«Три защитительных слова...» написаны преподобным Иоанном Дамаскиным в конце 20-х-начале 30-х годов VIII в. в связи с иконоборческим движением, получившим широкое распространение в Византии как государственная политика императора Льва III Исавра (717–741) и продолжившимся до торжественного восстановления иконопочитания в 842 году (празднуется в неделю Православия) праведной императрицей Феодорой († ок. 867). Вместо древних прообразов – изображаем Агнца, вземлющего грех мира, по человеческому образу На некоторых изображениях честных икон начертывается указываемый пальцем Предтечи Агнец, который принят во образ благодати, представляя предуказанного нам Законом истинного Агнца, Христа Бога нашего. Итак, с любовью принимая образы и тени, как символы и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение Закона. Итак, чтобы хотя бы посредством изображения представить совершенное глазам всех, мы определяем запечатлевать отныне на иконах вместо древнего агнца по-человеческому образу Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего, чтобы через уничижение Бога Слова усмотреть высоту Его смирения и руководиться к воспоминанию Его жизни во плоти, страдания и спасительной смерти и происшедшего отсюда искупления мира. 82-е правило VI Вселенского собора (Трулльского). Изображения – ступени Откровения Бога Всякое изображение делает ясными скрытые вещи и показывает их. Я хочу представить некоторый пример: человек, потому что душа его облечена телом, как ограничиваемый местом и временем, не обладает неприкровенным знанием ни невидимого, ни того, что будет после него, ни того, что отделено местом и находится на далеком расстоянии, поэтому для указания знанию пути и объяснения и обнаружения скрытого придумано изображение; вообще же для пользы и благодеяния, и спасения, чтобы при помощи делаемых известными и торжественно открываемых (через посредство икон) предметов мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему, от противоположного же, то есть зла, отвратились и возненавидели его.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

, Archbp. The Church of the Ancient Councils. N. Y., 2000; Мейендорф И. , прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000; Цыпин В. , прот. Курс церковного права. М.; Клин, 2004. С. 67-70, 473-478. Прот. Владислав Цыпин Гимнография Воспоминанию Вселенских Соборов посвящены неск. дней литургического года. Близкая к совр. система празднуемых памятей Вселенских Соборов присутствует уже в Типиконе Великой ц . IX-X вв. Гимнографические последования этих дней имеют много общих чтений и песнопений В Типиконе Великой ц. есть 5 памятей Вселенских Соборов, имеющих гимнографическое последование: в 7-ю неделю (воскресенье) по Пасхе - I-VI Вселенских Соборов ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 130-132); 9 сент.- III Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 22); 15 сент.- VI Вселенского Собора (Ibid. P. 34-36); 11 октября - VII Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 66); 16 июля - IV Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 340-342). С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая - I Вселенского Собора; 3 авг.- II Вселенского Собора; 11 июля - IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмц. Евфимии); 25 июля - V Вселенского Собора. Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) В студийском Синаксаре сравнительно с Типиконом Великой ц. количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272), 11 окт.- VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289); в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля - Там же. С. 353-354). В студийских Типиконах др. редакций - малоазийской и афоно-италийских XI-XII вв., а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется 1 или 2 раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588-589; Arranz. Typicon. P. 274-275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301), в нек-рых южноиталийских и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860).

http://pravenc.ru/text/155488.html

Скачать epub pdf Воспоминание Седьмого вселенского собора Память 11 октября Одиннадцатого октября св. Православная Церковь творит воспоминание о святых отцах седьмого Вселенского Собора. Поводом к созванию его благочестивою царицею Ириною и Константинопольским патриархом Тарасием была, так называемая, ересь иконоборцев. Начало ереси сей восходит ко временам императора Льва Исаврянина, издавшего указ, предписывавший выносить святые иконы из церквей и домов и сожигать их на площадях, а равно и уничтожать изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников, поставленных в городах на открытых местах или находящихся на стенах храмов. Когда народ стал препятствовать исполнению сего указа, тогда к гонимым им святыням Лев присоединил и их ревностных почитателей. Тотчас же было издано повеление, убивать всех, составлявших толпу. И много – в особенности женщин – пало в тот день от мечей иконоборцев за свою любовь и ревность к святым иконам. Затем император приказал закрыть высшую богословскую школу Константинополя и тем лишить православных того победоносного оружия в борьбе с иконоборцами, какое они умели извлекать из основательного богословского образования. Некоторые из Византийских историков говорят даже, будто он в тех же целях сжег и богатую, имевшуюся при ней, библиотеку. Но гонитель отовсюду встречал резкое противоречие своим распоряжениям. Из Сирии, из Дамаска, против них писал святой Иоанн Дамаскин . Из Рима, по смерти Григория II-ro 6543 продолжал писать преемник его, папа Григорий III-й. А из других мест отвечали на них даже открытыми восстаниями. Сын и преемник Льва Константин Копроним 6544 , не отступая от направления, принятого его отцом в отношении к вопросу о почитании св. икон, решился воздействовать главным образом на духовенство, потому что деятельными противниками иконоборцев были повсюду преимущественно епископы и иноки. Для сей цели он постарался созвать собор 6545 , на котором было осуждено иконопочитание. Ближайшим следствием лжевселенского собора было то, что иконы были выброшены из церквей и большей частью сожжены, живописные и мозаичные священные изображения на стенах храмов затерты известью. Не избег такой участи даже великолепный Влахернский храм Богоматери на стенах которого лучшими художниками была изображена вся земная жизнь Богочеловека, все Его чудеса, все события Евангельской истории, оканчивая сошествием Св. Духа на Апостолов. От гонения на иконы Копроним перешел к гонению на святые мощи; их велено было выбрасывать. Так поступлено было, например, со св. мощами великомученицы Евфимии 16 сентября из храма и ввержены в море, а великолепный Халкидонский храм, посвященный ее имени, обращен в казармы. Считая иноков главными поборниками иконопочитания, Копроним решился закрыть все монастыри. Многие монастыри Константинополя, начиная с знаменитого Далматского, были обращены в казармы или разрушены. Много иноков было замучено. При сем обыкновенно разбивали головы иноков на тех самых иконах, в защиту коих они выступали.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf IV. III-й Вселенский Собор (в Ефесе, 431 г. – 1500-летие в 1931 г.) 2 В 1925 г. мы праздновали 1600-летний юбилей I Никейского Вселенского Собора. В этом году наступило 1500-летие III Вселенского Собора в Ефесе. За предстоящие 55 лет, в 1951, 1953, 1980, 1981 и 1987 гг. христианский мир справит юбилеи всех семи вселенских соборов, сообразно с шумным характером нашего века более ярко, чем это делали иногда специальные богословские круги в прошлом столетии. Церковно-историческая наука, вероятно, как всегда, с честью выполнит свой долг. Пыль веков от хартий отряхнув, развернет пред немногими, желающими внимать ей, правдивые сказания древности. Но сердце современности, современности церковной (о безцерковной не приходится и упоминать) почувствует ли себя разбуженным этими воспоминаниями о страстных и трагических борениях дней давно минувших? Коснутся ли хоть как ни будь темы, когда то волновавшие и раздиравшие на части античную вселенную, души наших церковных масс? Воспразднует ли церковь литургически – ведь здесь бьется ее пульс – свои былые победы, как что то живое и понятное до сего дня? Едва ли. Пока нет на то никаких признаков. Мы не звонили в колокола 22-го июня, когда открылся собор в Ефесе в 431 г., мы не воспели ему ни одной новой стихиры. Не забилось ни одно сердце. В жизни церкви что-то произошло, отшумели и перевернулись какие-то страницы, и самочувствие церкви стало иным. Нет лучшего доказательства исторической изменяемости церкви, как этот не надуманный, органически сам собой происшедший, более чем тысячелетний перерыв ее практики вселенских соборов. Разумеется, драгоценный залог веры церковной пребывает неизменно все тот же. Каждый день в круге богослужебном и круге праздничном мы живем вместе, как с живыми, со Христом и апостолами, с пророками и Предчетей, с Богородицей и святыми. На земле, как на небе. Во времени, как в вечности. Как бы неизменно, бессмертно. Но догматический разум церкви явно подлежит власти времени и истории. Моменты кипения сменяются веками охлаждения. Бури – долгим затишьем. Жгучий интерес – забвением и равнодушием.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

VII Вселенский собор (787 г.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Местом нового созыва собора была намечена Никея. Город, недалекий от столицы, и все же это была не сама вечно бурлившая и делавшая дворцовые перевороты столица. Город, славный по воспоминаниям ο Ι-м Вселенском соборе. Так как епископы прежнего созыва разъехались и папские легаты были уже в Сицилии, императрица в мае 787 г. начала рассылку приглашений по всей империи к прежним делегатам на новый съезд в Никею. Папа откликнулся одобрением этого нового созыва собора. Β своем письме к Карлу Великому он пишет в западном стиле: et sic synodum istam secundum nostram ordinationem (!) fecerunt. Вот образец западных иллюзий о смысле действий Востока. Делегаты были в большинстве своем прежние: те же два пресвитера Петра от Рима; те же формально прикрытые представители трех арабских патриархатов — Иоанн и Фома. На первом месте подписывались римляне, затем патриарх Константинопольский, и за ними — уже представители прочих патриархов, Иоанн и Фома. Фактическим председателем и руководителем прений был Тарасий, ο προκαθεμονος, как зовут его оба римских Петра. Ирина и Константин лично не присутствовали в Никее. Их представляли: комит (граф) Петрона и начальник штаба Иоанн. Впоследствии патриарх Никифор в письме к папе Льву III называет этот собор «собором 350 отцов.» Никифор был молодым секретарем на соборе и знал положение дел. Число присутствовавших на соборе действительно доходило и до 350, и даже до 368. Но список максимум полноправно подписавшихся не превысил 308. Заранее позаботились, чтоб собор был не малочисленнее иконоборческого собора 754 г., на котором было не меньше 338 человек. Особенностью собора было привлечение на него множества монахов — πλαθυς μοναχων, покрывших 131 подписью деяния собора под главенством Саввы, игумена Των Στουδων, и Платона, игумена Σακκουδενος. Хотя и говорится во вступлении к протоколам собора, что монахи вместе с императорскими чиновниками не были решающими членами — καθεσθντες, a лишь συμπαρντες κai κρομενοι, но на втором заседании постановили, что они имеют право голоса. Монахи спросили сами: имеют ли они право подавать свои голоса? И получили через Тарасия утвердительный ответ, что «таков порядок, что каждый из присутствующих на соборе голосует свое убеждение, η ταξις εστιν, εκαστω των ευρισκομενων εις συνοδον εκφωνειν την εαυτου ομολογιαν.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435407/

О некоторых особенностях иконографии Распятия Ил. 1. Эль Греко. Распятие. 1588 г. До недавнего времени бытовало мнение, что образ Распятия не встречался в христианском искусстве, пока существовала крестная казнь . И только якобы с V века, когда цивилизованное человечество окончательно оставило ее в прошлом и воспоминания о ней стали преданием, тогда и появляются первые изображения страданий Христа, причем сначала весьма условные, как бы намеками, а не в виде реальных сцен. Однако не так давно в местечке Ирунья Велея на севере Испании был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия, предположительно датируемый III веком от Р.Х. . А вскоре последовала еще более удивительная находка – на Святой Земле, о которой поспешила сообщить пресса: на Елеонской горе археологическая экспедиция обнаружила якобы раннюю христианскую могилу, в которой был найден и крест. Открытия эти, правда, еще не получили надежных оценок специалистов, но и до них некоторые исследователи считали, что первые изображения Распятия восходят к I–III векам. Дошедшие до нас наиболее известные памятники относятся лишь к V веку. Назовем здесь два из них: Распятие на рельефе двери в церкви Санта-Сабина в Риме и на таблетке Британского музея. Выразительно изображение на британском авории, представляющее собой рельеф того же времени, с уже развитой иконографической программой Распятия. На римской же двери – просто три человеческие фигуры с крестообразно распростертыми руками, одна из которых – центральная – крупней двух других. Поэтому совершенно неосновательно утверждение Ю.Г. Боброва: «Изображение исторического распятия с фигурой Христа стало распространяться лишь после решений Вселенского Собора 692 года, отменившего символические замены образа Христа» . Сами памятники опровергают подобные мнения. Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.

http://pravoslavie.ru/999.html

Скачать epub pdf ЕВХАРИСТИЯ В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ), приносимый в Жертву священниками. И истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего Воскресения. I Вселенский Собор ( 113, 520 ). Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его» ( Ин. 6, 53 ), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим. III Вселенский Собор ( 113, 520 ). Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших, Бескровную Жертву, совершающуюся в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл «образом» Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53 )... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 53; 56 ); и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф. 26, 26 ), но Он не сказал: «приимите, ядите образ Тела Моего» Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, «образом», но самим Телом и самою Кровию. И хотя прежде чем совершится освящение, некоторым из святых отцов казалось благочестивым называть хлеб и вино «вместообразными», но по освящении они становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем. Дeяhuя VII Вселенского Собора ( 113, 521 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2023 год» 25 августа 2022 г. 14:58 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет «Месяцеслов для проскомидии на 2023 год». Издание предназначено для священнослужителей, оно специально разработано и адаптировано для использования при совершении проскомидии. Особенности этого Месяцеслова по сравнению со стандартными месяцесловами и календарями заключаются в следующем: из формуляра обычного месяцеслова убраны указания уставных чтений, указания празднований в честь икон Божией Матери и другие события, не относящиеся к поминовению святых; оставлены только названия праздников, недель, седмиц, особых дней, предпразднств, попразднств и т.п., чтобы можно было удобно ориентироваться в календарной сетке не только по числам. Названия дней отнесены от чисел вправо и заключены в круги для лучшего восприятия. Напечатан Месяцеслов на мелованной матовой бумаге полноцветной печатью, что позволило использовать различные цвета, не только черный и красный. Начало месяца по старому и новому стилям выделяется цветной пастельной заливкой. Месяцеслов начинается с января и заканчивается 31 декабря по новому стилю. Также для улучшения восприятия введен контраст между надписаниями дней и списком святых этих дней. В будних днях надписания голубого цвета, а святые — черного. В праздничных днях надписания ярко-красного цвета, а святые — бордового. Фамилии новомучеников, века и года кончин, а также второстепенные словосочетания «обретение мощей», «перенесение мощей», «прославление...», «воспоминание...» и т.п. оформлены уменьшенным светлым шрифтом (серым в буднях, бледно-розовым в праздниках), что позволяет видеть только нужную для поминовения информацию. Указания о Литургии даны курсивом зеленого цвета мелким кеглем. Над непривычными и сложными именами и топонимами проставлены ударения согласно месяцеслову Служебника. Все памяти событий перестроены в прямые поминовения. Например, было «Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786)» — стало «Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (перенесение мощей, 1786)», то же с многочисленными обретениями мощей. Было «Воспоминание III Вселенского Собора (431)» — стало «Святых отцов III Вселенского Собора (431)» и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/5952809.ht...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й У день пам " Вселенського Собору звершено в в для друку 22 вересня 2023 р. 13:54 22 сентября 2023 года, в день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны и воспоминания III Вселенского Собора (431), ответственный за организацию окормления верующих Московского Патриархата на территории Турецкой Республики священник Георгий Сергеев совершил Божественную литургию в храме Пресвятой Богородицы в Эфесе, где проходил Собор. Его Преподобию сослужил окормляющий общину Московского Патриархата в Анталье иерей Алексий Головин. За богослужением молились руководитель Русского дома в Анкаре Александр Сотниченко, паломники, прибывшие из Стамбула, Измира, Анталии, Мармариса и Кушадас. По окончании Литургии священник Георгий Сергеев обратился к верующим со словом, в котором разъяснил догматы III Вселенского Собора. Священнослужитель поблагодарил Министерство культуры и туризма Турции за разрешение на совершение богослужения в храме Пресвятой Богородицы, расположенном в городе-музее Эфес, а также председателя Русского общества культуры имени А.И. Солженицына Андрея Пономарева за помощь в организации паломничества верующих. III Вселенский Собор состоялся в 431 году в городе Ефесе (Малая Азия) в царствование императора Феодосия Младшего (408-450). Собор был созван для рассмотрения Церковью лжеучения Константинопольского Патриарха Нестория (428-431). Собор осудил ересь Нестория и подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Господе Иисусе Христе Одно Лицо (Ипостась) и два естества — Божеское и Человеческое, а Пречистую Матерь Господню восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу. Святые отцы Собора издали восемь правил и «Двенадцать анафематизмов против Нестория» святителя Кирилла Александрийского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6061791...

В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2024 год» 14 сентября 2023 г. 18:53 В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2024 год». Издание предназначено для священнослужителей, специально разработанно и адаптированно для использования при совершении проскомидии. Особенности этого Месяцеслова по сравнению со стандартными месяцесловами и календарями заключаются в следующем: из формуляра обычного месяцеслова убраны указания уставных чтений, указания празднований в честь икон Божией Матери и другие события, не относящиеся к поминовению святых; оставлены только названия праздников, недель, седмиц, особых дней, предпразднств, попразднств и т.п., чтобы было удобно ориентироваться в календарной сетке не только по числам. Названия дней отнесены от чисел вправо и заключены в кружки для лучшего их восприятия глазом. Месяцеслов напечатан на мелованной матовой бумаге полноцветной печатью, что позволило использовать разные цвета, не только черный и красный. Начало месяца по старому и новому стилям выделяется цветной пастельной заливкой. Начинается Месяцеслов с января и заканчивается 31 декабря по новому стилю. Для улучшения восприятия введен намеренный контраст между надписаниями дней и списком святых этих дней. В будних днях надписания голубого цвета, а имена святых — черного. В праздничных днях надписания ярко-красного цвета, а имена святых — бордового. Фамилии новомучеников, века и года кончин, а также второстепенные словосочетания «обретение мощей», «перенесение мощей», «прославление...», «воспоминание...» и т.п. оформлены уменьшенным светлым шрифтом (серым в буднях, бледно-розовым в праздниках), что позволяет видеть только нужную для поминовения информацию. Указания о Литургии — положено или не положено служить Литургию, и если положено, то какую, — даны курсивом зеленого цвета мелким кеглем. Над непривычными и сложными именами и топонимами проставлены ударения согласно месяцеслову Служебника. Все памяти событий перестроены в прямые поминовения. Например, было «Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786)» — стало «Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (перенесение мощей, 1786)», и так же с многочисленными обретениями мощей. Было «Воспоминание III Вселенского Собора (431)» — стало «Святых отцов III Вселенского Собора (431)» и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/6059261.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010