Не только в такой дальной и пространной стране, но и в других городах: в Путивле, Севске, Галиче, на Костроме и в иных многих местах противники умножились, за неимением себе возбранения за разстоянием дальним, понеже в епархиях град от града, место от места имеют разстояния не малая. И пристойно в обширнейшую Сибирскую епархию для искоренения непотребств прибавить архиереев (в архивном документе вычеркнут весьма важный пункт: «и чтоб епархия владения своего больше двух сот верст не имела») " 739 . Задавшись мыслью так сократить тысячеверстные расстояния епархиальных территорий, светская власть представила обширнейший проект с указанием архиерейских степеней и мест, где считалось нужным учредить новые епархии. Введение митрополичьих округов, «чтоб коемуждо митрополиту имети в своей епархии подвластных епископов, а святейшему патриарху – отцем отцу – имети многих епископов, яко главе и пастырю», по новому проекту оставалось в прежней силе, только число митрополий увеличивалось вдвое, сравнительно с проектом собора 1667 года. Помимо патриаршей области, их предполагалось 12. Чтобы патриарху – отцем отцу – иметь больше подвластных епископов, в иных случаях возвышая без нужды совсем новые епархии на степень митрополий, приходилось сводить на степень простых епископий старинные епархии, а другие, преимущественно ближайшие к Москве, совсем закрывать. Сводились на степень простых епископий – Вологодская и Суздальская, закрывались Крутицкая и Коломенская. Число епископий доводилось до очень внушительной цифры, какой оно не достигло в настоящее время. Предполагалось вновь открыть 68 епископских кафедр, с двумя же старыми (вологодской и суздальской) – 70. Общее число архиерейских кафедр с патриаршей и 12 митрополичьими доводилось до 83 740 . Нельзя утверждать, чтобы этой цифрой точно определялось количество епархий по начальному царскому предложению. Есть данные предполагать, что первый обширнейший проект об открытии новых епархий, с введением окружного управления, имел несколько редакций, но с несущественными поправками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Митрополит Таллинский Корнилий Мрачные 80-е годы прошлого века, осень, мерзкий дождь. Эстонец, парень лет 20, идет по таллинскому пригороду вдоль железнодорожного полотна в страшном унынии : начитался модных тогда (увы, и сегодня) цветастых книжек об агни-йоге, шамбале и прочей восточной нечисти. Читал вдумчиво, серьезно, последовательно, и вполне логично был подведен к выбору: или сейчас брошусь под поезд, или же должно произойти какое-то чудо, которое остановит меня и изменит мою жизнь. И, как рассказывает он сегодня, видит неподалеку маленький православный храм. «Мне, эстонцу, воспитанному в атеизме, ничего не знающему о христианстве, – и в православный, к тому же русский, храм?!» Все-таки зашел – подальше от смерти. И остался в Церкви. Навсегда. Сначала работал дворником, садовником. Потом был рукоположен в диакона, а через некоторое время – в священника. Родственники, друзья и знакомые сначала пугались, удивлялись, крутили пальцем у виска, а потом сами приняли Православие. И еще несколько эстонцев стали потом священнослужителями. Попробуй им или их детям (которые в совершенстве владеют русским, кстати) сказать что-нибудь нехорошее о русских – эстонскую неспешность как рукой снимет. Они, эти эстонские священники, занимаются сейчас переводами православных книг на родной язык, ведут уроки в школах, разумеется, служат по всей стране – и как служат! Многие люди, знакомясь с ними, знакомятся с христианством по-настоящему. О Православии и жизни в Эстонии мы говорим с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом). Предки владыки – купцы, поселившиеся в Эстонии после Северной войны; последние представители этого рода получили дворянство – это по материнской линии. По отцовской: отец – офицер, эмигрировавший в Эстонию после трагедии 1917 года, дед – генерал русской армии. С особой теплотой вспоминает митрополит Корнилий время, проведенное им на Вологодской земле, – несмотря на большие, тяжелые испытания, перенесенные им здесь, владыка благодарен земле Северной Фиваиды, людям, которые живут здесь. И с большим интересом расспрашивает о новостях нашей земли.

http://pravoslavie.ru/61493.html

Определили 1) Полную премию, в 500 руб., Митрополита Московского Макария назначить доценту Николаю Заозерскому , а половинную, в 250 руб., – экстраординарному профессору Николаю Каптереву ; доценту Александру Жданову назначить большую премию покойного Епископа Курского Михаила в размере 247 руб. 80 коп., а меньшую премию в 221 руб. отложить до —47— следующего года. 2) Две премии покойного митрополита Макария, по 300 руб. каждая, назначить доцентам: Алексею Введенскому за сочинение: „Вера в Бога, ее происхождение и основания. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии“. Москва, 1891 г. и Александру Голубцову за сочинение: „Прения о вере, вызванные делом Королевича Вальдемара и Царевны Ирины Михайловны“. Москва, 1891 г. 3) Мнение сие, на основании §§ 3 и 16 утвержденных Св. Синодом положений о премиях, благопочтительнейше представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. Б) О вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LI) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка: 1) § 109 устава духовных академий: „Совет Академии пред началом академического года, по расчислении, сколько из каждой семинарий предполагается нужным вызвать лучших воспитанников в состав нового академического курса, представляет, в определенном по § 81 порядке, Святейшему Синоду о вызове таковых в Академию и вместе с сим объявляет об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную“. 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса Академии положено по 30 казенных вакансий. 3) По § 81 лит. а п. устава духовных академий, назначение предметов поверочного испытания при приеме в студенты Академии относится к делам Совета Академии, окончательно решаемым самим Советом. Определили: В состав нового академического курса вызвать на казенный счет, из семинарий Московской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ярославской по 2 воспитанника из каждой; из Вифанской, Нижегородской, Вологодской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Калужской, Смоленской и Холмской по I воспитаннику из каждой, – всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сие представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявления в „Московских ведомостях“ и „Церковных Ведомостях“, издаваемых при Св. Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по догматиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Антоний (Блум) 30.11.1947 хирот. во еп. Сергиевского, вик. экзарха Московского Патриархата в Западной Европе; с 10.10.1962 архиеп. Сурожский; с 27.01.1966 в сане митрополита и экзарх Западной Европы; с 5.04.1974 освобожден от обязанностей Экзарха Западной Европы, с оставлением митр. Сурожским. Антоний (Быстров) с 17.01.1910 еп. Вельский, вик. Вологодской епархии; с 1921 г. еп., затем архиеп., Архангельский; † 16.07.1932 в тюрьме. Антоний (Вакарик) 12.02.1965 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 7.10.1967 еп. Симферопольский и Крымский; с 31.05.1973 еп. Черниговский и Нежинский; с 6.09.1974 в сане архиепископа; с 25.02.1992 в сане митрополита. Антоний (Варжанский) 25.08.1963 хирот. во еп. Виленского и Литовского; с 25.08.1963 в сане архиепископа; † 27.05.1971. Антоний (Демянский) в 1921 г. хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с 1927 г. сведения отсутствуют. Антоний (Завгородний) 25.06.1975 хирот. во еп. Ставропольского и Бакинского; с 9.09.1987 в сане архиепископа; † 4.12.1989. Антоний (Кротевич) 14.08.1944 хирот. во еп. Житомирского и Овручского; с 1946 г. еп. Костромской и Галичский; с 25.02.1952 в сане архиепископа; с 16.11.1953 на покое; с 9.02.1954 архиеп. Тульский и Белевский; с 16.03.1961 митр. Минский и Белорусский; с 5.07.1961 на покое; с 12.01.1962 митр. Орловский и Брянский; с 28.05.1963 на покое; с 30.03.1964 митр. Ивановский и Кинешемский; с 27.01.1966 митр. Тульский и Белевский; с 7.07.1966 на покое; с 28.11.1968 митр. Тамбовский и Мичуринский; с 8.07.1970 на покое; † 21.11.1973. Антоний (Марценко) в 1925 г. хирот. во еп. Камень-Каширского; с 1935 г. еп. Гродненский; с 1937 г. на покое; 1941–1944 еп. Херсонский и Одесский; с 1946 г. после покаяния архиеп. Орловский и Брянский; в том же году архиеп. Тульский и Белевский; с 1.04.1952 епархией не управ.; † 1952. Антоний (Масендич) 19.03.1994 хирот. во еп. Барнаульского и Алтайского. Антоний (Мельников) 31.05.1964 хирот. во еп. Белгород-Днестровского, вик. Одесской епархии; с 25.05.1965 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

ректору (каковым тогда был уже Амвросий), сообщал митрополит преемнику Евгения Антонию, за Иерархию пожалован крест, который к нему вчера и отнравлен»; а самому ректору писал: «Полученный вами крест есть знак монаршего воззрения на труд ваш об Иерархии. Я уверен, что вы, будучи таковою милостию ободрены, не токмо сами, продолжите ревность к трудам, но подадите собою и другим побуждение к оным». В январском же письме к Н. Н. Б.-Каменскому митрополит Амвросий называл Амвросия Орнатского прямо «издателем истории об Иерархии». – Таким образом появилась на свет Божий 1-я часть «Истории российской иерархии» Из сохранившихся черновых записок Амвросия Орнатского (библ. Киево-Софийского собора, 168) видно, что выборка иерархических сведений из печатных и рукописпых источников – летописей, истории Татищева, Древн. Российской Вивлиофики, Продолжения ее, разных именных указов, каталогов Киевского и Московского, грамот, соборных определений, периодических изданий XVIII столетия и пр. и пр. – была делом не Евгения, а подчиненного ему трудолюбивого префекта. Но так как выборка эта сделана относительно только некоторых преосвященных, далеко не всех, то ее можно считать лишь дополнением к готовым пособиям и прежде всего к переведенной самим же, Амвросием, работ Ад . Селлия и «Запискам до истории иерархии касающимся» H. H. Б.-Каменского. После выпуска в свет 1-й части, казалось бы, должны следовать тотчас 2 и 3-я части Истории российской иерархии, приготовленные к печати еще в сентябре 1806 г. Но обстоятельства, к лучшему, сложились так, что сравнительно надолго задержали выход следующих томов. В начале 1808 г. преосвященный Евгений должен был устраиваться на новом месте своего служения в Вологде, а о. Амвросий (теперь уже архимандрит) привыкать к новой должности ректора семинарии. К том уже, вологодский архипастырь вскоре увлекся занятиями историего местной иерархии и, таким образом, стал приготовлять свежий материал для истории всей российской иерархии. А это в связи с другими находками, которые делал, вероятно, и Амвросий, заставило издателей переместить ранее задуманный план Издания «Истории» и, таким образом, помедлить.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Arhiva A avut loc întîlnirea preedintelui Direciei financiar-economice cu vicedirectorul departamentului aparatului reprezentantului plenipoteniar al Preedintelui Federaiei Ruse în districtul federal Centru 26 noiembrie 2019 12:27 25 ноября 2019 года в  Финансово-хозяйственном управлении  Московского Патриархата председатель ФХУ  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий  встретился с М.Н. Белогубовой, специальным представителем губернатора Санкт-Петербурга в Москве, секретарем рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения. Участники встречи обсудили подготовку к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. М.Н. Белогубова сообщила, что в Санкт-Петербурге в рамках реализации программы празднования планируется проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, связанных с памятью благоверного князя. В связи с обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Президенту  В.В. Путину  Министерство культуры РФ в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» предполагает обеспечить в 2020-2021 годах финансирование инвестиционной программы. В рамках подготовки к юбилейным мероприятиям митрополит Игнатий также обсудил с М.Н. Белогубовой вопросы реставрации объектов  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры  и  Санкт-Петербургской духовной академии . В 2014 году Президент РФ В.В. Путин  подписал  Указ «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского», в котором, в частности, было постановлено «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа и в связи с исполняющимся в 2021 году 800-летием со дня рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского… образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования». Центрами празднования станут Москва, Санкт-Петербург и пять областей России. В октябре с.г.  состоялось  второе заседание Организационного комитета по подготовке к празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского. На заседании Оргкомитета было принято решение о том, что до 16 декабря с.г. Московской Патриархией совместно с Министерством культуры будут окончательно определены объекты, которые необходимо отреставрировать к юбилею. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5538012...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета» в Череповце 16 июня 2018 г. 20:15 16 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета» в Череповце. Этот современный музейный проект, реализованный ПАО «ФосАгро», не имеет аналогов в России. Святейшего Владыку сопровождали управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев и генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев. Высоких гостей встречал генеральный директор АО «Апатит» М.К. Рыбников, который представил экспозицию и рассказал о деятельности интерактивно-познавательного центра. Инвестиции в реализацию проекта по модернизации музейного комплекса АО «Апатит» составили 73 миллиона руб. Первых посетителей центр принял в мае 2017 года. Губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников тогда отметил: «Этот центр позволит создать новый образ Череповца, города, в котором проживает несколько поколений российских химиков. Уверен в том, что " Зеленая планета " станет еще одним культурным центром Череповца, излюбленным местом жителей и гостей города, центром притяжения иностранных и российских посетителей». В период с мая 2017 года по май 2018 года в центре побывали более 17 000 посетителей. В октябре 2017 года ИПЦ «Зеленая планета " ФосАгро " » был удостоен награды «Социальный проект года» Череповецкой городской Думы. В состав помещений входят музейные залы, санитарно-бытовые помещения, оранжерея. Посетителям предлагается активное участие в получении информации: практически все экспонаты центра интерактивные. Нажимая на кнопки, пользуясь сенсорными панелями, выдвигая ниши с природными материалами, посетители узнают о круговороте полезных элементов в природе — от добычи апатитового сырья в Хибинах на Кольском полуострове до внесения удобрений в почву, их влиянии на урожай и благополучие населения планеты.

http://patriarchia.ru/db/text/5222187.ht...

5. Приобретения Московской митрополии на западе: а) присоединение к ней значительной части Черниговской епархии б) присоединение Смоленской епархии в) присоединение епархии Полоцкой, хотя временное г) учреждение епархии в Юрьеве Ливонском и потом ее закрытие 6. Епархии Московской митрополии под конец настоящего периода 7. Степени этих епархий 8. Пределы этих епархий ТОМ 7 Глава IV. Монастыри Вступление: число монастырей в Московской митрополии и сведения о них I. Монастыри в средней полосе России: 1. В Москве: шестнадцать новых монастырей 2. В Боровске, Волоколамске и Переяславле-Залесском: а) три замечательнейшие: Пафнутиев, Иосифов и Данилов б) прочие монастыри 3. В других городах и местностях не в далеком расстоянии от Москвы 4. Во Владимирском крае 5. В Нижегородском 6. В Костромском 7. В Рязанском 8. В Смоленском 9. В Тверском 10. В Ростовском 11. В Казани и Астрахани II. Монастыри в северной полосе России: 1. В Новгороде: девять новых монастырей 2. В пятинах Новгородских: а) Бежецкой б) Деревской в) Шелонской г) Вотской д) Обонежской 3. В Псковском крае: а) в самом Пскове — четырнадцать новых монастырей б) в области Псковской 4. В Беломорском крае 5. В Белозерском 6. В Вологодском и Пермском III. Различие монастырей и их внутреннее устройство: 1. Различие монастырей по происхождению: главные причины основания их 2. Различие по населенности: монастыри малые и большие, монастыри приписные 3. Различие по внутреннему устройству: монастыри общежительные и необщежительные, или особные 4. Уставы для общежительных монастырей: а) преподобного Евфросина Псковского б) преподобного Иосифа Волоколамского в) преподобного Корнилия Комельского г) Новгородского архиепископа Макария д) преподобного Герасима Болдинского 5. Наказная грамота для особных монастырей 6. Скиты и уставы скитского жития: а) преподобного Нила Сорского б) неизвестного 7. Монастыри мужеско-женские 8. Монастыри княжеские 9. Степени монастырей IV. Нравственное состояние монастырей и монашества: 1. Главные недостатки и меры против них

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

В Вологодской епархии состоялся региональный этап XXXII Международных Рождественских чтений 9 декабря 2023 г. 12:50 7 декабря 2023 года в Вологодской областной универсальной научной библиотеке имени И.В. Бабушкина cocmoялucь XXVI областные образовательные Димитриевские чтения — региональный этап XXXII Международных Рождественских чтений. Тема чтений: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Организаторы Димитриевских чтений: областной департамент образования, Вологодская митрополия , координационный совет «Согласие», Вологодский институт развития образования. Проводит мероприятие духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Модератором пленарного заседания выступил сопредседатель совета «Согласие», руководитель отдела образования и катехизации Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин. В XXVI Димитриевских чтениях приняли участие представители педагогического сообщества, ученые, литераторы, краеведы, преподаватели и студенты высших учебных заведений, клирики и миряне Вологодской и Череповецкой епархий, представители общественных организаций и объединений. Чтения начались с заупокойной литии по А.В. Камкину, которую совершил митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . Выдающийся отечественный историк профессор А.В. Камкин был одним из инициаторов проведения образовательных Димитриевских чтений и активным их участником до своей безвременной кончины в 2017 году. Приветственным словом открыл работу чтений митрополит Савва. Участников чтений также приветствовал заместитель губернатора Вологодской области А.В. Ершов. Заведующая лабораторией воспитания и социализации Вологодского института развития образования, кандидат педагогических наук М.А. Углицкая ознакомила присутствующих с итогами XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Митрополит Савва возглавил торжественную церемонию награждения победителей конкурса.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

По данным «росписи» число дворов монастырских в половине XVII-ro века почти в пять раз превосходило сумму дворов, тянувших к архиерейским кафедрам, и почти на одну треть превышало число дворов, принадлежавших боярам (думным?), околничьим, думным дворянам и думным дьякам. Общая сумма дворов, записанных за владычными кафедрами, равнялась тогда 17,338, из числа которых за патриархом было свыше трети – 6481 двор. Остальные 10,857 дворов распределялись таким образом: у четырех митрополитов (новгородского, казанского, ростовского и крутицкого) состояло 6536 дворов, у пяти архиепископов (вологодского, суздальского, тверского, рязанского и псковского) – 3826 и у (одного) епископа (коломенского) – 495. (О владениях двух отдаленных архиепископий: сибирской и астраханской, роспись умалчивает). После патриарха наиболее крупным владельцем была ростовская митрополия (3457 дв.), затем – казанская (1505 дв.), новгородская (1432 дв.), архиепископии: суздальская (1142 дв.), рязанская (1002 дв.), вологодская (923 дв.), епископия коломенская (495 дв.), архиепископии: псковская (443 дв. и за собором 18 дворов), тверская (298 дв.) и, наконец, самою бедною была крутицкая митрополия (142 дв.). В среднем выводе на каждую владычную кафедру приходилось по 1576, 1828... дворов, а если исключить из общей суммы дворы патриаршей вотчины, то – по 1085, 7 дв. Выводя же средние цифры владений по степеням иерархии, получим итоги: у патриарха – 6481 дв., у митрополитов – по 1634 двора, у архиепископов – по 765, 2 дв., у епископа – 495 дв. Из числа светских вотчинников «роспись» дает сведения только о 66 владельцах: о 32 боярах (думных), 25 околничих, пяти думных дворянах и четырех думных дьяках. Общее количество дворов, находившихся в их владении, равнялось 63,948 и 2 / 3 дв., но распределялось далеко не равномерно. Самыми крупными владельцами были Никита Иванович Романов (7689 дв.) и Борис Иванович Морозов (7254 дв.), а наименьшее число дворов (20 1 / 2 ) принадлежало боярину казначею Богдану Миничу Дубровскому. Сумма дворов думных бояр была в 50,145 двора, околничих – в 11,562, думных дворян – 1787, думных дьяков – 454 2 / 3 . Средняя цифра подворного владения для каждого (думного) боярина выражалась таким образом в 1567 (с дробью) дворах, для окольничего – в 459,66 дв., для думного дворянина – в 357,4 дв. и для думного дьяка – в 113 (с дробью) дв. Средняя же цифра подворных владений, выведенная для всех вообще 66 владельцев, была 968,86 ... двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010