Г. Мачуришвили Литературная школа Н. В мон-ре с раннего периода его существования имелась б-ка, к-рая предположительно была одной из древнейших и богатейших среди груз. монастырских б-к. Это подтверждает один из списков книгохранилища и сокровищ Н., внесенных в рукопись груз. коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. iber. N 50). В списке перечислены рукописи, пожертвованные мон-рю с VI до X в. Долгое время рукописное собрание монастырей Гареджи было единым. В 1702 г. его поделили между 3 монастырями: Н., лаврой Давидгареджи и монастырем Додос-Рка. В рукописи НЦРГ. Q 1040 (XIX в.) указано, что в это время в лавре прп. Давида хранилось 26 древних рукописей, в Н.- 32. Еще один список рукописей Н. сохранился в коллекции Национального архива Грузии (НА Грузии. Ф. 1448. Оп. 1. Д. 3118) и предположительно был составлен в 1811 г. Несмотря на то что большая часть б-ки была уничтожена, на масштабы местных книгохранилищ указывает множество рукописей и документов, созданных в Н. и находящихся в хранилищах древностей по всему миру. По документам видно, что в ранний период своей истории Н., как и др. мон-ри Гареджийского Многогорья, не участвовал в активной лит. жизни, по существу ограничиваясь лишь копированием рукописей, для чего были созданы значительные хранилища. Лит. школа в Н. стала развиваться в XVII-XVIII вв. В Н. находились интеллектуальные силы Гареджи, переводческая работа здесь не осуществлялась. Известны имена мн. деятелей лит. школы Н. этого периода: Гавриил (Сагинашвили) (НЦРГ. A 100, A 130, A 624, Q 1142), Давид (Вачнадзе) (НЦРГ. A 415), Иосиф (Арагвисэристави) (НЦРГ. A 100), Роман (НЦРГ. A 914), Порфирий (НЦРГ. H 2436, H 1433, H 902), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; католикос-патриарх Вост. Грузии в 1724-1737/38 или 1735), Сулхан-Саба (Орбелиани) , Евфимий (Бараташвили) (НЦРГ. A 111, A 515) и др. Отдельно среди произведений, созданных в Н., стоит соч. «Грдемли» Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили), которое вместе с сочинениями «Марцухи» Тимофея (Габашвили) и «Мзаметквелеба» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) относится к развившемуся в Гареджи в XVII-XVIII вв. полемическому жанру и отражает настроения и стремления деятелей пустыни Гареджи (подробнее см. разд. «Гареджийская литературная школа» в ст. Грузинская Православная Церковь ).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Н. В. Крапошина Летопись отечественного литературоведения насчитывает множество имен, оставивших заметный след в духовной истории России и мировой культуре. В. И. Ламанский, И. И. Срезневский , А. А. Шахматов – классики отечественной науки, известные всем исследователям-славистам. Однако в этом списке еще много забытых имен настоящих подвижников своего дела, внесших неоценимый вклад в российскую науку. К таким отчасти забытым именам можно с полной уверенностью присоединить и имя Николая Константиновича Никольского (1863–1936), блестящего знатока древнерусской литературы, археографа, историка церкви. Об этом свидетельствуют и немногочисленные публикации о жизни и научной деятельности ученого, краткие строки в справочной литературе. 620 Лишь с конца 1980-х гг. появляется серия публикаций, свидетельствующих о возросшем интересе исследователей к творчеству Н. К. Никольского . 621 Архивные материалы ученого по изучению Кирилло-Белозерского монастыря были частично использованы в книге А. П. Кирпичникова и И. Н. Хлопина «Великая государева крепость» (М., 1972), а в дни празднования 600-летия основания Кирилло-Белозерского монастыря многие из участников юбилейной конференции упомянули в своих выступлениях имя Николая Константиновича, отметив его выдающийся вклад в изучение истории крупнейшего культурного центра Древней Руси. 622 Основная часть материалов, связанных с научной и общественной деятельностью Н. К. Никольского , хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН (Ф. 247), Санкт-Петербургском Институте истории РАН (фонд Кирилло-Белозерского монастыря, коллекция Н. К. Никольского ), в библиотеке РАН (картотека Н. К. Никольского, семейная библиотека, собрание рукописей), 623 в Санкт-Петербургской Духовной академии (литографированные лекции), отдельные документы удалось выявить в Центральном государственном историческом архиве, Российской национальной библиотеке. 624 В личном фонде Н. К. Никольского отложились документы, связанные с деятельностью ученого в Духовной академии, на посту директора БАН, директора Музея славяно-русской книжности, в Российской Академии материальной культуры, в Психоневрологическом институте, о деятельности в Академии наук, а также в различных обществах и комиссиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель не сказал: Имя Божие есть образ или название власти, а сказал: Имя есть сама власть Божия . Что же такое власть Божия, как не царственная, так сказать, деятельность Его, проявляемая в управлении вселенной и проч. Отсюда ясен вывод, что Имя Божие, как власть Его, есть Бог. 13) Такое же толкование Имени Божия встречается во многих местах книги: Толкование на Псалтирь 622 . Здесь мы укажем на следующие места из неё: «Вознесём Имя Его вкупе»... « Имя Его, т .  е . славу, силу и величие, прославим пред людьми вкупе » ( Пс. 33:4 ) 623 . " Блажен муж, ему же есть Имя Господне упование его ... Имя Господне означает здесь или призывание Имени Божия, или силу и власть Божию, или просто Самого Бога» 624 . «Хвалите отроцы Господа, хвалите Имя Господне... Всем расположением сердца хвалите Имя Его, то есть бесконечную силу и славу Его ( Пс. 112:1 ) 625 ». Из приведённых мест св. Отцов, их толкований и наших пояснений вполне очевидно, что Имя Божие есть действие Божие (энергия) . Если же оно есть действие Божие, то на точном основании церковного учения, выраженного пятью Поместными Соборами в 14-м веке в анафеме против Варлаама, оно есть  – Бог, ибо это анафематствование читается так: » тем, которые мудрствуют и говорят, что Имя Бог выражает только существо Божественное, и не исповедуют по боговдохновенному церковному мудрованию святых, что Имя Бог обозначает равным образом и Божественные действия – анафема «. Значит, Имя Божие, как Божественное действие, есть Бог. Мы также верим, что всякое Слово Божие есть действие Его . Поэтому оно есть не только жизнеподательно и духовно, но само оно есть – Дух, само оно есть  – Жизнь, само оно  – Бог . а) О том, что Слово Божие есть действие Божие и жизнеподательно, св. Симеон Н. Б. говорит: » Слова человеческие текучи и пусты, Слово же Божие живо, непреложно и действенно . Бог истинный « 626 . Этими словами подтверждается, что Слова Божии суть Бог . О том же св. апостол Павел говорит: «Сего ради и мы благодарим Бога непрестанно, яко приемше слово слышания Божия от нас, приясте не яко слово человеческое, но якоже воистину Слово Божие, еже и действуется в вас верующих » ( 1Сол. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), а также профессора Новицкий и Ковшаров были расстреляны. К концу года по делу об изъятии церковных ценностей погибло и было расстреляно более восьми тысяч человек. 1923 год начался усилением антирелигиозной пропаганды; повсеместно проводились показательные суды над Богом. 26 марта заканчивается процесс над группой католиков во главе с архиепископом Яном Цепляком. Архиепископ и прелат Буткевич приговорены к расстрелу. В апреле нарастает волна протестов на Западе против преследований верующих в СССР. В конце марта архиепископ был помилован, а прелат Буткевич расстрелян. 8 мая прозвучал ультиматум министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона с требованием прекратить коммунистическую пропаганду в Азии, а также остановить казни духовенства и верующих. Г. Чичерин и Л. Троцкий обратились к Петроградскому и Московскому Советам с призывом не делать ни одного шага, который мог бы осложнить международную обстановку. Англия угрожала расторгнуть торговый договор от 1921 года. 17 мая Красин встретился в Лондоне с Д. Керзоном и добился десятидневной отсрочки ультиматума. Именно в эти дни патриарх Тихон переводится во внутреннюю тюрьму Лубянки. 16 июня 1923 года он был освобожден и в печати появилось его заявление, в котором он раскаивался в «антисоветских поступках». Верующими этот акт был воспринят как вынужденный – патриарх оклеветал себя, чтобы спасти Церковь . Летом 1923 года намечается перелом в церковной ситуации – духовенство и миряне массами возвращаются в лоно РПЦ, покидая «Живую Церковь ». Наиболее активные епископы продолжали томиться в заключении. Призыв Ленина: «Чем больше число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» 624 , – был воплощен в жизнь. Несмотря на то что патриарх Тихон был освобожден из-под стражи, а «Живая Церковь », инспирированная ГПУ, теряла свое влияние, продолжались аресты епископов, сохранивших верность патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

608 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 154. 611 Суетов Ф. О высочайше утвержденном при Св. Синоде особом Присутствии для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению Всероссийского Собора. Ученые записки Императорского Юрьевского университета. Юрьев, 1912. С. 95. 615 См.: Преображенский И. Возможность и преимущество церковной реформы без созыва Собора. Колокол. 1908. 15, 19 ноября, 26, 30 ноября, 3, 18, 19 декабря. 616 Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1912 год. Сессия пятая. СПб., 1912. Ч. 3. Стб. 47. 620 Мать Мария. Типы религиозной жизни. Вестник русского христианского движения. 1997. 176. С. 8. 621 «Чудные корни завалены мусором, и религия – тупым формализмом, внешностью, самодержавие – бюрократией, этические элементы – той же религиозной внешностью и ложными учениями, – писал еще в 1906 г. известный своими консервативными взглядами неославянофил генерал A. A. Киреев. – Для того чтобы все это исправить, нужно все это понять! Но ведь...» (Дневник A. A. Киреева. Рукописный отдел Российской Государственной Библиотеки. Ф. 126. Д. 14. Л. 184-об.). 623 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 263. 624 Гиппиус 3. Петербургские дневники. 1914–1919. Живые лица. Стихи. Дневники. Тбилиси, 1991. Т. I. С.300–301. 626 Вспоминая то время, митрополит Евлогий (Георгиевский) пишет, что «диаконы иногда путали и возглашали «Многая лета» – «благоверному Временному правительству... " » (Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 263). К сожалению, диаконы не путались, а лишь выполняли предписанное им сверху. То, что спустя много лет казалось митрополиту ошибкой отдельных клириков; на самом деле являлось установкой Св. Синода. 630 Смолич И. К. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917–1918 гг. (К истории взаимоотношений между государством и Церковью в России). История Русской Церкви. 1700–1917. Т. VIII (2). М., 1997. С. 723.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

Согласно Житию св. Айхарда († 687?), ученика св. Филиберта и впосл. аббата мон-ря Гемметик (см. ст. Жюмьеж ), святой род. ок. 624 г. в Пиктавии и был передан для обучения ученому мон. Ансфриду из обители св. Илария (ActaSS. Sept. T. 5. P. 86). Житие было составлено в X-XI вв., однако, возможно, основывалось на более ранних источниках. В Житии св. Леодегария, еп. Августодунского († 678), сообщается о том, что его тело временно находилось в пиктавийской базилике св. Илария. В нек-рых рукописях слово «базилика» заменено словом «монастырь», однако это является следствием исправлений поздних редакторов (ActaSS. Oct. T. 1. P. 426, 481). В 3-й четв. VII в. аббат Хроскельм, вероятно, настоятель базилики св. Илария, основал мон-рь Богоматери в Нобилиаке (Нуайе, ныне Нуайе-Мопертюи) ( Levillain. 1910. P. 245-250). Основание монашеской обители при базилике можно связывать с деятельностью кор. Бальтхильды (см. Батхильда , † 680), к-рая в 657-665 гг. как регентша при малолетнем кор. Хлотаре III принимала активное участие в жизни франк. Церкви. В частности, Бальтхильда преобразовала ряд крупных пригородных базилик в мон-ри, даровала им привилегии и вывела их из епископской юрисдикции ( Wood. 1994. P. 199-200). По мнению нек-рых исследователей, с деятельностью Бальтхильды было связано также основание мон-ря св. Илария ( Nelson J. Queens as Jezebels: Brunhild and Balthild in Merovingian History// Idem. Politics and Ritual in Early Medieval Europe. L.; Ronceverte, 1986. P. 40). В 732 г. базилика была разграблена арабами. Согласно «продолжению» Хроники Псевдо-Фредегария, «они дошли до Пиктавия и после сожжения базилики св. Илария - великая это скорбь - решили разорить и дом блаженнейшего Мартина» ( Fredegarius Scholasticus. Chronicae: Continuationes. 13//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 175). В 768 г. майордом Пипин Короткий издал грамоту на имя Бертина, «аббата мон-ря св. Илария, покровителя нашего города Пиктавий, где сам он, драгоценный, почивает своим телом», в к-рой подтвердил привилегии мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389089.html

620 См.: Е. Stein . Ein Kapitel vom persischen und vom byzantinischen Staate. — Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. 1, 1920, SS. 76, 84; E. Darko . La militarizatione dell " impero Bizantino. — Studi bizantini e neoellenici, vol. V, 1939, pp. 88—99. 621 См. статьи Ю. А. Кулаковского по этому вопросу, опубликованные в третьем томе его «Истории Византии» (СПб., 1996, с. 334—380). См. также: L. Brehier. - Journal des Savants, n. s., vol. XV, 1917, p. 412, 505. Примечание научного редактора. 622 Ф. И. Успенский . История Византийской империи. СПб., 1914, т. 1, с. 685—686; Ю. А. Куликовский . История Византии, СПб., 1996 т. III с. 341—342. 623 E. Stein in: Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. 1, 1920, SS. 84—85. 624 Е. Stein . Studien zur Geschichte des byzantinischen Reiches... S. 140; G. Ostrogorsky . Uber die vermeintliche Reformtatigkeit der Issaurier. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXX, 1929—1930, SS. 397—400. 625 См.: R. Lopez . Byzantine Law in the Seventh Century and its Reception by the Germans and the Arabs. — Byzantion, t. XVI, 2, 1944, pp. 445—461. Текст «Новелл» Ираклия есть в следующих изданиях: К. Е. Zacharia van Lingenthal . Jus graeco-romanum, vol. III, pp. 38—48; J. et P. Zepos . Jus graeco-romanum, vol. I, pp. 27—39. 626 К. Krumbacher . Geschichte der byzantinischen Litteratur... S. 709. 627 С. Л. Епифанович . Святой Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915, с. 137; К. Krumbacher . Geschichte der byzantinischen Litteratur... SS. 63, 141. 628 А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898, с. 50—52. 629 См.: Н. Gelzer . Leontios " von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien. Leipzig, 1893, S. XLI. 630 Мысль А. А. Васильева здесь не очень ясна, ибо между первой и второй фразой есть очевидное противоречие. Сперва автор говорит о том, что ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни. Далее же автор заявляет, что небольшое количество памятников все же сохранилось. Вероятно, учитывая конец абзаца, автор хотел сказать, что единственные памятники византийского искусства VII века сохранились за пределами собственно империи, показывая влияние византийского искусства на соседние народы. Эта стилистически неудачная формулировка восходит к первому американскому изданию (vol. 1, р. 283) и повторена без изменений во французском варианте —1. 1, р. 308. Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

Что касается ближайшим образом свидетельской присяги этой формы, то она действовала по документальным данным с 1659 года во все XVII-e столетие и, благодаря частому применению ее особенно в повальных обысках, сделалась очень популярной, как о том может свидетельствовать по-видимому сохранившаяся в простонародье форма божбы: «вот ей, ей»; «вот ей Богу»... В XVIII столетии с судебною реформою Петра в наши суды перенесена была иноземная форма присяги: «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом»; а форма Никоновской присяги, так согласная с канонами Православной Церкви была основательно позабыта. И с тех пор «открылась широкая дверь – выражаясь языком византийского канониста – клятвопреступлению». Проф. Н. Заозерский Тареев М.М. Страница из недавней истории богословской науки: [ревизия академий за 1908 год 623 ] (Начало)//Богословский вестник. 1917. 6/7. С. 108–116. —108— В 1908 г. была произведена ревизия духовных академий по всем частям академической жизни. Московскую (и Петроградскую) академию ревизовал Димитрий, архиепископ Херсонский, в сотрудничестве с проф. М. Л. Остроумовым (по административной и редакционной) и управляющим синодальным контролем И. С. Даманским (по хозяйственной части). Преосвященным Димитрием был представлен в Св. Синод отчет о ревизии. Отчет по обозрению Московской Духовной Академии в сентябре-октябре 1908 (Димитрия архиеп. херсонского и одесского). (Отрывок первый). .... Обращает на себя внимание программа чтений по Нравственному богословию, 1906 7 года. Она кратка, – переписываю ее всю. Первое полугодие. Типы современной этической мысли. 1 . Утилитаризм. 2. Эволюционизм, 3. Позитивизм. 4. Социальная этика и социализм. —109— Второе полугодие: Евангельское учение. 1 . Ветхозаветная основа евангельского учения. 2. Бог Отец. 3. Вечная жизнь. 4 . Царство Божие. Вот и все нравственное богословие. Полгода слушали о всяких измах 624 . А во втором полугодии не услышали о Христе и жизни возрожденного благодатью Св. Духа человечества 625 . Неужели последними тремя §§ общего характера, «с ветхозаветной основой евангельского учения», исчерпывается христианское нравственное богословие? И это после того, как в течение целого первого полугодия профессор раскрывал пред студентами утилитаризм и проч.!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

соб.). Воин неожиданно возвратившийся мог взять свою жену и оставить ее, как доказанную прелюбодейку – по 9 и 21 прав. Василия Великого ; 3) умопомешательство; по древним правилам церкви и по древним государственным законам, оно не составляло основания к разводу (сравн. 15-е правило Тимофея Александрийского; впрочем, говорит он, я не имею и не обретаю, что на сие отвещати; сравн., Dig. 23, 11. 16. § 2); напротив – по позднейшему византийскому, принятому и церковью, только тихое или простое безумие не было поводом к разводу, – рекомендуется человеколюбие, терпение и преданность другому супругу, – а не mania furiosa, опасная для совместной жизни и не дающая надежды на выздоровление (муж должен терпеть три года, жена – 5 лет. См. Nov. импер. Льва CXI. Zachar. t. III. стр. 213–218); 4) принятие епископского сана и монашеский обет, так как ангелоподобная жизнь есть высшая степень христианского совершенства сравнительно с браком 622 . Эти византийские постановления о расторжении в общем были приняты и нашей древней церковью 623 . Современные русские законы 624 признают следующие поводы к расторжению: прелюбодеяние и неспособность к брачному сожитию 625 ; уголовное преступление, соединенное с лишением всех прав состояния 626 и безвестное отсутствие 627 . Современное русское общество и печать требуют реформ по вопросу о расторжении браков, и как по материальному праву, так и по процессу. По процессу – изменений в существующих бракоразводных формах; а по материальной стороне – увеличения оснований к разводу. Требования справедливые. Правда, охраняя нравственную и юридическую природу брака, как основу церковного и общегосударственного строя, государство и церковь не могут допустить личного соглашения или произвола по вопросу о расторжении, но они не должны также ради общего интереса жертвовать и частным благом. Кто не знает, что значительное число семейных преступлений прямо зависит у нас от отсутствия необходимых законов о разводе. Равным образом неудовлетворителен и современный процесс по делам бракоразводным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010