В июле 1910 года архиепископ Антоний направил в Синод просьбу: отметить наградой епископа Фаддея как бескорыстного и изумительного труженика на поприще церковно-народного просвещения. Но ходатайство было оставлено без ответа. 30 июля 1910 года состоялся съезд наблюдателей церковно-приходских школ Волынской епархии. Среди других постановлений съезда было решено: для того, чтобы поднять уровень преподавания Закона Божия, следует всем законоучителям ознакомиться с методикой и образцовыми уроками по этому предмету, преподанными на владимиро-волынских курсах епископом Фаддеем, и постановлено «просить Преосвященнейшего Фаддея напечатать свою методику Закона Божия и образцовые уроки в епархиальных ведомостях непосредственно по напечатании общей дидактики». Сбылась заветная мечта епископа Фаддея, к осуществлению которой он был устремлен еще в то время, когда был мирянином, – стать учителем, теперь он был учителем-архипастырем и много времени и сил употреблял на святое дело народного просвещения, на повышение образовательного уровня законоучителей, на совершенствование самих программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских школ, то есть духовного ведомства, так и светских школ Министерства народного просвещения. С каждым новым набором курсов совершенствовалась система преподавания, вводились новые методики обучения для всех предметов начальной школы, чтобы облегчить и преподавательский, и детский труд и сократить время, необходимое для усвоения предметов, которые были в учебных планах и программах. На курсах читались лекции по методике преподавания славянского языка, общей дидактики, русского языка, арифметики, церковного пения, природоведения, экспериментальной психологии, сельского хозяйства, гигиены и школьного строительства. В начале занятий курсы посетил помощник синодального наблюдателя церковно-приходских школ, действительный статский советник Василий Тимофеевич Георгиевский, который в течение трех дней прослушал почти всех лекторов курсов, побывал на занятиях слушателей курсов со школьниками и, составив отзыв, подал его архиепископу Волынскому Антонию.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Удалось мне заглянуть и в отдаленные пункты, м. Купель и село Зарудье. В Купеле провел четырехдневные курсы и удостоился два раза совершать литургию при пении прекрасного хора, организованного учителем Сиверским. В Зарудье же я был два раза: в первый раз совершал литургию (возвращаясь от Козац. могил), а во второй раз ездил нарочно на трехдневные курсы. В оба моих приезда являлись и сектанты, но после первой же беседы уходили. С Божией помощью я побывал два раза в Адомове Цвильского прихода, совершал литургию и проповедовал. Возвращаясь же из Цвили, посетил я м. Рогачев, Смолдырев и Майдан Лабунский. Во всех этих местах беседовал и раздавал обильно листики. Два раза мною было посещено село Конотоп Ничпальского прихода. В первый свой приезд я посетил проповедника баптизма Ковальчука, а во второй – беседовал при более чем тысячной аудитории. На беседу поприходили люди за десять-пятнадцать верст. Были и сектанты, вернее, полусектанты, которые робко возражали мне. Но Бог помог мне – и православные были очень довольны. В Решневке Изясл. уезда был один раз. Сектантство там почти что неизвестно (один случайный сектант), и потому там провел беседу догматико-нравственного характера. Священник Аркадий Остальский (Волынская епархиальные ведомости 1913. 4. С. 64-65). Эти скупые характеристики для нас важны тем, что с особенной ясностью свидетельствуют о епископе Аркадии как о человеке глубокой веры, пользовавшемся большим авторитетом среди духовенства и епископата, так что это было заметно и для тюремщиков. С.А. Орлик родился в 1891 году. За националистическую украинскую деятельность был в 1913 году арестован и осужден. Во время революции 1917 года получил освобождение и стал членом Украинской Рады. После большевистского переворота в октябре 1917 года стал председателем Рады. До 1918 года был настоятелем собора в Тифлисе. С 1918 по 1921 год – член партии большевиков. В 1919-1920 годах – дипломатический представитель Украины на Ближнем Востоке. С 1921 по 1929 год служил священником в автокефальных раскольничьих храмах в Киеве и Житомире. В 1929 году, вероятно как представитель националистического украинского правительства, был арестован и осужден на десять лет. Живя в Житомире, он знал, что бывший тогда священником Аркадий Остальский неустанно разъясняет народу пагубность и опасность самосвятского движения. Теперь в лагере он давал о владыке Аркадии показания.

http://fond.ru/kalendar/1516/arkadiy/

Вскоре по отбытии от нас незабвенного Владыки прощальные с ним речи начали печататься в «Церковно-Общественном Вестнике», и бывало лишь только начнешь читать их, – зальешься непременно слезами. И теперь, хотя миновал полный год и 2 месяца после разлуки, как станешь читать присланную Вами книгу, опять те же самые слезы. Речи и адресы – все до йоты проникнуты скорбью о разлуке с любимейшим Отцом Архипастырем; но речь В. И-ча Волкова – это верх правды и глубоко прочувствованной скорби. Здесь, что слово, то правда неотразимая и жалость, щиплющая за душу, хотя бы донельзя крепкую и невозмутимо-твердую. Кажется, он пощупал сердца каждого из нас и выразил в речи своей именно то, что хотелось бы высказать в последний раз всем, провожавшим в безвозвратную дорогу незабвенного своего Архипастыря». Вечером 8-го числа получил я из Динабурга от законоучителя Реальной гимназии священника Е.Н. Соловьева телеграмму следующего прискорбного содержания: «Ныне, восьмого марта в 7 часов утра, скончался Преосвященный Агафангел Волынский. Умоляю Вас именем покойного и родных похоронить его. Телеграфируйте в Житомир; квартиру приготовил». На это отвечал я, на другой день, телеграммой же в Житомир на имя эконома архиерейского дома: —282— 1875 г. «Передайте родственникам умершего Преосвященнейшего Агафангела, что я на погребении быть не могу». Отказавшись, по причине отдаленности Харькова от Житомира, от участия в погребении чтимого мною Архипастыря, я, между тем, с живым участием следил за всем, что было писано и печатано, как в местных, «Волынских Епархиальных Ведомостях», так и в других журналах и газетах, относительно обстоятельств его кончины и погребения, а равно относительно его достоинств и заслуг на разных служебных поприщах. Изложу здесь в коротких словах то, что мне сделалось известным из печатных источников относительно личности почившего в Бозе архипастыря и обстоятельств его жизни, кончины и погребения. «Почивший архипастырь наш, – пишет составитель некролога, помещенного в 8 «Волынск. Епарх. Вед.» за 1876 г., – всегда был любителем науки и ревнителем образования в духе православно-христианском 437 . – Душа у него была чистая, любящая, всепрощающая; сердце, исполненное любви к Церкви, к Царю, к России. Он не любил роскоши; только красоты природы и хорошие книги радовали его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1884 В 1793 году выдано жалованья: префекту 130 р.; одному учителю 120 р. и одному 100 р. В 1794 г.: префекту 130 р., обоим учителям по 120 р. В 1795 г.: префекту 150 р., одному учителю 140 р. и одному – 120 р. – АМДК., 1162, лл. 2737.– АСС.. 1796 г. 128, лл. 253276. 1885 В 1793 году на «покупку латинских, французских и польских книг» израсходовано 265 р., в 1795 г. – 100 р. – АМДК., 1162, лл. 2737. – АСС., 1796 г., 128, лл. 253276. 1889 КЕВ., 1864 г., 453. «Несколько сведений вообще о состоянии просвещения в Киевской епархии в веке и в частности о существовавших здесь в конце прошлого столетия школах для первоначального образования священнических детей». (Стр. 443455. 463 478). 1892 Игнатий Уляновский, происходивший из крестьян, своё образование в Киевской академии завершил классом философии; учиться в «богословии» он почему-то не захотел и порешил отправиться для усовершенствования в науках «в немецкие края». Но дойти «в немецкие края» пешком и без копейки денег было мудрено. Уляновский застрял на Украине. Здесь его подхватил о. Романовский и водворил в своё Ольшанское училище. – КЕВ., 1864 г., 479. 474. «Неск.свд». 1897 Чигиринская, Корсунская, Богуславская, протопопии и др. – КЕВ., 1864 г., 469. 471. 472. «Неск. свед.». 1903 ТКДА., 1868 г., III, 165. «Зап.Сульжинского» – См. ВЕВ., 1874 г., 4155. «0 помещенияхВолынской духовной семинарии». 1905 АСС., 1795 г., 35, л. 657. Рапорт преосвященного Варлаама св. синоду15 мая1796 г. – См. ВЕВ., 1880 г., 16271632.«День открытия Волынской духовной семинарии». свящ. Ип. Л. 1906 BEB., 1878 г., 825829. «Исторический очерк Волынской духовной семинарии», Ф.Четыркина (стр. 818829.858888. – ВЕВ.,1879 г.,– 792802. 855869. 981989). – См. ВЕВ., 1879 г., 688699. Несколько замечаний на статью. «Исторический очерк Волынской духовной семинарии», помещённую в 21 и 22 Волынских Епархиальных Ведомостей 1878 г.» В. Пероговского. 1909 ВЕВ., 1878 г., 827; 1879 г., 755. «Ист. оч.», Ф. Четыркина. – В 1797 г. 228 учеников. – ВЕВ., 1880 г., 1629. «День откр.», свящ. Ип. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вот та обстановка среди которой архим. Виталий посвятил свои труды на пользу местного народа, когда, после революционного угара, государственная жизнь в России – увы! не на долгое время – вошла в норму и приняла правильное течение. Пути сближения с народом. – К акия же возможности имелись у архим. Виталия для общения с народом? Как мог он достигать широкого влияния на народные массы. Большое значение в этом отношении имела Почаевская монастырская типография. В период заведывания ею архим. Виталием размеры типографской работы достигли огромных размеров. Об этом можно уже судить по достигнутому ея оборудованию. Она помещалась в особом трехъэтажном здании, имела восемь скоропечатных машин и всевозможные вспомогательные отделы. Она выпускала, кроме богослужебных, школьных и народных книг (в иных случаях в тираже 100 тысяч экземпляров) еще пять периодических изданий (в том числе Почаевский Листок, Волынския Епархиальные Ведомости, Русский Инок). Типографское Трудовое Братство составляло особую организацию, созданную архим. Виталием, насчитывавшую до 120–150 членов. Другими средствами были: а) широко организованные народные крестные ходы во главе с архим. Виталием в летние месяцы на протяжении сотен верст; б) привлечение к участию в работе сельского духовенства, съезды и собрания сочувствующих лиц как из среды духовенства, так и лиц светских, и сотрудничество прямых представителей крестьянства. Главным же путем воспитания народа и руководства им были в) Почаевские праздники, достигшие, благодаря духовной энергии Владыки Антония и архим. Виталия, исключительно широких и духовно богатых размеров. Дадим слово здесь самим возглавителям этих празднеств. Вот воспоминание о них, помещенное в «Православной Руси» в 1935 году, издавашейся тогда в Словакии, принадлежащее самому архиепископу Виталию: «Весенние и осенние праздники в Почаевской Лавре представляли собой необычайные торжества Православия. Особенно торжественны и многолюдны были праздники Воздвижения Креста и перенесения мощей преподобного Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Наш служебник эту в сущности краткую поминальную формулу развил в целую систему и иерархию поминовений. Так диакон поминает Патриарха или Синод и местного правящего преосвященного, потом священник поминает Императора или вообще государственную власть, затем священнический и монашеский чин. Поминают и воинство, и ктиторов, и благоукрасителей святого храма, и, наконец, " всех вас, православных христиан " . В монастырях к этому присоединяется поминовение и архимандрита или игумена со всей во Христе братией. Сербская практика отличается от нашей тем, что диакон начинает: " Благочестивый и христолюбивый род христианский, ктиторы и приложники святого храма сего да помянет... " Потом за ним священник продолжает поминать Краля и кралевский Дом, Патриарха или епархиального архиерея и т.д. Эта пестрота в практике и отдаление от греческого оригинала привела к ряду недоуменных вопрошаний в этой области. Булгаков приводит мнения " Церковного Вестника " , " Церковных Ведомостей " , Волынской Дух. Консистории и др. по поводу этих разных формул, из чего можно вывести заключение, что одного общего чина не выработано. Некоторые создают проблему, можно ли иерею поминать по тому чину, по которому поминается архиерей во время своего служения; в частности, одинаково ли правильно произносить " всех вас, православных христиан " или же можно говорить и " вас, и всех православных христиан... " Судя по Булгакову вторая формула не осуждается русскими литургическими авторитетами. Если принять во внимание, что когда-то (еще не так давно, в XIX веке) священнослужители и на ектениях, и на великом входе были обязаны поминать поименно всех членов Царской Фамилии, то момент великого входа станет еще более загружен поминовениями. К этому надо добавить еще одно соображение, а именно: существует обычай, как по нашей, так и по восточной практике, чтобы священнослужители поминали друг друга во время великого входа: " Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем... " или " диаконство твое... " При соборном служении утвердилась практика у нас, русских, да и у сербов (это соблюдается даже и тогда, когда стоят в алтаре и не служащие священнослужители) поминать всех по их чинам и степеням, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

139 См. статью священника Т. Дучинского – «О постройке Мотовиловской церкви» в Волынских Епархиальных Ведомостях за 1881 г., 20, стр. 1021–1026. 140 Село Носовки – под именем с. Носовка – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в перечне местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291). 141 Село Пединки упоминается в акте от 1585 года 15 октября в донесении возного о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской, жене Волынского воеводы князя Януша Констант. Острожского, во владение имениями, подаренными ей её свёкром Киевским воеводою, князем Константином Констант. Острожским, а именно: городами Чудновым и Пятком и 45 принадлежащими к Чуднову сёлами, в числе коих упоминается и село Пединки (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 249). 142 Село Стетковцы, – под именем с. Стетковец Любартовской волости, – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в перечне местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291). 143 Село Троща – под именем села Трощинец – упоминается в акте от 1583 года 15 октября, в донесении возного о вводе, данном им княгине Сусанне Острожской, жене Волынского воеводы князя Януша Констант. Острожского, во владение имениями, подаренными ей её свёкром Киевским воеводою, князем Константином Констант. Острожским, а именно: городами Чудновым и Пятком и 45 принадлежащими к Чуднову сёлами, в числе коих упоминается и село Трощинцы (Архив, ч. 7, т. 1, стр. 249). 144 Местечко Янушполь упоминается в акте от 1714 года 5 мая, в письме региментаря польских войск Ивана Галецкого к регенту Овручскому Левковскому, содержащем упрёки шляхтичам Киевского воеводства за то, что они распределили квартиры для войска в совершенно опустевшей Украйне, в том числе и в м. Янушполь, и только меньшую часть его поместили в заселённом Полесье (Архив, ч. 6, и. 1, стр. 776). Читать далее Источник: Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии/Сост. преп. Волын. духов. семинарии Н.И. Теодорович. Т. - Почаев : тип. Почаево-Успен. лавры, 1888-1903. - 5 т./Т. 1: Уезды Житомирский, Новоград-Волынский и Овручский. - 1888. - 432, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Не имея точного указания границ своей епархии, Варлаам «до времени» вступил в управление только двумя уездами, названными в указе. 22 октября он открыл Консисторию и с этого времени «относительно двух сих уездов (житомирского и острожского) дела течение возымели». Впрочем, житомирскому викарию не так долго пришлось оставаться в неопределенном положении, относительно границ своей епархии. 16 октября 1795 г. ему послано было извещение о том, что по решению минского архиепископа вместе с генерал-губернатором Тутолминым в состав Житомирской епархии должна войти вся Волынская губерния, образованная из 13-ти городов с уездами, а именно: Владимир, Домбровица, Житомир, Заславль, Ковель, Лабунь, Луцк, Новгород, Волынск, Овруч, Острог, Радомысль, Ровно и Чуднов. 1048 Разграничение новых губерний и образование уездов в связи с определением епархиальных территорий произошло не сразу. Помимо того, скорому церковно-административному устройству некоторых городов и уездов на Волыни много помешал полнейший упадок в них Православия под гнетом унии. В Волынской губернии и Житомирской епархии такими городами и уездами были некогда славные два города – Владимир Волынский и Луцк с их знаменитыми братствами и бедный город Ковель. Все три города в 1796 году состояли в Волынской губернии, но не значатся в Житомирской епархии по ведомости 1797 года. 1049 В ведомости они опущены потому, что были новыми городами, превращенными в уездные лишь 5-го июля 1795 года, заменив собой в 1796 году старые уездные города Лабунь, Домбровицу и Чуднов, оставшиеся за штатом, т. е. без уездов. Между тем в ведомости 1797 г. эти безуездные города показаны с уездами. 1050 В 1797 году, но реестру от 14 декабря, на территории Житомирской епархии в 10-ти уездах, без Ковельского, Луцкого и Владимирского, насчитывалось 816 приходских церквей и 2 церкви в Полонском девичьем монастыре, Лабунского уезда. Число православных церквей Житомирской епархии, несомненно, скоро увеличилось, вследствие воссоединения униатов и увеличения состава епархии. Как видно из ведомостей о присоединении униатов на Волыни, до 18 сентября 1796 года там присоединилось 205 приходов с 140 священниками и 97 000 прихожан; к январю 1797 г. прибавилось еще 40 приходов с 17 000 прихожан, к сентябрю – 30 приходов и 12 000 прихожан и в октябре 32 прихода с около 10 000 прихожан. Это, по словам С. Г. Рункевича , были воссоединившиеся церкви трех новых уездов Волынской губернии, отошедших к ней от Подольской – Владимирского, Ковельского и Луцкого. 1051 Таким образом, к 1798 году в Житомирской епархии насчитывалось более 1100 церквей, в том числе Ковель с уездом – 61 ц., Луцк – 154 ц., Владимир – 172 ц. 1052

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Хорошо бы и во всякой церкви посещаемой служить молебен, например водосвятный, чтобы доставить и еще большее утешение православным, с усердием и радостью встречающим архиерея. В приходах же с раскольническим или сектантским населением следовало бы хоть иногда назначать и миссионерские беседы вместе с прибытием архиерея. Тогда и значение таких бесед поднялось бы высоко, ибо тогда и православные, и сектанты, и сомневающиеся видели бы, что и архиерей вполне одобряет то, что говорит миссионер. Для утверждения веры и добрых нравов это имело бы весьма большое значение. Да, с уверенностью можно сказать, что от таких путешествий архиерея по своей епархии был бы весьма значительный плод. Вместе с тем, это весьма сближало бы с ним как духовенство, так и паству мирскую. Конечно, для таких путешествий нужно иметь много времени, да и немыслимо одному архиерею сделать это в таких обширных епархиях, каковы наши. Но теперь почти во всякой епархии есть викарии. К сожалению, по действующему положению, они лишь только именуются по разным городам, сами же не имеют никакого касательства хотя бы только к тому уезду епархии, по городу которого они называются. О том, как использовать для церковного дела существующие викариатства вместо совершенно неосуществимого теперь увеличения числа настоятельно нужных новых епархий и возможного сокращения всех существующих теперь епархий, – об этом мне пришлось уже высказываться, кажется, в мае сего года в «Санкт-Петербургских Ведомостях»; номера газеты не помню, но содержание этой моей статьи подробно изложено в «Церковном Вестнике» 20 за 1912 год в «Мнениях и отзывах». В таком отношении пусть бы пока Святейшим Синодом было узаконено для всех епархий то, что на свою ответственность для несомненной пользы дела устроил в своей епархии Волынский владыка Антоний, о чем он и сообщает в 40 «Церковного Вестника» за 1912 год. Таким порядком ни власть, ни авторитет епархиальных архиереев нисколько не умалятся, хотя дело у них сократится; но будет несомненная польза для всего церковного дела, что мной подробно и было разъяснено в вышеуказанной статье моей. И осуществление этого мероприятия может совершенно свободно проведено и Святейшим Синодом до того Поместного Собора, который предназначен, но неизвестно, когда будет, тогда как изменившаяся жизнь с ее трудными и требовательными от нас условиями не ждет, дальнейшая же потеря времени может быть «смерти подобна». 11. Необходимость подготовки к пастырскому служению

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (Бессонов (Безсонов) Николай (Микола) Николаевич; 10.07.1868 (по др. данным, 1871), Могилёвская губ.- 1919, Одесса), бывш. еп. Енисейский и Красноярский. Из дворянской семьи. В 1891 г. окончил Константиновский межевой ин-т в Москве. В том же году поступил в МДА. 2 дек. 1892 г. пострижен в монашество с именем Никон. 13 дек. того же года рукоположен во диакона, 22 июля 1895 г.- во иерея. В том же году окончил МДА со званием кандидата богословия. Был назначен преподавателем гомилетики, литургики и пастырского практического руководства в Новгородскую ДС. С 1897 г. служил преподавателем философии, психологии, логики и дидактики в Могилёвской ДС. В окт. того же года назначен заведующим Бийским миссионерским катехизаторским училищем. В 1899 г. назначен ректором Благовещенской ДС с возведением в сан архимандрита. С 1901 г. ректор Иркутской ДС. Также в 1901-1903 гг. являлся цензором проповедей в Иркутске и с 1905 г.- редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». 26 февр. 1906 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 27 февр. 1909 г. назначен епископом Кременецким, 1-м викарием Волынской епархии. В 1912 г. избран членом Гос. думы 4-го созыва. На заседаниях в думе выступал за создание группы депутатов-клириков ( Фирсов. 2002. С. 388). Присоединился к фракции рус. националистов. 26 янв. 1913 г. назначен епископом Енисейским и Красноярским. Несмотря на то что, согласно синодальному постановлению, правящие архиереи не имели права быть членами Гос. думы, Н. сумел сохранить депутатское звание, но вышел из фракции националистов и стал беспартийным. В Енисейской епархии часто вступал в противоречия с енисейскими губернаторами И. И. Крафтом и Я. Г. Гололобовым, которые обвиняли его во вмешательстве в гражданские дела. Публиковал статьи в периодических печатных изданиях, высказывая свое мнение по вопросам внутренней политики. Неск. раз Синод требовал от Н. объяснений по поводу его публикаций.

http://pravenc.ru/text/2577541.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010