Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Пяток 17 апреля 2020 г. 20:26 17 апреля 2020 года, в Великий Пяток — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. В завершение богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предстоя изображению почившего Спасителя, мы созерцаем Его в слабости, мы созерцаем Его на смертном ложе. Нередко у людей возникает ропот на Бога, чаще всего когда в нашей жизни что-то происходит помимо нашей воли и нам кажется, что это не должно было произойти, — тем более если мы об этом Бога просили, если мы молились, и вдруг помимо нашей воли и вопреки нашим молитвам происходит совсем не то, что мы хотели бы видеть. И когда мы, несмотря на наши просьбы и молитвы, не обретаем просимое, но встречаемся со скорбью, болезнью или смертью наших близких, нередко возникает тот самый вопрос, который запечатлен на страницах нашей литературной классики: «Где же Бог?» Действительно, где Бог? Просим, надеемся, связываем с нашей молитвой не только надежду, но и ожидание того, что произойдет, — а оно не происходит. И нередко люди в результате этой неразрешенной, неосуществившейся надежды, начинают роптать на Бога: «где же Ты? почему Ты меня не слышишь?» Может быть, это самый страшный момент в человеческой жизни — когда в душе возникает ропот, протест, бунт против Бога. И мы знаем, что это происходило и происходит не только в личной жизни. Разве революционные потрясения не были неким бунтом против Бога? Кто-то разуверился в Боге, потому что не получил желаемое, а раз не получил — значит, и Бога нет. Если не случилось то, что я хотел и о чем так просил, значит, небеса не отвечают, а не отвечают потому, что на небе никого нет. Нередко потеря веры связана с тем, что мы не получили что-то, о чем просили Бога. Думаю, большинство верующих людей в какой-то момент жизни проходили через такое состояние разочарования. Однако наши скорби, оказавшиеся неисцеленными, никак не должны отвратить наши сердца от Господа — именно потому, что перед нами ныне лежит Спаситель во гробе. Разве Он не просил в гефсиманском плаче, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий? Но Он не был услышан. Сын Божий, возносивший Свою молитву к Богу Отцу в преддверии страшных страданий, зная, что Его ожидает, молился так, что кровавый пот шел по лицу Его. Какое страшное напряжение всех сил! Разве с той гефсиманской молитвой может сравниться любая наша молитва? Да никогда! Но Он не был услышан. Пришли воины, взяли Спасителя и предали Его мукам, а затем по неправедному суду Пилата распяли на кресте.

http://patriarchia.ru/db/text/5623386.ht...

538. Важнейшие праздники - это праздники, установленные в память о важнейших событиях, относящихся к спасительному для нас Воплощению Сына Божия и к явлениям Божества, а также установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку событий, следующие праздники: 1. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящеиия Ее Богу (21 ноября/4 декабря). 3. День Благовещения Пресвятой Богородицы, т.е. ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении Сына Божия от Нее (25 марта/7 апреля). 4. Рождество Христово (25 декабря/7 января). 5. Крещение Господне и одновременно Святое Богоявление (6/19 января). 6. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (2/15 февраля). 7. Преображение Господне (6/19 августа). 8. Вход Господень в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресение). 9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства. 10. Вознесение Господне на Небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг). 11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на Апостолов, во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресение). 12. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного (найденного) царицей Еленой (14/24 сентября). 13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 539. Важнейший пост - Великий пост, или Святая Четыредесятница. 540. Он называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней, кроме недели Страданий Христовых (т.е. Страстной седмицы). 541. Великий пост продолжается сорок дней, ибо Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (Мф.4,2). 542. Поститься положено в среду и пятницу. В среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу - в память самого страдания и смерти Его. 543. Посты - Рождественский, Успенский и в память святых Апостолов Петра и Павла - учреждены по следующей причине. Первые два - для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний - в подражание Апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян.13,3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

В Великий Четверг совершается также Мироварение и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа). Прежде в России миро варилось в Патриаршей ризнице, а освящалось в Московском Успенском соборе и в Киеве в Киево-Печерской Лавре 42 (2, с. 169). 5.3. Великая Пятница В Великую пятницу совершаются три основные службы: утреня, Царские часы и великая вечерня с повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокой скорби и сугубого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день Единственное исключение – это когда на Великую Пятницу выпадает праздник Благовещения. В этом случае будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста. (7, с. 258, 2, с. 170). Ночь на Великую Пятницу положено проводить в слушании Евангелий о страстях Христовых, потому что именно в эту ночь Господь был арестован, судим, подвергался истязаниям и надругательствам. Повествование о страстях Господних излагается в хронологическом порядке в 12-ти чтениях, избранных из всех 4х Евангелистов. Эти чтения звучат на протяжении всей утрени Великой Пятницы. Она совершается в Великий Четверг вечером (по Уставу она должна начаться во 2м часу ночи, то есть в 7 часов вечера). Эта утреня носит особое название: Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие выносится на середину храма после шестопсалмия, великой ектении и «Аллилуиа», при пении тропаря: «Егда славнии ученицы…». При каждом чтении Евангелия ударяют в колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По прочтении 12-го Евангелия ударяют 12 раз, и затем бывает краткий звон во все колокола. Чтение Евангелий все слушают с зажженными свечами. Перед каждым чтением поется «Слава Страстем Твоим, Господи, Слава Тебе». После каждого чтения – «Слава долготерпению Твоему, Господи» (2, с. 169). Евангельские чтения располагаются между песнопениями утрени. Первые 6 чтений как бы заменяют кафизмы. Между ними поется по три антифона, произносится малая ектенья и седальны. Это единственные седальны, во время которых не полагается сидеть. «Стояще поем я [их]» – говорит Устав. Последний, 15й антифон «Днесь висит на древе», самый торжественный и значительный. Это «гимн Божественному истощанию». Он напоминает нам о Величии Божием, «о том, Кто, страдает» (3, 262).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Взяв воду и вливал ее в потир, произносит: Да соединится вода сия с вином сим, якоже Божество Твое и человечество наше. Затем берет потир и дискос в руки и, подняв их крестообразно, молится: В воспоминание Господа нашего и Спаса, Иисуса Хри­ста и всего спасительного о нас домостроения, еже есть благовестие ангела о Нем, преславное Его зачатие, рождение Его плотью, сретение Его и введение во храм, такожде и крещение Его на реке Иордане, и четыредесятодневное пощение Его, и спасительные страсти Его, и восшествие Его на крест, и животворящая смерть, и честное погребение, и славное воскресение Его, и вознесение Его на небо, и седе­ние Его одесную Отца. Еще же воспоминаем в настоящий час благодарения, нам предлежащего, праотца нашего Адама и матерь нашу Еву, и святейшую Богородицу Марию, и пророков и апостолов, и проповедников и мучеников, и исповедников и преподобных, и святителей, святых же отцов, и истинных пастырей, православных учителей, старцев и монахов, и всех с нами сущих и молящихся, и всех благоугодивших Тебе от века, и иже от Адама отца нашего и матери нашей Евы даже до сего дня. К сим же воспоминаем отцов и братий наших и предсто­ятелей, иже право научиша нас слову истинной жизни и отшедших от среды нас, и всех умерших в вере. Воспоминаем и сродники наша, и общипки в создании храма сего, и пекущиеся о благостоянии его, и все вспомоществующие словом и делом много и мало. Последи же воспоминаем и тех, их же ради совершается священнодействие сие. Здесь, к оконченной молитве присоединяется еще молитва или в честь Богоматери, или о кающемся, или о кающейся, или о болящих, или в честь Святых, или об упокоении умерших, или о сродниках служащего, или вообще о всех христианах, судя потому, когда и по какому поводу совершается литургия. Но ни одна из поименованных молитв здесь не переложена, потому что их нет на ряду и в самых служебниках Ассуритских, а имеются особо. По прочтении молитв, священник ставит сосуды на трапезу один позади другого и покрывает их большим воздухом, говоря: Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоей исполнь земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

В день памяти прп. Марии Египетской Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 27 марта 2018 г. 12:33 25 марта 2018 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. За богослужением Патриарший наместник Московской епархии рукоположил студента Коломенской духовной семинарии иподиакона Мефодия Сердюка во диакона, а диакона Димитрия Шубу — во пресвитера. На малом входе митрополит Ювеналий наградил своего личного секретаря священника Илию Саукова правом ношения камилавки. По окончании богослужения архиерей обратился к собравшимся со словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Я очень рад, что вижу сегодня в нашем храме большее число прихожан по сравнению с предыдущими днями. Время поста подходит к концу. В предстоящую пятницу на богослужении будет воспеваться, что мы совершили спасительную Четыредесятницу, а на следующей Неделе перед нами предстанут воспоминания о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Я очень рад приветствовать сегодня всех вас. Причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Мне хочется поделиться с вами мыслями о прочитанных сегодня за Божественной литургией Евангельских зачалах (см.: Мк. 10:32-45; Лк. 7:36-50), которые готовят нас к Страстной седмице. Христос беседовал со Своими учениками по пути в Иерусалим, куда Он направлялся, чтобы принять на Себя вольные страдания. Как напоминает этот разговор то, что бывает между нами! Два апостола обращаются ко Христу и говорят: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10:37). А Господь отвечает: Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10:40). Затем Он начинает поучать апостолов и каждого из нас, говоря о том, что самое главное — прощение друг друга. Преподобный Ефрем Сирин оставил нам поучение, в котором говорится, что прощение выше всякой добродетели. Дорогие братья и сестры, мы знаем, как разобщает близких людей вражда, ненависть, обида, и как трудно первым сказать " прости " , примириться. Господь через преподобного напоминает нам о том, что нужно иметь доброе, прощающее сердце.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но уже вечером богослужение уводит нас от светлого торжества Вербного воскресенья к созерцанию спасительных страданий Христа. Начиная с воскресной вечерни и до Великой Среды, молитва отпуста звучит так: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Богородицы и всех святых помилует и спасет нас». Страстная седмица Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной, ибо в это время Церковь вспоминает спасительные страдания Христа. Каждый из дней этой недели называется Великим – из-за величия тех дел Бога, которые совершались в них. В первые три дня Страстной седмицы богослужение подобно великопостному. На утрене поется трогательный тропарь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, и да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». На утрене и Литургии читаются евангельские повествования, в которых описываются происходившие в эти дни события Священной истории. Вместо обычного канона поются трипеснцы. А после них священник в алтаре или особый певец в центре храма поет светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». На часах этих дней прочитывается все Евангелие, напоминающее нам о том Завете, который дал нам Спаситель, и повествование о явлении Бога, восседающего на херувимском троне ( Иез. 1–2 ). Это повествование говорит и о внутренней славе Христа страдающего, которую Он имел у Отца до начала времен, и о том, что евангелисты как Херувимы (а Херувимы символизируют этих апостолов) несут на себе единое Откровение Бога. На Литургии Преждеосвященных Даров читают Книгу Исход, говорящую о том, что предшествовало древней пасхе, и книгу Иова, ибо его невинные страдания прообразовали Жертву Господа. Великий Понедельник посвящен воспоминанию истории Иосифа Прекрасного, сына праотца евреев Иакова. Он из зависти был продан братьями в Египет, где Бог поставил его правителем и через него сохранил от голода израильтян. Иосиф – прообраз страдающего Христа, преданного Своим учеником и явившего славу Свою через Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

12 марта 2013 года Старый Изборск. Освящение часовни в честь Державной иконы Божией Матери. 6 сентября 2012 года Высокопреосвященнейший Евсевий Митрополит Псковский и Великолукский, министр культуры РФ В.Р. Мединский, губернатор Псковской области А.А. Турчак в Старом Изборске. 6 сентября 2012 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, у Рождественского вертепа. 8 января 2013 года Божественная Литургия в часовне св. Петра и Февронии. 1 января 2013 года Поздравление с Рождеством Христовым тружеников Псково-Печерского монастыря. 11 января 2013 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, на Богослужении в праздник Сретения Господня. 15 февраля 2013 года Служение молебна в День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1 февраля 2013 года 15е Корнилиевские Православные общеобразовательные чтения. 28 февраля 2013 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, служит Божественную Литургию в праздник Державной иконы Божией Матери. 15 марта 2013 года Заупокойная Лития в Михайловском соборе по воинам-героям 6й роты. 2 марта 2013 года Крестный ход в праздник преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. 5 марта 2013 года Чтение великого Покаянного канона святого Андрея Критского в Михайловском соборе. 18 марта 2013 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, служит Божественную Литургию в Михайловском соборе в 20-летний Юбилей служения на Псковской кафедре. 31 марта 2013 года Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). 19 апреля 2013 года Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Каждение Святой Плащаницы. 3 мая 2013 года

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — начала XX веков. В 1764 году монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 годах в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины. В середине XIX века (до 1866 года) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни. Церковь была закрыта в начале 30-х годов (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. Современное состояние [ править править код ] До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения. На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, совершаются паломнические поездки. Престольные праздники [ править править код ] Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа — переходящая дата Рождество Христово — 7 января Иоанн Предтеча, пророк — 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор Контакты [ править править код ] Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Калужская дом 46 Телефон: +7(916)146-40-36 Как добраться: от станции " Серпухов " любым автобусом до остановки " Ул. Чехова " Паломнику [ править править код ] Собор открыт ежедневно: Понедельник — Пятница 11:00-16:00 Суббота 7:30-18:00 Воскресение 7:30-16:00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Распятия...

а) Пост телесный необходим для поста духовного по тесной связи души с телом: прославление Бога в телесех ваших и душах ваших, яже суть Божия, говорит св. апостол ( 1Кор.6:20 ). Следовательно, та и другая часть нашей природы должны быть направлены к славе Божией и к нашему спасению; а славим мы Бога и устрояем свое спасение только тогда, когда поступаем сообразно с волей Божией и внушениями св. церкви, изливающей, по данной ей власти, благодать Божию на нас. Не исполняющий воли Божией и нарушающий заповедь церкви может ли быть достойным этой благодати? – Может ли быть достойным любви матери тот сын, который нарушает ее завещания и наставления? – Таким образом, чтобы поститься духовно, чтобы иметь, по слову Апостола, те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ), нужно положить, как начало этого, пост телесный, освященный примером Самого Христа Спасителя и святых Божиих. В этом заключается как послушание наше св. церкви, так и начало духовного поста нашего. Не желая отказать своей грешной плоти в угодном и приятном ей, не желая ограничить ее требований, в прямое нарушение заповеди высшей, мы останавливаем свой дух в удовлетворении его высших требований, мы ограничиваем его в его развитии, сообразном с его природою; действия страстей человеческих продолжают сковывать его и удерживать на земле и около земного. Поэтому Сам Спаситель и говорит: внемлите себе, да не отягчают сердца ваши объядением и пьянством ( Лк.21:34 ). И какое пагубное следствие происходит отсюда: грубеет сердце, ум лишается легкости и духовности и человек становится плотским, т. е., неспособным к мышлениям и ощущениям духовным, – плотским, в котором Дух Божий не имать пребывати, как засвидетельствовал Сам Бог, зане плоть есть ( Быт.6:3 ). Таким образом нарушающий заповедь о посте не способен к тому спасительному настроению, которое внушается св. церковью во время поста, как время благоприятное, день спасения. Только при помощи поста дух наш может возобладать над пристрастием к земным наслаждениям, – разорвать союз со грехом; только при помощи поста может высвободиться из тяжелых уз грешной плоти и победить ее со страстьми и похотьми, и свободно обращаться к познанию своего состояния и в чувстве сознания греховности молить Господа о прощении. Таким образом св. Божии разрывали связь с земным и греховным, чрез победу духа над плотью постепенно отрешались от земного и восходили от силы в силу, от славы в славу в добродетельной и богоугодной жизни. Поучительный пример представляет нам св. церковь в молитвенных воспоминаниях о преподобной Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

634 Ср.: Олесницкий М.А. Курс педагогики. Руководство для женских институтов и гимназий с 2-годовым курсом педагогики. Вып. 1: Теория воспитания. Киев, 1885. С. 137. 635 Речь идет о юбилее редактора «Православного обозрения» протоиерея Петра Алексеевича Преображенского (1828–1893), основавшего в 1860 г, вместе с протоиереями Н.А. Сергиевским и Г. П. Смирновым -Платоновым этот журнал и редактировавшего его в 1875–1891 гг. См.: Двадцатипятилетний юбилей редактора «Православного обозрения»/Православное обозрение. 1885. Т. 1. Февраль. С. 401–439. 637 Согласно церковному уставу, первая неделя (седмица – церк.-слав.) отличается особым литургическим строем, продолжительностью богослужения и строгостью по сравнению с последующими днями Великого поста. С понедельника по четверг на великом повечерии читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского († 726). В субботу Церковь совершает воспоминание чудесной помощи в несении подвига поста, оказанной константинопольским христианам великомучеником Феодором Тироном († ок. 306). Первое воскресенье (неделя – церк.-слав.) Великого поста носит название Торжества Православия в память победы над ересью иконоборчества. См.: Шмеман, прот. Великий пост . М., 1993. 638 Епитрахиль (греч. πιτραχλιου) – обязательная часть священнического облачения, необходимая для совершения таинств и богослужения; во время исповеди возлагается на голову кающегося человека для прочтения над ним разрешительной молитвы. 639 opus operatum (лат. – действие совершенное) – речь идет о термине средневекового римско-католического учения о действительности и спасительности таинств в силу правильного, с формальной стороны, совершения чинопоследования того или иного таинства. 640 «Последованис Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» (в обиходе «Двенадцать евангелий») – утреня Великого Пятка, совершаемая в Великий Четверг вечером или ночью. На ней читается двенадцать отрывков из Евангелия, в которых говорится о страданиях Спасителя (см.: Настольная книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010