Следующий этап развития музея связан с историей в некоторой степени трагической. На заре перестройки Казанский собор был передан Церкви, а для музея было реконструировано новое здание. - Почему же эта история - трагическая? - Потому что любой переезд равен двум пожарам - знаете такую поговорку? Особенно это верно для музеев. Экспозицию пришлось создавать заново, а ведь помещение совсем другое. Некоторые петербуржцы до сих пор уверены, что музей находится в Казанском соборе. - Ну, достаточно один раз прийти в ваш музей, чтобы выяснить, где он на самом деле находится. - Конечно. Но это имидж, понимаете? Раньше все знали: в Казанском соборе находится Музей истории религии. А нынешний адрес далеко не все знают. И будут знать еще нескоро. Кстати, Казанский собор сохранился именно потому, что там был основан музей, как и другие культовые сооружения, которые становились музеями, а не общежитиями, заводами и бассейнами. - Да, переезд для музея - проблема. Но разве нормально, что в церкви - музей? Здания должны использоваться по назначению… - Конечно, должны. В свое время сотрудники музея не сопротивлялись переезду. В новом здании гораздо лучше условия для хранения, и люди в Казанском соборе ютились где-то на чердаке, а здесь у них нормальные комнаты. В некотором смысле можно сказать, что, несмотря на 75летие, нынче создается совершенно новый музей. И характер экспозиции, и выставочная деятельность уже другие. У нас современный музейный подход: мы используем электронные технологии, создаем виртуальные экспозиции, базы данных нашей коллекции. - Музей поддерживает связи с представителями различных религиозных конфессий? - В начале 1990-х правительством было принято решение предоставлять культовые предметы храмам во временное пользование. Это касается всех христианских конфессий, ислама, иудаизма… Музей активно участвовал в этой работе, и она продолжается. Недавно переоформлены договоры с Казанским собором и Вознесенским (Софийским) собором в Пушкине. К нам часто обращаются, просят посмотреть что-то в наших фондах, описать, скопировать, так что наши фонды постоянно в работе. Правда, в последние годы, когда коллекции распаковывались, технически невозможно было сделать полную базу данных. Сейчас мы активно над этим работаем, и уже на следующий год, надеюсь, эта работа будет завершена. Я подчеркиваю, у нас нет такой задачи - отдать все в храмы. Гораздо более важная задача - познакомить петербуржцев, гостей города, ученых, интернет-пользователей с нашими коллекциями. Мы постараемся постепенно все коллекции представить в выставках.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Князь Михаил Иванович Мстиславский, благотворивший и прежде мстиславскому Пустынскому монастырю, прибавил ему (1505) еще медовую и денежную дани из своих имений . Князь Димитрий Путятич, воевода киевский, не успел оставить духовного завещания, но душеприказчик его князь Михаил Глинский сам назначил и раздал по душе его с соизволения короля Александра пожертвования на церкви и монастыри. Грамота королевская (от 29 апреля 1506 г.), в которой излагается и утверждается это распоряжение Глинского, представляет собою весьма любопытный исторический документ. Из нее можно видеть, сколько было тогда в Западнорусской Церкви православных архиерейских кафедр, сколько церквей в Вильне и какие церкви и монастыри считались наиболее уважаемыми. Самые большие вклады из оставшихся имений покойного князя Путятича сделаны на монастырь Киево-Печерский, в котором погребены были родители его и он сам, и на виленский Пречистенский собор: первому назначены половина крестьян, данников покойного князя, по имени Зеремцов, живших за Березиною, и устав меда, который шел с них; последнему — другая половина тех же данников и такой же устав меда. Затем дано по десяти коп грошей на каждый из архиерейских синодиков для поминовения покойного князя, и именно на синодики: митрополичий, смоленский, полоцкий, володимерский, луцкий, туровский, перемышльский и холмский, всего — на восемь. Далее — десять коп грошей на виленский Троицкий монастырь и по две копы грошей на двенадцать виленских церквей, которых, следовательно, вместе с Пречистенским собором и Троицким монастырем, было в Вильне четырнадцать. Еще далее назначено по десяти коп грошей: в Новогрудке на две церкви — Пречистой и святых мучеников Бориса и Глеба, в Минске на Вознесенский монастырь, в Гродне на церковь Пречистой и на монастырь Бориса и Глеба, в Смоленске на соборную церковь Пречистой и на общежительные монастыри — Троицкий и Спасский, в Витебске на соборную церковь святого Михаила, в Полоцке на Софийский собор, в Бресте на соборную церковь святого Николая, во Владимире на церковь Пречистой, в Луцке на церковь святого Иоанна Богослова и на Жидичинский Николаевский монастырь, в Холме на церковь Пречистой, в Перемышле на соборную церковь, в имениях покойного князя на Троицкий монастырь и еще на какой-то Пустынский монастырь пана Александра (вероятно, Ходкевича, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436035/

Понад сорок тисяч Казахстану вклонилися Поясу в 8 травня 2014 р. 21:36 30 апреля 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан из храма Илии Пророка в Обыденском переулке г. Москвы был принесен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Встреча святыни состоялась в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты. С 1 по 5 мая святыня пребывала в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря в Алма-Ате. 6 мая Честной Пояс Пресвятой Богородицы был принесен в город Чимкент, областной центр Южно-Казахстанской области. Ковчег со святыней сопровождают глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий и клирики Астанайской епархии . В аэропорту Чимкента святыню встречали архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий и духовенство города. Из аэропорта Пояс Божией Матери был перевезен в Никольский кафедральный собор, где глава Казахстанского митрополичьего округа совершил молебен. 7 мая митрополит Александр возглавил в Никольском соборе служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Чимкентский Елевферий, епископ Усть-Каменогорский Амфилохий, духовенство Астанайской и Чимкентской епархий. За богослужением молились прихожане собора и городских храмов, а также многочисленные паломники из разных районов Южного Казахстана, прибывшие поклониться Честному Поясу Пресвятой Богородицы. По сложившейся в Никольском соборе традиции, «Символ веры» и «Отче наш» после всеобщего пения прочитал на греческом языке один из старейших прихожан храма Иоаннис Костиди. Многие годы в Чимкенте проживала многочисленная греческая диаспора, центром духовной жизни которой являлся кафедральный собор. Богослужение завершилось крестным ходом. На соборной площади состоялось славление Светлому Христову Воскресению и Пресвятой Богородице. С пением величания и пасхальных тропарей ковчег со святыней был внесен в храм и установлен для молитвенного поклонения верующих.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3644416...

В Калининграде над главным входом в кафедральный собор появилась мозаичная икона Калининград, 20 июня 2005 г . Над главным входом кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда появилась уникальная мозаика – икона " Нерукотворный образ Спасителя " . Трехметровое в диаметре изображение лика Спасителя выполняет мозаично-иконописная мастерская московского художника Евгения Ключарева, возрождающая древнее искусство православной мозаики, сообщает пресс-служба кафедрального собора. Работы Ключарева можно видеть на Казанском соборе и Вознесенских воротах Красной площади, в Свято-Даниловом монастыре столицы, Троице-Сергиевой Лавре, Оптиной пустыни, на Валааме. Мастерская Евгения Ключарева также собрала мозаичные иконы в Суздале, Владимире, Сургуте, Минске, Иерусалиме и Америке. " Нерукотворный образ Спасителя " в Калининграде является первой работой известного московского художника. За основу взята икона новгородской школы монгольского периода (XV век). Это первая из трех мозаичных икон, которыми будут увенчаны три входа в храм – западный (центральный), южный и северный. Если с западной стороны находиться Нерукотворный образ Христа Спасителя, то с северной и южной стороны храма будут располагаться иконы Богородицы и Иоанна Предтечи. Вся композиция напоминает древний иконописный чин называемый " Деисис " (от греч. deesis – моление), который включает в себя изображение Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. Это тройная икона является одной из самых характерных канонических композиций древнерусского иконописания. Деисус XI века можно видеть в Софийском соборе Киева, в новгородских храмах и иконописи Поонежья. Деисисы кисти преподобного Андрея Рублева и Феофана Грека можно видеть в Благовещенском соборе Московского Кремля. Тройная икона на внешней стороне храма была выбрана осознанно. Для калининградцев это уникальная возможность видеть и приобщаться к древнейшим культурным и духовным ценностям России. 20 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13814.html

М. был одним из богатейших магнатов Вост. Европы. По своему усмотрению распоряжался налогами, таможенными сборами с Гетманщины и войсковой казной. Получал также доходы (более 200 тыс. р. в год) от откупов на торговлю вином, табаком, дегтем и др., от сборов с городовых (территориальных) полков Левобережной Украины, а с 1704 г., когда по указанию Петра I занял правый берег Днепра,- также с полков Правобережья. М. принадлежали 5 волостей (с населением до 100 тыс. чел.) на Гетманщине, 2 - в Севском у., владения в Путивльском и Рыльском уездах (более 20 тыс. крестьян). Часть своих средств он направлял на строительство и реставрацию церквей и мон-рей. Всего на его средства было построено, по подсчетам С. О. Павленко, 26 соборов, мон-рей и колоколен как на территории Гетманщины, так и на территории России - в Рыльском и Севском уездах; был отреставрирован Софийский собор в Киеве и воздвигнута колокольня, построены стены Киево-Печерской лавры - всего возведено или перестроено более 40 церковных строений. Среди известных построек можно назвать Никольский военный собор (Киев), Свято-Вознесенский собор в Переяславе-Хмельницком, киевский Златоверхий во имя арх. Михаила мужской монастырь , Троицкий собор в Чернигове. Постройки, сделанные на деньги М., дали начало т. н. украинскому (мазепинскому) барокко. Многочисленны были вклады и дары М. правосл. церквам и монастырям как в Русском гос-ве, так и на правосл. Востоке. Одним из таковых является т. н. Пересопницкое Евангелие (в наст. время используется для приведения президентов Украины к присяге на инаугурации). Сохранилось более 130 универсалов (жалованных грамот), дарованных М. мон-рям и церквам. Часть универсалов ограждали церкви от вмешательства мазепинской администрации и даровали им дополнительную финансовую помощь и недвижимую собственность. В 1701 г. ввел для крестьян 2-дневную «панщину», в 1708 г. запретил им переход со своим наделом и закрепил за феодалами право собственности на крестьянскую землю, вызвав недовольство рядового казачества и крестьянства. Однако Петр I игнорировал все регулярно поступавшие доносы и жалобы на М.

http://pravenc.ru/text/2561228.html

27 мая, в день отдания Пасхи, Его Святейшество в сослужении членов Священного Синода и других прибывших архипастырей возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил малое освящение восстановленного домового храма Святых отцов семи Вселенских Соборов в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода. Святейший Патриарх и члены Синода приняли участие в церемонии открытия Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, которая расположена в комплексе исторических зданий Святейшего Правительствующего Синода и Сената. Церемонию возглавил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. В переданных Русской Православной Церкви синодальных помещениях прошло первое после восстановления в 1917 году Патриаршества в России заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси, после которого в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов состоялось наречение наместника Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Его Святейшество в сослужении членов Священного Синода и других архиереев, прибывших на торжества, возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. За литургией при большом стечении народа во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии был рукоположен архимандрит Назарий (Лавриненко). В ходе своего визита Святейший Владыка также посетил святыни Царского Села (ныне – город Пушкин): Федоровский Государев собор, собор святой великомученицы Екатерины, Софийский (Вознесенский) собор, а также храмы в Ленинградской области: церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке, Екатерининский храм села Мурино, собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных поселка Токсово, где совершил освящение приходского геронтологического центра имени императрицы Марии Феодоровны. В ходе посещения храмов прошли встречи Его Святейшества с духовенством и многочисленными прихожанами.

http://patriarchia.ru/db/text/703886.htm...

Показательны Князь-Владимирский собор Антонио Ринальди в Петербурге, многочисленные постройки В. И. Баженова и М.Ф. Казакова в Москве и Подмосковье 11 . Интересны постройки Ю.М. Фельтена, это ряд построек для инославных христианских общин столицы, а также весьма оригинальные примеры романтического направления, существовавшего под покровом официального классицизма – это псевдоготические сооружения, такие, как две пригородные дворцовые церкви св. Иоанна Предтечи (“Чесменская” и на Каменном острове). Подобная тенденция проявлялась и у упомянутых московских мастеров-классицистов. Второй этап – строгий классицизм, связан с более четким следованием ордерным схемам, отсутствием излишеств в декоре. В типологии церковные постройки при этом разнообразны: Троицкий собор Александро-Невской лавры, созданный И.Е. Старовым как купольная базилика, храмы-ротонды Н.А. Львова – в предместьях Петербурга (Екатерининская церковь в Мурино и Троицкая “ Кулич и пасха”), на Валдае и под Торжком, а также крестово-купольные храмы (Вознесенский-Софийский собор в Царском селе). Высокий классицизм, именуемый и русским ампиром, имеет наиболее торжественный характер и связан с правлением Павла I, Александра I и частично Николая I, то есть захватывает треть XIX столетия. По замыслу императора Павла создается Казанский собор на Невском проспекте, de facto кафедральный. После неудачного конкурса с участием Пьетро ди Готтардо Гонзага, Чарльза Камерона и Тома де Томона принимается осуществлённый проект Андрея Никифоровича Воронихина (1760–1814 гг.). Ответив на царское пожелание видеть подобие римского храма св. Петра, автор строит колоннаду, но не отделяющую соборную площадь от города, как в Риме, а открывающую северный фасад храма к проспекту. Пространство с западной стороны окружено оградой, по праву спорящей за первенство с решеткой Летнего сада Ю.М. Фельтена. В соборе применены гранит в интерьере и пудожский камень (известняк) для стен и колоннады. Здесь осуществлен свойственный ампиру синтез архитектуры и изобразительных искусств, особо заметна роль скульпторов И.П.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

На большинстве поясных изображений Л. представлена в 3/4-ном повороте, с приложенной к груди правой рукой и крестом в левой, в платке в полоску и темно-зеленом платье. Подобным образом Л. представлена на иконе 2001 г. иконописцев Н. А. и Н. Г. Богдановых (Вознесенский Софийский собор в Царском Селе). Такое изображение Л. помещено на ковчеге с частицей мощей в рязанском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре (по благословению архиеп. Павла (Пономарёва) ковчег для этого мон-ря специально был заказан в «Софрино» в 2010). На иконе 2004 г. «Собор святых, в земле Рязанской просиявших» из Христорождественского собора Рязанского кремля (худож. А. Лапкин) Л. изображена в правой группе святых между сщмч. Петром (Крестовым) и блж. Василием Рязанским (3-я от центра, 4-й ряд сверху) (Святые земли Рязанской. 2010. Ил. на с. 15). Лит.: Евсин И. В. Блаженная Любовь Рязанская: Жизнеописание. Чудеса. Акафист. Рязань, 2008; Иоаким (Заякин), иером., и др. Святые земли Рязанской. Рязань, 2010. С. 181-183. Ил. на с. 181. Мон. Мелетия (Панкова), Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2561050.html

   Если возникало такое положение, что рукополагаемый пресвитер назначался к определенному приходу, то при хиротонии он и назывался пресвитером такого-то титула. По окончании хиротонии пресвитер был настолован: в предшествии папских страто-ров, в сопровождении специально назначенного епископом пресвитера (дружки), новопосвященный приводился в храм своего титула, где садился в кресло по правую сторону престола при пении Gloria in excelsis, что другим не полагалось. Такой пресвитер назывался кардиналом-пресвитером. Но в сущности достаточное количество пресвитеров назначалось к кафедральной церкви.    И когда умирал пресвитер какой-нибудь церкви, то командировался кафедральный пресвитер, который, однако, не назывался presbyter cardinalis. Приходская жизнь в римской церкви выразилась так энергично, что во время стациональных богослужений римские христиане не перемешивались: каждый приход стоял отдельно и каждый приходский пресвитер причащал своих прихожан дарами, освященными здесь. Таким образом, римская практика образовалась довольно рано.    О Константинополе известно весьма немногое. Несомненно, в начале V века здесь были уже приходы и внутри города и в предместьях. Так, например, Сисинний был прежде приходским пресвитером Вознесенской церкви в предместье — Элее (Socr. VII, 26). При Юстиниане при всех церквах был свой комплект клира за исключением трех филиальных церквей, приписанных к Великой церкви, в которых богослужение по очереди совершалось софийским клиром. Экономическую самостоятельность приходы константинопольские получили при патриархе Геннадии (458—471). Его эконом Маркиан предоставил клиру каждой церкви пользоваться ее приношениями, тогда как прежде все церковные доходы поступали в Великую церковь. В Антиохии тоже приходские церкви (в предместьях) существовали уже в IV веке.    На западе приходы лишь позднее получили экономическую самостоятельность. Орлеанский собор 511 г. постановил: епископ от кафедральной церкви получает 12, от других церквей 13 (сап 14, 15). Собор Carpentoractense 527 или 528 г. постановляет, что если епископ достаточно состоятелен, доходы парохий должны идти местному клиру; а если епископ беден, он имеет право пользоваться тем, что остается сверх необходимого бюджета приходских церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Пушкинский район Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе (Пушкин, Софийская пл., 1) Настоятель - протоиерей Геннадий Зверев . 18 января 09:00 - Божественная литургия с чином Великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение; 21:00 - крестный ход от Екатерининского собора (Пушкин, Соборная пл., д.1) до Колонистского пруда (Софийский бульвар). По окончании крестного хода состоится водосвятный молебен и погружение в иордань. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином Великого освящения воды. Погружения в иордань до 21:00 19 января. Ленинградская область Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Кудрово (Всеволожский район, поселок Кудрово, лесопарк Оккервиль) Настоятель - протоиерей Владимир Данкович . 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином Великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение; 24:00 - Божественная литургия; 02:00 - крестный ход к иордани на реке Оккервиль, водосвятный молебен, погружение в купель. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином Великого освящения воды; 12:00 - крестный ход к иордани, водосвятный молебен, погружение в купель. На набережной реки Оккервиль будет установлена часовня. Все желающие смогут поставить свечи, приложиться к иконам, погрузиться в иордань. Будет развернута полевая кухня с горячим чаем и кашей. В программе мероприятий - массовые гулянья, подарки детям. В 17:30 - окончание праздника и салют. Собор святого архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных (Токсово, Лыжная ул., 16) Настоятель - протоиерей Лев Нерода . 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином Великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином Великого освящения воды; 12:00 - крестный ход к иордани в приходском пруду, водосвятный молебен. Погружение в иордань до вечера 19 января.  О духовном смысле праздника Богоявления см. здесь . ИА " Вода живая " , 14.01.16 Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=910...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010