В 1781 г. дьякон нижнеудинской деревянной Архангельской церкви Михаил Лахин просил у Красноярского духовного правления разрешения совершать сбор денег по красноярскому ведомству, а также почтовой подводы для передвижения между населенными местами. Строительные работы на площадке Воскресенской церкви активно развернулись весной 1782 г. В это время нижнеудинский священник Евдоким Елизарьев, надзиравший за стройкой, сообщал в Красноярское духовное правление о деятельности подрядчика Злыгостева С.К.: «... теску заготовленного кирпича апреля месяца в последних числах с нанятыми ево работниками вступил, которую теску уповательно недели через две во окончание на удобное ныне число привести может и по окончании хочет вступить в кладку стен». Это обстоятельство позволяет предположить, что фундаменты Воскресенской церкви были выполнены в течение строительного сезона 1781 г., а возведение конструкций надземной части здания началось не ранее весны 1782 г. Согласно церковным приходно-расходным книгам, в марте - июне 1782 г. Злыгостеву С.К. и Фунтасову А.Л. были выплачены деньги за работу на Воскресенской церкви. Первому из них - подрядчику Злыгостеву С.К. было выдано «в число договорной по заключенному с ним контракту суммы» - 433 руб. 50 коп. Фунтасову А.Л., видимо, за поставку извести было отпущено 28 руб. 30 коп. Из «доношения» С.К. Злыгостева, направленного им в ноябре 1783 г. в Удинскую комендантскую канцелярию, становится известно, что между прихожанами во главе со строителем Абалаковым и енисейским мастером возник конфликт, следствием которого стала полная остановка строительных работ. Злыгостев С.К. жаловался на церковного строителя и прихожан за нерадивость в обеспечении стройки материалами и денежными средствами, а также за нарушения условий контракта и различные «препятствия» к его исполнению. По словам Злыгостева С.К., вынужденно проживавшего без дела в Удинском остроге, отсутствие оплаты привело его в «крайнее разорение и нищету». Этим же обстоятельством Злыгостев С.К. объяснял невыплату им «крепостной» пошлины с заключенного контракта. Прихожане же во главе с церковным строителем Спиридоном Абалаковым обвиняли подрядчика в «непорядочных поступках» при определении стоимости работ. Из документов следует, что за несколько месяцев до этого Злыгостев С.К. был отстранен от работы, и вместо него в Красноярске прихожанами был подряжен другой мастер – енисейский мещанин Козьма Месников. С ним осенью 1783 г., во время его приезда в Удинский острог, был заключен контракт на строительство Воскресенской церкви по более низкой цене.

http://sobory.ru/article/?object=39413

Широкий восьмерик красноярского собора завершался главой на восьмигранном барабане, грани которого были прорезаны узкими вертикальными проемами. Судя по фотоснимкам здания рубежа XIX-XX вв., ребра барабана храмовой главы были обработаны едва намеченными вертикальными волютами, поддерживавшими профилированный карниз барабана. В последней четверти XVIII века выразительные по пластике вертикальные волюты подглавных барабанов получили широкое распространение и стали характерным признаком произведений церковной архитектуры Центральной Сибири. Ребра восьмигранной шеи храмовой главы были оформлены узкими огибающими лопатками, с профилированными «капителями» упрощенной формы. Судя по рисункам А.Е. Мартынова начала XIX века, изображающим речную панораму Красноярска, первоначально высокая трехъярусная (восьмигранная в верхних ярусах) колокольня Воскресенского собора имела шатровое завершение. Несмотря на весьма обобщенный характер, изображение Воскресенского собора дает возможность в целом представить первоначальные формы колокольни здания. На низкий четвериковый ярус колокольни был водружен вертикально вытянутый двухъярусный восьмигранный столп, ярус «звона» которого был прорезан арочными проемами с архивольтами. Композицию колокольни увенчивал стройный кирпичный шатер с ярусом слухов. Как показывают фотоснимки здания рубежа XIX-XX вв. ребра восьмигранного столпа колокольни были обработаны огибающими лопатками. Видимый на этих фотоснимках, на стенах второго яруса колокольни пояс мелких ширинок имел позднее происхождение (был выполнен в процессе реконструкции здания в середине 50-х годов XIX в.). Представляется, что архитектурные формы колокольни Воскресенского собора были близки формам колоколен ряда более ранних каменных церквей Енисейска: Христорождественской церкви (1755-1758 гг., колокольня – 60-е гг. XVIII в.) девичьего монастыря, Спасского собора (1735-1756 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в., возможно первоначально имела шатровое завершение) мужского монастыря и Преображенской церкви (1747-1760 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в.) на Торгу. Пропорциональный строй колокольни Воскресенского собора с вертикально вытянутым восьмигранным ярусом, по нашему мнению, обнаруживал наибольшее сходство с колокольней енисейского Спасского собора, в свою очередь восходившей к далматовским образцам (колокольня Успенского далматовского монастыря). Таким образом, использование зодчими красноярского собора формы колокольни с шатровым завершением целиком лежало в русле архитектурной традиции, складывавшейся в 60-х годах XVIII века на территории Центральной Сибири, в отличие, например, от Западной Сибири, где шатровые колокольни исчезли из практики каменного строительства еще в 40-х годах XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=23533

В первый пригон (1824 г.) переселено было 90 семей. При этом малочисленные семьи помещены были по две и по три в одном доме, а многолюдные получали каждая отдельную избу. В селе сохранились до настоящего времени две избы, поставленные Демидовым для переселенцев. Они очень большие, просторные, срублены из толстых сосновых деревьев, росших на тех местах, где и поставлены избы. Прибывшие к месту переселенцы сначала расположились станом за речкой Шиловкой, в полуверсте от построек, и затем стали по жребию получать себе дома для жительства и водворяться в них. Второй пригон был в 1826 году. Насельники Воскресенского села все почти малороссы из Черниговской губернии, только несколько дворов (с фамилией Оленевы, или Марвинцы, как они себя называют), уроженцы Вятской губернии. Эти последние вызваны были помещиком Демидовым для постройки домов будущим поселенцам, но, сделав своё дело, они и сами остались тут же. Все жители Воскресенского села православные. К Воскресенскому приходу, кроме села, принадлежит ещё одна деревня «Анатолиевская», или «Грань», в 6 верстах от села. По этой деревне проходит граница между Екатеринбургским и Верхотурским уездами. Жители этой деревни туляки, переселённые заводовладельцем Анатолием Демидовым из Тульской губернии. Все они православные, за исключением 5-ти раскольнических дворов безпоповщинского толка («стариковщина»), самовольно переселившихся сюда, на Невьянский тракт, из Краснопольской волости для содержания постоялых дворов; но они живут особняком, и никакого влияния на православных не оказывают. В Воскресенском селе жителей (православных) муж. пола 831 д. и жен. п. 844 души; в деревне Анатолиевской православных 150 душ м. п. и 142 души ж. п.; раскольников 17 душ м. п., и ж. п. 11 душ. До устроения церкви (1839 г.) жители нынешнего Воскресенского прихода исполняли свои христианские обязанности у духовенства Нижне-Тагильского и Черно-Источинского завода. При этом население Воскресенского села до 1833 года приписано было к приходу Входо-Иерусалимской церкви, а с 1833 по 1839 год – ко приходу Введенской церкви Нижне-Тагильского завода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

полок. 30 декабря 1936 г. проект приспособления Воскресенской церкви под здание архива был согласован Пермским Городским УПО НКВД: " возможно, допустить оборудование бывшей Воскресенской церкви, под архив, учитывая, что архив г. Перми находится в помещении совершенно не обеспеченном и не отвечающим назначению архива, и что это помещение, занимаемое временно под архив … более удобно для обеспечения архива помещениями, учитывая отсутствие средств на постройку здания для архива " . 2 января 1937 г. Пермское отделение областного государственного архива отношением 1 направило в Пермскую государственную строительную комиссию при Президиуме Пермского Горсовета для утверждения проект реконструкции Воскресенской церкви под архив. При этом было признано, что проект " не полностью отвечает требованиям современной строительной техники " . Однако, учитывая, что " в данный момент архив помещается в подпольном помещении, прежде занятым овощехранилищем. Комиссии Советского Контроля и Горсовета признали помещение совершенно не пригодным. В виду того, что других обширных помещений в городе, пригодных для архива на постоянное пользование, Горсовет не имеет возможности выделить, а пребывать далее в занимаемом помещении тоже нельзя, вытекает дилемма: или сгноить ценный Пермский архив в занимаемом помещении, или подвергнуть его риску уничтожения огнем в оборудованной церкви по прилагаемому проекту " . 2. Для огромного материала архива, бывшего губернского, требуется протяженность полок не менее 2500 м. Площадь пола церкви слишком мала, поэтому проектом намечено три яруса или три этажа стеллажей, протяженность которых дает до 2600 м. Сделано это еще и потому, что при двух этажах верхняя часть стеллажей, при высоте более 4 м, будет недоступна для архивариусов – женщин. 3. Ограниченность отпускаемых средств … допускает только упрощенное оборудование, к тому же это оборудование носит временный характер, т.к. " здание церкви, как новейшей постройки и не представляющее по своей архитектуре ничего исторического, подлежит сносу для очистки площади " .

http://sobory.ru/article/?object=24357

Митрополит Воскресенский Дионисий: Некоторые силы используют обстоятельства пандемии для того, чтобы сеять недовольство в Церкви – дух ропота и розни 20.05.2021 20:35:52 МОСКВА 20 мая 2021 года в Сретенской духовной академии в Москве состоялся круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», сообщает Патриархия.ru . В мероприятии приняли участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, ученые, врачи, общественные деятели, православные верующие с активной гражданской позицией. Темой обсуждения стала вакцинация и ее восприятие верующими. Отдельно рассматривались проблемы соответствия христианской биомедицинской этике технологий, использующихся при изготовлении отдельных вакцин. Открыл круглый стол управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, который в своем приветственном слове напомнил о том, что дискуссия по поводу вакцинации ведется в Церкви уже давно — с 2008 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению был проведен круглый стол на тему «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения». Впоследствии вопросы вакцинации обсуждались на Всероссийском съезде православных врачей, который выпустил «Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России». Затем, в 2019 году, вышло заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства «О правах родителей в сфере заботы о здоровье ребенка и иммунопрофилактики». Обстоятельства пандемии сегодня используются для того, чтобы внести раздор в среду верующих Русской Православной Церкви, отметил митрополит Дионисий, сообщает РИА " Новости " . " Мы фиксируем, что, к сожалению, некоторые силы используют нынешние обстоятельства для того, чтобы сеять недовольство в церкви – дух ропота и розни, в то время как сейчас особенно необходимо взаимопонимание и единство. Оно необходимо всегда и в такие времена особенно " , - говорится в приветствии митрополита к участникам круглого стола " Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения " .

http://radonezh.ru/2021/05/20/mitropolit...

Сказание о жизни и чудесных исцелениях от его гроба сгорело в пожаре Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. В течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, пренебрегая заботой о своем теле. Он умер в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Сказание о жизни и чудесных исцелениях от его гроба сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее было утрачено составленное в 1680 году новое сказание. В 1715 году началось местное почитание святого в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе. В частности, четыре чуда, совершенные при мощах праведного, были представлены клеймами на его раке, находившейся внутри Воскресенской Варницкой церкви у левого клироса. Снаружи место погребения отмечала живописная фреска, изображавшая блаженного Максима, обрамленная деревянным киотом.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Колокольня - едва ли не единственная полностью сохранившаяся часть Воскресенского храма и, пожалуй, наиболее выразительный его " фрагмент " . Она состоит из нижнего четверика, поставленного на него восьмерика с ярусом звона наверху и шатра. В ярусе звона - арочные проёмы, " рифмующиеся " со слуховыми окнами шатра, размещёнными в три ряда. Слуховые окна снабжены фигурными наличниками, перемычки которых выполнены в форме тройных кокошников. Для посещения открыта только трапезная Воскресенского храма - в ней развёрнута экспозиция, посвящённая подвигу Ивана Сусанина. Церковное здание здесь опознаётся без труда - по мощным крестчатым столпам, разделяющим пространство на три условных " нефа " , по аркам, переброшенным между ними. Сами " нефы " теми же столпами разбиты на несколько " отсеков " , каждый со своим крестовым сводом. Кстати, такое устройство помещения весьма удобно для размещения экспозиции, позволяя " развивать " её как тематически, так и хронологически. Что касается основного четверика, то вход в него закрыт. Вот что писал 15 лет назад костромской краевед Н.А. Зонтиков: " Проектом реставрации в 1976 году было предусмотрено установить в холодном храме Воскресенской церкви иконостас, вывезенный ранее реставраторами из храма села Попкова Галичского района и в разобранном виде сложенный в подклете Богоявленского монастырского собора в Костроме (как раз там, где были погребены владельцы Молвитина Салтыковы, в том числе и строитель Воскресенского храма П.М. Салтыков). Однако так как по высоте попковский иконостас не мог поместиться в четверике холодного храма, то проектом предусматривалось " опустить пол на месте существующей солеи на 80 см ниже общепринятой его отметки " . Эта абсурдная идея, к сожалению, была претворена в жизнь: старинные чугунные плиты, покрывавшие пол на участке " понижения " , были выкинуты, и на этом месте была выкопана яма гораздо более глубокая, чем предполагалось проектом. Ныне холодный храм выглядит так: примерно половина прежнего пола в нём осталась нетронутой, в середине же помещения - провал, в котором стоят ободранные конструкции многострадального попковского иконостаса " .

http://sobory.ru/article/?object=04254

Резолюция после рассмотрения большинством голосов принята. Тов. Иванов вносит предложение о том, чтобы впредь до съезда Советов было предоставлено Президиуму исполнительного комитета право кооптации лиц, которых он найдет нужным, и впредь, до наступления более удобного времени, ввиду вспыхнувшей контрреволюции, съезд Советов созвать тогда, когда найдет нужным Президиум исполнительного комитета. По обсуждении вопроса о времени созыва съезда совещание решило: этот вопрос оставить открытым, причем не имеет препятствий против кооптации лиц исполнительным комитетом. По вопросу, внесенному тов. Дмитриевым, о выделении Воскресенского районного Совета в самостоятельный уезд в связи с предоставлением Звенигородскому исполнительному комитету личной диктатуры и отложением временно съезда Советов. Тов. Корчажкин говорит, что к выделению Воскресенского районного Совета в самостоятельный уезд диктатура отношения никакого не имеет, а возможно, что Воскресенскому уездному Совету потом придется обращаться к Звенигородскому уездному Совету за содействием. По вопросу об образовании Воскресенского уездного Совета решено: впредь до санкции на это со стороны губернской власти вопрос оставить открытым. Председатель совещания                        Тов. Корчажкин ЦГА МО. Ф. 718. Оп. 1.Д. 3. Л. 12–13 об. Подлинник. III.37. Запрос представителя Нижегородского губернского комиссариата по церковному имуществу М. Коротова в Московский облисполком 807 о порядке национализации церковного имущества 808 20 мая 1918 г. Московскому областному комиссару по проведению в жизнь декрета Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства Доклад Нижегородский губернский комиссариат по церковному имуществу делегировал меня в Московский областной комиссариат по проведению в жизнь декрета Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства за получением разъяснений последующим вопросам. 1. Подлежатли национализации дома приходских церквей, построенные исключительно на пожертвования верующих православной церкви, а также и капиталы этих церквей, и в утвердительном случае, каким порядком?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта редакция, после некоторых исправлений в XVII в., легла в основу Елизаветинской Библии 1751 г., текст которой до сих пор является богослужебным в Русской Православной Церкви. Эта редакция, так же, как и третья, характеризуется стремлением к буквализму и грецизации перевода. На основании этих исследований Г.А. Воскресенским были изданы Евангелие от Марка и первые пять посланий ап. Павла. Евангелие от Марка издано по четырём редакциям; текст основного списка каждой редакции (см. выше) воспроизведён строка в строку, буква в букву, и к ним подведены разночтения из других списков каждой редакции Послания ап. Павла к Римлянам, Коринфянам 1-е и 2-е, Галатам и Ефесянам также изданы по четырём редакциям; текст основных списков воспроизведён строка в строку, буква в букву, и к каждому из них подведены разночтения из других списков каждой редакции 27 . Текстология славянского Нового Завета, предложенная Г.А. Воскресенским , была подвергнута во многом справедливой критике со стороны М.Н. Сперанского и И.Е. Евсеева . Μ.Н. Сперанский возражает, во-первых, против того, чтобы считать, что более древние рукописи содержат и более древний текст «... одна древность рукописи не есть ручательство всегда древности и текста...» 28 . Во-вторых, он так же справедливо возражает против тех оснований, на которых Г.А. Воскресенский установил 2-ю редакцию перевода; вместо внутренних свойств самого текста он основывался на внешних признаках рукописей, которые в большинстве были действительно русского происхождения: «... г. Воскресенский для устанавливаемой им 2-й редакции, случайно подобрал исключительно русские списки и, не оценив югославянских, решил, что вся эта группа русская, a потом уже последовательно стал заключать, что и все отличия этой редакции от первой, выразившиеся в заменах „паннономоравских и вообще югославянских слов“ иными, произошли в области русского языка» 29 . Так, по Воскресенскому, русским вариантом является вариант кънигъчии вместо кънижьникъ, хотя оба этих слова употреблялись в глаголических евангелиях XI в. В-третьих, М.Н. Сперанский указывает на неполноту привлекаемого материала в исследовании Г.А. Воскресенского никак не использованы Мирославово евангелие, хорватские глаголические миссалы. хотя они могли бы послужить отличным средством для оценки вариантов Г.А. Воскресенский считал, что замена слова власфими на хоула произошла при создании 2-й, русской редакции, хотя последнее слово известно хорватским миссалам 30

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

Стоит обратить внимание, что в Воскресенском соборе, изначально проектировавшемся, по-видимому, столичным мастером (только не из Петербурга, а из Первопрестольной), не всё удалось. Проект реализовали не в полной мере, возводили сооружение не москвичи, а сами вологжане, " как они видели " ; судя по проектной модели, которая сейчас хранится в музее Вологды, деталировка и пластика Воскресенского собора должны были быть значительно тоньше. Если приглядеться к обоим храмам - вологодскому и устьянскому, - становится заметно, что устьянцам безусловно удалось придать своей церкви тот утончённый вид, от которого отказались вологжане. Первое, что бросается в глаза: завершения храма в Устье более изящны по сравнению с вологодским прообразом. Вместо глухих барабанов со шлемовидным покрытием - тонкие барочные главки- " рюмочки " , характерные скорее для XVIII века, нежели для XIX, когда строился Никольский храм. Отличия касаются и подкупольного ряда окон: у устьянского храма они прямоугольные, тогда как у оригинала - круглые, что визуально делает его более массивным. Архитектурное решение боковых глав заимствовано у вологодского храма. Каждая установлена на цилиндрическом придельном объёме, так что барабан, по сути, является его продолжением вверх. Барабаны глухие, с декоративной имитацией оконного проёма, как у оригинала; обратите внимание, пилястры имеют ионические капители - то есть, ордерной цельности, требующейся от произведений строгого классицизма, речи не идёт. Колонны коринфского ордера на фасаде - ещё одно отличие Никольского храма от Воскресенского. У вологодского собора - колонны тосканские. Зато его наличники более соответствуют стилю барокко. В устьянском же храме, можно сказать, барочную форму наполняет своим содержанием классицизм (что, впрочем, неудивительно - учитывая время его постройки). В западном притворе располагается вход как в верхний, так и в нижний храм. Он совершенно непохож на притвор Воскресенского собора, что наверное, и неудивительно - пристройку к вологодскому храму сделали только в 1824 году, когда у храма в Устье уже был готов первый этаж.

http://sobory.ru/article/?object=10182

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010