Вот до каких пределов доходит осуждение, вот на какую неправду способны люди! Да не будем повинны мы в страшном грехе осуждения, ибо грех осуждения – это страшный и тяжкий грех, от которого в высшей степени трудно избавиться, ибо грех этот так въелся в сердца наши, что отделаться от него своими средствами мы не можем. Как же нам быть? Каким образом освободиться от этого страшного греха? Этому научает нас св. апостол Павел. Вот что он говорит: «Наконец, братие мои, укрепляйтесь Господом и могуществом Его» ( Еф.6:10 ). Не сами на себя надейтесь, а укрепляйтесь Господом. Только могуществом Его силы можем мы избавиться от страшного греха осуждения. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11 ). Кого называет апостол начальствами, властями, мироправителями тьмы века сего? Бесов, аггелов сатаны. Подобно тому как в светлом лике Ангелов есть девять чинов, так и у сатаны есть начальства, власти, мироправители, духи злобы поднебесные. И наша борьба – это борьба против них. Это цель нашей жизни. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» ( Еф.6:13 ). Как воины, идущие на войну, облекитесь во всеоружие Божие. «Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности» ( Еф.6:14 ). Только этой бронёй защититесь вы от стрел лукавого и осуждения ближних ваших. «И обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф.6:15–16 ). Щитом веры, горячей, пламенной веры, вы можете угасить эти стрелы лукавого. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф.6:17 ). Этим мечом будете вы посекать всех духов злобы поднебесных. И если будете всегда вооружены так, как говорит св. ап. Павел, если будете воинами Христовыми, пламенными защитниками веры, то все разжжённые стрелы лукавого отскочат от вас, как от каменной стены. Итак, воины Христовы, вперёд, вперёд на борьбу с лукавым, с кознями дьявольскими, с духами поднебесными! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот как объясняет это святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Всем нам, христианам, надо усвоить должное отношение к богатству, заповеданное Господом. Даже апостолы, те, кто ближе всех людей был к Богу, услышав Его слова, ужаснулись и спросили в изумлении: Кто же может спастись, если и богатым это невозможно (см. Мк 10 :26)? Почему они так удивились? Они были евреи, а евреи тогда считали, что богатство — это Божие благословение. В израильском народе на богатых смотрели с великим почтением и думали, что, если человек получил благословение от Бога богатством, значит, он близок к Нему. Но Господь ответил: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк 10 :25). Так же отрицательно говорит о богатых и апостол Иаков: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (Иак 2 :5-7)? О пресыщении богатством еще более ясно сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди: Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (Лк 6 :24–25). Взалчут и будут страдать неизбывным голодом, потому что богатство — это страшное бремя, огромный груз, который тянет книзу, не позволяя поднять глаза к небу. Ибо разве не знаете, что богатый — раб своих сокровищ, а …где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк 12 :34). И сердца богачей заперты в сундуках с деньгами, вместе с молью». На первый взгляд может показаться, будто евангельская проповедь — это революция, это полное опровержение ветхозаветных представлений о богатстве как о благословении Божьем. Однако Иисус Христос не опровергал эту мысль. Точно так же, как и во многих других случаях, Его слова были не нарушением, а восполнением закона Моисеева, раскрытием во всей полноте того, что закон давал прикровенно. В древности материальные блага были самым наглядным и доступным для восприятия признаком благоволения Божия. Но ко времени воплощения Христова человеческое общество изрядно «повзрослело» и стало способно к более тонкому пониманию отношений между Богом и человеком. Земное богатство как знак милости Божьей отходит на второй план, уступая место небывалой ранее возможности — уже здесь, на земле открыть для себя Царство Небесное.

http://foma.ru/bednost-rasplata-za-grehi...

Вот как объясняет это святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Всем нам, христианам, надо усвоить должное отношение к богатству, заповеданное Господом. Даже апостолы, те, кто ближе всех людей был к Богу, услышав Его слова, ужаснулись и спросили в изумлении: Кто же может спастись, если и богатым это невозможно (см. Мк 10:26)? Почему они так удивились? Они были евреи, а евреи тогда считали, что богатство — это Божие благословение. В израильском народе на богатых смотрели с великим почтением и думали, что, если человек получил благословение от Бога богатством, значит, он близок к Нему. Но Господь ответил: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк 10:25). Так же отрицательно говорит о богатых и апостол Иаков: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (Иак 2:5-7)? О пресыщении богатством еще более ясно сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди: Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (Лк 6:24–25). Взалчут и будут страдать неизбывным голодом, потому что богатство — это страшное бремя, огромный груз, который тянет книзу, не позволяя поднять глаза к небу. Ибо разве не знаете, что богатый — раб своих сокровищ, а …где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк 12:34). И сердца богачей заперты в сундуках с деньгами, вместе с молью». На первый взгляд может показаться, будто евангельская проповедь — это революция, это полное опровержение ветхозаветных представлений о богатстве как о благословении Божьем. Однако Иисус Христос не опровергал эту мысль. Точно так же, как и во многих других случаях, Его слова были не нарушением, а восполнением закона Моисеева, раскрытием во всей полноте того, что закон давал прикровенно. В древности материальные блага были самым наглядным и доступным для восприятия признаком благоволения Божия. Но ко времени воплощения Христова человеческое общество изрядно «повзрослело» и стало способно к более тонкому пониманию отношений между Богом и человеком. Земное богатство как знак милости Божьей отходит на второй план, уступая место небывалой ранее возможности — уже здесь, на земле открыть для себя Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/114116.html

Вот как охраняли святые мученики свою веру во Христа: ничто не могло остановить их в следовании за Господом. А что ныне происходит у нас, слабых христиан? Множество верующих отреклось от Христа тогда, когда никто не мучил их, даже не угрожал никакими мучениями, когда просто требовалось написать в анкетах, верует человек или не верует. И убоявшись страха там, где не было страха (ср. Пс. 13:5 ), люди объявили себя неверующими. А вы знаете, какие страшные слова сказал Господь Иисус Христос о тех, кто отрекается от Него? Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 ; Лк. 9:26 ). Эти несчастные малодушные люди должны приносить беспрестанное, глубочайшее покаяние до гроба! Покаяние, пример которого показали нам святые, например преподобный Варвар, бывший разбойником. Размыслив однажды о своей жизни и содрогнувшись от грехов, он пришел к священнику и просил пустить его в свиной хлев, где вместе со свиньями он прожил три года, ходя на четвереньках. Так каялся он, и Господь сподобил его дара чудотворения. Преподобный Иаков, чудотворец, прозорливец, ухищрениями сатаны впал в тяжкое преступление и, отчаявшись в возможности спасения, хотел вернуться в мир. Но его нашел святой инок и убедил, что милосердие Божие к кающимся всем сердцем грешникам безмерно. Тогда преподобный Иаков затворился в пещере, наполненной костями мертвых, и прожил в ней десять лет, каясь в своем тяжком грехе, и был прощен Богом, и снова получил дар чудотворения. Вот примеры покаяния святых. Как же будут каяться отступившие от Христа? Неужели только скажут на исповеди священнику: «Грешен, батюшка, во всем грешен» – и затем уйдут, получив разрешение? Но Господь Иисус Христос святым апостолам Своим, а через них преемственно и нам, архиереям и священникам, дал власть не только разрешать грехи людей, но и вязать их, сказав: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот какой путь указан обыкновенным людям, рядовым христианам. А многие ли из нас идут по этому пути. Многие ли из нас так глубоко сознают важность покаяния? Совсем не многие. Большинство полагает, что достаточно только покаяться в ясно сознаваемых тяжких грехах. Но этого вовсе не достаточно, ибо грехов малосознаваемых гораздо больше, чем грехов тяжких, и мы должны всегда искать всякую нечистоту в сердце своем, не должны быть беспечными в деле спасения нашего, ибо беспечность – это смерть духовная. Но бывает так, что люди впадают в другую крайность: тяжкие грешники отчаиваются в своем спасении, в милосердии Божием. Они думают, что уже поздно каяться, и сатана нашептывает им: «Да, да, это так, напрасно тебе каяться, не трать время на это». Такие люди, впавшие в отчаяние, отказывающиеся от покаяния, не знают того, что написано в книге пророка Иезекииля: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои, и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти грешников? – говорит Господь Бог . – Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив» ( Иез. 18, 21–23 )? Бог не хочет смерти грешника, Он хочет спасения его. Думать, что милосердие Божие недостаточно для прощения тяжких грехов, все равно что сказать, что если бросить в море горсть грязного песка, то оно загрязнится. Но море омоет этот грязный песок, и он исчезнет в бездонной глубине его. А милосердие Божие беспредельно, оно неизмеримо более велико, чем бесконечный океан, и в этом Божием милосердии можно легко потопить все тяжкие грехи, если всем сердцем каяться в них. Многие люди великое дело покаяния откладывают до старости. «Ну, что же, пока молод, буду веселиться, наслаждаться жизнью, а когда придет время старости, успею покаяться в грехах своих», – говорят они. Разве это разумно? Разве знает кто-нибудь из нас, когда придет час смертный? Разве можно рассчитывать на то, что достигнешь старости? Каяться нужно немедленно, как только совершен грех , не откладывая этого ни на день, ни на час. Нужно помнить те слова, которые говорил св. Иоанн Предтеча на Иордане, призывая народ к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот об этом должны вы позаботиться. Вы спросите: «А как же нам поливать Божии семена?» Слезами. Слезами покаяния в грехах ваших поливайте их. Освещайте их, подобно лучам солнца, светом любви. Согревайте их теплом добрых дел, милосердия и сострадания к ближним своим. И будет возрастать в сердцах ваших семя, посеянное мною, недостойным Божиим служителем. И когда кончу я труд мой, труд сеятеля, когда уйду в вечный покой, тогда с дерзновением предстану я перед Престолом Всевышнего и скажу: «Се аз и дети, яже ми даде Бог». Аминь. 29 октября 1944 года Слово об осквернении мира Хотите ли быть все благочестивыми? Знаю, что хотите. И ради того живу, чтобы вы были благочестивы, ради того прошёл тяжёлый жизненный путь. Хочу видеть всех вас благочестивыми, хочу, чтобы было в Тамбове малое стадо Христово, хоть малое, но настоящее, крепкое. Итак, будьте благочестивы. Но для того, чтобы быть благочестивыми, вам надо знать путь к этому, вам надо знать, что такое подлинное христианское благочестие. Св. ап. Иаков в своем Соборном послании говорит: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» ( Иак.1:27 ). «Хранить себя неоскверненным от мира» – в эти слова надлежит нам вникнуть. Что значит «хранить себя неоскверненным от мира»? В чём скверны мира? Какой скверны должны мы опасаться? Св. Писание много говорит о сквернах мира. Оно говорит об осквернении земли кровью. Знаете вы, как много, как бесконечно много раз земля осквернялась кровью человеческой, как всегда, во все времена народы разных стран истребляли друг друга, оскверняли землю кровью. Но никогда еще не осквернялась земля кровью так, как в только что пережитое нами время. Никогда в таком безмерном количестве не проливалась кровь христиан, никогда не истребляли христиане друг друга так, как истребляли ныне. Не есть ли это величайшее осквернение земли, полнейшее попрание закона Христова о любви всех друг к другу? Оскверняется земля кровопролитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот так светит свет пред человеки, и да прославят они Отца нашего Небесного. Вы, малое стадо Христово среди массы людей, не знающих Христа, можете молча, без слов проповедовать светом души своей. Не нужно быть учёным проповедником, не нужно быть красноречивым, – нужно иметь светом Христовым озарённое сердце. И будете тогда светить во тьме, и от малого Христова стада будет к сидящим во тьме людям разливаться и сиять свет Христов. О всех нас, о всех христианах, сказал св. ап. Петр в своём Соборном послании: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). Видите, кто вы, видите, как высоко ценит вас св. ап. Петр. Видите, какую ответственность перед Богом налагают на вас эти высокие слова апостола света. Смотрите внимательно, смотрите со страхом и помните слова Христовы: «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» ( Лк.11:33 ). Есть много людей, которые считают себя носителями света просвещения, света ума, но им надо сказать эти слова Христовы: «Смотри, свет, который ты считаешь светом, не есть ли тьма?» Ибо один есть только свет истинный – свет Христов. Посмотри, есть ли в сердце твоём этот свет Христов? Господь Иисус Христос, после того как осветил Своим Божественным светом людей земли Завулоновой и Нефалимовой, сидевших во тьме и тени смертной, тотчас же начал проповедовать и говорить им: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Нужно всегда помнить эти слова Христовы. Нужно помнить, что светить будем мы сердцем своим только тогда, когда будем свободны от тяжких грехов, от тьмы греховной, ибо свет с тьмой несоединим. И если есть ещё в сердцах наших тьма, нечистота греховная, то нет в них света Христова и не будет сердце наше светить людям. Покайтесь, покайтесь! К себе отнесите эти слова Христовы – не только к язычникам, в своё сердце примите их и покайтесь. Близится уже время, предназначенное Церковью Святой для сугубого покаяния, – близится время Великого поста. Пусть сердце и совесть каждого подскажет ему, в чём надо покаяться; пусть принесёт он на исповедь через священника Самому Богу искреннее и горячее покаяние. Я укажу вам только на один грех, который, к сожалению, стал весьма распространённым, на грех в высшей степени тяжкий, на грех, тяжесть которого многие из вас недостаточно сознают, – грех отречения от Христа, отречения от веры в Бога. Вы знаете, как много, как страшно много было малодушных людей, которые в былые годы при всеобщей переписи населения в графе об отношении к религии писали, что они неверующие. К тому относились они довольно легко, а ведь это есть совершенно очевидное, несомненное отвержение от Христа. Ко всем таким людям относятся страшные слова Христовы: «Кто отречётся от Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мк.8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот те, от которых надо подальше уходить, – это осквернители, это те, кто нас уводит с пути Христова. От общения с ними, от осквернения ими надо всегда убегать, надо их бояться, надо от них сторониться. А их много, они повсюду, они кругом. А вот что говорит св. ап. Павел в Послании к евреям: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца» ( Евр.12:15–16 ). Ап. Павел велит нам наблюдать, чтобы в нашей среде не возник какой-либо горький корень, источающий горечь полыни и яд змеиный, отравляющий души наши, помрачающий в глазах наших свет Христов. А таковы все те, кто живёт, противясь закону Христову. Таковы все тяжкие грешники, ибо грех заразителен, и всякий грешник распространяет вокруг себя эту горечь, эту заразу, этот яд. О таких людях говорит св. ап. Иуда в своем Соборном послании: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили всем, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди – отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» ( Иуд.17–18 ). Горький корень – это не только те, о которых я вам сказал. Это также и те, о ком говорит св. ап. Иуда, это все, отделяющие себя от единства веры, ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, те, кто ругается над Крестом Христовым, как ругаются над ним сектанты. Кто же, как не сектанты, отделяет себя от единства веры? Именно о них говорит ап. Иуда. Они – горький, опасный, ядовитый и для многих смертельный корень. Бойтесь их, бойтесь оскверниться общением с ними, ибо их учение еретическое, их учение – одна из тяжких скверн мира. Многого надо нам бояться, многого остерегаться. Скажу о том, что оскверняемся мы и от чтения книг, восхваляющих страсти плотские, от смотрения бесстыдных изображений. Есть скверна и у философов, восхваляющих, подобно Максу Штирнеру, грубый эгоизм, и право сильного в философии Ницше, идейного отца немецкого нацизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот только тогда станет для нас возможным шествие за Христом. И тогда не будет для нас ничего странного в этих словах Христовых: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик» ( Лк.14:26 ). Нужно свою волю отвергнуть до конца, до конца и безусловно подчинить её воле Христовой. Если Господь ведёт нас туда, куда Сам шёл, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним, то куда же это мы пойдём? Если возложен на нас крест, то, конечно, мы пойдём не на веселье, не на празднество, а пойдём туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест, – мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом до конца, даже до смерти должны идти за Ним. Какой же это смерти требует от нас Господь Иисус Христос? Разве физической смерти на кресте, которую Сам Он претерпел? Нет, не этой смерти Он требует от нас. Он требует другого. Требует, чтобы мы были совершенно послушны, совершенно смиренны, чтобы мы подражали Ему, Который Себя умалил: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил себя, быв послушным, даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Как Он был послушен Отцу Своему, так и мы до конца должны быть послушными Ему. Он ведёт нас на смерть, но не на такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова Павловы: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Он требует, чтобы нашу плоть, наши страсти мы распяли на кресте и умертвили их. Требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира ко Кресту Своему. Требует, чтобы мы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его. Требует, чтобы того ветхого человека, который находится во власти дьявола, мы возненавидели, сбросили его, как грязную, ветхую одежду, и начали новую жизнь, жизнь возрождённого человека, преуспевающего в духе и идущего путем духа. Этого требует от нас Христос. Это должны мы исполнить, ибо иначе, если не очистим всей скверны своей души, не возненавидим эту скверну, не может быть и речи о том, чтобы сердце наше было чисто, чтобы в нём засиял свет Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вот что говорит о Воскресении Христовом св. апостол Павел: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: Первенец – Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор. 15:12–14, 20–23 ). Безумно сомневаться в истинности Воскресения Христова, ибо если мы не верим в то, что Господь Иисус Христос воскрес и воскреснем все мы, значит, мы отвергаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру. Проповедь Его была проповедью о вечной жизни в царстве Божием, указанием пути к спасению. Как же не верить, что Христос воскрес? Что может лучше убедить людей в этом изумительном чуде – Воскресении Господа Иисуса Христа, – как не смерть Его? Неужели кто-нибудь смеет думать, что Святейший святых, Величайший Чудотворец и Учитель, Какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, в Котором, по словам апостола, не было никакого греха (см. 1Пет. 2:22 ), – Сын Божий мог быть навеки поглощен темной смертью ? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду. Тот, кто отвергает чудо Воскресения Христа, низко падает в нравственном достоинстве, ибо не верит в безусловное добро, в святую истину. А теперь вдумаемся в то, почему Господь в течение сорока дней по Воскресении являлся только Своим ученикам, а не всем людям. По нашему, человеческому, разумению кажется более естественным, чтобы Он в блеске Воскресения и величии славы явился как Победитель всему миру. Так кажется нам, но Господь судил иначе. Он знал, что величайшего чуда Воскресения Его не смогут вместить сердца людей, слышавших Его речи, постоянно видевших Его ходящим по улицам и площадям их городов. Такова человеческая природа: великие исторические события никогда не могут быть постигнуты во всей полноте и оценены их современниками. Нужны долгие годы, десятки, иногда даже сотни лет для того, чтобы, помышляя об этих событиях, смотря на них в далекой исторической перспективе, люди смогли понять их значение и сопоставить их со всеми условиями жизни, при которых они произошли.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010