Покаемся, возлюбленные, и исправим себя, и заранее приготовим себя к часу смертному. Да отойдем отсюда с доброй надеждой, и у Христа Господа получим милость, и так будем на месте покоя, где праведные и святые Его упокаиваются. «Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповали на Тебя» (Пс.32:22).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 68. Весна    Весна — это образ и знамение воскресения мертвых. Что во время весны делается, то будет и в воскресение мертвых, как видим в Святом Писании, и веруем. Во время весны вся поднебесная тварь обновляется. Так и во время воскресения все обновится, по истинному Божиему обещанию. «Вот, творю все новое», — говорит Господь (Откр.21:5). «Будет новое небо и новая земля», и проч. (Ис.65:17). «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр 3:13). Во время весны вся тварь, как видим, оживляется. Так и в воскресение мертвых все человеческое естество оживится. Во время весны всякая трава и зелень исходит из недр земли и является в своем виде. Так и в последний день умершие люди выйдут из гробов своих и явится каждый в своем образе. «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин 5:28—29). Зимой деревья и травы кажутся иссохшими, но весной их живость проявляется. Так и не знающим воскресения мертвых умершие кажутся как бы погибшими. Но вера святая нас учит, что жизнь их явится в последний день. Во время зимы и сухие, и крепкие деревья одинаковыми являются, но весной различие их познается. Так и в нынешнем веке и в самой смерти праведные и нечестивые одинаковый внешний вид имеют. Но во время воскресения мертвых великое различие между ними проявится. Крепкие деревья и травы во время весны одеваются листвой и различными цветами. Так и в воскресении мертвых тела благочестивых и праведных преобразятся в новый, светлый, благоприятный и прекрасный вид, по неложному обещанию Божиему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но Христос воскрес из мертвых. Он первый из всех победил смерть и положил начало для воскресения всех людей. Всеобщее воскресение во Христе сообразно с всеобщим умерщвлением нас в Адаме. «Как в Адаме все умирают (т. е. в силу плотской связи е ним), так во Христе все оживут», т. е. в силу нашей связи духовной со Христом воскресшим. Далее апостол излагает обстоятельства самого воскресения мертвых. Отрицание истины воскресения мертвых повело бы, во-первых, к призванию бездельности совершения крещения, которое не имело бы никакого смысла. «Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» Смысл вопроса такой: к чему вступать в христианское общество посредством столь знаменательного, по-видимому, обряда крещения, при котором торжественно заявляется ожидание воскресения мертвых? Был бы во всем этом один самообман. Во-вторых, отрицание истины воскресения мертвых делало бы напрасными все труды и подвиги апостолов для насаждения христианства. Судя по-человечески, стоило ли мне, говорит апостол, ради успехов моей проповеди, подвергаться стольким гонениям и неприятностям, даже опасности быть съедену зверями в Ефесе, если бы все мои подвиги должны были кончиться беспробудным мертвым сном и исчезновением в могиле? Наконец, при отрицании истины воскресения мертвых ниспровергся бы весь нравственный строй в жизни человеческой. «Станем есть и пить; ибо завтра умрем». Такое безрассудное решение нарочно ставит на вид апостол в полной уверенности, что совесть всякого человека восстанет против этого. «Отрезвитесь, как должно, и не грешите: ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога», т. е. не могут представить Бога столь всемогущим чтобы Он возвратил бытие умершим и истлевшим в земле телам. 33–46 ст. Образ воскресения и разнообразие славы имевших воскреснуть тел. Возражателям против возможности воскресения тел св. ап. Павел указывает на чудный процесс прозябания и воскресения брошенных в землю семян, а разнообразие славы тел по воскресении разъясняет сравнением е различием славы существ земных. Самое главное отличие нынешнего человеческого тела от того, чем оно будет по воскресении, состоит в том, что: «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». Духовные тела воскресших людей будут подобны телу Иисуса Христа по воскресении, которое хотя и было действительным телом, так что могло быть осязаемо, но в то же время могло внезапно переноситься из одного места в другое и проникать через другие тела.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Совершенно ясно всеобщность проповеди Иисуса Христа во аде утверждается в следующей главе того же послания. Они (язычники, живущие в распутстве) дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом 195 ( 1Пет.4:5–6 ). Отношение этого места к проповеди во аде основывается на выражении «мертвым» (νεκρος) 196 . Понимать νεκρος в смысле мертвых духовно решительно препятствует ст. 5, где выражению: «судить живых и мертвых» не может быть дано никакого другого объяснения, кроме буквального. Но вопрос в том, не может ли νεκρος означать только умерших современников Иисуса Христа, которым при их жизни было проповедано Евангелие? Внимательное рассмотрение связи этих стихов между собою делает невозможным и такое понимание. В предыдущем стихе Апостол говорит, что и язычники дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых, признает, таким образом, всеобщность суда для всех людей, живущих и умерших от начала мира. Поэтому упоминание и в 6 ст. мертвых должно было вызывать в читателях послания представление о всех вообще мертвых, без ограничения объема этого понятия одними современниками Иисуса Христа. Ст. 6-й тесно связывается с 5-м. Причинный союзγρ указывает, что здесь Апостол предлагает обоснование сказанного, ες τοτο указывает на отношение: мертвым было благовествуемо к ближайшей мысли: чтобы они, подвергшись суду..., жили... Таким образом в словах: для того и мертвым было благовествуемо мы должны видеть основание нравственной возможности суда над уже умершими, там как в отношении живых она совершенно понятна 197 . Что Господь говорил о Своих современниках, не принимавших Его учения: если бы Я не пришел и не говорил им; то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения во грехе своем ( Ин.15:22 ), то же должно сказать и об умерших прежде явления Христа миру. Их неверие, исключающее всякую возможность вступления в вечную жизнь, зависело не от упорства, а от неведения, почему они и не могли быть судимы за него. Но после того, как Иисус Христос сошел и во ад проповедовать Евангелие, они могут и должны стать на всеобщем суде наряду с слышавшими проповедь о Спасителе мира во время своей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

1Кор.15:52 – “По последней трубе снидет с небесе Сам Господь”. Воскресение мертвых. Действительность его Воскресение – такое действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны (катехизис). Вера в воскресение не присуща только христианству. В каком-то смутном виде учение о воскресении существовало в древнем Египте, а также у иудеев. Мк.12: 26 – “О мертвых же, яко востают, несте ли чли в книгах Моисеевых, при купине яко рече ему Бог, глаголя: Аз Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль? Несть Бог мертвых, но Бог живых”. Этот текст мы употребляли еще для доказательства бессмертия душ человеческих. Ссылаются на него и говоря о воскресении. Иов.19:25–27 – “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его”. Можно по-разному толковать это место, но святые отцы считали, что это вера в воскресение. Воскрешение людей, которые были в Ветхом Завете – Илиею, Елисеем ( 4Цар. 13 ) – образ воскрешения из мертвых. Давид в псалме 15 говорит: “не оставишь души моей в аде и не дашь святомуТвоему увидеть тление”. Более ясно вера в воскресение выражена в пророческих книгах. Ис. 26:19 – “Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела!” Дан. 12: 2 – “Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление”. Здесь речь идет о воскресении как праведных, так и неправедных, но в то же время употребляется выражение “многие” (а не “все”). Это давало возможность фарисеям верить в то, что воскреснут только праведные; те, кто желал быть с Богом, воскреснут, а другие, которые не верят, погибнут окончательно. Это так называемая факультативная теория воскресения: воскреснет часть людей, которая предназначена к вечной жизни; а другие не воскреснут. В Ветхом же Завете говорится о воскресении не только праведных, но и неправедных. Иез.37 – образное изображение воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

3) Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Воскресение Иисуса Христа, т. е. воссоединение Его Человеческой души с пречистым Телом есть истина, на которой зиждутся все наши христианские верования и упования. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит, прежде всего, важнейшим доказательством Его Божественного достоинства. По выражению апостола, «Он открылся Сыном Божиим чрез воскресение из мертвых» ( Рим.1:4 ), так как до Воскресения слава Его Божества была сокрыта под покровом уничиженного Человечества. Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит доказательством действительности совершенного Им дела Искупления. Если бы Христос остался во гробе, то это было бы признаком того, что смерть продолжает господствовать через грех, и таким образом в самом корне подрывалась бы вера в победу Христа над грехом, а, следовательно, и в совершение нашего спасения. Но если Он действительно воскрес, то это значит, что грех и связанное с ним осуждение потеряли свою силу над человеком, значит, что принесенная Христом Жертва принята Богом, уничтожено лежащее на нас проклятие и дарованы нам все блага Искупления. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Т. о., воскресение Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его» ( 1Кор.15:22–23 ). После всеобщего воскресения смерть, побежденная воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, — восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» [ 454 ]. ГЛАВА XII ОБ ОДИННАДЦАТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ 1. УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ Согласно «Пространному Катехизису», воскресение мертвых, которого мы чаем или ожидаем, есть «действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны [ 455 ]. Таким образом, воскресение мертвых — это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом. 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов. 19, 25-27). В этих словах с полной ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» (Ис. 26, 19). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11, 24). 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). «сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 43). 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов , во всей славе Своей : «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, со святыми Ангелами» ( Мр. 8:38 ). Тогда «Он сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25:31 ). Из этих слов Спасителя видно, что Его второе пришествие будет совсем иным, чем первое, когда Он добровольно смирил Себя, придя в образе простого человека, жил в нищете и терпел всякие унижения. Он придет, чтобы праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но спасти мир, приходил положить душу Свою для спасения многих. Воскресение мертвых В великий день пришествия Сына Человеческого совершится всеобщее воскресение мертвых, которые восстанут в преображенном виде. О нем Господь так говорит: «Наступит время, когда все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» ( Иоан. 5:28 ). Когда саддукеи выразили неверие в возможность воскресения, Господь укорил их, сказав: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение ап. Павел выразил в таких словах: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:13–15, 20, 22 ). Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников: «И пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Иоан. 5:29 ; Деян. 24:15 ). При этом, несомненно, что вид воскресших праведников будет иной, чем воскресших грешников: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их», – сказал Господь о праведных ( Мф. 13:43 ). Поясняя это, св. Ефрем Сирин говорит, что тогда «одни уподобятся свету, а другие – тьме».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

6. Сей же безумный и учитель безумных Керинт имел дерзость говорить еще, что Христос пострадал и распят, но доселе еще не воскрешен, воскреснет же, когда будет общее воскресение мертвых. Так несостоятельны у них и речи и понятия. Почему и Павел, низлагая неверующих в имеющее быть воскресение мертвых, говорит: если мертвые не воскресают, (1 Кор.15:32), то и Христос не воскрес (1 Кор.15:13), и: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор.15:32), и: не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор.15:33). И также утверждающих, что Христос еще не восстал, апостол обличает подобным же образом: если Христос не восстал, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша; притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал (1 Кор.15:14–15). Апостолы проповедуют, что Христос воскрес, а некоторые ереси утверждают, что хотя Христос и воскрес, однако же мертвые не воскреснут. В этой же стране, разумею Азию, и притом в Галатии процветало училище еретиков, и о них дошло до нас по преданию, что если некоторым из них случалось умереть без крещения, то у них вместо умерших во имя их крестятся другие, чтобы сами не приявшие крещения, восстав в воскресение, не понесли наказания и не подпали под власть мироздателя. И о сем–то, говорит дошедшее до нас предание, сам святой апостол сказал: если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? (1 Кор.15:29). Другие же, изъясняя изречение сие, хорошо говорят, что приближающиеся к кончине, если будут оглашены, в этой надежде сподобляются купальни возрождения прежде кончины, показывая, что скончавшийся и воскреснет, и для этого имеет нужду в отпущении грехов при помощи крещения. Но из сих одни проповедовали, что Христос еще не восстал, воскреснет же вместе со всеми, а другие, что мертвые вовсе не воскреснут. Почему апостол, проложив себе средний путь, как обе сии, так и прочие ереси, низложил одним ударом, рассуждая о воскресении мертвых, и свидетельствами, разобрав их до тонкости, в твердый состав привел учение о воскресении, спасении и уповании мертвых, говоря: тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:53). И еще: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор.15:20), чтобы, обличив оба отделения ересей, чистую проповедь истинного учения преподать желающим познать истину Божию и спасительное учение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

  Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе, и прочее. (1 Кор. 15:42-43 и след.)   § 527. Разум человеческий, верою не просвещенный, не может понять воскресения мертвых. Он мнит, что как скотские тела, сгнившие и рассыпавшиеся в прах, не восстают, так и человеческие. Отсюда многие душевредные мнения произошли о воскресении мертвых, ибо люди разуму своему, который без просвещения веры слеп, последовали. Посему неверным и плотским людям буйством кажется слово о воскресении мертвых. Отсюда Саддукеи говорят, что нет воскресения, и вопрошают об этом Христа, но обличаются Им, как не знающие Писаний, ни силы Божией (Мк. 12:18-24 и след.). Потому святого апостола Павла суесловным называли афиняне, что Воскресение благовествовал им. «Что хочет сказать этот суеслов?» И услышав о воскресении мертвых, насмехались (Деян. 17:18, 32). Но недостаток и оскудение ума вера святая дополняет, и чего сам собою слепой разум не постигает, в том его просвещает, и так просвещенный верою ум видит то, как бы оно уже в самом деле было. Показывают то и подобия, от естества взятые, как Христос говорит: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24). И Павел святой: Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15:36). Но вера святая, словом Христа Сына Божия, Который есть вечная Истина, утверждаемая, всякое сомнение отъемлет. Воскреснут мертвые, и воскреснут с теми телами, которые почивают во гробах. Восстанут те тела, которые пали, пробудятся те, которые спят в прахе земли (Дан. 12:2). Восстанут те, которые посеяны (1 Кор. 15:37). Восстанут те же тела, с которыми или добро, или зло делали, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5:28-29). Восстал Христос от мертвых, и восстал тем телом, которым пострадал и умер, и Он – начаток, первенец из мертвых (1 Кор. 15:20-23; Кол. 1:18). Восстанут и мертвые теми, которыми умерли, телами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем; аще инии власти (достояния) вашея причащаются, не паче ли мы; Но не сотворихом по области сей: но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову. Итак, достойно и праведно мы пожинаем телесное наших пасомых. За нас Писание и Ветхого и Нового Завета. В Моисееове бо Законе писано: да не заградиши устну вола молотяща... Нас ради (а не ради волов: еда о волехрадит Бог) написася (это) (ст. 9—10). Ст. 17. Аще волею (благовествую), сие творю, мзду имам: аще же неволею, строение ми есть предано. Если я по доброй воле проповедую, Господь даст мне награду за это. Ст. 26 и 27. ...Тако подвизаюся, не яко воздух бияй: но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимъ буду. Помоги и мне, богомудрый Апостоле, подвизаться так же, как и ты: поработить душе моей тело мое. Гл. 11, ст. 5—6 . В нынешнее время останок (иудеев) по избранию благодати бысть. Аще ли по благодати, то не от дел: зане благодать уже не бывает благодать. Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело. Итак, если я спасаюсь благодатию Божиею, то не делами своими, потому что если бы я спасался за свои дела, то уже не по благодати. Благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 5). — Итак, вера вместо дел да вменится мне, Боже мой! Но и даруй мне силу благоугождать пред Тобою добрыми делами. Все доброе — от Тебя: я своего ничего не имею, кроме греха. Гл. 15, ст. 13—23. Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиною будущего нашего воскресения при кончине мира — так, что аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот — если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав от мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому, что как человеком смерть бысть, так человеком же (Господом) и воскресение мертвых.

http://predanie.ru/book/203392-dnevnik-1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010