Апостолы спрашивают Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» Господь отвечает им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Мы всегда хотим мерить нашу судьбу по нашей мере. Но то, что Господь обещает, бесконечно чудесно и просто: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями». Нам всем необходимо узнать силу Духа Святого, пребывающую в нас, потому что сила свидетельства не исходит со вне, она исходит из наших сокровенных глубин. Вот почему ангелы говорят им: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Поистине в центре Вознесения — эта благодатная уверенность, что Христос снова придет, чтобы взыскать нас со всей Своей бесконечной силой. Мы принимает Духа Святого, чтобы обрести подлинную крепость. Но мы должны также помнить «о временах и сроках» — о том, что долготерпеливый Господь как бы медлит придти, чтобы многие могли обратиться к Нему, и спастись. Спасение рода человеческого — вот главное обетование Вознесения Господня. Апостолы посылаются в мир, чтобы возвестить всем, что Крестные Страдания Христа преобразились в славу Воскресения. Кажущееся поражение Голгофы, восполненное силой Святого Духа, делает нас новым творением, если мы сознаем, что происходит с нами, и если от всего сердца молим Господа, чтобы Его воля открылась нам. В этот праздник слово Господне испытует нас, обновляет нас, освобождает от власти греха и смерти, потому что нам дается принять благословение в силе Господа, восходящего на небо. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 50). Это благословение Великого Первосвященника, Который отделяется от апостолов, но Который пребывает с ними вовеки. Вот почему они, и все, кто в Церкви Христовой, всегда находятся под покровом этого благословения, этой благодати.

http://moral.ru/о-главном-обетовании-воз...

б) наличием во гробе погребальных одежд; Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения ( Ин. 20:6–8 ). в) явлениями Воскресшего ученикам; В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия ( Деян. 1:3 ). Глава VII. О шестом члене Символа веры Вознесение Господа Иисуса Христа 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа. Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» ( Зах. 14:4 ). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо» ( Мк. 16:19 ). «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:51 ). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» ( Ин. 3:13 ). «Он же есть и восшедший превыше всех небес» ( Еф. 4:10 ). 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу. В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос ( Евр. 9:24 ), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом ( 1Кор. 15:28 ), нежели некоторое конкретное место во Вселенной. Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Без этого заключительного момента явления Воскресшего были бы чудовищным явлением. Он вознесся от апостолов на небо, т. е. Он стал для них навеки (до второго пришествия) невидим ( Деян. 1:9 ), Он восшел к Отцу, так что мы Его по плоти больше уже не знаем 42 . Как явлениям воскресшего Господа Иисуса необходимо было закончиться отшествием Его к Отцу ( Иоан. 20:17 ), так и отшествие Его к Отцу необходимо предполагает Его духовное вселение в сердца верующих, или дарование им Святого Духа. На основании евангельских повествований невозможно восстановить хронологической после­довательности этих событий, так как евангелисты Марк и Лука (ср. Мф.) сообщают о вознесении Господа, но не передают о даровании ученикам Духа, а евангелист Иоанн повествует о даровании ученикам Духа, но не го­ворит о вознесении Воскресшего, хотя и Лука свидетельствует о радости, наполнившей сердце учеников при вознесении Господа (24:52), и в евангелии Иоанна Воскрес­ший поручает Марии передать ученикам: «восхожу к Отцу Моему» (20:17) и пр. Да и едва ли возможно установить здесь хронологические прежде и после, так как по существу отшествие Господа Иисуса к Отцу и дарование ученикам Духа связаны неразрывно, как еще раньше разъяснял Христос Своим ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами: прииду к вам... Лучше для вас, чтобы Я пошел (к Пославшему Меня); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Иоан. 14:6–18; 16:7 ). О даровании Воскресшим Духа ученикам сообщает из евангелистов только Иоанн. Иисус сказал ученикам: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:21–23 ). Здесь с даром Духа соединяется свобода духовной жизни, свобод­ная нравственная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Другими словами, Вознесение было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это. Дело в том, что в Библии взятие человека на небо имело особый, а именно эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего. Так, пророк Илия, был взят на небо и как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» ( Мал.4:5 ). В Книге Откровения есть удивительное место, где тайнозритель Иоанн видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, ибо пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения в качестве Судии и Господа. Рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христиан. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознесшегося Иисуса. После Вознесения Господа близость Воскресшего переживалась так сильно, что христиане могли исповедать: «(Он) открылся Сыном Божиим в силе» ( Рим.1:4 ), «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 ), «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» ( Деян.5:31 ). Это спасительное деяние Бога воспевали, о нем размышляли снова и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними. Из этой радостной веры Евангелист Лука и формирует свои высказывания о Вознесении.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

В день отдания праздника Вознесения публикуем проповедь митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса; 1907–2010), известного архипастыря и духовного писателя, посвященную этому празднику, которую владыка произнес в храме святого Афанасия селения Аминтэу (Греция) 12 июня 1986 года.      Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем Вознесение Господне. Этот праздник называется «Господским», потому что в этот день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа. Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» – какие прекрасные слова ! Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21: 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос. Наступил Господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и Воскресения Христова мы встречаем Вознесение. Что такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней, а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз слышим пасхальный тропарь «Христос воскресе», которым когда-то христиане приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое. По прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти на гору, которую называли Елеонская, или Масл и чная, гора, потому что вся она была засажена маслинами. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой день на вершине горы собралось 120 верующих. Их было так мало, но какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица, затем – одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь самоубийством), потом – жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего 120. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены. Там с ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец Августин – все мы тоже грешные люди. Когда священник служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми антидор, получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях или посреди бескрайнего океана.

http://pravoslavie.ru/139976.html

В последний раз Иисус Христос явился всем ученикам Своим в городе Иерусалиме на 40-й день после воскресения Своего. Он дал им повеление идти по всем странам мира, всех учить вере христианской и тех, кто уверует в Него, крестить в воде во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Кто уверует, – сказал Он, – и примет крещение, тот будет спасен (получит царство небесное); а кто не уверует, тот будет осужден Богом.» Со всеми уверовавшими Он обещал невидимо пребывать до конца века. Потом сказал ученикам, что Он скоро пошлет на них с неба Св. Духа – Утешителя, и велел им ожидать такого дивного дара, а до того времени не расходиться из Иерусалима. Беседуя с ними таким образом, Спаситель повел их всех из города на Масличную гору и здесь, на вершине ее, поднял руки Свои, благословляя учеников. Они поклонились Ему до земли, Спаситель же стал отступать от них и возноситься (подниматься) на небо. Светлое облако скрыло Его из виду их, а они долго еще смотрели с горестью вслед вознесшегося Господа. Тогда явились перед ними два человека в белых одеяниях, – это были Ангелы, – и сказали им: «Мужи! Что вы смотрите на небо? Этот Иисус, Который вознесся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (то есть придет второй раз судить всех людей). Ученики воротились с горы в Иерусалим с великою радостью, все вместе жили там, славя и благодаря Бога и ждали, когда сойдет на них Св. Дух, по обещанию Христову. День вознесения Господня на небо почитается у нас как великий праздник; приходится он всегда в четверг на 6-й неделе после Пасхи (40-й день спустя после нее). XXXV. Сошествие Св. Духа на Апостолов, чудеса, совершавшиеся ими, и увеличение числа верующих в Иисуса Христа После вознесения Господня на небо Апостолы выбрали, по жребию, из других учеников Христовых 12-го Апостола, на место погибшего Иуды предателя. Имя этого нового Апостола было Матфий. В 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо исполнилось Его обещание насчет послания на Апостолов Св. Духа. У иудеев тогда был великий праздник, называемый пятидесятницею. 46 Апостолы с прочими учениками Христовыми, по обыкновению, молились тогда все вместе в одной горнице. В 3-й час дня, по иудейскому счету, а по-нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и Апостолы увидели огненные языки, которые спускались с неба на каждого из них: это было знаком того, что на них сошел Св. Дух (в виде огненных языков) и что Он даст им способность, силу, проповедовать Христово учение разным народам. Этот дар Его сейчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Св. Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо 10 июня. ПРАВМИР. Православные христиане празднуют Вознесение Господне —день вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Вознесение Господне отмечается в 40-й день по Пасхе. Это двунадесятый праздник, относящийся к праздникам подвижного цикла. Он отмечается в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после Своего Воскресения в течение 40 дней являлся им и говорил о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozn...

Во всяком случае это была телесность, наличность которой в явлениях Воскресшего не придавала им значения внешней убедительности и не изменяла существенного характера их, как духовного общения с Ним. Поэтому-то и апостол Павел своего дамасского видения Воскресшего не отличает от Его явлений ученикам до вознесения: «Он воскрес и явился Кифе, потом двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор. 15:47 , ср. Деян. 22:1718 ). Наконец, воскресший из гроба Господь, по явлении Своем ученикам, восшел от них к Отцу Своему, на что предсказал уже при явлении Марии Магдалине. Какова бы ни была телесность в явлениях Его ученикам, смысл Его воскресения и Его явлений должен быть понимаем во свете этого последнего момента явлений Воскресшего – Его отшествия к Отцу. Без этого заключительного момента, явления Воскресшего были бы чудовищным явлением. Он вознесся от апостолов на небо, т. е. Он стал для них навеки (до второго пришествия) невидим ( Деян. 1:9 ), Он восшел к Отцу, так что мы Его по плоти больше уже не знаем. 186 Как явлениям воскресшего Господа Иисуса необходимо было закончиться отшествием Его к Отцу ( Ин. 20:17 ), так и отшествие Его к Отцу необходимо предполагает Его духовное вселение в сердца верующих, или дарование им Святого Духа. На основании евангельских повествований невозможно восстановить хронологической последовательности этих событий, так как евангелисты Марк и Лука (ср. Мф.) сообщают о вознесении Господа, но не передают о даровании ученикам Духа, а евангелист Иоанн повествует о даровании ученикам Духа, но не говорит о вознесении Воскресшего, хотя и Лука свидетельствует о радости, наполнившей сердце учеников при вознесении Господа ( Лк.24:52 ), и в евангелии Иоанна Воскресший поручает Марии передать ученикам: «восхожу к Отцу Моему» ( Ин.20:17 ) и пр. Да и едва ли возможно установить здесь хронологические прежде и после, так как по существу отшествие Господа Иисуса к Отцу и дарование ученикам Духа связаны неразрывно, как еще раньше разъяснял Христос Своим ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Во вторник Фоминой седмицы — пасхальное поминовение усопших, Радоница. Третье воскресенье — « неделя жен–мироносиц» — память о тех женщинах, которые были с Господом на Лобном месте, проводили погребальную процессию до пещеры и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины–христианки. Служба четвертого воскресенья — « недели о расслабленном» (Ин 5, 1–16) — говорит нам о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает человеку Господь. Пятое воскресенье посвящено самарянке (Ин 4, 4–42), которой Христос говорил о религии «духа и истины», не ограниченной пределами какого–либо одного места или народа. Служба шестого воскресенья — « о слепом» (Ин 9, 1–38) — сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. В седьмое — « святых Отец» — прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах. ВОЗНЕСЕНИЕ Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бвышим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян. 1,4). Что такое Вознесение? В чем смысл его? После пасхальных событий ученики еще не вполне ощутили все их значение. Им было достаточно знать, что «Господь жив», что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошел в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу? Когда Иисус жил среди них, они во всем полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя. Они не знали, что земной путь Мессии уже завершен, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести. Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

«Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» ( Пс.46:2 ). Да возрадуемся и мы о небесной славе Христовой! И будем просить Его, дабы Он и нам дал участие в Его славе во Царствии Небесном. Аминь 1960 Вознесение Господне, проповедь II «Силою Креста твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое вознесение!» – так восклицает Невеста Христова, Святая Церковь, радостно торжествующая о восшествии Своего Жениха, искупившего Ее Кровию Своею, на престол, к Его Небесному Отцу. «Не прикасайся ко Мне, – сказал воскресший Христос при своем явлении в пасхальное утро Марии Магдалине, – ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Это слово Христово теперь исполнилось в Его Вознесении. Вознесение Его – это последнее завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, последнее завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия. Исполнились сегодня великие чаяния Ветхого Завета, ибо «сказал Господь – Бог Отец Небесный – Господу моему – Царю нашему, Мессии, Христу: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109 ). Христос победил и побеждает. Христос воскрес, а теперь, в сороковой день после Своего славного Воскресения, Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ), и Царствию Христову нет конца, как мы и пели в таинственную Великую субботу: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» ( Пс.81:8 ), «ибо Ты царствуешь вовеки». Сегодня радость наша – «Пасха наша великая и священнейшая» – Христос Избавитель восходит до самого неба, чтобы оттуда, от Отца, излить на нас дар Святого Духа и через благодать Духа пребывать с нами неотступно «во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ), – говорят ангелы апостолам. «Сей есть Иисус Человек Бот, Бог Человек паки приидет!» – восклицает Святая Церковь. И уже теперь Он с нами – в благодати Святого Духа. «Не прикасайся ко Мне», – сказал Он в пасхальное утро. А теперь уже по благодати Святого Духа в Церкви Его каждый верующий может прикасаться к Нему под таинственным видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010