Посему предлагаю консистории: 1) означенного священника Езерской церкви Иоанна Гомолицкого вызвать немедленно в Жировицы, потребовать от него нужных по выше изъясненным его поступкам объяснений и не оставить его по мере вины без законного взыскания; 2) подвергнуть его, Гомолицкого, перед экзаменаторами испытанию в сведениях, нужных священнику, особенно по части богослужения и постановлений, нашей Церкви свойственных, и если окажется несведущим, назначить его на определённое время к изучению правильного богослужения при кафедральном соборе; 3) священника Иосифа Зубовича, согласно просьбе благочинного Ситкевича, определить исправляющим должность викарного священника Раковской церкви; 4) а засим состоящего при Раковской церкви иеромонаха Антония Волонсевича переместить немедленно по прежнему назначению в Бытенский монастырь; и 5) на место священника Зубовича определить к Езерской церкви исправляющим должность викарного бывшего при Латинских каплицах, а ныне безместного священника Сильвестра Новицкого, и выделить ему надлежащее содержание от фундуша Езерской церкви. Полескому благочинному протоиерею Ситкевичу, от 28 сентября за 658, о внушении его зятю Александру Пашкевичу, что ему дан один из лучших Любчанский приход, и чтобы не тяготился пустыми затруднениями, какие ему представляются на этом приходе Поручаю вашему высокопреподобию объявить зятю своему Александру Пашкевичу, что я, назначив ему один из лучших в епархии Любчанский приход, не намерен изменять такового назначения в угодность пустым его прихотям, что он, как всюду, так и в Любче, должен по необходимости для обзаведения новым хозяйством приложить вначале более трудов, более старания, более издержек, что для оценки строений, на фундушевой земле состоящих, имеются епархиальные правила, а, следовательно, это не будет зависеть от произвола родственников прежнего Любчанского священника, и что наконец, в случае каких-либо незаконных сторонних притязаний, он, Пашкевич, будет иметь полную защиту со стороны начальства. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 5 октября за 663, с донесением о ходе дела насчёт устройства церквей по Греко-восточному обряду

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

а) из Черлионского монастыря, иеромонахов Филиппа Копчинского и Сильвестра Климонтовича в Гродненский, а иеромонаха Анатолия Девойну в Бытенский монастыри, b) из Касутского монастыря, иеромонахов Стефана Соболевского и Игнатия Ногорского в Борунский монастырь, а настоятеля Иосафата Вышинского к кафедральному Жировицкому собору, с) из Глушнянского монастыря, настоятеля Лаврентия Высоцкого и монаха Иоанна Свирковича – в Виленский монастырь, и d) из Раковского монастыря, настоятеля Константина Реймера и иеромонаха Лонгина Невмержинского в Тороканский, а иеромонахов Антония Волонсевича и Варфоломея Соколовского в Бытенский монастыри; и в-третьих, впредь до дальнейшего, однако же, распоряжения о приходах Черлионском, Касутском и Раковском, оставить на некоторое время для наблюдения за оными иеромонахами, ныне ими заведующих. Вслед за сим я не премину предложить консистории и о дальнейших распоряжениях, как в отношении присоединения монастырских фундушей к церквам Гродненской, Вилейской, Лидской и Минской, так и выделении части оных для священников Черлионской, Касутской и Раковской церквей. Виленскому военкому губернатору князю Долгорукову, от 5 марта за 177, о передаче вновь Греко-униатскому духовному ведомству Бобовнянской церкви, присвоенной Римлянами, а также и прихожан её Слуцкий благочинный Николай Наркевич доносит мне, что Минской губернии, Слуцкого уезда, в местечке Бобовне находящаяся церковь была Униатскою и при оной состоял Греко-униатский священник Фома Рогалевич, на что имеются бесчисленные свидетели; но что ныне оная церковь с перешедшими в Римский обряд Униатами и фундушем состоит в ведении Римского священника, который, не довольствуясь таковым завладением, ещё своими внушениями вовлекает и прочих окружных Униатов к отступничеству от прародительского своего вероисповедания. Засим он, благочинный, просит моего ходатайства, чтобы помянутая состоящая в местечке Бобовне церковь с её прихожанами, в Римский обряд перешедшими, а также фундушем и аннуатою, обращена была паки в Греко-униатское духовное ведомство, а Римский священник, как не имеющий никакого прихода, выведен был из местечка Бобовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Митрополит Нестор. Тюремная фотография. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Региональное управление ФСБ РФ, бывший дворец братьев Шумовых в г. Чита. Фото С. М. Беседина. В конце 1937 г. в здании разместились управления государственной безопасности. Возможно, здесь производились первые допросы митрополита Нестора и арестованных вместе с ним. Из кн.: Соловьев А. В. Тревожные будни забайкальской контрразведки. М., 2002 Е.Н. Сумароков. Тюремная фотография. 1948 r. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39763 Монахиня Зинаида (Бриди). Тюремная фотография. 1948 r Протоирей В. Герасимов. Тюремная фотография. 1948 r Митрополит Нестор. Исправительно-трудовой лагерь МГБ «Дубравный». 1955 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Открытка митрополита Нестора из лагеря, адресованная К. А. Караулову Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Семья Карауловых. Сидят: Л. С. Кокурина, дети: Марина и Александр; стоят: К. П. Панова (Кокурина), К. А. Караулов, Л. П. Караулова (Кокурина) Харбин, 1952 г. (?) Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Святейший Патриарх Алексий (Симанский) Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий М., 1966 Летняя Патриаршая резиденция в Одесском Успенском монастыре в Одессе Из кн.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Митрополит Нестор и митрополит Елевферий (Воронцов). Москва. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева После освобождения. Переделкино. 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Сидят: митрополит Нестор, Патриарх Алексий (Симанский), епископ Василий (Самаха), наместник Антиохийского подворья в Москве, епископ Мстислав (Волонсевич). Во втором ряду стоят: Д. А. Остапов, архимандрит Пимен (Извеков) (наместник Троице-Сергиевой лавры, будущий Патриарх). 4 марта 1956 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева Митрополит Нестор в г. Кызыл Тувинского АО. Стоят (слева направо): третий – протодиакон Олег Зырянов, пятый – келейник митрополита Нестора Иван Кишкин (будущий архимандрит Иннокентий). I957 г. Архив А. К. Караулова и В. В. Коростелева

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Т. о., в 1963-1964 гг. лишились регистрации 4 прихода, хотя уполномоченный рассматривал возможность закрытия 15 храмов, в к-рых были сняты с регистрации либо настоятели, либо исполнительные органы. 9 сент. 1963 г. архиеп. Иоанн сообщил управляющему делами Московской Патриархии Дмитровскому архиеп. Киприану (Зёрнову) о большом количестве свободных мест для священнослужителей в Горьковской епархии и о постоянных отказах местного уполномоченного регистрировать священников из др. регионов (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 150. Л. 18-19). В дек. 1963 г. в годовом отчете уполномоченный Массалков писал: «Активность Иоанна в 1963 г. была направлена на укомплектование 15 фактически не действовавших церквей духовенством. С этой целью он буквально осаждал уполномоченного, посещая его по 2-3 раза в месяц» (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 30. Л. 130). Вслед. усилий уполномоченного были сняты с регистрации лица из ближайшего окружения архиерея: настоятель собора и секретарь епархии в 1961-1963 гг. прот. Василий Кремлёв, его преемник на этих должностях в 1963-1965 гг. игум. Сильвестр (Рыбенков). В 1963 г. фактически прекратилась деятельность Горьковского епархиального совета. В 1963 г. были уволены благочинный Лысковского округа прот. Иоанн Аргентов (в 1964 восстановлен) и настоятель храма в с. Богатиловка Сеченовского р-на Алексий Кайдалов. В Богатиловке была снята с регистрации двадцатка, но из-за прекращения антирелиг. кампании в 1964 г. уполномоченный не успел закрыть храм. Архиеп. Иоанну удалось добиться назначения ряда клириков на вакантные приходы, он вынудил уполномоченного пойти на ряд уступок. 25 мая 1965 г. архиеп. Иоанн был уволен на покой, на его место назначен Вологодский архиеп. Мстислав (Волонсевич) . 14 марта 1965 г. Горьковский горсовет принял решение возвести на месте ЕУ жилой дом, в связи с чем власти потребовали перевода ЕУ в дом при Карповской церкви. Архиеп. Мстислав поехал в Москву и подал жалобу патриарху Алексию I с просьбой добиться отмены решения горсовета. Однако в сер.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Вообще надо сказать, что почти каждый абзац этой великолепно изданной книги пересыщен ложью и пропагандой. Что ни утверждение, то – неправда. А для придания ей видимости достоверности, привлекаются иностранные граждане самых разных положений, которые побывали в Союзе, которых “на славу” здесь угощали и которые благодарно отдают свои голоса в пользу советско-патриархийной пропаганды. Тут вам и православные патриархи, и инославные представители, которые якобы своими глазами видели (?) свободу, в условиях которой живет Русская Церковь . Этот “конек” преданно служил службу советской власти и Патриархии до недавнего времени. Всю эту ложь покрывал своим патриаршим омофором патриарх Алексий. Соблазненные такой массированной и авторитетной пропагандой, возобновленной после диоклетиановых гонений 30-х годов, во время и после войны многие заграничные архиереи и священнослужители вернулись на Родину, получили кафедры и приходы и поневоле должны были вписаться (и вписались, в разной, правда, степени) в советскую систему. Среди них: епископ Иоанн (Лавриненко), вернулся из Чехословакии в 1945 году; епископ Алексий (Пантелеев), вернулся из США в 1946 году; митрополит Вениамин (Федченков) , вернулся из США в 1947 году; епископ Антоний (Васильев), бывший Сан-Францисский и Калифорнийский, вернулся из США в 1952 году; митрополит Серафим (Лукьянов), вернулся в 1954 году из Франции; архимандрит Мстислав (Волонсевич), вернулся из Западной Германии в 1955 году; епископ Феодор (Текучев), бывший Сан-Францисский и Калифорнийский, вернулся из США в 1956 году. Из Китая в разное время вернулись в Советский Союз: митрополит Нестор (Анисимов) , архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Ювеналий (Килин), архиепископ Никандр (Викторов), архимандрит Гавриил (Огородников) и даже архиепископ Димитрий (Вознесенский), отец будущего главы Зарубежной Церкви, митрополита Филарета. Некоторые, доверчивые ко лжи и советской пропаганде, “оплатили” эту доверчивость годами заключения и самой жизнью. Одна из первых послевоенных попыток сказать правду о действительном положении Церкви в Советском Союзе принадлежит скромному вятскому мирянину Борису Талантову и двум московским священникам, о. Глебу Якунину и о. Николаю Эшлиману, которые в 1965 году выступили с открытым письмом. Примечательна реакция патриарха Алексия на эти выступления: он издал особый указ, которым обязал архиереев следить, чтобы в епархиях не распространялись “открытые письма”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– И как вам служилось с владыкой Мстиславом? – спрашиваю Владимира Михайловича. – Он хороший был человек, добрый, хоть и строгий. Больше всего он любил с молодёжью заниматься, приглашал всех к себе в гости на духовные беседы, угощал. Но он совсем недолго пробыл у нас в епархии. Через год ему объявили о переводе на Урал, в Свердловск. Перед отъездом он спрашивает меня: «Хочешь со мной поехать?» Я согласился, тем более что у нас с мамой тогда квартиры не было, приходилось скитаться по чужим углам. Вместе переехали мы на Урал, но и там он пробыл меньше года. Его перевели ещё дальше – в Сибирь, в Омск, но и там он не задержался. Где-то через год назначили его в Вологду. В 59-м году мы приехали сюда. – А почему же так часто владыку переводили с епархии на епархию? – спрашиваю Владимира Михайловича. – Властям не нравился, очень деятельный был. В Свердловске благословлял прихожан добиваться открытия Александро-Невского собора, и они стали ходить в Облисполком, ходатайствовать об его открытии. Власти как узнали, что эти депутации идут к ним с благословения владыки, решили: «Нет, нам такого архиерея не надо». И сослали его ещё дальше в Сибирь. И я с ним тоже поехал... Заинтересовавшись судьбой владыки Мстислава, я попытался навести о нём справки. Действительно, путь этого святителя – исповеднический и многострадальный. Хотя он и не сидел в тюрьмах (после войны гонений на Церковь, подобных послереволюционным, уже не было), но пострадать ему пришлось немало. Родился владыка Мстислав (в миру Дмитрий Иванович Волонсевич) 12 ноября 1906 года в Вильно в семье служащего. Узнав об этом, я сразу подумал: может быть, не случайно Вильнюсские святые через иконку привели к нему в келейники такого кроткого и исполнительного человека, как Владимир Михайлович Фуксов? Детство будущего епископа прошло на Волыни. Ещё тогда Дмитрий решил посвятить себя Богу и Церкви, что по тем богоборческим временам было сделать совсем не просто. Гимназию он окончил в 1924 году. В 34-м году, учась на богословском факультете Варшавского университета, принял монашество в Успенской Почаевской лавре и после рукоположения в сан иеромонаха в следующем году был назначен на приход в город Галич Костромской епархии. Потом был приход во Львове, наместничество в Яблочинском Онуфриевском монастыре, служение в Варшаве в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году, при отступлении, он был вывезен немцами в Германию на принудительные работы. После освобождения вступил в клир Русской Зарубежной Православной Церкви и прослужил до 1953 года в Берлине. А после 1953 года был принят в клир РПЦ МП настоятелем Алексиевского храма Лейпцига (ГДР).

http://pravoslavie.ru/37929.html

С помощью Божьей, я стал как-то отходить от своей душевной болезни. Страхи стали меня потихонечку оставлять. Как-то был престольный праздник в честь Николая Чудотворца в селе, находившемся за сто километров от нас. А люди имели обычай из города ходить туда пешком. Пойти вместе с ними я не успел, а тоже очень хотел попасть на этот праздник. И вечером пошёл один, куда – не знаю. Говорят: «Язык до Киева доведёт», я и стал всех расспрашивать о дороге. Шёл через лес ночью, и мне было совсем не страшно. Всякая боязнь темноты и придорожных кустов у меня пропала. После этого болезнь моя по милости Божьей совсем прошла. С владыкой Мстиславом Владыка Мстислав – Мне рассказывали, что вы были келейником у Вологодского владыки Мстислава. Как вы с ним познакомились? – В 1956 году у нас в Великих Луках сменился архиерей. Из-за границы прислали нового епископа Мстислава (Волонсевича). Он раньше в советской Германии служил. И вот новый архиерей стал искать себе помощников-иподьяконов. Наш батюшка Михаил посоветовал ему меня. Я к этому времени уже пел на клиросе. Архиерей говорит отцу Михаилу: «Ну, если он согласен, то пусть приезжает». Я приехал к нему в Великие Луки на Благовещенье. И вот с тех пор стал прислуживать владыке, ездил с ним по приходам и помогал как иподьякон и келейник. Жил с ним в одном доме. – Получается, что вы приняли монашеский постриг? – спрашиваю моего собеседника. – Нет, пострига я не принимал, – отвечает Владимир Михайлович. – Меня и отец Михаил, и владыка уговаривали закончить хотя бы семь классов вечерней школы, чтобы потом поступить в Духовную семинарию. А я не захотел учиться, потому что в школе тогда известно чему учили – безбожию. Тем более что мне пришлось много претерпеть от директора вечерней школы, когда он узнал, что я верующий и хожу в храм. Меня и в военкомат вызывали из-за этого на проработку. Плюс к тому у меня физическая болезнь, которая мешала бы мне исправно исполнять священнические обязанности. Когда я узнал, сколько священнику нужно вычитывать молитв перед литургией, то понял, что надлежащим образом исполнять это не смогу. Я такого правила держусь в своей жизни и советую другим: если знаешь, что не можешь сделать, как положено, то лучше не берись. А если знаешь, что не можешь, и берёшься, то совершаешь грех перед Господом.

http://pravoslavie.ru/37929.html

Они познакомились еще до перевода в октябре 1963 года владыки Никодима на ленинградскую кафедру. Отец Михаил только что, 11 июля (по другим сведениям – 9 августа) 1963 года, похоронил жену. Отношения с вологодским архиереем – епископом Мстиславом (Волонсевичем) – складывались не очень благополучно. К священнику Михаилу Мудьюгину враждебно был настроен и уполномоченный С.В. Матасов. Он нашел повод лишить отца Михаила регистрации, а епископ Мстислав уполномоченного поддержал. Митрополит Никодим обещал отцу Михаилу помощь, если тот согласится активно сотрудничать с отделом внешних церковных сношений и с академией. «Году в 63-м, – вспоминал владыка, – меня вызвал в Москву митрополит Никодим (Ротов) и заявил, что вопрос о моем преподавании решен: я назначен преподавателем латинского языка. Я спросил, нельзя ли кроме латинского языка читать какой-нибудь богословский курс. “Пока нет, – ответил владыка Никодим, – идите пока преподавать латынь, ею я вас заслоняю от невзгод, как рукавом этой рясы”». В прошении на утверждение темы курсового сочинения «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского собора» отец Михаил приписал фразу следующего содержания: «На богословскую работу в избранной области мной получено архипастырское благословение Высокопреосвященнейшего Никодима, Митрополита Ленинградского и Ладожского, при уточнении темы я имел честь пользоваться любезной консультацией проф. прот. о. В. Борового, а также доцента В. А. Некрасова ». Тема сочинения была специально подобрана близкой с деятельностью митрополита Никодима, а протоиерей Виталий Боровой активно сотрудничал с Отделом внешних церковных сношений. Известный священник, выпускник исторического и богословского факультетов Варшавского университета, чудом избежавший гибели в годы великой отечественной войны, он великолепно знал иностранные языки, в том числе древние, и был профессором по кафедре западных исповеданий. В подшивке зачетных ведомостей последней экзаменационной сессии отца Михаила Мудьюгина обращает на себя внимание огромная рецензия на сочинение по Истории западных исповеданий, которая написана доцентом-протоиереем Ливерием Вороновым , и выделенная красным карандашом отметка «5 ». Эта оценка была красноречивым свидетельством того, как определялось будущее священника Михаила Мудьюгина, тем более что поставивший ее преподаватель был активным сотрудником Отдела внешних церковных сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

С владыкой Хрисанфом мне довелось быть знакомым с 1975 года — в тот год, когда будущий святитель, молодой архимандрит Хрисанф получил от приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) назначение быть благочинным Карельского церковного округа (тогда это благочиние было частью Ленинградской митрополии ). Митрополит Никодим в те годы часто присылал для совершения праздничных богослужений в Карелию своего викария — архиепископа Тихвинского Мелитона. Как старшему иподиакону владыки Мелитона, мне часто приходилось бывать вместе с ним на праздничных богослужениях в Петрозаводске. В лице архимандрита Хрисанфа я увидел человека, который болеет за судьбу Церкви, очень любит богослужения, прекрасно знает устав и разбирается в церковном пении. Архимандрит Хрисанф с большим почтением относился к старцу архиепископу Мелитону и его сопутникам, в том числе и к нам, иподиаконам. Постепенно у нас сложились добрые человеческие отношения. Когда архимандрит Хрисанф бывал в Питере, где я в то время учился в духовной семинарии и затем в академии, мы с ним встречались и много разговаривали на духовные темы. Я рассказывал ему о своей родине Вятке, древнем благословенном крае, где почитаются великие угодники Божии — преподобный Трифон Вятский и блаженный Прокопий Христа ради юродивый, Вятский чудотворец. 2 апреля 1978 года почил о Господе архиепископ Кировский и Слободской Мстислав (Волонсевич), и Кировская кафедра стала вдовствующей. По представлению митрополита Никодима (Ротова) Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом Русской Православной Церкви на Вятскую кафедру был назначен архимандрит Хрисанф. Я помню наречение и хиротонию владыки, которые прошли в городе на Неве. Возглавлял все эти торжества приснопамятный митрополит Никодим. Наречение состоялось в семинарском храме в честь святого апостола Иоанна Богослова, а епископская хиротония — за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры Ленинграда. Возглавил чин рукоположения архимандрита Хрисанфа во епископа митрополит Никодим. Одним из участников этого богослужения был нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда еще архиепископ Выборгский, ректор Ленинградских духовных школ . В хиротонии также принимали участие архиепископ Тихвинский Мелитон, епископ Архангельский Исидор (нынешний митрополит Краснодарский и Екатеринбургский), епископ Вологодский Дамаскин.

http://patriarchia.ru/db/text/1405408.ht...

В июне 1950 г. командирован в Берлин для ознакомления с церковной жизнью Германской епархии. По результатам поездки Б. и прот. В. Д. Шпиллер подготовили Патриарху Алексию I доклад, в к-ром ставились вопросы о необходимости активизации церковной жизни в Зап. Германии и о переустройстве епархии. 26 сент. 1950 г. Б. был назначен епископом Берлинским и Германским. Его предшественник на этой кафедре архиеп. Сергий (Королёв) вернул в лоно РПЦ мн. рус. эмигрантов. Этот процесс продолжался и при Б. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины Русской православной Церкви за границей в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич ; впосл. архиепископ). Б. принимал меры по восстановлению и ремонту правосл. храмов в ГДР и Зап. Берлине, в т. ч. Воскресенского кафедрального собора, кладбищенского храма святых равноап. Константина и Елены в Тегеле, епархиальных домов в Потсдаме и Берлине. В архиерейском доме в Берлине с апр. 1951 г. действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского. По инициативе Б. 1 янв. 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный ж. «Голос Православия» (тираж 500 экз.), редакционную коллегию к-рого возглавил епископ. При архиерейском доме была организована демонстрация советских патриотических кинофильмов. Правосл. Германская епархия во главе с Б. была зарегистрирована в ГДР как единственная представительница Русской Церкви. В окт. 1951 г. Б. был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. С июля по окт. 1954 г. Б. управлял Ярославской епархией. В окт. того же года назначен Патриаршим экзархом Сев. и Юж. Америки, архиепископом Алеутским и Североамериканским, одновременно ему поручили управление Краснодарской епархией. 27 дек. награжден правом ношения креста на клобуке, к-рый получил в дар от патриарха Алексия I. 31 дек. 1954 г. архиепископ прибыл в США с целью совершить поездку по епархии, посетил множество приходов в различных городах страны, 27 февр.

http://pravenc.ru/text/153151.html

   001    002    003    004   005     006