О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на земский собор 1613 г., на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит его подпись. В первой половине XVI в. был построен величественный соборный храм Вознесения Господня (освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским): один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени. В XVII в., во время польско-литовских нашествий, монастырь неоднократно подвергался разорению. Почти вся братия была убита, храм осквернен. Хозяйство обители пришло в упадок, и в 1649 г. она была приписана «скудости ради» к Тверскому Архиерейскому дому. К началу XX в. В монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 г. было решено преобразовать его в женский. Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала сюда с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человека» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время первой мировой войны – приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, следующей настоятельницей монастыря, игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня, освященная в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Тяжелые испытания постигли обитель после революции. В 1919 г. монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. О судьбе игумении Виталии и ее сестер почти ничего не известно.

http://sobory.ru/article/?object=01562

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

Здесь три каменные церкви, из коих Соб. Рождества Богородицы, существующая с 1630 года, в которой почивают под спудом мощи Препод. Софрония. Тут же находится Иверская икона Божией Матери, прославившаяся Чудотворениями в начале XVIII века, и пожертвованная в обитель в 1713 году Сумским атаманом Лукьяном Константиновым, получившим от нее исцеление, как свидетельствует собственноручное его письмо, в ризнице хранящееся. ПРЕДТЕЧЕВСКАЯ пуст. муж. в 6 верст. от уездного города Суджи, с церковью Иоанна Предтечи. Основана в XVII в. ТРОИЦКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Курске. О времени основания его сведений нет; а известно только, что он в нач. XVII века уже существовал. Здесь каменная Соб. церковь Живоначальной Троицы, с приделом обновления храма Воскресения Христова. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский, 3 класса, в уездном городе Белгороде. О построении его также неизвестно. Здесь Соб. церковь Рождества Богородицы. ТИХВИНСКИЙ-БОРИСОВСКИЙ, женский заштатный, Грайворонского уезда, в 10 верстах от заштатного города Хотмыжска, на правом берегу реки Ворсклы, в полуверсте от села Борисовки, принадлежащего графу Д. И. Шереметеву. Обитель эта основана в XVIII веке знаменитым фельдмаршалом и любимцем Петра I графом Борисом Петровичем Шереметевым, и состоит на содержании потомков его. Здесь соб. церковь Тихвинской Божией Матери, в которой находится икона сего явления, сопровождавшая героя фельдмаршала во всех его походах. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: СПАСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности в уездном городе Путивле, в бывшей крепости. Обитель эта, когда основана точных сведений нет; а известно, что в XIII веке она уже существовала и давно уничтожена. Здесь погребен князь Василий Георгиевич Путивльский, сын Георгия (Игоря) Святославича Черниговского и Новгородсеверского; его надгробный камень еще и поныне виден. ДУХОВ, муж. близ уездного города Путивля. О времени основания и уничтожения этой обители ничего неизвестно; впрочем в конце XVII века она существовала. В 1697 году дана была от царя Петра Алексеевича грамота, коей монастырь Духов освобожден от суда и ведения воевод. – Здесь были церкви Преображения Господня и Сошествия Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Женский монастырь Великой Панагии (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Великой Панагии — православный женский монастырь в Иерусалиме. Также называется монастырем св. Мелании Римляныни. Принадлежит Иерусалимской православной церкви. Содержание История [ править править код ] Святой Монастырь " Монахов Спудеев " построился Патриархом Иерусалимским Илией в 494-516 гг. на месте, где по преданию Богородица стояла с другими женщинами и видела с ними Распятие своего Сына и нашего Господа на Голгофе. Монастырь принял это особенное название " Великая Панагия " , так как – всегда по преданию - Пречистая Матерь нашего Спасителя, видя возвышаемого на кресте своего Единородного, крикнула великим гласом в раздирании, мечом скорби пронзаемая материнской утробой. Монастырь нес название " Монастырь Одигитрии (Путеводительницы) " . Монахи Спудеи назывались те, кто составили особенный орден, дело которого был служение Храмов страстей Спасителя, т.е. Голгофы и Пресвятого Гроба Господня и также Храма Воскресения Господня, и в них непрерывная молитва. Возведением Монастыря " Великой Панагии " и их собранием Патриархом Илией, этот монашеский орден вошел с тех пор под непосредственное наблюдение, защиту и опеку каждого Патриарха Иерусалимского. Передача Храма Великой Панагии Преподобной Мелании [ править править код ] После поселения Монахов Спудеев в новом Монастыре Святых Константина и Елены, Патриарх Илия передал Церковь Великой Панагии с келлиями Преподобной Мелании и девами, " учащимся " под ее мудрыми наставлениями, которые были, согласно ее каноне, около девяноста. Преподобная Мелания, как сообщает ее житие, прибыла в Иерусалим в 417 г.. " Вечером " , отмечает ее биограф Пресвятой Мелании Геронтий, " после того, как закончилось Святое Воскресение, она оставалась у Креста, до того как входили поя, а затем она уходила в свою келью и спала немного " . Келья близко к Пресвятому Храму Воскресения является аскитирием Преподобной Мелании в Святом Монастыре Великой Панагии, где находится ее гроб в часовне, посвященной ее имени. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вели...

Вместо трех дней я пробыла месяц. А через месяц он сам меня отпустил и сказал, в какой день ехать. Представьте себе, в 2001 году я приехала к нему брать интервью и в этом же году ушла в монастырь… Он благословил меня на монашество, икону подарил мне «Воскресение Господне». Еще на обороте было три креста с Голгофой. А в мой последний приезд он завел нас с сестрами в свою келью, подарил нам образочки. И ко мне подошел, сложил руки брать благословение и говорит: «Матушка, благословите». А я так перепугалась, у меня даже четки упали… Нас постригли в мужском монастыре в Беслане. Мы общиной стали жить до прихода владыки Феофана на кафедру. А он уже утвердил монастыри…» По благословению старца в Осетии открылись Успенский мужской монастырь в многострадальном осетинском городе Беслане, который находился в 200 м от школы где произошел чудовищный теракт, и Аланский Свято-Успенский женский скит в другом осетинском городе – Алагире. Кстати, 18 марта 2004 года Указом преосвященнейшего Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, православное сестричество Свято-Успенского скита города Алагир Республики Северная Осетия-Алания было преобразовано в Богоявленский Аланский женский монастырь, который является самым южным женским монастырем на территории России. А Свято-Успенский Бесланский монастырь решением Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден 19 апреля 2000 года – первый в послереволюционной Осетии мужской монастырь. Впоследствии он переехал на новое место в горы – в Куртатинское ущелье, рядом с поселком Верхний Фиагдон, и является самой высокогорной (ок. 2000 м над уровнем моря) и самой южной православной обителью России, а в Беслане у монастыря осталось подворье. Настоятель мужского монастыря иеромонах Стефан вспоминает: «Беслан был началом основания монастыря, и батюшка Ипполит, насколько мне известно, сильно старался, чтобы сначала в Беслане построили, но основной упор все равно делал на горы. «Горы, горы, горы… Горы вас спасут. Горы – это ваше спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни. Адрес: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Троицкая, 22 Телефон : +7 (83531) 2-38-14 Подробнее... Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (Алатырь) [ править править код ] Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в городе Алатырь основан в 1639 году игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой, которая вместе с 52 монахинями пришла из Киева. Тот монастырь существовал на территории Речи Посполитой. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь начались карательные походы не только на казаков и крестьян, но и на монахов. Игумены с монахами и монахинями Густынского и Ладинского монастырей, не дожидаясь своей очереди, бежали в пограничный город Путивль и были пристроены в Путивльский Духовской девичий монастырь, откуда вскоре из-за нищеты по указу царя в конце августа 1638 года направлены в город Брянск в Воскресенский девичий монастырь. Затем указом царя Михаила отправлены в г.Алатырь в Никольский девичий монастырь. Но постройки монастыря оказался очень ветхими и было принято решение построить новую церковь и келии на новом месте. Вновь возведенный монастырь получил название Киево-Николаевского Новодевичьего, по месту своего предыдущего пребывания сестёр и в отличие от уже существующего в то время в Алатыре Николаевского женского монастыря, который получил новое наименование: Старо-Николаевского женского монастыря. Адрес: 429822, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25 Телефон: +7 (83531) 2-51-32 Подробнее... Рождественский мужской скит (Алатырь) [ править править код ] В пяти километрах от города Алатырь, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, в 1999 году был основан скит в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. На территории скита сооружен храм Рождества Христова в 2001 году, также имеется источник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Скит относится к Алатырскому Троицкому мужскому монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Чувашская_Респ...

В 1355 году Моисей основал монастырь во имя архистратига Михаила на урочище Сковородке 471 и построил там каменную церковь . Сюда он удалился на покой. Там скончался замечательный старец. Там покоится он, уважаемый равно и по смерти, как был уважаем при жизни. Понеделье, в 20-ти верстах от Новгорода, близ озера; Козмодемьянский на Городище, Николы Мостищенского на Софийской стороне, верстах в пяти от города, Борисоглебский, бывший при церкви, построенной в 1300-м году, на ручье Гзени –на Софийской стороне, за валом в Неревском конце. 478 Тогда же первый раз встречается упоминовение о Рождественском монастыре, о котором яснее говорится под 1388-м годом, по поводу избрания владыки, 479 хотя церковь существовала еще в 1226-м году, а в 1230-м устроена была при ней скудельница. 480 В 1389-м году основан был женский Николаевский монастырь на урочище Соколья-Гора: 481 церковь , вероятно, существовала и прежде, потому что там предание полагает место погребения братьев Анфаловых, детей посадников, живших, по преданию, в XII-м веке, местно чтимых святыми; впоследствии, уже в XVIII-м веке, перенесены останки их в Антониев монастырь. В 1390-м году построен был монастырь св. Николы на Софийской стороне, между Легощей и Чюдинцовой улицами на Скудельнице. 482 В 1392-м году устроен в Радоковицах, в Плотницком конце за валом, монастырь, близ церкви, построенной Моисеем в 1357-м году. 483 В 1393-м году, первый раз упоминается о монастыре на Лисьей Горке, как о новопостроенном, 484 но предание указывает там место погребения родителей Варлаама, следовательно признает этот монастырь существовавшим еще в XII-м веке. Может быть он уничтожился и был возобновлен в XIV-м веке. В 1394 году основан Спасский монастырь в Козмодемьянской улице в Неревском конце. 485 Вяжицкий монастырь существовал уже в XIV-м веке: 486 но знаменитость свою приобрел со времени архиепископа Евфимия. Почти то же можно сказать и о монастыре Клопском, который стал известен с Михаила-юродивого, но существовал и прежде в 20-ти верстах от Новгорода и в З-х верстах от Ильменя, на берегу р. Веряжи. 487 В XV-м веке при архиепископе Иоанне явились монастыри: Никольский, Порфириевский на Папоротне, основанный в 1464-м году Порфирием Инамским, 488 Спасский Видогощенский 489 и Никольский Верендский пли Перекомский 490 в 1401-м году. В 1415-м году основан монастырь Воскресения Христа на Красном Поле за Плотницким концом. 491 В 1417-м году построена была обыденная деревянная церковь св. Илии; в 1418-м году, на месте том воздвигнута каменная, и тогда же основан был монастырь девичий. Он находился в Прусской улице на Софийской стороне. 492 В 1418 году основан был преподобным Саввою Вишерский монастырь во имя Вознесения Господня. 493 В 1420-м году в первый раз упоминается об Отенской пустыне, 494 впоследствии любимой святителем Ионою. Неизвестно время ее основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Обитель многолюдна. Управляет ею игуменья. Могилевский Успенский монастырь в Торжковском уезде. На правом берегу реки Цны, в 75 верстах от уездного города Торжка, расположен заштатный общежительный Могилевский Успенский монастырь. Основан он в 1684 году на земле пустоши Селиной. Именуется он Могилевским по названию речки Могилевки, впадающей в версте от монастыря в реку Цну. Основателем монастыря был некий пустынник – иеромонах Иов. В царствование Михаила Феодоровича он поселился при реке Цне, среди дремучих лесов, которые в то время покрывали громадные пространства Тверского края. Его подвижническая жизнь вскоре привлекла к нему других подвижников благочестия, которые стали жить под его руководством. По грамоте патриарха Филарета Иов на месте своих подвигов основал мужской монастырь. В первое время монастырь бедствовал, но потом оправился и достиг благосостояния. При учреждении штатов (1764 г.) монастырь был отчислен за штат. В 1900 г., по определению Св. Синода, монастырь был обращен в женский, а иноки были размещены по другим монастырям. Посреди монастыря возвышается холодная соборная церковь во имя Пресвятой Богородицы; на юго-западе от главной церкви стоит теплая однопрестольная каменная церковь в честь Св. Троицы. Местночтимая икона, почитаемая чудотворной, – Успения Богоматери; замечательна также икона Божией Матери «Страстная», очень древняя, бывшая келейным образом у основателя обители иеромонаха Иова. Последняя икона хранится в ризнице. Там же хранится различные богослужебные предметы, кресты с мощами святых, сосуды и т. п. Есть также старинные печатные книги. При монастыре имеется гостиница для богомольцев. Количество сестер невелико. Управляет ими игуменья. Новоторжский Воскресенский монастырь. Второклассный необщежительный монастырь расположен в городе Торжке, на левом берегу р. Тверцы. Основание его относится к XVI веку. Соборный храм – в честь Воскресения Христова. Замечательна икона Воскресения Господня, древнего письма, пожертвованная в обитель матерью даря Михаила Феодоровича Марфой Ивановной во время посещения Воскресенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

25.03.2004 г. Св. Синод постановил благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Креста Господня Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь. Крестовоздвиженский монастырь, 1 класса, в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV веку. Он совмещает в себе три женских монастыря, существовавших прежде в Нижнем: Зачатиевский монастырь, основанный (в 1355-1365 годах) супругою князя Андрея Константиновича, Анастасией Ивановной Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ реки Волги, но по причине тесноты в 1815 году перенесен на настоящее место. Соборный храм в честь Воздвижения креста Господня построен в 1814-1823 годах. При монастыре школа — приют для сирот. Монастырь славится золотошвейными работами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В Нижегородском Крестовоздвиженском монастыре были соединены три древние женские обители. Первая по древности – обитель в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анной - была основана еще в середине 14 века супругой великого князя Нижегородско-суздальского Андрея Константиновича великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве Вассой, в схиме – Феодорой, впоследствии прославленной, как местночтимая святая). В 1764 году, в период Екатерининских церковных реформ, обедневший монастырь, имевший к тому времени четырехсотлетнюю историю, был упразднен и причислен кремлевскому монастырю во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. Воскресенский монастырь. находившийся внутри Нижегородского кремля, упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. В 1715 году монастырь горел, а в 1723 году монахини с уцелевшим имуществом были переведены также в Происхожденческий монастырь. По преданию, записанному Н.И. Храмцовским, Происхожденский монастырь был основан на месте между кремлем и церковью во имя великомученика и Победоносца Георгия, куда в 1611 году были снесены нижегородцами пожертвования в ответ на воззвание Козьмы Минина о спасении Отечества. Из более достоверных источников известно, что обитель строилась в начале 17 века на средства государевой казны. Архимандрит Макарий, историк и в 1879-1885 годах епископ Нижегородский и Арзамасский, относит основание монастыря к 1612 году.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Метохом монастыря Сочаница является женский монастырь святой Петки в Улие, который также недавно был отреставрирован. Адрес: Село Сочаница бб, 38217, Сочаница. Электронная почта: manastirsocanica@gmail.com Подробнее... Печский патриарший женский монастырь [ править править код ] Точная дата основания первой церкви на месте Печкой Патриархии не установлена. Предположительно, уже во времена святителя Сербского Саввы I эта земля сделалась собственностью Жичского монастыря, который являлся в то время резиденцией предстоятеля. Наследник святого Саввы, святитель Арсений I Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в более защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на Печ. В 1230-х годах он воздвиг здесь соборный храм во имя Святых апостолов, который был расписан фресками в 1250 году. Несколько позднее этот храм стал также называться Спасским, в честь одноименного собора Жичского монастыря. Таким образом, с XIII века Печ становится предстоятельским двором — здесь располагается архиепископский кафедральный собор, здесь собираются ведущие деятели Сербской Церкви, здесь погребают почивших первосвятителей. Соответственно и сама Сербская Церковь стала именоваться Печской Церковью. Печская икона Божией Матери – одна из главных святынь Сербии. Эта икона – из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где икона была вручена святителю Савве, который принес икону в Сербию. Адрес: Patrijasiska ulica, Pe, 30000, Косово. Подробнее... Пустынь святого Петра Коришского [ править править код ] Испостница святого Петра Коришского и руины церкви Пресвятой Богородицы, также известные как монастырь Кабаш, расположены под горой Русеница, примерно в двадцати километрах к востоку от Призрена, недалеко от деревни Кориша.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010