Во исполнении же времен послал еси Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, раждаемаго от жены Приснодевы Марии: иже зрак раба приим, и в подобии человечестем быв, подобие своего Пречистаго образа, к своему Божественному лицу убрус приложив, изъобрази, и авгарю едесскому князю посла, и тем от недуга того исцели, и всем к нему приходящым, и верою кланяющымся, неисчетная исцеления и многая благодеяния чудодействуяй подаваше. И мы убо, о всеблагий и щедрый Владыко, сия образы возлюбленнаго Сына твоего, в воспоминание спасительнаго воплощения, и всех преславных его чудес, страстей же и распятия и смерти, и преславнаго воскресения, и на небеса вознесения, и всех его благодеяний, яже на земли, яко человек явився, человеческому роду показа, о нихже нам Божественная Еванглиа ясно повествуют: такожде Пречистой его матери, яко честнейшей и всея твари вышшей, и у тебе приятнейшей молитвенницы и предстательницы нашей: ангелов же и пророков, и апостолов богогласных, мучеников и святителей, и преподобных, и всех святых, яко твоих угодников, рабов же верных и присных другов, и твоих истинных сущих образов не боготворяще, но ведуще, яко почесть образа на первообразное восходит, в святом Твоем сем храме пред твоим величеством честно предложихом, и припадающе прилежно молим: призри милостивно на ны и на образы сия, и явления ради во плоти возлюбленнаго Сына твоего, и всего его спасительнаго плотскаго Божественнаго смотрения, в егоже воспоминание и славу, и молитвами Пречистыя и преблагословенныя его матере, святых небесных сил безплотных, честнаго пророка предтечи и крестителя Иоанна, богогласных пророк, духоносных апостол, добропобедных мученик, святителей же, и преподобных и праведных, и всех святых Твоих, в ихже честь и память сия устроихом, посли на ня твое небесное благословение и благодать Пресвятаго Духа, и благослови и освяти я, и подаждь им силу целебную, и всех диавольских козней прогонительну, и исполни я благословения, силы же и крепости, еяже богатно влиял еси на оный святый нерукотворенный образ, прикосновением Пресвятаго и Пречистаго Божественнаго лица Единороднаго Сына Твоего, во еже силам и чудесем и теми действоватися, во утверждение православныя веры и спасение людей твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери. В день опресноков Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников - Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, - самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую - великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. В этот день каждый год варится миро, патриарх освящает его и раздает в приходы. Миром помазуются во время совершения таинства Крещения. =============================================== Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) - богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату - Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа; время крестных страданий Христа - шестым часом; время смерти - девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. Все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. При каждом чтении предстоящие зажигают свечи. Это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=9&iid=20...

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже. Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня. Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8). Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно. Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

http://pravoslavie.ru/98568.html

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних . Великая Пятница  29 апреля в 2016 году — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы . Утром в Великую Субботу, 30 апреля в 2016 году, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох . В этот день разрешается вкушение вина. В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов. Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня. Сорок мучеников Севастийских 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти совершается литургия Преждеосвященных Даров (если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем). Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни. Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки» . Благовещение в 2016 году Значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста. Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба. За исключением случаев, когда Благовещение попадает на Страстную Седмицу. Строгий пост

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?». Среда Страстной седмицы повествует о предательстве Иудой Иисуса Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании - селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа. Великие дни В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. Утром совершается Божественная литургия, во время которой христиане (конечно, у кого есть возможность в рабочий день) стараются обязательно причаститься. Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста - чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя. Весь следующий день Великого пятка, собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии - распятии Христа. Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Богослужения Великого вторника продолжают погружать нас в самые главные смыслы Страстной недели. Во время прямой трансляции богослужения Великого Вторника мы можем услышать пениее  тропаря Се Жених грядет , в основе которого лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). Это именно те слова, которые Христос произнес в  тот самый  Вторник, накануне Своих Страстей. 10.04, 17:55, вечернее и утреннее богослужение. Соловецкий монастырь Вечернее богослужение. 10.04, 17:45, Свято-Елисаветинский монастырь Утреннее богослужение. 11.04, 6:00, Свято-Елисаветинский монастырь Прямая трансляция богослужения Великой Среды Великая Среда – день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И в этот же день вспоминается, как некая женщина-«грешница» возлила драгоценное миро на голову Спасителя и таким образом приготовила Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок. Следя за прямой трансляцией богослужения Великой Среды мы можем услышать песнопения, посвященные в том числе именно этим двум событиям. 12.04, 8:30. Великая Среда. Часы. Изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров Прямая трансляция богослужения Великого Четверга Великий четверг –  день установления Таинства Евхаристии. В храмах совершается два богослужения. Утром – Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером – Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Прямая трансляция богослужения Великого Четверга, конечно, не заменит нашего присутствия на литургии в день, когда обычно причащаются все верующие православные христиане. Но зато может помочь организовать домашнюю молитву с чтением 12 Евангелий о страданиях Христа. Лучше всего заранее приготовить текст утрени и 12 Евангелий . 13.04, 10:00 Литургия. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери 13.04, 8:00. 12 Евангелий. Последование Святых спасительных Страстей Господа Иисуса Христа Прямая трансляция богослужения Великой Пятницы В Великую пятницу мы вспоминаем Страдания и Смерть Господа нашего Иисуса Христа. В это день совершается аж три богослужения: у тром – Царские Часы, Изобразительные; днем – Вечерня и Малое Повечерие, Вынос Плащаницы; вечером – Утреня, Чин погребения. Мы прихожим в храмы утром – чтобы услышать евангельские чтения о суде над Христом, днем – для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование, вечером – чтобы совершить Чин погребения. Не имея возможности из-за чрезвычайных обстоятельств присутствовать в храме, мы можем зажечь дома лампаду, приготовить тексты богослужений и включить прямую трансляцию богослужения Великой Пятницы – чтобы хотя бы так соприсутствовать тому, что происходит в это время, так пережить эти страшные евангельские события. Тексты служб Великой пятницы – самые сильные и впечатляющие богослужебные тексты. Важно не пройти мимо них.

http://foma.ru/transljacija-bogosluzheni...

Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — начала XX веков. В 1764 году монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 годах в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины. В середине XIX века (до 1866 года) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни. Церковь была закрыта в начале 30-х годов (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. Современное состояние [ править править код ] До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения. На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, совершаются паломнические поездки. Престольные праздники [ править править код ] Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа — переходящая дата Рождество Христово — 7 января Иоанн Предтеча, пророк — 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор Контакты [ править править код ] Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Калужская дом 46 Телефон: +7(916)146-40-36 Как добраться: от станции " Серпухов " любым автобусом до остановки " Ул. Чехова " Паломнику [ править править код ] Собор открыт ежедневно: Понедельник — Пятница 11:00-16:00 Суббота 7:30-18:00 Воскресение 7:30-16:00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Распятия...

С праздником всех вас! " Предстоятель Русской Православной Церкви также поздравил награжденных священнослужителей, пожелав им дальнейших благоуспешных трудов во Славу Божию. 24 апреля в праздник Входа Господня в Иерусалим Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и собор московских клириков. К празднику Святой Пасхи за усердное служение Церкви Божией Святейший Патриарх Алексий удостоил богослужебных церковных наград ряд священнослужителей Москвы. По окончании Божественной литургии Патриарх Алексий обратился к молившимся с Первосвятительским словом: " Преосвященный Владыко, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю всех вас с праздником Входа Господня в Иерусалим, праздником, вводящим нас в Страстную седмицу. Причастников Святых Христовых Таин, соединившихся сегодня в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, я поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Желаю всем вам провести Страстную седмицу, наполненную воспоминаниями об искупительном подвиге Господа нашего, в воздержании от грехов, в молитвенном и мирном душевном настроении, ибо если мы сумеем стяжать оное, то тогда сможем в радости встретить светлый, спасительный праздник Воскресения Христова. Сегодня мы вспоминаем, как после воскрешения Господом Четверодневного Лазаря тысячи жителей Иерусалима встречали Спасителя, устилая Его путь свежесрезанными пальмовыми ветвями и восклицая: " Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! " (Мф. 29. 9). Дай Бог, чтобы все мы в своей жизни пережили чувство радости встречи с Господом. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали: " Господь близ есть " (Флп. 4. 5). Господь близок к каждому из нас. В Таинстве святой Евхаристии мы соединяемся с Господом и ощущаем, что Он с нами. Дай Бог, чтобы в эти святые, особые дни, когда мы вспоминаем Крестную жертву Спасителя мира, принесенную во искупление рода человеческого, мы всем сердцем прочувствовали, что эта жертва была принесена за каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/13355.html

чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?». Среда Страстной седмицы (16 апреля) повествует о предательстве Иудой Иисуса Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании — селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа. Великие дни В четверг Страстной седмицы (17 апреля) вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. Утром совершается Божественная литургия, во время которой христиане (конечно, у кого есть возможность в рабочий день) стараются обязательно причаститься. Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста — чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя. Весь следующий день Великого пятка (18 апреля), собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии — распятии Христа.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010