Две известные школы в раввинизме в изъяснении этого места резко разделились: Гиллель давал свободу мужу разводиться с женою даже тогда, когда он находил в супруге что-то такое, что ему не нравилось; Шаммаи допускал развод только в случае неверности жены. Для фарисеев оба раввина были авторитетами. Каждый мог выбрать любую из двух школ в зависимости от степени нравственной строгости или распущенности. Иисуса Христа они не слушали, заповедям Его не следовали. Вопрос был задан с недобрыми целями. Коварство искушавших станет очевидным, когда мы обратим внимание на одно обстоятельство. Перея, где остановился Иисус, входила в тетрархию царя Ирода Антипы, который совершил двойное прелюбодеяние: имея законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV, взял жену своего брата Филиппа. Св. Иоанн Креститель, обличавший за это Ирода Антипу, был усечем мечом. Трудно усомниться, что, задавая Спасителю вопрос, фарисеи рассчитывали на такие же последствия. О желании Антипы убить Иисуса фарисеям было известно (Лк. 13, 31). Ответ, данный Спасителем фарисеям, ясно показывает всесилие Промысла: дни страданий и смерти Иисуса приближались, но еще не наступили. Произойти это должно было не в крепости Махерон, не в Пирее, а в Иерусалиме. Должен был осуществиться Божественный план и исполниться пророчество Спасителя о Себе, «что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 21). О Иерусалиме говорили и пророки Моисей и Илья, беседовавшие с Иисусом на Фаворе (Лк. 9. 31). В Своем ответе фарисеям Спаситель с полной ясностью выразил ту же мысль, что и в Нагорной проповеди: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). Он ответил фарисеям словами Священного Писания, чтобы лишить их возможности использовать Его ответ в своих целях. Сказал Господь и об Ироде Антипе, хотя имя последнего произнесено не было: “кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее” (Мк. 10, 11).

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

«День» на еврейском языке означает двенадцать часов дня. Это самая жара, работа приостанавливается, и люди спят. Сонливость на всех нападает. А ночь – естественное время для сонливости. Псалом учит, что для преодоления сонливости надобно изучение Закона Божьего. Когда ты принимаешь решение: я буду ходить на занятия воскресной школы для взрослых, я буду читать Библию , изучать Божьи законы, решение по поводу тебя на Небесах приостанавливается. Если, например, на молодого правонарушителя заведено дело, а он говорит: «Я устроился в школу, я устроился на работу». Участковый говорит: «Посмотрим, может быть, что-то получится – и мы тогда аннулируем все дела или приостановим их». Это действительно так: когда человек начинает серьезно относиться к изучению слова Божьего, искать Царствие Божие и Славу Его, все остальное прилагается, как бы амнистия выносится. Многие верующие люди мне говорят: «Это необъяснимо: к середине месяца кончаются все деньги, и когда остается немного рублей, с полной уверенностью тратишь их – и появляются какие-то другие деньги. Как живем, чем живем, какой-то тут феномен». « И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок » ( Руф.1:3–4 ). А во Второзаконии сказано: «Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки» ( Втор.23:3 ). Кстати, если бы царь Давид с таким происхождением, с такой прабабушкой, в современном Израиле попытался получить гражданство, ему бы не дали – в соответствии с законами современного государства Израиль. И вот сыновья Ноемини « взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь » ( Руф.1:4 ). И далее сказано: « Но потом и оба [сына ее], Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего » ( Руф.1:5 ). Эта семья потеряла все в поисках счастья на полях Моавитских. Сейчас постоянно нашу молодежь заманивают на эти поля Моавитские: давай, включайся в бизнес… новый бизнес-проект.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Дорогие прихожане храма св. блаженной Ксении, все вы наверняка обратили внимание, что на многих воскресных службах наш храм переполнен молящимися, и большие праздники собирают не меньше народу, чем когда-то Пасха. А приходской зал во время трапезы переполнен еще сильнее. По мере наступления холодов, когда выходить на улицу с едой станет невозможно, нам придется просить молодых прихожан занимать места в подвале… По благословению его Высокопреосвященства митрополита Илариона начал работу приходской Комитет по реконструкции с целью расширения территории храма, приходской школы и трапезной. Разработанный нами план приведен в прилагаемой брошюре. В нынешней сложной экономической ситуации далеко не просто изыскать средства для всех наших задачи и потребностей – особенно если вы выплачиваете задолженность по закладной, платите за учебу в колледж или живете на пенсию. Однако, подобно нашим далеким и близким предкам, не щадивших сил и средств на строительство храмов, нам с вами надо вспомнить о едином на потребу и внести как можно более щедрые пожертвования, дабы наш храм мог должным образом служить нашим детям и всем окрестным жителям, как то сказано словами Св. Писания: «…Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». Наш англоязычный приход живет русским православным наследием. Возможности роста и активной приходской жизни остро необходимы нашей многочисленной молодежи, как и всем тем окрестным жителям, кто, в одиночку и целыми семьями, разделяя нашу любовь к святому Православию, присоединяется к нашей общине. Ради их будущего, и ради нас самих, давайте построим просторный храм, где будет больше места молящимся и шире дорога к святой молитве, к неповторимой русской православной службе для грядущих поколений. Просим вас подумать и помолиться, обсудить это с членами вашей семьи, и внести пожертвование согласно прилагаемой форме.

http://pravmir.ru/zhadnye-cerkovniki-s-d...

Елисей сперва был учеником пророка Илии. Перед взятием на небо Илия сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь». Елисей сказал: «Я желал бы, чтобы твоего пророческого духа у меня было вдвое больше, чем у тебя». На это Илия сказал: «Трудного ты просишь, однако получишь, если увидишь, как я буду взят на небо». Когда они шли и разговаривали, вдруг огненная колесница и огненные кони взяли Илию, и он, как вихрь, понесся на небо. Елисей видел это и с той поры стал великим пророком и делал много чудес. При взятии Илии на небо перед Елисеем упала мантия его учителя. Он поднял ее и пошел. Скоро ему нужно было переходить через реку Иордан. Тогда он ударил два раза по воде мантией Илии и вода в реке расступилась: он прошел по сухому дну. Раз одна вдова пришла к Елисею и сказала: «Муж мой умер, оставив долг, и вот теперь хотят взять двух моих сыновей в рабы за долг». Елисей спросил у нее: «Что у тебя есть в доме?» Она отвечала: «Ничего, есть только один сосуд с елеем». Тогда Елисей сказал ей: «Иди, попроси у соседей как можно больше порожних сосудов и наливай в них елей». Вдова сделала так, и елей лился до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Этот елей она продала и заплатила долги. Одна богатая, но бездетная женщина часто принимала в своем доме Елисея, давала ему хлеб и упросила своего мужа построить для него горницу. В благодарность за это Елисей сказал ей, что у нее родится сын. Слова пророка исполнились. У нее действительно родился сын, но на восьмом году он умер. Елисей по просьбе матери воскресил его. Случилось, что военачальник сирийского царя Нееман заболел проказой. Услыхав о пророке Елисее, он прибыл к нему с богатыми дарами и просил очистить от проказы. Елисей сказал ему: «Иди, окунись семь раз в Иордане и будешь чист». Нееман рассердился и сказал слугам своим: «Я думал, что пророк помолится своему Богу и очистит меня от проказы, а он велел мне окунуться в Иордане. Разве наши реки хуже Иордана! Разве я не мог бы в них окунуться, если б этим мог излечиться!» Но слуги стали говорить ему: «Господин! Если бы пророк велел тебе сделать что-либо трудное, то неужели бы ты не сделал? А он только сказал: «Окунись и будешь чист». Нееман послушался их и, как только семь раз окунулся в Иордане, сразу очистился от проказы. После этого он пришел благодарить Елисея и давал ему дорогие подарки, но Елисей ничего не принял.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Если Господь так заботится о полевой траве, которая завтра увянет и будет брошена в печь, тем более Он не забудет вас, маловеры. Итак, не заботьтесь о том, что вам есть или пить, или во что одеваться. Обо всем этом пекутся язычники, а вы ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Господь благословляет нас на труды, на полезную для семьи работу, но Он не хочет, чтобы заботы о насущном хлебе заставляли нас забыть другую, духовную пищу, без которой мы не устоим против греха и искушения. Спаситель сказал: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Он говорил это в пустыне, когда терпел голод. Итак, ни голод, ни нужда, ни работа не должны мешать нам изучать слово Божие и следовать ему. Нам иногда кажется, что Господь забыл о нас, когда мы терпим нужду и недостаток. Разве не старались мы исполнять Его волю? Помогали ли мы другим, когда имели к тому средства? Искали ли мы Его правды? Желали ли войти в Царство небесное? Есть жалкие люди, которые в богатстве только думают о том, как бы успокоить, накормить и нарядить свое тело. Они употребляют таким образом во зло все дары Божии, все средства, данные им для их усовершенствования и для пользы ближнего. Они отличаются от животных только тем, что могут придумывать и произвольно избирать способы к удовлетворению своих чувственных желаний. Будем же с самых ранних лет бороться с нашими дурными наклонностями, с жадностью, с желанием наряжаться. Любовь к нарядам готовит для семьи пустоту и разорение. Апостол Петр в послании своем увещевает христианских жен заботиться о том, чтобы их украшением был кроткий и спокойный дух, а не золотые уборы или наряды в одежде. Какие наряды, какие украшения могут сравниться с красотой дел Божиих, которые нас окружают? Вы, милые дети, часто любовались полевыми цветами, рассматривали их красивые, разнообразные лепестки? Вы срывали васильки, ландыши, любовались их красотой и благоуханием. Вы наблюдали также за птичками, смотрели, как они чудно свивают себе гнездышки, выводят своих птенцов. Но затем обращались ли вы с благодарностью к Создателю этого прекрасного мира? Господь позволяет нам находить утешение в красотах видимого мира и радоваться, взирая на Его создание. Но при этом да наполняются наши сердца благодарностью к Нему и надеждой на Его милосердие и отеческую о нас заботу.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Если избалованное богатством дитя прочтет рассказ о богатом юноше, пусть вспомнит о роскоши, которая его окружает, пусть поспешит, сколько ему возможно, помочь тем бедным детям, которым нечего есть, не во что одеться. Петр, услышав слово Спасителя, сказал Ему: «Вот мы все оставили и пошли за Тобой». Иисус отвечал: «Нет никого, кто бы оставил дом, или семейство и родных, или земли ради Меня, и не получил бы во сто раз более в жизни вечной». Святые апостолы оставили для Христа не безбедную и спокойную жизнь, они и прежде жили в трудах и бедности, и покинули свой промысел и бедные лодки. Спаситель, видя сердечное желание их всем пожертвовать для Него, обещал им великие награды. Господь принимает всякие наши жертвы, даже самые ничтожные в глазах людей. Он особенно любит те тайные наши жертвы, которые никому неизвестны и за которые мы не получаем похвалы. Каждый день, почти каждый час мы можем пожертвовать нашим досугом или удовольствием для своего ближнего. Мы всегда можем трудиться с пользой для других и мыслями своими приближаться к Богу среди всех наших занятий. Угодить Богу можно не в одних только монастырях, или ходя по богомольям, и среди обыкновенного житейского быта можно жертвовать собой для Бога, бороться со своими дурными наклонностями, и тем угождать Богу. Спаситель показал Своим ученикам, какие приношения Ему угодны. Однажды, сидя при двери храма, Он смотрел, как народ подает деньги на украшение храма. Приходили многие богатые и клали много денег, пришла также бедная вдова, она положила две лепты, или две мелкие монеты. Тогда Иисус сказал Своим ученикам: «Говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех других. Все клали от излишка своего, а она положила все, что имела, все свое пропитание». Пророчество о разрушении Иерусалима Однажды ученики Господа Иисуса Христа выразили Ему свое удивление о красоте Иерусалимского храма и его богатстве. «Какие прекрасные камни, – говорил один из учеников, – какое здание!» Спаситель посмотрел на храм и сказал: «Все это будет разрушено так, что не останется камня на камне». Этот храм, построенный на развалинах Соломонова храма по возвращении иудеев из вавилонского плена и потом обновленный еще Иродом, был в самом деле красоты и прочности необыкновенной. Иудеи гордились этим храмом, и иностранцы, посещавшие Иерусалим, удивлялись его красоте. И этот богатый храм должен был, по словам Спасителя, скоро разрушиться. После того как Спаситель предсказал ученикам о разрушении храма, ученики спрашивали о будущей судьбе Иерусалима, и Спаситель сказал им: «Когда вы увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось время его запустения. Это будут дни отмщения, да исполнится все сказанное в Писании. Иерусалим будет попираем язычниками, и жители его и всей Иудеи отведутся в плен во все народы».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Жениха, братья, возлюбим, своей свои украсим, в добродетелях сияюще и вере правой, да яко мудрыя Господни девы, готовы внидем с ним на браки: Жених бо дары, яко Бог, всем подает нетленный венец. Будем чаще молиться об этом венце нетления, который получат добрые и верующие в Царстве небесном. Притча о талантах «Сын Человеческий, – сказал Господь, – поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил своим рабам свое имение. Одному рабу он дал пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин этот был мудр и раздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутствия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов. Тот, который получил два таланта, сделал также и выработал другие два. А получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец возвратился господин и потребовал у своих рабов отчета в деньгах, которые он им оставил. Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин! Пять талантов ты дал мне, другие пять талантов я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего». Точно также и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу. Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле, вот тебе твое». «Лукавый раб и ленивый! – сказал ему господин. – Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому, у которого их десять, а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов». В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы? Это – все мы. Деньги, которые раздал господин своим рабам, все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство. Все это мы должны употреблять на добрые дела для исполнения воли Божией. Мы не должны зарывать свой талант в землю, то есть не должны губить свои способности и силы в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают! Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает ленивых и неверных рабов! Но пока еще не настал час нашей смерти, каждый из нас может исправиться.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Закрыть itemscope itemtype="" > 3. О пятом и шестом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 25.09.2016 960 Время на чтение 11 минут 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения О пятом дне творения ...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов.12:7-9) «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». На пятый день по слову Творца появляются первые одушевленные существа - птицы, рыбы и пресмыкающиеся (ползающие). Земля, украшенная прекрасной растительностью, и благоустроенная к принятию первых живых существ населяется птицами, рыбами и насекомыми. Все они появляются внезапно в своем совершенном виде, способные производить себе подобных «по роду их». Молчаливые и загадочные морские обитатели наполнили водные стихии - океаны и моря, озера и реки. Шумные птичьи стаи полетели по небосводу, наполняя воздух многоголосым пением, свистом, щебетанием, криками и карканьем. Они распространились по всей земле, находя себе отдых и пищу в ветвях деревьев. Оставив в стороне гипотезы об умопомрачительной длительности дней творения и о, якобы, постепенном развитии первых одушевлённых тварей из неких низших существ через мифические переходные формы, постараемся, не противореча и не отступая от слов Священного Писания, понять духовный смыл пятого дня в сопоставлении его с человеческой природой. Духоносный Египетский старец преподобный Макарий Великий в одной из бесед приоткрывает нам тайну творения птиц и их символическое место в сотворенном мире. В первой беседе, в рассуждении о видении пророка Иезекиля, преподобный Макарий пишет: «Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении (славу Божию - авт.); но оно указывало и на иное, прообразовало... тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его». И далее поясняет: «Как орел царствует над птицами, лев - над дикими зверями, вол - над кроткими животными, а человек - над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, совесть, воля, ум и сила любви».

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > 4. Грехопадение. Тайна Египетских казней Конспект занятий воскресной школы для взрослых 12.10.2016 1174 Время на чтение 11 минут Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Пс.118:73) 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения 3. О пятом и шестом днях творения Адам сотворен был совершенным по душе и по телу, видом прекрасен, духом светел, чист и безгрешен, однако совершенство его могло быть легко утрачено. Получив от Бога творческие способности и свободную волю, Адам мог употребить свою свободу на зло. Поэтому немедленно Господь начинает обучение и воспитание Адама. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:8,9) Бог устраивает в определенном месте «на востоке» прекрасный сад Эдем (Эдем - «наслаждение», в славянском тексте - «Рай сладости»), и в этом саду помещает Адама. Местоположение Рая «на востоке», (то есть, там, где восходит солнце), символизирует путь Адама к вершине духовного совершенства, рассвет красоты его души на этом пути. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь . (Быт.2:15-17) Разумеется, Эдемский сад, как и все творение Божие, был «весьма хорош». Но, по-видимому, свободный рост деревьев и другой зелени Эдема в дальнейшем мог привести сад к «одичанию». Поэтому сад поручен заботливым рукам Адама. Уход за садом Эдемским садом символизирует необходимость рассудительности и сдержанности во всех вожделениях свободной воли Адама. Хотя душа его благоустроена и совершенна, ей требуется «хранение и возделывание», то есть, развитие в себе навыка самодисциплины, умения во имя собственного блага, и блага всего творения, добровольно отсекать худое и держаться доброго. И поскольку Бог является абсолютным источником всякого добра, всегда охотно подчиняться благодатному вождению Святаго Духа Божьего. Дана же и первая заповедь - запрет вкушать от «древа познания добра и зла» как упражнение в добровольном ограничении своей воли, через воздержание.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О третьем и четвертом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 21.09.2016 1222 Время на чтение 12 минут Божественная поэзия Шестоднева О третьем дне творения Часть 1 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Поскольку земной мир твориться для человека, то и все в нем устроено Богом не случайно, но разумно и целесообразно. Земной мир предназначен стать неким училищем премудрости и благочестия будущего человека, и в этом смысле материальный мир является еще и как бы воплощенным отражением человеческой природы. Тогда появление суши в начале третьего дня в избранной системе образов можно рассматривать как завершение формирования триады - дух, душа и тело. Человек - таинственное соединение двух природ - духовной и материальной. И как не может жить тело без души, так и душа без тела не является человеком. Подобно и морем не можем назвать воду без ограничивающих его берегов, также и берега без воды не могут называться морем. Апостол Павел не раз в своих посланиях называет плоть глиняным сосудом, в котором находится душа. По объяснению святых отцов, после грехопадения Бог связал буйство человеческой души немощной плотью, как сдерживается буйство моря берегами. Невещественная душа помещена в плоть, в грубую вещественную оболочку, тесную скорлупу, которая в силу своей ограниченности удерживает необузданные стремления души, не позволяет ее совершенно удалиться от Бога, как молниеносно удалились во главе с сатаной падшие ангелы. Так и море - стихия бурная, подвижная, всегда стремящаяся заполнить собой свободное пространство, ограничивается сушей. Это подмечено поэтическим взором святого пророка Иеремии: «...положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (Иер.5:22), говорит он, передавая слова Бога и восхищаясь славными делами Его. В притчах Соломона и в пророческой книге Ездры говорится о том, что морю дано свое место и пределы, «чтобы воды не переступали пределов его» (3Ездр.4:19; Прит.8:29). Святые пророки говорят здесь о море, но подразумевают те духовные образы, которые отражены в движении земных стихий.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010