Дай Бог, чтобы вышеописанное поучительное событие предостерегло " колеблющихся всяким ветром учения " от увлечения этой богомерзкой и антихристовой ересью, называемой штундой, а зараженных уже ею заставило бы подумать о том наказании, которое может постичь их еще на земле и которого уже никак не избежат они в жизни загробной. Аркадий Остальский (Волынская епархиальные ведомости 1910. 46. С. 825). Поездка к сектантам 30 июля сего года я, по поручению отца архимандрита Митрофана, прибыл в село Ничпалы для беседы с живущими недалеко оттуда сектантами. Нарочно для своей поездки я выбрал воскресенье, чтобы на беседу собралось как можно больше людей. Но тут же узнал я, что мое желание – провести публичную беседу, не осуществится. Сектанты живут от ближайшего православного селения – деревни Конотоп, в четырех верстах и, конечно, в Конотоп на беседу не придут, равно как и конотопские православные не пойдут для слушания беседы к сектантам на хутора. Поэтому я решил беседу с православными отложить до более удобного весеннего или зимнего времени, а пока познакомиться с сектантами. На другой день, после утрени, в сопровождении студента академии Константина Струменского я выехал к сектантам. Дорога предстояла убийственная, которая и отняла у нас немало времени; так что, несмотря на наше желание и неимоверное усилие лошадей, к сектантам мы приехали около часу дня, когда собрание уже окончилось. Не зная, как отнесется к нашему визиту проповедник штундистов, я послал к нему кучера, прося позволения зайти в дом его. Хозяин ответил согласием, и мы, вооружившись Библией, вошли во двор сектанта. У дверей дома нас встретил сам проповедник и пригласил в свою квартиру. Комната, в которую мы вошли, предназначалась для религиозных собраний, что и видно было по священным изречениям, заключенным в рамки и висящим на стенах, а также и по ряду скамей для слушателей. Собрание недавно окончилось, а потому стол был завален массой русских и немецких книг. Встретившая нас хозяйка вышла и скоро вернулась в сопровождении еще нескольких сектантов. И так составилось у нас маленькое, из человек десяти-двенадцати, религиозное собрание. Я повел беседу по обычному методу.

http://fond.ru/kalendar/1516/arkadiy/

Ни заботливые меры духовенства, ни энергические действия администрации не в силах были остановить развитие штундизма: его последователи сразу появились не только во многих селах Таращанского уезда, но и в уездах Сквирском и Звенигородском. Кроме Балабана, с 1870 года по 1876 год действовали многие другие энергичные и дерзкие пропагандисты штунды, как, напр., Лясоцкие, которые также фанатически вели пропаганду по всему югу России и управляли всеми делами штунды в качестве «старших братьев» или «пресвитеров», находясь в постоянных сношениях с немецкими колонистами и херсонскими штундистами. В 1878 году, по официальному заявлению, сделанному в «Киевских Епархиальных Ведомостях», в селах Чаплинке и Косяковке, уже не оставалось ни одного человека, не подпавшего сектантской заразе. Здесь распространению штундизма весьма много содействовали, также, Григорий и Ян Синицкие, Яков Коваль и др. В восьмидесятых годах прошлого столетия штундизм охватил уже весь юг и центральные губернии России. Штундистские общины (и даже в значительном числе) существовали уже, как это видно из всеподданнейших отчетов обер-прокурора Св. Синода за 1873–1885 гг., в следующих губерниях: Волынской, Подольской, Екатеринославской, Таврической, Полтавской, Орловской, Бессарабской, Воронежской, Харьковской, Калужской, Пензенской, Рязанской, Нижегородской, Тамбовской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Смоленской, в земле Войска Донского и даже в Москве. Впрочем, в это время штундизм еще не принял определенной сектантской организации. Происходил еще, так сказать, процесс брожения среди его исповедников. В нем царило еще несогласие и относительно вероучения, и относительно культа. Многие из увлекшихся лжеучением штунды, еще не разрывали своих отношений к православной Церкви: посещали ее богослужения, обращались к священникам, для удовлетворения своих религиозных нужд и официально еще называли себя православными, хотя уже и относились весьма критически к учению и установлениям церковным. Штундисты выделились в отдельную секту и разорвали всякую связь с Православной Церковью только тогда, когда слились с баптистами, от которых получили и свою вероисповедную систему, и свой богослужебный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вот тут-то и нужна осязательная помощь. Нужно найти причину нравственного падения, которая большей частью кроется в расстроенном хозяйстве. В деревне почти единственными руководителями являются духовенство да учители. На них вся надежда. Дружной, энергичной работой нужно помочь крестьянам вырваться из заколдованного круга, разжать крепко сжимающие их кулаки, дать им возможность в критическую минуту стать на ноги. Если им нужна земля, помогите добыть землю, укажите им лучшие способы обработки, а главное, откройте кредит. В кредите-экономическое спасение крестьян. Сколько процентов только они платят для того, чтобы добыть денег. На какие компромиссы они только ни идут. По своей простоте они становятся жертвами всевозможных надувательств. Кроме ужасных процентов, векселя подписываются на двойную сумму, случается, что долг уже заплачен, а с них тянут ещё и ещё. В настоящее время гигантскими шагами растут кооперативные учреждения, где крестьяне за нормальный процент достают нужные деньги. В тех местах, где существуют эти учреждения заметно повышение крестьянского благосостояния. Кроме денег вовремя, крестьяне при посредстве товариществ находят нужные земледельческие орудия, продают зерно по выгодной цене, на льготных условиях арендуют землю, при некоторых товариществах существуют похоронные кассы. Словом, кооперация имеет великую будущность. Она поднимает крестьян на ноги. Нужно радоваться, что священникам теперь не запрещают в ней участвовать. Если они – энергично возьмутся за дело, то в скором времени вся епархия покроется целой сетью кредитных товариществ, которые будут обслуживать все нужды крестьян и, наверное, вырвут их из когтей хищников. Эта статья Кишинёвских Епархиальных Ведомостей была перепечатана в Волынских Еп. Вед. 31, 1910 г.). С величайшей радостью мы приветствуем появление этой статьи, да ещё в таких аскетических Ведомостях, как Волынские! Мы всегда говорили, что если священник или вообще член причта не будет служить своему приходу, своей приходской семье, то скоро принуждён будет служить капиталу вообще в какой бы то ни было форме. И уже были случаи, когда в кредитном товариществе председателем оказывался магометанин, а его делопроизводителем – член причта. Любопытный продукт русской самобытности...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При исключительной неупорядоченности епархиальных территорий священно-церковнослужители областей, отошедших к Киевской губернии и намеченных к отписке в Киевскую епархию, оказались еще в большем затруднении, чем сам архиерей, оставшись «без надлежащего по духовной части управления». Митрополит Самуил постоянно получал от них прошения по разным церковным делам и нуждам, однако, без «особливого повеления Св. Синода», не рассматривал этих прошений. Архиепископ Виктор отмалчивался на запросы к нему, очевидно, потому, что Брацлавская и Изяславская (Волынская) губернии находились уже в ведении новых архиереев, назначенных на Брацлавскую и Житомирскую кафедры. Св. Синод знал, что оба новые епископы отбыли в свои епархии, но вместе с тем он был уверен, что они еще не успели устроиться в своих епархиях и организовать епархиального управления во главе с Консисторией, следовательно, требовать от них сведений, нужных киевскому и черниговскому архиереям, было невозможно. Поэтому Св. Синод 9 сентября 1795 г. сам предписал архиепископу Виктору доставить требуемые сведения. Только после этого и то не сразу – 23 октября, архиепископ Виктор из Слуцка кратко ответил, что он сам не имеет обстоятельных ведомостей и собрать их трудно. Впрочем, архиепископ Виктор еще 24 августа без всякой проверки отослал киевскому митрополиту Самуилу и екатеринославскому епископу Гавриилу ведомости о церквах, отходивших в Вознесенскую и Киевскую губернии. Ведомости были получены от правителя Брацлавской губернии генерал-майора Ф. О. Берхмана. Губернаторские ведомости не представлялось возможности проверить в Консистории, так как благочинные присылали в Консисторию очень необстоятельные ведомости и то редко. Собирание сведений по Житомирской епархии затруднялось еще тем, что дела «по сей материи» одни были лично у епископа житомирского, другие в его походной конторе, третьи оставались в консистории. Помимо всего сказанного, волынский и минский губернаторы не торопились давать сведения о селениях, отходивших из их губерний в другие губернии. 1097

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора " невежественным иеромонахом " По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А.П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в " Почаевских листках " привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У " Почаевских известий " , формально принадлежавших СРН, " Почаевского листка " и " Почаевских епархиальных ведомостей " был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) Радикализм " Почаевских известий " достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П.П. Извольский переслал " Почаевских известий " за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: " Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании " Данный номер вышел под общим заголовком " Люди, освобождайтесь от жидов " . Общее содержание газеты было посвящено идее изгнания еврейского населения с волынской земли. Тема демонизации евреев хорошо отражена в заголовках номера: " жиды работают во всю, а крестьяне только затылки почесывают " , " оборотная сторона жидовской клеветы " , " жид ехал за границу " . Газета вещала: " Все гнусные пороки, которыми страдает русский человек, как то, пьянство, воровство и прочая безнравственность, все это плод жидовской деятельности. По природе своей - жид лентяй и враг телесных работ " Естественно, такая " проповедь " имела весьма печальные последствия, если находила последователей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/343/...

81) С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие книги и брошюры: а) Мелиоранский, О троичности. Спб., 1907; б) Мелиоранский, Теоретическая философия С.Н. Трубецкого. Москва, 1906; в) Степанов, Новый стиль и православная пасхалия. Москва, 1907; г) Астров, По поводу книги Н. Морозова «Откровение в грозе и буре». Москва, 1908; д) К. Благоверная княгиня Анна Кашинская. Ярославль, 1908. Два экз.; е) Православное Братство в борьбе за веру Православную и Русскую народность. Книгоиздательство «Союза Русских Людей», Москва, 1906; ж) Отчет Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908; з) По поводу отчета Пекинской Духовной Миссии за 1907 г. Пекин, 1908. 82) От библиотеки студентов Академии – а) Лекции по церковной истории проф. А.А. Спасского 1907–1908 г., литограф. курс; б) Конспект лекций по патрологии проф. И.В. Попова 1907–1908 г., литограф. курс; в) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1907 и 1908 г. 83) Получались в дар следующие периодические издания в 1907 и 1908 г.: 1) Allgemeine Bibliographie (1907 и 1908 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1907 и 1908 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1907 и 1908 г.); 4) Pareistizigo Latwe- —334— eschu Wehstnesis (1907 и 1908 г.); 5) Српски Сион (1907 и 1908 г.); The Church Union Gazette (1907 г.); 7) Вестник «Народного Дома» (1907 и 1908 г.); 8) Американский Православный Вестник (1907 и 1908 г.); 9) Церковно-Общественная Жизнь (1907 г.); 10) Церковно-Общественная Мысль 1908 г. 1–2; 11) Братский Листок и Россиянин (1907 и 1908 г.); 12) Колокол (1908 г.); 13) Руководство для сельских пастырей (1907 и 1908 г.); 14) Душеполезное Чтение (1907 г.); 15) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1907 и 1908 г.); 16) Саратовский Духовный Вестник (1907 и 1908 г.); 17) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1907 и 1908 г.); и Епархиальные Ведомости: 18) Архангельские (1907 и 1908 г.); 19) Благовещенские (1907 и 1908 г.); 20) Волынские (1907 и 1908 г.); 21) Екатеринбургские (1907 и 1908 г.); 22) Кишиневские (1907 г.); 23) Оренбургские (1907 и 1908 г.); 24) Орловские (1907 и 1908 г.); 25) Ставропольские (1907 и 1908 г.); 26) Тверские (1907 и 1908 г.); 27) Уфимские (1907 и 1908 г.); 28) Якутские (1907 и 1908 г.) и 29) Ярославские (1907 и 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду изложенного, имею честь просить Ваше Высокопреподобие об удалении Ивана Анцыбова из вверенной Вам обители как человека вредного по своим религиозным убеждениям и действиям, и оповестить о том другие обители Афонские» 77 . 21 февраля владыка Антоний перевёл священника села Лажевая Владимира Струменского в село Футоры того же уезда, а в Лажевую назначил священника села Футоров Алипия Червинского 78 . Только 19 апреля на просьбу Архиепископа Антония о выселении Ивана Анцыбова пришёл ответ из канцелярии Волынского губернатора. Вернее это был не ответ, а отписка. В этой отписке безосновательно утверждалось: « Никаких признаков хлыстовской ереси и вообще какого-либо сектантства среди названных крестьян не замечено, и это обстоятельство подтвердил и священник миссионер Остальский» 79 . 1 мая по поручению владыки Антония Волынская духовная консистория направила иерею Аркадию Остальскому запрос о состоянии сектантства в Лажевой. Но так как о. Аркадий в это время участвовал в грандиозном крестном ходе, он смог отправить ответ только 9 июня, когда уже произошёл перевод владыки Антония в Харьков, а Архиепископом Волынским и Житомирским был назначен Холмский владыка Евлогий (Георгиевский). В своём рапорте на имя Архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (извлечение из этого рапорта было также опубликовано в «Волынских епархиальных ведомостях» 80 ) о. Аркадий подробно описал ещё незнакомому с состоянием дела новому управляющему епархией владыке «анцыбовщину»: « В с. Лажевой лет четыре-пять тому назад появился монах из Афона по имени Иван по фамилии Анцыбов. Происходя из крестьян с. Колибабинец Подольской губернии (в селе этом есть и штундисты, и хлысты), он оставил дома жену, сам ушёл на Афон. Познакомился Анцыбов с крестьянами с. Лажевой на Афоне, куда некоторые из них путешествовали. На Афоне же одному из крестьян не хватило денег, и тот же Анцыбов занял ему нужную сумму. Когда же Анцыбов пришёл домой навестить свою жену, то зашёл и в с. Лажевую за деньгами. Это было приблизительно лет пять тому назад. Здесь Анцыбов в первый же свой приход начал свою проповедь о воздержании от мяса, сала, чеснока и брачного общения. Недовольным развращённостью и невоздержанием во всём такая проповедь очень понравилась. К Анцыбову на ночные беседы стало собираться много слушателей, в большинстве женщины. Что делалось на этих собраниях, узнать достоверно никому не удалось. Неоднократно допрашивал я тех, кто посещал эти собрания о том, что они там делали и видели, но и тут чего-либо достоверного не узнал. Также точных сведений о проповеди Анцыбова не имел и местный священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

На широкую ниву миссионерской деятельности в Галиции Архиепископ Евлогий в начале сентября призвал епархиального миссионера архимандрита Митрофана с его помощником иереем Аркадием Остальским . О своих поездках по Галиции епархиальный миссионер сообщал на страницах «Волынских епархиальных ведомостей». В одном из таких своих отчётов он писал: «В первой половине сентября я посетил в Галиции ряд приходов, воссоединённых и воссоединяющихся с Православной Церковью. Сейчас, к сожалению, я не имею времени описывать свои наблюдения более или менее подробно; но всё же, хоть кратко, поделюсь вынесенными мною впечатлениями. Прежде всего – сами русские галичане. Кто бывал на праздниках в Почаевской Лавре, тот видел их, наших зарубежных братьев, в больших шляпах, в серых изящного покроя свитках или белых балахонах. Тогда они приходили украдкой, с большими трудностями пробираясь чрез границу; теперь они идут в Лавру смело и открыто, иногда даже с крестным ходом. По характеру своему русские галичане очень приветливы, предупредительны, симпатичны, к русским относятся с большим вниманием и сочувствием. Отличительная черта русских галичан – глубокая религиозность и привязанность к своим храмам. Последние, за редким исключением – очень хорошие, каменные, византийского стиля, высокие, с большими иконостасами. Храмов костёльного типа я пока не видел ни одного. Внутри храмы по большей части расписаны орнаментами и священными изображениями. Встречается часто картина крещения киевлян при св. князе Владимире с русского оригинала. Чисто униатского в храмах прежде всего престолы. Они помещаются часто на возвышении и имеют продолговатую форму как у католиков. На престоле непременно находится семь больших подсвечников со свечами, или стеариновыми белыми или жёлтого воска. Принято ставить на престоле и букеты цветов, большей частью искусственных. Жертвенников не было; проскомидию, собственно приготовление агнца, униатские пастыри совершают в «закристии» рядом с алтарём. Внутри храма находится будка, как в костёлах, в ней священник, сидя, исповедует кающихся чрез небольшое окошечко. Горнее место в алтаре находится не всегда у стены, как у нас, а бывает часто придвинуто к самому престолу, так что между горним местом и стеною бывает проход. Звонницы делаются отдельно от храмов и устроены совершенно по-католически. Колокола приводятся в движение особым механизмом и во время звона качаются из стороны в сторону, а язык свободно болтается и производит беспорядочный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В «В. е. в.» печатались статьи на богословские и церковно-общественные темы (о школах, миссионерстве, католицизме, унии, сектантстве, безбожии). В 1902-1916 гг. в журнале было опубликовано большое количество проповедей, речей, посланий, статей Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) на церковно-общественные (см., напр.: О свободе вероисповеданий//1914. 4) и богословские (см., напр.: Согласование евангельских сказаний о Воскресении Христовом - 1914. 42) темы. В эти годы печатались лекции А. Меньшова с критикой социализма (1909. 1-9; 1911. 4, 12, 31 и др.), с 1914 г.- статьи и выступления нового правящего архиеп. Евлогия (Георгиевского) . В 1914-1917 гг. существовала постоянная рубрика «Обзор военных действий», особое внимание уделялось австр. фронту, проходившему по Волыни и Галиции; публиковались статьи об отношении к войне ( Голосов А. А. , прот. Война пред судом христианства - 1914. 32, 36), о слав. единстве ( Вергун Д. Н. Прикарпатская Русь - 1914. 36, 41). В качестве приложения к «В. е. в.» в 1912 г. вышло 58 номеров «Проповеднического листка». Кроме того, были изданы и разосланы подписчикам «Сказание о Почаевской Успенской лавре» архим. Амвросия (Лотоцкого) (1870-1871), «Описание святых икон и других священных изображений, находящихся в большом соборном храме… в Успенской лавре» прот. А. Ф. Хойнацкого (1879-1880), «Краткое описание памятников древности, поступивших в Волынское епархиальное древлехранилище» О. А. Фотинского и Н. М. Бурчак-Абрамовича (1899), «Об исправлении богослужебных книг» униатского митр. XVIII в. Афанасия Шептицкого (1905), др. книги и брошюры. В 1917 г. в качестве приложения к «Православной Волыни» вышло не менее 11 номеров «Проповеднического листка» (на укр. языке). Лит.: Тиховский Ю. И. Указ. содерж. неофиц. части «В. е. в.» за первые 20 лет их существования: Сент. 1867 - сент. 1887. Почаев, 1888. (Прил. к «В. е. в.», 4-29); Указ. статей, помещенных в неофиц. части «В. е. в.» за 2-е 20-летие их существования: С сент. 1887 по дек. 1907 г. включ. Почаев, 1909. (Прил. к «В. е. в.», 9); Рункевич С. Г. «В. е. в.»//ПБЭ. Т. 3. Стб. 798-803; ozowiuk J. «В. е. в.»: Bibliografia artykuów naukowych ogoszonych w latach 1867-1915//Rocznik Woynski. Równe, 1938. T. 7. S. 367-437; Андреев. Христианская периодика. 102, 515, 557.

http://pravenc.ru/text/155192.html

Преосв. Димитрий хорошо сознавал, что по своему характеру он не может выступать на путь борьбы с укоренившимися недостатками, а потому старался действовать на умы и сердца духом кротости и смирения. Все законные желания духовенства он предупредительно приводил в исполнение и все просьбы по возможности удовлетворял; постановления съездов духовенства, как выражения мнений всей епархии, всегда утверждал, без особенных возражений на суждения съездов 459 , и только иногда высказывал (в своих резолюциях) сожаление о том, что на его предложения съезды мало обращают внимания, или недостаточно обсуждают его мнения по частным вопросам. С другой стороны он не опускал случая выразить одобрение и поблагодарить духовенство, когда деятельность его представителей совпадала с его желаниями и намерениями. Тем не менее, нельзя было не заметить, что со вступлением на Волынскую кафедру деятельность преосвященного по епархиальному управлению значительно сократилась. Уступая настоянию близких людей и особенно врачей, советовавшим ему беречь остатки сил, и подчиняясь отчасти чувству нерасположения к местному характеру быта, он постепенно передавал дела по епархиальному управлению своему викарию. Так, на Волыни преосв. Димитрий не предпринимал уже обычных, продолжительных поездок для ревизии церквей. Следуя порядку, заведенному здесь еще при прежних архиереях, он утверждал составляемый ежегодно консисторией маршрут, а выполнение его предоставлял викарному преосвященному, которого посылал для обзора церквей в уездах – преимущественно южных и крайних северных, не лежавших на пути из Житомира в Почаев. В 1879 году, предлагая некоторые вопросы на обсуждение обще-епархиального съезда духовенства, преосвященный указал также, чтобы все журналы по текущим делам окружных съездов представлялись на рассмотрение и утверждение преосвященному викарию, и только дела по важным вопросам представлять ему. А в начале 1880 года, по предложению Его Высокопреосвященства, от 7-го января, Волынская консистория постановила: 1) все журналы консистории отныне представлять на рассмотрение и утверждение к преосвященному викарию, и 2) подтвердить чрез Епархиальные Ведомости, чтобы прошения на причетнические и просфорнические места подавали преосвященному Викарию 460 . – Благодарение Богу – преосв. Димитрий счастлив был тем, что оба викарные преосвященные, преемственно служившие при нем на Волыни (сначала – до 23 апр. 1879 г. пр. Иустин 461 , а потом пр. Виталий 462 , были люди опытные, весьма деятельные и старательные помощники епархиальному Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010