Шеварднадзе-Бейкера, претендует на ряд российских островов.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/29/ssha_v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010