Не удерживай Меня! Магдалина, Петр и Вознесение Но Его уже не взять, не унести, не удержать – Он свободен, и мы будем свободны 29 мая, 2014 Но Его уже не взять, не унести, не удержать – Он свободен, и мы будем свободны Иисус Христос, Сын Божий словно уходит от Марии и Петра в сияющую и страшную бездну – и смерть Крестная, и Вознесение равно страшат и гнетут их сердце. Они не могут принять полноты той человеческой, именно и истинно человеческой славы, в которую входит Иисус… Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:16-17). Удивительная встреча – после утраты всякой надежды на встречу. «О, сладчайший глас Твой!» – восклицает автор Пасхального канона, парафразируя восторг Магдалины, услышавшей свое имя из уст Того, кто был распят, и Того, кто не смотря ни на что, – вне владений смерти. Она касается, буквально, хватается, удерживает Его за Его ризы, она, обрадованная и названная по имени, узнавшая и узнанная, не желает новой разлуки в то время, как Он восходит, оставаясь словно прежним – но ещё более живым и прекрасным. Но она желает прежнего – разговоров, странствий, радости трапез, страннической скудной и свободной жизни среди цветущих лилий, жаждет, увидев невозможное, с небывалой силой возвращения былого, галилейской минувшей весны… И она крепко держит Его за ризы Его. Она хочет навек оставить «земного Иисуса» рядом с собой и остаться с Ним навек – здесь, на земле. Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Смысл этого запрещения еще тот, что Господь хотел этим сказать Марии: «Оставь Меня, ибо тебе нельзя быть со Мной неотлучно, не удерживай Меня, а иди и проповедуй Мое воскресение, Мне же надлежит теперь уже не оставаться больше с вами, а вознестись к Отцу Небесному». …Тайна Евангелия Иоанна, удивительная крестообразная ткань его повествования никогда до конца не раскрывается читающему, ибо это Евангелие влечет ввысь и вглубь, никогда не договаривая все до конца.

http://pravmir.ru/ne-uderzhivay-menya-ma...

Но, вознесшись, ХРИСТОС И ВСЮ ТВАРЬ, – даже неодушевленную, – возвратил в потерянное состояние, и даже возвел в лучшее, более прославленное… Мир был в ужасном рабстве – теперь освободился во славу Божию: – От работы идольския, – говорится в богослужении, – тварь избавивша и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем и Тебе превозносим уже во вся веки (тропарь 8-й песни 1-го канона праздника). Очевидно, что здесь разумеется пророчественное и глубокое слово апостола Павла о плодах дела Христова: – Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (по благодати то есть людей); потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее, то есть падшего царя твари, человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (то есть разрушению, стихийным бедствиям, исчезновению, – дерево гниет, солнце темнеет, звезды «умирают», превращаясь в пустыню, болезни и так далее) в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:18–21 ). Во Христе это уже совершилось: по воскресении Он вкушал, но пища обращалась в Нем, конечно, в «духовное» состояние ( 1Кор. 15:44 )… Вознесся в одежде, но и она прославилась, еще во время преображения засияла… Земля отказалась от закона тяготения, ибо Господь вознесся вопреки силе этого закона… Но так как всё связано с человеком, – а он еще будет исправляться, – то тварь не ждет до последнего «вознесения» всего человечества… Тогда будет уже «новое Небо и новая земля», которых мы, говорит очевидец преображения, воскресения и вознесения апостол Петр, по обетованию Его ожидаем. Там правда живет ( 2Пет. 3:13 ). А потому, заканчиваем с Ним, ожидая сего, потщимся явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением для себя… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения; но возрастайте во благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:14–15, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но все равно может показаться, что Вознесение - грустный праздник. Если до этого дня в храмах можно было каждый день услышать радостные пасхальные песнопения - «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то теперь нам придется ждать целый год, до следующей Пасхи. Но наша радость не должна уменьшаться. Да и само Священное Писание и церковные песнопения говорят о том, что Вознесение стало для учеников Христа (а значит, должно стать и для всех нас) - днем радости. Например, мы читаем в Евангелии от Луки, что Иисус вывел учеников из Иерусалима к Вифании, а затем: подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53). Или в одном из главных песнопений праздника - тропаре - мы услышим: « Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира » (в русском переводе: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира»). Вознесение Спасителя - это явление Его божественной славы. Спаситель пребывал с Богом Отцом, как Сын Божий, теперь Он пребывает с Отцом и как Сын Человеческий. Очень точно эту мысль выразил апостол Павел: Сын Божий будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). Сын Божий - будучи равным Отцу, уничижает Самого Себя, отказывается от Своей славы, становится человеком - самым обычным человеком, принимает страдания и смерть в бесславии. Но Бог за это прославляет Его, даруя высшую славу, которой никто и никогда не может достигнуть. Вот этой славе Учителя и радуются ученики. Поэтому они не скорбят, что Христа больше нет с ними. Да, Его нет физически среди нас, но Он всегда пребывает в Церкви - среди верующих. Эту радость, испытанную учениками в день Вознесения Христова, должны сохранять и мы. Ведь этой славой Господь желает с нами поделиться. Путь на небо

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

О втором же обещании Христос Спаситель давно уже говорил ученика, а на горе Елеонской это второе обещание было сказано устами Ангелов. Именно, когда облако скрыло Христа Спасителя из глаз учеников, а они стояли и смотрели, обращая взор свой на Небо, явились два Ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисусу, вознесшийся от вас на небо, приидет таки же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это было второе обещание, обещание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Вот и мы, дорогие братья и сестры, являемся верующими людьми, потому что приняли Духа Святого. И радость наша и надежда заключается в том, что Христос Спаситель придет снова с Неба. Это явление будет совершенно ясное, как говорит писание: «Узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его» ( Откр.1:7 ). Будем же помнить, что Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет явным, совершенно очевидным. Итак, Христос Спаситель делает все нужное для нашего спасения. Он сошел на землю для того, чтобы проповедовать миру о Боге, как о любящем Отце. Он явил дела, совершенные силою Духа Святого и обещал и верующим дать этот Божественные, утешающий Святой Дух. Он вознесся на Небо тоже для того, чтобы каждый, где бы он ни находился, мог бы призвать имя Христов и сказать: «Господи, Иисусе Христе!» – и таким образом быть с Господом. Все сделал Господь для нашего спасения. Будем, дорогие братья и сестры, жить и радоваться, что мы верующие люди; жить и радоваться надеждою Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. И паче всего, будем стараться соблюдать заповеди Господни, которые «не тяжки» ( 1 Ин.5:3 ). И эти заповеди заключаются в проявлении любви к ближним. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ), – сказал Сам Христос Спаситель. Итак, будем радоваться спасению Божьему. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 12 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Вознесения Господня можно назвать праздником надежды. В чем эта надежда заключается? чтобы на это ответить, рассмотрим еще раз, как происходило событие Вознесения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Свое искупление человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба, но через самое уничижение Господь по Своему человечеству взошел к высшей славе, о которой Он и молился в Первосвященнической молитве: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин.17:1 ). Действительность Вознесения Христова Существует две гипотезы, оспаривающие факт Вознесения Иисуса Христа. Первая – иудейская, согласно которой Вознесение есть измышление учеников. После того как ученики «украли тело из гроба», они, согласно этой версии, вынуждены были Его где-то спрятать (иначе никто не поверил бы проповеди о Воскресении) и объяснили исчезновение тела тем, что Христос якобы вознесся на небо 1130 . Вторая – мифологическая, весьма популярная в атеистической литературе советского периода. Согласно этой гипотезе, факт Вознесения Христа – миф, такой же как «вознесение на небо» многих героев древних мифов, например Геркулеса, Диониса, Персея и др. В подтверждение этой гипотезы ее сторонники ссылались на противоречия, которые якобы имеют место в повествованиях евангелистов. В частности на то, что о Вознесении говорит только евангелист Лука, евангелист Марк лишь вскользь упоминает об этом событии, а евангелисты Матфей и Иоанн якобы вообще ничего не знают о Вознесении. На самом деле при внимательном прочтении Евангелия от Матфея и от Иоанна не остается сомнения в том, что эти евангелисты также знали о Вознесении. В Евангелии от Матфея Господь на суде у Каиафы говорит: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы... ( Мф.26:64 ) – сидение одесную Бога, очевидно, предварительно предполагает Вознесение. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий ( Ин.3:13 ); Увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде ( Ин.6:62 ). Наконец, и Апокалипсис не оставляет сомнений в том, что ап. Иоанн знал о Вознесении. В XIX в. среди немецких протестантских теологов появилась теория «многократных вознесений» 1131 , согласно которой, в перерывах между явлениями ученикам воскресший Христос якобы каждый раз возносился на небесный Престол. Происходило это по крайней мере трижды. Первый раз – после явления Марии Магдалине, когда Господь сказал Марии: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17–18 ). Упоминание о втором вознесении находится в Евангелии от Марка (см.: Мк.16:19 ). Третье описано у евангелиста Луки (см.: Лк.24:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Святитель Афанасий Великий говорит о псалме 23: «Настоящий псалом проповедует о Вознесении Господнем, о преподании учения язычникам и о том, как они соделаются достойными небесных селений». 176 Святитель Филарет Московский говорит, что этот псалом «написан Давидом после откровения о месте храма ( 1Пар. 21, 18; 22, 1 ), предварительно на случай внесения Кивота в будущее здание. Но новейшие толкователи относят псалом к перенесению Кивота в скинию Давида (2 Цар., 21). Как бы то ни было, в этом прообразовательном описании довольно ясно представлено шествие Божественного человечества Иисус Христова в нерукотворенную скинию небес». 177 Объясняя 1 стих псалма: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее на ней», святитель Филарет замечает, что это: «соответствует торжественному исповеданию Воскресшего, что Ему «дана всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). 178 Стих 7: «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы!» Здесь толкователи видят пророчество о Вознесении Господнем. Святитель Афанасий толкуя слова «Возмите врата князи ваша», говорит: «Ангелы служат на земле Спасителю, при Вознесении Его, дают знать Небесным Силам, чтобы отверзли врата». 179 Стихи 8–10: «Кто сей Царь Славы? – Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь Славы». Святитель Афанасий так толкует эти слова: «Кто есть сей царь Славы? Вопрошают Горние Силы, изумевая пред чудесами домостроительства. Господь крепок и силен. Силы же дивятся тому, что видят Его во плоти, одушевленной душою разумною. Потому и вопрошают: кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Той есть Царь Славы. Восшедшие с Господом Ангелы открывают Горним Силам тайну, что поправший врагов мысленных, Той есть Господь сил». 180 Псалом 30 «В псалме тридцатом, – говорит святитель Филарет Московский , – заключается последнее молитвенное воздыхание умирающего на кресте Иисуса Христа». 181

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Скачать epub pdf 13. Св. апостол Матфий Св. апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» ( Лк.2:25 ). Христос явил Себя открыто миру, стал учить народ и творить чудеса, и Матфий последовал за Ним. Матфий веровал, что учение Христа – учение не человеческое, что чудеса Его – действие силы Божией, что Сам Он – великий посланник Божий. Видя внутренние движения Матфия, Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70-ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов ( Лк.10:1 ). Таким образом Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел Его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо ( Деян.1:21–23 ). После вознесения Господа на небо Матфий был причислен к лику 12-ти апостолов вместо отпадшего из числа их Иуды-предателя. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, св. апостол Петр стал посреди учеников и обратился с такими словами к собранию верующих: Братия,– говорил он, – надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас, и ему предназначено было проходить то же служение; но ему захотелось приобрести землю ценою, добытою неправдою, – и когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так как земля та на отечественном их наречии названа «акелдама», что значит – «земля крови». Между тем, в книге псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс.68:26 ), написано еще: достоинство его да приимет другой ( Пс.106:8 ). Итак, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем об Его Воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой к Господу. «Господи, сердцеведче всех, – молились они, – покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда»… Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику одиннадцати апостолов ( Деян.1:15–26 ). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Святого, нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также и мы, дорогие братья и сестры, должны хранить Пасхальный свет не только для того, чтобы он грел нас, не только, чтобы он светил нам, а чтобы этот свет распространялся дальше и дальше, свидетельствовал и другим людям об этой полноте благодати и истины. Мы сейчас стоим на самом пороге праздника Вознесения Христова – завтра будет праздник Вознесения. Сегодня вечером, через несколько часов, мы будем совершать Всенощное бдение праздника. Помните, сказано, что Иисус вознесся на Небеса, а ученики возвратились «с великой радостью». И даже в тропаре праздника мы слышим: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже, радость сотворивый учеником». Почему радость? Откуда радость? Он же ушел?.. Мы будем потом об этом говорить, но только один момент, одна подробность, касающаяся события Вознесения. Почему радость наполнила сердца апостолов? Да потому что наступило новое время, время, когда они уже не ученики Христовы (учениками они назывались до этого момента), а когда они посланы Христом как Его служители , они называются апостолами (с греческого языка слово апостол переводится как посланник, посол !). Длинная и интересная история о том, как Христос готовит учеников к тому, что наступит новое время в их жизни, что они как Его свидетели, как Его служители пойдут по всему лицу земли. И вот, это время наступает! Мы помним, как Христос дает ученикам власть: «Я даю вам всю власть на небе и на земле. Идите и проповедуйте всем народам». Он говорит, чтобы они учили людей соблюдать все, что «Я заповедал вам». То есть ученики имеют право учить всему, что заповедал Христос, все тайны открывать, говоря людям о Боге. И много других моментов, братья и сестры, о которых сегодня говорить не будем. Вот такими и мы должны быть – изменившимися, потому что Пасха не может никого оставить равнодушными. Христос воскрес, пошел к Отцу и послал нам Духа Святого, который наполняет наши сердца и просвещает ум. Об этой жизни преизбыточествующей мы и должны свидетельствовать миру. Мир запутался, потерялся, живет во тьме, дезориентирован, а мы должны миру говорить, что есть истина, что есть правда, в чем смысл. В Боге он, в принятии Воскресшего Христа, в сообразовании жизни своей с жизнью Христовой, с той жизнью, которую нам заповедует Евангелие.

http://azbyka.ru/propovedi/cikl-pasxalny...

Телесными очами созерцали апостолы довершение земных чудес и знамений Христовых – дивное чудо Его Вознесения, которым утверждалась неразрывная связь зримого с незримым, вещественного с духовным, Церкви земной с Церковью Небесной. Великой радостью возрадовались в тот час ученики Христовы, ибо сбылось упование их и даровано было им великое обетование Господне: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Восходя в Царствие Свое, Сын Божий не оставлял Своею милостью дольний мир, но принимал попечение над ним в силе и славе. «Вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как Пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на Свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подавать помощь… Господь наш восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся подавать руку скорой помощи, – чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие», – говорит светильник Церкви нашей, праведный Иоанн Кронштадтский. «Аз есмь с вами и никто же на вы», – поем мы в кондаке Вознесения слова как бы от лица Христа. Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме ( Мф.5:15 ), – прорек Спаситель. И Сам Он, соделывая вселенную Домом Божиим, вознесся не над одним Иерусалимом, но надо всем миром, изливая повсюду лучи Своей милости. Но, по слову преподобного старца Паисия Величковского , «чистым только сердцем, душою и умом созерцается Умное Солнце». И трудным кажется узреть Его тому, чьи взоры прикованы к земле. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Перед тем, как явить ученикам чудо Своего Вознесения, Господь вывел их из города ( Лк.24:50 ). Вдали от шумных торжищ, толчеи и суеты Спаситель преподал апостолам благословение и восшел на небо. У каждого из нас есть свой внутренний «город», где суетятся житейские заботы и страхи, где стараются прельстить нас торгаши и менялы нечистых помыслов, где бряцают смертоносным оружием греховные страсти. Но если мы найдем в себе духовные силы отрешиться от этого сонмища и подняться на высокую гору Елеонскую, какими ничтожными представятся нам преходящие мирские заботы и соблазны пред бессмертным величием открывающегося нашим взорам Царствия Небесного!

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: « мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя. Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил большее, в Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека к Самому Престолу Отца. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/db/text/242779.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010