С 1826 г. при Свято-Троицкой ц. совершались погребения местного духовенства, благотворителей и общественных деятелей; в частности, там был похоронен инженер-изобретатель Н. Г. Славянов (1854-1897; после перезахоронения в 1948 останков Славянова возле Пермского политехнического колледжа церковное кладбище у стен храма ликвидировали). Настоятель свящ. Евфимий Конюхов стал основателем священнической династии, состоявшей из 3 поколений, представители к-рой трудились более 100 лет в Свято-Троицкой ц. В 1866-1901 гг. здесь служил свящ. Василий Конюхов (1846-1904), законоучитель (на безвозмездной основе) Мотовилихинских церковноприходской школы и земского жен. училища, в 1893-1919 и 1924-1935 гг.- прот. Павел Конюхов (1871 - после 1936), законоучитель Висимской и Мотовилихинских учительских муж. и жен. церковноприходских школ, председатель Мотовилихинского об-ва сестричества и т. д. Также в 1859-1871 гг. в храме служил родственник о. Евфимия свящ. Петр Попов (1838-1871), почитавшийся местными жителями (см.: Попов. Биогр. очерк. 1871). 14 окт. 1928 г. еп. Пермским сщмч. Павлином (Крошечкиным) и викарием еп. Соликамским Хрисанфом (Клементьевым) церковь была возведена в ранг собора, 15 мая 1936 г. закрыта. Последнего настоятеля о. Павла Конюхова неск. раз арестовывали, в т. ч. осенью 1935 г. по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности с последующим осуждением на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним аресту и ссылке подверглись священники Алексий Дроздов (1876 - после 1936?), Петр Казыльский (1880 - после 1936?) и Феодор Долгих (1885-1942), а также двое мирян (см. подробнее: Дамаскин. 1996. Кн. 2. С. 186-187; 2002. Кн. 7. С. 423). В 1938-1939 гг. были сломаны купола храма, с колокольни сброшены колокола, церковное здание переоборудовано под хлебокомбинат, в алтаре установлен агрегат для замешивания теста. 26 сент. 1994 г. Свято-Троицкая ц. была возвращена верующим, 3-4 дек. того же года, в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, в ней начались регулярные богослужения. 3 февр. 1995 г. мон-рь был официально зарегистрирован, 2 февр. 1996 г. принят его устав, 20 июля 2012 г. утвержден устав в новой редакции. Наместником в 1995-2004 гг. был архим. Стефан (Сексяев), с 2004 г.- игум. Варфоломей (Сибиряков), с 2011 г.- игум. Серафим (Даниленко); священноархимандритом является митр. Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов) . К июню 2019 г. в мон-ре и скитах проживали ок. 70 насельников.

http://pravenc.ru/text/2580040.html

III. Краткие сведения из внешней истории Московского Алексеевсквго монастыря до 1871 г. – Деятельность игуменьи Антонии по внешнему устройству Алексеевского монастыря; награды, полученные ею за особые труды по устройству Алексеевского монастыря 18 Московский Алексеевский девичий монастырь основан был около 1360 г. близ Москвы-реки, на Остоженке, Святителем Московским Митрополитом Алексием в честь святого Алексия человека Божия по желанию благочестивых сестер святого митрополита Алексия – Евпраксии и Иулиании. После большого Московского пожара, истребившего в 1547 г. большую часть Москвы, в том числе и все строения Алексеевского монастыря вместе с храмом святого Алексия человека, – Алексеевский монастырь повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного был перенесен на новое место ближе к Кремлю, на черту белого города. Но после того как Высочайшим повелением Государя Императора Николая I место занимаемое Алексеевским монастырем было избрано для возведения на нем храма во имя Христа Спасителя в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 г., Алексеевский монастырь был перенесен на третье место, на котором находится в настоящее время, в местность, носящую название «Красное село». Торжественное перемещение, монашествующих в построенные в течение полугода здания при Крестовоздвиженской красносельской церкви совершилось 17 октября 1837 г. при участии митрополита Московского Филарета. Переселенные из центра Москвы на далекую окраину, занятую главным образом лесом и огородами, – городские строения доходили в то время только до Красных ворот, – сестры Алексеевского монастыря с великими трудами и очень неспешными шагами благоустрояли обитель на новом месте. Будучи расположен вне Москвы, монастырь посещался главным образом крестьянами ближних сел – Алексеевского, Измайловского, Мытищ, – в большинстве случаев, конечно, небогатыми. Монахиням, обязанным содержать себя на свои средства и в то же время заботиться о привлечении средств и на поддержание обители, приходилось, как для приискания себе работы, так и для посещения лиц, расположенных к монастырю и заботящихся о нем, совершать нелегкие странствования из Красного села в город. И вряд ли могла быть приведена на надлежащее состояние эта обитель, если бы не пришел к ней своевременно на помощь мудрый архипастырь Филарет. В 1840 г. его заботами было разрешено открыть в Алексеевском монастыре кладбище с тем, чтобы доходы с него шли на содержание монастыря. С этого времени и начинается процветание Алексеевского монастыря. Уже в 1841 году в этой обители расширен был Крестовоздиженский храм, прибавлением к нему придела; в 1853 г. сооружена новая каменная теплая церковь во имя святого Алексия человека Божия, а в 1857 г. Крестовоздвиженский храм были перестроен и распространен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

люб. дух. Просв., за 1871 год. Отд. отт. М. 1871, 1n 4°. Стр. 32). Перепечатано, с некоторыми дополнениями и новыми Изъяснениями, из 10 тома Известий И. Акад. Наук за 1861 г., о чем см. выше. 17. О печатном Евангелии 1681 года, находящемся в Высоко-Петровском московском монастыре, с рисованными изображениями родословного дерева Спасителя, четырех евангелистов с их символами и бордюрами по краям листов. (В Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1871 г., 4, стр. 13–19). С двумя литографическими снимками текста и украшений Евангелия. 18. О иконе на шиферном камне, Воскресения Христова, св. первомученика архидиакона Стефана, св. Николая Чудотворца и Распятия Господня 13–14 века, в современном ветхом с филигранью оклад, пожертвованной в отделении иконоведения 111 действительным членом Общества люб. дух. Просвещения протоиереем Н. И. Надеждиным. (Там же, стр. 20–22). С рисунком иконы литографическим. 19. О лицевом славянском акафисте Божией Матери, 17 века, пожертвованном в отделении иконоведения полковницею Анною Любенковою. (Там же 8, стр. 29–33). Отд. отт. М. 1871 112 . 20. Надгробные памятники иноверцев, найденные архимандритом Амфилохием в1870 году в московском Даниловом монастыре. (Там же, 10, стр. 37–42). С литографическим снимком с надгробных надписей на итальянском и армянском языках. 21. О внутреннем расположении храма, поставленного в 1025–43 году Алексием, патриархом Константинопольским, по рукописи славянской 12 века 330 Синодальной библиотеки. (Там же, 1872, 8, стр. 64–74). Как эта, так и предшествующие статьи читаны были также в заседаниях Моск. Археол. Общества. 22. О влиянии греческой письменности на славянскую с 9 до начала 16 века Москва, 1872. С 16ю таблицами снимков. Читано на 1м Археологическом съезде Москве. 23. Замечание о греческих миниатюрах 10 века на листах Евангельских чтений. (В Известиях Импер. Археолог. Общества за 1872 г. т. 7, 24 и дал.). 24. Летописные и другие древние сказания о св. благоверном великом Князе Данииле Александровиче, сыне св. благоверн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

11-го апреля 1871 года состоялся выбор в старосты Андреевского собора купца Владимира Дмитриевича Никитина. Слава Богу! Человек, подающий надежды! Отец протоиерей поторопился выбирать и не дождался моего убожества из Успенской церкви, также и отца диакона Александра Таратина. Обедню гнал на всех парах. Надо помнить, что душа, питающаяся пространно, жива умерла ( 1Тим. 5, 6 ), и не питаться пространно, а умеренно, по мере потребности. 25 мая – первый теплый летний день с громом. 8-го ноября море покрылось льдом, 10-го и 11-го стали ходить по льду, 12-го стали возить на [людях]. Ты работаешь на весь причт и больше всех принужден ходить к требам: смело бери себе из братских денег на извозчика до одного рубля и больше в неделю. 1 ноября 1871 г. 15 февраля в восемь часов вечера скончался отставной контр-адмирал Кирилл Михайлович Пасынков. Вечный покой да будет душе его! Умершим да воздается должная честь как причастникам Тела Христова, как освященным елеем помазания. Болярина Кирилла помяни, Господи! О душе всякого умершего христианина молись, как о своей собственной, да помни, ты, молящийся о упокоении умерших, что ты сам духовный мертвец, ибо ты умерщвлен страстями. 3 марта. Нигилистка-гувернантка у купца Лукина, священническая дочь из Смольного. Как она развращала детей, как она говорила, что Бога нет, что брак – пустой обряд, что все равно – жить в браке или без брака мужчине и женщине и пр. Не ешь и не пей сегодня. Пятница 1-й недели поста. Не по любви Христовой поступил я сегодня, осуждая с горечью при разговоре с Александрой Марковной поведение житейское брата моего, отца иерея Григория и супруги его, а сестры моей по жене Анны Константиновны, что он виноват сам в своей болезни, обременительной для всех, и жена его, пичкавшая его всем наипитательным и жирным, а вина пить не дозволявшая ни единой рюмки, так что он сделался не в состоянии употреблять даже Святые Тайны. А прежде, до этих эксцентричностей, все было во здравие: и со мной хересок пивал во славу Божию и в свое утешение! Господь да помилует нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отзыв об акафисте представил комитету цензор священник Михаил Боголюбский. В отзыве он писал: «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Евфимию, архимандриту, Суздальскому чудотворцу, представленный в рукописи, содержит сведения о жизни святого, сообразные с его жизнеописанием и представленные в том чистом духе, которым святой руководствовался в своей жизни, мысли и чувствования заключает в себе чистые и назидательные, написан чистым славянским наречием». В заседании комитета 22 мая 1872 года это мнение было заслушано, принято, и того же дня послано в Святейший Синод донесение за 341 с одобрительным отзывом. В Синоде 26 июля/8 августа 1872 года за 1052 было сделано следующее постановление: «Св. Синод не находит препятствия издать акафист преподобному Евфимию Суздальскому для местного употребления». 19 августа 1872 года за 1602 Московскому духовно-цензурному комитету был послан указ Святейшего Синода 197 . 51 Акафист [св.] благоверной княжне Евфросинии Суздальской 15 апреля 1871 года в Московский духовно-цензурный комитет поступили рукописи «Служба преподобной Евфросинии Суздальской», «Акафист святой преподобной матери Евфросинии, княжне Суздальской, чудотворице» от игумении Суздальского Ризоположенского девичьего монастыря Евфросинии. Комитет поручил рассмотрение рукописей цензору архимандриту Сергию. 19 апреля 1871 года в заседании комитета было доложено мнение цензора о рукописях – службе и акафисте прп. Евфросинии: «Обе рукописи не могут быть представлены в Св. Синод на утверждение по важным недостаткам, в них заключающимся. В акафисте слог очень тяжел и затрудняет понимание мыслей, есть даже противоречия, например: икос 3: «Разсудиша (родители) тя не вдавати в поучение стихийной премудрости» [и] кондак 4 «Вдаша тя в научение внешней мудрости». Служба и акафист требуют внимательного пересмотра и капитального исправления опытным в сем деле лицам. Рукопись должна быть возвращена». 4 ноября 1871 года в Московский духовно-цензурный комитет снова были представлены служба с акафистом прп. княжне Евфросинии. Рассматривавший рукописи член комитета архимандрит Сергий 15 ноября донес комитету, что «служба св. благоверной княжне Евфросинии составлена хорошо: написана правильным языком церковнославянским, содержит мысли назидающие и к молитве располагающие; с православным учением и с жизнью св. благоверной княжны согласно. Посему заслуживает одобрения к печатанию». Комитет, составив на основании мнения цензора донесение, препроводил его вместе с рукописью в Святейший Синод того же 15 ноября 1871 года за 673.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Д. негативно оценивал усиление в католицизме в 60-х гг. XIX в. позиций рим. централизма, выразившихся в издании папой Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864) и прилагавшегося к ней «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus errorum ), а также в намерении папы провозгласить догмат о папской безошибочности (непогрешимости) и догматически закрепить учение о папском примате. Еще до созыва Ватиканского I Собора Д. включился в теологическую полемику по вопросу о папской безошибочности. Критике этого постулата были посвящены статьи Д., написанные совместно с И. Губером под псевдонимом Янус и публиковавшиеся в газ. «Augsburger Allgemeinen Zeitung». В 1869 г., накануне открытия Собора, Д. издал под тем же псевдонимом кн. «Der Papst und das Concil» (Папа и Собор), в к-рой учения о безошибочности папы и его примате отрицались как не находящие аргументов ни в Свящ. Писании, ни в церковной истории. Книга Януса вызвала широкий резонанс в католич. среде и, несмотря на занесение в Индекс запрещенных книг , широко использовалась участниками Собора, выступавшими против нового догмата. В 1870 г. под псевдонимом Квиринус Д. выпустил новую кн. «Die Römischen Briefe vom Concil» (Римские послания о Соборе), где излагалась критика каноничности созыва и проведения I Ватиканского Собора, приводились свидетельства об оказанном на Соборе давлении на противников нового догмата, а факт его провозглашения объявлялся разрывом с традицией католич. Церкви. В марте 1871 г. Д. открыто отказался подписать решения Собора. 17 апр. 1871 г. Мюнхенский архиеп. Г. фон Шерр объявил об отлучении Д. от католич. Церкви. Д. отказался признать отлучение, но прекратил совершение богослужений, хотя и посещал мессы в католич. приходах. После отлучения Д. продолжал работать на теологическом фак-те Мюнхенского ун-та и в 1871 г. был избран его ректором, в 1873 г. назначен кор. Людвигом II президентом Баварской АН. Несмотря на тесную связь Д. с буд. лидерами старокатолич. движения И. Ф. фон Шульте , Ф. Г. Рейшем и И. Г. Рейнкенсом и его ведущую роль в организации этого движения, он долгое время выступал против окончательного разрыва с Римом. Впосл. Д. вошел в состав основанного в 1871 г. в Мюнхене Центрального комитета старокатолич. Церкви, одобрил выборы ее епископа и организацию 1-го синода, однако сам он никогда не принадлежал к к.-л. общине старокатолич. Церкви и выступал против радикальных, с его т. зр., реформ в старокатоличестве, в т. ч. против отмены целибата священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/171803.html

Левитский Александр,родился 9 ию[л]я 1854 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Александр Павлов († до 1875 г.), диакон; Москва, Сретенский сорок, Петропавловская в Мариинской больнице церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 282 об., 283). Левитский Сергей,родился около 1856 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Николай Левитский, священник; Москва, Пречистенский сорок, Тихвинская у Арбатских ворот церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 303 об., 304). Левкиевский Вячеслав,родился около 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1879 гг.). Отец: Николай Андреев, диакон; Московская губерния, Богородский уезд, село Гуслицы, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1832, л. 200). Любимов Александр, родился 26 июля 1857 г.; с домашним образованием, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Дмитрий Любимов, священник; Владимирская губерния, Суздальский уезд, село Огренево, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 315 об., 316). Любимов Иван,родился 1 августа 1859 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Александр Иванов, священник; Москва, Пречистенский сорок, Девятинская близ Пресни церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 324 об., 325; д. 1832, л. 194). Любимов Илья,родился 16 июля 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Алексей Иванов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Карневское, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 290 об., 291). Любимов Николай,родился 28 марта 1858 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Александр Иванов, священник; Москва, Пречистенский сорок, Девятинская близ Пресни церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 290 об., 291). Любимов Петр,родился 30 апреля 1856 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Семен Любимов († до 1877 г.), пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Воскресенская в Монетчиках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 303 об., 304; д. 1812, л. 74).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Кроме того, протоиереем Сулоцким напечатано: 1) В Москвитянине: «Проказы Сибирских медведей, 1843 г. ч. IV; «Биография Афанасия Протопопова, Архиепископа Тобольского и Сибирского – 1843 г. ч. VI, кн. II; «Замечательные церкви в Тобольске – 1849 г. ч. III; «Протопоп Аввакум» – 1849г., ч. IV; «Киргиз на поклонении св. местам русским и палестинским» – 1853 г. ч. IV; «Челобитная князя Сулешева царю Михаилу Федоровичу от 1628 г.» – 1855 г., кн. VIII 33 . 2) В Маяке: «Замечательные колокола в Сибири и между ними ссыльный Угличский – 1845 г. кн. VII 34 . 3) Во Временнике Императорского Общества истории и древностей Российских: «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский – 1854 года кн. 20 и отдельно – Омск 1882. 4) В Тобольских губерн. ведомостях: «Две копии с чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери в Иркутске» – 1857 г. 13, 20, 29; «Исторические заметки о добыче соли из Хмышевского озера» – 1858 г. 1, 1859 г. 26; «Начало театра в Сибири и семинарский театр в старину в Тобольске» – 1858 г. 12 35 ; «О библиотеках в Омске и Тобольске» – 1858 г. 22, 23, 26–28; «Празднование в Тобольске двухсотлетия покорения Сибири и слово на это празднование» – 1858 г. 29 36 ; «Архиереи из сибирских уроженцев и между прочими Иоанникий Павлуцкий, Епископ Воронежский» – 1858 г. 40 37 «Абалацкий и Ивановский монастыри в окрестностях Тобольска» – 1858г. 43 38 ; «Две замечательные иконы в Омске» – 1859 г. 2 39 . Иконы эти принадлежали, одна – генералиссимусу Суворову, другая – Артамону Сергеевичу Матвееву; «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» – 1859 г., 13 40 ; «Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру I, и ответ государя на нее, с предисловием и примечаниями» – 1859 г. 15–19 41 ; «Понятие сибирских простолюдинов о мамонтах» – 1859 г. 23; «Заметки к описанию Тобольского Знаменского монастыря» – 1859 г. 27; «Погребение Варлаама, Архиепископа Тобольского» – 1871 г. 12, 20, 21; «Княжна Екатерина Алексеевна Долгорукая в ссылке в Березове и в монашестве в Томске» – 1871 г. 3, 4 42 ; «Петр Андреевич Словцов» – 1871 г. 18, 19 43 ; «Старинный Тобольский учитель Сильвестрович и ученик его Мирович» – 1871 г. 26 44 ; «Тобольская архиерейская школа с 1702 по 1744 г., предшественница Тобольской семинарии» – 1872 г. 37–50; «Сперанский в Тобольске» – 1872 г. 43–53.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Переводы эти осмысливали для воспитанников и славянское богослужение, которым они должны были пока довольствоваться в православных церквах. Они неопустительно являлись к богослужению, большею частию в академическую церковь, и воспитывались в духе искренней церковности. С 1867 г., с благословения преосвященного Антония, татарское пение стало отчасти входить и в церковное богослужение в некоторых татарских сёлах, - пелись пока некоторые немногие молитвы. Наконец в 1869 г. татарская школа в первый раз услышала полное богослужение на своём родном языке».(47) Согласно отчёту о деятельности Совета «Братства святителя Гурия» (БСГ) с 4 октября 1871 г. по 4 октября 1872 г., в то время действовала 61 «крещёно-татарская школа», из которых под покровительством БСГ находились 39 школ (где обучались 1042 мальчика и 121 девочка), остальные содержались «на счёт разных учреждений: Святейшего Синода, министерства народного просвещения, православного миссионерского общества, местных земств, и частных лиц».(48) Первоначально сама ККТШ существовала на пожертвования благотворителей и помещалась «на частной квартире», а с 1867 по 1871 гг. - в собственном деревянном доме (в котором потом располагалось женское отделение) на Арском поле - напротив Куртины (Арского кладбища).(49) В 1868 - 1871 гг. произошло её существенное расширение. На «вновь уступленной городским обществом прибавке к школьной усадьбе» был воздвигнут «обширный каменный дом для школьного помещения» (ныне - дом 18 по улице Николая Ершова), построенный «на сумму десяти тысяч рублей, отпущенных просвещённым покровителем инородческого образования, министром народного просвещения графом Дмитрием Андреевичем Толстым, из сумм министерства».(50) Помимо этого, были выделены ещё: одна тысяча рублей - на пособие ККТШ и священнику В.Т. Тимофееву, а также «500 руб[лей] на построение дома для апазовской школы и 4 тысячи руб[лей] на поддержание 24 школ в казанской губернии».(51) «Но всего дороже для школы и всего полезнее для возвышения её авторитета среди крещёно-татарского населения, - указывал профессор П.В.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

(4) Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (5) Казань//Казанский биржевой листок. - 1871. - 68 (29 августа). - С. 1. (6) Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (7) См.: [Рыбушкин М.С.] Краткая история города Казани. Соч. Михаила Рыбушкина. - Часть II. - Казань: В типографии Л. Шевиц, 1848. - С. 109. (8) Архиерейские служения в августе//Известия по Казанской Епархии. - 1871. - 18 (15 сентября). - С. 571 - 572.; Церковная встреча Государя Императора, Наследника и Великого Князя Владимира Александровича//III Местный отдел/Казанские губернские ведомости. - 1871. - 73 (22 сентября). - С. 4. (9) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572. (10) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (11) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572 - 573. (12) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (13) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572. (14) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (15) См.: Архиерейские служения в августе. - С. 572. (16) Там же. (17) См.: Н.Р. Указ. соч. - С. 597. (18) Архиерейские служения в августе. - С. 572. (19) См.: Пребывание Государя Императора, Государя Наследника и Великого Князя Владимира Александровича в Казани. - С. 5. (20) Весьма примечательными, помимо прочего, являются обстоятельства торжественного акта открытия гимназии 30 августа 1859 г., начавшегося с отслуженного архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием (А.Г. Соколовым), в сослужении двух архимандритов и четырёх священников, молебна. При этом: «По окончании молебствия, Архипастырь сказал ученицам несколько приветственных слов и осенил их троекратно Казанскою Иконою Божией Матери, принесённою им в дар училищу. Ученицы троекратно же поклонились в землю». (Исторический очерк Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.). Составил по поручению Попечительного Совета Гимназии П. Смирнов. - Казань: Типография Губернского Правления, 1884. - С. 20.) (21) См.: Там же. - С. 18 - 19, 25, 33, 55.; Казанская Мариинская женская гимназия//Архивы Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Архивлары [Электронный ресурс]. - URL: (дата обращения: 11.02.2019).

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010