Также в 1928 г. митр. Дионисий обратился в Мин-во вероисповеданий за согласием на открытие 3 приходов в Станиславовском воеводстве: в г. Турка, в селах Битля Турковского повята и Барлоги Калушского повята. Одновременно туда были направлены правосл. священнослужители. В кон. нояб. 1929 г. состоялся переход в Православие почти всего населения прихода с. Турье Самборского повята Львовского воеводства. Решением епархиальной власти опека над новыми прихожанами была передана священнику г. Коломыя Роману Лещишину. В апр. 1930 г. свящ. Игнатий Кирильчук был направлен для выполнения пастырских обязанностей на новообразованный приход в с. В. Яблонька Турковского повята, в составе Малопольского благочиния. В 1931 г. основан правосл. приход в колонии Дальний Кут Бережанского повята (ныне Тернопольской обл.), в 1932 г. организован приход в с. Городжев, начиная с 1934 г. упоминается правосл. община в г. Галич. В 1935-1937 гг. настоятелем прихода в Галиче являлся иером. Мстислав (Волонсевич), буд. епископ, который в сент. 1937 г. был переведен на должность настоятеля Львовского прихода. Львовский Георгиевский храм в 1938 г. был передан в военное ведомство, что негативно сказалось на дальнейшей духовно-просветительской деятельности правосл. Галицкой миссии среди униатов (последний глава миссии свящ. Григорий Курилас в 1943 эмигрировал, в 1947 вернулся во Львов, в 1948 был репрессирован). 1940-1943 гг. 28 окт. 1940 г. Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) был издан указ об образовании Западного экзархата в составе Волынской, Тарнопольско-Галицкой, Гродненско-Вилейской и Полесской епархий. Экзархом был назначен митр. Николай (Ярушевич) . Территория Галиции вошла в Тарнопольско-Галицкую епархию во главе с архиеп. Алексием (Громадским), за епархией были закреплены 15 правосл. приходов Галиции. 27 марта 1941 г. во епископа Львовского был хиротонисан наместник Почаевской лавры архим. Пантелеимон (Рудык) , к-рый во времена Польши, как отмечалось в синодальном постановлении, «больше других послужил делу православной миссии в Галиции».

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Итак, в 1923–1924 годах Польская иерархия самостоятельно вышла из общения с Московским патриархатом, под влиянием польских властей провозгласила церковную независимость и получила незаконным путем за большую сумму «Томос» от Константинопольского патриархата. Была создана Польская автокефалия, непризнанная многими православными поместными церквями. В связи с таким «повышением статуса» польского православия, в 1925 году в столице Польши, в Варшавском университете был открыт православный богословский факультет. Этот факультет был связан с Виленской духовной семинарией. С 1925 по 1929 год Сергий Новицкий получал высшее образование именно на этом факультете Варшавского университета. Как и в духовной семинарии, учился он заочно, являясь до 1928 года церковным служителем – псаломщиком – в Дарево. Помимо должности псаломщика, он имел педагогический опыт, занимался хоровым пением, имея к этому искусству любовь, хорошие способности и образование. Богословский православный факультет в Варшаве действовал с 1925 по 1939 год. На факультете преподавали видные ученые и богословы. Курсы Церковной истории и церковного права вел профессор М.В. Зызыкин, философию студенты изучали под руководством профессора Н.С. Арсеньева. Немного преподавал на факультете и будущий Патриарх Румынский Иустин (Моисеску) Богословское образование в стенах Варшавского университета являлось высшей ступенью духовного образования в условиях отсутствия Духовных академий в Польше. Потому среди выпускников этого факультета мы видим многих православных архиереев. Это не только будущий архиепископ Вениамин (Новицкий), но и постриженик Почаевской лавры будущий архиепископ Мстислав (Волонсевич), митрополит Леонтий (Бондарь), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), архиепископ Пантелеймон (Рудык), архиепископ Дамаскин (Малюта), а также юрист и историк К.Н. Николаев и многие другие. Жизненный путь и возраст Сергия Новицкого приближался к 30 годам. Духовное образование было почти завершено и приходили сроки для принятия священного сана. В своем дальнейшем жизненном пути будущий владыка определился. Он пришел к выводу, что семейная жизнь не для него, и его сердце, все его существо расположено к монашеству.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Синод принял решение освободить архиепископа Горьковского и Арзамасского Мстислава (Волонсевича) от управления Горьковской епархией с предоставлением длительного отпуска на лечение. Временное управление Горьковской епархией поручено митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову). 1972 год – Святейший Патриарх Пимен и Святейший Патриарх Максим в сослужении иерархов Русской и Болгарской Церквей совершили Божественную литургию в патриаршем Александро-Невском соборе-памятнике в Софии. Преподобный Пафнутий Боровский 1977 год – Русская Православная Церковь отметила 500-летие со дня преставления преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца. Эта дата молитвенно была отмечена клиром и мирянами Калужской епархии, всеми благоговейными почитателями великого русского святого. 1991 год – Святейший Патриарх Алексий II заложил храм во имя Владимирской иконы Божией Матери в закрытом городе Томск-7. Патриарх молился в только что построенном храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в новосибирском Академгородке. Архиепископ Кипрский Хризостом 1992 год – Состоялась прощальная встреча предстоятелей Русской и Кипрской Православных Церквей. Во время этой встречи Патриарх Алексий II пригласил Блаженнейшего Архиепископа Хризостома посетить Русскую Православную Церковь с официальным визитом. Приглашение было принято с благодарностью. В этот же день – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сопровождавшие его лица отбыли с Кипра в столицу Иордании Амман. Сразу по прибытии Святейший Патриарх отслужил молебен в Сретенском кафедральном соборе Аммана. Предстоятели Русской и Иерусалимской Церквей обменялись приветствиями. 2000 год – За Божественной литургией, которую совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий II, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан митрополита Токийского и всей Японии. 14 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5449.html

- Олег Николаевич, в этом году исполнилось 25 лет Вашей творческой деятельности. Расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. - Моя Родина - старинный русский город Вятка. С детства я стал посещать храм, полюбил богослужения, а затем стал петь в хоре Свято-Серафимовского кафедрального собора - единственной тогда церкви в городе. Своим первым духовным наставником считаю приснопамятного архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича; + 1978), после преставления которого Вятскую кафедру возглавил епископ Хрисанф (Чепиль). Владыка скончался в 2011 году в сане митрополита Вятского и Слободского. Приснопамятный святитель стал моим духовником на многие годы, от него Господь сподобил меня принять в юном возрасте уроки веры и благочестия. 8 сентября 1988 года архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф возложил на меня ответственное послушание регента вновь открытого храма Пресвятой Троицы в Макарье (город Киров). Этот старинный величественный храм был возвращен Церкви трудами протоиерея Александра Могилева (ныне - митрополит Астанайский и Казахстанский). Так началось мое служение Церкви Христовой в качестве регента - руководителя церковного хора. - Вы стали петь в церковном хоре в непростое время, когда Православная Церковь подвергалась административным гонениям. - Да, действительно, времена были тяжелые. Если пожилые люди могли относительно свободно посещать храм, то религиозность молодых людей всегда вызывала особое раздражение у властей. В школе были попытки применить всевозможные «воспитательные меры», угрожали лишить мою маму родительских прав, оказывали психологическое давление. Но по милости Божией все эти препятствия удалось преодолеть. Хотел бы отметить, что и в школе не все педагоги были категоричны в вопросах запрета веры, а некоторые учителя тайно исповедовали христианство. - Олег Николаевич, более двадцати лет Вы трудились на Костромской земле. Расскажите, пожалуйста, об этом времени. - В 1989 году секретарь Кировской епархии протоиерей Александр Могилев волей священноначалия был избран на Костромскую кафедру и рукоположен во епископа Костромского и Галичского.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

епархий. 14 мая 1966 г. М. был уволен по болезни на покой, но 7 окт. 1967 г. был вновь призван к служению и назначен архиепископом Кировским и Слободским. Хотя открытые гонения на Церковь прекратились, Кировская (Вятская) епархия находилась в очень тяжелом положении. В ней насчитывалось всего 32 действующих храма, в т. ч. в г. Кирове действовала как кафедральный собор единственная небольшая ц. во имя Серафима Саровского. Архиерейские покои М. размещались в ветхом деревянном доме. При нехватке приходского духовенства власти запрещали рукополагать священников, препятствовали ремонту храмов, был запрещен колокольный звон. В этих условиях М. старался, насколько было возможно, сохранять оставшиеся приходы, избегая конфликтов с уполномоченным Совета по делам религий. В 1976 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени. Скончался после непродолжительной болезни. Отпевание М. 5 апр. 1978 г. возглавил Горьковский и Арзамасский архиеп. Николай (Кутепов) . М. был похоронен в нижнем пещерном приделе во имя св. Трифона Вятского Серафимовского собора в Кирове. Соч.: Возвращение на Родину//ЖМП. 1954. 9. С. 20-25; Мои впечатления//Там же. 1956. 3. С. 72-73. Лит.: Святое дело//ЖМП. 1953. 12. С. 16-17; Наречение и хиротония архим. Мстислава (Волонсевича)//Там же. 1956. 4. С. 5-7; Из жизни епархий: Кировская епархия (юбилей архипастыря)//Там же. 1977. 6. С. 14-15; Марков В., диак. Архиеп. Кировский и Слободской Мстислав: [Некр.]//Там же. 1978. 7. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 432-433; Святители Земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 281-286; Киселев К., диак. Церковная жизнь на Вологодчине после войны: Еп. Мстислав (Волонсевич)//Благовестник. Вологда, 2008. 10/12. С. 43-45. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564276.html

В июле 1958 года доцент Мудьюгин уволился из Горного института, а 28 сентября был рукоположен в сан священника в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы, где служил в течение двух последующих лет. Потом тяжелая болезнь жены, страдавшей туберкулезом, заставила его перебраться в Устюжну, красивый городок на западе Вологодской области с более сухим, чем в Вологде, климатом. Здесь, на кладбище близ Казанской церкви, он в августе 1963 года похоронил Дагмару-Марию. Тихого молитвенника епископа Гавриила на Вологодской кафедре в 1959 году сменил Преосвященный Мстислав (Волонсевич; 1906-1978) — человек с нелегким нравом, по воспоминаниям служивших при нем вологодских клириков. В мае 1964 года недавно овдовевший священник Михаил Мудьюгин, благочинный западного округа Вологодской епархии , был уволен за штат. Впоследствии владыка Мстислав объяснил это решение давлением со стороны государственных органов. Шли последние, самые тяжкие годы «хрущевского гонения», начало которого совпало с рукоположением отца Михаила. Пережить новый удар было нелегко. Но и он оказался промыслительным в жизни будущего архиепископа Вологодского. Вернувшись в Ленинград, отец Михаил сдавал экзамены в духовной академии, на заочном отделении которой учился одновременно со службой в Устюжне, принялся писать кандидатскую диссертацию «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского Собора». В это время на блестяще образованного и талантливого священника обратил внимание митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим . Узнав, что отец Михаил остался без прихода, владыка употребил свое влияние, чтобы добиться разрешения оставить его при академии преподавать латинский язык. Студенты тех лет вспоминали о непривычно высокой требовательности нового латиниста. Вскоре он стал преподавать историю и разбор западных исповеданий, получил звание доцента и был назначен деканом факультета африканской христианской молодежи, учреждение которого помогло владыке Никодиму спасти академию от угрожавшего ей закрытия.

http://patriarchia.ru/db/text/2307176.ht...

13(26)02.1920 Димитрий Беликов 24.08(06.09)1923) 18.06(01.07)1924 Виссарион Зорнин (Зорин) 10.1924 12.1924 12.1924 03.1925 Иоанникий Соколовский 03.1925 20.10(02.11)1928 10(23)01.1929 10(23)10.1930 Сщмч. Аркадий Ершов 11.1930 01(14)07.1931 11(24)08.1931 12(25)04..1935 27.08(09.09)1935 16(29)11.1936 Антоний Миловидов 10(23)02.1937 08.1937 22.06(05.07)1937 18.07(01.08)1937 10.1946 10.1946 29.08(11.09)1948 9.1948 05(18)11.1948 05(18)11.1948 08(21)02.1949 Палладий Шерстенников арх 08(21)02.1949 18(31)07.1952 18(31)07.1952 Никандр Вольянников 26.05(08.06)1955 19.08(01.09)1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 08(21)02.1958 в/у Венедикт Пляскин, паки 08(21)02.1958 02(15)07.1959 Мстислав Волонсевич 02(15)07.1959 21.03(03.04)1961 Сергий II Ларин 21.03(03.04)1961 31.05(13.06)1962 31.05(13.06)1962 16(29)05.1963 16(29)05.1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 03(16)12.1969 Николай Кутепов 03(16)12.1969 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 10(23)10.1974 13(26)12.1974 16(29)07.1986 16(29)07.1986 Омская, григ. Основана в 1925 г. 1928 (?) Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Омская и Тарская. Викарные кафедры: Курганская(?), Спавгородская, Тюменская(?). (1922 21.11(04.12)1922 17(30)03.1927 15(28)12.1927 Александр Филиппов 1929(?) 10(25)03.1931 09(22)04.1931 Орджоникидзевская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в г. Владикавказ, с 1931 г. – Орджоникидзе). Упразднена после 1931 г. Именовалась: Владикавказская; с 1931 г. – Орджоникидзевская. 17.02(01.03)1924 07(20)10.1925 02(15)10.1925 15(28)06.1930 Петр Рождественский 27.11(10.12)1930 Оренбургская Основана 16.10.1799 (выделена из Казанской и частично Вятской епархий; местопребывание – в г. Уфа). 21 .03.1859 разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую (см.). Местопребывание перенесено в г. Оренбург. Именовалась: Оренбургская и Уфимская; с 1859 г. – Оренбургская; с 26.11.1903 – Оренбургская и Уральская; с 07.11.1908 – Оренбургская и Тургайская (с отделением Уральской области к Самарской епархии);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Мое духовное воспитание началось в семье. Помимо мамы, Калисы Васильевны, всегда с особой теплотой вспоминаю мою бабушку Марину Ермолаевну. Она была глубоко верующим человеком, любящим Церковь Христову, ревностно хранящим традиции благочестия. Всегда удивляло то, как, несмотря на преклонный возраст и физическую немощь, она стремилась в храм, старалась не пропустить ни одного богослужения. Дома — тоже молитва, особое отношение к соблюдению постных дней, затепленные перед иконами лампады, чтение Евангелия, рассказы о жизни святых и священнослужителей Вятского края, живших в недавнем прошлом. Все это стало моей первой школой воцерковления. Конечно же, большую пользу моей душе принесло общение с митрополитом Вятским Хрисанфом. Многие годы он был для меня духовным наставником. В моей памяти сохранился светлый образ архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича), который искренне радовался, когда в храме появлялись мы, дети. Он неизменно с доброй улыбкой благословлял нас, шутил и иногда угощал конфетами. Моим первым учителем церковной музыки могу назвать Лобастову Анфису Васильевну. Она регентовала в единственной действующей церкви города Кирова — Серафимовском кафедральном соборе. Анфиса Васильевна являлась духовной дочерью приснопамятного митрополита Нестора (Анисимова), активного церковного деятеля и мужественного исповедника веры, и ученицей известного на Вятской земле регента и церковного композитора Любимова Никанора Степановича. Вопреки всем преследованиям, богослужебное пение продолжало жить благодаря усилиям и подвигу священнослужителей, регентов, певчих. В годы гонений традиции церковного пения передавались от старших поколений к младшим. Клиросы немногочисленных действующих храмов, чудом спасенных от закрытия и уничтожения в советское время, становились школами православной музыки. Здесь сохранялись и переписывались нотные сборники, заучивались на память тексты молитв, мелодии и распевы, особенности богослужебного устава. В 70-е годы ХХ столетия еще были живы ученики регентов и певчих, получивших серьезное музыкальное образование в дореволюционной России, лично знавших корифеев церковного хорового пения, трудившихся в храмах еще в Синодальную эпоху. От таких хранителей традиций литургического благочестия и знатоков певческого искусства мне посчастливилось воспринять свои первые уроки церковной музыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5942452.ht...

При секретном отношении, от 9 сего июля за 1928, ваше высокопревосходительство препроводили ко мне 15 письменных обязательств на присоединение к Православию от таких духовных, проживающих в Любарском монастыре, которые в сем отношении более других оказали упорства. Ободрённый таковым успехом, за который истинно благодарю ваше высокопревосходительство, равно полагаясь на благорасположение ваше к благому делу, осмеливаюсь просить покорнейше вас, милостивый государь: не благоугодно ли будет употребить того же, что в Любаре, чиновника, для склонения к окончательному принятию Православия ещё некоторого числа духовных неблагонадёжных, проживающих в других монастырях Волынской губернии. Мне известно, что большая их часть упорствует не по убеждении совести, но по тому, что дали слово одни другим противиться совершившемуся уже воссоединении церквей, и некоторое побуждение было бы для них самих истинным благодеянием. Означенные неблагонадёжные духовные суть следующие: в Тригурском монастыре, Житомирского уезда, иеромонах Венедикт Копецкий, иеромонах Августин Седлецкий, иеромонах Феофил Мисевич, иеромонах Мефодий Ковальский, иеромонах Флавиан Лисовский, иеромонах Антоний Волонсевич, иеромонах Аполлинарий Трофимович и два белые священника, состоящие в запрещении; в монастыре Загоровском Владимирского уезда, архимандрит Виктор Бучинский, иеромонах Онуфрий Фальковский, иеромонах Спириднн Лисяцкий, иеромонах Лаврентий Высоцкий, иеромонах Фабиан Мажальсгай, иеромонах Симеон Налевайко, иеромонах Самуил Чарноруцкий и три священника, состоящие в запрещении; в монастыре Любарском, вновь туда отправленные из Тороканского монастыря иеромонах, Феодор Кассианович, Константин Касианович, Сильвестр Климонтович, Анатолий Девойна и Фульгентий Девойна. Поручая сие дело благосклонному вниманию вашего высокопревосходительства, имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (секретно), от 31 июля за 950, о высылке в Орловскую епархию неблагонадёжных иеромонахов Любарского монастыря: Скальского, Федоровича и Данилевича

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Стефановская церковь была возвращена верующим на рубеже 1943/1944 г. Она стала второй церковью, открытой на территории Вологодской области после 22 июня 1941 г., и на тот момент третьей действующей церковью на всю область. В начале 1945 г. была возрождена Вологодская епархия, число действующих церквей в ней за 4 года возросло до 19 (правда, очень скоро 2 церкви были закрыты). В Великом Устюге верующие добились открытия Прокопиевского собора, а Стефановская церковь была оставлена общине для совершения отпеваний. Подобные случаи во 2-й половине 1940-х гг. имели место и в других городах (например, в Ленинграде при открытии Смоленской церкви ее двадцатке было предоставлено не только здание самой церкви, но и расположенной на значительном расстоянии от нее часовни Ксении Блаженной). Во время " хрущевского гонения " пользование одной общиной двумя церковными зданиями (передача каждого из которых верующим в 1940-х гг. проходила с санкции самой высшей советской власти) было признано грубейшим нарушением " советского законодательства о культах " , причем очень выборочно. (В той же Вологодской области, в Белозерске, община продолжала пользоваться двумя храмами, стоящими в одной ограде). Власти расположенного на краю области Великого Устюга зачем-то решили выделиться - " поправить " самого Сталина и отобрать у верующих Прокопиевский собор. Чтобы перевести общину в Стефановскую церковь, понадобился почти год - в ней предстояло сделать капитальный ремонт. Наконец, 24 сентября 1964 г. переезд состоялся. Он был обставлен с большой церковной помпой: прибывший в город со свитой епископ Вологодский Мстислав (Волонсевич) совершил освящение храма и Скорбященского придела, где был поставлен новый престол. Об этом даже сообщил " Журнал Московской патриархии " (1964, 11. С. 22). Отняв у верующих собор, в котором под спудом почивают мощи блаж. Прокопия Устюжского, советская власть не смогла воспрепятствовать прежнему почитанию в Великом Устюге самого святого. В кладбищенскую церковь была перенесена и поставлена на видном месте (ради этого был упразднен левый придел) пустая рака, стоявшая в соборе над мощами св. Прокопия. Известны случаи, когда в 1960-х гг., при ликвидации храмов, где открыто почивали в раках мощи святых (св. Варвары в Киеве, свт. Никиты в Новгороде), раки с мощами переносили в ближайшие действующие храмы. Но нигде, кроме Великого Устюга, не переносили пустую раку (фактически, кенотаф), на новое место, под которым никто не похоронен.

http://sobory.ru/article/?object=10238

   001    002   003     004    005    006