Прежде всего надо принять во внимание все черты, которые ей свойственны, согласно Откровению. Парусия есть, но буквальному смыслу, пришествие Господа в мир; так она определяется в ряде текстов: « приидет Сын Человеческий ...» ( Мф. 16, 27 ; Мк. 8, 38 ; Мф. 25, 31 ), «грядущий на облаках небесных» ( Мк. 13, 26; 14, 62 ; Мф. 24, 30; 26, 64 ). Это пришествие, в отличие от первого, – бывшего «сшествием с небес», по слову Символа, – есть второе , уже возвращение в мир. Оно связывается с предшествующим отшествием из мира в Вознесении, согласно обетованию, данному апостолам через ангелов: «сей Иисус, вознесшийся от, вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1, 11 ). Вознесение уже предполагает грядущую парусию, так же, как и эта последняя – совершившееся Вознесение. Эта связь так и выражена в проповеди ап. Петра: «да приидут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, которого небо должно было принять до времени свершения всего»... (3, 20–1). Та же мысль вытекает из сопоставления и следующих двух текстов: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Флп. 3, 20 ). «Пришествие Господа приближается» ( Иак. 5, 7–8 ). Итак, парусия есть возвращение с небес в мир вознесшегося Господа: «в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 3, 13 ), «сам Господь сойдет с неба» (4, 16; 1Кор. 15, 23 ), «Христос... во второй раз явится.. для ожидающих Его» ( Евр. 9. 28 ). Далее, парусия описывается, как явление Господа И. Христа, и это есть одно из самых основных ее определений в Слове Божием: «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Kop. 1, 7; 2Фес. 1, 7 , 1Тим 6, 14 ; 2Тим. 1, 10 ; 1Петр. 1, 13 ; 2Тим. 4, 1 : «в явление Его и Царствие Его»; Кол. 3, 4 : «когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе»; 1Петр. 4, 13 : «явления славы Его» (5, 4); 1Ин. 11, 28 : «когда Он явится... в пришествии Его»; Откр. 1, 7 ). Обращает внимание тожество этого выражения в применении как в парусии, так и к земным явлениям Господа после Его воскресения; Мк. 16, 9, 12, 14; Лк. 24, 34 ; Ин. 21, 1, 14 ; наконец, свидетельство ап. Павла ( 1Кор. 15, 5–8 ) о явлениях Христовых. (Параллельно с выражением: «явился Иисус» имеем: «приблизился Иисус» ( Мф. 28, 18 , Лк. 24, 15 ); «пришел Иисус» ( Ин. 20, 19 ), «стал посреди их» (26), «увидев Его» ( Мф. 28, 17 , Ин. 20, 14, 18, 25 ). Итак, парусия есть явление Господа, доступное и внешним чувствам – видения, слышания, осязания, вообще имеющее признаки земной конкретности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Что же, неужели мы не присоединимся к этой идущей толпе, к этому святому шествию по пути скорбей, по пути страданий? Неужели мы не возьмём на себя кресты свои и не пойдём за Христом? Да не будет! Да содрогнётся сердце наше от зрелища лежащего пред нами бездыханного Тела Христова. Да наполнит Христос, так тяжко пострадавший за нас, Своей безмерной благодатью сердца наши. Да даст Он нам в конце нашего долгого и трудного крестного пути познание того, что сказал Он: «Мужайтесь! Яко Аз победих мир» ( Ин.16:33 ). 4 мая 1945 г. Святая Пасха Слушайте слова св. ап. Петра: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Пет.1:3 ). Св. Пётр говорит о том, что воскресением Своим Господь Иисус Христос воскресил из мёртвых Своих апостолов и всех нас вместе с ними. Почему св. Пётр говорит о воскресении из мертвых? Разве святые апостолы были мертвы, когда умирал на Кресте Господь Иисус Христос? Но как же было им не быть мёртвыми, когда закатилось Солнце их, когда страшной смертью на Кресте умер их Учитель, всем сердцем ими любимый, Тот, Кого исповедовали они Мессией, Сыном Божиим, Христом? Глубокое и тяжкое отчаяние овладело душами учеников Его. Им казалось, что всё погибло со смертью Господа, всё разрушилось – вся надежда их, вся вера их. Они не могли понять, почему не восторжествовало величайшее добро, почему не победила зло святая любовь, Сама Святая Любовь , сшедшая с Небес? Когда шли святые апостолы Лука и Клеопа из Иерусалима в Еммаус, встретил их на пути воскресший Господь Иисус Христос. Но, как сказано в Св. Писании, «очи их удержастася и не познаша Его» ( 2Кор.12:9 ). Они вступили с Ним в разговор как с простым спутником. Когда Господь спросил их, почему они так печальны, они с удивлением ответили Ему: «Разве ты один только в Иерусалиме не знаешь, что случилось в эти дни. Разве не знаешь, что распяли нашего Господа, Учителя нашего, Того, в Кого мы верили, на Кого надеялись, что Он есть Тот, Кто должен избавить народ Израильский? Но вот уже третий день ныне, как это свершилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

23. Веруем же мы, что воскресение Господне совершилось в первый день недели, а не в седьмой, как полагают многие. Сей есть день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и мы так и называем его днем Господним ради святого Его воскресения. День сей первым увидел свет по сотворении мира, и он же первый сподобился узреть воскресение Господа из гроба. От взятия же Иерусалима и разрушения храма до страстей Господа нашего Иисуса Христа, то есть до семнадцатого года правления Тиберия, насчитывается 668 лет 72 . 24. И вот после воскресения Господь в течение сорока дней беседовал со Своими учениками о Царствии Божием, затем на их глазах Он был поднят в облака и вознесен на небеса, где воссел во славе Своей одесную Отца. Пилат же послал императору Тиберию донесения, в которых сообщалось и о чудесных деяниях Христа, и о Его страстях и воскресении. Эти письма дошли до наших дней. Тиберий сообщил о них сенату, но сенат с гневом отверг их, ибо не впервые к нему поступало такое. Вот отсюда-то и выросли первые ростки ненависти к христианам. Пилат же не остался безнаказанным за свое злодейское преступление – убиение Господа нашего Иисуса Христа: он наложил на себя руки 73 . Многие считают его манихеем 74 , согласно сказанному в Евангелии: «Пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» 75 . Так же и царя Ирода за то, что он преследовал апостолов Господних, поразил гнев Божий: чрево его вздулось и наполнилось червями, а он, взявши нож, чтобы очистить яблоко, собственной рукой порешил себя 76 . 25. При императоре Клавдии, четвертом после Августа, в Рим пришел блаженный апостол Петр 77 ; там он проповедовал и многочисленными чудесами с полной очевидностью доказывал, что Христос – Сын Божий. Именно в те дни в городе Риме начали появляться христиане. И так как имя Христа все более и более распространялось в народе, это вызвало зависть у старого змия, и переполнилось сердце императора дикой злобой. Пресловутый Нерон, погрязший в роскоши, суетный гордец, ненасытный мужеложец, гнуснейший осквернитель матери, сестер и родственниц, исчерпав свои злодеяния, первый начал жестокие гонения против Церкви Христовой и верующих. Был же с ним и Симон Маг 78 , человек полный всякого коварства и мастер в искусстве волхвования. Этот Симон был отвергнут апостолами Господними, Петром и Павлом 79 . Нерон же. разгневавшись на них за то, что они проповедовали Христа, Сына Божия, и отказывались поклоняться идолам, приказал умертвить Петра на кресте, а Павла зарубить мечом. Сам же Нерон, пытаясь скрыться от поднявшегося против него восстания, покончил с собой 80 у четвертого от города мильного столба.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Дивно и непостижимо событие воскресения Господа нашего Иисуса Христа! Но мы должны твердо верить в это дело всемогущества нашего Господа. Все наши упования основаны на воскресении Его, как свидетельствует об этом апостол в следующих словах: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». Да, без воскресения Иисуса Христа мы не могли бы быть уверены в том, что смерть и страдания Его имеют искупительное значение для нас. Поэтому посмотрим, на чем, собственно, утверждается наша вера в славное воскресение Иисуса Христа. Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос не тотчас по воскресении Своем вознесся на небо, а в продолжении сорока дней пребывал еще на земле, являлся ученикам Своим, беседовал с ними о тайнах Царствия Божия, вкушал и пил с ними. Если мы рассмотрим эти явления, то увидим, что все они должны были возбуждать и укреплять веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа. Остановимся на этом. Нам известно евангельское повествование о двух учениках, путешествовавших по воскресении Господа из Иерусалима в Еммаус. Дорогою они беседовали о событиях, случившихся в последние дни в Иерусалиме. И когда они рассуждали между собою, сам воскресший Господь приблизился и пошел с ними, как бы исполняя слово Свое: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их». – «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» – вопросил Господь учеников Своих. На это один из них именем Клеопа отвечал: «неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о произшедшем в нем в эти дни?» И когда Господь вопросил: «о чем?», то они сказали: «что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его». Далее они говорили, что некоторые жены изумили их известием о том, что они были рано у гроба Спасителя, но тела Его не нашли, а видели Ангелов, сказавших им, что Он жив. Слова учеников о том, что они были изумлены известием о воскресении Иисуса Христа, ясно показывали, что они еще не верили в это воскресение, хотя Спаситель и предвозвещал им о нем перед Своими страданиями и смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Наконец, должно сказать и то, что, если не мог столь возвышенно учить богомудрый Ап. Павел, то кто же иной мог? На это не даст ответа никто из недоумевающих; между тем древнее церковное предание ясно свидетельствует о подлинности сего послания. О том же свидетельствует и всеобщее церковное употребление сего послания. Так, св. Иустин Мученик неоднократно приводит слова 15-го стиха 1-й главы послания сего. Св. Ириней, епископ Лионский, говорит о 21-м ст. 1-й гл. и 14-м ст. 4-й главы, как находящихся в послании Апостола к Колоссянам. То же свидетельствует Климент Александрийский о 9–12, 26–28 стихах 1-й гл., 8-м ст. 2-й гл., 18-м ст. 3-ей гл. и 1-м ст. 4-й главы. Св. Иоанн Златоуст и другие последующие отцы и учители Церкви писали разного рода толкования на послание к Колоссянам, причем никто из них не упоминал о том, чтобы было сомнение в подлинности послания, хотя Евсевий Кесарийский и относит его в особый разряд священных писаний. Церковные чтения из послания к Колоссянам бывают в Православной Церкви в следующие дни: Гл.1, 1–2 и 7–11 во вторник 21 недели в субботу 31 недели. « воскресенье 28 недели. » среду 21 недели. « четверток 21 недели. » пяток 21 недели. на Обрезание Господне. в понедельник 22 недели. 20–23 и во вторник 22 недели. в воскресенье 29 недели. « воскресенье 30 недели. 17–25 и в среду 22 недели. » четверток 22 недели. « пяток 22 недели. 5–9, 14 и 18 св. Луке Евангелисту. Послание к Колоссянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат 451 , 2. находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 452 . Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас 453 , 4. услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым 5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования 454 , 6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине 455 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Разделы портала «Азбука веры» святитель Афанасий Великий : Когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху в обществе святых, и во время празднества славят Бога, Бог отклоняет (славословие) их, говоря грешнику: «Что ты проповедуешь уставы Мои» ( Пс.49:16 )? и Дух Святый кротко отстраняет их, говоря: «Неприятна похвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). Похвально удерживаться от лукавства и беззаконных деяний для того, чтобы возможно было отпраздновать Пасху приличествующим образом; ибо тот, кто оскверняет себя мерзостями безбожных, тот не может принести пасхальную жертву Господу Богу нашему. …Что иное (представляет) пасхальное празднество, как не постоянное поклонение Богу, как не познание благочестия и от сердца, без принуждения, исходящая единодушная молитва? Если мы, возлюбленные, будем питаться этою спасительною пищею [ Мф.26:26-28 ], то будем совершать истинную Пасху. Наш долг – не себе, но Господу праздновать Пасху, ликовать не в себе, но в Господе. Наше же звание (которым принадлежит и Пасха) свыше, и жительство наше на небесах, по словам Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ), и туда направляя взоры наши, мы совершаем празднество надлежащим образом. святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский: Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения. До Воскресения Христова многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются, неизвестно куда… Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему, как Богочеловеку, дана «всякая власть на небе и на земле», не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество. преподобный Симеон Новый Богослов : Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, через Воскресение Христово.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-pashe

Как можно участвовать в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры? Ответ у апостола Павла ( Гал.2:19–20 ): «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». 1) О возможности участия посредством таинств «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» ( Рим.6:3 ). «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сею (идет речь о Евхаристии), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). 2) О возможности соединения со Христом посредством распятия плоти «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). Кроме того в Катихизисе еще дается смысл понятия, что значит «распять плоть со страстьми и похоть-ми». «Распять плоть свою со страстями и похотями... можно воздержанием от страстей и похотей и действиями, им противными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, вспоминая как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом мы распинаем страсть гнева». Такие примеры можно умножить до бесконечности. Пятый член Символа веры «Верую...во единого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, ...воскресшего в третий день по писанием...» Пятый, шестой, седьмой члены говорят о царском служении Господа нашего Иисуса Христа, начавшего с сошествия во ад и с победы над смертью. Но и раньше во время земной жизни Господа царское служение проявлялось в виде чудес, а здесь происходит новый этап, о котором поговорим. Значение воскресения Христова для нашего спасения «Ныне же Христос воста из мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ), т. е. Христос воскрес из мертвых – первенец из умерших. Чтобы понять значение этого для нашего спасения, надо начать с цели развития человеческого рода и природы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, что можно сказать обо всем этом, подводя итоги?   Некоторые мысли обо всем этом Как мы видим, идея о том, что воскреснут абсолютно все, базируется на том факте, что все мы имеем общую человеческую природу и что эта природа подверглась радикальному исцелению в Воскресении Христовом. Но, например, Ап. Павел не считает, что человек, не верующий во Христа и не имеющий к Нему никакого отношения, а даже враждующий против Него, как-то с Ним связан. Причем настолько связан, что на этого человека распространяется исцеление нашей природы, которое мы получаем от Христа. Верующий – да, связан, как пишет Ап. Павел в знаменитой 6-й главе Послания к Римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения… Мы едины со Христом в Смерти Его – для нас это умирание для прежней жизни, которую знаменует Таинство нашего Крещения. И, значит, мы соединены с Ним будем и в воскресении (русский текст немного путает, но греческий подлинник настаивает именно на этой мысли). Вот и возникает вопрос: насколько логична эта связанность со Христом всех людей через общую человеческую природу? Насколько верна эта мысль, разрабатываемая в богословии начиная со святого Иринея и особенно в 45-м веках? И не потеряли ли мы нечто от глубочайшего прозрения первохристианского времени, что только находящийся в живой связи и в живых отношениях со Христом обретет подлинную вечную жизнь? Во всяком случае считать эти вопросы решенными и закрытыми, по-моему, преждевременно. Впрочем, и решить эти вопросы в рамках нынешнего нашего бытия не представляется возможным.   Что будет дальше? Примерную схему того, что произойдет в конце истории нашего мира, можно представить следующим образом: Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа; Воскрешение всех умерших;

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

„Если Христос не воскрес,– пишет Ап. Павел Коринфянам, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор. 15:14, 17 ). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, восклицает некогда отрекшийся от распятого Иисуса Ап. Петр, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых, к упованию живота ( 1Пет. 1:3 ). Ап. Петр говорит, что даже самая вера в Бога дана нам воскресением Иисуса Христа, послужившим основанием веры в наше собственное воскресение, бессмертие, ибо нельзя верить в Бога, веруя в смерть (грех) и не веруя в бессмертие (добро) ( 1Пет. 1:21 ). Сам Спаситель указывал на то, что Его воскресение будет подтверждением, несомненным свидетельством Его Божественного посланничества, Мессианского достоинства, в словах иудеям: когда вознесете Сына человеческого: тогда узнаете, что это Я, и что ничего не делаю от Себя; но, как научил Меня Отец Мой, так и говорю ( Ин. 28:28 ). Вот почему Он не хотел, чтобы Его воскресение осталось неизвестно людям, и в продолжении сорока дней являлся Своим ученикам в воскресшем, прославленном теле Своем. Христос воскрес. Это значит, что и каждый из нас воскреснет, потому что Христос воскрес как человек, как Первенец наш; Его воскресением положено начало воскресению людей. Это факт первого человеческого воскресения. Тесная связь Христова Воскресения с нашим воскресением, представлялась апостолам настолько очевидной, что для веры во всеобщее воскресение они считали совершенно достаточным только признания факта Христова Воскресения ( Деян. 13:30–37 ; 1Кор. 15:1–12 ), и отрицание всеобщего воскресения признавали равносильным отрицанию несомненного факта Воскресения Христова, отождествляя то и другое ( 1Кор. 15:12–13, 15–16 ). Вся эта глава вызвана распространившимся среди Коринфян сомнением относительно воскресения мертвых, которое здесь доказывается на основании Христова Воскресения. „Если мы веруем, – говорит Ап. Павел, – что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе (т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Что именно в служении Христа на земле составляет его вершину? Воскресение ! Без воскресения из мертвых это была бы просто еще одна история про убитого проповедника из числа тех, которые похоронены и истлели в земле. Воскресение Богочеловека Христа – это центр нашей веры. О чем апостол Павел вполне определенно говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15: 14). И апостол Петр подчеркивает, что именно воскресением Иисуса Христа из мертвых Бог возродил нас (1 Пет. 1: 3) и что крещение нас спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3: 21). Воскресение Иисуса Христа – это самое великое событие в человеческой истории, и оно имеет ключевое значение для нашего спасения. Что еще праздновать христианам, как не это? Переход евреев из Египта явно меркнет по сравнению с победой Господа над смертью. Адвентисты полагают, что во время Пасхи надо просто вспоминать о тайной вечере Иисуса Христа, и они настаивают, что она была в день еврейской пасхи. Но апостол Иоанн свидетельствует, что тайная вечеря Иисуса, которую Он назвал пасхой (см.: Лк. 22: 8), была за день до еврейской пасхи. Уже на следующий день иудеи от Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18: 28). И позднее Пилат в этот же день предлагает отпустить Его на Пасху (Ин. 18: 39). Евангелист Матфей говорит, что Спаситель предупредил учеников: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26: 2), поэтому они на следующий день, то есть за день до еврейской, предложили: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф. 26: 17) – и приготовили. Кто первым отмечал пасху не вместе с иудеями? Ответ прост – Иисус Христос Так что если адвентисты спросят, кто первым изменил время празднования Пасхи и отмечал ее не вместе с иудеями, то ответ прост – Иисус Христос. Конечно, в Новом Завете нет заповеди праздновать Пасху, не рассчитана Пасхалия, не содержится чинопоследование службы в этот день, как и многое другое. Но там описывается, как Христос сказал апостолам, из которых составил Свою Церковь: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18). Установление праздника Пасхи и определение его содержания и порядка – это одно из проявлений той самой власти, которую получила основанная Христом Церковь. Эта Церковь существует доныне и известна сейчас под именем Православной.

http://pravoslavie.ru/78593.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010