1Кор. 15:28 . «Когда же все покорит Ему (т. е. Отец Сыну), тогда и Сын покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем», т. е. откроется некое совершеннейшее и непостижимое для настоящего времени общения Бога с человечеством. Но что значит покорение Сына Отцу? Отнюдь не умаление какое-либо славы, силы и державы божества Единородного, а то же, что выше означен Апостолом под образом предания царства Богу и Отцу, т. е. завершение благодатных времен, к концу которых вочеловечившийся Сын Божий властью, врученной Ему от Отца, упразднить всех врагов Бога и человечества и через это как бы возвратить свою власть снова Богу Отцу своему. Св. Златоуст говорит: «покорится так, как прилично Сыну–Богу, и не по-человечески, но свободно и с полною властью». бб) Далее Апостол к истине воскресения мертвых приводит чрез указание на то, к чему бы повело отрицание сей истины, именно: 1Кор. 15:29 . Повело бы, во-первых, к признанию бесцельности совершения крещения, которое не имело бы никакого смысла. «Иначе (т. е. в случае, если мертвые не воскресают), что делают крестящиеся для мертвых?» (т. е. христиане, во Христа крестящиеся). «Если мертвые совсем не воскресают (так что и сам Христос не воскрес, и умирающие христиане обращаются во всегдашних и всецелых мертвецов), то для чего и креститься для мертвых?» Смысл вопроса такой: к чему и вступать в христианское общество посредством столь знаменательного, по-видимому, обряда крещения, при коем торжественно заявляется чаяние воскресения мертвых? Во всем этом был бы один самообман. 1Кор. 15:30–31 . Во-вторых, отрицание истины воскресения мертвых объявляло бы тщетным все труды и подвиги Апостолов для насаждения христианства. Заявляя о ежечасных своих бедствиях и ежедневном умирании ради проповеди имени Христова, Св. Ап. Павел прибавляет: «по рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают». Т. е. судя по-человечески, стоило ли мне, ради успехов моей проповеди, подвергаться стольким гонениям и неприятностям, даже опасности быть съедену зверями в Ефесе, если бы все мои подвиги должны были кончиться беспробудным мертвым сном и исчезновением в могиле?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ввиду таких обстоятельств, Апостолам предстояло, во-первых, раскрыть и утвердить истину воскресения человека и, во-вторых, показать, что пришествие Христово, хотя и должно быть ожидаемо, но не так скоро, как думали некоторые. Говоря о воскресении, Апостолы понимают обыкновенно воскресение всего человека по душе и по телу, и потому полемизируют не только с отрицающими воскресение тела, но и с отрицающими вообще жизнь загробную. Они указывают на всю безотрадность их учения и говорят: Для чего же было бы тогда крещение, для чего терпение в бедствиях ( 1Кор.15:29–30 . Сравн. 2Пет.3 )? В противоположность этому пагубному учению, они смотрят на земную жизнь человека, как на время сеяния, за которым, по совершении праведного суда Божия, должна последовать жатва, или воздаяние каждому по мере того, что сделано им, живя в теле, доброго или злого ( 2Кор.5:10 . 2Тим.4:6 . Евр.9:27–28 . 1Пет.4:17–18 ). В частности, по поводу отрицания воскресения тела, более подробно говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Он поставляет там эту истину в тесную связь со всеми другими истинами Христианской церкви и указывает, что отвержение ее невозможно без отвержения этих последних. Особенно в близкой связи стоит она, по учению апостола, с истиной воскресения Иисуса Христа, так что, отвергая ее, пришлось бы отвергать и эту основную истину христианства, а с отвержением воскресения Христа становилась бы тщетною и проповедь Апостолов и вера во Христа и надежда на обещанные Им блага. Если же о Христе проповедуется, говорит он, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:12–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Вот что говорит о воскресении Христовом св. апостол Павел: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор.15:12–14; 20–23 ). Безумно сомневаться в подлинности и истинности Воскресения Христова, ибо если мы не верим в то, что Господь Иисус Христос воскрес, то это значит, что мы отвергаем все учение Его, все дела Его, всё то, что явил Он миру святой Своей личностью. Ибо знаете вы, что вся проповедь Господа Иисуса Христа была проповедью о жизни вечной, о жизни бессмертной в Царстве Божием. Знаете вы, что вся Его проповедь была указанием пути к спасению, пути в Царство Небесное. Если не верим мы в то, что воскрес Христос, что воскреснем все мы, то это значит, что мы не верим и всему учению Христа. Неужели кто-нибудь из людей посмеет думать, что Святейший из святых, величайший Чудотворец и Учитель, какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, Учитель, о Котором апостолы говорят, что никакого греха не было в Нём, – что этот величайший из Святых, Сын Божий, мог быть навеки поглощён тёмной смертью, что мог Он подлинно умереть? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду. Можно ли отвергать чудо Воскресения Христа? Те, кто отвергает его, низко падают в своём нравственном достоинстве, ибо не верят в безусловное добро, в святую истину. Отвергать это чудо – значит не помышлять о добре, а не помышлять о добре – значит терять своё нравственное достоинство. Вот как безусловно необходима для нас вера в воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему святая весть о его воскресении наполняет несказанной радостью и весельем сердца наши. Вы поняли теперь значение для веры нашей Воскресение Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Его Второго пришествия. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес. 4, 16 ). В текстах Священного Писания мы видим не только веру Церкви в воскресение мертвых во время Второго пришествия Христова, но и то, какими будут эти тела. Из всего православного предания мы знаем, что тела будут духовными. Христос объявляет, что люди в будущей жизни не будут иметь элементов плотяности. Известно, что после падения человек облекся в тление и смерть, и, следовательно, образ его зачатия, его чревоношения и вскармливания относится к жизни после падения. Но это, конечно, благословил Бог ради умножения человеческого рода. А после воскресения это состояние будет упразднено, и люди будут жить, как Ангелы. Христос говорит: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк. 20,35–36 ). Тела святых, несмотря на то, что еще здесь предвкушают славу Божию, потому что имеют нетварную благодать Христову, тогда преобразятся и станут телами славы. Апостол Павел говорит, что Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3, 21 ). Как тело Христово получает сияние от Божества, так просияют на небе и тела праведных. Будет, конечно, большая разница между телом Христовым и телами святых. Потому что тело Богочеловека стало источником нетварной благодати Божией, в то время как тела святых сами освящаются этой благодатью Божией. Кроме того, из Предания мы знаем, что человек воспринимает обожение, в то время как Христос это обожение соделывает. Апостол Павел развивает учение о воскресении мертвых в своем Первом Послании к Коринфянам. Видимо, некоторые коринфяне находились под влиянием философских идей о человеческом теле. Апостол Павел пишет, что если тела не воскреснут, тогда и Христос не воскрес из мертвых (см. 1Кор. 5, 12–16 ). Потом он отвечает на вопросы, заданные, видимо, коринфянами, о том, как воскреснут мертвые и какие у них будут тела (см. 1Кор. 15, 35–41 ). Отвечая на эти вопросы, он использует пример из чувственного мира. Человек сеет маленькое семя, и Бог этому семени дает иное тело. Довод состоит в следующем: человек не сеет пшеницу, а семя, и из семени этого изводится другое тело, в соответствии с семенем. То же самое будет и в воскресение мертвых. Силою Христовой произойдет воскресение тел. И тела, несмотря на свою одинаковость, будут иметь различное служение. Мертвые восстанут нетленными, потому что, как он говорит характерно, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Здесь прежде всего надо обратить внимание на то, что Сам Отец Небесный силою Своею воскрешает Сына Своего. Сказано: «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян. 2:24 ); и еще: «…Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» ( Ефес. 1:20 ). Сын Божий мог восстать из гроба и силою ипостасного Божества, но как добровольная жертва Он ожидал решения Своего Небесного Отца, Которому и была принесена сия великая ЖЕРТВА. Одним из древнейших исповеданий нашей веры звучат слова ап. Павла: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:9–10 ). И решение было принято! Воскресив Иисуса Христа из мертвых, этим самым Бог Отец согласился с тою жертвою, которую Его Божественный Сын принес за каждого из нас! А это значит, геенна гаснет, ад трясется, грехи наши рассыпаются. Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Через Воскресение Христово угашается геенна огненная, умирает неусыпающий червь, ад приходит в смятение, диавол печалится, грех умерщвляется, злые духи преследуются Ангелами и в ужасе разбегаются, те, которые произошли из земли, мы, человеки, взбегаем на небеса, находящиеся в аду освобождаются от уз диавола и, прибегая к Богу, говорят: „Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?“» ( 1Кор. 15:55 ). Святитель Григорий Палама писал: «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни». Слова Златоуста перекликаются со словами Паламы, он тоже верит в преображающую силу Христова Воскресения. Златоуст как бы добавляет: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается Воскресение». Итак! Да знает каждый! В Его смерти (смерти Сына Божия) погребены все наши греховные поступки – грех умерщвлен; в Его Воскресении из мертвых каждый получает возможность на новую жизнь в Боге и с Богом! Сказано: «быв погребены с Ним в крещении (крещение – это образ умирания для греха), в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога (т.е. Бога Отца), Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо пришел Милующий их, и распят, и воскрес, дав честную кровь Свою за иудеев и за язычников. А они говорят: «рцыте, яко украдоша Его, хранящий суетная и ложная!» О Воскресении же Его говорит и Исаия: «Воздвигнет из мертвых Пастыря овец великого» ( Евр. 13:20 ); и присовокупил «великого», чтобы не почли Его равночестным пастырям предшествовавшим. 21. Итак, поскольку имеем у себя пророчества, то да будет у нас и вера. Пусть падают падающие неверием, потому что сами того желают. А ты стал на камне веры в Воскресение, и ни один еретик да не убедит тебя говорить хульно о Воскресении. Ибо манихеи до ныне утверждают, что Воскресение Спасителево мечтательное, а не слушают Павла, который пишет: «бывшем от семени Давидова по плоти» ( Рим. 1:3 ), и далее говорит еще «из Воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего» (4). И к ним опять продолжает речь и говорит: «И не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? или кто сойдет в бездну, т. е. Христа из мертвых возвести» ( Рим. 10, 6 . 7)? А подобно этому, предостерегая, и в другом месте также написал: «Поминай Иисуса Христа, восставшаго от мертвых» ( 2Тим. 2:8 ). И еще: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» ( 1Кор. 15, 14. 15 ). А далее говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (20) и что явился Кифе, потом двенадцати» (5). Ибо, если не веришь одному свидетелю, то имеешь двенадцать свидетелей. «Потом явился более нежели пяти стам братии в одно время» (6). Если не верят двенадцати, то пусть примут пятьсот. «Потом же явился Иакову» ( 1Кор. 15:7 ), брату Своему, первому здешнему епископу. Поэтому, если такой епископ видел Воскресшего Христа Иисуса в прежнем Его образе, то не будь неверующим и ты, ученик Его. Но скажешь, что брат Иаков свидетельствовал по благорасположению. «А после всех явился и мне» (8), Павлу, врагу. Какое же свидетельство проповедующего врага бывает сомнительно? Прежде был я гонитель, а теперь благовествую Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но они говорят: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), (они), чтущие суетных и ложных ( Иона 2:9 ). О воскресении же Его и Исаия говорит: Который вывел их из моря с пастырем овец Своих ( Ис.63:11 ); присовокупил он: великого, чтобы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими пастырями. 21 . Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры касательно воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить воскресение. Ибо манихеи доныне говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (ср. Рим.1:4 ). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: не говори в сердце твоем и проч. кто сойдет в бездну? то есть Христа от мертвых возвести ( Рим.10:6–7 ). Подобным образом для утверждения негде написал: Помни Господа Иисуса Христа... воскресшего из мертвых ( 2Тим.2:8 ). И опять: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал ( 1Кор.15:14–15 ). Но потом говорит: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ); и явился Кифе, потом двенадцати ( 1Кор.15:5 ). Если не веришь этому свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову ( 1Кор.15:7 ), брату своему, первому епископу паствы сея. Итак, если этот епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе, то ты, ученик Его, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: после всех явился и мне ( 1Кор.15:8 ), – Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа: первенцем из умерших ( 1Кор. 15: 20 ); первенцем из оживших ( 1Кор. 15: 22, 23 ); первенцем из мертвых ( Кол. 1: 18 ; Откр. 1: 5 ). В православных молитвах говорится: «…сотвори державу мышцею Своею Господь, поправ смертию смерть. Первенец мертвых бысть…» 318 (Третьего гласа Стихиры на Господи воззвах. Тропарь). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три – из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской ( 3Цар. 7: 17–23 ); сына Сонамитянки ( 4Цар. 4: 32–36 ); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея – ученика и преемника пророка Илии ( 4Цар. 13: 21 ). И три случая воскрешения – из Нового Завета: сына вдовы Наинской ( Лук. 7: 12–15 ); дочери начальника синагоги Иаира ( Лук. 8: 49–55 ); четырехдневного Лазаря ( Ин. 11: 14, 38–44 ). Кроме того, также говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф. 27: 50–53 ). Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах 319 . Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15: 22, 23 ). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни. Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар. 2: 1, 11 ). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» ( Евр. 11: 5 ). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха 320 и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, то есть – телами воскресения. Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле – первенцем из умерших, первенцем из мертвых, а Енох и Илия не видели смерти. Приложение 13. К вопросу о всеобщем воскресении 321

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Уже апостольская проповедь выявила радикальное расхождение между античной мыслью и зарождавшимся христианством именно в этом пункте. Книга Деяний содержит рассказ о проповеди апостола Павла в Ареопаге, – проповеди, которая началась весьма удачно, сопровождалась цитатами из античных поэтов и могла бы оказаться вполне убедительной для афинских сенаторов, если бы Павел не начал говорить о воскресении. Как отмечается в Деяниях, услышав о воскресении мертвых, одни начали насмехаться, а другие сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Павлу пришлось покинуть собрание ( Деян.17:32–33 ). За проповедь «Иисуса и воскресения» афиняне прозвали Павла «суесловом» (см.: Деян.17:18 ). Между тем, учение о всеобщем воскресении является сердцевиной христианской эсхатологии. Без этого учения христианство теряет смысл, так же как без веры в воскресение Христа, по словам апостола Павла, тщетной оказывается христианская проповедь (см.: 1Кор.15:12–14 ). Христианское учение о воскресении мертвых основано прежде всего на факте воскресения Христа, на словах Христа о воскресении и на апостольской проповеди. Однако уже в Ветхом Завете присутствуют многочисленные пророчества о воскресении мертвых. В книге пророка Исаии говорится: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис.26:19 ). Характерно, что речь, как и в христианской традиции, идет именно о телесном воскресении, причем это воскресение рассматривается в нравственном аспекте – как воздаяние за дела, совершенные при жизни: Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззакония, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Тема воздаяния доминирует и в описании воскресения мертвых у пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Воскресение мертвых, согласно Даниилу, произойдет к концу времени и времен и полувремени ( Дан.12:7 ). Этому событию будет предшествовать время тяжкое, которого не бывало с тех пор, как существуют люди ( Дан.12:1 ). При всеобщем воскресении разумные будут сиять, как светила на тверди ( Дан.12:3 ), многие очистятся, убелятся и переплавлены, будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют ( Дан.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Усердно служа Богу день и ночь» – именно в ожидании исполнения данного Богом обетования о Мессии, Который был средоточием всего служения Богу евреев, Которым они, так сказать, живут и дышат. «За сию-то надежду... обвиняют меня». Было ясно для всех, что Павел разумел здесь Иисуса, убитого иудеями и воскресшего силою Бога. Но тут, быть может, заметив в слушателях движение негодования или просто желая предупредить возражения, апостол вдруг возвышает голос, говоря как бы ко всем, как иудеям, так и язычникам, представители коих были тут: «что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?...», разумея здесь не воскресение мертвых вообще, но воскресение Иисуса Христа, как ясное доказательство исполнения пророчеств в лице Спасителя. Далее, в доказательство своей мысли, Павел говорит о своем обращении ( Деян.26:9–23 ), и этот третий рассказ его, в сущности, тождественный с двумя другими, принимает в его устах особый оттенок, применительно к обстоятельствам и слушателям. Так как воскресение Иисуса было видимым, живым доказательством исполнения пророчества о Нем, то он, в сущности, не говорил ничего нового, ибо еще прежде него Моисей и пророки учили о том же: Иисус должен пострадать, должен воскреснуть (ср. Деян.3:24 ). «Бог воскрешает мертвых» – (ср. к Деян.2 и пар.) – настоящее время употреблено для означения всегдашней легкости и возможности воскресения мертвых Богом, безотносительно к воскресению Иисуса и будущему воскресению мертвых, ибо это дело Бога вечного и всемогущего, не допускающее никакого сомнения и возражения. Деян.26:9 .  Правда, и я думал, что мне должно много дей­с­т­во­­вать про­тив име­ни Иисуса Назорея. «Действовать против имени Иисуса», – то есть против исповедания имени Иисуса Назорея, как Мессии, Господа и Бога (ср. Деян.4:10 ). Деян.26:10 .  Это я и делал в Иерусалиме: по­лучив власть от первосвящен­ников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; «Это я и делал» – ср. Деян.3 и д. и паралл. в Деян.7, 8, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010