В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца. В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму " Большое Вознесение " во главе со Святейшим патриархом Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=02267

«Помогай Бог Вам и всем, кто трудится над этими благородными задачами», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Церковь «Большое Вознесение» общей площадью 2,3 тыс. кв. м расположена по адресу: улица Большая Никитская, д. 36, стр. 1. Является объектом культурного наследия федерального значения. В 2017-2018 гг. в храме были проведены крупные реставрационные работы, которые стали завершающим этапом возрождения этой московской святыни. В течение этих двух лет специалисты выполнили сложнейшие ремонтные и консервационно-реставрационные работы по живописи на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма. На стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части был укреплен штукатурный слой, удалена накопившая за годы копоть. Кроме того, были реставрированы искусственный мрамор и лепной декор, украшающие храм. Отремонтирована кровля, что позволило ликвидировать угрозу протечек и разрушения восстановленной живописи. Проектировщик — ООО «Художественная реставрация» (главный архитектор проекта — С.В. Филатов). Генподрядчик — ООО «СТГ-Групп». Финансирование работ осуществлялось за счет городской программы субсидий и частных пожертвований. Первое упоминание о деревянной церкви Вознесения Господня в Сторожах относится к 1619 г. В конце XVII в. недалеко от храма Вознесения был расположен загородный дворец и двор второй жены царя Алексея Михайловича Романова — Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Предполагается, что в 1670 г. на месте сгоревшего деревянного храма она начала строить новый каменный, который был достроен в 1680-е гг. В XVIII в. в приходе храма Вознесения находился дом Александра Васильевича Потемкина — отца князя Григория Потемкина-Таврического. В 1780-е гг. Г.А. Потемкин решил перестроить Вознесенскую церковь и воздвигнуть на принадлежавшем ему участке «храм новый, великолепный» высотой не менее 60 м. Новый храм предполагали именовать церковью лейб-гвардии Преображенского полка, так как неподалеку находился «полковой двор».

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

В 1771 году священники села Игнатьево Никита Тимофеев и Василий Леонтьев обратились в Московскую духовную консисторию, чтобы им позволили перенести на место пепелища пустовавший деревянный храм с Петропавловского погоста на Клязьме, в котором службы не совершались. Духовные власти одобрили это прошение, и в 1773 году перенесенная на новое место церковь была освящена. Старая Георгиевская церковь сгорела со всей утварью, многими иконами и антиминсом, однако в огне уцелели два древних запрестольных креста, царские врата, 16 икон и два резных образа святых великомучениц Варвары и Екатерины. Об этом свидетельствует интересный документ «Церковная летопись Георгиевской «на Глинках» церкви села Игнатьево Богородского уезда». Эта рукопись, большие отрывки из которой опубликовал историк Анатолий Полюлях, велась с 1868 по 1926 год последовательно несколькими местными священниками: Стефаном Лебедевым, Иоанном Рудневым, Николаем Троицким, Павлом Архангельским и Александром Некрасовым. В летописи, в частности, отражена история соперничества между двумя гжельскими приходами: Игнатьевским и Речицким. До 1860 года в приход Георгиевской церкви, кроме села Игнатьево, входило 10 деревень: Речицы, Жирово, Володино, Новохаритоново, Бахтеево, Турыгино, Меткомелино, Кузяево, Фрязино и Коломино. В 1859 году в Речицах был построен большой каменный храм Вознесения Господня, и часть старого игнатьевского прихода отошла к новой церкви. Священник Стефан Лебедев в приходской летописи вспоминал, что в начале его служения старая деревянная церковь в Игнатьево всегда была полна молящихся, которые приходили на богослужения, несмотря на большое расстояние и сильные морозы. Уже в два или три часа ночи богомольцы приходили к церкви, дожидаясь начала утрени в сторожке. Все это время они читали вместе жития святых, а затем рассуждали о том, насколько соответствует их жизнь прочитанному. Любители церковного пения составляли два клироса, и всегда находились желающие из числа прихожан звонить на колокольне, читать шестопсалмие или кафизмы.

http://sobory.ru/article/?object=07370

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и хор молодежного движения «Православные добровольцы» под управлением Анны Голик. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел секретаря Его Святейшества по г. Москве, настоятеля храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот г. Москвы протоиерея Владимира Дивакова в сан протопресвитера. На сугубой ектении были возглашены прошения о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Были совершены славление Кириллу и Мефодию и благодарственный молебен с молитвами о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле. Благодарственную молитву прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Поздравительный адрес Священного Синода Русской Православной Церкви огласил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. От имени Священного Синода митрополит Онуфрий вручил Святейшему Владыке икону святителя и чудотворца Николая, освященную на мощах святого. По словам Его Блаженства, образ был написан в ознаменование принесения в Русскую Православную Церковь из Бари мощей святителя Николая. «Мы просим, чтобы святитель Николай своими молитвами помогал Вам совершать то великое крестоношение и служение, которое Вы с достоинством совершаете в нашей Святой Русской Православной Церкви»,  сказал митрополит Онуфрий. Также Блаженнейший владыка преподнес Его Святейшеству от Украинской Православной Церкви архиерейское облачение. «Мы хотим поздравить Вас с днем Вашего небесного покровителя и приносим сердечную благодарность за то, что Вы в своем сердце находите место и для нашей Церкви и любите нас, и молитесь за нас, и всячески соучаствуете в тех испытаниях, в тех скорбях, которые Господь нам попустил для нашего духовного совершенствования»,  сказал митрополит Онуфрий.

http://patriarchia.ru/db/text/4903826.ht...

Развить образ Божий в богоподобие Мы должны образ Божий, запечатленный в этой природе, развить в богоподобие. В этом смысл нашей жизни, и потому, может быть, главный вывод из сегодняшнего дня – мы должны сторониться греха, уходить от него, преодолевать его усилиями своей воли, своей мысли, молитвой, приобщением Святых Христовых Таинств. Мы должны преодолевать свои слабости, чтобы грех не разрушил первозданное достоинство нашей человеческой природы, которое освобождено во Христе от власти диавола, но не освобождено от нашего свободного произволения. Из слова после Литургии в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве, 9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господня Строительство храмов – это важная задача Что было бы с этими людьми, куда бы их привели духовные поиски, если бы не было храма? Духовная жизнь очень тонкая, здесь может быть много неправильного, греховного, часто разрушающего психику человека. Мы знаем, что происходит в сектах. Поэтому сегодня строительство храмов – это важная задача, с тем чтобы духовно укрепить наш народ и чтобы историческая справедливость восторжествовала. И слова на встрече с главой Республики Марий Эл Л.И. Маркеловым и архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном 12 июня 2016 года в Йошкар-Оле Жизнь христианина требует инициативы Жизнь христианская требует от нас инициативы, требует того, чтобы мы воплощали христианские заповеди в жизнь. И то, что у нас сегодня развивается корпус сестер милосердия, тех, кто помогает страждущим в больницах и хосписах, кто занимается паллиативной помощью, – это очень важно, и не только для нашего общества. Иногда считают, что это важно для миссии Церкви. Действительно, так и есть, но ведь это важно и для тех, кто этим занимается. Этими трудами вы спасаетесь. Как монашествующие спасаются уединением, молитвой, постом, отречением от мира, так и вы, оставаясь в миру, своими добрыми делами спасаетесь. Из слова при посещении Православного духовно-просветительского центра

http://pravoslavie.ru/94236.html

Деревянный храм Вознесения Господня в Руново, по данным «Памятной книжки Тульской губернии на 1891 год» (Каширский уезд исторически относился к Тульской губернии), был построен в 1744 году. В 1846 году на месте старой церкви был возведен и освящен новый деревянный Вознесенский храм с приделом святителя Николая Чудотворца. Этот храм в 1862-1863 годы подвергался перестройке: его трапезная часть была расширена. В 1880 году в селе Руново появилась своя земская школа. История строительства ныне сохранившейся кирпичной церкви в селе Руново началась с беды – пожара 26 апреля 1902 года. Обстоятельства этого события были опубликованы в книге А. Голубева «История Каширского края и сельского поселения Знаменское». После литургии священник Илья Мерцалов направился к ученикам в земскую школу, а осмотр церкви поручил псаломщику и сторожу. Через сорок минут после начала занятий церковный колокол ударил в набат, говоривший о приходе беды. Пламя охватило церковь, и за два часа деревянное строение превратилось в обугленные развалины. Священнику и прихожанам не удалось спасти ничего из утвари и убранства церкви: сгорели все иконы, священные сосуды, богослужебные книги, облачение и святой антиминс. Вечером того же дня прихожане сгоревшей Вознесенской церкви собрались на сход и решили совместными усилиями построить новый кирпичный храм: «На обгоревших чурках и пепелище и в таком ужасном виде все-таки близких нам и дорогих… единогласно постановили: ежегодно жертвовать от своих скудных средств на построение нового каменного храма по одному рублю с души». Конечно, этих средств, которые обязывались жертвовать руновские крестьяне, не хватило бы на столь масштабное строительство. К богоугодному делу присоединились богатые уроженцы Руново, много лет жившие и работавшие в Санкт-Петербурге. В их числе был Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец Семен Тимофеевич Ильичев, который сделал самый большой вклад – около половины всей необходимой суммы. Он пожертвовал деньги на закупку материалов, внутреннюю и внешнюю отделку здания, на приобретение богослужебной утвари и устройства иконостаса. В мае 1903 года состоялась торжественная закладка нового храма. На период строительства стараниями крестьянина Петра Матвеевича Глазунова в Руново была построена небольшая временная церковь во имя Николая Чудотворца. Она служила местом молитвы и совершения таинств для прихожан сел Руново и сельца Княжево (Малое Руново) в течение примерно трех лет. В августе 1906 года кирпичный храм Вознесения Господня был завершен, а в декабре совершилось его торжественное освящение. У церкви, кроме главного престола в честь Вознесения Господня и придела Николая Чудотворца было еще два придела во имя «новых» на то время святых подвижников: святителя Феодосия Черниговского (канонизирован в 1896 году) и преподобного Серафима Саровского (канонизирован в 1903 году).

http://sobory.ru/article/?object=09885

Возобновилась стройка только в 1798 году, по новому проекту другого корифея отечественного зодчества М.Ф. Казакова. Казаков имел самые амбициозные планы: Вознесенский храм должен был выйти огромным, с высокой колокольней и скульптурами по фасадам. К 1805 году, однако, удалось завершить только тёплую церковь (трапезную часть) с двумя приделами да заложить фундаменты холодной церкви и колокольни. Средств на стрмительное воплощение казаковского проекта в жизнь явно недоставало. К 1812 году холодный храм был возведён только " под окна " . А там случился грандиозный московский пожар, приведший к уничтожению всех трудов. Постройка, по свидетельствам современников, не только обгорела, но даже оплавилась. Потребовалось ещё четыре года на то, чтобы привести в порядок трапезную часть, и в 1816 году её освятил архиепископ Августин (Виноградский). Интересно отметить, что отец владыки Августина некоторое время являлся причетником при Вознесенской церкви и даже был лично знаком с её именитым прихожанином - Григорием Потёмкиным. Вплоть до 1830-х годов новый Вознесенский храм стоял недостроенным. Только летом 1831 года, по личному распоряжению Николая I, начался следующий этап работ. Прозвание " Большое Вознесение " к тому времени укрепилось за недостроенным храмом. Москвичи таким образом стали отличать его от Малого (или Старого) Вознесения - церкви, с 1634 года стоявшей по Никитской улице ближе к одноимённому монастырю. За достройку Большого Вознесения взялся Ф.М. Шестаков, частично использовавший сохранившиеся чертежи Баженова и Казакова, но, однако, " ускромнивший " их. Так, например, Шестаков " смёл " с фасадов скульптуры и уменьшил высоту подкупольного пространства. Другой архитектор, приложивший руку к облику храма, - О.И. Бове. Он частично переработал проект в соответствии с пожеланием одного из тех, кому пришлось " развязывать кошелёк " , - князя Д.В. Голицына. Голицын желал, чтобы церковь обрела сходство с недавно оконченным Преображенским собором Петербурга и в её архитектуре, таким образом отразился бы замысел Потёмкина возвести собор для преображенцев. Бове не в полной мере согласился с ним: предложение князя подразумевало сооружение новых фундаментов. Однако на " родство " Большого Вознесения с петербургским собором зодчий всё же намекнул, прибавив к его северному и южному фасадам колонные портики.

http://sobory.ru/article/?object=02267

К 1836 году строительство храма вчерне завершилось, но внутренние работы растянулись ещё на двадцать лет. Лишь в 1848 году его торжественно освятил митрополит Московский Филарет (Дроздов). О новой же колокольне речи теперь и не шло - до лучших времён оставили нарышкинскую шатровую. В продолжение XIX века Большое Вознесение оставалось " благородным храмом " . Лицо прихода определяли жившие неподалёку представители дворянских фамилий и отечественной, уже успевшей народиться, интеллигенции. В XIX - начале ХХ столетия в храме было пять престолов - в честь Вознесения Господня, а также придельные - в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая. Вокруг церкви вскоре после окончания её отделки воздвигли по проекту Н.В. Никитина, достойную ограду, а под присмотром А.И. Старова облагородили прилегающую территорию. Словом, жить бы да радоваться. Но вот пришёл 1917 год. Храму пришлось стать свидетелем ожесточённых боёв между юнкерами и большевиками - площадь Никитских ворот не единожды переходила из рук в руки. 13 ноября по старому стилю в Вознесенском храме отпевали погибших юнкеров. В 1920 году в Большом Вознесении венчались П.А. Бакшеев и И.Ф. Шаляпина, а в 1923 году здесь же Москва прощалась со своим любимцем, архидиаконом Константином Розовым. Осенью 1931 года храм был, согласно постановлению ВЦИК, закрыт. Ещё до того его " освободили " от всех золотых и серебряных предметов, а после закрытия начали планомерно уничтожать интерьеры. Был выломан и сожжён замечательный иконостас, вместе с остальными иконами. Как вспоминали московские старожилы, к церкви приводили школьников, чтобы они тоже бросали иконы в огонь. Позже в нём некоторое время находились различные конторы, а затем вместительное здание решили переоборудовать под гараж: в апсиде пробили ворота, закрасили оставшиеся росписи, сделали межэтажные перекрытия, причём при устройстве второго этажа понадобилось пробить дополнительные окна. В 1937 году варварское разрушение архитектурного ансамбля продолжилось сносом шатровой колокольни (на её месте сейчас сквер с памятником А.Н. Толстому).

http://sobory.ru/article/?object=02267

Москва. Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот. Церковь Большое Вознесение Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами (Большое Вознесение). 1827-1848 гг. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-89 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был светлейший князь Г.А.Потемкин - Таврический. Оказалось, что фундамент старой церкви Вознесения недостаточно крепок для возведения задуманного большого храма. Тогда Г.А. Потемкин решил построить новый храм и отдал для него свой двор, находившийся рядом с церковью. Смерть помешала князю выполнить задуманное. По его завещанию в 1798 г. душеприказчики начали строительные работы. Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной. Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение. В 1812 г. недостроенное здание обгорело. В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов. В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова - Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви. Начало недостроенной галереи оформили как притвор.

http://sobory.ru/article/?object=02267

Соборование в московских храмах 16-22 марта Где в Москве собороваться на этой неделе? 16 марта, 2015 Где в Москве собороваться на этой неделе? Расписание соборований в московских храмах на эту неделю — 16-22 марта 2015 года. Казанский собор на Красной площади — 21 марта, суббота, 14-00 Донской монастырь (Донская площадь 1-3)  17 марта, вторник, 10-00 — храм прп. Серафима Саровского 17 марта, вторник, 18-00 — Большой собор 19 марта, четверг, 18-00 — Большой собор Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Алтуфьевское шоссе, дом 147) — 17 марта, вторник, 12-00 Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) (Б. Никитская, дом 18) — 18 марта, среда, 18-00 Храм Вознесения Господня в Сторожках (Большое Вознесение) (Б. Никитская, дом 36) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм Покрова Богородицы в Медведково (ул. Заповедная, д. 52А) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, д. 2, стр. 1) — 18 марта среда, 18-00 Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при институте МОНИКИ (ул Щепкина, 61) 19 марта, пятница — 15-00 22 марта, воскресенье — 13-00 Московское Подворье Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская, дом 52) — 22 марта, воскресенье, 15-00 Храм Живоначальной Троицы в Конькове (Профсоюзная ул., 116) — 18 марта, среда, 13-00 Храм свт. Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д.14) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) ) — 20 марта, суббота, 11-30 Храм Живоначальной Троицы в Останкино ( ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2 ) — 22 марта, воскресенье, 13-00 Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице, 18 марта, среда  в 17:00 Храм в честь царя страстотерпца Николая в Аннино (Варшавское ш. 160), 21 марта, суббота в 13:00 Храм Евфросинии великой княгини Московской в Котловке (Нахимовский проспект, дом 8), 19 марта, четверг,  18:00 Даниловский монастырь (ул. Даниловский Вал, 22), Троицкий собор, 19 марта, четверг, 17:00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010