Таким образом, в первом русском Патерике сталкиваются, по мысли Т.П. Федотова, «два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный»; их корни восходят к двоякой традиции восточного монашества египетско-сирийско-афонской и палестино-студийской, и русское иночество делает выбор в пользу последней, ибо именно с ней связан процесс очеловечения, гуманизации аскетического идеала христианства 470 . Черты национальной самобытности имеет и история развития русской патерикографии. Русские патерики, в отличие от переводных «отечников», не имели, отчасти в силу своей пролетописной природы, такого огромного идейно-художественного резонанса в литературах христианского мира. Пространственно-географические рамки повествования древних русских патериков в основном ограничивались пределами одного монастыря, временные границы были тоже сужены и приближены к настоящему: часто авторы патериковых «слов» являлись самовидцами или современниками описываемого, творя монастырскую агиографическую историю по «горячим следам» событий. Однако, начиная с Волоколамского патерика, в развитии жанра проявляется тенденция к преодолению замкнутости в рамках монастырского агиографического эпоса. Труд Досифея Топоркова уже можно рассматривать как Патерик иосифлянской школы монашества, в среде которой вынашивается идея создания общерусского патерикового свода, намеченная в десятом «слове» Духовной грамоты Иосифа Волоцкого и реализованная в Великих минеях четиих митрополита Макария. В вв. в русской церковной литературе возникают многочисленные патерики русских монастырей, городов, епархий 471 . Жанр продолжает жить и развиваться, однако сфера его функционирования ограничена «душеполезным чтением» верующих людей, искусственно выведена за пределы научного интереса историков литературы. Таким образом, синтез традиций переводной «отеческой» литературы и оригинальной, прежде всего фольклора, летописания и агиографии, привел к тому, что произведения русской школы патерикографии обрели ярко выраженное «национальное лицо»; отличаясь богатством идейно-художественного мира, они поражали современников и потомков, по меткому выражению А.С. Пушкина, «прелестью простоты и вымысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Правда, число последних может быть сокращено, согласно с моим замечанием в конце, или еще более; но к русским статьям еще могут быть прибавления. По крайней мере, я не решил еще относительно некоторых (большей частью неизданных) сочинений Иосифа Волоцкого , имеющих отношение к каноническому праву (например, посланий об эпитимиях, пострижений рабов, против Серапиона Новгородского и др.). По счастью, мне удалось найти здесь (в Архиве Министерства иностранных дел) превосходный список послания Иосифова к инокам, не признававшим соборного определения (1504 г.) о казни еретиков. Содержание этой статьи – то же, что и трех последних слов «Просветителя», но они гораздо их короче, а главное – редактировано как бы от лица всего собора; поэтому оно с большим удобством и правом может получить место в ряду с другими каноническими памятниками, а слова «Просветителя» пусть там и остаются. На днях мне очень посчастливилось в поисках по рукописям Чудова монастыря: нашел совершенно неизвестное поучение митрополита Зосимы с изложением соборного приговора 1490 г. о жидовствующих. К сожалению, статья эта не имеет конца. Там же нашел весьма замечательный список чтомых и отреченных книг. Обращаю еще Ваше внимание на статью 113: Геннадий оправдывается здесь от нарекания в том, что получил святительский сан за деньги. Найдена эта статья в бумагах (собственноручных) Ундольского, который замечает, что она взята из «Сборника Погодинского 668, л. 158». Я справлялся в рукописи, носящей теперь этот и не нашел искомого послания. Впоследствии я узнал, что нумерация Погодинского собрания несколько раз изменялась и что некоторые рукописи «улетучились» еще до поступления собрания в Публичную библиотеку. Однако же хочется верить лучшему, т. е. предполагать, что сборник, бывший в руках у Ундольского, находится на своем месте, но не попал ко мне в руки потому, что стоит под другим Приметы его, по Ундольскому, – in 4to, на 313 листах. Кроме Геннадиева послания, которое приготовлено мною к изданию по копии покойного библиографа, в том же сборнике находится еще чрезвычайно важная для меня, но, к сожалению, не описанная Ундольским статья: «Настольная грамота митрополита Феодосия протосингеллу Иосифу, митрополиту Кесарии Филиппов, лета 6972, апреля 2 дня» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Бывая в различных учебных заведениях, и проходя там по длинным коридорам, он не только всегда отвечал на приветствия, но и здоровался первым. Идет, бывало, очень заметный в своей рясе, у окна — стайка студентов. «Здравствуйте, ребята», — улыбается он. Студентам это было в диковинку, но относились к нему с симпатией. Были у него связи с одной японской организацией. Переписка велась по–русски, но в японских этикетных традициях. Ему заботливо желали «беречь себя от простуды суровой русской зимой», а он, в ответ — «насладиться цветением дивной сакуры». Из европейских стран Владыка чаще всего посещал Италию и Германию, из славянских — Болгарию. Вспоминается картинка середины 90–х гг. — во дворе Брюсовского храма какой–то импульсивный итальянец бросается ему чуть не на шею и на ломаном русском кричит, что в Италии его всегда любят и ждут. В разных странах у него были старые друзья из русских эмигрантов первой волны, им тоже посылались поздравления с праздниками, слова утешения по поводу кончины близких и т. д. Много ездя, широко распространенного преклонения перед Европой Владыка не разделял ни в коей мере и европейской культурой не обольщался, хотя повидал ее во всем многообразии. Американскую культуру вообще воспринимал не совсем всерьез. Но и категорического отрицания ни той, ни другой не допускал, всегда старался познакомиться с обычаями любой страны на предмет извлечения полезного опыта. Любил повторять слова Достоевского, что русский человек — это всечеловек. Но вообще международная сфера, занимавшая в его жизни существенное место, нам не принадлежала — в основном этим занималась Т.А. Волгина, нередко ездившая с ним. В последнее же время он часто ездил один или брал с собой кого–нибудь из иподьяконов. Расспросов, «где был и что видел», Владыка не выносил, то немногое, что рассказывал сам, мы записали. Однако очень часто из зарубежных поездок привозил «своим» подарки: иконочки, сувениры, безделушки, а иногда и что–то «полезное» — зонтики, сумочки, кошелечки. Будучи игуменом–наместником Иосифо–Волоцкого монастыря, Владыка и сам в своей деятельности был проникнут духом иосифлянства, но не в том сниженном и тенденциозном смысле, в каком его часто понимает интеллигенция.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. У душеприказчика Льва Богдановича Шипова, за 1000 руб. По Соборному изложению 1667 года сельцо Бунково осталась за Воскресенским монастырем. 19. Село Микулино с пустошми 1657 г. (Июль). Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. У Лукьяна Тимофеева Голосова, за 1500 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 20. Село Воздвиженское с деревнями (в Волоцком Уезде) 1657 г. (Июль). Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. У Боярыни вдовы Княгини Татьяны Матвеевой Хилковой, за 2500 руб. Променено Михайлу и Петру Салтыковым на их вотчину в Рузском Уезде село Козаново. 21. ½ деревни Колтышевой, да деревни Погорелово и Нероново (Дмитровского Уезда в Берендееве стану) 1657 г. (Сентябрь). Куплено Патриархом на свое имя. У Бориса Ивановича Нелединского, за 612 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 22. Сельцо Сенино (Московского Уезду в Мушковском стану) 1657 г. (Ноябрь). Куплено Патриархом на свое имя. У вдовы Ивана Юрьевича Плещеева, Натальи за 400 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 23. ½ сельца Ивановского 1657 г. (Ноябрь). Куплено Патриархом на свое имя. У Князя Семена Иванова Хованского, за 700 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 24. ½ сельца Бункова (Московского Уезда Сурожского стану) 1657 г. (Генварь). Куплено Патриархом на свое имя. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 25. Село Петровское, а Рожествено тожь с деревнями и пустошми (Московского Уезда в Сурожском стане) 1658 г. (Генварь). Куплено Патриархом на свое имя. У Князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, за 1800 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 26. Деревня Тихонкова (Московского Уезда в Горетове стану) 1658 г. (Март). Куплено Патриархом на свое имя. У Прова Андреева Ширина, за 500 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Да дворовым людем дано за успенские рубахи: Игнашке Федорову 4 алтына, подповарью дано Васке Стафурану 2 алтына. Ездил к Москве з грамотами для монастырьсково дела Иван Сукин, издержал денег до Москвы и с Москвы до монастыря на конскои корм и на перевозы и собе покупал есть, итого 11 алтын. Да к Москве же ездил з грамотами Андреи Лихорев на наемных подводах, издержал денег до Москвы едучи на две подводы рубль 16 алтын 4 деньги. Куплено у Иванова сына у Барсукова у Неустроя 3 бочки просолные сопы, денег дано 30 алтын. Куплена скатерть гусина плот 19 аршин, денег дано 16 алтын 4 деньги. Куплено 8 сит гривяных, дано 20 алтын 9 денег; 4 деревца репчятых, денег дано 26 алтын 3 деньги. Куплено бочка смолы, денег дано 12 алтын з деньгою. По приказу келаря старца Феодосья Боркова дано Вашкииским крестьяном старосте Никону Федорову с суседи на лодку рубль денег. На Бело озеро ездил Буслав Козляинов для монастырьсково дела, служивых лошадеи дал розсылщику Никите, поехал к Москве с отпискою, 22 алтын 2 деньги; да от поручные записи писчево дал подьячему 2 алтына, да собе купил рыб на алтын. Келар старец Феодосеи Борков наимовал плотников Мосеика Костянтинова из Гор да Якуню Юрьева деревни Понтина с товарыщи, крили погреб кваснои болшеи летнеи, да ледник да рыбные погребы да перед погребы выходы по старому зделали, дано наиму от дела 6 рублев 16 алтын 4 деньги. К Москве ездил з грамотами Ивашко Волоцкои, издержал денег 4 алтын з деньгою. На Горе на Ивановском монастыре преставися старец Перфиреи Галка, дано по нем по приказу соборных старцов сорокоустья попом 20 алтын. Ждану Кулебякину придано за сермягу к обмене 7 алтын. Грише Гвоздырю придано за сермягу к обмене 2 гривны. Куске Карачевскому за великоденские рубахи дано 2 алтына. Семеике Потапьеву ученику за великоденские рубахи пол 3 алтын. Куплено сукно мирское 12 аршин 3 чети, денег дано 7 алтын 3 деньги; 2 мерлушки деланых да овчинка, дано 2 алтына 2 деньги; 3 лжычна вязеных, от дела дано 8 денег. Куплено говяжья сала 15 гривенок, дано 2 алтына 4 деньги; 2 деревца подрипчятых, дано 6 алтын; 10 брусов косных, дано 2 алтына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Издание казанской дух. академии 1 Казанская духовная академия предположила прекрасную задачу печатать в своем журнале памятники древнерусской духовной письменности, и замечательные из них по объему и содержанию издавать отдельными книгами. Она издала уже несколько таких сочинений: «Стоглав», «Просветитель» Иосифа Волоцкого , «Сочинения Максима Грека»; к настоящему году она окончила издание означенного сочинения Зиновия, инока отенского монастыря. Еще при самом начале издания памятников, критика отнеслась с большим сочувствием к труду казанской д . академии; Ф И. Буслаев желал академии полного успеха и от труда её ожидал большой подпоры в изучении древнего нашего внутреннего быта. Изменением программы своего журнала в 1858 г. с целью издания памятников древней духовной письменности, казанская академия как нельзя лучше отозвалась на только что пробужденное и обществе и литературе сознание необходимости изучать историю России с ее внутренней стороны; и за академией вполне остается та заслуга, что она первая в среде духовенства отозвалась на запросы общества. Выбор памятников сделан как нельзя лучше; он пал на такие памятники, которые могут характеризовать ясно и притом самую лучшую пору нашей древней религиозной жизни. Но здесь указываются только достоинства изданных памятников, а не достоинства самого их издания. В последнем находим большие недостатки. На памятники, изданные казанской академией, должно смотреть как на издание ученое. Так заставляют смотреть на труд академии, во-первых, ученая цель издания, во-вторых – требования науки, развившаяся в последнее время и высказанная в упомянутом желании Ф.И. Буслаева . Нужно издавать памятники по рукописям древним; если не найдутся автографы, то – по первым их спискам. Нужно изучение списков и поверка их; чем больше будет прочтено списков и отмечено в них разностей, касающихся даже отдельных слов, тем вернее и цельнее можно восстановить и издать известный памятник, если даже он сохранился в отрывках. Правда для этого требуются еще большая подготовка, обширные филологические познания, большая усидчивость, много времени и здоровья; зато труд будет ценный, и его после переделывать не нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Мы также надеемся на дальнейшее развитие контактов с Христианской общественной ассоциацией в Варшаве (Польша). Церковно-общественная деятельность Издательского отдела Издательский отдел вносит свой вклад в важнейшее на сегодняшний день дело – определение достойного места Церкви как института и отдельных верующих в современном обществе. Одним из важнейших событий текущего года стало возрождение ставропигиального Иосифо-Волоцкого монастыря. Мы ищем современную модель возрождения духовного и экономического многовекового уставного служения Церкви миру через сотрудничество с общественными кругами в нашей стране и за рубежом. 14 января 1988 года в Москве учрежден Международный фонд «За выживание и развитие человечества» – уникальная по своему характеру и масштабу неправительственная, некоммерческая организация, основным направлением деятельности которой является осуществление новаторских проектов по основным глобальным проблемам. Особое внимание уделяется этическим проблемам, охране окружающей среды, развитию международного сотрудничества в области религии, здравоохранения, образования и культуры. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, будучи членом инициативной группы, вошел в Совет директоров этого фонда и избран вице-президентом Международного фонда и президентом его Советского отделения. В рамках фонда подготовлен проект исследования актуальных проблем гуманитарной этики, который ставит целью разработку фундаментальных гуманистических принципов этики, основанных на различных религиозных, культурных, мировоззренческих традициях и долженствующих стать эффективным импульсом к созданию общечеловеческой концепции выживания перед лицом угрозы нравственных, экологических, социальных, экономических и политических кризисов. В настоящее время фонд занимается подготовкой крупного Международного форума по экологии и развитию за выживание человечества, который предполагается провести в январе 1990 года в Москве. Издательский отдел является учредителем центра делового сотрудничества с зарубежными странами по созданию международного экологического фонда резерва озона, цель которого – предотвращение тяжелых последствий экологической катастрофы в стратосфере и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

392 . Обратите все внимание ваше, чтобы в деле духовная сторона его, самим Законом Божиим, самим священным призванием вашим, порученная вам, сохраняла свое достоинство, указанное ей ясно Евангелием. Благочестивое и благоугодное направление душ, которое вы будете питать и поддерживать, несомненно подействует благодетельно и на вещественную сторону дела. Вместе с этим тщательно сторонитесь не только от вмешательства в гражданские распоряжения и от всякого суждения о них, но и от всяких, даже частных, как бы конфиденциальных бесед и советов о вещественной стороне дела». 393 Взгляд свой на должное отношение духовенства к гражданскому делу Преосвященный Игнатий подтверждает и в письме своем на имя Гражданского Ставропольского Губернатора генерал-лейтетанта А.А. Волоцкого от 18 января 1859 года, в котором, прилагая копию своего предложения Кавказской духовной Консистории от 17 января 1859 г., за 3, пишет, что он счел священной обязанностью своей преподать духовенству епархии то направление, которого они должны неуклонно держаться в отношении проводимого дела. 394 Появление в мартовской книжке журнала «Православный собеседник» статей, относящихся к делу Крестьянской реформы, вызвало со стороны Преосвященного Игнатия предложение Кавказской духовной Консистории от 25 апреля 1859 года, за 809, которым он подтверждает духовенству Кавказской епархии, – чтобы оно неуклонно руководствовалось тем направлением, которое дано предложением Преосвященного Игнатия от 17 января 1859 г. за 3, и согласно этому направлению руководствовало паству. 395 Но, не ограничиваясь этим общим подтверждением пастырской обязанности руководствоваться самим и питать пасомых указаниями Слова Божия и голосом Церкви, сохраняя свободное от страстей немирное настроение духа, Преосвященный Игнатий, по поводу журнальной статьи «Православного Собеседника» под заглавием «Голос древней русской Церкви об улучшении быта несвободных людей» обратился снова с Архипастырским словом к духовенству Кавказской епархии через обширное предложение Кавказской духовной Консистории от 6 мая 1859 года, за 916. 396

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Даже на суде, в тяжбе, с посторонними, не волостными людьми, крестьянин защищал принадлежащий ему общинный участок земли, как свой собственный, и община в это не вступалась, ежели крестьянин не просил ее помощи. Так, например, в правой грамоте о пустошах в споре между Ферапонтовым монастырем и крестьянами Южской волости ответчиками были только двое крестьян, Салтык да Висл Степановы дети Трутневы, покосившие спорные пустоши, и на суде они защищались одни, хотя и называли спорные пустоши волостною землею, и судом оправданы были также только они двое, а не все крестьяне Южской волости, но в то же время спорные пустоши были присуждены к Южской волости (АЮ. 3). Или в споре Кирилова монастыря с крестьянами Славенского Волочка истцами были только трое крестьян Славенского Волочка, у которых Кириловские отводчики отвели земли, а вся волость в этом деле не участвовала, как прямо говорят в правой грамоте истцы: «Отводчики Кириловские отвели у меня Савки починок к своей пустоши к монастырской к Кочевинской; а мне, господине, тот лес дала волость, староста с крестьяны, и яз, господине, избу поставил; а то господине, лес великого князя Волоцкой; а у меня, господине, Филиска да у Макуты отвели дворы, наших деревень покосы» (АЮ. 6). Кажется, крестьянин даже мог продавать общинную землю, но с тем условием, чтобы покупщик тянул с купленной таким образом земли в общинное тягло. Но, вероятно, продажа общинных земель без соблюдения сего условия принадлежала не одному крестьянину, но целой крестьянской общине, а по княжим грамотам мы знаем, что черные земли не были исключены из продажи. Так в одной грамоте князя Андрея Васильевича сказано: «Пожаловал семи Злобу Васильева сына, ослободил ему на Вологде купити земли на соху, боярских и служилых, и черных тяглых земель, кто ему продаст» (АЮ. С. 18). Порядившись на общинную землю, крестьянин не мог оставить ее не в узаконенный срок и не выплативши за пожилое по Судебнику; в противном случае он считался беглым, и община имела право отыскивать его и возвращать на прежнее местожительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Марта в 28 день принято деревни Талицы с крестьян в 201 год за саженные дрова денег два рубля двадцать три алтына две деньги. Платил Ивашка Трофимов. Оброчные вотчины и с мельниц и с торжков разных Уездов: Сентября в 20 день принято села Вознесенского с кузнецов с Васьки Иванова, с Васьки Осипова, с Васьки Михайлова, с Васьки Васильева, с Тришки Васильева, с наковален оброку на нынешний 201 год три рубли двадцать алтын. Октября в 22 день принято деревни Камина с крестьянина Макарки Дмитриева оброку за мельницу, что под Сокольею горою, на нынешний 201 год двадцать шесть рублев, да на прошлой 200 год доимки четырнадцать рублев двадцать один алтын четыре деньги. Апреля в 11 день принято с бумажной мельницы за потопленные монастырские сенные покосы, у мельника у Савки оброку на 201 год четыре рубли. Февраля в 16 день принято подмонастырского села Вознесенского откупу за торжок у Василья Андреева сына Марисова на нынешний 201 год шестьдесят один рубль. Ноября в 4 день, да Генваря в 29 день, Марта в 20 день, принято села Антонова с крестьян оброчных денег в последнюю половину на прошлый 200 год с Марта по Сентябрь восемьдесят рублев, а двадцать рублев зачтено им, крестьянам, что платили помещику Осипу Мантурову за крестьян того ж села Антонова, за Гришку Лукьянова с братом. Платили деньги Тришка Иванов с товарищи. Да Марта в 23 день принято с них же, крестьян, оброку на нынешний 201 год в первую половину, с Сентября по Март, сто рублев. Платил Климка Федоров. Да с четырех полумельниц принято на нынешний 201 год десять рублев. Марта в 5 день, да Августа в 25 день, принято Волоцкого Уезду Ламского села Стратилацкого с крестьян и за мельницу оброку на нынешний 201 год, с Сентября по Октябрь, сто тридцать рублев. Платили крестьяне Селиверстка Павлов с товарищи. Да с той же вотчины порознь с деревень Генваря в 14 день: Принято деревни Лашкова с крестьян оброку на 201 год шесть рублев. Платил Ивашко Арсеньев. Принято деревни Максимкова с крестьян оброку на прошлый 200 год, да на нынешний 201 год десять рублев. Платил Федька Федотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010