Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков Подготовка текста и комментарии Н. А. Казаковой, перевод А. А. Алексеева В начале XVI в. в русской церкви существовали два идеологических течения – иосифлянство и нестяжательство. Иосифляне отстаивали феодальные интересы, требуя неприкосновенности церковного землевладения и расправ с еретиками путем их физического уничтожения. Нестяжатели выступали за ликвидацию монастырских вотчин и были противниками казни еретиков. Сторонниками нестяжательства являлась часть духовенства, стремившаяся к укреплению церкви путем искоренения ее недостатков, а также светские феодалы, заинтересованные в ликвидации монастырского землевладения. Особое распространение нестяжательство получило на русском Севере, в частности в Кирилло-Белозерском монастыре. После Нила Сорского главой нестяжателей стал Вассиан Патрикеев, бывший князь Василий Иванович Патрикеев, подвергнувшийся в 1499 г. опале и после пострижения в монахи сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь. Вассиан Патрикеев написал ряд публицистических произведений, направленных против иосифлян, в которых бичевал недостойный образ жизни монахов, владевших вотчинами и эксплуатировавших труд крестьян. В полемике против иосифлян Вассиан опирался на Священное Писание . Для писательской манеры Вассиана характерны острая полемичность, глубокая эмоциональность и едкая ирония. Ранним памятником полемики нестяжателей с иосифлянами является «Ответ кирилловских старцев». Он написан от имени старцев Кирилло-Белозерского монастыря, а также всех заволжских старцев (то есть находившихся в монастырях, расположенных к северу от Волги), в ответ на «Послание Иосифа Волоцкого » наследнику престола великому князю Василию Ивановичу, в котором Иосиф требовал беспощадного истребления всех еретиков. «Послание Иосифа Волоцкого » Василию Ивановичу не сохранилось, но из краткого изложения его содержания, включенного в «Ответ кирилловских старцев», нам известна аргументация, приводимая автором в доказательство необходимости смертных казней еретиков. Эта аргументация совпадает с той, которую Иосиф Волоцкий развивал в своем другом произведении, дошедшем до наших дней, – «Слове об осуждении еретиков». Инквизиторской доктрине Иосифа Волоцкого , требовавшего предания смерти всех еретиков, кирилловские старцы противопоставляли позицию, согласно которой покаявшихся еретиков следовало прощать и принимать в лоно церкви, а непокаявшихся – заточать, но не предавать смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 Сведения о жизни Пафнутия Боровского см. у Хрущова. Исследование о сочинениях Иосифа Санина стр. 14–23. Акты Исторические, том. I, 204. 382. 410. Степенная книга. часть II, 207. 42 Выпись о начале Иосифова монастыря в рукописи Московск. дух. акад. (не разборчиво) л. 73–74. Житие Иосифа Волоцкого Саввы Черного еп. Крутицкого в Великих минеях четьих. Сентябрь. 454–499. Житие Иосифа Волоцкого , составленное неизвестным. Чтения в обществе любителей дух. просв. 1865 г. Приложение ко 2-му тому. Устав И. Волоцкого в Великих минеях четьих, собр. м. Макарием, сентябрь, 499–615. 43 Так он творениям св. отцов и подвижников усвояет значение таких источников, которые подобны евангельскому и апостольскому писанию (Просветитель Иосифа, игумена Волоцкого, изд. Каз. дух, акад. Казань. 1857 г. 442. 445). Иосиф в ряду св. отцов ставит и таких позднейших писателей, как напр., Никона Черногорца, который нашею церковью и не причислен даже к лику святых, но писания которого он тем не менее называет «богодухновенными». Просветитель, 537. Сравн. статьи Срезаевского под названием: «Пандекты Никона Черногорца». Записки Император. Акад. наук. т. XX, 149–156. т. XXI. 193–198». 44 Просветитель, 475–481. 495. 498. 238. Рук. Имп. пуб, библ, Q. XVII, 15 л. 68–287. Послание Иосифа к Ивану Третьякову. Рук. Имп. публ. библ. Q. XVII. л. 77–91 и др. 45 Он напр., как особенно священным аргументом, пользуется подложным поучением царя Константина «О царях, князях и судьях земских» и мнимою клятвою пятого вселенского собора «На обидящих святые Божии церкви». (Просветитель 601, Рукоп. Имп. публ. библ. Q. XVII, 15, л. 68–287. Ср. ст. под названием «Правило св. отец о обидящих церкви Божии». Пр. Собес.1861, ч. III, 451–460. В Просветителе есть ссылки на книгу Еноха Праведного. Просвет. 429» 46 О «градских законах» он прямо говорит, что они «подобни суть пророческим и апостольским и св. отец писаниям». Просветитель 588. 536. 538. 603. 47 Просветитель стр. 176. 187. 587. Послание Иосифа к старцам о повиновении соборному определению. Рук. Им. Пуб. биб. F. 1, 229 л. 333.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , автор посланий, книгописец. Родоначальник Полевых, прапрадед Н., Александр Борисович Поле был боярином вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (РИИР. С. 181; Веселовский. 1969. С. 369-372). Он владел обширной земельной вотчиной с центром в с. Литвинове в Сестринском стане Волоцкого у. ( Чернов. 1998. С. 175). Согласно родословному преданию XVII в., Полевы возводили свой род к смоленскому кн. Юрию Святославичу. В наст. время версия их происхождения от смоленских князей, близких к Фоминским, признается достоверной. Дед Н. Федор Дмитриевич был боярином удельного волоцкого кн. Бориса (принял постриг с именем Феодосий; его жена Евдокия постриглась в монахини с именем Евпраксия). Часть его вотчин была конфискована волоцким князем, но возвращена в 1477 г. (ДДГ. 71. С. 251). Отец Н. Василий Большой Тёмный служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича Углицкого (РИИР. С. 181), супругу Василия, мать Н. и его братьев, звали Ксения. Известны 4 младших брата Н.: Иван Большой, Берсень, Иван Меньшой, Федор. Род Полевых продолжил только Иван Большой, служивший стряпчим у вел. князя (Там же). Никифор Полев служил у кн. Ивана Борисовича Рузского, а после его смерти в нояб. 1503 г.- у кн. Юрия Ивановича Дмитровского, вскоре после 1503 г. принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Зимин. 1977. С. 88-89, 113). Вероятно, еще будучи волоцким вотчинником, он был близко знаком с кн. Даниилом Звенигородским, к-рый также принял монашеский постриг в Волоколамском мон-ре с именем Дионисий. Монашеская карьера Н. развивалась успешно: уже в нояб. 1507 г. он упоминался в числе старцев, управлявших мон-рем (АФЗХ. 1956. Ч. 2. 37. С. 39). Предположительно между 1505 и 1507 гг. Н. и Дионисий Звенигородский покинули Иосифов мон-рь и нек-рое время пребывали в Заволжье, в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря ( Кузьмин. 2007. С. 289). Н. и прп. Нил Сорский совместно переписали Соловецкий список «Книги на еретиков» (РНБ. Солов. 326/346) в объеме 11 Слов и монастырский Устав прп. Иосифа Волоцкого в Краткой редакции ( Прохоров. 1988. С. 131; Клосс. 1974. С. 155). Факт совместной работы Нила Сорского и Н. по переписке рукописи устава и «Просветителя» доказывает, что именно ученики Иосифа Волоцкого доставили в Заволжье один из списков его сочинений. Лит. сотрудничество учеников прп. Иосифа и «заволжских старцев» было плодотворным. Нил Сорский собственноручно переписал Скитский устав в сборники Н. и Дионисия Звенигородского; оба бережно хранили эти списки и впосл. передали их в качестве вкладов в Иосифов мон-рь (см.: Шевченко. 2007. С. 913-919). Из Иосифова мон-ря в Кириллов Белозерский был привезен и список Студийского устава в новом переводе ( Уханова. 2005. С. 220).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

411 Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого . Он поддерживал Иосифа, хотевшего ввести в боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вне обители отшельническый живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зело утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем. Иосиф Волоцкий считал его рукописи книгами «мастерского письма». Лев Филолог указывал, что книжное «трудоделие» Герасима Черного «мниси в церкви доныне как богатство некое храняще имеют». По Описи 1545 г. в монастырской библиотеке было 16 рукописей работы Герасима Черного, причем одно из Евангелий он переписал совместно с Иосифом Волоцким, другое Евангелие хранилось «В большей церкви на престоле» (см.; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 26–31, 33, 35). Герасим Черный защищал интересы монастыря на переговорах с волоцким князем Федором Борисовичем. Иосиф Волоцкий в Послании Борису Васильевичу Кутузову упоминал, что князь Федор, не желая возвращать деньги, взятые им из монастырской казны, «хотел черньца Герасима Чернаго кнутием бити», когда тот напомнил о долге. Когда волоцкий князь захотел отобрать у монаха «Псалтырю добру», то Герасиму пришлось переправить книгу в Троице-Сергиев монастырь. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому , Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества. 412 Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце в. он был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». Монастырь славился своим скрипторием, имел богатейшее собрание рукописных книг и икон. По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х годов XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словом общий, но делы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иосиф, скрывая свой высокий сан игумена, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлебне», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «един же Кирилов монастырь общества уставы соблю– дати неврежены» Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево- Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У свято Воздвиження Хреста Господнього Предстоятель Церкви звершив Божественну в 27 вересня 2015 р. 17:19 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь  в окрестностях подмосковного Волоколамска. В этом году отмечается 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. По прибытии в монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественное шествие по территории обители от святых врат к Успенскому собору, где Святейший Владыка поклонился честным мощам и веригам преподобного Иосифа Волоцкого. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами  Украинской Православной Церкви ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; насельники Иосифо-Волоцкой обители в священном сане, духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, глава администрации Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4233269...

Замечательно, что многовековая история монастыря и особенно личность его основателя — преподобного Иосифа Волоцкого — привлекает внимание не только богословов и историков Церкви, но и мирян, и представителей светской исторической науки. Сотни паломников приезжают ежедневно в Иосифо-Волоцкий монастырь, где обретают утешение, получают духовную поддержку и укрепляются в вере. На протяжении столетий благочестивые христиане старались внести свою лепту в устроение и украшение Иосифо-Волоцкой обители. Их усилиями монастырь расширялся, на его территории появлялись новые храмы и здания. Однако в советский период храмы были закрыты, прекратился колокольный звон — колокольня и древние колокола были разбиты и осквернены. Но, несмотря на тяжелые испытания, Иосифо-Волоцкий монастырь все-таки выстоял. В 1989 году началось возрождение обители. Сначала благотворители созидали в одиночку, а затем объединились в сообщество помощи обители. Масштабные работы развернулись в 2004 году. Трудами благотворителей началось восстановление Успенского собора, Трапезной палаты с храмом Богоявления, были отлиты колокола. В 2009 году был создан Попечительский совет по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. Одним из приоритетных проектов Совета стала реализация комплексной программы возрождения монастыря, включающей не только ремонтно-реставрационные работы, но и восстановление хозяйственной, духовно-просветительской деятельности обители. Милостью Божией и трудами Попечительского совета и Фонда по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря за несколько лет обитель начала обретать свой исторический облик и сегодня принимает многочисленных паломников, со всего мира приезжающих поклониться преподобному Иосифу и прикоснуться к славным страницам русской истории. Искренне признателен всем вам за активное личное участие в этом проекте, за поддержку и проделанную качественную работу. Но все же перед Попечительским советом стоит ряд новых важных задач. Особое внимание необходимо уделить восстановлению монастырской колокольни, реставрации крепостной стены, надвратной церкви Петра и Павла, Ново-братского и Старо-братского корпусов, Святого колодца, башни, подворий и скита монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4161970.ht...

Впервые на список с «кратким патериком Волоколамским» указал в 1851 г. А.В. Горский, публикуя текст Письма о нелюбках. В.О. Ключевский в своем исследовании о древнерусских житиях святых отметил, что сборник Вассиана Кошки был создан до 1568 г., привел владельческую запись, указал на листы, где размещается Патерик, не имеющий особого заглавия 693 . А.П. Кадлубовский, характеризуя состав сборника, пришел к выводу, что он «представляет нечто цельное, как собрание различных материалов для истории Иосифова монастыря» 694 . Действительно, в состав описываемого сборника, кроме Волоколамского патерика, который следует без заглавия и занимает л. 2–42, входят жития Иосифа Волоцкого в редакции Саввы Крутицкого (л. 43), Кассиана Босого (л. 104) и Фотия Волоцкого (л. 172); Надгробное слово Иосифу Досифея Топоркова (л. 119), тропарь и канон Иосифу Волоцкому (л. 161 об.), копии с грамот великого князя Василия III в Иосифо-Волоколамский монастырь (л. 113); послания Иосифа Волоцкого к вельможам о посте, о чернеце расстригшемся, к княгине Голениной (л. 139), поучение Фотия Волоцкого (л. 178), Письмо о нелюбках (л. 187) и др. тексты, непосредственно связанные с Иосифом Волоцким , основанным им монастырем и иосифлянами. В Описях книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 годов это третий по счету сборник Вассиана Кошки 695 . 2 . РГБ. Музейное собр. 1257. Сборник сер. XVI в. 696 (водяные знаки: Лихачев 1773 – 1556 г., 1860 – 1563 г., 3173 – 1560 г.; Брике 5030 – 1536 г., типа 10786–10787 – 1544–1548 гг., типа 11333 – 1548–1550 гг., типа 12660–12661 – 1534–1537 гг., 12779 – 1546 г.). Формат ркп. – 4 (19,0 х 14,5), писана на I 432 л. Полууставом. В заглавиях и заглавных буквах – киноварь, инициалы тонкие с орнаментальными отростками. На л. 425 – цветной рисунок – чертеж Знамения. Переплет – доски в коже с тиснением, застежки утрачены, на нижней крышке 4 металлических жука. На л. 1 полууставом XVI в. написано: «Сборник старца Васьана Кошки», на л. 432 запись рукою писца: «Соборник, писмо нищего Васиянишка, ученика старца Фатея, Касиянова ученика Босово.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И яже съгласна моему разуму къ благоугождению Божию и къ польз души преписую себ и тми поучаюся, и въ томь живот и дыхание мое имю» ( Прохоров. 2005. С. 240). В 1490 г. Н. присутствовал на церковном Соборе, осудившем ересь жидовствующих (см. Жидовствующие ). В ходе борьбы с ересью преподобный участвовал в создании парадного списка Краткой редакции «Книги на еретиков» («Просветителя») прп. Иосифа Волоцкого в составе 11 «Слов» (РНБ. Солов. 326/346; книга украшена заставками нововизант. стиля, киноварными инициалами). Рукопись буд. книги привезли в Нилов скит монахи Иосифова Волоцкого мон-ря Нил (Полев) и Дионисий (Звенигородский Лупа), которые предположительно между 1505 и 1507 гг. побывали в Заволжье. Вторично Нил (Полев) посетил Белозерье после нояб. 1507 - не позднее весны 1509 г., в кон. 1511 или в 1512 г. он вернулся в Волоцкий монастырь (в 7020 дал вкладом в монастырь одну из своих рукописей, см.: Клосс. 1974. С. 160). Как установил Прохоров, Н. переписал начало «Сказания о новоявившейся ереси», 1-е и 2-е «Слово», примерно две трети 7-го, 8, 9, 10-е «Слово» (РНБ. Солов. 326/346. Л. 47-51 об., 67-103 об., 215-287 об.). По определению Клосса, в создании сборника РНБ. Солов. 326/346 кроме Нила (Полева) участвовали 8 писцов (над текстом «Просветителя» работали Н. и еще 3 писца). Поскольку их почерки не удалось идентифицировать по рукописям из Волоколамского монастыря, исследователь сделал вывод, что кодекс создавался в Кирилловом Белозерском монастыре. По мнению А. И. Алексеева, Н. намеренно не переписал 12-е и 13-е «Слово» «Просветителя», где содержалось требование смертной казни по отношению к еретикам ( Алексеев. 2012. С. 380-381). Однако рассуждения Иосифа Волоцкого о том, что еретики повинны «главной казни», находятся также в 7-м «Слове», переписанном Н.: «Аще бо кто обесчестить образъ Царевъ, главною казнию мучится. Колми паче Небеснаго Царя или святыхъ его подобие, или церквы кто обесчестить, которые муки достоин есть? Но по божественых правилхъ зд главною казнию да казнится и проклятию вчному предасться, по смерти же, съ диаволомъ и съ распеншими Христа иудеи, рекшими: кровь Его на нас и на чядх наших, въ огнь вчный осудятся» (РНБ. Солов. 326/346. Л. 216 об.). К тому же неизвестно, рукопись какого состава привезли на Белоозеро монахи Нил и Дионисий. В создании сборника принимали участие неск. писцов; возможно, работа над его созданием завершилась после преставления преподобного и не им было определено окончательное количество глав. Поскольку рукопись пожертвовал в б-ку Волоцкого монастыря Нил (Полев), логично предположить, что именно он сформировал ее состав.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

7. Отметить высокий уровень активности епархий в проведении юбилейных празднований.   ЖУРНАЛ 88 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о праздновании юбилейных дат в 2015 году. Справка: В ознаменование 1000-летия со дня страстотерпческой кончины святых благоверных князей Бориса и Глеба, сыновей святого равноапостольного великого князя Владимира, в Русской Православной Церкви совершались торжественные мероприятия, связанные с этой памятной датой. 29 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Смоленске совершил молебен святым страстотерпцам Борису и Глебу у памятного знака, сооруженного на реке Смядыни в западной части города, где по преданию был убит князь Глеб. 6 декабря Святейший Патриарх Кирилл посетил Борисоглебский ставропигиальный женский монастырь в селе Аносино Истринского района Московской области, где возглавил чин великого освящения собора в честь Живоначальной Троицы, а затем служение Божественной литургии в нем. Юбилейные торжества прошли и в других монастырях, а также храмах и часовнях, посвященных князьям-страстотерпцам. Кроме того состоялись следующие памятные мероприятия: Также в уходящем году чествовалось 500-летие блаженной кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Главные празднества возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Под его председательством 16 июля 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялось заседание Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря. Торжественное богослужение в обители Святейший Владыка совершил 27 сентября, в праздник Воздвижение Креста Господня. Кроме того, были организованы следующие мероприятия: Также юбилею были посвящены Международный круглый стол в Центре изучения культуры России Ка Фоскари (Венеция) и три этапа Передвижной академии искусств на территории Иосифо-Волоцкого монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за дарованную возможность совершить торжества в связи с 1000-летием со дня страстотерпческой кончины святых благоверных князей Бориса и Глеба и 500-летием со дня блаженной кончины святого преподобного Иосифа Волоцкого.

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич отправил в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в поминовение Царевны Марии Иоанновны. Вкладная книга монастыря сообщает: « Прислал Царь и Государь Князь Великий Иван Васильевич всея Русии по своей дщери Царевне и Великой княжне Марии 100 рублев. Поминати ее доколе и манастырь Пречистыя стоит, ис повседневнаго списка ее не выгладити, да быти по ней двема кормом згоду на год марта 17, а другой на преставление декабря 8, а те денги пошли во ограду» . Если судить по данной записи Вкладной книги обители, то данное пожертвование Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича также пошло непосредственно на строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря. Октябрь. Из Иосифо-Волоцкого монастыря в Москву на Собор против иконоборческой ереси Матвея Башкина, были отправлены старец Филофей (Полев) и его сын Герман (Полев) будущий святитель архиепископ Казанский 23 октября. Освященный Собор Русской Церкви против иконоборческой ереси Матвея Башкина, близкой по содержанию к ереси жидовствующих и протестантизму. Матвей Башкин был осужден как еретик и отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь на строгое покаяние. Как отмечает современный русский историк, ересь Башкина и связанных с ним людей (братьев Борисовых, неких Игнатия и Фомы, старцев Исаакия, Артемия и Саввы), «представляла собой воспроизведение в новых исторических условиях «ереси жидовствующих». Не случайно с целью обличения еретиков на Собор была принесена книга Иосифа Волоцкого «Просветитель», направленная против «жидовствующих» . 1554 год. 27 февраля. Грамота от Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича волоцкому городовому приказчику Даниилу Абрамовичу Кононову о возврате Иосифо-Волоцкому монастыря игумену Галактиону отписанной на Государя монастырской деревни Черной в Хованском стане Волоцкого уезда . Май-Июнь. Благодарное паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича по монастырям в честь исцеления от смертельной болезни. В летописи сказано: « Лета 7061, месяца Майа, поехал Царь и Великий Князь Иван Василиевичь всея Русии и с своею Царицею и с сыном Царевичем Димитрием и з братом князем Юрьем Василиевичем помолитися по манастырем: к Живоначалной Троице, да оттоле в Дмитров по манастырем, на Песношу к Николе; да тут Государь сел в суды в Яхром-реке, да Яхромою в Дубну, да был у Пречистые в Медведеве пустыне, да Дубною в Волгу, да был Государь в Колязине монастыр у Макариа чюдотворца, да оттоле на Углечь у Покрова в манастыре, да оттоле на усть Шексны на Рыбную, да Шексною вверх к Кирилу чюдотворцу: да въ Кирилове манастыре Государь молебная совершив, учредив братию, да ездил един а в Ферапонтов монастыр и по пустыням, а Царица Великая Княгиня была в Кирилов монастыр. И оттоле Царь и Государь поиде опять Шексною вниз, да и Волгою вниз на Романов и в Ярославль; и в Ярославле Государь был у чюдотворцов, да поехал в Ростове и был у чюдотворцов, да в Переславль, к Живоначалной Троице; и приехал Государь к Москве месяца 3» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010