Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в Сибирский федеральный окр. Территория - 767,9 тыс. кв. км (в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский окр.- 22,1 тыс. кв. км). Центр - Иркутск. И. о. расположена в Вост. Сибири и граничит с Красноярским краем на западе, с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Забайкальским краем на северо-востоке, с Республикой Тыва на юго-западе и с Республикой Бурятией на востоке и юге. К И. о. относится зап. побережье оз. Байкал. В Прибайкалье сходятся почти все наземные и воздушные коммуникации между западом, востоком и отчасти севером России, уровень интеграции с остальной территорией России здесь существенно выше, чем в регионах к востоку от Байкала. Население И. о. составляет 2428,7 тыс. чел. (окт. 2010), в т. ч. в Усть-Ордынском Бурятском окр.- 125,2 тыс. Население проживает в бассейнах рек Ангары и Лены, а также по Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям. Национальный состав: русские - ок. 88%, среди других национальностей наиболее многочисленны буряты, украинцы, белорусы, татары. Начиная с XVIII в. на территорию И. о. осуществлялось добровольное и принудительное переселение из др. регионов страны. И. о. разделена на 33 района (в т. ч. 6 в Усть-Ордынском Бурятском окр.), включает 22 города, 54 поселения городского типа. Панорама Иркутска. Фотография. XIX в. (ГИМ) В 1682-1719 гг. территория И. о. была частью Иркутского воеводства, с 1719 г. (фактически с 1721) - Иркутской пров. Сибирской губ., площадь которой увеличилась по сравнению с Иркутским воеводством за счет сев. земель, ранее бывших частью Илимского воеводства. В 1736 г. Иркутская пров. стала самостоятельной, управлялась вице-губернатором, подчинявшимся Сибирскому приказу. В 1764 г. Иркутская пров. была преобразована в Иркутскую губ., территория к-рой простиралась от бассейна Енисея до Тихого океана. В состав Иркутской губ. вошли провинции: Иркутская (Иркутский, Киренский и Балаганский уезды), Верхнеудинская (Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды), Якутская (Якутский, Илимский, Алданский и Олёкминский уезды). В 1803 г. губерния стала частью Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске (с 1822 Восточно-Сибирское, с 1887 Иркутское генерал-губернаторство, упразднено в 1917). 30 мая 1923 г. из Иркутской губ. была выделена Бурят-Монгольская АССР с центром в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). 28 июня 1926 г. губернию упразднили, ее территория вошла в новообразованный Сибирский край.

http://pravenc.ru/text/674057.html

За полтора года до путешествия Чехова по Сибири Гл. Успенский писал в «Письмах с дороги»: «Правда, не слышно, чтобы бродяга-грабитель очень был охоч до проезжающего, но тем не менее грабитель, во всех видах, орудует во всех пунктах этого тракта самым развязным манером…» («Русские ведомости», 1888, 23 октября). Стр. 17. К чаю мне подают блинов и потроха, не совсем очищенные от содержимого. – Это место очерков почти дословно воспроизводится в письме к Чеховым от 14 мая 1890 г. Стр. 17–20. Подул холодный, резкий ветер, начались дожди А Иртыш сердится… – Об этом же писал Чехов родным 16 мая 1890 г. В местных газетах сообщали: «Нынешняя весна оказалась бедственною для Западной Сибири: в Томске и по верхнему Иртышу наводнения Весна небывалая; до сих пор ежедневно морозы» («Акмолинские областные ведомости», 1890, 22 мая). В реках (Иртыш и Обь) вода прибывала особенно интенсивно с 19 мая по 3 июня (там же, 26 июня.) Стр. 19. Если Ермак переплывал его во время разлива, то он утонул бы и без кольчуги. – Иртыш неизменно вызывал у путешественников воспоминание о Ермаке: «Переправились через знаменитый Иртыш, в водах которого погиб Ермак» («Воспоминания Ф. Ф. Вигеля». М., 1866, стр. 152); «Сейчас будем проезжать место, где утонул Ермак» (Н. Г. Гарин-Михайловский. Карандашом с натуры. Запись 16 июля 1898 г. – Полн. собр. соч., т. V, изд. А. Ф. Маркса. СПб., 1899, стр. 8). Стр. 20. Наказание с этим разливом! а лодки все еще нет. – Об этом же – в письме к родным от 16 мая 1890 г. Стр. 21. А вот скоро, пишут в газетах, к нам железную дорогу проведут. – В пору путешествия Чехова по Сибири железнодорожные пути доходили лишь до восточных склонов Урала. Однако о необходимости постройки Сибирской железной дороги говорилось еще с конца 1850-х годов; но особенно настойчивые дебаты по этому вопросу развернулись во второй половине 1880-х годов («О сибирской железной дороге». – «Журнал Министерства путей сообщения», 1889, Изыскательные работы для продолжения железной дороги шли, хотя и не интенсивно, еще в 1887–1890 гг.

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

(С легкой руки Саннадзаро, издавшего свою знаменитую «Аркадию» в 1502 г., миф о счастливой стране пастухов и пастушек сделал в европейских литературах блистательную карьеру. В России о нем были осведомлены, как явствует хотя бы из ссылок на Саннадзаро и разделов о буколиках в восточнославянских поэтиках. Но до поры до времени осведомленностью дело и ограничилось.) Однако утопии культивировались в русской устной культуре. Речь идет не о сказочном царстве с молочными реками и кисельными берегами, а о жанре, который в международной фольклористике называется Chroniknotizen, или Sagenbericht, а по–русски соответствует словосочетанию «слухи и толки» [см. Чистов, 11]. В XVII в. ходило много слухов о далеких привольных странах — о Мангазее, «серебряных и золотых островах», о Даурии, о богатом острове на «Восточном океане». Там «хлеб, и лошади, и скот, и свиньи, и куры есть, и вино курят, и ткут и прядут со всего с обычая с русского», там много земли непаханой и никто не берет податей [Чистов, 290–294]. Вера в эти легенды была столь сильна, что во второй половине XVII в. сотни и тысячи бедняков, целые сибирские села и остроги снимались с мест и бежали неведомо куда. Побеги приняли такие размеры, что правительство не на шутку встревожилось: за Уралом особые заставы перенимали беглецов, а сибирские воеводы заставляли поверстанных в казаки гулящих людей целовать крест на том, что им «в Даурскую землю не съезжать и без отпуску не сойти». В устном контексте «Сказание о роскошном житии и веселии» как бы обретает свойства пародии. Оно разрушает наивную веру в то, что есть еще на земле место добру и справедливости. Нарочито серьезное описание сказочного изобилия доводится в «Сказании» до абсурда, а потом переходит в план небылицы: «А там берут пошлины неболшия, за мыты, за мосты и за перевоз — з дуги по лошади, с шапки по человеку и со всево обозу по людям» (с. 42). Это то самое богатство, которое чудилось во хмелю кабацким голям. В образе смехового, поистине раблезианского изобилия представлена реальная и безысходная бедность, «нагота да босота».

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Неудачный поход Перовского и воспоминания о неудачной экспедиции Бековича-Черкасского вселили в высших правительственных сферах убеждение, что вторжение русских войск в Средне-Азиатские ханства со стороны Уральска и Оренбурга невозможно, и мысль об этом была оставлена. Для защиты же наших пограничных селений и умиротворение киргиз было решено посылать в степь небольшие экспедиции и устраивать опорные пункты с постоянными гарнизонами. Так были основаны укрепления на Тургае и Иргизе, в низовьях Аму-Дарьи и на Сыр-Дарье, укрепление Раимское, Казалинск и Кармакчи. Одновременно продвигались в южную часть киргизской степи русские отряды и со стороны Сибири. Были открыты военно-административные пункты – приказы: Каркаралинский, Кокчетавский, Акмолинский, Баян-Аульский, Уч-Букальский, Аман-Карагайский и Кокпектинский. В 1831 году на реке Аягузе был открыт особый Аягузский приказ (являвшийся центром Аягузского округа Омской области), при котором в 1847 году были поселены казаки, образовавшие Сергиопольскую станицу, переименованную в 1860 году в город Сергиополь. Таким образом русские приблизились к Семиречью. В 1843 году они достигли Капала. В конце 30-х – начале 40-х годов резко обостряются отношения между Россией и Англией вследствие дипломатической борьбы за политическое влияние на Востоке. К этому времени Россия потерпела не одно дипломатическое поражение в ближневосточных делах, в Иране, на Кавказе. Реальность английской угрозы подтверждалась колониальным подчинением Индии. Не довольствуясь этим, Англия задалась целью распространить свое военное, политическое и экономическое влияние на Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Усилилась английская разведывательная деятельность начиная от Черноморского побережья Кавказа и кончая Восточным Туркестаном. Поэтому совершенно не случайно в 40-е годы одновременно с двух сторон – со стороны Оренбургской линии и со стороны Сибирской линии – началось движение в казахскую степь русских военных отрядов, построение укреплений, разработка проектов соединения Оренбургской и Сибирской линий и планирование походов на средне-азиатские царства, в первую очередь на Коканд.

http://pravoslavie.ru/36355.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 58 Род Охотниковых за годы войны всё же не обеднел, как это случилось с народом в центральной России. По всей стране, сообщали газеты, неумолимо сжимался валовый сбор хлебов, а Сибирь на удивление всего белого света стала к 17-ому году производить зерновых вдвое больше, чем такие хлебные земли, как северокавказские, кубанские. В сибирских амбарах и овинах упревали и гибли небывалые запасы пшеницы. По отчётам сибирских губернаторов в 1915 году пшеницы в закромах скопилось аж более 46 миллионов пудов, овса — более 25! Можно было накормить весь мир, не только голодающую Россию. Однако сибиряк не мог нормально, без помех, с выгодой продать зерно, овощи, мясо и масло, потому что железные дороги захлёбывались от военных поставок. Жить — просто чудеса! — становилось тяжело, порой невыносимо. Ворохом сыпавшиеся неудачи сердили и угнетали работящего, хозяйственного сибиряка. Вокруг него творилась неправда, бестолковщина, окаянство, и он копил в себе праведный и беспощадный яд злобы, лютую энергию возмущения. Иван Охотников в начале 15-го года попал на фронт, но уже через полгода вернулся — с покалеченной кистью левой руки, с переломанными рёбрами. Постарел, однако был такой же внешне беззаботно-весёлый и распахнутый. Но когда смеялся, то, выглядело, как будто потряхивало его лихорадкой. Дарья встретила супруга на железнодорожном вокзале порта Байкал — повисла на его широких плечах, бестолково голосила, как по покойнику. Заиграла гармонь в руках какого-то солдата-дальневосточника, и Дарья неожиданно стала отплясывать прямо на перроне, одновременно заливаясь слезами, кокетливо поводя плечами, встряхивая кисейным платком, смеясь своим красивым восточным лицом. Иван скинул с плеч прожжённую шинель и выцветший вещмешок, хлопнул ладонями по шароварам и сапогам с набором, свистнул и пустился в пляс, разгульно подпевая. — А ить живой, мать вашу! — восторженно, бестолково как бы сообщал он людям, которые скучились возле него и Дарьи. — Живой? — ощупывающе, недоверчиво хлопал он себя по животу, груди и поседевшей и поредевшей голове. — Живой? Живой! Гуляй, губерния!..

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Прикинули, что достаточно убивать трех русских солдат за одного немецкого, чтобы в Союзе солдаты закончились раньше, чем в Германии. На тот момент население в Союзе было порядка 190 миллионов, в Германии и присоединенных территориях – 72 миллиона, плюс ее союзники. После перелома на фронте в 43 году советские потери перестали превышать совокупные немецкие, а в 44-45 годах немецкие потери превышали советские. Это не только про потери убитыми, но и раненными, сдавшимися в плен. Немцы стали в больших количествах сдаваться в плен, оставаясь живыми, но оставляя армию без солдат. Соотношение потерь оказалось на стороне СССР. Но идея стоять насмерть и ждать, пока произойдет что-то хорошее, сохранялась до 45 года. Сейчас на Украине происходит точно то же самое. Перспектив у них нет. Сибирские заводы не заработают, промышленности нет. Негде брать сибирские дивизии. Они у себя в стране никого толком не могут мобилизовать. Им негде брать в ленд-лиз все, что можно было, уже отдано, поставлено в прошлом году, - западу не до них. Но поскольку в окопах надо умирать не Зеленскому, то отдается та же команда – стоять насмерть. До этого генералитет Зеленского, который уступал и немецкому, и советскому эпохи Второй мировой, старался действовать правильно, вести маневренную оборону. А время специалистов по тактике на восточном фронте прошло. Теперь нужны те, кто будет стоять насмерть. Теперь назначен Сырский, который всегда безропотно выполнял приказы Зеленского, более того, у него даже неплохо получалось, лучше, чем у Залужного. В ходе ведения боевых действий последних два года только у Сырского были успехи на Харьковском направлении, он же организовал контрнаступление под Бахмутом, где тоже нес огромные потери. С людьми никто не считается, но он под Бахмутом сумел отодвинуть линию фронта практически на окраины города. В Клещеевке и Андреевке идут бои, а когда-то они были тылом. Сырский же отодвинул линию фронта на севере, практически под предместья Бахмута. Р.Ищенко: Были, скажем, у отдельных генералов на отдельных направлениях.

http://radonezh.ru/2024/02/20/ukraina-ku...

171 Представления эти очень древние и широко распространенные. Древнейший пример – женское погребение в Вестоницах (Моравия, верхний палеолит). Как заложная покойница была похоронена и древняя восточная красавица, найденная при раскопках героями «Факультета ненужных вещей» Ю. О. Домбровского. 174 Память об этом обряде звучит, на наш взгляд, в рассказе лесковского «Очарованного странника» об «особенных молитвах», которые будто бы читаются за души самоубийц «на Троицу, не то на Духов день» (Лесков Н. С. Собр. соч. в 12 т. М., 1989. Т. 2. С. 223). 177 Возникали иногда и целые кладбища умерших неестественной смертью. Христианское кладбище утопленников в сибирской деревне середины XX в. изображено в повести В. Г. Распутина «Живи и помни». 178 См.: Панченко А. А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. Сходный обычай на христианском Кавказе описан в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». См.: Иеромонах Нестор (Кумыш). Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания. СПб., 2007. С. 35–36. 179 Дмитриев Л. А. 1) Жанр севернорусских житий/Тр. Отдела древнерусской литературы. Л., 1972. Т. 27. С. 180–202; 2) Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. 180 Этот признак был положен Е. К. Ромодановской в основу выделения таких житий в особый агиографический тип. См.: Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: о некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии/Русская агиография: Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 143–159. 181 См.: Левин И. От тела к культу/Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М., 2004. С. 162–190. 182 См.: Романова А. А., Рыжова Е. А. Сказание о Кирилле Вельском/Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4: Т – Я. Дополнения. С. 867–869. См. также: Севастьянова С. К. Тема суицида в русском народном и православном сознании XVI в.//Тр. Рубцовского индустриального института. Вып. 4. Рубцовск, 1997. С. 131–138.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Кроме того, в Европе живёт около 500 млн. человек (почти в 3,5 раза больше, чем в Российской Федерации; в среднем, плотность населения в РФ - 8 чел./кв.км, в том числе к западу от Урала - 25 чел./кв.км, в Европе - 150 чел./кв.км) и складываются свои кризисные ситуации, в частности, связанные с проблемой беженцев (шире - ростом межэтнических и ценностных конфликтов; это является отдельной темой для анализа). В любом случае, присутствие столь огромного, влиятельного и проблемного соседа не может не быть фактором риска. На востоке Восточная зона рисков связана с Китаем и Японией, в несколько меньшей степени - с обеими Кореями. Независимо от того, как будут складываться отношения со всеми этими странами и как будет складываться ситуация в самих этих странах (угрозы и риски в Восточной Азии - также отдельная тема), экономическое и демографическое давление неизбежно и может стать разрушительным для России, тем более, при рисках внутренней дезинтеграции страны. В данном случае, также полезно сопоставить численности населения соседних регионов. В России к востоку от Урала живёт в настоящее время около 25 млн. человек. В Китае - 1,4 млрд., в Японии - 130 млн., в Северной Корее - 25 млн., в Южной Корее - 50 млн. Соотношение, иными словами, уже 60:1 не в нашу пользу. Средняя плотность населения в Сибири и на Дальнем Востоке - 2 чел./кв.км, в Китае - 140 чел./кв.км, в Японии - более 300 чел./кв.км. Странам Восточной Азии Россия также нужна как источник ресурсов. При этом, сама Россия в настоящее время примерно на 80% зависит от сибирских ресурсов, прежде всего, энергетических. Вероятность конфликта из-за сибирских и дальневосточных ресурсов в обозримой перспективе нельзя сбрасывать со счетов. В целом, на Российскую Федерацию сейчас приходится 2% мирового населения, чуть более 2% мирового ВВП и, при этом, 12% территории мировой суши и природных ресурсов (по некоторым позициям - существенно больше). Это, по высказыванию, приписываемому одному западному политику, «несправедливо». На самом деле, это создаёт огромные риски претензий на наши ресурсы со стороны соседей. Россия при своей малой населённости находится в окружении очень многонаселённых и существенно менее богатых природными ресурсами миров - европейского на западе, мусульманского на юге и восточноазиатского на юго-востоке. Способов устранить или хотя бы снизить риски поглощения и раздела - пусть в долгосрочной перспективе, на данный момент также не предложено.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

Если родились близнецы, то старшим ребенком считается тот, который позже появился на свет. Это воззрение калмыки объясняют довольно оригинально. Дело в том, что если двум братьям нужно выйти из юрты, то, по обычаю, должен выйти сперва младший, отворить дверь и ждать старшего брата. Так и при рождении: кто явился первым на свет, тот и младший. Когда калмык становится совершеннолетним, отец приискивает ему невесту. С этой целью он под каким-либо вымышленным предлогом едет в чужой улус и собирает сведения о тамошних невестах. Выбрав из числа последних понравившуюся ему девушку, он снова приезжает в улус, но уже вместе с сыном и является к родителям невесты. Если последним жених не нравится, они намеками дают ему знать об этом, и гости уезжают обратно; если же они согласны выдать за него свою дочь, то различными обрядами настолько прочно закрепляют будущий брак, что после этого жениху почти не представляется возможности отказаться от него. По смерти калмыка семья его перебирается в другую юрту. Духовных и знатных покойников калмыки сжигают, всех же других зарывают в землю, причем трупу покойника дают сидячее положение, с поджатыми ногами. Сибирские татары – потомки тех татар, которых русские встретили при покорении Сибири. В настоящее время их насчитывается около 90 тысяч. Живут они преимущественно в Тобольской, Томской и Енисейской губерниях; встречаются также в Акмолинской и Семипалатинской областях и в восточной Сибири. Они разделяются на несколько племен, заметно отличающихся одно от другого образом жизни, обычаями и т. п. Большая часть татар ведет оседлый образ жизни; меньшая же часть их, именно татарские племена, живущие в Енисейской губернии, продолжают еще вести полукочевой образ жизни. Сибирские татары занимаются различными промыслами. Так, многие из них обрабатывают землю. Во время полевых работа в татарских селениях можно видеть только старух и детей, неспособных к работе: остальные же работают на сенокосе или на пашне. Вторым промыслом татар служит скотоводство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После отмены каторги (1906 год), а также после завершения Русско-японской войны на острове вводится гражданский строй власти (взамен тюремного). Различные ведомственные учреждения переходят в ведение своих министерств. Для обеспечения правопорядка на севере Сахалина в 1907 году образовывается Сахалинская местная команда. По существующим в те годы законам, при данном учреждении в обязательном порядке открывался православный приход с церковным причтом, в котором числились один священник и один псаломщик. 15 февраля 1913 года Военное ведомство приказом за 129 объявляло об упразднении Сахалинской местной команды . Вслед за упразднением местной команды формировалась новая административная единица – Сахалинская пешая жандармская команда л. 1], в которую переходил действующий церковный причт с. 17]. Как пишет в своей статье Д.А. Кузнецов, основные обязанности, которые возлагались на служащих в военных командах, сводились к проверке паспортов пассажиров судов, прибывавших на остров, охране тюремных учреждений, а также учреждений казначейства и почтово-телеграфных контор. Солдаты зачастую выполняли работу посыльных, сопровождали осужденных на тюремные работы и конвоировали арестантов, вставали на дежурство по команде, лазарету, хлебопекарне, конюшне и т. д. Руководством военных приходов епархий занимались благочинные различных округов. Единственный православный приход для военнослужащих Сахалинской пешей команды входил в состав 3-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. В ней числились церкви: Никольская крепостная пехотно-полевая в крепости Николаевск-на-Амуре; Сибирская флотского экипажа при морских казармах; при штабе Владивостокской крепости на мысе Чуркин; 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в морских казармах; 2-го Восточно-Сибирского стрелкового полка на мысе Эгершельда; 10-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в Гнилом углу; 9-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в Гнилом углу После 1912 года по соображениям целесообразности военный причт на острове Сахалин был закреплен за благочинным 2-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, который объединил все вышеперечисленные приходы.

http://bogoslov.ru/article/6028095

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010