7). Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, «О люди, доколе вы будете подражателями содомлян! Смотрите на образец ждущей вас казни! Если в Содоме произошло таковое, то что же имеет быть в геенне огненной?» (свт. Димитрий Ростовский ). «Плотью иной называет мужскую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, но и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской» (блж. Феофилакт). 8). Подобным образом и эти сновидцы плоть оскверняют, начальства отвергают, а высокие власти, – злословят. «Сновидцы, чего не знают, о том говорят, и сим (апостол) показывает, что говорит не о видениях во сне, но о мифословном провозглашении и пустословии, – о том, что говорится как бы во сне, а не в здравом смысле» (свт. Епифаний Кипрский . Панарион, 26:13). «Оскверняя плоть свою, они безумно восстают против Божеской природы, отвергая Ее господство и владычество над всем… Властями называет церковные власти, которые злословили (еретики), как дает знать в третьем послании своем возлюбленный Иоанн» (ст. 9–10) (блж. Феофилакт). «Какие власти отвергают, какие высокие власти злословят? Тех, кого поставил Бог во главе Церкви, тех, кого поставил епископами, – их злословят, им не подчиняются» (сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Проповедь от 9 марта 1948 г.). 9). Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». " Архангел Михаил препирался некогда с диаволом по кончине Моисея за тело его, которое диавол, вероятно, искал обратить в предмет обожания для Израильтян, а Михаил внушил погребсти так, что никто не знает места погребения его« ( Втор.34:6 ) (свт. Иннокентий Херсонский ). «Спор же о теле Моисеевом был такой: архангел Михаил служил при погребении тела Моисеева; диавол не допускал этого, но поставлял Моисею в вину убийство египтянина и за такую вину признавал Моисея недостойным погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

     Крылова отец Амвросий очень любил, его «Басни» всегда стояли на полке старца среди святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы. Из Жития преподобного Амвросия Оптинского Однажды, после того как Христос рассказал народу великую притчу о сеятеле, ученики спросили Господа: «Для чего притчами говоришь им?», и сказал Он им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (Мф. 13:10–13). Причину, по которой Господь Иисус Христос был вынужден говорить притчами, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) объяснял так: люди, грубые сердцем, и слыша – не слышат и не разумеют, сердце мирских людей огрубело. Люди, далекие от жизни духовной, отвергающие интересы религии, никогда не вспоминают о Боге и не хотят слышать ничего из того, что напоминало бы им о Нем. Господь Иисус Христос изобрел такое средство. Он говорил прикровенно: в притчах, в рассказах. И эти притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем, они слушали его рассказы и над ними задумывались. Басня же по своей сути и есть притча, явление того же рода и схожего назначения. Недаром в словаре Даля можно прочитать: «Басня – это иносказательное, поучительное повествование, то же, что и притча…» Недоговоренность, намек, призыв к соразмышлению и диалогу делают этот жанр необычайно гибким и достаточно глубоким для существенных смыслов. Басня действительно предельно близка притче. А если воспринимать ее не столько обличением того или иного порока, но более научением, то ее религиозный подтекст станет для читателя ещё более очевидным.      Общенародное значение басен Крылова в том-то и заключается, что в легкой, шуточной форме, которая воспринимается абсолютно всеми вне зависимости от ранга, статуса, возраста или образования, в них говорится очень о серьезных вещах, причем хорошо знакомых и близких всякой душе. А как может быть иначе? Ведь их соль – в нравственных истинах Евангелия, заложенных в русском человеке от самого его рождения. «Ты, любезный тятенька, пишешь это для всех, – простодушно признавался прославленному баснописцу его благодарный читатель, – для малого, для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют... Басни твои – это не басни, а Апостол». Похожую мысль выражал в стихах, посвященных Крылову, и поэт князь Вяземский:

http://pravoslavie.ru/119342.html

«А блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф. 5:3 ) Даже и говорить о них нельзя, не только творить эти страшные дела. «Также сквернословие, и пустословие, и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» ( Еф. 5:4 ). Было много святых, которые никогда не смеялись и сохраняли молчание, а есть несчастные люди, которые сами всегда смеются и ставят себе задачу смешить других. Есть такая странная профессия, которая называется конферансье. Это шут, который выходит на сцену и смешит народ своими остроумными репликами. Это совершенно неприлично нам, тем, кого апостол называет святыми. Оттуда, где зубоскалят и издеваются над людьми, надо уходить. Нам гораздо более прилично благодарение Бога решительно за все, что случается с нами в жизни. Всем христианам нужно твердо помнить, «что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель,»– поскольку любовь к богатству есть тоже идолопоклонство, ибо люди воздвигают себе золотого кумира,– «ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» ( Еф. 5:5 ; 1Кор. 6:9–10 ). «Никто да не обольщает вас пустыми словами, а» между тем вас часто соблазняют пустыми словами, вроде бы справедливыми и умными, а на деле далекими от правды, и ложными учениями, научными и философскими, которые многим кажутся глубокими и заслуживающими внимания. Помните, что в очах Божиих все это – пустословие, и за «это приходит гнев Божий на сынов противления» ( Еф. 5:6 ), отрицающих истину нашей единой правильной веры в Господа Иисуса Христа и евангельское учение. «Не будьте сообщниками их» ( Еф. 5:7 ). Не слушайте, когда вас хотят совратить с пути христианского. «Вы были некогда тьма, а теперь» – «свет в Господе: поступайте, как чада света» ( Еф. 5:8 ). Это говорит апостол о всех тех, кто, не зная Христа, не шел за Ним. Узнав же Его, начните вести себя соответственно: исполнитесь любви к ближним, следуйте истине и тогда будете сынами света. Этот свет будет исходить из вас, когда удостоитесь стать причастниками плодов Духа Святого, потому что «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» ( Еф. 5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А ведь будет и Второе пришествие Господне, вы это знаете. Значит, ко Второму пришествию мы тоже должны готовиться, должны готовиться именно так, как учил святой Иоанн Предтеча. Нужно, чтобы ко Второму пришествию все превозносящиеся подобно безжизненным горам или высоким холмам в роде человеческом понизились. Нужно, чтобы кривизны наших путей, вся нечистота их, исправилась, чтобы пути стали прямыми и ровными. Нужно всем нам уготовать путь грядущему Христу. Только тот, кто будет это помнить, кто сумеет в земной жизни своей смирить сердце своё, опустить низко голову, склонить гордую выю перед Богом, когда услышит глас трубы Архангела, с великой радостью и дерзновением поднимет вверх эту опущенную главу и встретит с безмерной радостью грядущего Спасителя мира. Так всех нас да сподобит Господь Бог склонить главы наши ныне, чтобы во Второе пришествие Господа Иисуса Христа с радостью и весельем поднять навстречу Ему голову и очи свои. 9 декабря 1945 года. Об исцелении Гадаринского бесноватого Вы слышали сегодня Евангельское повествование об исцелении Гадаринского бесноватого. Что же, разве такие люди встречались только в древние времена? Нет ли бесноватых и в наше время? Есть, очень много их и сейчас. Причины многих душевных болезней неизвестны учёнейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых. Однако есть очень много людей, которых никто не называет сумасшедшими и которых вместе с тем с полным правом можно назвать бесноватыми. Ибо что такое бесноватый? Бесноватый – это человек, одержимый духами злобы поднебесными. О бесах, об их начальнике, сатане, много написано в Св. Писании. Сам Господь Иисус Христос много раз говорил о них, много раз изгонял их из людей. Послушайте слова Христовы: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Лк.11:4–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А Господь Иисус Христос строго запретил даже самое лёгкое, невинное бранное слово: «Если кто скажет брату своему «рака», подлежит суду синедриона, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Видите, какое безусловное требование чистоты нашего языка предъявляет нам Господь Иисус Христос. Много среди христиан людей злоречивых, много злословящих ближних своих. А св. ап. Павел, говоря о тех, кто не наследует Царство Небесное, среди воров, прелюбодеев, идолопоклонников называет и злоречивых. «Злоречивые Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Если мы даже воздерживаемся от самых отвратительных ругательств, от самых гнилых слов, от осуждения ближних, от клеветы и сплетен, то все мы повинны в пустословии. Мы пустословим всегда, всюду и везде. А вот что говорит св. ап. Павел Тимофею: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания... А непотребного пустословия удаляйся» ( 1Тим.6:20 ; 2Тим.2:16 ). Св. апостол запрещает ему даже присутствовать при всяком пустословии. Он говорит о прекословии лжеименного знания. Что это значит? Это те споры, которые так охотно ведут о всех священных предметах люди, считающие себя авторитетами в этих вопросах, люди, считающие себя высокообразованными, но которые на самом деле совершенно пусты в духовном отношении. Их знание ап. Павел называет ложным, он предписывает Тимофею удаляться от этих споров и прекословий. Празднословие и пустословие глубоко опустошают душу человеческую. Не только тогда мы тяжко вредим себе, когда сами произносим слова гнилые, слова пустые, но и тогда, когда слушаем эти слова, исходящие из чужих уст. Много есть любителей слушать сплетни, клевету и наговоры на ближних наших. И если слушаем мы это, то так же повинны перед Богом, как те, кого слушаем. Воздерживаться от злых слов, пустословия, празднословия, приучать себя к молчанию – трудная задача. Очень много подвижников всю жизнь мучились над обузданием языка своего, строго следили за ним, всячески его удерживали, но и от них часто ускользал он, ибо скользок язык и чрезвычайно подвижен; он ускользает, как скользкая рыба из рук наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А если мы сами не слышим своих молитв, то как же Бог может услышать нас? Бог не слышит и тех молитв, которые Ему неугодны, Он отвергает те прошения, которые направлены во зло людям, например, когда мы желаем наказания своим врагам или когда бессознательно просим вредного для ближних. Даже молитвы святого апостола Павла, который три раза просил избавить его от преследований и оскорблений злого врага, Господь не исполнил, сказав: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» ( 2Кор. 12:9 ). Когда мы немощны, мы сильны, ведь тогда имеем дерзновение к Богу. Об этом нужно помнить и просить у Бога только духовных благ, не ожидая исполнения того, что мы в заблуждении считаем благом для себя. Господь лучше знает, в чем польза для нас, и дает нам только заслуженное. Бывает, что наказание падает на целые народы. Молимся мы усердно изо дня в день о том, чтобы Господь помиловал нас и прекратил дожди, которые губят огороды и хлеба, а дожди не останавливаются. Значит ли это, что незачем молиться, что Бог не слышит наших молитв? Нет, это значит, что если Господь посылает всенародное бедствие, то весь народ должен молить Его об избавлении от несчастья. Но если сравнить количество молящихся с количеством населения всех городов области, на которую изливаются дожди, то окажется, что только малая горсточка молится Богу, а в большинстве своем народ совсем не обращается к Нему. Людям следует последовать примеру жителей древнего города Ниневии: когда они узнали, что город их осужден Богом на погибель, весь народ как один человек усердно молился и постился три дня и три ночи. И пощадил их Господь! (см. Иона 3:2–7 ). Вспомним и другое – вавилонский плен и разрушение Иерусалима. Тяжкое наказание было предназначено для израильского народа за отступление от Истинного Бога и поклонение астартам и валам. Тогда Господь сказал устами пророка Иеремии: «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? – Я пощадил бы Иерусалим...

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А еще нужно, чтобы семена увлажнялись дождями ранними и поздними, и согревались солнцем, и освещались светом его. Вот об этом и должнывы позаботиться. Вы спросите: «Как же нам поливать Божии семена?» Слезами. Поливайте их слезами покаяния о грехах наших. Освещайте их, подобно лучам солнца, светом любви. Согревайте теплом добрых дел, милосердия и сострадания к своим ближним. И будет возрастать в сердцах ваших семя, посеянное мною, недостойным Божиим служителем. Когда кончу я свой труд сеятеля и уйду в вечный покой, тогда с дерзновением предстану перед Престолом Всевышнего и скажу: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» ( Евр. 2:13 ). Аминь. 29 октября 1944 года Необходимо избавляться от слепоты духовной Слово на Евангелие от Марка, гл. 9, стихи 22–26 «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: «Видит ли» что?» «Он, взглянув, сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» ( Мк. 8:22–25 ). Множество больных исцелил Господь наш Иисус Христос. Но на исцеление вифсаидского слепого стоит обратить особое внимание. Господь вывел слепца из селения. Из этого мы можем сделать заключение, что для освобождения от душевной слепоты нужно избавиться от мирской суеты, от погруженности в повседневные житейские заботы. Господь не сразу исцелил слепого. И из этого выводим немаловажное для себя поучение. Ведь и мы в большинстве своем духовно незрячи и не умеем отличать добро от зла. Духовное видение – дело великое и чрезвычайно трудное, сразу овладеть им никто не может, нужен долгий многолетний труд, продолжающийся от начала сознательной нашей жизни до самой смерти. Прежде чем стяжать духовное зрение, нужно отогнать от очей мрак, а для этого надо понять, что мы во мраке, и всем сердцем возжелать света,– Света истинного, Который есть Господь наш Иисус Христос. Надо возлюбить свет и просветиться им. Дается он только тем, кто идет за Христом, кто идет путем заповедей Его, кто очистит сердце свое милостью, правдой, любовью, кто научится отличать добро от зла и возненавидит зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А имеют ли они право на такое упование? Конечно, нет. Господь не только человеколюбив, Он и правосуден, – Он прощает только те грехи, которые мы глубоко осознаём и в которых всем сердцем каемся. И прощает Он тогда с удивительной легкостью. Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как простил Господь блудницу, умывавшую слезами ноги Его и утиравшую их волосами своими. Сразу простил Он ей за то, что всем сердцем возлюбила Его. Господа возлюбить нужно всем сердцем, нужно страшиться всяких малых грехов своих, нужно быть подобными всем тем святым подвижникам благочестия, которые не имели тяжких грехов, но всю жизнь проводили в покаянии. Много было таких святых, которые постоянно плакали, так что на их щеках образовывались воспалённые следы, бороздки, по которым стекали слёзы их. Они глубоко в сердце своём плакали, по словам пророка Иеремии: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу. Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали» ( Плач.3:40–42 ). С великим тщанием разыскивали они в сердце своём всякую нечистоту, постоянно каялись и постоянно сокрушались о грехах своих. Они были настроены так, как велит св. ап. Иаков всем нам быть настроенными: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). Сокрушаться, плакать, рыдать велит св. апостол не только великим грешникам, но и всем нам. «Смех ваш да обратится в плач» – в таком настроении глубокой печали о грехах своих, нечистоте своей жили те, кто всем сердцем обратился к Господу Иисусу Христу. Св. ап. Павел говорит: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор.7:10 ). Что такое печаль ради Бога? Это тоска по Богу, тоска по чистоте, по святости, это та печаль, которая наполняет сердце человека, видящего свою нечистоту и недостоинство. Такая печаль производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Что такое печаль мирская? Это печаль о жизненных благах, печаль о всех наших неуспехах в борьбе за богатую и сытую жизнь. Это печаль о всех утратах, которые мы испытываем в этой погоне за благами мирскими. И эта печаль мирская, по слову апостола, производит смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А как мы будем взирать на святую икону, где изображена глава св. Иоанна Предтечи, лежащая на блюде? Со страхом, трепетом, с благоговением преклонясь перед великим подвигом того, чья жизнь была сплошным служением высшей правде. С любовью и благоговением будем взирать на эту икону, будем молиться великому мученику Христову, названному в Св. Писании Ангелом, уготовляющим путь Спасителю нашему. Будем воссылать к нему молитву, чтобы не быть малодушными и трусливыми, когда потребуется исповедать имя Христово, восстать за поруганную правду. Будем просить и Того, Кого крестил он в Иордане, чтобы благодатной Своей силой помог и нам подвизаться за истину. Аминь. 12 сентября 1950 г. Слово в день святых апостолов Петра и Павла Святой первоверховный апостол Павел был призван на свое великое служение чудесным образом. Когда он приближался к Дамаску со злым умыслом хватать, сажать в тюрьмы, истязать всех уверовавших во Христа, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:3–6 ). Как изумительно Божией силой, явлением Самого Господа Иисуса Христа этот жестокий гонитель христиан был обращен к вере в Него и стал самым пламенным из всех апостолов! Почему такого чуда был удостоен именно он? Ведь других апостолов Господь призвал просто, проходя по берегу Генисаретского озера, где сушили свои сети рыбаки, бедные галилеяне, неграмотные, ничему не учившиеся. Христос остановился, увидев Петра и Андрея, и сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ; Мк. 1:17 ). Несколько далее так же, одним властным словом, Он призвал и двух других рыбаков, будущих великих апостолов Иакова и Иоанна. И по первому слову Христа они оставили в лодке своего отца Зеведея и последовали за Ним. Живительно призвание апостола Нафанаила: он был поражен всеведением Господа Иисуса Христа, проявленным в разговоре с ним. Его изумление было так велико, что он вполне уверовал и сказал: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев ( Ин. 1:49 ), – и стал апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

А кто сектантам повелел пасти? Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Сектанты отвергаются тех, которым апостолы доверили святое дело. Они не слушают нас, и, по слову Божию, они не нас отвергаются, а Самого Господа Иисуса Христа. А кто отвергается Его Самого, тот отвергается Пославшего Его. Нет более тяжкого греха, чем расколы и разделение Церкви Христовой. Так говорили все великие святители, так говорил Иоанн Златоустый , Василий Великий , почти теми же словами, которыми сказал священномученик Киприан: «Люди, не хранящие союза и преискреннего общения с Церковью , хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже кровию». Видите, какой ужасный грех – раскол и сектантство, как страшно уклоняться от Церкви Христовой и идти за еретиками. Святые апостолы многократно предупреждали нас об этом. В послании к Римлянам ап. Павел говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ). Господь Иисус Христос сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ). Знайте, люди Божии, что сектанты вкрадчивы, что они приходят под личиной любви и смирения. Они хитры чрезвычайно. Особенно хитры и особенно тонко льстят слуху вашему баптисты. Они прикидываются святыми, пленяют любовью, вниманием к вам, завлекают в сети, и в этих сетях вы погибаете. Св. ап. Павел в послании к Фессалоникийцам и Галатам говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Всех тех, кто состоит в сектах, кто соблазняет людей своими лжеучениями, ап. Павел предаёт анафеме. И следуя словам его, Св. Церковь в этот день анафематствует всех еретиков, всех не признающих Вселенских Соборов и Священного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010