167. Оп. 1. Д. 800. Л. 91, 129 об.). В 1918 г. на территории обители, на хуторах, в уч-ще, гостиницах мон-ря насчитывалось 569 чел., из них 130 монахинь и 78 послушниц. Во время пожара 1895 г. сгорела церковноприходская школа. Ее работа возобновилась лишь в 1905 г. и продолжалась до 1919 г., когда вышло постановление о закрытии духовных школ. К северу, при входе в мон-рь, от школьного подворья сохранились фрагменты деревянной ограды. На плане монастырского подворья 1919 г. в сравнении с планом 1895 г. видны результаты деятельности игум. Евпраксии (Артеменко), к-рая помимо строительства новых зданий уделяла большое внимание ремонту и украшению церквей. Почти все монастырские здания в период ее управления обителью (1899-1919) были электрифицированы, проведен водопровод на Флоровскую гору, где находилось кладбище, совершались богослужения в Троицкой ц. Монахини ухаживали за декоративными растениями, высаженными на прилегавшем к мон-рю склоне и вершине горы, где также находились жилой корпус и оранжерея. В условиях надвигавшейся революции мн. насельницам мон-ря такие усилия игумении казались излишними. Однако ее духовный пример остался в памяти сестер и вызывал глубокое почтение современников. Кенотаф Евпраксии (Артеменко) установлен в сент. 2005 г. у юж. стены Вознесенского храма. Архитектурный ансамбль К. м. XVII - нач. ХХ в. включает 4 церкви (Никольско-Тихвинскую трапезную, Вознесенскую, Воскресенскую, Казанской иконы Божией Матери), надвратную колокольню и 15 памятников гражданской архитектуры. Мон-рь занимает прямоугольный в плане огражденный участок (площадь 3, 4 га), вытянутый по оси «север-юг», с расположенными по периметру келейными и хозяйственными постройками. С XVI и до сер. XVII в., когда Киевский замок был сторожевым постом, деревянные постройки мон-ря страдали от интенсивных оползней, т. к. склоны Замковой горы очищались от растительности для лучшего обзора окрестностей, а на вершине часто велись строительные работы. Первое изображение подпорных стен, удерживавших склон, сохранилось на плане 1695 г.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Архиеп. Платон скончался 15 июня 1754 г., более 3 лет М. е. управлял архиеп. Сарский и Подонский Иларион (Григорович) . Новый глава М. е., бывш. митр. Киевский Тимофей (Щербацкий) , прибыл в Москву 23 янв. 1758 г. До 1764 г. он титуловался Московским и Севским, с 1764 г.- Московским и Калужским. По указу имп. Екатерины II от 26 февр. 1764 г. о секуляризации церковных земель и введении штатов епархий и монастырей М. е. стала (наряду с Новгородской и С.-Петербургской епархиями) первоклассной, с обязательным назначением викарных архиереев. Архиерейскому дому М. е. выделялось 7,5 тыс. р. и отдельно 1,5 тыс. р. на Архангельский собор. В Москве особые штаты также получили Успенский и Благовещенский соборы. Успенский собор утратил древние привилегии, сохранив одну - право «зачинать колокольный благовест». Из мон-рей М. е. один сохранил внеклассный статус лавры (Троице-Сергиева лавра), один стал кафедральным (Чудов мон-рь), к 1-му классу было отнесено 6 мон-рей: 4 мужских (Донской, Симонов, Новоиерусалимский, Саввин Сторожевский) и 2 женских - Вознесенский и Новодевичий. Ко 2-му классу были причислены муж. мон-ри - коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления , московский Богоявленский, Высокопетровский, московский Заиконоспасский, Иосифов Волоколамский, Ферапонтов Лужецкий, московский Греческий Николаевский, Андроников, московские жен. мон-ри - Зачатьевский, московский в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи , Богородице-Рождественский. Большое количество монастырей М. е. стали третьеклассными (дмитровский во имя святых Бориса и Глеба, серпуховской Владычный, серпуховской Высоцкий, московский Данилов, московский во имя свт. Иоанна Златоуста, московский Знаменский, Николо-Угрешский муж. мон-ри, коломенский Брусенский в честь Успения Божией Матери , Георгия Победоносца великомученика московский женский , московский в честь Воздвижения Креста Господня , московский во имя вмч. Никиты и др.). Маловотчинные мон-ри и те, которые не имели крестьян, оставлены за штатами. Императрица распорядилась определить в подмосковные обители нищенствующих и бродячих монахов. Штаты соборов и церквей также были разделены на классы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и хор молодежного движения «Православные добровольцы» под управлением Анны Голик. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел секретаря Его Святейшества по г. Москве, настоятеля храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот г. Москвы протоиерея Владимира Дивакова в сан протопресвитера. На сугубой ектении были возглашены прошения о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Были совершены славление Кириллу и Мефодию и благодарственный молебен с молитвами о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле. Благодарственную молитву прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Поздравительный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви огласил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. От имени Священного Синода митрополит Онуфрий вручил Святейшему Владыке икону святителя и чудотворца Николая, освященную на мощах святого. По словам Его Блаженства, образ был написан в ознаменование принесения в Русскую Православную Церковь из Бари мощей святителя Николая. «Мы просим, чтобы святитель Николай своими молитвами помогал Вам совершать то великое крестоношение и служение, которое Вы с достоинством совершаете в нашей Святой Русской Православной Церкви»,  сказал митрополит Онуфрий. Также Блаженнейший владыка преподнес Его Святейшеству от Украинской Православной Церкви архиерейское облачение. «Мы хотим поздравить Вас с днем Вашего небесного покровителя и приносим сердечную благодарность за то, что Вы в своем сердце находите место и для нашей Церкви и любите нас, и молитесь за нас, и всячески соучаствуете в тех испытаниях, в тех скорбях, которые Господь нам попустил для нашего духовного совершенствования»,  сказал митрополит Онуфрий.

http://patriarchia.ru/db/text/4903826.ht...

Соборование в московских храмах 16-22 марта Где в Москве собороваться на этой неделе? 16 марта, 2015 Где в Москве собороваться на этой неделе? Расписание соборований в московских храмах на эту неделю — 16-22 марта 2015 года. Казанский собор на Красной площади — 21 марта, суббота, 14-00 Донской монастырь (Донская площадь 1-3)  17 марта, вторник, 10-00 — храм прп. Серафима Саровского 17 марта, вторник, 18-00 — Большой собор 19 марта, четверг, 18-00 — Большой собор Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Алтуфьевское шоссе, дом 147) — 17 марта, вторник, 12-00 Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) (Б. Никитская, дом 18) — 18 марта, среда, 18-00 Храм Вознесения Господня в Сторожках (Большое Вознесение) (Б. Никитская, дом 36) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм Покрова Богородицы в Медведково (ул. Заповедная, д. 52А) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, д. 2, стр. 1) — 18 марта среда, 18-00 Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при институте МОНИКИ (ул Щепкина, 61) 19 марта, пятница — 15-00 22 марта, воскресенье — 13-00 Московское Подворье Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская, дом 52) — 22 марта, воскресенье, 15-00 Храм Живоначальной Троицы в Конькове (Профсоюзная ул., 116) — 18 марта, среда, 13-00 Храм свт. Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д.14) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) ) — 20 марта, суббота, 11-30 Храм Живоначальной Троицы в Останкино ( ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2 ) — 22 марта, воскресенье, 13-00 Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице, 18 марта, среда  в 17:00 Храм в честь царя страстотерпца Николая в Аннино (Варшавское ш. 160), 21 марта, суббота в 13:00 Храм Евфросинии великой княгини Московской в Котловке (Нахимовский проспект, дом 8), 19 марта, четверг,  18:00 Даниловский монастырь (ул. Даниловский Вал, 22), Троицкий собор, 19 марта, четверг, 17:00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

Время близилось к полуночи. Ограда все гуще и полнее гудит говором. Из церковной сторожки кто-то вышел с фонарем. – Идет, идет! – неистово закричали ребята, хлопая в ладоши. – Кто идет? – Звонарь Лександра! Сейчас грохнет! И он грохнул… От первого удара колокола по земле словно большое серебряное колесо покатилось, а когда прошел гуд его, покатилось другое, а за ним третье, и ночная пасхальная тьма закружилась в серебряном гудении всех городских церквей. Меня приметил в темноте нищий Яков. – Светловещанный звон! – сказал он, и несколько раз перекрестился. В церкви начали служить «великую полунощницу». Пели «Волною морскою». Священники в белых ризах подняли Плащаницу и унесли в алтарь, где она будет лежать на Престоле, до праздника Вознесения. Тяжелую золотую гробницу с грохотом отодвинули в сторону, на обычное свое место, и в грохоте этом тоже было значительное, пасхальное, – словно отваливали огромный камень от гроба Господня. Я увидал отца с матерью. Подошел к ним и сказал: – Никогда не буду обижать вас! – прижался к ним и громко воскликнул: – Весело-то как! А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб – артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина. Она была прозрачной, и такой легкой, если дунуть на нее, то заколеблется паутинкой. И среди этой тишины запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси». И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. Мне наступили на ногу, капнули воском на голову, но я почти ничего не почувствовал и подумал: «так полагается» – Пасха! Пасха Господня! – бегали по душе солнечные зайчики. Тесно прижавшись друг к другу ночными потемками, по струям воскресной песни, осыпаемые трезвоном и обогреваемые огоньками свечей, мы пошли вокруг белозорной от сотни огней церкви и остановились в ожидании у крепко закрытых дверей. Смолкли колокола. Сердце затаилось. Лицо запылало жаром. Земля куда-то исчезла – стоишь не на ней, а как бы на синих небесах. А люди? Где они? Все превратилось в ликующие пасхальные свечи!

http://azbyka.ru/deti/pashalny-e-rasskaz...

Кава. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1866. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Лихославльский район, Кава Координаты: 57.134423, 35.53223 Проезд:От Лихославля на С-В 3 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Кава ныне Лихославльского района, от Твери 42 версты, от торжка 30 верст, от Лихославля пять километров. Две церкви: Вознесенская каменная церковь построена в 1857 году с тремя престолами: Вознесения Господня, святителя Николая, преподобного Ефрема Новоторжского. Вторая деревянная Покровская церковь построена в 1866 году. Были построены каменные сторожка, приходская школа и кладовая. В приходе 25 деревень, 540 дворов, 2062 мужчины и 2211 женщин, все карелы. Было построено шесть часовен и два молельных дома: деревня Сорокина - преподобных Зосимы и Савватия Соловецких построена в 1874 году, деревня Кузовино - Святой Троицы построена в 1876 году, деревня Пнево - святых Анны, Петра и Павла, деревня Станки - святых благоверных князей Бориса и Глеба, деревня Захарово - Воздвижения Животворящего Креста Господня, деревня Иовка - преподобного Сергия Радонежского. Молитвенные дома: в деревне Домантово - Казанской Божьей Матери построен в 1863 году, и в деревне Телицыно - Успенской Божьей Матери построен в 1863 году. Даты основания первых двух деревянных церквей в селе неизвестны. Третья деревянная Никольская церковь на том же месте была построена в 1729 году. Перед нею церковь сгорела, на месте сгоревшей церкви был найден образ святителя Николая. На обратиой стороне образа имелись обгоревшие пятна, прихожане-карелы имели большое почтение к этому образу. 1817 году священник села Кава Михаил Алексеевич Золотинский совместно со священником из села Козлова Григорием Ефимовичем Введемским перевели на карельский язык самое первое произведение " Евангелие от Матфея " , которое было издано в 1820 году. Позднее они написали рукопись перевода на карельский язык «Евангелие от Марка», который не был издан.

http://sobory.ru/article/?object=32241

Время близилось к полночи. Ограда все гуще и полнее гудит говором. Из церковной сторожки кто–то вышел с фонарем. — Идет, идет! — неистово закричали ребята, хлопая в ладоши. — Кто идет? — Звонарь Лександра! Сейчас грохнет! И он грохнул… От первого удара колокола по земле словно большое серебряное колесо покатилось, а когда прошел гуд его, покатилось другое, а за ним третье, и ночная пасхальная тьма закружилась в серебряном гудении всех городских церквей. Меня приметил в темноте нищий Яков. — Светловещанный звон! — сказал он и несколько раз перекрестился. В церкви начали служить «великую полунощницу». Пели «Волною морскою». Священники в белых ризах подняли Плащаницу и унесли в алтарь, где она будет лежать на престоле, до праздника Вознесения. Тяжелую золотую гробницу с грохотом отодвинули в сторону, на обычное свое место, и в грохоте этом тоже было значительное, пасхальное, — словно отваливали огромный камень от гроба Господня. Я увидал отца с матерью. Подошел к ним и сказал: — Никогда не буду обижать вас! — прижался к ним и громко воскликнул: — Весело–то как! А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб — артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина. Она была прозрачной, и такой легкой, если дунуть на нее, то заколеблется паутинкой. И среди этой тишины запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси». И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. Мне наступили на ногу, капнули воском на голову, но я почти ничего не почувствовал и подумал: «так полагается» — Пасха! Пасха Господня! — бегали по душе солнечные зайчики. Тесно прижавшись друг к другу, ночными потемками, по струям воскресной песни, осыпаемые трезвоном и обогреваемые огоньками свечей мы пошли вокруг белозорной от сотни огней церкви и остановились в ожидании у крепко закрытых дверей. Смолкли колокола. Сердце затаилось. Лицо запылало жаром. Земля куда–то исчезла — стоишь не на ней, а как бы на синих небесах. А люди? Где они? Все превратилось в ликующие пасхальные свечи!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

К 1836 году строительство храма вчерне завершилось, но внутренние работы растянулись ещё на двадцать лет. Лишь в 1848 году его торжественно освятил митрополит Московский Филарет (Дроздов). О новой же колокольне речи теперь и не шло - до лучших времён оставили нарышкинскую шатровую. В продолжение XIX века Большое Вознесение оставалось " благородным храмом " . Лицо прихода определяли жившие неподалёку представители дворянских фамилий и отечественной, уже успевшей народиться, интеллигенции. В XIX - начале ХХ столетия в храме было пять престолов - в честь Вознесения Господня, а также придельные - в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая. Вокруг церкви вскоре после окончания её отделки воздвигли по проекту Н.В. Никитина, достойную ограду, а под присмотром А.И. Старова облагородили прилегающую территорию. Словом, жить бы да радоваться. Но вот пришёл 1917 год. Храму пришлось стать свидетелем ожесточённых боёв между юнкерами и большевиками - площадь Никитских ворот не единожды переходила из рук в руки. 13 ноября по старому стилю в Вознесенском храме отпевали погибших юнкеров. В 1920 году в Большом Вознесении венчались П.А. Бакшеев и И.Ф. Шаляпина, а в 1923 году здесь же Москва прощалась со своим любимцем, архидиаконом Константином Розовым. Осенью 1931 года храм был, согласно постановлению ВЦИК, закрыт. Ещё до того его " освободили " от всех золотых и серебряных предметов, а после закрытия начали планомерно уничтожать интерьеры. Был выломан и сожжён замечательный иконостас, вместе с остальными иконами. Как вспоминали московские старожилы, к церкви приводили школьников, чтобы они тоже бросали иконы в огонь. Позже в нём некоторое время находились различные конторы, а затем вместительное здание решили переоборудовать под гараж: в апсиде пробили ворота, закрасили оставшиеся росписи, сделали межэтажные перекрытия, причём при устройстве второго этажа понадобилось пробить дополнительные окна. В 1937 году варварское разрушение архитектурного ансамбля продолжилось сносом шатровой колокольни (на её месте сейчас сквер с памятником А.Н. Толстому).

http://sobory.ru/article/?object=02267

Патриарх Кирилл: Не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь — результат греха Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. 13 июня, 2013 Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. 13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Завершились сорок дней, в течение которых мы праздновали Святую Пасху, — те самые сорок дней, которые отделяли момент воскресения от вознесения Спасителя. Они были наполнены совершенно особым содержанием. Христос больше не находился каждодневно вместе с апостолами, но Он являлся им, и эти явления не все могли сразу распознать, как то было в случае с Марией Магдалиной, или Лукой и Клеопой, которые лишь в какой-то определенный момент увидели в Том, Кто с ними общается, Господа и Спасителя. В течение этих сорока дней Господь встречался  с учениками в Иудее и в Галилее, уча их о Царствии Божием. Именно в эти сорок дней было заложено многое в жизнь будущей христианской общины — то, что мы называем преданием. Оно не было отражено письменно, но запечатлелось в памяти христианской общины и, передаваясь из поколения в поколение, стало священным преданием Церкви. Сегодняшнее Евангельское чтение взято из 24-й, заключительной главы Евангелия от Луки — собственно говоря, повествование от Луки заканчивается сегодняшним евангельским чтением.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-ne-nuz...

«Помогай Бог Вам и всем, кто трудится над этими благородными задачами», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Церковь «Большое Вознесение» общей площадью 2,3 тыс. кв. м расположена по адресу: улица Большая Никитская, д. 36, стр. 1. Является объектом культурного наследия федерального значения. В 2017-2018 гг. в храме были проведены крупные реставрационные работы, которые стали завершающим этапом возрождения этой московской святыни. В течение этих двух лет специалисты выполнили сложнейшие ремонтные и консервационно-реставрационные работы по живописи на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма. На стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части был укреплен штукатурный слой, удалена накопившая за годы копоть. Кроме того, были реставрированы искусственный мрамор и лепной декор, украшающие храм. Отремонтирована кровля, что позволило ликвидировать угрозу протечек и разрушения восстановленной живописи. Проектировщик — ООО «Художественная реставрация» (главный архитектор проекта — С.В. Филатов). Генподрядчик — ООО «СТГ-Групп». Финансирование работ осуществлялось за счет городской программы субсидий и частных пожертвований. Первое упоминание о деревянной церкви Вознесения Господня в Сторожах относится к 1619 г. В конце XVII в. недалеко от храма Вознесения был расположен загородный дворец и двор второй жены царя Алексея Михайловича Романова — Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Предполагается, что в 1670 г. на месте сгоревшего деревянного храма она начала строить новый каменный, который был достроен в 1680-е гг. В XVIII в. в приходе храма Вознесения находился дом Александра Васильевича Потемкина — отца князя Григория Потемкина-Таврического. В 1780-е гг. Г.А. Потемкин решил перестроить Вознесенскую церковь и воздвигнуть на принадлежавшем ему участке «храм новый, великолепный» высотой не менее 60 м. Новый храм предполагали именовать церковью лейб-гвардии Преображенского полка, так как неподалеку находился «полковой двор».

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010