В Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга будут отреставрированы два объекта 26 июня 2020 г. 12:32 В Воскресенском Новодевичьем монастыре пройдет реставрация двух объектов. Как сообщается в закупке, размещенной ФГКУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», речь идет о южном корпусе со встроенной в его северный флигель церковью Афонской Божией Матери и больнице. Специалисты займутся реставрацией фасадов, кровли, дымовентиляционными трубами, крылечками, укрепят фундамент корпуса и храма. В больнице также предстоит заняться фасадами, фундаментом, а также выполнить другие работы. Средства на реставрацию в размере 143,8 миллионов рублей будут выделены из федерального бюджета. Завершиться реставрация должна к концу ноября следующего года. Воскресенский Новодевичий монастырь был основан в 1748 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально монастырь располагался на месте Смольного дворца, однако прочную монашескую общину создать в нем не удалось, и к 1797 году монастырь был упразднен. В середине XIX века, несмотря на расцвет женского монашества, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. По просьбе великой княгини Ольги обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов представил императору Николаю I доклад о пользе создания в столице женского монастыря. Предложение было поддержано государем. Настоятельницей воссоздаваемой обители была избрана монахиня Феофания (Готовцева), бывшая личная пансионерка императрицы Марии Федоровны в Екатерининском институте, хорошо известная в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители. В послереволюционное время всю тяжесть обрушившихся гонений понесла игумения Феофания (Рентель) (1918-35 гг.), которая была твердым защитником обители. Возрождение монастыря началось с приходом общины сестер в 1996 году. Сестры временно поселились в двухэтажном здании близ церкви Казанской иконы Божией Матери, где в то время не было отопления, водоснабжения и канализации, протекала кровля, здание требовало капитального ремонта. К настоящему времени проведена реставрация Казанского и Афонского храмов, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена часовня в честь преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины. Восстановлен и освящен Воскресенский собор. При монастыре существуют богадельня, детский приют, ведет работу Свято-Владимирская церковная школа, открыт благотворительный медицинский центр по диагностике женской онкологии «Белая Роза», швейные мастерские, церковная лавка. Обитель принимает многочисленных паломников. Под настоятельством игумении Софии (Силиной) ведутся восстановительные и реставрационные работы, налаживается традиционная монашеская жизнь. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Смольный Воскресения Христова собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Смольный Воскресенский собор считается жемчужиной петербургского барокко, основан в 1748 году. Содержание История [ править править код ] Закладка Воскресенского Смольного собора состоялась в 1748 г. изволением императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта собора выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли создал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его. Интерьер храма в начале XIX века создал другой знаменитый архитектор В. П. Стасов. 19 июля 1835 г. митрополит Серафим (Глаголевский) освятил здание собора, вмещавшее до 6000 человек. По утвержденному императором Николаем I «Положению о соборе» храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины - 22 июля (4 августа по новому стилю), когда в храм приезжала императорская семья. В этот день здесь собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 г. в монастырских корпусах, окружавших собор, первого высшего женского учебного заведения России – Воспитательного общества благородных девиц. В храме служили известные священнослужители, среди них ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии протоирей Николай Розанов. Последним настоятелем перед закрытием собора в 20-х годах прошлого века был член Государственной Думы протоиерей Андрей Юрашкевич. После революции храм перешел в управление церковной двадцатки, в апреле 1922 г. из него были изъяты ценности. 7 октября 1922 г. собор был закрыт. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены. Современное состояние [ править править код ] 24 мая 2009 г. в день славянской письменности и культуры в Смольном соборе было совершено первое в наши дни богослужение - молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В следующем году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил первую Божественную литургию. С тех пор в приделесвятой равноапостольной Марии Магдалины богослужения стали постоянными.

http://azbyka.ru/palomnik/Смольный_Воскр...

Воскресенский собор Смольного монастыря. Растрелли. Стасов. Фото 1971 года Ещё один Воскресенский храм – больше известный как Собор Спаса-на-крови – в Санкт-Петербурге согласно желанию императора Александра III был возведён на месте гибели его отца Александра II. Причём в финале проект был доработан так, что построенное здание прочно напоминало о произошедшем событии. Высота центрального шатра храма – 81 метр – отсылает нас к 1881 году, а высота второго купола – 63 метра – говорит о возрасте погибшего государя в момент покушения. Церковь Воскресения Христова (Спаса-на-крови). Архитектор А.А.Парланд 1883. Фото начала XX века Благополучно пережили все перипетии времени Воскресенские храмы в Плёсе, Тутаеве, Томске, Воскресенска церковь г. Плёс. 1817 год. Фото 1970-х годов Воскресенский собор в г. Тутаев. XVII век Воскресенская церковь. Томск. 1789-1807. Фото 1973 года а также Воскресенский храм в Кадашах, уникальная колокольня которого получила название «кадашовской свечи». Церковь Воскресения Христова в Кадашах. 1687-1695. Фото около 1900 года Гораздо бóльшему количеству храмов, к сожалению, повезло значительно меньше. Например, уникальный Воскресенский собор в городе Кола Мурманской области – один из форпостов России на Севере был разрушен в 1854 году английским фрегатом «Миранда». Воскресенский собор г. Кола. Мурманска область. 1681-1684. Рисунок XIX века Ажурно-кружевной Воскресенский собор Вятки в 1921 году был даже признан комиссией из Наркомпроса памятником архитектуры. Однако такое наличие заветного охранного статуса храм не спасло. В 1935 году из списка охраняемых объектов он был исключён, а затем и разобран. Из его кирпичей в Кирове построили гостиницу. Воскресенский собор в Вятке XVIII век В 1930-е разобрали и Воскресенскую церковь в деревне Немнюга Архангельской области. Воскресенская церковь деревне Немнюга Пинежский район Архангельской области 1710-1712. Фото конца 1930-х годов Отдельная долгая и, к счастью, благополучная история связана с историей Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря – уникальной архитектурной иконы Святой Земли.

http://pravmir.ru/pasha-bez-granits-razn...

2 Форт ясно изображен на том же плане Кроньйорта, а название его видно из объяснения Кеппена. На плане Петербурга 1705 r., по словам Пекарского, «там, где теперь собор всех учебных заведений, находились развалины старинных шведских укреплений» («Петерб. старина», Соврем. 1860 г. июль, стр. 159). При случайной раскопке земли, около юго-западной башни, в недавно разведенном садике, примыкающем к дому соборного духовенства под полуаршинным слоем земли, или, скорее, кирпичной щебенки, оказался слой костей, четверти в полторы, который шел кругом ямы, раскопанной аршина в два в диаметре. Нет сомнения, что это – общая могила или защитников, или завоевателей укреплений, находившихся на месте Смольного. 3 Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15. 4 См.историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, составленное Богдановым, с 1703 по 1750 гг., и дополненное Рубаном, изд. 1779 г., стр.191. 5 Там же у Рубана, «но когда начали в 1733 г. против Канец селить конную гвардию, тогда оный смольный двор перевели в другое место». 6 Хотя в печатных исторических документах не приходилось встречать прямого указания на основание этого дома Петром , но память о том сохранилась в предании, достоверность которого подтверждается остатками древнего сада, которые Петр любил разводить около загородных дворцов. В описании Богданова этот сад помещает, в числе прочих 17, находившихся при загородных зданиях, и об нем, под 5 прямо говорится: «сад при смольном доме, что ныне Воскресенский Новодевичий монастырь». Вообще же о них замечается: «что все сии сады суть начальнейшие, величеством пространнейшие, украшением и прочими убором богато украшенные, о том многим известно». (стр.205). Г. Корнилов в своей «Русской старине» (стр.171), описывая дневные занятия Петра, между прочим, говорит: «в 4 или 5 часов, Петр, без чаю и кофею, выпив рюмку анисовой водки, отправлялся с тростью в одной руке, и с записною книжкой в другой, смотреть производившиеся в Петербурге работы, а после того в свой натуральный кабинет, на том месте, где ныне Смольный монастырь, или в адмиралтейство». Между тем, Кикины палаты под Канцами построены лишь в 1714 г., отписаны на Государя и конфискованы в 1717 г.; значит библиотека и кунсткамера, как говорит Рубан, т.е. натуральный кабинет Императора, могли быть помещены здесь не раньше сего последнего года (стр.161 и 313)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

11 августа 1866 г. Мышкин посетил Цесаревич Александр (будущий Император Александр III) и был на службе в Успенском соборе (о чем свидетельствует надпись в медальоне на стене храма). Настоятель собора протоиерей о. Иоанн Николаевский после пения многолетия поднес Цесаревичу икону святого Александра Невского — его небесного покровителя. Настоятелем собора в 1885-1888 гг. был о. Павел Преображенский, будущий Владыка Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский — известный просветитель, миссионер, автор трудов «Катехизические поучения в вере», «Наставление в Законе Божием» (выдержало более 40 изданий). После революции 1917 г. Успенский собор был разграблен. Иконы и иконостас разрублены и спущены по Волге, колокола сброшены с колокольни и разбиты. Долгие годы собор использовался как склад льна, затем — продуктов. В самом центре города Мышкина на холме стоит каменный пятикупольный храм. Этот летний однопрестольный собор посвящен Успению Божией Матери. Закладка храма состоялась 15 августа 1805 г., а освящение 2 мая 1820 г. Проект собора был разработан итальянским архитектором Иоганесом Манфрини. Это пятикупольное сооружение в стиле классицизма. Четыре пустотелые колонны обеспечивают в храме прекрасную акустику. Особенно восхищает бесстолпная конструкция поддержки главного купола, диаметр которого 14,2 м. С запада к храму примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Первым строителем собора был купец Козьма Иванович Дрожженников. С августа 1806 г. продолжал дело новый строитель — мышкинский купец Иван Андрианович Сицков, которого сменил Аким Епифанович Замяткин. В интерьере собора сохранились росписи, выполненные в 1830-е годы артелью под руководством Тимофея Медведева. Им же были написаны иконы для одноярусного иконостаса и алтаря. Мастера этой артели расписывали Спасо-Преображенский собор в Угличе, Воскресенский собор в Больших Солях и своды Смольного собора в Санкт-Петербурге. Живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

13 января 1932 г. президиум Московского райсовета принял постановление ходатайствовать о сносе собора и использовании кирпича для нужд строительства района. Сносу собора помешала просьба потребсоюза о передаче храма для организации универмага. Храм был закрыт 10 июня, но универмаг там так и не открыли. Собор разграбили, колокольню взорвали. Осенью 2001 г. произошло чрезвычайно важное событие в истории монастыря – возвращены основные храмы и здания монастырского комплекса. Собор в честь Воскресения Словущего нуждался в полной реконструкции. Началась многолетняя, очень трудоемкая и дорогостоящая реставрационная работа. Храм стал постепенно возрождаться: были убраны все перекрытия, восстановлены оконные заполнения, устроена отопительная система. 30 декабря 2006 г. произошло освящение малых куполов собора. В очень короткие сроки были сооружены центральные купол и крест, освящение которых произошло 3 марта 2007 г. Заключительным этапом восстановления собора стали работы по его росписи. Внутреннее убранство храма целиком создано заново. 31 мая 2019 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Воскресения Христова. Авторами проекта стали архитекторы Л.Н. Бенуа и В.П. Цейдлер. Чертежи и сметы были направлены из Духовной консистории в Строительное отделение Министерства Внутренних дел в мае 1891 года. 17 14 июля проект был Высочайше утвержден. Колокольня была заложена 19 июля 1891 года. Проект был рассмотрен 1 августа 1891 года в Техническо-строительном комитете и предварительно сооружение колокольни было признано одобрительным. Проект предусматривал возведение мощного четверика главных ворот с арочным проездом, задуманного как воротная башня каменной крепости. Над воротами возвышалась колокольня, в которой размещался надвратный храм во имя Прп. Исидора Пелусиота. Прототипом для архитектурного, в том числе и конструктивного, решения колокольни стала колокольня с храмом Иоанна Лествичника в Московском Кремле. Замысел, объединяющий высокую древнерусскую колокольню с крепостной башней, позволил придать монастырской ограде традиционный облик стены Горнего Града, воплотить на новом месте образ излюбленной в С.-Петербурге многоярусной колокольни, напомнив о первой колокольне Смольного монастыря, и завершить начатый в середине XIX в. ансамбль строений по Забалканскому проспекту стилистически близкой абсолютной доминантой.

http://sobory.ru/article/?object=05264

Петр Александров Остроумов, с 8 сентября 1805 по 24 сентября 1824 г. Сын священника новгородской епархии, кирилловского уезда, села ??укчи, Александра Михайлова . Обучался в новгородской семинарии и слушал ??ословию. Января 25 дня 1797 г. произведен во диаконы в Петропавловский собор, на место выбывшего в Тихвин диакона Димитрия Матфеева. Сентября 8 дня 1798 г. перемещен в морской собор. 8 сентября 1800 г. рукоположен во священника к сему собору, где сначала был на линии 3-го священника, а потом 30 октября 1809 г. удостоен звания ключаря. Сентября ?4 дня 1824 г. перемещен к церкви св. великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове. Скончался в июле 1838 г., быв за штатом с ?7 июня 1831 года. Иоанн Петров Свиязев, с 30 октября 1809 по 12 марта 1819 года, сын диакона петербургской Крестовоздвиженской, что в Ямской церкви, Петра Степанова. Марта 1 дня 1786 г. произведен во диакона к церкви Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; июля 24 дня 1788 года произведен в священника к церкви Воскресения Господня, что за Литейным двором. 30 октября 1809 г. перемещен в морской собор на линию 3-го священника был здесь по смерть свою, последовавшую 19 марта 1819 года. Иоанн Никитин Смирнов, с 29 апреля 1819 г. по 19 июня 18? Лугского уезда, передольского погоста, священника Никиты 0нуфриева с ?? обучался сначала с 1799 года в александроневской семинарии, а потом ?? 1810 по 1815 г. в с.-петербургской духовной академии. По окончании академического курса, со званием кандидата, определен профессором в с.– ??дух. семинарию. 29 апреля 1819 года произведен во священника в морской собор на место умершего оного собора священника, Иоанна Петрова Свияз?? 19 июня 1823 г. перемещен в Смольный монастырь, где 26 июня 182?? произведен в протоиерея. Скончался в 1834 г., быв за штатом около г??? Сергий Георгиев, на священнической вакансии протоиерей, с 18-го ???1823 г. по 12 ноября 1841 г. сын протоиерея Смоленско-кладбищенской ???кви, Георгия Петрова; обучался в Александроневской академии и слушали ???гословие. Августа 3 дня 1802 г. произведен в диакона в Воскресенский ???водевичий монастырь, а 30 мая 1803 г. в тот же монастырь во священ??? на место уволенного за штат, по болезни, священника Гавриила Успенского 18 июля 1823 года перемещен в Морской собор. Скончался 12 ноября 18??

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Успенский собор (Мышкин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор - православный храм в Мышкине. Закладка храма состоялась 15 августа 1805 г., а освящение 2 мая 1820 г. Проект собора был разработан итальянским архитектором Иоганесом Манфрини. Содержание История [ править править код ] Закладка храма состоялась 15 августа 1805 г., а освящение 2 мая 1820 г. Проект собора был разработан итальянским архитектором Иоганесом Манфрини. Это пятикупольное сооружение в стиле классицизма. Четыре пустотелые колонны обеспечивают в храме прекрасную акустику. Особенно восхищает бесстолпная конструкция поддержки главного купола, диаметр которого 14,2 м. С запада к храму примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Первым строителем собора был купец Козьма Иванович Дрожженников. С августа 1806 г. продолжал дело новый строитель — мышкинский купец Иван Андрианович Сицков, которого сменил Аким Епифанович Замяткин. В интерьере собора сохранились росписи, выполненные в 1830-е годы артелью под руководством Тимофея Медведева. Им же были написаны иконы для одноярусного иконостаса и алтаря. Мастера этой артели расписывали Спасо-Преображенский собор в Угличе, Воскресенский собор в Больших Солях и своды Смольного собора в Санкт-Петербурге. Живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы. Росписи иллюстрируют путь народа к вере и встречу со Спасителем. На сводах трапезной части расположены ветхозаветные сюжеты: Моисей жезлом высекает воду из скалы, Медный змий, Моисей получает от Бога скрижали с заповедями, Ветхозаветная Пасха. По углам трапезной изображены четыре ветхозаветных пророка: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. В парусах под центральным куполом помещены изображения евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Вдоль барабана расположены сюжеты из Нового Завета: отрок Иисус в храме, беседа Христа с самарянкой, исцеление расслабленного, явление Воскресшего Христа апостолам и др. На своде алтаря — Новозаветная Троица, ниже на стенах алтаря — сошествие Святого Духа на апостолов. Центральный купол Собора увенчивает изображение Новозаветной Троицы и Богоматери, окруженных изображениями девяти чинов Ангельских.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

В Смольном соборе Санкт-Петербурга после почти 90-летнего перерыва совершена Божественная литургия 8 апреля 2010 г. 14:30 Знаменательным событием Светлой седмицы для православного Санкт-Петербурга стала Божественная литургия в Смольном Воскресенском соборе, совершенная 7 апреля после почти 90-летнего перерыва, сообщает сайт «Вода живая» . В сослужении пятнадцати священнослужителей епархии Литургию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир . В этот день в храме присутствовало около двухсот богомольцев, половина из которых причастились. «Господь смилостивился над нами и открыл нам один из лучших храмов России», — сказал владыка Владимир по окончании богослужения. По его мнению, в пасхальные дни Санкт-Петербургская епархия и музей показали добрый пример сотрудничества. «Мы готовы к дальнейшему сотрудничеству под водительством Церкви, как и подобает верным христианам», — отметил в ответном слове Николай Буров, директор ГМП «Исаакиевский собор», в ведении которого находится главный храм бывшего Смольного монастыря. Он обещал, что с 11 апреля богослужения в соборе будут совершаться каждое воскресенье. Директор музея напомнил, что 2010 год юбилейный для храма: в октябре исполнится 175 лет со дня его освящения. Выйдя из собора, митрополит и сопровождающие его лица по старинной традиции праздника Благовещения Пресвятой Богородицы выпустили в небо семь голубей. Решение о возобновлении богослужений в соборе было принято в самый канун Пасхи. В правом Екатерининском приделе сотрудниками музея было освобождено место для молящихся. Казанский кафедральный собор подарил храму старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — фотокопия картины Василия Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. Смольный собор — одно из творений выдающегося архитектора Бартоломео Растрелли. С момента освящения в 1835 году он был храмом «всех учебных заведений» Петербурга. На алтарной стене золотыми буквами были начертаны названия школ и институтов Ведомства учреждений императрицы Марии Феодоровны — государственного органа по управлению учебными и благотворительными учреждениями Российской империи. Их учащиеся собирались в храме на богослужения. Решение о закрытии собора было принято в 1923 году, долгие годы в нем размещался склад. После реставрации здание занял музей, который регулярно проводит в помещении концерты и выставки. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1133187.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Знаменательным событием Светлой пасхальной недели для православного Санкт-Петербурга стала Божественная литургия в Смольном Воскресенском соборе, которая после почти 90-летнего перерыва была совершена 7 апреля. В сослужении пятнадцати священнослужителей епархии ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В этот день в храме присутствовало около двухсот богомольцев, половина из них причастились. «Господь смилостивился над нами и открыл нам один из лучших храмов России», — сказал владыка Владимир по окончании богослужения. По его мнению, в пасхальные дни Церковь в лице Санкт-Петербургской епархии и музей показали добрый пример сотрудничества. «Мы готовы к дальнейшему сотрудничеству под водительством Церкви, как и подобает верным христианам», — отметил в ответном слове Николай Буров, директор ГМП «Исаакиевский собор», в ведении которого находится главный храм бывшего Смольного монастыря. Он пообещал, что с 11 апреля богослужения в соборе будут совершаться каждое воскресенье. По мнению директора, это тем более значимо, что 2010-й год — юбилейный для храма: в октябре исполнится 175 лет со дня его освящения. Выйдя из собора, митрополит и сопровождающие его лица по древней традиции праздника Благовещения Пресвятой Богородицы выпустили в небо семь голубей. Птицы долго кружили над собором, и присутствующие восприняли это как добрый знак. Решение о возобновлении богослужений в соборе было принято на Страстной седмице в самый канун Пасхи. Сотрудники музея вынесли кресла из правого Екатерининского придела, освободив место для молящихся. Казанский кафедральный собор подарил старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — фотокопия картины Василия Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. Смольный собор — совершенное творение Бартоломео Растрелли, посвященное Воскресению Христову. С момента освящения в 1835 году он был храмом «всех учебных заведений». На алтарной стене золотыми буквами были начертаны названия школ и институтов Ведомства императрицы Марии Федоровны. Их учащиеся собирались в храме на богослужения. В 1923 году собор закрыли, в нем долгие годы размещался склад. После реставрации его занял музей, который регулярно проводит в помещении концерты и выставки. «Вода живая», 07.04.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-04-07/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010