Поводом для ареста могло быть принятие сана в период оккупации (таких было большинство среди клириков К. е.), «антисоветское поведение» во время оккупации (напр., по просьбе прихожан священник служил панихиды по жертвам безбожной власти), недостаточная с т. зр. советских властей лояльность (напр., клирик не платил взносы в советские фонды, не подписывался на госзаймы), «религиозный фанатизм», критика антирелигиозных действий властей и др. В 1952-1953 гг. в Киевской обл. органы МГБ ликвидировали 6 «антисоветских» церковных орг-ций и групп, в которые входили 86 лиц (представители правосл. духовенства, истинно православные христиане, баптисты). Репрессии и закрытие храмов сопровождались усилением атеистической пропаганды. После избрания в сент. 1953 г. 1-м секретарем ЦК КПСС Хрущёва (с 1938 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, с 1944 председатель Совета министров УССР, в 1947-1949 вновь 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины) усиление гос. антицерковной политики сразу же стало ощутимым и на Украине. Митр. Иоанн (Соколов) ограничил прием посетителей, не созывал собрания епархиальных благочинных, отказался от др. мер по активизации церковной жизни. Епархиальное управление практически осуществлял управляющий делами Украинского Экзархата прот. Николай Скоропостижный, что вызывало недовольство киевских клириков. 6 дек. 1953 г. во Владимирском соборе совершилась епископская хиротония наместника Киево-Печерской лавры архим. Нестора (Тугая) во епископа Уманского, викария К. е. С 11 нояб. 1954 г. владыка Нестор имел титул епископа Переяслав-Хмельницкого, до закрытия лавры в 1961 г. являлся наместником обители. Киево-Печерская лавра во 2-й пол. 40-х - 50-х гг. XX в. оставалась одним из крупнейших духовных центров на Украине. Помимо еп. Нестора из братии обители в эти годы были поставлены и др. архиереи РПЦ: настоятель лавры в 1926-1931 гг. архим. Ермоген (Голубев) 1 марта 1953 г. был рукоположен во епископа Ташкентского и Среднеазиатского; 28 февр. 1954 г. во епископа Черновицкого и Буковинского был хиротонисан благочинный лавры архим. Евмений (Хорольский); 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого хиротонисан насельник лавры архим. Мстислав (Волонсевич) , перешедший в 1953 г. из РПЦЗ в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В послевоенные годы, когда духовные учебные заведения в нашей стране лишь в малой степени могли удовлетворить потребности в пастырях с богословским образованием, значительную часть священнослужителей, особенно на Украине, в Белоруссии и Литве, составляли выпускники Виленской и Кременецкой семинарий, а также православного богословского факультета Варшавского университета. Из его стен вышли такие видные архипастыри послевоенных лет, как архиепископы Вениамин (Новицкий) и Мстислав (Волонсевич), митрополит Леонтий (Бондарь), выдающийся церковный деятель протопресвитер Виталий Боровой. Православные духовные семинарии существовали также в Латвии и Эстонии. Кишиневская семинария была преобразована в богословский факультет университета, но это было уже румынское учебное заведение и по языку преподавания, и по составу преподавателей. В диаспоре крупнейшим православным образовательным и научным центром стал Парижский богословский институт, организованный на подворье преподобного Сергия под покровительством митрополита Западно-европейского Евлогия. Инициатива создания этого института принадлежала Русскому студенческому христианскому движению. Крупную субсидию на обустройство Свято-Сергиевского богословского института выделил председатель Всемирного комитета ИМКА (Христианской ассоциации молодых людей) доктор Мотт. Митрополит Евлогий вспоминал: «Он придавал огромное значение… созданию богословского института – единственной русской богословской школы за границей… В России большевики закрыли все духовные академии и семинарии, богословское образование прекратилось; образовалась пустота, которую наш институт хоть в минимальной мере мог заполнить». 1 марта 1925 г. был освящен храм преподобного Сергия на подворье, и после Пасхи было принято десять человек, с которыми велись подготовительные занятия. Осенью началось систематическое преподавание, а 30 апреля 1926 г. институт был официально открыт. Для управления институтом митрополит Евлогий пригласил из Сербии епископа Вениамина (Федченкова) , который в дореволюционные годы возглавлял Тверскую семинарию, назначил его инспектором. Он пользовался большой любовью студентов и придал всей жизни института, по словам митрополита Евлогия, «строго монашеское направление»: для студентов обязательным было ежедневное посещение богослужений в храме преподобного Сергия, воспитанники одевались в подрясники, за трапезой непременно читались прологи или жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Прошло несколько лет и новое испытание: от туберкулеза умирает его жена, которая многие годы была его другом и помощником. На кладбище близ Казанской церкви, где он служил, в августе 1963 года Дагмару-Марию похоронили. В Ленинградской Академии В1964 г. отец Михаил вынужден уехать из Вологды. Владыку Гавриила, молитвенника и смиренного человека, с которым у отца Михаила были прекрасные отношения, сменил на Вологодской кафедре преосвященный Мстислав (Волонсевич). И в мае1964 г. недавно овдовевший протоиерей, благочинный западного округа Вологодской епархии был уволен за штат. Впоследствии владыка Мстислав объяснил это принуждением со стороны «органов». Напомним, что это были годы хрущевских гонений. Вернувшись в Ленинград, отец Михаил сдал экзамены в Духовной академии, на заочном отделении которой он учился одновременно со службой в Устюжне, и принялся писать кандидатскую диссертацию «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Bamukahckoro Собора». Блестяще защитившись, он получает степень кандидата богословия, и его оставляют при Академии преподавателем латинского языка и истории. Студенты тех лет вспоминали о непривычно высокой требовательности нового латиниста. На образованного и талантливого священника обратил внимание митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Вскоре его дали преподавать историю западных исповеданий, он получил звание доцента и был назначен деканом факультета африканской христианской молодежи, учреждение которого помогло владыке Никодиму спасти Академию от угрожавшего ей закрытия. 13 октября1966 г.  Указом Патриарха Алексия I отец Михаил назначен на должность ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. Предложение занять должность ректора Академии от митрополита Никодима поступила всего через год после защиты отцом Михаилом кандидатской диссертации. Но условием было принятие монашеского пострига и хиротонии во епископский сан. Владыка вспоминал, что это предложение поставило его в тупик. У него были две дочери, и он не ощущал призвания к монашеству. В течение нескольких месяцев он раздумывал. Но, в конце концов, митрополит Никодим, к которому владыка до конца своих дней относился с глубочайшим почтением, сказал: «Отец Михаил, уклоняясь от монашества и тем самым от ректорства, вы совершаете предательство по отношению к Церкви». После этого, вспоминал владыка, он не мог противиться воле Божией.

http://pravmir.ru/aphiepiskop-mihail-mud...

Продолжался нажим на духовенство, на епархиального архиерея. Епископ Мелхиседек (Лебедев, 1967–1972) был способным, энергичным и деятельным архипастырем, получившим полное богословское образование в Троице-Сергиевой лавре. При нем духовенство стало молодеть. Его предшественник, епископ Мстислав (Волонсевич, 1959–1965), мало занимался деятельностью церквей, службы проводил редко и поспешно, особо не интересовался жизнью духовенства. Он имел вспыльчивый характер, легко раздражался, мог в алтаре прикрикнуть на иподиакона и даже на священнослужителя, но когда вспыльчивость угасала, просил прощения и часто задабривал подарком. Для С.В. Матасова и облисполкома епископ Мелхиседек был явно нежелательным. За полтора года он не по одному разу объехал все приходы епархии, торжественно организуя свои богослужения с чтением хорошо подготовленных проповедей. Пожилых и плохо образованных священников владыка отправлял за штат, назначая на их место молодых, с хорошей богословской подготовкой. Это, по мнению уполномоченного, способствовало привлечению в церковь большого числа верующих . В 1966 году настоятелем церкви Ильи Пророка в Сокольском районе стал иерей Алексий Бриленков, закончивший семинарию и Московскую духовную академию. Властей задела не только образованность, но еще и то, что до поступления в семинарию он состоял членом ВЛКСМ. 16 марта 1961 года Совет Министров СССР принял закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», подписанное Н.С. Хрущевым. К обеспечению «контроля» в обязательном порядке привлекались местные органы власти. При райисполкомах, поселковых и сельских советах начали создаваться комиссии содействия по наблюдению за выполнением законодательства о культах. Зачастую их деятельность сводилась к слежке, доносам, вмешательству во внутрицерковную жизнь. Согласно постановлению от 16 марта, все священно- и церковнослужители, а не только приходское духовенство, как ранее, облагались подоходным налогом по 19 статье (89%) соответствующего указа Совета. Кроме того, предусматривалось ограничение колокольного звона, «если это вызывается необходимостью и поддерживается населением» . Подобная формулировка заставила на несколько десятилетий замолчать колокола большинства храмов епархии:

http://pravoslavie.ru/31701.html

Свято-Покровский храм (Берлин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм в Берлине - православный храм Русской православной церкви заграницей. Содержание История [ править править код ] Приход долгое время не имел собственного помещения. Найденное временное помещение в западном Берлине, районе Вильмерсдорф, по адресу: Кульмбахер штрассе, 6 в частном доме было освящено 1 октября 1952 года малым чином, и в нём стали служить. Как пишет современник: «Наняли небольшую квартиру на Kulmbacher Straße, 6, установили неказистый иконостас, начали совершать богослужения». Для получения права владения этим помещением был подписан контракт между управляющим дома и Епархиальным управлением, согласно которому за наем храма платилось 130 германских марок ежемесячно. Это был единственный приход РПЦЗ в Берлине, так как в 1945 году Воскресенский собор на Гогенцоллерндамм (Hohenzollerndamm), и храм равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (Берлин) перешли в Московский Патриархат, а здание Воскресенского собора на Фер-беллинер Платц перешло в собственность строительной фирмы из-за просроченной выплаты ей долга. Первым настоятелем стал архимандрит Мстислав (Волонсевич), однако в 1953 году он покинул должность настоятеля, после чего Покровский приход долгое время безуспешно пытался обрести нового настоятеля. Отсутствие постоянного духовенства тормозило развитие различных сфер церковной жизни в новообразованном приходе. Скорее всего, отсутствие клира влекло за собой отсутствие постоянного причта — чтецов, певцов, пономарей. Никогда не было твердой гарантии в приезде священника и, следовательно, в том, что богослужение в храме состоится. Лишь в 1958 году исполняющим обязанности настоятеля стал епископ Нафанаил (Львов), значительно улучшив жизнь прихода, однако и он пробыл недолго. Лишь в 1973 году у храма на короткое время появился настоятель — священник Александр Шокотов. В 1974 году в списке приходов в графе, посвящённой Покровской церкви, нет даже упоминания: «Настоятель — вакансия»; указан только адрес (прежний). Больше никаких данных о храме нет.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Церковная жизнь. 1953. 912. С. 5657. 37. Докладная записка архимандрита Мстислава (Волонсевича) архиепископу Борису (Вику) о положении Русской Зарубежной Церкви 1954, октябрь Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Борису, Архиепископу Берлинскому и Германскому, Экзарху Московской Патриархии в Западной Европе Возвращаясь с покаянием в Лоно Матери-Церкви Российской в Московскую Патриархию, желательно мне доложить Вам, дорогой Владыка, те сведения, какие я знаю относительно Карловацкого Раскола – т.н. «Русской Православной Церкви заграницей», возглавляемой Митрополитом Анастасием, находящимся в Америке, в Нью-Йорке. История отступления этой раскольничьей группы «церковников» от канонически законной Московской Патриархии Вам хорошо известна. Это исключительно политические тенденции непримиримого монархизма, которыми охвачено большинство, увы, епископов, окружающих престарелого Митрополита Анастасия, делающего все под их диктовку, но, конечно, не без его согласия. Насколько мне известно, особенно рьяными в этом, конечно, совершенно неприемлемом для Истинной Церкви политическом духе монархизма являются следующие епископы Карловацкого раскола: 1 . Виталий МАКСИ МЕН КО, престарелый Архиепископ «Восточно-Американский» – настоятель монастыря в Джорданвилле под НьюЙорком. Правая рука Митрополита Анастасия. Это он писал обращение к президенту Рузвельту, чтобы не давать помощи Героической Красной Армии в борьбе с Гитлером. 2 . Никон РКЛИЦКИЙ (викарий Архиеп[ископа] Виталия), бывший редактор черносотенного журнала «Царский Вестник» в Югославии, а затем в 1944 году надевший немецкий военный мундир (уже будучи монахом) для участия во «власовских» отрядах. Ныне епископом в Нью-Йорке. 3 . Серафим ИВАНОВ – настоятель Синодального Подворья под Нью-Йорком – необыкновенно фанатичный и грубый архиерей (б[ывший] военный), в бытность свою архимандритом «беженцем» из Владимировского монастыря в Чехословакии, столь грубо и оскорбительно письменно ответивший (по указанию Митрополита Анастасия) на благостный, Отеческий Призыв Святейшего Патриарха Алексия в 1945 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1949 г. из РПЦЗ в Североамериканскую митрополию перешел архиепископ Димитрий (Маган). Обиженный на Синод архимандрит Мстислав (Волонсевич) позднее писал, что причиной ухода архиепископа Димитрия стало его несогласие с политикой протоиерея Григория Граббе. 631 Однако положение иерарха в юрисдикции Североамериканской митрополии было непрочным. 632 Переезд Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорк совпал со сменой священноначалия Североамериканской митрополии. В июне 1950 г. умер митрополит Феофил (Пашковский). Несмотря на то что этот иерарх вышел из подчинения Архиерейского Синода, отношение к нему не было враждебным. Зная о приближающейся кончине, митрополит в своем письме к архиепископу Виталию попросил у него прощения. По свидетельству архиепископа, митрополит Феофил до конца дней своих переживал разделение между РПЦЗ и Североамериканской митрополией, наступившее после Кливлендского Собора. На смерть митрополита Феофила архиепископ Виталий отозвался некрологом, где отмечал высокие пастырские качества усопшего иерарха и выражал надежду на то, что разделение будет скоро преодолено. 633 Архиепископ Виталий со своей стороны предпринимал попытки к объединению, 634 такие же призывы шли и от Архиерейского Собора РПЦЗ. Проходили и встречи иерархов двух юрисдикций. При этом на местах постоянно вспыхивали конфликты между последователями двух юрисдикций. В адрес Зарубежной Церкви, например, звучали обвинения, что она намеренно открывает свои приходы рядом с приходами Североамериканской митрополии с целью переманить паству. Отношения ухудшали заявления некоторых представителей РПЦЗ о безблагодатности митрополита Феофила. В таких условиях ждать примирения было бесполезно. В декабре 1950 г. на VIII Всеамериканском Соборе новым главой Североамериканской митрополии был избран архиепископ Леонтий (Туркевич) – давний сторонник американской автокефалии. За несколько дней до открытия Собора митрополит Анастасий предложил архиепископу Леонтию совместно обсудить вопрос единства с Русской Зарубежной Церковью. Митрополит Анастасий не стал высказывать предложений относительно административного устройства, указав, что не хочет «господствования» одних над другими, а хочет совместной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая причина противостояния – в разном понимании церковной миссии. Если сторонники святителя Иоанна видели православие открытым для всех, готовым в некоторых случаях поступиться обрядом и календарем, то представители противоположной партии были склонны видеть в РПЦЗ структуру, главной задачей которой являлось хранение русских традиций, что в определенной степени означало ее закрытость. Таким образом, ситуация в Зарубежной Церкви втот момент действительно была близкой к кризису. Выше уже упоминался прогноз архимандрита Мстислава (Волонсевича) о неизбежной гибели Русской Зарубежной Церкви после ухода митрополита Анастасия и архиепископа Виталия (Максименко) . Теперь РПЦЗ действительно подошла к этому рубежу. Архиепископ Виталий умер в 1960 г. Митрополиту Анастасию в 1964 г. исполнился 91 год, и он фактически отошел от дел управления. Русская Зарубежная Церковь не была из-за этого на краю гибели, но опасность разделения была вполне реальна. Решение первоиерарха об уходе на покой было во многом связано с его стремлением проконтролировать избрание своего преемника, с помощью своего авторитета не допустить потрясений, конфликтов и возможного разделения. По имеющимся сведениям, сам митрополит Анастасий видел своим преемником архиепископа Никона. 1048 7 февраля 1964 г. митрополит объявил о своем желании уйти на покой ввиду преклонного возраста и состояния здоровья. 12 февраля Архиерейский Синод по докладу архиепископа Иоанна принял решение о созыве Собора для избрания первоиерарха 17 мая в Неделю Жен-Мироносиц. 1049 Собор оказался в сложной ситуации. Согласно наказу, все выглядело просто. Для избрания кандидат на пост первоиерарха должен был набрать как минимум две трети голосов. В случае если ни один из кандидатов не набирал нужного количества, члены Собора должны были начать второе голосование за одного из трех кандидатов, набравших большее число голосов. Если и теперь ни один из кандидатов не получал большинства, назначалось третье голосование. В нем должны были принять участие уже два иерарха. В случае равного количества голосов первоиерарх избирался жребием. 1050 Как и предполагал митрополит Анастасий, избрание нового председателя Архиерейского Синода фактически привело к конфликту. Голоса, поданные за архиепископа Иоанна и за архиепископа Никона, разделились почти поровну. Совсем немного голосов было подано и за архиепископа Аверкия (Таушева) . Однако последний не пользовался такой популярностью, чтобы претендовать на главенство в Зарубежной Церкви. Основная борьба развернулась между сторонниками архиепископов Никона и Иоанна. Ни одна из партий уступать не желала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан вознес молитвы о мире и благоденствии Казахстана у святынь Вятской земли 6 июля 2019 г. 15:01 5 июля 2019 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с доброго согласия митрополита Вятского и Слободского Марка , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество к святыням Вятской земли. Вятка — малая Родина митрополита Александра. С 1983 по 1989 год владыка являлся клириком Кировской епархии и помощником архиепископа Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля ; † 2011) (впоследствии — митрополит Вятский и Слободской), а с 1986 по 1989 год нес послушание секретаря Кировского епархиального управления. Глава Казахстанского митрополичьего округа посетил Серафимовский собор, где поклонился одной из главных святынь Вятской земли — чудотворному списку с явленной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Царицы Небесной на Вятку привез архиепископ Иона (Баранов) в 1675 году из Успенского-Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 годы. Также владыка отслужил заупокойную литию по почившим вятским святителям — архиепископам Мстиславу (Волонсевичу; †1978) и Вениамину (Тихоницкому; †1957), погребенным в крипте Свято-Серафимовского собора. Архипастырь пообщался со священнослужителями храма, в числе которых старейшие клирики Вятской митрополии  — митрофорный протоиерей Серафим Исупов и митрофорный протоиерей Симеон Петров. Митрополита Александра прибыл поприветствовать руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии, заведующий Вятским епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин. Построенный на средства вятских купцов в начале XX века, Свято-Серафимовский собор в советские годы был единственным в Кирове действующим храмом. Первым настоятелем храма стал выдающийся духовный просветитель начала ХХ века, видный общественный деятель протоиерей Терентий Широких (†1918). 1 августа 1983 года, в престольный праздник собора, будущий владыка Александр был рукоположен приснопамятным митрополитом Хрисанфом в сан диакона. В том же году его назначили ключарем кафедрального собора. В 1986 году по благословению владыки Хрисанфа протоиерей Александр Могилев осуществляет смелый и рискованный план: нелегально, без должных разрешений, по ночам, в единственной церкви Кирова им ведется и успешно завершается строительство нижнего храма в честь преподобного Трифона Вятского .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Засим я не полагаю, чтобы общие голословные жалобы сказанных шести духовных могли заслуживать особенное уважение, тем более, что в Загоровском монастыре находятся и другие монашествующие на подобном положении как просители, однако же, они прошения не подписали. Впрочем, для прекращения подобных жалоб на будущее время, не признаете ли ваше сиятельство возможным всех или некоторых из просителей переместить в Курскую временную обитель, или же в другие великороссийские монастыри. Возвращая при сём прошение, препровождённое ко мне вашим сиятельством, имею честь быть. Святейшему Правительствующему Синоду, от 15 января за 50, с представлением об увольнении в светское звание иеромонахов Бельского, Тараевича, Овельта, Волонсевича и Мажальского Иеромонахи вверенной моему управлению Литовской епархии, Сильвестр Бельский, Вонифатий Тараевич, Иоанн Овельт, Антоний Волонсевич и Фабиан Мажальский, вошли ко мне с просьбами об увольнении их из монашества в светское звание. Они подвергнуты были предписанному узаконениями увещанию, но остались непреклонными в принятом ими прежде намерении. Посему долгом поставляю просить покорнейше разрешения Святейшего Синода на увольнение помянутых пяти иноков из монашества в светское звание, с тем, чтобы на них не была распространяема вполне сила закона, изображённого в продолжении Свода Законов Гражданских к 9у тому, части 11, статье 179; но чтобы дозволено им было избрать место жительства по их усмотрению, донося только о таковом епархиальному начальству, для причисления их к местному Православному приходу. К оказанию помянутым иеромонахам такового снисхождения обязанным себя считаю представить следующее поводы: 1) все они из воссоединённого духовенства, и просят увольнения из монашества преимущественно потому, что уверены в распространении впоследствии на воссоединённое монашество строгих уставов древлеправославных монастырей, которые соблюдать они считают себя не в силах; 2) все они, за исключением Бельского, согласились присоединиться к Православной Церкви под тем именно условием, чтобы были уволены от монашества;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003   004     005    006